Научная статья на тему 'Незаконное рыболовство в странах АТР'

Незаконное рыболовство в странах АТР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ННН-промысел / исключительная экономическая зона / морепродукты / шхуна / контрабанда / IUU fishing / seafood / exclusive economic zone / trawler / smuggling

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Алексей Максимович

Освещается проблема незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла (ННН-промысла) в странах АТР. Рассматривается ситуация с незаконным промыслом, который ассоциируется с национальной и транснациональной организованной преступной деятельностью в виде контрабанды, торговли людьми, незаконного оборота наркотиков и оружия. Анализируются меры противодействия этому распространенному в регионе явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Illegal Fishing in Asia-Pacific Countries

The problem of illegal, unreported, and unregulated (IUU) fishing in the Asia-Pacific region is addressed. The situation of illegal fishing, which is associated with national and transnational organized criminal activities such as smuggling, human trafficking, illicit drug and weapons trade is examined. Measures to counteract this widespread phenomenon in the region are analyzed.

Текст научной работы на тему «Незаконное рыболовство в странах АТР»

УДК 339.9:343.359

DOI 10.24412/1815-0683-2023-3-24-34

А. М. НИКОЛАЕВ*

Незаконное рыболовство в странах АТР

НИКОЛАЕВ Алексей Максимович -кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков. Nikolaev. alex@vfrta.ru.

NIKOLAEV A. M. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Foreign Languages Department.

Освещается проблема незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла (ННН-промысла) в странах АТР. Рассматривается ситуация с незаконным промыслом, который ассоциируется с национальной и транснациональной организованной преступной деятельностью в виде контрабанды, торговли людьми, незаконного оборота наркотиков и оружия. Анализируются меры противодействия этому распространенному в регионе явлению.

Ключевые слова: ННН-промысел, исключительная экономическая зона, морепродукты, шхуна, контрабанда.

A.M. NIKOLAEV

Illegal Fishing in Asia-Pacific Countries

The problem of illegal, unreported, and unregulated (IUU) fishing in the Asia-Pacific region is addressed. The situation of illegal fishing, which is associated with national and transnational organized criminal activities such as smuggling, human trafficking, illicit drug and weapons trade is examined. Measures to counteract this widespread phenomenon in the region are analyzed.

Keywords: IUU fishing, seafood, exclusive economic zone, trawler, smuggling.

Незаконный, несообщаемый и нерегулируемый рыбный промысел (ННН-промысел), по некоторым оценкам ежегодно приносящий его участникам до 23 млрд долл. США прибыли, представляет собой постоянную и актуальную проблему. Только в Азиатско-Тихоокеанском регионе ННН-промысел наносит ежегодный

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

экономический ущерб в размере около 5,8 млрд долл. США. Незаконный промысел стал вызывать международную озабоченность в 1950-х гг., когда впервые появились сообщения о тенденциях к сокращению рыбных запасов.

Отсутствие мониторинга, правоприменительной практики и наказания способствует распространению незаконного рыболовного промысла. Страны АТР, которые больше всего страдают от этого явления, как правило, не в состоянии обеспечить должный контроль и эффективное противодействие браконьерам. В период с 1990 по 2013 г. в Индонезии был отмечен самый высокий по объему уровень незаконного рыболовства с предполагаемыми потерями от 1,5 млн до 2,4 млн т в год, за Индонезией следовали Таиланд (от 0,6 млн до 2,1 млн т) и Вьетнам (от 0,3 млн до 1,1 млн т). В середине прошлого десятилетия высокому уровню незаконного промысла судов из соседних государств подвергались Камбоджа, Мьянма и Шри-Ланка.

Мотивы и движущие силы ННН-промысла почти всегда являются экономическими, и в условиях постоянно высокого спроса на морепродукты, которые обеспечивают потребление высококачественного белка, жизненно важного для здоровья человека, как на местном, так и на мировом рынках их незаконная добыча сохранится и в ближайшие годы.

ННН-промысел дает рыбакам два экономических преимущества. Первое - это доход от улова, а второе - сокращение расходов, которые были бы понесены, если бы улов был законным. Оба экономических фактора применимы как к отдельным рыбакам, так и к крупным операторам. В то же время - это опасное занятие, т. к. существуют риски обнаружения, которые в дополнение к упущенному улову могут привести к тюремному заключению, штрафам, потере судна, внесению в черный список и возможной потере авторитета в обществе.

ННН-уловы оказывают более сильное воздействие на окружающую среду и экономику развивающихся стран, которые, как правило, являются государствами с наименьшими ресурсами, выделяемыми на мониторинг и правоприменение.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе проживает огромное количество людей, здесь насчитывается более 3,5 млн рыболовных судов, из которых более 80 % имеют длину менее 12 м. При таком огромном количестве и разнообразии рыболовных судов регулирование сектора является сложной задачей, а при ограниченном привлечении к ответственности или наложении лишь незначительных санкций ННН-промысел может быть проще и прибыльнее, чем промысел с соблюдением соответствующих законов.

Одной из причин ННН-рыболовства являются спорные морские границы, которые приводят к конфликтам из-за рыбных ресурсов

и потенциальному вторжению в исключительные экономические зоны соседних государств.

Последствия ННН-промысла могут быть серьезными, особенно для прибрежных и малых островных развивающихся государств, сильно зависящих от рыболовства. Это оказывает неблагоприятное воздействие на национальную экономику, на средства к существованию людей - особенно на отдельных мелких рыбаков в бедных прибрежных сообществах в развивающихся странах - на продовольственную безопасность и на окружающую среду. Государства, неспособные выполнять международные обязательства по управлению рыболовством, также рискуют подвергнуться торговым санкциям в отношении своего экспорта рыбной продукции. Кроме того, ННН-промысел все чаще ассоциируется с национальной и транснациональной организованной преступной деятельностью, такой как контрабанда, торговля людьми, использование детского труда, незаконный оборот наркотиков и оружия.

Важнейшим компонентом преступного характера ННН-рыболовства является коррупция, которая в рыболовстве чрезвычайно многообразна. Она может существовать в виде получения взяток за выдачу различных лицензий, отсутствия реакции на незаконные действия или использования политической власти и социального капитала для принуждения подчиненных должностных лиц к игнорированию незаконных действий, вступления в сговор с целью найти лазейки в законе или обойти правила, или применять неверное толкование законов в обмен на материальное вознаграждение, а также использования угроз для оказания психологического давления с последующим получением финансового или иного вознаграждения для благоприятного решения вопроса.

Формами ННН-промысла принято считать рыболовство в запрещенных зонах или в запрещенные временные сроки, несанкционированная перевалка или выгрузка в несанкционированных портах, использование поддельных лицензий, несообщение или фальсификация данных об улове, использование запрещенных или нелицензированных средств лова, добыча молодняка и редких видов морской флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения, вовлеченность в противоправную деятельность по трафику наркотиков и перевозке незаконных мигрантов или контрабанду, использование судов без гражданства и двойных флагов, применение вредных, опасных или запрещенных веществ и способов, использование принудительного труда либо несоблюдение мер безопасности.

Объектами ННН-промысла в АТР являются преимущественно различные виды тунца, морской конек, акулы, кальмар, креветки, трепанг, крабы, демерсальные виды рыб и моллюски.

Рассматривая ситуацию в АТР, можно выделить четыре типа реализации ННН-рыболовства в странах региона. Первый - ННН-промысел в исключительной экономической зоне страны ведут иностранные суда. Второй - ННН-промысел осуществляют отечественные суда. Третий представляет сочетание первого и второго типов. Четвертый - ННН-промысел в чужой исключительной экономической зоне ведут отечественные рыбаки.

Например, Япония является восьмым по величине игроком в морском рыболовстве. У нее третий по величине рыболовный флот дальнего плавания в мире. Однако более 85 % субъектов рыбохозяйственной деятельности занимаются мелкотоварным прибрежным рыболовством с использованием судов длиной менее 20 м [13]. Япония разрешает судам из некоторых соседних стран работать в своей исключительной экономической зоне в соответствии с двусторонними соглашениями. Китайские и корейские рыболовные суда в настоящее время не допускаются в ИЭЗ Японии из-за разрыва двусторонних переговоров. Нередки случаи, когда законно допущенные к рыбалке иностранные суда нарушают условия, установленные двусторонними соглашениями о рыболовстве. Кроме того, в японские воды часто заходят рыболовные суда из соседних стран без разрешений с целью вылова рыбы. И в то же время сообщалось о незаконной добыче акульих плавников судном «Кёшин Мару» под японским флагом [11].

Тайваньские суда в международных или зарубежных водах работают по всему миру и по производительности являются вторыми после китайских. Тайвань уже давно подвергается критике за незаконный и нерегулируемый рыбный промысел под удобным флагом. В 2005 г. Тайвань был уличен в промысле судов под удобными флагами с превышением ограничения на вылов, установленного Международной комиссией по сохранению атлантических тунцов [6]. Это привело к санкциям против Тайваня, сократившим тайваньскую квоту на вылов на последующий год. Кроме того, тайваньские судовладельцы подозревались в подделке документов для легализации незаконных уловов рыбы. Несоблюдение Тайванем международных обязательств по борьбе с ННН-промыслом привело к выдаче Тайваню так называемой «желтой карточки» (по аналогии с судейством в футболе), т. е. предупреждения, в 2015 г. в соответствии с регламентом Европейской комиссии о ННН-промысле. (Позднее, в 2019 г. оно было отменено) [10].

Помимо этого, в рыболовном флоте Тайваня остро стоит вопрос и об использовании принудительного труда. Мигранты из соседних стран в течение длительного времени путин вынуждены трудиться в тяжелых условиях, терпеть жестокое обращение, эксплуатацию и насилие.

Неоднократно на промысле на тайваньских судах происходили избиения таких рыбаков командным составом и даже убийства [15].

Республика Индонезия входит в десятку крупнейших игроков в морском рыболовстве, а Королевство Таиланд находится за ее пределами, но входит в число ведущих экспортеров рыбной продукции. Однако рыбные запасы Таиланда на грани истощения из-за десятилетий перелова в Сиамском заливе. Характерной чертой рыболовства в этих двух странах является значительно большее количество малых судов в прибрежном рыболовстве по сравнению с крупными судами в прибрежном и открытом море. В Индонезии и Таиланде как отечественные, так и иностранные суда, занимающиеся ННН-промыслом, считаются серьезной проблемой. В Таиланде практикуются различные виды незаконного вылова в рамках внутреннего рыболовства, включая добычу рыбы в запрещенных районах или нарушение установленных сезонных ограничений, использование незаконных рыболовных снастей и отлов видов, находящихся под угрозой исчезновения. Суда, ведущие промысел без разрешения или в нарушение лицензионных условий и незаконный траловый промысел, также зарегистрированы в Индонезии.

Общими проблемами обеих стран являются принудительный труд и торговля людьми, которые часто взаимосвязаны с внутренним ННН-промыслом. В рыболовной отрасли Таиланда более 90 % работников -мигранты из соседних стран, многие из них становятся жертвами таких преступлений. Таиланд по этой причине получил предупреждение от Еврокомиссии в 2015 г., которое было отменено в 2019 г. Исчерпание рыбных запасов Таиланда заставляет местных рыбаков прибегать к нелегальному вылову в исключительных экономических зонах Индонезии и Малайзии [16].

В последние годы внимание средств массовой информации стран АТР приковано к так называемым «голубым лодкам». «Голубые лодки» - своеобразный лейбл, ассоциирующийся с рыболовными судами из Вьетнама -относительно небольшими лодками длиной 10-15 м и часто окрашенными в характерный голубой цвет, которые имеют на борту 10-17 членов экипажа. Их часто замечали за браконьерской добычей ценного трепанга на удаленных прибрежных рифах островов Тихого океана. Такие суда способны преодолевать расстояния более 7 000 км и оставаться в море до трех месяцев. Первые задержания малоразмерных судов из Вьетнама за ННН-рыболовство случились в 2014 г. и с того времени происходят регулярно в разных районах Тихого океана.

Растущая экспансия «голубых лодок» в различные районы Тихого океана вызвана истощением рыбных запасов в водах вблизи Вьетнама

в Южно-Китайском море, которые, в свою очередь, подвергались браконьерскому вторжению иностранных рыбаков. В поисках новых районов для промысла голубые малоразмерные суда вторгаются в воды соседних стран, таких как Филиппины, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Тихоокеанские острова и Австралия. Они курсируют по непатрулируемым морским маршрутам и ищут необитаемые острова. Сбор трепанга в чужих водах проще и менее опасен в оперативном отношении, т. к. здесь трепанг по-прежнему встречается на глубине 6-7 м, а в водах вблизи Вьетнама в Южном Китае нужно погружаться на 60-80 м. Рыбаки небольшого деревянного флота выключают оборудование связи и свет, становясь почти невидимыми.

После тунца трепанг считается вторым наиболее ценным экспортным морепродуктом. Ежегодно живого тоннажа морского огурца добывается и продается больше, чем всех других рифовых обитателей вместе взятых. Браконьерская добыча обычно поставляется в Китай через многочисленные коридоры вдоль вьетнамо-китайской границы, которые регулярно пресекаются китайскими таможенниками во время специальных операций, но спустя некоторое время начинают функционировать вновь.

Как правило, у экипажей «голубых лодок» нет трудовых договоров и страховки, а при несчастных случаях на производстве или арестах владелец судна не берет на себя никакой ответственности. Существуют обоснованные подозрения, что некоторые члены экипажей являются жертвами торговли людьми, осуществляемой владельцами «голубых лодок».

В результате многочисленных задержаний маломерных рыболовных судов из Вьетнама за ННН-промысел 23 октября 2017 г. Европейская комиссия вынесла Вьетнаму официальное предупреждение в виде «желтой карточки» в связи с недостаточными усилиями в борьбе с морским браконьерством [3].

В 2017 г. после испытаний Северной Кореей баллистических ракет Совет Безопасности ООН принял резолюцию о санкциях против страны, ограничивающих иностранный промысел после сентября 2017 г. Эта резолюция запрещает закупку морепродуктов в Северной Корее, создание совместных предприятий Северной Кореи и других стран без одобрения ООН и продажу или передачу прав на промысел в водах Северной Кореи. Руководство КНДР остро нуждается в иностранной валюте и поэтому пошло по пути наращивания продажи квот на морской промысел в своих территориальных водах Китаю. Такие квоты КНР приобретала у КНДР еще с начала двухтысячных, увеличивая их покупку практически ежегодно. А количество китайских рыболовных судов водоизмещением 240600 т в корейских водах в 2017 г. превысило 900, а годом позднее 800 [17]. Основным объектом промысла китайцев является кальмар. По некоторым

оценкам в те годы китайские суда выловили почти столько же кальмаров, сколько Япония и Южная Корея вместе взятые: более 160 000 метрических тонн на сумму более 440 млн долл. США.

Департамент ООН, изучающий соблюдение санкций, заявил, что Северная Корея в 2018 г. заработала 120 млн долл. США на продаже прав на рыбную ловлю [4]. Китай нарушение санкций ООН отрицает, однако спутниковый мониторинг подтверждает промысел его судов в корейских водах, что может служить основанием для признания участия рыболовного флота страны в ННН-рыболовстве.

Тотальный вылов кальмара мощным китайским флотом не оставил шансов местным рыбакам на хорошие уловы, и деревянные северокорейские шхуны начали активные посещения российской и японской исключительных экономических зон. Имея маломощные двигатели, такие суда неспособны противостоять сильным штормам и нередко терпят крушения, а их экипажи гибнут. В конце августа - начале сентября 2019 г. после тайфунов сразу 32 северокорейские шхуны остались у побережья Приморского края без экипажей [2]. В том же году российскими пограничниками были произведены задержания северокорейских рыбаков, некоторые -со стрельбой и огнестрельными ранениями нарушителей. В несколько раз большее количество арестов и случаев гибели северокорейских шхун регулярно происходит в территориальных водах соседней Японии [5].

В свою очередь, японские рыбаки тоже время от времени заходят в исключительную экономическую зону России с браконьерскими целями. В феврале того же 2019 г. сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю в акватории Японского моря была задержана рыболовная шхуна «Нишино Мару-68» (флаг Японии, порт приписки Идзумо), осуществлявшая незаконный промысел. На судне было обнаружено около 7,5 т живого краба. Ущерб оценили в сумму более 39 млн руб. [7].

Нередко в исключительной экономической зоне России браконьерствуют и рыболовные суда из Тайваня. Для их задержания порой приходится использовать не только патрульные суда пограничников, но и авиацию, а также открывать предупредительный огонь из стрелкового оружия [12].

Однако создается впечатление, что наибольший ущерб водным биоресурсам России на Дальнем Востоке наносят вовсе не зарубежные браконьеры, а российские граждане, которые в составе экипажей на рыболовных судах различного класса под удобными иностранными флагами занимаются незаконным промыслом в исключительной экономической зоне нашей страны. С начала двухтысячных годов дальневосточные пограничники неоднократно задерживали такие суда под флагами Камбоджи,

Панамы, Белиза, Сьерра-Леоне, Того и других экзотических стран. Как правило, экипажи подобных судов состоят из российских граждан и возглавляют их российские же капитаны [14]. Подобное отношение к национальным морским биоресурсам является результатом своеобразной инерции многолетней ориентации отечественного рыбного промысла на внешний рынок, которая сложилась еще в 60-е гг. прошлого столетия. Грабительская, по сути, приватизация советского рыболовного флота в 1990-х гг. закрепила курс на бесконтрольный вывоз водных биоресурсов, поэтому процесс восстановления влияния государства на рыболовную отрасль настолько сложный и длительный.

До настоящего времени деятельность многих рыбопромысловых компаний Дальневосточного региона непрозрачна, и определить степень этой непрозрачности очень сложно. Незаконная добыча и контрабанда валютных биоресурсов, по подсчетам полпредства Президента России в ДВФО, еще десятилетие назад оценивалась в 1 млрд долл. США в год. Такой большой ущерб объясняется обширностью морских промысловых районов и сложностью организации эффективного спутникового контроля по причине противодействия экипажей судов, нередко использующих программные продукты для фальсификации данных о локации судов и результатах промысла.

Лицензирование рыбного промысла и квотирование добычи не решают всех проблем как в силу коррупционной составляющей в самих процессах, так и невозможности успешно противостоять влиянию теневых зарубежных игроков, стремящихся установить контроль над российскими компаниями [18].

В Китае прибрежное рыболовство традиционно было основным видом морского рыболовства, поскольку в 1985 г. почти 90 % всего морского улова Китая приходилось на прибрежные районы. Из-за перелова, загрязнения и мелиорации рыбные запасы в традиционных рыболовных угодьях Китая истощились. Крупная рыба в китайском Бохайском заливе почти полностью исчезла. Чтобы обеспечить восстановление биологического разнообразия флоры и фауны, в Китае с 1999 г. по настоящее время в прибрежных водах действует запрет на рыбный промысел с мая по август. Как правило, китайским рыбакам удается избегать ситуаций, когда иностранцы могли бы обвинить их в ННН-промысле, однако периодические рейды таможенной полиции по борьбе с контрабандой морепродуктов, освещающиеся китайскими СМИ, проливают свет на методы работы контрабандистов и их сотрудничество с вьетнамскими и северокорейскими партнерами. Эту тему мы поднимали ранее [8; 9].

Для борьбы с ННН-промыслом странами АТР были предприняты различные меры, направленные на мониторинг, контроль и наблюдение

за морским промыслом. Международный план действий по предотвращению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла от 2001 г. явился первым межгосударственным документом, принятым в отношении этого явления. Соглашение о мерах государства порта Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (Food and Agriculture Organization, FAO) - это еще один имеющий обязательную юридическую силу международный документ, принятый в 2009 г. Его цель - предотвращать, сдерживать и ликвидировать ННН-промысел, не позволяя судам использовать порты и выгружать незаконный улов.

Другими важными структурами на региональном уровне являются местные организации по управлению рыболовством, в которых разрабатывается и совершенствуется программное обеспечение для предотвращения ННН-промысла (например, система мониторинга судов).

Регламент Европейского союза по ННН-промыслу является еще одним документом, имеющим влияние на АТР. Согласно ему, странам АТР запрещается экспортировать рыбную продукцию в ЕС, если они не принимают мер по противодействию ННН-промыслу. США в соответствии со своим законом о моратории на дрифтерный промысел в открытом море также участвуют в процессах предотвращения ННН-промысла в АТР.

Российская Федерация придерживается курса на серьезное противодействие ННН-промыслу в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В период с 2009 по 2012 г. были заключены договоры с Республикой Корея, Корейской Народно-Демократической Республикой, Китайской Народной Республикой и Японией о сотрудничестве в сфере сдерживания и противостояния ННН-промыслу, а в 2015-2016 гг. подписаны меморандумы с Королевством Камбоджи и Республикой Индонезия о предупреждении ННН-промысла [1]. Однако это не помогло радикально устранить проблему браконьерства в российских водах как со стороны иностранных, так и российских промысловиков. Теневая международная торговля российскими крабами и рыбой продолжается в более скрытых формах.

При ближайшем рассмотрении все крупные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, занимающиеся рыбным промыслом, так или иначе причастны к ННН-рыболовству. Усилия официальных властей в виде соглашений, договоров и планов по урегулированию ситуации имеют ограниченный и нестабильный эффект в силу различия национальных приоритетов находящихся в регионе государств, чиновничьей коррупции и противодействия влиятельных теневых криминальных структур.

Наибольшее воздействие на национальные правительства государств АТР имеют предупреждения Европейского союза о снижении закупок морепродуктов, если они каким-либо образом ассоциируются с ННН-промыслом. В этих случаях местные власти активизируют борьбу

с нарушителями правил добычи морских биоресурсов. В обычном режиме на деятельность браконьеров смотрят сквозь пальцы, потому что их дешевая продукция в определенной степени тормозит инфляцию, а значит, способствует стабильности общества.

В современных условиях санкционного давления стран Запада на Россию, к которым примкнули Япония и Южная Корея, уже предпринявшие ряд недружественных в отношении нашей страны шагов, можно ожидать игнорирования ими двусторонних договоренностей о противодействии ННН-промыслу. В то же время Россия может пересмотреть позиции в отношении взаимодействия с КНДР в сфере рыболовства в случае прогресса в области военно-технического сотрудничества. Однако главными задачами нашей страны в сфере противодействия ННН-промыслу в АТР остаются борьба с отечественной коррупцией в области рыболовства, а также пресечение браконьерского вылова и контрабандного вывоза морепродуктов российскими компаниями в соседние страны.

Список литературы

1. Бекяшев Д. К. Современные международно-правовые проблемы рыболовства. URL: https://mgimo.ru/science/diss/Bekyashev_diss.pdf (дата обращения: 27.07.2023).

2. В воды Приморья вновь нахлынули браконьеры из КНДР. URL: https:// fishnews.ru/news/37336 (дата обращения: 21.07.2023).

3. Вьетнам прилагает значительные усилия для выполнения рекомендаций Еврокомиссии. URL: https://vovworld.vn/ru-RU/новости/вьетнам-прилагал-большие-усилия-для-выполнения-рекомендации-еврокомиссии-645167.vov (дата обращения: 20.07.2023). Англ. яз.

4. Игнорируя санкции ООН, китайские корабли платят Северной Корее за промысел в корейских водах. URL: https://www.nytimes.com/2020/07/22/world/ asia/north-korea-squid-sanctions-china.html (дата обращения: 21.07.2023).

5. Курмазов А. А. Департамент рыболовства Японии: опыт борьбы с нелегальным, несообщаемым и нерегулируемым рыбным промыслом в Японском море // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 4(89). С. 52-58.

6. Международная комиссия по сохранению атлантических тунцов: Отчет за двухгодичный период, 2004-2005 гг. Ч. II. URL: https://www.iccat.int/en/ (дата обращения: 17.07.2023). Англ. яз.

7. На задержанном японском судне в Приморье нашли тонны незаконного краба на 39 млн рублей. URL: https://primamedia.ru/news/784111/ (дата обращения: 21.07.2023).

8. Николаев А. М. Контрабанда продуктов питания в КНР: причины и противодействие // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 2. С. 98-106.

9. Николаев А. М. Борьба таможенных органов КНР с контрабандой во втором - начале третьего десятилетия XXI века // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 2(99). С. 50-57.

10. Новости Тайваня. Тайваньское рыболовное судно задержано в Индонезии за незаконный промысел. URL: https://www.taiwannews.com.tw/en/news/41 10066 (дата обращения: 19.07.2023). Англ. яз.

11. Приговорен к крупнейшему денежному штрафу, когда-либо наложенному в федеральном деле об акульих плавниках. URL: https://www.justice.gov/opa/ pr/owner-japanese-fishing-vessel-pleads-guilty-unlawful-trafficking-shark-fins#:~:text= Hamada%20Suisan%20Co.,the%20Department%20of%20Justice%20announced (дата обращения: 16.07.2023). Англ. яз.

12. Приморские пограничники почти сутки преследовали тайваньских браконьеров. URL: https://www.1tv.ru/news/2004-09-21/239561 (дата обращения: 22.07.2023).

13. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. Состояние мирового рыболовства и аквакультуры 2020 г. URL: https:// www.fao.org/3/ca9229en/ca9229en.pdf (дата обращения: 14.07.2023). Англ. яз.

14. Россия, Китай и Япония будут вместе бороться против браконьеров. URL: https://rg.ru/2015/02/19/braconier-site.html (дата обращения: 24.07.2023).

15. Рыбная промышленность злоупотребляет скучной репутацией Тайваня в области прав человека. URL: https://www.france24.com/en/live-news/20210 513-rampant-fishing-industry-abuses-dull-taiwan-s-rights-record (дата обращения: 19.07.2023). Англ. яз.

16. Таиландские рабы морепродуктов. URL: https://ejfoundation.org/reports/ thailands-seafood-slaves (дата обращения: 19.07.2023). Англ. яз.

17. Темные рыбацкие флотилии в Северной Корее. URL: https://www.ncbi. nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7455503/ (дата обращения: 21.07.2023).

18. Хренков О. В. Незаконный оборот морских биоресурсов: российско-китайский аспект // Ойкумена. 2013. № 3. С. 38-43.

© Николаев А. М., 2023 © Nikolaev A. M., 2023

Для цитирования:

Николаев А. М. Незаконное рыболовство в странах АТР // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 3(104). С. 24-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.