Научная статья на тему 'Независимая оценка компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций как проблема исследования оценки качества профессионального педагогического образования'

Независимая оценка компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций как проблема исследования оценки качества профессионального педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
785
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никокошева Наталья Геннадьевна, Куприянова Галина Викторовна

В статье приводится системный анализ нормативно-правовой базы проектирования системы независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников организаций профессионального педагогического образования, а также степени изученности данной проблемы в теории и практике. Статью завершает, представленная авторами, обобщенная оценка результатов работы II Всероссийской (с международным участием) ежегодной научно-практической конференции «Независимая оценка профессиональных компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций» (РФ, ГБОУ СПО СО «НТПК № 1», г. Нижний Тагил; 9 апреля 2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никокошева Наталья Геннадьевна, Куприянова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций как проблема исследования оценки качества профессионального педагогического образования»

Теория и методика профессионального образования

УДК 378.147

Н.Г. Никокошева, Г.В. Куприянова

Независимая оценка компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций как проблема исследования оценки качества профессионального педагогического образования

Аннотация

В статье приводится системный анализ нормативно-правовой базы проектирования системы независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников организаций профессионального педагогического образования, а также степени изученности данной проблемы в теории и практике. Статью завершает, представленная авторами, обобщенная оценка результатов работы II Всероссийской (с международным участием) ежегодной научно-практической конференции «Независимая оценка профессиональных компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций» (РФ, ГБОУ СПО СО «НТПК № 1», г. Нижний Тагил; 9 апреля 2014 г.).

I

Ключевые слова: независимая оценка, профессиональная компетенция выпускников, профессиональная квалификация выпускников, качество профессионального образования, профессиональный стандарт.

Abstract

The article provides a systematic analysis of the regulatory framework of designing the independent assessment of competences and qualifications of graduates of institutions of vocational teacher education, as well as the level of study of this problem in theory and practice. The article concludes, presented by the authors, a generalized assessment of the performance of the II all-Russian (with international participation) annual scientific-practical conference "Independent evaluation of professional competences and qualifications of graduates of educational institutions" (Russian GBOU act WITH "STSC No. 1", Nizhny Tagil, on April 9, 2014).

I

Keywords: independent assessment, the professional competence of graduates, professional qualification of graduates, the quality of vocational education, professional standard.

Одна из приоритетных задач современного образования в России — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг путем создания прозрачной, объективной системы оценки достижений обучающихся [6]. В условиях постоянного совершенствования качества образования, актуальной становится проблема формирования независимой системы оценки качества работы образовательной организации профессиональных достижений выпускников. Впервые этот вопрос был поставлен в рамках проекта «Реформа системы образования», реализованного при поддержке Всемирного банка [1,2,7], в Концепции общероссийской системы оценки качества образования [4], подготовленной Рособр-надзором. В данное время эта задача последовательно входит практически во все стратегические и организационные документы Президента РФ, Правительства РФ и государственные программы Российской Федерации на период до 2018 года.

Ключевые нормативные изменения для реализации мер по решению данной проблемы отражены в статье 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

Г.В. Куприянова

Независимая оценка компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций как проблема исследования оценки качества профессионального педагогического образования

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, приобретают большую самостоятельность при реализации дополнительных профессиональных программ;

- отмена документов государственного образца, выдаваемых по результатам успешного освоения дополнительных профессиональных программ;

- расширение участия обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в формировании своего образовательного вектора [14, С. 235-239].

Указом Президента РФ от 7 мая, 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Правительству РФ предписано, «совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 года обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности» [13, С.2]. В целях реализации этого Указа, Правительство РФ Постановлением от 30.03.2013 г. утвердило «Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги» [10] и «План мероприятий по формированию независимой оценки качества работ организаций, оказывающих образовательные услуги на 2013-2015 гг.» [9,11,13].

Для реализации данных законодательных решений необходимо направить проектирование организаций профессионального педагогического образования в области создания системы независимой оценки компетенций и квалификаций в практико-ориентированное русло, связав с конкретными задачами и потребностями территориально-отраслевых кластеров и ресурсных центров в управлении качеством подготовки кадровой политики. С этой целью Министерство образования и науки РФ разработало «Методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества образовательных организаций всех уровней образования, включая определение критериев эффективности работы и ведение публичных рейтингов их деятельности», определив критерии эффективности работы организаций всех уровней образования, введения публичных рейтингов деятельности образовательных организаций.

На основании представленных выше нормативных изменений на сегодняшнем этапе организации системы независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников педагогических образовательных учреждений решены основные задачи: 1) создан профессиональный стандарт педагога, являющийся основанием для независимой оценки, определяющий квалификационные требования в соответствии с актуальными потребностями рынка труда [14]; 2) разработаны основания концепции независимости оценки, определяющие ведущую роль работодателей в процессе организации системы независимой оценки и ее функционирования, включая порядок взаимодействия всех ее участников [4].

Следующим шагом в развитии системы независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников педагогических образовательных учреждений является проектирование методологических и институциональных рамок, определяющих единство принципов, информационную интеграцию и прозрачность с учетом отраслевой специфики педагогических профессий и самостоятельности профессиональных образовательных сообществ и объединений работодателей. Для решения данной задачи наиболее эффективно включение в процесс проектирования системы независимой оценки компетенций и квалификаций организаций профессионального педагогического образования. С целью инициирования данного процесса среди организаций профессионального педагогического образования администрацией и педагогическим коллективом «Нижнетагильского педагогического колледжа № 1» было принято решение о проведении ежегодной научно-практической конференции с соответствующей проблематикой «Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов независимой оценки и сертификации компетенций и квалификаций выпускников профессиональных образовательных учреждений с учетом требований ФГОС и профессиональных стандартов». В связи с выбранной проблематикой, на конференции научная и профессиональная педагогическая общественность рассматривала следующие основные вопросы: существующие модели, механизмы и процедуры независимой оценки профессиональных компетенций и квалификаций выпускников педагогических образовательных учреждений; профессиональный стандарт как нормативную основу независимой оценки педагогических компетенций и квалификаций выпускников.

Круг специалистов и ученых, исследующих проблему независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального педагогического образования, ограничен. Результаты проведенного на этапе проектирования конференции контент-анализа названий диссертационных исследований, представленных в Едином электронном каталоге Российской государственной библиотеки и Электронном каталоге статей E-library, входящих в систему Российского индекса научного цитирования, деятельности центров развития, независимой оценки и сертификации компетенций и квалификаций показали, что на сегодняшний день существует:

- порядка 50 диссертационных исследований, посвященных

изучению и разработке моделей процедур, технологий независимой оценки (Н.М. Гвоздева, Н.В. Маркелова, К.Ш. Шарифзянова и др.), из них 25 посвящены независимой оценке компетенций и квалификаций выпускников (З.В. Возгова, Л.А. Ломанова, Т.А. Тыщенко и др.);

- научных статей по данной проблематике в общем количе-

стве 16 000, из них 3000 посвящены независимой оценке компетенций и квалификаций выпускников (Т.Г. Калугина, А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова, Ю.А. Сыченко, В.В. Федотова и др.), и только 900 — независимой оценке компетенций и квалификаций выпускников профессиональной образовательной организации педагогической

44 Инновационнные проекты и программы в образовании № 5, 2015

направленности (А.И. Зорин, Д.А. Махотин, В.В. Рябов, Ю.В. Фролов и др.);

- в РФ существует около 40 центров развития независимой оценки и сертификации компетенций и квалификаций (АНО «Центр развития образования и сертификации персонала «Универсум»» (г. Челябинск), Межотраслевого экспертно-методического центра, начальник отдела среднего профессионального образования ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (г. Екатеринбург), Центра развития системы квалификаций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) и др.), из них меньше 1% специализируются на организации независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников профессиональной образовательной организации педагогических специальностей (ООО «Малое инновационное предприятие «Центр сертификации и образовательного консалтинга» (г. Москва), Центр научно-технической информации «Прогресс» (г. Санкт-Петербург), Центр добровольной сертификации педагогических кадров ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары) и др.).

В работе конференции приняли участие ведущие ученые и специалисты из 8 регионов Российской Федерации, а именно: Московской, Ленинградской, Красноярской, Московской, Саратовской, Тульской областей, республики Башкирия, Украины и Турции. Более половины участников конференции, представлявших свои результаты — специалисты с ученой степенью доктора и кандидата наук в областях педагогики, психологии, экономики, юриспруденции, трудового права. Результатом их научной дискуссии стало определение следующих основных направлений проектирования системы независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального педагогического образования:

- уточнение разработанных моделей независимой оценки в соответствии с новыми законодательными актами в сфере образования и в сфере труда;

- расширение сферы применения системы независимой оценки путем включения в общенациональный формат существующих положительных российских и международных практик;

- адаптирование «зонтичной» конструкции существующих моделей и проектов организации независимой оценки к существующим образовательным условиям;

- организация мониторинга и методической поддержки инициатив в этой области, реализуемых в отдельных организациях и регионах.

Для осуществления проектирования системы независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального педагогического образования по основным направлениям в ходе дискуссии и в научных публикациях были выявлены следующие принципы:

- принцип мобильности образовательной среды — содержание мотивационно-целевого модуля позволяет разработать учебно-тематический план совместно со всеми субъектами образовательного процесса;

- принцип ориентации на деятельностный подход — максимальное использование интерактивных методов в образовательной практике;

- принцип дифференциации — содержание и формы повышения квалификации определяются с учетом профессиональных уровней педагогов;

- принцип персонификации — повышение квалификации и методическая работа строится на основе профессиональных потребностей работников образования и опирается на анализ и самоанализ результатов деятельности образовательных организаций и педагогов;

- принцип ориентации на саморазвитие — постоянное вовлечение педагога в процесс непрерывного образования, самообразования, активизации потребности профессионального самосовершенствования;

- принцип внутренней мотивации субъектов — профессиональная успешность педагога, тесно связанная с особенностями мотивации, с профессиональными и личностными интересами учителя, возможностью признания его достижений, профессионального роста;

- принцип добровольности — договорная система взаимодействия субъектов сети, основанная на проблемно-целевой, личностно ориентированной, персонифицированной ориентации.

Результатами проектирования системы независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального педагогического образования должно стать решение следующих проблем:

- создание банка образовательных потребностей на основе мониторинга;

- развитие направлений маркетинговой деятельности;

- разработка программ курсов повышения квалификации, направленных на реализацию социального заказа;

- включение в программы повышения квалификации модулей, отражающих современные потребности системы образования: «Менеджмент в образовании, образовательные учреждения в условиях введения нормативно-подушевого финансирования и отраслевой системы оплаты труда».

Между тем в научных трудах, отчетах и дискуссиях профессиональная общественность выделяет ряд рисков, которые должны быть учтены при проектировании системы независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального педагогического образования:

- разрушение исторически сложившихся форм оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального педагогического образования;

- недостаточная конкурентоспособность независимой оценки как формы и процедуры оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального педагогического образования;

- недостаточный уровень мотивации выпускников и работников образования для прохождения процедуры независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального педагогического образования;

Независимая оценка компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций как проблема 45

исследования оценки качества профессионального педагогического образования

- нехватка выскоквалифицированных и сертифицированных кадров для проведения экспертной независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального педагогического образования;

- корпоративный характер эффективности процедур независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального педагогического образования [3,5,12,15].

Выявленные направления, принципы, риски и этапы проектирования системы независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального педагогического образования отражены в научных статьях по результатам работы конференции [1] и резолюции II Всероссийской

(с международным участием) ежегодной научно-практической конференции «Независимая оценка профессиональных компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций» (РФ, ГБОУ СПО СО «НТПК № 1», г. Нижний Тагил; 9 апреля 2014 г.). А первым шагом для ее реализации Администрацией и педагогическим коллективом колледжа планируется организация процедуры сертификации для выпускников 2014 г. в качестве пилотного эксперимента совместно с работодателями. Мы понимаем, что инициируя прохождение нашими выпускниками процедуры сертификации, способствуем признанию рынком труда качества профессиональной подготовки в системе среднего педагогического образования.

Литература

1. Аксенова Н.М. Международный опыт разработки национальных систем квалификаций // Образование и наука. 2014. № 5. С.23-36.

2. Алексеева Т.Ю. Разработка и внедрение механизма независимой оценки профессиональных компетенций и квалификаций выпускников педагогического колледжа на основе личностно-функционального подхода и требований работодателей // Общество и человек. 2014. № 2(8). С. 146-150.

3. Бабич Э.А., Корякова А.А. Создание научно-образовательного консорциума учреждений системы общего и профессионального образования и промышленных предприятий в интересах организации и определения содержания пред-профильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 2. С.65-71.

4. Концепция и план мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 20142016 гг. Проект. Версия 2.1 от 25.10.2013 // Официальный сайт Национально исследовательского университета «Высшая школа экономики». URL: http://www.hse.ru/data/2014 /03/06/1332989959/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86% D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%9E% D0%A1%D0%9E%D0%9A%D0%9E%D0%9E_%D0%BF%D1 %80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%B2%D0%B 5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F%202.2_05.04.2014.pdf (дата обращения: 20.06.2014 г.).

5. Лысуенко С.А. Индивидуальная траектория профессионального развития как условие успешной профессиональной подготовки. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 3. С. 6-11.

6. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: 1ш:р://минобрнауки. рф/документы/3710 (дата обращения: 20.06.2014 г.)

7. Оганезова Л.М. Аттестация педагогических кадров и профессиональный стандарт педагога — новые подходы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 1. С. 9-15.

8. Постановление Правительства РФ № 286 от 30 марта 2013 г. «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» // Официальный сайт Министерства труда и социальной за-

щиты Российской Федерации. URL: http://www.rosmintrud. ru/docs/government/113 (дата обращения: 20.06.2014 г.).

9. Предложения по оптимизации международного сотрудничества учреждений начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) // Центр изучения проблем профессионального образования. URL: http://www.cvets.ru/Project/Optimization. pdf (дата обращения: 20.06.2014 г.).

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/129/PS_pedagog.doc (дата обращения: 20.06.2014 г.).

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48 (дата обращения: 20.06.2014 г.).

12. Сиденко Е.А. О пути внедрения профессионального стандарта педагога на основе создания организационной культуры организации. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 4. С. 52-64.

13. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Официальный сайт информационного издания «Российская газета». URL: http://www. rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html (дата обращения: 20.06.2014 г.).

14. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный сайт информационного издания «Российская газета». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (дата обращения: 20.06.2014 г.).

15. Фоменко С.Л. Профессиональное становление и развитие педагогического коллектива современной школы. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 2. С. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.