Научная статья на тему 'НЕЗАВИСИМАЯ КИРГИЗИЯ: ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ'

НЕЗАВИСИМАЯ КИРГИЗИЯ: ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРГИЗИЯ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ВНЕШНИЙ ДОЛГ / ГЕОПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блищенко Варвара Игоревна

Автор анализирует динамику внешней финансовой помощи Киргизии, её масштабы, цели многочисленных финансовых доноров, а также экономические, политические и социальные последствия развития страны в условиях внешнего заимствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT KYRGYZSTAN: LIFE ON LOAN

The author analyzes the dynamics of external financial assistance to Kyrgyzstan, its scope, the goals of numerous financial donors, as well as the economic, political and social consequences of the country’s development under conditions of external borrowing.

Текст научной работы на тему «НЕЗАВИСИМАЯ КИРГИЗИЯ: ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2023_3_14 УДК 327.(581)

Независимая Киргизия жизнь взаймы

Варвара БЛИЩЕНКО

Для постсоветских стран есть очень важная и не вполне ещё осмысленная тема: что такое жизнь взаймы? В качестве примера можно взять Киргизию, небольшую центральноазиатскую страну, возникшую 30 лет назад после развала СССР.

Развивалась ли республика все эти годы на собственной, «эндогенной» основе, за счёт внутренних ресурсов?

Или все эти годы «развивали» разные экономические и геополитические внешние силы, руководствуясь своими интересами?

Если рассматривать независимую Киргизию как сложившееся государство (а не как воспроизведение в новом XXI в., феодально-кланового государства сродни современному Афганистану или Бухарскому ханству начала прошлого века), она всё-таки должна иметь некую собственную основу для самостоятельного устойчивого развития. Тогда внешний фактор, включая внешний долг, является хотя и важным, но всё-таки вторичным по отношению к национальным и государственным интересам. В противном случае это - квазигосударство, раздираемое внутренними противоречиями и управляемое извне. В применении к Киргизии эти вопросы до сих пор остаются открытыми...

Поэтому интересно проанализировать динамику так называемой «внешней помощи» независимой Киргизии, показать её масштабы, оценить цели многочисленных финансовых доноров, рассмотреть экономические, политические и социальные последствия «жизни взаймы», которую страна ведёт с первых лет своего независимого существования.

БЛИЩЕНКО Варвара Игоревна - кандидат юридических наук, доцент кафедры истории международных отношений и внешней политики России МГИМО(У) МИД России. E-mail: varan04@yandex.ru

Ключевые слова: Киргизия, независимость, социально-экономическая трансформация, внешний долг, геополитика.

Эта тема представляется особенно актуальной с учётом геополитического положения Киргизии в Центральной Азии, её минеральных, водных и гидроэнергетических ресурсов, активного соперничества за обладания ими между её ближними и дальними геополитическими акторами, включая Китай, США, Турцию, Великобританию, Казахстан и, конечно, Россию. В этом контексте экономическая помощь Киргизии рассматривается как важнейший инструмент влияния на страну.

Краткая предыстория

Одним из последствий распада СССР и обретения статуса независимого, суверенного государства для Киргизии (1991 г.) стала ликвидация дотационного механизма финансирования её экономики за счёт бюджета СССР [1].

Дотаций центрального (союзного) бюджета в лишились и промышленные предприятия, и сельское хозяйство. Их лишились и рабочие, инженерно-технические работники, служащие и руководители многочисленных промышленных предприятий. Вместе с членами их семей. И тех предприятий, которые в годы Великой Отечественной войны были эвакуированы в Киргизию. И новых, которые были построены усилиями всего многонационального советского народа после Великой Отечественной войны. А таких было много. Только предприятий союзного значения было более 150!

В 1991 г. лишились субсидий киргизские совхозы и колхозы, которые благодаря им выращивали хлопок и виноград, яблоки, овец-мериносов (их поголовье в лучшие времена достига-

ло 10 млн голов), производили табак и сигареты, вина и коньяки, выращивали в промышленных масштабах как крупный, так и мелкий рогатый скот.

Доля субсидирования после войны составляла около 40% (!) бюджета маленькой среднеазиатской республики в составе большого СССР. Каждый год - 40%. Ну, плюс-минус. И так продолжалось до второй половины 80-х годов. И это всё без учёта «целевого трансфера» рабочей силы, инженерно-технических кадров, современных технологий. Социального обеспечения и здравоохранения. Театров и балета, наконец...

Будет совсем не лишним напомнить, что в 1990 г. валовый внутренний продукт (ВВП) Киргизии в расчёте на душу населения (7,2 тыс. долл.) составлял 41% от аналогичного показателя по РСФСР (17,5 тыс. долл.), в то время как объём потребления в расчёте на душу населения (11,4 тыс. долл.) составил 97% этого показателя для РСФСР (11,8 тыс. долл.) [1]. Это было настоящее устойчивое развитие (sustainable development*). Сейчас

1 Кто кого кормил в СССР и кто больше проиграл от его развала // Комсомольская правда. 2017. 28 сентября.

* Термин широко используется в документах ООН, Парижском соглашении по климату, многочисленных международных и национальных международно-правовых документах. По-русски означает устойчивое развитие. Этот термин умышленно вводит в заблуждение, поскольку английский глагол to sustain означает поддерживать, терпеть. В нём нет даже намёка на устойчивость.

sustainable development - одна из целей тысячелетия, запрограммированная ООН на удалённую, перспективу. Однако в советском прошлом sustainable development реально обеспечивалось для менее развитых в социально-экономическом отношении регионов, включая советскую Центральную Азию.

Обретение Киргизией независимости в 1991 г. привело к глубочайшему экономическому кризису.

Валовый внутренний продукт страны в 1992 г. сократился на 26% по сравнению с 1990 г. (с 2,6 до 1,7 млрд долл.), а в 1995 г. составил всего 50% от уровня 1992 г. [2].

Страна стремительно скатилась в экономическую пропасть: крупнейшие промышленные предприятия остановились, их оборудование демонтировали и отправили на металлолом. Резко сократились объёмы сельскохозяйственного производства. Начался массовый

отток из Киргизии русскоязычного населения, прежде всего занятого на промышленных предприятиях, а теперь разваленных и уничтоженных.

Киргизия вступила на путь независимого, суверенного развития без внешнего долга. При «разделе» внешнего долга и внешних активов всех союзных республик долги Советского Союза полностью взяла на себя Россия. Ни Белоруссия, ни Украина, ни Казахстан, ни страны Балтии или Закавказья, ни другие страны Центральной Азии, входившие в состав СССР, не отвечали и не отвечают по его внешнему долгу [3].

Однако в новых условиях страна оказалась вынуждена изыскивать внешние источники финансирования экономики, «демпфирования» последствий стремительного падения жизненного уровня населения.

И международная помощь развитию не заставила себя ждать.

Помощь развитию* независимой Киргизии

Масштабы финансовой помощи. По имеющимся оценкам, с 1992 по 2020 г. включительно Киргизия подписала соглашения о финансовой помощи с 19 правительствами

или их уполномоченными агентствами и с 12 международными финансовыми институтами на общую сумму 11,48 млрд долл., в том числе 8,04 млрд долл. в форме льготных

2 Макроэкономические исследования. Институт экономики и права, Кыргызстан // URL: https://be5.biz/makroekonomika/gdp/kg.html

3 Отчёт Счётной палаты РФ о результатах проверки формирования внешних долговых обязательств Российской Федерации по странам - членам Парижского клуба кредиторов. 2002 г. // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/2e2/2e22831de1547c424e51b7cc0f82a0b8.pdf

* Официальная помощь развитию - совокупность финансовых ресурсов (льготных кредитов под государственные гарантии страны-получателя и грантов), предоставляемых на цели социально-экономического развития страны-получателя так называемыми официальными донорами - правительствами, государственными агентствами и банками развития, экспортно-импортными банками, международными финансовыми организациями.

16

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

3/2023

кредитов и 3,43 млрд долл. - в форме грантов [4].

Кто же они, финансовые доноры независимой Киргизии, утопившие новое независимое государство в бурном потоке грантов, пожертвований и льготных кредитов, призванных буквально вытащить страну из пучины постигшего её экономического краха и, кроме того, создать в ней общество, основанное на демократических принципах, открытости, гендерном равенстве (ну как же без этого?), а ещё и на «зелёной экономике». Как всегда, намерения - самые благие, а чувства - весьма возвышенные...

Это прежде всего международные финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк в лице его структур (Международная ассоциация развития (МАР) и Международная финансовая корпорация), Азиатский банк развития (АБР), Исламский банк развития (ИБР), Фонд международного развития Организации стран - экспортёров нефти (ОПЕК), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), Северный фонд развития (СФР). Это и отдельные суверенные кредиторы вроде Европейского союза, правительств Японии и Турции, национальные фонды развития и экспортно-импортные банки Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов, Кувейта, Германии, Франции, Дании и Финляндии.

На конец 2020 г. крупнейшими донорами Киргизии были:

- правительство и Экспортно-импортный банк Китая - 2,21 млрд

долл. (19% от всей помощи за 19922020 гг.);

- Всемирный банк - 2,12 млрд долл. (18%);

- Азиатский банк развития - 2,11 млрд долл. (18%);

- правительство Российской Федерации - 1,1 млрд долл. (10%);

- Международный валютный фонд - 735,87 млн долл. (6%);

- правительство Японии - 498,4 млн долл. (4,3%).

На этих доноров приходится более 75% официальной помощи развития Киргизии (табл. 1).

Формально крупнейшим донором финансовой помощи независимой Киргизии стал Китай в лице государственного Экспортно-импортного банка КНР и правительства КНР.

При этом Китай в своей практике «внешней помощи» Киргизии, как впрочем и другим развивающимся странам, чётко придерживается уже многократно, в течение десятилетий «обкатанных» принципов, среди которых:

- неуклонное соблюдение собственных национальных экономических, политических и военных интересов. В применении к Киргизии, которая имеет с Китаем достаточно протяжённую границу, а с другой стороны, потенциально является важнейшим хабом на транспортных путях, идущих из Китая в Среднюю Азию и Прикаспийский регион, это означает, что страна имеет для Китая безусловный геополитический приоритет;

4 Кто? Сколько? Когда? Масштабный обзор внешней помощи Кыргызстану с 1992 по 2020 г. // Финансовое издание Economist (Кыргызстан) // URL: https://economist.kg/novosti/ vneshnyaya-pomoshh/2021/06/01/kto-skolko-kogda-masshtabnyj-obzor-vneshnej-pomoshhi-kyrgyzstanu-s-1992-po-2020-gody/

Таблица 1

Доноры Киргизии на конец 2020 г.

млн долл.

Донор Гранты Кредиты Всего

Китай 105,1 2 105,4 2 210,5

ВБ 789,6 1 332,1 2 121,7

АБР 802,6 1 310,3 2 112,8

Россия 731,0 380,5 1111,5

МВФ - 735,9 735,9

Япония 147,4 351,4 498,8

ЕБРР 100,5 272,7 373,2

ЕС 290,2 48,9 339,1

ИБР 0,2 332,8 333,0

ЕАБР 2,0 290,0 292,0

Германия 151,5 112,9 264,4

Саудовская Аравия - 200,0 200,0

Турция 36,0 143,6 179,6

Швейцария 119,0 27,3 146,3

МФС 90,7 45,2 135,9

ЕИБ 6,0 125,4 131,4

Другие 59,0 230,9 289,9

Итого 3430,7 8045,2 11 476,0

- обязательное предоставление государственных гарантий страны-заёмщика. Кредитные договоры китайского Экспортно-импортного банка предусматривают возможность передачи под контроль китайской стороны объектов, профинансированных за счёт китайских кредитов, если страна-заёмщик не выполнит своих обязательств по таким кредитам;

- связанный характер кредитов, что предполагает использование китайских машин, оборудования и рабочей силы для реализации «проектов развития», в том числе и китайских заключённых;

- максимальное использование «демонстрационного эффекта» гран-товой (безвозвратной) помощи при относительно скромных затратах. Реализации крупных кредитных проектов обычно предшествует предоставление грантов на строительство социально и политически значимых объектов (дороги в крупных городах, уличное освещение, строительство стадионов, больниц). В применении к Киргизии, где многие органы власти в центре и на местах привыкли жить за счёт иностранной грантовой помощи и её «распила», этот демонстрационный

эффект существенно усиливается. И традиционный «подарочный» стадион китайские «товарищи» тоже построили в Бишкеке. Да и автодороги в столице и вокруг озера Иссык-Куль мостят, не спеша, «на грантовой основе», ну, почти даром.

Представленная выше картина «финансового донорства» Киргизии, естественно, далеко не полна, поскольку она не отражает «помощь», оказываемую ей разного рода международными частными фондами как непосредственно, так и через многочисленные местные неправительственные организации (НПО).

Среди них - турецкое движение «Хизмет», оппозиционного турецким властям исламского проповедника Ф. Гюлена, которое создало в стране сеть школ, колледжей и университетов «Сепата» (собственность «Сепата» в Киргизии ещё в 2016 г. оценивалась в 100 млн долл.) [5].

Здесь и Фонд Ага-Хана (Aga Khan Foundation), который работает в Киргизии как в рамках международной организации Aga Khan Development Network (AKDN), так и непосредственно [6].

Здесь и одиозный Фонд Сороса (с 2005 г. - Фонд «Сорос-Кыргызстан»), который за период своей деятельности потратил на различные проекты в республике более 79 млн долл. (что

вполне сопоставимо с инвестиционным портфелем немецкого банка развития - 82,9 млн долл.) [ 7].

В табл. 1 не нашла отражения деятельность Американского агентства по международному развитию (USAID) - подразделения Госдепартамента США, которое с 1993 по 2020 г. предоставило Бишкеку 2,1 млрд долл. [8]. Это больше, чем крупнейшие кредиторы в лице, например, МВФ, Международной ассоциации развития и Азиатского банка развития. Оказывается, что крупнейшим после Китая донором Киргизии за 30 лет его независимого развития было правительство США.

Большие сомнения вызывает и оценка помощи, оказанной стране правительством Турции: по оценкам турецкой стороны, за период с 1992 по 2020 г. её объём составил 1,156 млрд долл. [9].

С учётом этих данных участия США и Турции в предоставлении внешней помощи Киргизии её общий объём за период 1993-2020 гг. можно оценить уже не в 11,48 млрд долл., а примерно в 14 млрд.

Причины столь значительных расхождений в оценках самого объёма внешней помощи Бишкеку многообразны и заслуживают отдельного исследования. Здесь можно только отметить, что данные киргизской

5 «Мягкая сила» Гюлена в постсоветской Евразии // Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS. 29.07.2026 // URL: http://www.politrus.com/2016/07/29/fethullah-gulen/

6 Координационный совет партнёров по развитию в КР. Ресурс о деятельности международных донорских организаций в Кыргызской Республике // Организация Ага Хана по развитию в Кыргызской Республике // URL: http://www.donors.kg/ru/agentstva/88-akdn

7 Чем занимается Фонд «Сорос-Кыргызстан»? // Жаны ордо. 2020. №19. 2 октября // URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/238381511; https://delo.kg/?p=67185

8 Статистический портал Государственного департамента США // URL: www.state.gov. Kyrgyz-Republic_FY-2020-Country-Assistance-Fact-Sheet.pdf

9 Donor Activity in Central Asian Countries since 1991. Central Asian Bureau for Analytical Reporting // URL: https://cabar.asia/en/donor-activity-in-central-asian-countries-since-1991

статистики традиционно подвергаются своего рода политической цензуре, в результате которой, в частности, существенно искажается роль крупнейших международных доноров страны: США, Китая, России и Турции. Именно эти доноры самым активным образом используют экономическую помощь для укрепления и расширения своего влияния в Киргизии. Естественно, каждый - в собственных интересах.

И ещё одно общее замечание. Доля внешней финансовой помощи в ВВП Киргизии за весь период 1992-2020 гг., по киргизским оценкам, составила 11% [10]. Здесь трудно удержаться от сравнения этого периода в истории новой независимой Киргизии с советским периодом, когда на протяжении 45 с лишним лет советской Киргизии оказывалась полностью безвозмездная финансовая помощь в размере 40% ВВП ежегодно! К тому же новая «внешняя помощь» независимой стране, в отличие от дотационной бюджетной поддержки советских времён, отнюдь не бескорыстна. За неё (по крайней мере, в части кредитов) придётся платить либо живыми деньгами, либо ресурсами.

Секторальное распределение внешней финансовой помощи.

Распределение внешней помощи по отдельным секторам экономики Киргизи приведено в табл. 2.

Львиная доля финансовой помощи Бишкеку в 1992-2020 гг. (70% от

общего объёма в 11,48 млрд долл.) пришлась на три направления: финансирование центрального бюджета (27,1%, или 3,115 млрд долл.), транспорт (23,3%, или 2,68 млрд долл.) и энергетику (19,6%, или 2,25 млрд долл.) [10].

При этом первое место в системе приоритетов внешней помощи заняло прямое финансирование бюджета Кыргызской Республики. В среднем за период внешнее финансирование бюджета страны составляло 173 млн долл. в год.

Крупнейшим донором Киргизии по объёмам помощи на бюджетную поддержку является Россия. За 1992-2020 гг. она предоставила 911,5 млн долл., в том числе 531 млн долл. в виде безвозмездных грантов. Эта «бюджетная поддержка» - зарплаты врачей и учителей, военных и пожарных, государственных служащих, социальных пособий, науки и культуры (всего, что в этих сферах ещё сохранилось).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторым по значению донором бюджета Киргизии стал МВФ, который выделил на цели «поддержки бюджета и платёжного баланса» 735,9 млн долл. в виде льготных кредитов.

Третье и четвёртое место в списке доноров киргизского бюджета заняли Азиатский банк развития и Всемирный банк в лице МАР. Объёмы их помощи за рассматриваемый период составили соответственно 506 и 554 млн долл. [11].

10 Масштабный обзор внешней помощи Кыргызстану с 1992 по 2020 гг. // Общественное объединение «Социум» // URL: https://sotsium.kg/masshtabnyj-obzor-vneshnej-pomoshhi-kyrgyzstanu-s-1992-po-2020-gody/

11 Внешняя помощь бюджету Кыргызстана. Кто стал крупнейшим донором страны // Финансовое издание Economist (Кыргызстан). 11.06.2021 // URL: https://economist.kg/novosti/ vneshnyaya-pomoshh/2021/06/11/vneshnyaya-pomoshh-bjudzhetu-kyrgyzstana-kto-stal-krupnejshim-donorom-strany/

Таблица 2

Целевое назначение официальной помощи развития Киргизии (1992-2020 гг.)

млн долл.

Социально-экономический сектор Всего в том числе:

гранты кредиты

Бюджет и ПБ 3115 2001,3 1113,7

Транспорт 2680 2274,3 405,6

Энергетика 2248 1914 334

Водоснабжение 525 341 184

Инфраструктура сельской местности/регионов 433 208 225

Здравоохранение 429 181 248

Сельское хозяйство 368 214 155

Госуправление 321 56 264

Финансовый/частный сектор 306 253 53

Образование 302 119 183

Ирригация 229 108 121

Мультисектор 116 100 16

Промышленность и предприятия 109 109 -

Цифровизация 85 43 42

Охрана ОС/ЧС 82 33 49

Социальная защита 67 42 25

Телекоммуникация 49 48 1

Социальный сектор/ прочие 13 13 -

В дорожно-транспортную сферу Киргизии за этот период было вложено 2,68 млрд долл. (23,4% от общего объёма внешней помощи), в

том числе 2,27 млрд долл. (84,9%) в виде льготных кредитов, гарантированных государством, и 405,56 млн долл. в виде грантов [ 12].

12 Кыргызстан. Внешние кредиты на дороги. На что потратили $2,68 млрд, полученные за 18 лет // Аналитический портал StanRadar.com // URL: https://stanradar.com/news/full/45282-kyrgyzstan-vneshnie-kredity-na-dorogi-na-chto-potratili-268-mlrd-poluchennye-za-18-let.html

Самым крупным внешним донором дорожно-транспортной сети стал Китай в лице государственного Экспортно-импортного банка КНР.

Он предоставил льготные кредиты на девять дорожных проектов, включая дороги Север - Юг, Бишкек - Нарын - Торугарт, Ош - Сары-Таш - Ир-кештам на общую сумму в 1,1 млрд долл. Кроме того, за счёт грантов правительства КНР (102,9 млн долл.) реализуются проекты по ремонту дорог и улиц в Бишкеке, реконструкция автодороги вокруг озера Иссык-Куль.

Вторым по значению донором в этом секторе экономики страны стал Азиатский банк развития, который предоставил 642,6 млн долл., включая 156,1 млн долл. в виде грантов.

В рамках инициативы Центрально-азиатское региональное экономическое сотрудничество (РЭЦЦА) банк профинансировал проекты по строительству и реабилитации участков дорог Бишкек -Ош, Бишкек - Нарын - Торугарт, Бишкек - Алматы, Север - Юг.

Для финансирования инвестиционных проектов в сфере энергетики Киргизии в 1992-2020 гг. предоставлено 2,25 млрд долл., в том числе в виде кредитов 1,91 млрд долл. (84,1%) и 334,1 млн долл. в виде грантов [13].

Всё это - о масштабах «жизни взаймы», объёмах оказанной Киргизии внешней финансовой помощи, основных донорах - суверенных кредиторах.

Библиография • References

«Мягкая сила» Гюлена в постсоветской Евразии // Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS. 29.07.2026 // URL: http://www.politrus.com/2016/07/29/fethullah-gulen/

[«Myagkaya sila» Gyulena v postsovetskoj Evrazii // Ekspertno-analiticheskaya set' PolitRUS. 29.07.2026 // URL: http://www.politrus.com/2016/07/29/fethullah-gulen/]

Внешняя помощь бюджету Кыргызстана. Кто стал крупнейшим донором страны // Финансовое издание Economist (Кыргызстан). 11.06.2021 // URL: https://economist.kg/novosti/vneshnyaya-pomoshh/2021/06/11/vneshnyaya-pomoshh-bjudzhetu-kyrgyzstana-kto-stal-krupnejshim-donorom-strany/ [Vneshnyaya pomoshch' byudzhetu Kyrgyzstana. Kto stal krupnejshim donorom strany // Finansovoe izdanie Economist (Kyrgyzstan). 11.06.2021 // URL: https:// economist.kg/novosti/vneshnyaya-pomoshh/2021/06/11/vneshnyaya-pomoshh-bjudzhetu-kyrgyzstana-kto-stal-krupnejshim-donorom-strany/] Координационный совет партнёров по развитию в КР. Ресурс о деятельности международных донорских организаций в Кыргызской Республике // Организация Ага Хана по развитию в Кыргызской Республике // URL: http:// www.donors.kg/ru/agentstva/88-akdn [Koordinacionnyj sovet partnyorov po razvitiyu v KR. Resurs o deyatel'nosti mezhdunarodnyh donorskih organizacij v Kyrgyzskoj Respublike // Organizaciya

13 Сколько грантов и кредитов инвестировали в энергетику Кыргызстана за 18 лет? Обзор. Финансовое издание Economist (Кыргызстан) 11.06.2021 // URL: https://economist.kg/novosti/ vneshnyaya-pomoshh/2021/06/29/skolko-grantov-i-kreditov-investirovali-v-energetiku-kyrgyzstana-za-18-let-obzor/

Aga Hana po razvitiyu v Kyrgyzskoj Respublike // URL: http://www.donors.kg/ ru/agentstva/88-akdn] Кто кого кормил в СССР и кто больше проиграл от его развала // Комсомольская

правда. 2017. 28 сентября. [Kto kogo kormil v SSSR i kto bol'she proigral ot ego razvala // Komsomol'skaya

pravda. 2017. 28 sentyabrya] Кто? Сколько? Когда? Масштабный обзор внешней помощи Кыргызстану с 1992 по 2020 г. // Финансовое издание Economist (Кыргызстан) // URL: https:// economist.kg/novosti/vneshnyaya-pomoshh/2021/06/01/kto-skolko-kogda-masshtabnyj-obzor-vneshnej-pomoshhi-kyrgyzstanu-s-1992-po-2020-gody/ [Kto? Skol'ko? Kogda? Masshtabnyj obzor vneshnej pomoshchi Kyrgyzstanu s 1992 po 2020 g. // Finansovoe izdanie Economist (Kyrgyzstan) // URL: https:// economist.kg/novosti/vneshnyaya-pomoshh/2021/06/01/kto-skolko-kogda-masshtabnyj-obzor-vneshnej-pomoshhi-kyrgyzstanu-s-1992-po-2020-gody/] Кыргызстан. Внешнее кредиты на дороги. На что потратили $2,68 млрд, полученные за 18 лет // Аналитический портал StanRadar.com // URL: https:// stanradar.com/news/full/4B282-kyrgyzstan-vneshnie-kredity-na-dorogi-na-chto-potratili-268-mlrd-poluchennye-za-18-let.html [Kyrgyzstan. Vneshnie kredity na dorogi. Na chto potratili $2,68 mlrd, poluchennye za 18 let // Analiticheskij portal StanRadar.com // URL: https://stanradar.com/ news/full/4B282-kyrgyzstan-vneshnie-kredity-na-dorogi-na-chto-potratili-268-mlrd-poluchennye-za-18-let.html] Макроэкономические исследования. Институт экономики и права, Кыргызстан //

URL: https://beB.biz/makroekonomika/gdp/kg.html [Makroekonomicheskie issledovaniya. Institut ekonomiki i prava, Kyrgyzstan // URL:

https://beB.biz/makroekonomika/gdp/kg.html] Масштабный обзор внешней помощи Кыргызстану с 1992 по 2020 гг. // Общественное объединение «Социум» // URL: https://sotsium.kg/masshtabnyj-obzor-vneshnej-pomoshhi-kyrgyzstanu-s-1992-po-2020-gody/ [Masshtabnyj obzor vneshnej pomoshchi Kyrgyzstanu s 1992 po 2020 gg. // Obshchestvennoe ob»edinenie «Socium» // URL: https://sotsium.kg/masshtabnyj-obzor-vneshnej-pomoshhi-kyrgyzstanu-s-1992-po-2020-gody/] Отчёт Счётной палаты РФ о результатах проверки формирования внешних долговых обязательств Российской Федерации по странам - членам Парижского клуба кредиторов. 2002 г. // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/2e2/2e22 831de1B47c424eB1b7cc0f82a0b8.pdf [Otchyot Schyotnoj palaty RF o rezul'tatah proverki formirovaniya vneshnih dolgovyh obyazatel'stv Rossijskoj Federacii po stranam - chlenam Parizhskogo kluba kreditorov. 2002 g. // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/2e2/2e22831de1 B47c424eB1b7cc0f82a0b8.pdf] Сколько грантов и кредитов инвестировали в энергетику Кыргызстана за 18 лет? Обзор. Финансовое издание Economist (Кыргызстан) 11.06.2021 // https:// economist.kg/novosti/vneshnyaya-pomoshh/2021/06/29/skolko-grantov-i-kreditov-investirovali-v-energetiku-kyrgyzstana-za-18-let-obzor/ [Skol'ko grantov i kreditov investirovali v energetiku Kyrgyzstana za 18 let? Obzor. Finansovoe izdanie Economist (Kyrgyzstan) 11.06.2021 // https://economist.kg/ novosti/vneshnyaya-pomoshh/2021/06/29/skolko-grantov-i-kreditov-investirovali-v-energetiku-kyrgyzstana-za-18-let-obzor/] Статистический портал Государственного департамента США // URL: www.state. gov.Kyrgyz-Republic_FY-2020-Country-Assistance-Fact-Sheet.pdf

3/2023

0Б0ЗРEБАТEЛЬ-0BSERVER

23

[Statisticheskij portal Gosudarstvennogo departamenta SSHA // URL: www.state.gov.

Kyrgyz-Republic_FY-2020-Country-Assistance-Fact-Sheet.pdf] Чем занимается Фонд «Сорос-Кыргызстан»? // Жаны ордо. 2020. №19. 2 октября // URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/238381511 [CHem zanimaetsya Fond «Soros-Kyrgyzstan»? // ZHany ordo. 2020. №19.

2 oktyabrya // URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/238381511] Donor Activity in Central Asian Countries since 1991. Central Asian Bureau for Analytical Reporting // URL: https://cabar.asia/en/donor-activity-in-central-asian-countries-since-1991 https://delo.kg/?p=67185

Статья поступила в редакцию 10 апреля 2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.