Научная статья на тему 'Независимая оценка качества условий в образовании: от регионального инструмента экспертизы к единому порядку мониторинга'

Независимая оценка качества условий в образовании: от регионального инструмента экспертизы к единому порядку мониторинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Management
Область наук
Ключевые слова
Независимая оценка качества условий в образовании (НОКО) / механизм управления / экспертиза / общественный контроль / Independent assessment of the conditions’ quality in education (IACQE) / management mechanism / expertise / public control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поташева Ольга Вячеславовна

Расширение общественного участия в управлении системой образования и в обеспечении качества условий реализации образовательных программ в организациях сферы образования рассматривается через новый инструмент общественного контроля – независимую оценку качества условий оказания услуг организациями в сфере образования (далее – НОКО). Целью работы является анализ десятилетнего периода развития методики проведения НОКО, направленной на изучение потребностей и интересов всех участников образовательных отношений. В статье представлены результаты экспертно-аналитического исследования создания и развития методического инструментария НОКО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Исследовательская работа выполнена методом сравнительного анализа законодательных актов, принятых в период с 2012 г. по 2022 г., а также их влияния на развитие инструментов общественного контроля оценки качества образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Приведенный в статье анализ качественных и количественных данных позволяет раскрыть содержание инструментария оценки и указывает на возможность сравнительного мониторинга результатов НОКО на региональном и муниципальном уровнях по каждому субъекту Российской Федерации. Результаты исследования предлагают научно-педагогическому сообществу ориентиры по совершенствованию процедуры проведения НОКО, которые будут способствовать результативности принимаемых государственными и местными органами власти решений не только по развитию доступности образования, а также по обеспечению на региональном и муниципальном уровнях качества условий осуществления образовательной деятельности для всех заинтересованных участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поташева Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent assessment of the conditions’ quality in education: from regional expert review tool to the unified monitoring procedure

The expansion of public participation in the management of the education system and in ensuring the quality of the conditions for the implementation of educational programs in educational organizations is considered through a new tool of public control – an independent assessment of the conditions’ quality for the provision of services by organizations in the field of education (IACQE). The work purpose is to analyze the ten-year period of methodology development of the IACQE, aimed at studying the needs and interests of all participants in educational relations. The article presents the results of an expert-analytical study of the creation and development of methodological tools of the IACQE at the federal, regional and municipal levels. The study was carried out by the method of comparative analysis of legislative acts adopted in the period from 2012 to 2022, as well as their impact on the development of public control tools for assessing the quality of education in accordance with the Federal Law “On Education in the Russian Federation”. The analysis of qualitative and quantitative data presented in the article allows us to reveal the content of the assessment tools and indicates the possibility of comparative monitoring of the results of the IACQE at the regional and municipal levels for each subject of Russia. The study results offer guidelines to the scientific and pedagogical community to improve the procedure for conducting the IACQE, which will contribute to the effectiveness of decisions taken by state and local authorities on the development of education accessibility, as well as to ensure at the regional and municipal level the quality of conditions for the educational activities’ implementation for all interested participants.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка качества условий в образовании: от регионального инструмента экспертизы к единому порядку мониторинга»

Независимая оценка качества условий в образовании: от регионального инструмента экспертизы к Единому порядку мониторинга

Получено 15.08.2023 Доработано после рецензирования 18.10.2023 Принято 27.10.2023 УДК 332.14 JEL К58, 128 DOI https://doi.org/10.26425/2658-3445-2023-6-4-109-124

Поташева Ольга Вячеславовна

Канд. экон. наук, ст. науч. сотр.

Институт экономики - обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской академии наук», г. Петрозаводск, Республика Карелия, Российская Федерация

ORCID: 0000-0001-9599-6370

Е-таИ: ovpotash79@gmaii.com

АННОТАЦИЯ

Расширение общественного участия в управлении системой образования и в обеспечении качества условий реализации образовательных программ в организациях сферы образования рассматривается через новый инструмент общественного контроля - независимую оценку качества условий оказания услуг организациями в сфере образования (далее - НОКО). Целью работы является анализ десятилетнего периода развития методики проведения НОКО, направленной на изучение потребностей и интересов всех участников образовательных отношений. В статье представлены результаты экспертно-а-налитического исследования создания и развития методического инструментария НОКО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Исследовательская работа выполнена методом сравнительного анализа законодательных актов, принятых в период с 2012 г по 2022 г, а также их влияния на развитие инструментов общественного контроля оценки качества образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Приведенный в статье анализ качественных и количественных данных позволяет раскрыть содержание инструментария оценки и указывает на возможность сравнительного мониторинга результатов НОКО на региональном и муниципальном уровнях по каждому субъекту Российской Федерации. Результаты исследования предлагают научно-педагогическому сообществу ориентиры по совершенствованию процедуры проведения НОКО, которые будут способствовать результативности принимаемых государственными и местными органами власти решений не только по развитию доступности образования, а также по обеспечению на региональном и муниципальном уровнях качества условий осуществления образовательной деятельности для всех заинтересованных участников.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Независимая оценка качества условий в образовании (НОКО), механизм управления, экспертиза, общественный контроль БЛАГОДАРНОСТИ

Публикация подготовлена в рамках темы № 122032200200-2 «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов» государственного задания Института экономики КарНЦ РАН ^МЕ№2022-0001).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Поташева О.В. Независимая оценка качества условий в образовании: от регионального инструмента экспертизы к единому порядку мониторинга//E-Management. 2023. Т. 6, № 4. С. 109-124.

© Поташева О.В., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Independent assessment of the conditions' quality in education: from regional expert review tool to the unified monitoring procedure

Received 15.08.2023 Revised 18.10.2023 Accepted 27.10.2023

Olga V. Potasheva

Cand. Sci. (Econ.), Senior Researcher

Institute of Economics of the Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences, Petrozavodsk, the Republic of Karelia, Russia ORCID: 0000-0001-9599-6370 E-mail: ovpotash79@gmaii.com

ABSTRACT

The expansion of public participation in the management of the education system and in ensuring the quality of the conditions for the implementation of educational programs in educational organizations is considered through a new tool of public control -an independent assessment of the conditions' quality for the provision of services by organizations in the field of education (IAC-QE). The work purpose is to analyze the ten-year period of methodology development of the IACQE, aimed at studying the needs and interests of all participants in educational relations. The article presents the results of an expert-analytical study of the creation and development of methodological tools of the IACQE at the federal, regional and municipal levels. The study was carried out by the method of comparative analysis of legislative acts adopted in the period from 2012 to 2022, as well as their impact on the development of public control tools for assessing the quality of education in accordance with the Federal Law "On Education in the Russian Federation". The analysis of qualitative and quantitative data presented in the article allows us to reveal the content of the assessment tools and indicates the possibility of comparative monitoring of the results of the IACQE at the regional and municipal levels for each subject of Russia. The study results offer guidelines to the scientific and pedagogical community to improve the procedure for conducting the IACQE, which will contribute to the effectiveness of decisions taken by state and local authorities on the development of education accessibility, as well as to ensure at the regional and municipal level the quality of conditions for the educational activities' implementation for all interested participants.

KEYWORDS

Independent assessment of the conditions' quality in education (IACQE), management mechanism, expertise, public control ACKNOWLEDGMENTS

This article was prepared within the study conducted at the Institute of Economics of the Karelian Research Centre and titled "Comprehensive Research and Development of the Fundamentals of Sustainable Development Management in the Northern and Border Regions of Russia in the Context of Global Challenges" (Topic no. 122032200200- 2), which is part of the research supported by the government (FMEN-2022-0001).

FOR CITATION

Potasheva O.V. (2023) Independent assessment of the conditions' quality in education: from regional expert review tool to the unified monitoring procedure. E-Management, vol. 6, no. 4, pp. 109-124. DOI: 10.26425/2658-3445-2023-6-4-109-124

© Potasheva O.V., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ/ INTRODUCTION

Сегодня нет никаких сомнений в том, что качество условий образовательной среды оказывает непосредственное влияние на учебную мотивацию обучающихся, на вовлеченность и успешность их учебной деятельности. В работах как отечественных, так и зарубежных исследователей рассматриваются разные подходы к оценке изучения влияния различных факторов на успешность учебной деятельности, но все ученые отмечают роль качества условий образовательной среды [Дмитриева и др., 2017; Fomba et al., 2023]. Независимо от уровня обучения, на котором находится обучающийся, для него имеет значение в каком помещении он пребывает, как к нему относятся педагоги, какие ресурсы он может использовать в процессе обучения. Так, в современной педагогической психологии обучения значимый акцент авторы делают на исследовании влияния образовательной среды, которое проявляется в изменении привычек обучающихся к учебе, активизации их вовлеченности к внеурочным мероприятиям [Bascia et al., 2014; Cayubit et al, 2022]. Результаты исследования показывают, что такое влияние проявляется также и в образе мышления, ощущениях и в поведении обучающихся.

В работах других авторов прослеживается интерес к оценке роли государственного обеспечения образовательного процесса и эффективности инвестирования государственных средств в развитие человеческого капитала [Кохановская и др., 2018]. Анализируя государственные расходы на систему образования, исследователи отмечают важнейшую роль государства в повышении количества и качества образовательных ресурсов, то есть строительство новых зданий, подготовка воспитателей, учителей и преподавателей, обеспечение учебно-методическими материалами. Однако объем и результативность этих расходов могут по-разному влиять на качество и успешность процесса образования в целом [Ширяев и др., 2018].

Так видится проблема оценки доступности и качества образовательной среды научно-педагогическому и экспертному сообществу на международном и российском уровнях. Целью настоящего исследования стало изучение результатов внедрения независимой системы оценки качества как общественно-государственного инструмента экспертизы условий образовательной среды в организациях, получающих на региональном и муниципальном уровнях государственное финансирование на проведение основных образовательных программ. Для реализации указанной цели следует решить следующую главную задачу исследования: проанализировать законодательные акты, принятые в период с 2012 г. по 2022 г., а также их влияние на развитие общественно-государственного инструмента в форме экспертизы в сфере образования на региональном уровне.

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / CREATION AND DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL TOOLS OF AN INDEPENDENT EDUCATIONAL QUALITY ASSESSMENT SYSTEM

В 2014 г. в Российской Федерации (далее - РФ) актуализировалась практика введения в систему управления социальным развитием территории института общественного участия, который состоит из разных форм, инструментов и методов общественного контроля1. На региональном уровне управления развитием образования возникла необходимость объединения усилий разных государственных, общественных, научных и педагогических представителей, согласования мнений, общих подходов к разработке и проведению экспертизы, формирования местного экспертного сообщества, объединяющего наиболее активных и профессионально подготовленных специалистов, не равнодушных к решению вопросов повышения качества образования. Проявилась актуальность задачи реализации возможностей общественного участия в решении проблем развития системы регионального образования, так как именно через образование (как одной из составляющих человеческого капитала) в значительной степени происходит адаптация личности к переменам, происходящим в стране и в мире.

С утверждением в декабре 2012 г. Федерального закона «Об образовании в РФ» начинается история регулирования организации и проведения независимой оценки в сфере образования2. Впервые в 95 статье было

1 Российская Федерация. Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38790 (дата обращения: 28.07.2023).

2 Российская Федерация. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.07.2023).

закреплено понятие независимой оценки качества образования (далее - НОКО). Основными принципами проведения НОКО стали открытость, независимость, полнота охвата, достоверность и проверяемость полученных показателей из открытых источников информации. Принципиальное значение в рамках проведения НОКО получила оценка уровня удовлетворенности/неудовлетворенности участников образовательных отношений качеством осуществления образовательного процесса.

Сначала статья содержала всего 6 пунктов. Ключевым положением статьи было то, что НОКО проводит юридическое лицо или индивидуальный предприниматель по собственной инициативе и с использованием своей методики в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ3 [Ломовцева и др., 2016]. Целью такой оценки является определение уровня соответствия предоставляемого качества образования потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. При этом организация-оператор при сборе и анализе информации самостоятельно разрабатывала условия, формы и методы оценки, привлекала специалистов разного уровня и опыта работы. Очевидно, что такая оценка служила формированию стороннего, независимого и общественного взгляда на качество современного образования и была направлена на сближение образовательных организаций с сообществом в целях учета потребностей всех участников образовательного процесса [Михайлова, 2012; Рагозина и др., 2015; Калмыков и др., 2019].

Министерство науки и высшего образования РФ с целью реализации майских указов Президента РФ разработало Методические рекомендации, в которых были предложены основные критерии независимой оценки качества осуществления деятельности образовательных организаций всех уровней образования. На основе результатов определения уровня эффективности работы образовательных организаций по балльной шкале было предложено введение публичных региональных рейтингов. Эти поручения были переданы на уровень регионального управления в сфере образования письмом № АП-113/02 от 04 февраля 2013 г.4

В этих методических рекомендациях Министерство науки и высшего образования РФ дает определение: «Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования»5 с указанием основных «потребителей» результатов работы этой экспертной процедуры. На основе анализа мировой экспертной практики описаны формы проведения независимой оценки качества, указаны разделы оценки, характеризующие объект, инструменты, заказчиков, участников, и раскрываются возможные направления применения результатов оценки в деятельности органов управления образованием.

Региональные органы управления образованием в этих условиях столкнулись с проблемой наличия в регионе организаций, которые имели бы опыт проведения экспертной работы. Например, оказалось, что в деятельности отдельных общественных организаций Республики Карелия такая практика присутствовала. В целях реализации федерального закона на региональном уровне был принят план мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги. Такой план был направлен на развитие и привлечение к проведению независимой оценки большего числа организаций.

На основаниях Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ» № 212-ФЗ от 21.07.2014 в качестве субъектов осуществления общественного контроля были определены региональные общественные палаты, местные общественные палаты, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти субъектов РФ и общественные советы в муниципальных образованиях6. В 2014 г. функции обществен-

3 Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный). Режим доступа: https://base.garant.ru/57565972/ (дата обращения: 27.07.2023).

4 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 04.02.2013 №АП-113-02 «О реализации мероприятий по независимой системе оценки качества образования». Режим доступа: https://mihadm.com/uploa d/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE%20%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0% BA%D0%B8%20%D0%A0%D0%A4%20%D0%BE%D1%82%2004.02.2013%20%E2%84%96%20%D0%90%D0%9F-11302.pdf (дата обращения: 29.07.2023).

5 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499051604 (дата обращения: 25.07.2023).

6 Российская Федерация. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/ (дата обращения: 30.07.2023).

ного контроля по НОКО осуществлял Общественный совет при Министерстве образования и спорта Республики Карелия. В соответствии с решением Общественного совета при Министерстве образования и спорта Республики Карелия был разработан и представлен План мероприятий по формированию системы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, и по соблюдению требований 29, 95, 96, 97 статей Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» на 2014-2015 гг. В рамках указанного закона Министерство образования и спорта Республики Карелия провело конкурсный отбор социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидии из бюджета республики по направлению «Формирование независимой системы оценки качества образования». Победителями конкурса были представлены два методических подхода:

1) организация оценки и проведение рейтинга основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования и реализующих их организаций;

2) формирование независимой оценки качества и результатов внедрения федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального общего образования в Республике Карелии.

Данная практика позволила поддержать организации, действовавшие в данной сфере, получить действительно сторонний и независимый взгляд на развитие среднего профессионального образования республики, на результативность внедрения нового ФГОС начального общего образования.

Также план Общественного совета по формированию системы независимой оценки качества включал следующие мероприятия:

- мониторинг открытости и общедоступности сведений на информационных ресурсах образовательных организаций;

- анализ лучших практик самообследования образовательных организаций, публичной презентации результатов самообследования в соответствии с правилами проведения самообследования;

- выявление проблем и лучших практик проведения независимой оценки качества работы муниципальных организаций, оказывающих образовательные услуги;

- организацию и проведение семинаров-совещаний, «круглых столов» с участием профессиональных сообществ, представителей некоммерческих организаций по вопросам информационно-методического сопровождения проведения независимой оценки.

Разработка и формирование региональной системы НОКО были осуществлены членами Общественного совета при Министерстве образования и спорта Республики Карелия на основе изучения условий развития экспертного сообщества (состав участников инициированного исследования: члены Общественного совета при Министерстве образования и спорта Республики Карелия, общественные эксперты, подготовленные Карельским институтом развития образования). Следует отметить, что в Карелии была реализована первая в стране дополнительная профессиональная программа по подготовке специалистов независимой оценки качества. Именно в рамках освоения программы «Профессиональная экспертиза в системе независимой оценки качества социальных услуг», содержащей 264 учебных часа, проявилось тонкое понимание оценки, которая не представляет собой аудит (проверку на соответствие / несоответствие заявленным показателям), не направлена на выявление недостатков для принятия карательных мер, а наоборот, которая содействует развитию системы образования, решению проблем конкретных организаций и участников образовательных отношений7.

Важной особенностью этого периода времени является то, что государство поручило, доверило регионам самостоятельно проработать методические подходы к независимой оценке. Поэтому содержательной основой программы обучения стала разработка инструментария региональной модели независимой системы оценки качества (далее - НСОК) условий осуществления деятельности образовательными организациями. Научно-методическую поддержку организовал Карельский институт развития образования, при котором был создан временный творческий коллектив из числа представителей педагогического, научного и экспертного сообществ, что позволило провести глубокую аналитическую работу по оценке качества деятельности организаций региональной системы образования, участвующих в апробации методики НСОК, и обучить общественных экспертов.

7 Карельский институт развития образования. Профессиональная экспертиза в системе независимой оценки качества социальных услуг. Режим доступа: https://kiro-karelia.ru/activity/courses/kurs13-10-16sieo (дата обращения: 04.08.2023).

В рамках реализации комплексного проекта «Общественная экспертиза в сфере образования» внимание было направленно на три главных составляющих процесса образования: качество условий, процессов и результатов осуществления образовательной деятельности в организации. Были предложены пять критериев оценки качества осуществления деятельности в образовательной организации. Каждый из критериев раскрывал фактические достижения по четырем показателям, которые эксперты могли оценить, используя доступные источники информации (например, отчет самоанализа организации), результаты анкетирования получателей услуг и работников организации, а также сведения при личном посещении организации в период проведения НСОК (табл. 1).

Таблица 1. Модель независимой системы оценки качества осуществления деятельности образовательными организациями на региональном уровне

Table 1. Model of an independent system for assessing the quality of implementation of activities by educational organiza-

tions at the regional level

Критерии Инструментарии оценки региональной модели НСОК

Самообследование организации Экспертиза качества условий деятельности организации Экспертиза качества процессов Экспертиза качества результатов деятельности организации

Показатели оценки качества работы образовательных организаций Открытость и доступность информации об образовательной организации Целостность информационной системы организации, распространенность информации об организации Эффективность нормативно-правовой базы, целостность инфор-мационно-коммуни-кационных ресурсов Результативность управленческого процесса Открытость организации к внешней оценке качества

Комфортность условий и доступность получения образовательной услуги Комфортность материально-технической базы, доступность спектра услуг Оптимальность материально-технической базы Сотворчество участников образовательного процесса Осознанность участниками образовательных отношений единства целей и ценностей

Компетентность, доброжелательность и вежливость работников образовательной организации Профессиональный потенциал коллектива Сформированность профессионального коллектива Компетентность работников Надежность внутренней системы оценки качества

Результативность работы образовательной организации Востребованность спектра услуг Актуальность спектра предоставляемых услуг Очевидность ожидаемого результата Полезность инновационных процессов, осуществляемых организацией для социума

Окончание табл. 1

Критерии Инструментарии оценки региональной модели НСОК

Самообследование организации Экспертиза качества условий деятельности организации Экспертиза качества процессов Экспертиза качества результатов деятельности организации

Показатели оценки качества работы образовательных организаций Удовлетворенность качеством образовательных услуг Адресность спектра услуг Соответствие предлагаемых услуг потребностям участников образовательных отношений Учет индивидуальных особенностей участника образовательных отношений Востребованность организации

Источник8/ Source8

Методологической поддержкой для реализации мероприятий по внедрению НСОК образовательной деятельности в Карелии послужило создание четырех последовательно реализованных программ, направленных на обучение профессиональных и общественных экспертов, на подготовку самих организаций к новым явлениям не контроля, а общественной экспертизы внутренней и независимой оценки качества осуществления образовательной деятельности.

Преимуществом использования такого программного подхода стало его осуществление в форме программы-лаборатории. Это позволило слушателям не только получать необходимые знания и умения в рамках аудиторных занятий, но и участвовать в создании методологической программы региональной модели НСОК образовательной деятельности. В содержание такой программы входит апробация инструментария самообследования организации, а также форм сбора и анализа информации. Результативность региональной практики к разработке подхода к осуществлению процедуры НОКО можно оценить через пять кейс-пакетов субъектов экспертизы, созданных как «развивающие механизмы управления качеством деятельности» [Антошко, Поташева и др., 2017, с. 32]. Ценными являются знания и опыт, полученные при формировании научно-методических компетенций эксперта, тогда как в процессе обучения «методики обеспечивают возможность изучения точки зрения всех участников образовательных отношений: от получателя услуг до учредителя, органов исполнительной и государственной власти» [Антошко, Поташева и др., 2017, с.29]. Были выделены три этапа в работе независимого эксперта, которые включают создание планов сопровождения по результатам внутренней и независимой оценки качества условий, процессов и результатов осуществления образовательной деятельности на уровне организации. Республика Карелия, возможно, и сегодня занимает более удачное положение с точки зрения организации и проведения независимой оценки именно потому, что обученные эксперты независимой оценки качества входят в состав действующих Общественных советов регионального и муниципального уровней по НОКО.

Важно отметить, что формирование региональной модели внутренней и независимой системы оценки качества проходило в условиях развивающейся нормативной, правовой и научно-методической базы в стране и в Республике Карелии. Данные условия, с одной стороны, максимально проявили региональный методологический и экспертный потенциал, а с другой стороны, появление изменений и новых рекомендаций на федеральном уровне потребовало корректировки инструментария внутренней и независимой оценки качества деятельности организаций и оказания услуг по проведению экспертных процедур.

По мнению авторов настоящей статьи, создание и развитие региональной модели независимой системы оценки качества были своевременны для органов региональной, муниципальной власти, для развития диалога с представителями общественности по ряду вопросов управления образованием. Действительно, это был первый экспертный взгляд на региональную систему образования, так как участники программы представляли собой научно-педагогическое сообщество.

8 Карельский институт развития образования. Методологическая программа проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся (на примере формирования региональной системы независимой оценки качества образования в Республике Карелия). Режим доступа: https://kiro-karelia.ru/images/no/%D0%9D%D0%9E%D0%9A_%D0%9F%D0%9E_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%9F%D1 %80%D0%BE%D0%B3%D1 %80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B02018.pdf (дата обращения: 22.07.2023).

В начале 2016 г. впервые в Республике Карелии была проведена абсолютная по охвату процедура независимой оценки качества осуществления образовательной деятельности на региональном уровне и в большинстве муниципальных образований. На тот момент времени предложенные на федеральном уровне критерии оценки не были расшифрованы по позициям оценивания, что позволило апробировать собственный системный подход к проведению НОКО в Карелии.

Однако в сентябре 2016 г. в регионы были направлены новые методические рекомендации, в которых были обозначены составляющие по критериям оценки. Учитывая, что 2016 г. был последним в трехлетнем периоде (2014 г. - момент изменений в законе, 2015 г. (второй год), 2016 г. (третий год)), на использование рекомендаций оставалось всего три месяца, поэтому в Карелии было принято решение использовать позиции оценивания, которые были сформированы самостоятельно и до получения федеральных рекомендаций.

Основные результаты проведения независимой оценки в 2016 г. показали недостатки образовательных организаций Карелии в предоставлении открытых данных о деятельности. Члены Общественного совета отмечали большое количество сайтов-визиток, сайтов-конструкторов у организаций, которые не отвечали современным требованиям. Возникали ситуации, когда открытая и общедоступная информация об организации не отражала в полной мере предоставляемого ею качества образовательной деятельности, но это влияло на оценку. Поэтому рекомендации Общественного совета, прежде всего, касались расширения объема и актуальности информации на сайтах, включения форм обратной связи в онлайн-формате, отражения сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, увеличения аналитической части отчетов о самообследовании. Нужно отметить, что эти рекомендации были максимально учтены, сайты организаций в 2017 г. значительно преобразились. Руководители организаций отказались от бесплатных сервисов формирования сайтов и делали заказы по разработке полноценных сайтов с современным функционалом. Это показали результаты НОКО в 2019 г.

Значимые изменения процедуры проведения НОКО связаны с принятием в декабре 2017 г. новой редакции Федерального закона № 392-ФЗ9. В указанном законе внесено и закреплено понятие «независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями» и введено исключение термина «независимая оценка качества работы образовательной организации». Одновременно такие изменения устранили и возможность определять критерии и показатели НОКО на региональном уровне, сделав это исключительным правом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Далее Приказами Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2018 г. № 344н и от 30 октября 2018 г. № 675н были установлены единые требования для организаций социальной сферы для расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг, а также вопросник анкеты для выявления мнения получателей услуг10,11. В новых условиях, закрепленных на уровне федерации, процедура независимой оценки полностью перешла в формат аудита, то есть на проверку соответствия / несоответствия заявленным показателям. В действующем порядке расчета показателей больший вес в оценке каждого показателя стала занимать позиция «удовлетворенности получателей услуг». Именно такой показатель в самой значительной мере влияет на конечную оценку организации.

9 Российская Федерация. Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284137/ (дата обращения: 24.07.2023).

10 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2018 г. № 344н. «Единый порядок расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/40701/ (дата обращения: 31.07.2023).

11 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Приказ Минтруда России от 30 октября 2018 г. № 675н. «Методика выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1332/ (дата обращения: 25.07.2023).

При этом в общепринятом понимании слово «удовлетворенность» (англ. satisfaction) означает субъективную оценку качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в том числе и самого себя (самооценка)12. Понятие «удовлетворенность» демонстрирует отношение сообщества, а необходимо достигать цели - обеспечить доступность качественного образования. Дает ли действующий порядок ответ на вопрос о достижении современного качества условий получения образования в той или иной образовательной организации? Или мы получаем только мнение сообщества, которое очень по-разному понимает и оценивает потребность в качестве условий в зависимости от территории проживания? Принимая во внимание опыт, следует сказать, что некоторые условия, которые приемлемы для одних людей, и они в целом ими удовлетворены, совершенно не приемлемы для других. Обычно это потому, что одни просто не видели более современных условий в отличие от других. Таким образом, скорее всего, решается вопрос оценки приемлемости условий в той или иной организации для ее окружающего сообщества.

Еще одним важным этапом в развитии регионального механизма НОКО стало введение государственного контроля над проведением независимой оценки качества работы организаций по оказанию социальных услуг на уровне региона. По Указу Президента РФ от 14 ноября 2017 г. № 548 в качестве одной их составляющих оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта появился раздел о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы13. В основе оценки показателя было обозначено следующее: рост значения темпа наращивания показателя свидетельствует об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ. Это означает, что фиксируется только основной годовой показатель по отрасли социальной сферы в баллах. Если такой показатель увеличивается, то обеспечивается условие повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти. А контроль над устранением недочетов, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий, осуществляется Общественными советами и ведомственными органами исполнительной власти. Соответственно, эффективность внедрения НОКО и оценка результатов ее проведения целиком и полностью остаются в ведении институтов общественного контроля.

На муниципальном уровне ситуация внедрения и влияния НОКО на развитие муниципальной сети образовательных организаций сложилась с учетом выполнения требований Указа Президента РФ от 9 мая 2018 г. № 212, утвержденного Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 60714 Признак результативности деятельности муниципальных организаций, оказывающих социальные услуги, вошел в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В этих условиях в Республике Карелии было принято решение о проведении процедуры НОКО Общественными советами в отношении местных организаций исключительно на муниципальном уровне.

На основании приказа Министерства образования и спорта Республики Карелия от 9 июля 2018 г. № 566 закреплено, что на региональном уровне НОКО проводится только в отношении региональных государственных образовательных организаций, а также иных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Карелия15.

Логика данного решения заключается в том, что эффективность деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов достигается органами местного самоуправления

12 Большой психологический словарь. Режим доступа: https://gufo.me/dict/psychologie_dict/%D0%A3%D0%94%D0%9E%D0%92%D0%9B%D0%95%D 0%A2%D0%92%D0%9E%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC (дата обращения: 21.07.2023)

13 Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 г/ № 548. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282702/ (дата обращения: 01.08.2023).

14 Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 г. № 212. «О внесении изменения в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607». Режим доступа: https://base.garant.ru/71938280/ (дата обращения: 01.08.2023).

15 Министерства образования Республики Карелия. Приказ Министерства образования Республики Карелия от 9 июля 2018 г. № 566. «Об Общественном совете при Министерстве образования Республики Карелия по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности региональными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Карелия». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/1001201807100005/ (дата обращения: 01.08.2023).

самостоятельно, на региональном уровне институты управления образованием не вправе влиять на эти результаты. На региональном уровне со стороны государственного органа власти обеспечивается методическая и информационная поддержка. С другой стороны, соблюдая требования закона, для проведения НОКО исполнительные органы региональной и местной власти заключают государственные контракты с организациями-операторами для сбора информации и анализа данных по каждой образовательной организации, а Общественные советы проводят независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности подведомственных учреждений с учетом информации, представленной организацией-оператором.

Если оценка эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по показателю независимой оценки качества оказания услуг с 2021 г. не осуществляется, то эффективность деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов остается актуальной задачей и в том числе оценивается по результатам проведения НОКО. Сегодня информация о результатах НОКО подлежит обязательному рассмотрению в месячный срок и учитывается при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке работы руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Однако следует заметить, что Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 был предусмотрен показатель «Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений»16. Это интегральный показатель, характеризующий качество инфраструктуры (материально-технической и технологической базы) обучения, а также реализацию требований ФГОС к условиям обучения, являющийся средним арифметическим отдельных шестнадцати относительных показателей17. Следовательно, проводимые на муниципальном уровне в настоящее время оценочные процедуры условий качества образовательной среды содержательно очень близки, при этом в оценке современных условий так же, как и при независимой оценке проверяется наличие (соответствие) той или иной позиции оценивания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИИ / MONITORING THE INDEPENDENT RATING RESULTS OF QUALITY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KARELIA

Исследование результатов проведения НОКО проводилось на примере Республики Карелия в период с 2015 г. по 2021 г. Объектом исследования изменений на уровне управления региональной системой образования выбран именно субъект РФ с его муниципальными образованиями, т.к. «большинство образовательных организаций, подлежащих НОКО имеют региональных и муниципальных учредителей» [Янкевич и др., 2020, с. 61]. По данным отчетов Министерства образования и спорта Республики Карелия и Общественного совета при Министерстве образования и спорта Республики Карелия, многие организации Карелии за это время прошли три процедуры оценки и, соответственно, данные, измеряемые в целом по 100-балльной шкале, позволяют сравнивать как количественные показатели, так и выявлять качественные изменения, произошедшие за эти годы18. Например, образовательные организации школьного типа в 2016 г. не имели собственных сайтов, не было возможности обратной связи с учащимися и их законными представителями.

По результатам проведения НОКО в Карелии, члены Общественного совета отмечают, что значение показателя «Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы», по данным отчетов официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях сферы образования в 2019-2021 гг., составило в среднем 83 из максимальных 100 баллов по республике. За три года в абсолютном значении показатель вырос с 81,72 балла до 87,23 балла.

16 Правительство Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317. Режим доступа: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_139508/?ysclid=lqq7mx5qn4870897743 (дата обращения: 01.08.2023).

17 Министерство экономического развития Российской Федерации. Письмо Минэкономразвития России от 18.07.2017 № 19782-АЦ/Д14и «О направлении для использования в работе Методических рекомендаций» Режим доступа: https://base.garant.ru/72247696/ (дата обращения: 01.08.2023).

18 Официальный сайт Министерства образования и спорта Республики Карелии «Результаты независимой оценки». Режим доступа:https://minedu.gov. karelia.ru/about/3691/ (дата обращения: 05.08.2023).

Межрегиональное сравнение результатов НОКО в Карелии и, например в других регионах Арктической зоны, показало не только повышение уровня качества условий в последние три года, но и сравнительно небольшое отставание от регионов с наивысшими значениями: Архангельская область (90,2 балла), Красноярский край (89,5 балла).

Основные преимущества образовательных организаций в Карелии проявились в качестве условий работы с информацией по критерию «Открытость и доступность информации об организации» (рис.1.) По сравнению с данными НОКО, проведенной на предыдущем этапе в 2016-2017 гг., отмечены положительные изменения в удобстве размещения всех необходимых документов на сайтах организаций, в повышении доступности поиска и работы с документами, инструментами обратной связи. Эксперты заметили, что значительно увеличился уровень удовлетворенности получателей услуг по показателю «Открытость, полнота и доступность информации о деятельности организации», сведения были размещены на информационных стендах. Причем сравнительный анализ данных 2019 г. и 2022 г. показывает, что и в разрезе муниципальных образований многие городские школы значимо повысили уровень актуальности и полноты размещения документов на сайтах своих организаций.

Беломорский район Калевальский район Кемский район Кондопожский район Лахденпохский район Лоухский район Медвежьегорский район

Олонецкий район Прионежский район Пудожский район Сегежский район Сортавальский район Суоярвский район Костомукшский городской округ

Подведомственные региону организации

0 20 40 60 80 100

Открытость информации, баллы

■ 2019 г. □ 2022 г.

Источник19/ Source19

Рис. 1. Результаты НОКО в Карелии по критерию «Открытость информации» в 2019-2020 гг.

Fig. 1. The results of Independent Rating of Quality of the Conditions of services by organizations in the field of éducation in Karelia according to the criterion "Openness of information" in 2019-2020

Наивысший уровень оценки (95,5 балла) был отмечен по критерию «Доброжелательность, вежливость работников организации». К основным недостаткам в образовательных организациях, выявленным в ходе независимой оценки качества условий по результатам сбора и обобщения информации, эксперты отнесли условия обеспечения по показателю «Доступность образовательной деятельности для инвалидов». По сравнению с предыдущим этапом НОКО значение показателя в среднем возросло (в 2019 г. - 44,5 балла, в 2022 г. показатель составил 51,6 балла из 100 возможных).

Оценки условий доступности образовательной среды для инвалидов сильно различаются по муниципальным районам республики (рис.2). В сравнении данных за 2019 г. и 2020 г. также замечено, что в большинстве

19 Федеральное казначейство (Казначейство России). Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. Данные по результатам НОКО за 2019-2020 гг. Режим доступа: https://bus.gov.ru/top-organizations-second/ (дата обращения: 03.08.2023).

муниципальных районов проявился значимый рост показателя, что обусловлено как осуществлением мероприятий по целевым программам повышения доступности социальных услуг для инвалидов, так и спецификой времени проведения анкетирования получателей услуг (2020 г. - период пандемии, когда многие школы переходили на дистанционный формат обучения).

Беломорский район

Калевальский район

Кемский район

Кондопожский район

Лахденпохский район

Лоухский район

Медвежьегорский район

Олонецкий район

Прионежский район

Пудожский район

Сегежский район

Сортавальский район

Суоярвский район

Костомукшский городской округ

Подведомственные региону ^_^

организации I I I I I I -1

0 10 20 30 40 50 60 70 80 Доступность для инвалидов, баллы

■ 2019 г. □ 2022 г.

Источник20/ Source20

Рис. 2. Результаты НОКО в Карелии по критерию «Доступность для инвалидов» в 2019-2020 гг.

Fig. 2. The independent assessment results of the conditions' quality in Karelia according to the criterion "Accessibility for the disabled" in 2019-2020

На основе данных мониторинга Общественным советом было рекомендовано организациям, прошедшим НОКО, продолжить работу по повышению качества условий по каждому критерию независимой оценки и предусмотреть в планах по устранению недостатков меры по улучшению качества осуществления образовательной деятельности, направленные на повышение удовлетворенности получателей услуг условиями их оказания.

По данным анализа и результатам НОКО, на муниципальном уровне были приняты решения по устранению недочетов, и с 2019 г. в 34 образовательных организациях были проведены мероприятия по обеспечению надлежащих условий для обучения и пребывания детей; в 205 организациях осуществлены меры по повышению энергетической эффективности; в 73 заведениях организованы мероприятия по приведению пищевых блоков в надлежащее состояние21; в 69 учреждениях проведены процедуры, направленные на устранение предписаний надзорных органов22. Комплексная локализация учреждений социальной сферы реализована в 9 образовательных организациях23.

20 Федеральное казначейство (Казначейство России). Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. Данные по результатам НОКО за 2019-2020 гг. Режим доступа: https://bus.gov.ru/top-organizations-second/ (дата обращения: 03.08.2023).

21 Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия за 2020 год. Режим доступа: https://gov.karelia.ru/upload/medialibrary/158/Svodnyy_doklad_Respublika_Kareliya_2020. pdf (дата обращения: 05.08.2023).

22 Там же.

23 Там же.

Работа по совершенствованию условий образовательной среды в этих направлениях продолжается в республике в рамках планирования бюджетных расходов на образование и участия в региональных и муниципальных программах. Например, подготовлена бюджетная заявка на 2022 г. на содействие развитию доступности образования для инвалидов в образовательных организациях по региональной программе «Доступная среда».

ОБСУЖДЕНИЕ / DISCUSSION

Стоит обратить внимание на запрос Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2021 г. по вопросу актуализации показателей НОКО, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы24. Этот запрос фактически не затрагивает общих критериев независимой оценки, но ставит вопрос о необходимости пересмотра набора показателей оценки и, соответственно, значения их доли в общей оценке.

Чтобы дать ответ на данный запрос нужно понять, что важно поменять на уровне региона в инструментарии оценки, каковы цели этих изменений.

Мы считаем, что пересмотр показателей без корректировки подходов к единому порядку расчета показателей в целом не изменит ситуацию. Так как предполагается сохранение формата аудита при проведении оценки, а, на наш взгляд, оценка должна вернуться к изначальным положениям закона об образовании в РФ, когда независимость в оценке определялась возможностью формировать самостоятельно методику, критерии, показатели оценки на уровне региона. Этого мнения придерживаются и другие эксперты по развитию НОКО: «Такой подход позволит учитывать специфику работы региональной системы образования и существующих в регионе условий и вместе с этим обеспечит использование результатов оценки при принятии управленческих решений» [Янкевич и др., 2020, с. 72].

При этом мы бы хотели предложить рассмотреть вопрос развития механизма общественно-профессиональной экспертизы в РФ, включающего и подготовку экспертов независимой оценки качества. Полагаем, что данный механизм отвечает целям, которые сейчас установлены законом в отношении независимой оценки качества.

В рамках механизма общественно-профессиональной экспертизы возможно сформировать экспертные группы, состоящие из профессионалов в данной отрасли и общественности, которым важен вопрос качества образования в конкретной организации [Добролежа и др., 2020].

Сегодня применение общих критериев экспертизы НОКО проявляет только общие результаты [Григо-рьянц и др., 2022]. При этом региональным экспертам и специалистам местных органов власти хорошо знакомы проблемы развития образования, но возникает ряд вопросов: какие проблемы есть в конкретной организации? Не эти ли сложности беспокоят сообщество? Важны ли сообществу настолько же остро общие проблемы образования? Если общими проблемами образования уполномочены заниматься профильные органы исполнительной власти всех уровней, то частные трудности организаций - это задачи учредителя и администрации организации, а также коллегиальных органов. Но достаточно ли у них понимания этих проблем, ресурсов, возможностей для их решения? Может ли им помочь сторонний, внешний взгляд как профессионалов, так и просто заинтересованных лиц? Мы полагаем, что да.

Например, в марте-апреле 2020 г. эксперты Карельского регионального отделения Национальной родительской ассоциации и представители Общественных советов проводили оценку открытой информации о наличии мониторинга качества условий для предоставления услуг детям и семьям с детьми в Республике Карелии на сайтах органов исполнительной власти и организаций Карелии в сферах образования, охраны здоровья и социального обслуживания, прошедших независимую оценку качества условий оказания услуг в 2018-2019 гг. [Поташева , 2021]. Специалисты выявили следующее:

- на официальных сайтах большинства организаций отсутствует актуальная информация о проводимой оценке и предпринимаемых мерах по улучшению качества предоставляемых услуг детям и семьям с детьми;

- отсутствовали разделы с полезной информацией «Для детей» и «Для родителей»;

- отсутствовало освещение мероприятий проведения Десятилетия детства в Республике Карелии;

24 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2021 г. № 344н «Об актуализации показателей НОКО, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы». Режим доступа: https://minedu.gov.karelia.ru/about/12529/ (дата обращения: 07.08.2023).

- затруднена навигация получения оперативной информации для получателей услуг;

- не опубликованы результаты независимой оценки качества условий оказания услуг за 2018-2019 гг.

По результатам оценки рекомендации были направлены органам региональной и муниципальной власти, учредителям и руководителям организаций сфер образования, здравоохранения, социального обслуживания с целью обратить внимание на устранение выявленных недочетов.

Поэтому общественно-профессиональная экспертиза видится как более действенный механизм сближения образовательных организаций со своим местным сообществом в решении вопросов качества образования, в том числе качества условий. Это является и формой развития государственно-общественного управления. Не стоит забывать, что повышение качества условий образования - это ответственность и организации, и представителей интересов обучающихся.

Механизм общественно-профессиональной экспертизы - это и есть тот новый формат обратной связи между уполномоченными лицами и сообществом. Такой подход переведет НОКО из формата аудита в общественно-значимую экспертизу, что более ценно в решении вопросов социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION

Проведенное исследование создания и развития методики проведения НОКО на федеральном и региональном уровнях управления, а также влияния результатов НОКО на совершенствование работы образовательных организаций в регионе позволило выявить важные моменты в развитии механизма проведения НОКО:

- внедрение в стране единого методического подхода к проведению НОКО сделало возможным, с одной стороны, осуществить сравнительный анализ показателей по критериям качества условий осуществления образовательной деятельности в разных территориях, увидеть пространственные различия (где лучше, а где хуже). С другой стороны, проявить, что за годы совершенствования методики инструментарий утратил возможность учета региональной специфики проведения НОКО, например, оценки результатов самоанализа организации и определения точек роста каждой конкретной организации;

- функции проведения независимой оценки качества закреплены за Общественным советом по НОКО на региональном и муниципальном уровнях. Для оценки результативности и активизации их деятельности важно не только организовать обмен опытом региональных практик в формате всероссийских конференций и вебинаров, но и рекомендовать внедрение информационно-аналитических, обучающих и контрольных мероприятий. Целями этих мероприятий должны стать повышение роли НОКО в вопросах управления системой образования на региональном и муниципальном уровнях через взаимодействие научно-педагогического и экспертного сообществ с организациями-операторами, осуществляющими сбор данных по НОКО, и оказание консультационной помощи организациям по устранению выявленных недостатков;

- повышение ответственности Общественных советов по НОКО может быть направлено на поиск возможностей для учредителей образовательных организаций, чтобы обеспечить улучшение качества условий образовательной деятельности через участие в реализуемых на территории региональных и муниципальных проектах, а также программах по развитию социальной сферы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антошко Е.А., Чусина Л.В., Комиссарова И.А., БеловаМ.Ф., Жукова И.В., Решетина А.А., Коваль О.А., Поташева О.В., Чанжалова Г.В., Шамшина О.Е. Методологическая программа проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций (на примере формирования региональной системы независимой оценки качества образования в Республике Карелия). Петрозаводск: Карельский институт развития образования; 2017. 46 с.

Григорьянц Г.Н., Петрова С.А. Система независимой оценки качества услуг в социальной сфере: проблемы, технологии, перспективы развития. Социально-трудовые исследования. 2022;2(47):84-97.

Добролежа Е.В., Громовенко А.В. Роль НКО в выявлении и популяризации лучших практик профессионального образования на примере АНО «Южный центр независимой оценки качества профессионального образования». Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2020;1(2):105-114.

Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б. Независимая оценка качества услуг в социальной сфере: результаты экспертного мониторинга внедрения в 2014-2016 гг. Аналитический доклад. Часть 1. М.: Высшая школа экономики; 2017. 75 с.

Калмыков Н.Н, Ларина А.К., Славко М.А., Сатырь Т.С. О независимой оценке качества социальных услуг. Экономические отношения. 2019;9(2):1487-1500.

Кохановская И.И., Наумов Е.Е., Фатыхова А.Л. Вопросы управления образованием в современных условиях. Управление. 2018;3(21):11-16.

Михайлова Т.М. Удовлетворенность субъектов образовательного процесса как критерий качества образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012;5:49-55.

Ломовцева Н.Н., Мигунова Л.П. Актуальные направления оценки качества образования в РФ: требования и перспективы. Экономика труда. 2016;3(2):119-130.

Поташева О.В. О мониторинге и оценке качества предоставляемых образовательных услуг детям и семьям с детьми в Республике Карелия. Современные вызовы развития муниципальных образований: социальные, экономические, правовые аспекты: материалы региональной научно-практической конференции, Петрозаводск, 9 декабря 2020 года. Петрозаводск: Карельский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»; 2021. С. 205-213.

Рагозина Л.Г., Цацура Е.А. Независимая оценка качества оказания социальных услуг: первые результаты. Теория, история и методология. Мониторинг общественного мнения. 2015; 1(125):3-13.

Ширяев И.М., Фурса Е.В., Мокроусова Д.И., Маскаев А.И. Метрики для измерения эффективности образовательных и научных организаций: проблемы и перспективы применения. JER. 2018;4:178-191.

Янкевич С.В., Княгинина Н.В., Пучков Е.В. Условия образовательной деятельности. Независимая оценка качества. Образовательная политика. 2020;1(81):60-74.

Bascia N. The school context model: How school environments shape students' opportunities to learn. In: Measuring What Matters, People for Education: monograph. Toronto: The University of Toronto; 2014. 21 p.

Cayubit R.F.O. Why learning environment matters? An analysis on how the learning environment influences the academic motivation, learning strategies and engagement of college students. Learning Environments Research. 2022;25:581-599.

Fomba B.K., Talla D.F., Ningaye P. Institutional Quality and Education Quality in Developing Countries: Effects and Transmission Channels. Journal of the Knowledge Economy. 2023;14:86-115.

REFERENCES

Antoshko E.A., Chusina L.V., Komissarova I.A., Belova M.F., Zhukova I.V., Reshetina A.A., Koval O.A., Potasheva O.V., Chang-zhalova G.V., Shamshina O.E. Methodological program for independent assessment of the quality of educational activities of organizations (on the example of the formation of a regional system of independent assessment of the quality of education in the Republic of Karelia). Petrozavodsk: Karelian Institute of Education Development; 2017. (In Russian).

Bascia N. The school context model: How school environments shape students' opportunities to learn. In: Measuring What Matters, People for Education: monograph. Toronto: The University of Toronto; 2014.

Cayubit R.F.O. Why learning environment matters? An analysis on how the learning environment influences the academic motivation, learning strategies and engagement of college students. Learning Environments Research. 2022;25:581-599.

Dmitrieva N.E., Zhulin A.B. Independent assessment of the quality of services in the social sphere: results of expert monitoring of implementation in 2014-2016. Analytical report. Part 1. Moscow: Higher School of Economics; 2017. (In Russian).

Dobrolezha E. V., Gromovenko A. V. The role of NGOs in identifying and popularizing the best practices of vocational education on the example of the ANO "Southern Center for Independent Assessment of the quality of Vocational Education". Social entrepreneurship and corporate social responsibility. 2020;1(2):105-114. (In Russian).

Fomba B.K., Talla D.F., Ningaye P. Institutional Quality and Education Quality in Developing Countries: Effects and Transmission Channels. Journal of the Knowledge Economy. 2023;14:86-115.

Grigoryants G.N., Petrova S.A. The system of independent assessment of the quality of services in the social sphere: problems, technologies, development prospects. Social and labor research. 2022;2(47):84-97. (In Russian).

Kalmykov N.N., Larina A.K., Slavko M.A., Satyr T.S. On the independent assessment of the quality of social services. Economic relations. 2019;9(2):1487-1500. (In Russian).

Kokhanovskaya I.I., Naumov E.E., Fatyhova A.L. Issues of education management in modern conditions. Management. 2018;3(21):11-16. (In Russian).

Lomovtseva N.N., Migunova L.P. Current trends in assessing the quality of education in the Russian Federation: requirements and prospects. Labor economics. 2016;3(2):119-130. (In Russian).

Mikhailova T.M. Satisfaction of the subjects of the educational process as a criterion of the quality of education. Professional education in Russia and abroad. 2012;5:49-55. (In Russian).

Potasheva O.V. On monitoring and evaluation of the quality of educational services provided to children and families with children in the Republic of Karelia. Modern challenges of the development of municipalities: social, economic, legal aspects: materials of the regional scientific and practical conference, Petrozavodsk, December 9, 2020. Petrozavodsk: Karelian branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation"; 2021. Pp. 205-213. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ragozina L.G., Tsatsura E.A. Independent assessment of the quality of social services: first results. Theory, history and methodology. Monitoring of public opinion. 2015;1(125):3-13. (In Russian).

ShiryaevI.M., Fursa E.V., Mokrousova D.I., MaskaevA.I. Metrics for measuring the effectiveness of educational and scientific organizations: problems and prospects of application. JER. 2018;4:178-191. (In Russian).

Yankevich S. V., Knyaginina N. V., Puchkov E. V. Conditions of educational activity. Independent quality assessment. Educational policy. 2020;1(81):60-74. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.