ОЦЕНКА И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КВАЛИФИКАЦИЙ
ШЕЛАМОВА Г.М., ОРЛОВА В.Н., ТЕРОВ А.А.
В статье представлена модель Центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Рассматриваются вопросы построения модели по отраслевому принципу с учетом сетевого взаимодействия. Также в статье описаны основные этапы прохождения процедур оценки и сертификации профессиональных квалификаций в ЦОСК для разных категорий соискателей.
This article presents a model of evaluation and certification of professional qualifications of graduates of educational institutions of vocational education, other categories of citizens receiving vocational training in various forms. Discusses building the model on sectorally based networking. Also describes the main stages of evaluation procedures and certification of professional qualifications in COSK for different categories of applicants.
Перспективы развития рынка труда и инновационной экономики России делают проблему разработки и внедрения в практику систем и механизмов оценки и сертификации профессиональных квалификаций весьма актуальной задачей для образовательных учреждений среднего профессионального образования, стремящихся выдержать жесткую конкуренцию на рынке образовательных услуг.
Официальное признание профессиональных квалификаций, полученных в неформальном образовании и спонтанном обучении, станет одним из эффективных механизмов развития конкуренции в сфере предоставления услуг непрерывного образования, повысит результативность и практическую ориентацию учебных программ. С этой цель необходимо создать систему отраслевых процедур оценки и сертификации профессиональных квалификаций (в том числе для работников со стажем и выпускников учреждений профессионального образования).
Следовательно, сертификация профессиональных квалификаций необходима для того, чтобы официально признать имеющиеся у человека знания, умения, компетенции. Такая необходимость продиктована ситуацией на рынке труда и наличием на нем различных категорий населения:
- людей, не имеющих официально признаваемого диплома: мигранты или люди, освоившие компетенции самостоятельно;
- людей учившихся давно или долго не работавших;
- людей, обучавшихся и работавших по полученной профессии/специальности, и по каким-то причинам переставших по ней работать, но имеющих ряд компетенций, на основе которых они могут выстроить новую квалификацию и многих других категорий работников, стремящихся к получению дополнительных профессиональных компетенций.
О.Н. Олейникова и А.А. Муравьева отмечают, «что в основе самой возможности признания, или сертификации, находятся результаты обучения, понимаемые как совокупность знаний, понимания, опыта и ценностей/отношений, которые могут быть продемонстрированы по завершению обучения/курса/образовательной программы. При этом результаты обучения могут быть освоены не только в процессе формального образования, но и неформального и спонтанного обучения» [1, с.3].
Формирование системы сертификации квалификаций, создание сертификационных центров -сложная и важная работа, которая является составной частью формирования нового облика профессионального образования России.
Педагогический коллектив ГБОУ СПО Колледж сферы услуг № 32 включился в работу по разработке модели Центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций выпускников обра-
зовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (далее в тексте ЦОСК)
Модель ЦОСК предполагает кооперацию и сетевое взаимодействие отраслевых колледжей, профессиональных Ассоциаций работодателей и т.д. Сетевое отраслевое взаимодействие позволит значительно усилить эффект, полученный от объединения ресурсов субъектов, реализующих модель ЦОСК (синергетический принцип).
В ЦОСК на основе предлагаемой нами модели предполагается строгое соблюдение следующих базовых принципов:
- прохождения процедур оценки и сертификации профессиональных квалификаций на добровольных началах;
- максимальной защиты прав лиц, проходящих процедуру оценки и сертификации профессиональных квалификаций на всех её этапах: от подачи документов (соискательства) до получения сертификата;
- доступности и «прозрачности» процедур оценки и сертификации профессиональных квалификаций;
- защиты персональных данных лиц, проходящих через процедуру оценки и сертификации профессиональных квалификаций, экспертов и сертифицированных специалистов и ряд других базовых принципов.
Модель разработана с учетом того, что на практике будут согласовываться и соблюдаться интересы различных сторон, имеющих прямое или косвенное отношение к процедуре оценки и сертификации профессиональных квалификаций: лиц, желающих подтвердить свою квалификацию (выпускников образовательных учреждений НПО/СПО, слушателей курсов ДПО, работающих граждан, сотрудников предприятий соответствующей отрасли, мигрантов др.), профессиональных объединений и ассоциаций работодателей, предприятий отрасли, социальных партнеров ОУ НПО/СПО, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, службы занятости, кадровых агентств, и, наконец, самих образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
В модели нами предлагается координация деятельности ЦОСК с вышестоящими инстанциями в соответствии с уровнем и видом их полномочий регулирующими и координирующими оценку и сертификацию профессиональных квалификаций соискателей.
ЦОСК представлен 5 отделами:
1. Отдел приема заявок и информации;
2. Отдел первичной диагностики и предсертификационного обучения;
3. Отдел проведения процедуры оценки и сертификации
4. Отдел апелляций, постсертификационного контроля и ведения реестра сертифицированных работников;
5. Отдел маркетинга, PR и внебюджетной деятельности
Алгоритм процедуры оценки и сертификации профессиональных квалификаций задает этап-ность в деятельности ЦОСК. При этом количество и последовательность некоторых этапов может быть различной в зависимости от категории соискателей.
Координационный совет
Департамент торговли и услуг города Москвы
УФМС города Москвы; служба занятости
Базовая организация
Московская торгово-промы ш-ленная палата
Департамент образования города Москвы
і
Экспертнометодический центр
Ассоциация работодателей, Отраслевые ОУ профобразования
ЦОСК
Отдел Отдел Отдел марке-
Отдел приема Отдел первичной диаг- прохож- апелляций тинга, PR и
заявок и ин- ностики и предсерти- дения тификаци- ет- 5 2 о е н в
формации фикационного обуче- процеду- ной деятель-
ния в условиях тьютор-ского сопровождения ры оценки и сер-тифика-ции контроля реестров сертифицированных работников ности
Рис. 1. Модель ЦОСК
Краткое описание и последовательность этапов прохождения процедуры оценки и сертификации профессиональных квалификаций для разных категорий соискателей представлены в таблице
1.
Таблица 1. Основные этапы прохождения процедур оценки и сертификации профессиональных квалификаций в ЦОСК для разных категорий соискателей
Наличие или отсутствие этапов в процедуре для данной категории соискателей
№ п/п Название этапа Краткое описание процедур Выпускники профильных ОУ НПО/СПО/ ВПО Текущего года выпуска Выпускники профильных ОУ НПО/СПО/ВПО предыдущих лет, а также все выпускники ОУ НПО/СПО/ВПО СНГ и дальнего зарубежья Работники предприятий индустрии питания, трудовые мигранты
1 Заявочный этап Прием заявки. Прием пакета документов от соискателя, проверка документов и заключение с получателем договора о ком- + + +
№ п/п Название этапа Краткое описание процедур Наличие или отсутствие этапов в процедуре для данной категории соискателей
Выпускники профильных ОУ НПО/СПО/ ВПО Текущего года выпуска Выпускники профильных ОУ НПО/СПО/ВПО предыдущих лет, а также все выпускники ОУ НПО/СПО/ВПО СНГ и дальнего зарубежья Работники предприятий индустрии питания, трудовые мигранты
плексной услуге
2 Ознакомительно- информационный этап Обеспечение соискателя всеми необходимыми информационными материалами: профессиональными стандартами, регламентами процедур и т.д. + + +
3 Этап первичной диагностики Предварительное тестирование и комплекс практических заданий для первичного выявления уровня готовности к процедурам оценки и сертификации + +
4 Этап предсерти-фикационного обучения по индивидуальным образовательным программам и индивидуальным учебным планам и программам учебнопроизводственной практики По результатам предварительного тестирования выявляется необходимость предсертификаци-онного обучения; под руководством тьюторов разрабатывается индивидуальная образовательная программа и индивидуальный учебный план, начинается практико-ориентированное предсертификационное обучение с элементами тьюторского сопровождения + +
5 Этап определения графика оценки и сертификации Определение графика оценки и сертификации + + +
6 Оценочный этап Организация и проведение процедур, направленных на оценку профессиональных квалификаций и уровня сформированности профессиональных компетенций + + +
7 Сертификационный этап По результатам анализа оценки профессиональных квалификаций и уровня сформированности профессиональных компетенций соискателя принимается решение о выдаче/об отказе о выдаче сертификата. Процедура выдачи соискателю сертификата или ознакомления соискателя с обоснованным решением экспертной комиссии об отказе + + +
8 Апелляционный этап Рассмотрение и принятие решений по апелляционным вопросам + + +
В представленной таблице № 1 описаны все этапы процедуры оценки и сертификации профессиональных квалификаций в рамках деятельности предложенной нами модели ЦОСК (на примере индустрии питания) для разных категорий соискателей.
При этом мы понимаем, что этапы под номерами 1 (заявочный), 2 (ознакомительноинформационный), 5 (этап определения графика), 6 (оценочный этап), 7 (сертификационный) являются базовыми и обязательными для всех категорий соискателей.
Этап первичной диагностики обязателен для выпускников профильных ОУ НПО/СПО/ВПО предыдущих лет, а также для выпускников всех лет ОУ НПО/СПО/ВПО стран СНГ и дальнего зарубежья.
Этап предсертификационного обучения проходится соискателями при необходимости: по результатам первичной диагностики или по желанию соискателя любой категории. Другими словами, даже выпускники профильных ОУ НПО/СПО/ВПО РФ текущего года обучения по собственному желанию могут проходить предсертификационное обучение. На данном этапе по результатам предварительного тестирования под руководством опытных, высококвалифицированных тьюторов для соискателя разрабатывается индивидуальная образовательная программа и индивидуальный учебный план, а также индивидуальная программа практико-ориентированной учебнопроизводственной практики, нацеленной на развитие тех профессиональных компетенций, которые не сформированы или частично сформированы.
Апелляционный этап может быть инициирован любым соискателем, не согласным с результатами оценки его профессиональной квалификации и уровня сформированности профессиональных компетенций.
При разработке модели ЦОСК нами просчитывались возможные риски. На наш взгляд, риски практического внедрения ЦОСК обусловлены наличием противоречий:
- между актуальностью процедуры сертификации квалификаций и дефицитом нормативноправовой базы ее регламентирующей (Правовые риски).
- между востребованностью управленческого аппарата сертифицированных кадрах и добровольностью процедур сертификаций (Управленческие риски).
- между потенциальной востребованностью сертификата, обусловленной объективностью оценки профессиональных квалификаций и слабым признанием статуса сертификата у работодателей в связи с инертностью управленческого мышления (Управленческие риски).
- между потребностью Центров сертификации в квалифицированных экспертах, аудиторах и отсутствием их достаточного количества (Кадровые риски).
- - между необходимостью процедуры сертификации и слабой информированностью общества о значении этой процедуры для повышения качества профессионального образования, эффективного трудоустройства и карьерного роста (Информационные риски).
- - между финансовыми затратами при создании Центра и возможной низкой рентабельностью в связи с выше перечисленными рисками. (Финансо-экономические риски).
Следует отметить, что интерес бизнеса к проблемам сертификации постепенно нарастает. Это проявляется в тех секторах экономики, которые уже разработали профессиональные стандарты или работают над ними. Интерес к независимой сертификации будет расти и у соискателей рабочих мест - ведь они не меньше работодателей заинтересованы в подтверждении своей профессиональной квалификации.
Таким образом, разработанная и описанная нами модель Центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций является методологически и теоретически обоснованной, логически последовательной, непротиворечивой. Модель соответствует нормативно-правовым актам РФ и города Москвы, регламентирующим вопросы сертификации профессиональных квалификаций.
Модель Центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования и других граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, разработанная на примере индустрии питания является универсальной, поскольку может использоваться в других отраслях при введении в состав сертификационных структур представителей конкретной отрасли.
Разработка и внедрение в образовательную практику учреждений довузовского профессионального образования новых механизмов и форм контроля, оценки и сертификации уровня профессиональных квалификаций в соответствии с запросами потенциальных работодателей, с учетом мирового опыта в этом направлении, станет одним из важных направлений инновационного развития образовательных учреждений.
Библиографический список:
1. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Сертификация квалификаций: основные принципы и процедуры. Методическое пособие - М.: АНО Центр ИРПО, 2011. - 68 С.
2. Муравьева А.А. Опыт европейских стран в реализации признания неформального и спонтанного обучения. - М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2009. -88 С.
3. Материалы конференции «Valuing Learning (Признание ценности обучения)», 2007.
4. Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (Утвержден решением Общественно-государственного совета, протокол № 2 от 15 декабря 2010г).
5. Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (Утвержден решением Общественно-государственного совета, протокол № 2 от 15 декабря 2010г).
6. Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями эксперно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (Утвержден решением Общественногосударственного совета, протокол № 2 от 15 декабря 2010г).
7. Общие требования к экспертам системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (Утвержден решением Общественно-государственного совета, протокол № 2 от 15 декабря 2010г).
Ключевые слова: оценка и сертификация профессиональных квалификаций, выпускники учреждений профессионального образования.
Keywords: an estimation and certification of professional qualifications, graduates of educational institutions of vocational training.