Научная статья на тему 'НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ'

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Винокурова Мария Александровна

Цель. Определить возможности осуществления одной из форм общественного контроля как независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности. Методы. В статье использованы следующие методы научного познания - анализ, абстрагирование, синтез. Помимо этого, использованы сравнительно-правовой и системный метод в сфере изучения природы и сущности исследуемых явлений. Результаты. На основе обзора положений теоретического и законодательного характера, автором отмечено, что влияние общественного контроля на профилактику нарушений обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи усилит результативность и эффективность работы контрольно-надзорных органов. Поэтому, выбор профилактических практик должен производиться не только, исходя из состояния подконтрольной среды и поведения подконтрольного субъекта, но и результатов проведения Общественными советами независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями. Научная новизна. По причине частных поправок законодательства в сфере охраны здоровья граждан, предпринята попытка систематизации основных положений, касающихся независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в условиях профилактики нарушений обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Винокурова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT QUALITY ASSESSMENT OF THE SERVICE CONDITIONS OF MEDICAL INSTITUTIONS: THE ADMINISTRATIVE REGULATION, ESSENCE AND IMPORTANCE

Purpose. To determine the possibiliy of implementing a form of public control as an independent assessment of the quality of conditions of provision of services by medical organizations in the context of the reform of control and supervision. Methods. The article uses the following methods of scientific cognition: analysis, abstraction, synthesis. In addition, the comparative legal and systematic methods were used in the study of the nature and character of the phenomenon under study. Results. Based on the review of the theoretical and legislative provisions, the author notes that the impact of public control on the prevention of violations of mandatory requirements in the field of quality medical care will enhance the effectiveness and efficiency of the control bodies. Therefore, the choice of preventive practices should be made not only on the basis of the state of the controlled environment and the behavior of the controlled entity, but also on the results of an independent assessment of the quality of conditions for the provision of services by medical organizational made by Public councils. Scientific novelty. Due to the frequent amendments of the legislation in the area of health care, was made an attempt to systemize the main provisions relating to the independent assessment of the quality of service conditions of medical institutions, in terms of prevention of violations of mandatory requirements in the field of quality health care provision.

Текст научной работы на тему «НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ»

13. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

13.1. НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ,

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

©Винокурова Мария Александровна

Место работы: Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет

marysy_1108@mail.ru

Аннотация

Цель. Определить возможности осуществления одной из форм общественного контроля как независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности.

Методы. В статье использованы следующие методы научного познания - анализ, абстрагирование, синтез. Помимо этого, использованы сравнительно-правовой и системный метод в сфере изучения природы и сущности исследуемых явлений.

Результаты. На основе обзора положений теоретического и законодательного характера, автором отмечено, что влияние общественного контроля на профилактику нарушений обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи усилит результативность и эффективность работы контрольно-надзорных органов. Поэтому, выбор профилактических практик должен производиться не только, исходя из состояния подконтрольной среды и поведения подконтрольного субъекта, но и результатов проведения Общественными советами независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями.

Научная новизна. По причине частных поправок законодательства в сфере охраны здоровья граждан, предпринята попытка систематизации основных положений, касающихся независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в условиях профилактики нарушений обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи.

Ключевые слова: профилактика нарушений, обязательные требования, независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями, общественный совет.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. Анализ современных исследований, посвященных вопросам профилактики нарушений обязательных требований (далее - ПНОТ) в сфере оказания качественной медицинской помощи (далее - ПНОТ) и формам общественного контроля (далее - ОК) в области повышения качества оказания медицинских услуг, позволяет установить, что проблема соотношений указанных понятий носит комплексный характер. Комплексность проблемы состоит в изучении спорных «узловых» моментов не только в правовой, но и медицинской научной литературе. Поэтому, вышеуказанные положения позволяют сформулировать следующие подходы:

1. исследование понятия «качество оказания медицинской помощи» неразрывно связано с понятием «медицинская услуга». Одна группа ученых придерживается позиции, согласно которой понятие «медицинская помощь» имеет комплексное значение (И.В. Тимофеев [1], Д.А. Лисовицкий), другие исследователи убеждены, что понятие «медицинская услуга» включено в понятие «медицинская помощь» (Н.В. Улаева, И.А. Сырейщикова [2]);

2. понятия «качество медицинской помощи» и «качество медицинской деятельности» не являются идентичными терминами (например, М.А. Татарников [3,

с. 10]). Качество медицинской помощи (далее - КМП) оценивается через показатели результатов, используемых ресурсов и структуры оказания медицинской помощи. Анализ качества медицинской деятельности определяется через показатели организационной деятельности и состояния здоровья пациентов и лиц, нуждающихся в помощи;

3. тенденция изучения ПНОТ в сфере оказания качественной медицинской помощи в зарубежной литературе (Virtue Т., Rainey J. [4], Bramesfeld A.) позволяет установить, что профилактика нарушений обязательных требований относится к категории контроля. Внешней формой выражения профилактики нарушений служит принятие обязательных требований;

4. в современной научной литературе общественный контроль рассматривается не только с позиции административного (А.П. Алехин, В.Е. Чиркин В.Е., Д.Н. Бахрах и др.), но конституционного права (В.М. Баглай и др.);

Таким образом, если вопросы административно-правового регулирования в области оказания качественной медицинской помощи и сущность общественного контроля рассмотрены и частично изучены в научной литературе, то сфера профилактики нарушений обязательных требований и общественный контроль в сфере оценки условий оказания качественных медицинских услуг является малоизученной.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В условиях реформы контрольно-надзорной деятельности (2016 г.) приоритетным направлением развития считается повышение эффективности работы контрольно-надзорных органов за счет внедрения риск-ориентированного подхода.

В рамках ведомственной системы управления рисками большое внимание уделяется профилактической деятельности контрольно-надзорных органов. Применение риск-ориентированного подхода в деятельности контрольно-надзорных органов направлено на обнаружение, минимизацию и предотвращение рисков. Тем самым, выбор различных видов профилактических практик будет способствовать предотвращению нарушений обязательных требований. Главное значение профилактики выражается в формировании у подконтрольного субъекта заинтересованности в соблюдении обязательных требований.

Заинтересованность в соблюдении обязательных требований происходит из идеи развития и формирования гражданского общества. Согласно положениями первой главы Конституции, человек, его права и свободы является высшей ценностью государства. Поэтому, для государства главной задачей является гарантия прав и свобод человека и гражданина. Однако наличие определенных обязательств у государства перед его гражданами не исключает и персональную ответственность лица за свое собственное благополучие. Как справедливо отмечено Кулешовой Н.Н., с возникновением государства общественное управление «сохранило за собой способы и средства взаимодействия с государством», среди которых можно выделить и общественный контроль [5, с. 21]. Иными словами, общественный контроль позволяет сформировать конструктивный диалог между государством и обществом.

Помимо этого, инкорпорирование профилактики в деятельность контрольно-надзорных органов, а также развитие института общественного контроля позволят повысить результативность государственного управления в социально значимых сферах общества (образование, здравоохранение и др.). В настоящее время, улучшение качества оказания медицинской помощи признается первостепенной задачей государства в области здравоохранения. Однако, согласно данным социологического опроса, лишь 35% граждан РФ удовлетворены качеством оказанной медицинской помощи и условиями ее предоставления [6]. В связи с этим, особую роль приобретает взаимодействие институтов гражданского общества и деятельности контрольно-надзорных органов в сфере улучшения оказания качества медицинской помощи. Несмотря на относительную новизну идей реформы контрольно-надзорной деятельности, обращает внимание резкая поляризованность оценок удовлетворенности граждан оказываемой медицинской помощи. Указанные обстоятельства предопределили необходимость проведения исследования.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологической основой исследования являются методы теоретического познания такие как анализ, абстрагирование, синтез. Метод анализа позволил рассмотреть различные стороны сущности понятий «профилактика нарушений обязательных требований» и «независимая оценка качества условий оказания медицинских услуг» изолировано друг от друга, тем самым позволив сформировать их содержание и сущностные особенности. Метод абстрагирования обеспе-

чил возможность провести в условиях действительности анализ сторон рассматриваемого предмета. Метод синтеза делает возможным интегрировать элементы понятий «профилактика нарушений обязательных требований» и «независимая оценка качества условий оказания медицинских услуг», тем самым создать целостное представление об исследуемом явлении.

В рамках системного метода была проанализирована сущность и значение профилактики нарушений обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи и независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями.

Сравнительно-правовой метод исследования был использован при сопоставлении законодательных норм, регулирующих основы общественного контроля в РФ на разных уровнях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В научной доктрине отсутствуют целостный подход, отражающий сущность понятий «профилактика нарушений обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи» и «независимая оценка качества условий оказания медицинских услуг медицинскими организациями». Из обзора законодательных норм и литературы теоретического характера возможно сформулировать следующие тезисы:

1. В доктрине административного права термины «предупреждение» и «профилактика» могут считаться близкими по смыслу [7];

2. Формирование целостного подхода о сущности понятия «профилактика» невозможно представить без анализа составных элементов термина. С одной стороны, профилактика состоит из различных действий, позволяющие снизить вероятность возникновения негативного явления (Цветкова Л.А., Антонова Н.А., Ерицян К.Ю. [8]). С другой стороны, профилактика -совокупность мер социального, организационного, правового и иного характера (Алексеенко С. Н., Дробот Е. В. [9], Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации [10]);

3. НОТ свойственна риск-ориентированная направленность, то есть вред, который может быть причинен в результате нарушений обязательных требований, носит устранимый характер;

4. В обстановке реформы контрольно-надзорной деятельности, особенностью проведения профилактических практик служит формирование у подконтрольного субъекта модели правового поведения;

5. Обязательность требований, предъявляемых к качеству медицинской помощи, основывается на ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [11] (далее - Закон № 323-ФЗ), согласно которой КМП обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи, ее стандартов и клинических рекомендаций;

6. Значение ОК в рамках ПНОТ предопределяет формирование взаимного доверия между обществом и государством, а также высокий уровень правосознания граждан.

Таким образом, исходя из приведенных тезисов, стоит сформулировать сущность профилактики нарушений обязательных требований и общественного контроля. На наш взгляд, в рамках профилактики осуществляются мероприятия, направленные на устранение существующих и потенциальных факторов воз-

действия источников риска на нормальное функционирование и развитие условий окружающей действительности. Профилактика нарушений обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи направлена на восстановление вреда, которые может быть нанесен жизни и здоровью пациента во время оказания медицинской помощи. Влияние общественного контроля на профилактику нарушений обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи усилит эффективность работы контрольно-надзорных органов, так как создаст необходимые условия для повышения взаимного доверия между государством и обществом.

Согласно позиции С.М. Зубарева, совершенствование природы контроля за деятельностью государственных органов связано с существованием и развитием институтов гражданского общества, деятельность которых нацелена на уравновешивание власти государства [12, с. 7] . Иными словами, появление институтов гражданского общества позволяет трансформировать сущность отношений между государством и обществом в аспекте приоритетности обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов граждан. Стоит согласиться, что появление и развитие институтов гражданского общества служат неким «мостиком», позволяющим структурировать и упорядочить диалог между государством и обществом. Однако до конца остается неясным вопрос, каким образом и как данный диалог позволит эффективно воздействовать на социально значимые общественные отношения и тем самым поддерживать законность в социуме.

Наличие на федеральном уровне закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [13] и корреспондирующих норм в других федеральных законах (например, ст.79.1 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [11]) свидетельствует о существовании гражданского общества в РФ. Однако наличие законодательных недочетов приводит к нивелированию четкого контроля и связи между органами государственной власти и гражданами.

Проведение независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями (далее -НОК) представляет собой форму общественного контроля, направленную на оценку деятельности государственных и муниципальных медицинских организаций для информирования граждан о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями. В дополнение к этому, независимая оценка качества условий оказания услуг направлена на повышение качества деятельности медицинских организаций. Стоит подчеркнуть, что по причине постоянной редакции Закона № 323-ФЗ [11], содержание ст.79.1 претерпело ряд изменений. Среди которых можно выделить следующее - переименование «независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями» на «независимую оценку качества условий оказания услуг медицинскими организациями».

Внесение изменений в содержание ст. 79.1 Закона № 323-ФЗ позволяет установить, что условия оказания медицинских услуг является одной из составляющей деятельности в сфере оказания качественной медицинской помощи. Независимый контроль деятельности в указанной сфере подкреплен идеей ответственности гражданина за свое собственное благополучие, так как

оценку качества условий оказания услуг медицинской организации правомочны проводить пациенты, заполняя интерактивную анкету на официальных сайтах органов государственной власти в сфере охраны здоровья и медицинских организаций.

Помимо этого, субъектами ОК являются общественные советы при государственном органе исполнительной власти в сфере здравоохранения. Например, на территории Челябинской области действует Общественный совет при Министерстве здравоохранения Челябинской области по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями. Членами общественного совета являются представители общественных объединений и медицинских ассоциаций Челябинской области.

К функции Общественного совета по независимой оценке качества условий оказания медицинских услуг относится разработка предложений по улучшению деятельности медицинских организаций. Тем не менее, можно отметить существенный недостаток данной функции - как на основе информации, предоставленной оператором, возможна разработка предложений по улучшению деятельности медицинских организаций, если в перечне информации по подконтрольной среде не анализируются детерминанты, приводящие к ухудшению качества условий предоставления медицинских услуг? Отсутствие данного пункта информации приводит к снижению эффективности деятельности общественных советов, а, следовательно, и к нивелированию идеи о наличии институтов гражданского общества.

Более того, НОК проводится только в медицинских организациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

То есть, независимая оценка качества условий оказания медицинских услуг не может быть реализована в частных медицинских организациях. Это связано в первую очередь с тем, что частные медицинские организации не входят в систему обязательного медицинского страхования. Следовательно, количество субъектов, уполномоченных осуществлять контроль (надзор) за качеством оказываемых ими медицинских услуг незначителен.

Помимо этого, НОК предусматривает установление условий оказания услуг по следующим критериям (ч. 2 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ):

1. Предоставление информации о медицинской организации в открытой и доступной форме;

2. Предоставления медицинских услуг оценивается с позиции комфортности и доступности их получения;

3. За какой временной промежуток была оказана медицинская услуга;

4. Оценка работы медицинского персонала с позиции деонтологии;

5. Удовлетворенность оказанными услугами [11].

Показатели оценки условий оказания медицинских

услуг позволяют установить, что содержание критериев отражают эффективность проведения независимого исследования на уровне изменений - заинтересованности субъектов в проведении общественного контроля в области оказания качественных медицинских услуг. В дополнение к этому, руководители государственных и муниципальных медицинских организаций несут ответственность, в случае если ими не были реализованы меры по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий

оказания услуг медицинскими организациями (ч. 17 ст. 79.1 Закона № 323 - ФЗ [11]).

Таким образом, результаты НОК признаются обязательными к исполнению для руководителей медицинских организаций, что, в будущем, будет положительно сказаться на уровне оказываемой медицинской помощи в медицинской организации.

ВЫВОДЫ

На основе анализа законодательных и теоретических положений, целесообразно заключить, что влияние общественного контроля на профилактику нарушений обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи усилит результативность и эффективности работы контрольно-надзорных органов. Для повышения эффективности применения профилактических практик необходимо производить их выбор не только относительно состояния подконтрольной среды и поведения подконтрольного субъекта, но и с учетом результатов проведения Общественными советами независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями. При данном подходе, избирательность мер позволит достичь реагирующего регулирования, направленного на содействие соблюдению обязательных требований.

В дополнение к этому, при разработке предложений Общественными советами по улучшению деятельности медицинских организаций необходимо:

а) представителям Общественного совета необходимо лично проводить микроопросы среди пациентов и медицинских работников медицинского учреждения. Информация, которая получена в ходе беседы с пациентом и /или врачом, будет объективно отражать характеристики состояния подконтрольной среды, что впоследствии положительным образом повлияет на качество разработки предложений по улучшению деятельности медицинских организаций;

б) заключение по разработке предложений по улучшению деятельности медицинских условий должно основываться на анализе детерминант, приводящих к ухудшению качества условий предоставления медицинских услуг.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,93%.

Список литературы:

1. Тимофеев И.В. О проблемах правового регулирования качества медицинской помощи, снижающих эффективность реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Медицинское право. 2016. №3 (67). С.12-17.

2. Сырейщикова И.А. Основания возникновения правоотношений, связанных с оказанием медицинской помощи // Юрист. 2008. № 2. С. 51-57.

3. Татарников М.А. Управление качеством медицинской помощи. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2016. - 304 с.

4. Virtue Т., Rainey J. HCISPP : study guide. - Syngress, 2015. - 210 P.

5. Кулешова Н.Н. О современном состоянии общественного контроля в РФ // Юридическая наука. 2011. № 2. С.21 - 24.

6. Официальный сайт ВЦИОМ // [Электронный ресурс] © 20002019 Всероссийский центр изучения общественного мнения. Режим доступа: https://wciom.ru /index.php?id=236&uid=9059 (дата обращения 25.07.2019).

7. Дерюга А. Н. Профилактика и предупреждение административных и иных правонарушений: теоретико-прикладные сходства

и отличия / А.Н. Дерюга // Административное право и процесс. -2016. - № 10. - С.44-49; Круглов В.А. Административное деликт-ное право. Учебное пособие. - М.: Изд-во МИУ, 2003. - 111 с.; Шишов А.Ф. Преступление и административный проступок: учебное пособие. - М., 1967. - 67 с.; Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. - Киев: Вища школа, 1979. - 230 с.; Шаги-ева Р.В. Профилактика правонарушений: учебно-методическое пособие. - Изд-во Казанского университета, 1989. - 125 с.

8. Цветкова Л.А., Антонова Н.А., Ерицян К.Ю. Методология разработки профилактических проектов сфере здоровья. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. - 67 с.

9. Алексеенко С. Н., Дробот Е. В. Профилактика заболеваний. -М.: Академия Естествознания, 2015. - 449 с.

10. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (часть I). Ст. 3851.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.

12. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и административный процесс. 2011. №5. С. 5-12.

13. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть I). Ст. 4213.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями: административно-правовые основы регулирования, сущность и значение» Винокуровой Марии Александровны

Представленная на рецензирование работа Винокуровой М.А. выполнена на актуальную тему. В условиях современной действительности повышение качества оказания медицинской помощи и медицинских услуг признается первостепенной задачей государства в области здравоохранения. В то же время, некачественное оказание медицинской услуги и (или) медицинской помощи ставит под удар целостность построение социальной политики страны. Современная реформа контрольно-надзорной деятельности (2016 г.) направлена на усиления роли профилактики нарушений обязательных требований законодательства, а также повышению заинтересованности подконтрольных субъектов в соблюдении обязательных требований. В связи с этим, становится значимым взаимодействие институтов гражданского общества и деятельности контрольно-надзорных органов в сфере улучшения оказания качества медицинской помощи.

Материал статьи основан на детальном анализе теоретических и законодательных положений, касающихся содержания понятий «независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями» и «профилактика нарушений обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи». Автором в результате работы над статьей был сформулирован ряд интересных выводов. К числу таких выводов стоит отнести утверждение, что влияние общественного контроля на профилактику нарушений обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи усилит результативность и эффективность работы контрольно-надзорных органов. Одним из интересных результатов рецензируемой работы является сформулированные автором предложения в области улучшения работы Общественных советов по независимой оценке качества условий оказания медицинских услуг.

Научная статья М.А. Винокуровой «Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями: административно-правовые основы регулирования, сущность и значение» соответствует всем требованиям, предъявленным к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Доктор юридических наук, профессор

В.И. Майоров

INDEPENDENT QUALITY ASSESSMENT OF THE SERVICE CONDITIONS OF MEDICAL INSTITUTIONS: THE ADMINISTRATIVE REGULATION, ESSENCE AND IMPORTANCE

©Vinokurova Mariya А.

Place of employment: South Ural State Humanitarian Pedagogical University

marysy_1108@mail.ru

Abstract

Purpose. To determine the possibiliy of implementing a form of public control as an independent assessment of the quality of conditions of provision of services by medical organizations in the context of the reform of control and supervision.

Methods. The article uses the following methods of scientific cognition: analysis, abstraction, synthesis. In addition, the comparative legal and systematic methods were used in the study of the nature and character of the phenomenon under study.

Results. Based on the review of the theoretical and legislative provisions, the author notes that the impact of public control on the prevention of violations of mandatory requirements in the field of quality medical care will enhance the effectiveness and efficiency of the control bodies. Therefore, the choice of preventive practices should be made not only on the basis of the state of the controlled environment and the behavior of the controlled entity, but also on the results of an independent assessment of the quality of conditions for the provision of services by medical organizational made by

Public councils. Scientific novelty. Due to the frequent amendments of the legislation in the area of health care, was made an attempt to systemize the main provisions relating to the independent assessment of the quality of service conditions of medical institutions, in terms of prevention of violations of mandatory requirements in the field of quality health care provision.

Keywords: prevention of violations, mandatory requirements, public council.

Reference list:

1. Timofeev I. V. On the problems of legal regulation of the quality of medical care, reducing the effectiveness of the constitutional right to health protection and medical care in the Russian Federation // Medical law. 2016. №3 (67). P. 12-17.

2. Syreishikov I. A. The grounds for the emergence of legal relations connected with rendering of medical aid // Lawyer. 2008. No. 2. P. 51-57.

3. Tatarnikov M. A. Quality Management of medical care. -Moscow: «GEOTAR - Media», 2016. - 304 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Virtue Т., Rainey J. HCISPP : study guide. - Syngress, 2015. - 210 P.

5. Kuleshova N. N. On the current state of public control in Russia // Legal science. 2011. No. 2. P. 21 - 24.

6. Official website of VTSIOM // [Electronic resource] Access mode: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9059 (дата обращения 25.07.2019).

7. Deryuga A. N. Prevention and prevention of administrative and other offenses: theoretical and applied similarities and differences / A. N. Deryuga // Administrative law and procedure. - 2016. - № 10. - S. 44-49; Kruglov, A. V. Administrative and tort law. Textbook. - Moscow: Publishing house

Miu, 2003. - 111 S.; Shishov O. F. Crime and administrative misconduct: a training manual. - M., 1967. - 67 p. Koval ' L. V. Administrative and tort relation. - Kiev: Vyscha SHKOLA, 1979. - 230 p.; Shagieva R. V. and delinquency Prevention: training Handbook. - Publishing house of Kazan University, 1989. 125 p.

8. Tsvetkova L. A., Antonova N. A., Yeritsyan K. Yu. Methodology of development of preventive projects in the field of health. -SPb.: Publishing house of St. Petersburg. UN-TA, 2013. 67 p.

9. Alekseenko S. N., Drobot E. V. disease Prevention. -Moscow: Academy Of Natural Sciences, 2015. - 449 p.

10. Federal law RF, 23.06.2016, № 182-R «On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation» // SZ RF. 2016. № 26. Art. 3851.

11. Federal law RF, 21.11.2011, № 323-R «About bases of protection of health of citizens in the Russian Federation» // SZ RF. 2011. № 48. Art. 6724.

12. Zubarev S. M. The Concept and essence of public control over the activities of state bodies // Administrative law and administrative process. 2011. No. 5. P. 5-12.

13. Federal law RF, 21.07.2014, № 212-R «About bases of public control in the Russian Federation» // SZ RF. 2014. № 30. Art. 4213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.