Научная статья на тему 'НЕЗАКОННАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ'

НЕЗАКОННАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА / ТОРГОВЛЯ ОРГАНАМИ И ТКАНЯМИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чукреев Вадим Андреевич

Рассматриваются вопросы, связанные с криминализацией незаконной торговли органами в международном уголовном праве, особенности регламентации этого вопроса на международном уровне, а также систематизированы основные правовые подходы к данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чукреев Вадим Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLEGAL ORGAN TRANSPLANTATION IN INTERNATIONAL CRIMINAL LAW

The article deals with issues related to the criminalization of the illicit trade in organs in international criminal law, the features of the regulation of this issue at the international level, and systematizes the main legal approaches to this problem.

Текст научной работы на тему «НЕЗАКОННАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ»

Научная статья УДК 343.43:34.05

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-254-258 NIION: 2015-0066-3/22-369 MOSURED: 77/27-011-2022-03-568

Незаконная трансплантация органов в международном уголовном праве

Вадим Андреевич Чукреев

Прокуратура Свердловской области, Екатеринбург, Россия, chukreevva@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с криминализацией незаконной торговли органами в международном уголовном праве, особенности регламентации этого вопроса на международном уровне, а также систематизированы основные правовые подходы к данной проблеме.

Ключевые слова: незаконная трансплантация, органы человека, торговля органами и тканями, международное уголовное право, имплементация

Для цитирования: Чукреев В. А. Незаконная трансплантация органов в международном уголовном праве // Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. С. 254-258. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-254-258.

Original article

Illegal organ transplantation in international criminal law

Vadim A. Chukreev

Prosecutor's Office of the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russia, chukreevva@mail.ru

Abstract. The article deals with issues related to the criminalization of the illicit trade in organs in international criminal law, the features of the regulation of this issue at the international level, and systematizes the main legal approaches to this problem.

Keywords: illegal transplantation, human organs, trade in organs and tissues, international criminal law, implementation

For citation: Chukreev V. A. Illegal organ transplantation in international criminal law. Bulletin of economic security. 2022;(3):254-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-254-258.

В международном уголовном праве, также, как и в праве многих зарубежных стран, под незаконной трансплантацией органов понимают непосредственно незаконную торговлю органами. Торговля органами (также известная как Красный рынок) -это торговля человеческими органами, тканями или другими продуктами тела, обычно напрямую предназначена для трансплантации. Незаконное принуждение с целью изъятия органов признана серьезной международной проблемой. Тем не менее, в отличие от торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации или торговли детьми, она в значительной степени исключена из режимов международного уголовного права, хотя в 2017 году во всем мире было проведено почти 140 000 трансплантаций паренхиматозных органов. Несмотря на впечатляющие масштабы, эта деятельность обеспечила лишь 10 % мировой

© Чукреев В. А., 2022

потребности в пересаженных органах. Несоответствие между спросом и предложением органов привело к возникновению преступлений, связанных с трансплантацией, включая торговлю людьми с целью извлечения органов и торговлю человеческими органами.

Эти преступления нарушают основные права человека и представляют серьезную опасность как для индивидуального, так и для общественного здоровья. Истинные масштабы преступлений, связанных с трансплантацией, остаются неизвестными, но, по оценкам, от 5 % до 10 % трансплантаций во всем мире происходят в контексте международной торговли органами, часто с участием трансплантационного туризма в места, где действуют законы, запрещающие куплю-продажу человеческих органов. Торговля людьми с целью изъятия органов и торговля челове-

ческими органами также могут иметь место в пределах одной страны и быть не связанными с поездками в целях трансплантации заграницу. Во всех случаях наиболее уязвимые слои населения часто становятся жертвами эксплуатации и принуждения.

Торговля органами может рассматриваться как часть более широкого рынка, включающего ткани, клетки или другие части, или продукты человеческого тела, называемого некоторыми «красным рынком». Известные международные правовые системы и многие национальные системы, в том числе в Соединенных Штатах, запрещают любую продажу человеческих органов (за исключением компенсации расходов, понесенных донорами органов). Широкомасштабный запрет на продажу органов делает торговлю органами уникальной среди других транснациональных преступлений, поскольку, за редким исключением, не существует параллельной законной торговли. Спрос на трансплантацию органов, который не удовлетворяется за счет законного донорства органов, способствует образованию преступных организации и незаконной деятельности.

Как и во многих случаях преступной деятельности, оценка финансовых масштабов международной торговли органами осложняется отсутствием информации. По оценкам неправительственной организации Global Financial Integrity (GFI), годовая стоимость торговли органами во всем мире колеблется от 840 миллионов долларов до более чем 1,7 миллиарда долларов. Трансплантация может стоить покупателю от десятков до сотен тысяч долларов, в зависимости от задействованного органа и связанного с этим медицинского обслуживания, не включая самой перевозки. Оценки количества проведенных незаконных трансплантаций и предлагаемых цен на органы разнятся. По оценкам GFI, каждый год происходит около 12 000 нелегальных трансплантаций, около 8 000 из которых пересаживают почки, затем следуют печень, сердце, легкие и поджелудочная железа. По оценкам GFI, цены, выплачиваемые отдельным лицам за их органы, значительно различаются: по сообщениям, платежи за почки колеблются от сотен долларов для лиц из менее развитых стран, и от 20 000-30 000 долларов США в более развитых странах. Некоторые люди могут не получить никакой оплаты за орган или могут получить меньше, чем было первоначально согласовано. В отчетах также описываются люди, которые предоставляют органы и впоследствии несут значительные медицинские расходы или теряют средства к существованию из-за неудачных операций или непредвиденных побочных явлений. Согласно анализу GFI, наценки для реципиентов часто составляют 500-1 900 %, при этом стоимость органов реципиенту составляет от 100 000 до 237 000 долларов.

Лица, которые продают или иным образом предоставляют органы для незаконной торговли, могут быть:

• умершие лица, не давшие согласия на использование их органов, или лица, убитые ради получения их органов;

• живые лица, которые не соглашаются на использование или извлечение их органов или подвергаются принуждению, в том числе угрозе применения силы или предложениям оплаты с использованием экономического положения потерпевшего;

• живые лица, дающие согласие на продажу органа (в некоторых случаях такие лица могут быть введены в заблуждение относительно характера медицинской процедуры и восстановления).

Международные усилия по борьбе с незаконным оборотом органов достаточно обширны, и ВОЗ возглавляет их. В 1991 г. Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила руководящие принципы ВОЗ по трансплантации органов. Эти принципы, призванные «обеспечить упорядоченную, этическую и приемлемую основу для регулирования приобретения и трансплантации человеческих органов в терапевтических целях», подчеркивали важность защиты доноров посредством информированного согласия, запрета на конфликты интересов со стороны врачей-трансплантологов и предпочтения умерших или родственников. Руководящие принципы прямо запрещали продажу органов и незаконный оборот органов, но оставляли методы правоприменения на усмотрение отдельных стран. (ВОЗ, 1991 г.) В 2004 г. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла измененную версию принципов в свете глобального роста трансплантации органов и нехватки органов. Эта резолюция призвала государств-членов внедрить эффективные режимы надзора и сотрудничать в гармонизации мировой практики. Она также призвала расширить использование живых доноров почки, где это возможно. Резолюция призывала Генерального директора ВОЗ с просьбой оказать поддержку государствам-членам в предотвращении торговли органами и разработать руководящие принципы для защиты уязвимых групп от этих посягательств и призывала принять меры против трансплантационного туризма и международной торговли органами (Всемирная ассамблея здравоохранения (ВАЗ), 2004 г.).

ВОЗ продолжает отслеживать и поддерживать усилия по борьбе с торговлей людьми. Иллюстрацией этих усилий стала консультационная встреча, проведенная с национальными органами здравоохранения западно-тихоокеанского региона в 2005 г. в Маниле, известном центре торговли людьми. (ВОЗ, 2006 г.) В отчете о встрече содержится призыв к прозрачности практики трансплантации, включая данные о стране происхождения доноров и реципиентов, что необхо-

димо для «подотчетности и прослеживаемости». Несмотря на резкое осуждение коммерческой продажи органов, отчет разрешал оплату расходов донорам, включая расходы на здравоохранение и упущенный доход, а также «умеренную не денежную помощь». Однако любая поддержка должна была быть прозрачной и соответствовать правилам принимающей страны. Получатели органов должны были нести ответственность за знание того, получены ли их органы из законных источников, а их страны происхождения должны были принять меры для предотвращения эксплуатации доноров из других стран или нарушений правил донорства органов других стран.

В 2000 году Организация Объединенных Наций выпустила протокол о предотвращении и пресечении торговли людьми и наказании за нее в качестве дополнения к Конвенции против транснациональной организованной преступности. (United Nations 2000). Определение торговли людьми в Протоколе прямо включает изъятие органов и прямо отвергает согласие жертвы на эксплуатацию как несущественное. Государствам-участникам настоятельно рекомендуется защищать жертв торговли людьми в той мере, в какой это допускается внутренним законодательством, и они должны разработать комплексную политику по предотвращению торговли людьми и борьбе с ней. По состоянию на февраль 2010 года протокол подписали 117 человек, включая Египет, Индию, Израиль, Филиппины и США, но не Иран и не Пакистан. Примечательно, что Соединенные Штаты прямо оставили за собой право брать на себя обязательства по Протоколу в порядке, соответствующем федералистским принципам.

Международные медицинские ассоциации также активно осуждают торговлю органами. Саммит 2008 г., созванный Обществом трансплантологов и Международным обществом нефрологов в Турции (особенно в другом месте, известном как торговля людьми), привел к принятию Стамбульской декларации. Декларация осуждает торговлю органами и трансплантационный туризм как нарушение принципов справедливости и уважения человеческого достоинства и рекомендует запретить их. По мнению Декларации, практика, побуждающая уязвимых лиц или группы (например, неграмотных и бедных, иммигрантов без документов, заключенных, политических или экономических беженцев) становиться живыми донорами, несовместима с целью борьбы с торговлей органами, трансплантационным туризмом, и трансплантационным коммерциализмом. Странам было настоятельно рекомендовано внедрить программы по снижению частоты отказов органов и расширению законных методов донорства (Стамбульская декларация 2008 г.).

Несколько международных структур содержат определения и описания торговли органами или свя-

занной с ней деятельности, руководящие принципы этической и законной трансплантации органов, а также приоритеты правоохранительных органов в борьбе с незаконной торговлей:

1. Протокол ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Протокол ООН о торговле людьми, также известный как Палермский протокол), вступил в силу 29 сентября 2003 года.

Протокол включает «изъятие органов» как вид эксплуатации в определение торговли людьми: «Вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей посредством угрозы силой или ее применения, или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимым положением, или предоставления или получения платежей, или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо, с целью эксплуатации. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или изъятие органов» [9].

2. Впервые одобрены органом ВОЗ, принимающим решения, Всемирной ассамблеей здравоохранения (ВАЗ) в 1991 г. и обновленные в 2010 г. Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации клеток, тканей и органов человека (Руководящие принципы ВОЗ) «предназначены для обеспечения упорядоченной, этичной и приемлемой основы для приобретения и трансплантации человеческих клеток, тканей и органов для лечебных целей». В преамбуле говорится о росте «коммерческой торговли человеческими органами» и «сопутствующей торговли людьми». Несколько руководящих принципов касаются торговли органами, в том числе положения о том, что:

• живое донорство должно происходить с информированного и добровольного согласия донора, и донорам должна быть предоставлена профессиональная медицинская помощь (Руководящий принцип 3),

• клетки, ткани и органы должны передаваться в дар, а не продаваться, и что продажа должна быть запрещена, хотя компенсация за донорство разрешена (Руководящий принцип 5), и

• Медицинские работники не должны проводить или обеспечивать страховое покрытие трансплантаций, связанных с «эксплуатацией, принуждением или оплатой донору, или ближайшему родственнику умершего донора» (Руководящий принцип 7).

Кроме того, резолюция ВАЗ 2004 года призывает государства-члены «принять меры для защиты самых

бедных и уязвимых групп от «трансплантационного туризма» и продажи тканей и органов» [10].

3. Стамбульская декларация о торговле органами и трансплантационном туризме (Стамбульская декларация) возникла в результате Международного саммита по трансплантационному туризму и торговле органами, созванного Обществом трансплантологии и Международным обществом нефрологов с 30 апреля по 2 мая 2008 года. Саммит стремился решить «неотложные и растущие проблемы продажи органов, трансплантационного туризма и торговли донорами органов», а итоговая Стамбульская декларация включала принципы и предложения, касающиеся укрепления законности и этичности трансплантации органов и предотвращения торговли органами, коммерциализации трансплантации и трансплантационного туризма [7]. Положения включали призывы к странам максимально увеличить количество органов, доступных для трансплантации, и запретить рекламу торговли органами. Декларация была обновлена в 2018 году [8].

4. Некоторые региональные организации установили рамки, касающиеся торговли органами. Например, Конвенция Совета Европы о борьбе с торговлей человеческими органами, вступившая в силу в марте 2018 года, направлена на «предотвращение торговли человеческими органами и борьбу с ней», защиту жертв и содействие национальному и международному сотрудничеству [2]. Конвенция открыта для государств-членов, не входящих в Европейский союз (ЕС). Стратегия и план действий Панамериканской организации здравоохранения (ПАОЗ) и Регионального бюро ВОЗ для стран Америки по донорству и равному доступу к трансплантации органов, тканей и клеток на 2019-2030 гг. включают показатели, касающиеся национальных стандартов по борьбе с незаконным оборотом органов и трансплантационным туризмом. В стратегии утверждается, что «высокий индекс бедности и низкий уровень образования предрасполагают регион к риску торговли органами» [6].

Таким образом, торговля органами иллюстрирует несостоятельность как международного, так и национального уголовного права, эту сферу, можно рассматривать как область несовершенного или «частично соблюдаемого» правосудия. Как утверждал Бьюкенен (2004) [1], в таких условиях может не быть ясного идеального решения, но можно улучшить положение созданием институтов, прежде чем будет достигнуто правосудие.

Рассмотрим, во-первых, значимость судебных решений. Транснациональная несправедливость, такая как торговля органами, ежегодно причиняет вред людям во многих странах. Тем не менее, эти постоянные несправедливости остаются в полутени как международного, так и внутреннего права в том виде, в каком

они формируются сегодня. Если бы международный суд будь, то сам МУС [4] или международный суд, созданный специально для борьбы с торговлей людьми, сосредоточил свое внимание на судебные системы в отношение черного рынка, привлекая эффективное правовое внимание к проблеме и которая могла бы решаться только с помощью международных действий, тогда бы суд смог усилить борьбу с сложившейся ситуацией в мировом сообществе. Или рассмотреть вопрос об эффективности режимов правоприменения. Благонамеренные заявления, такие как усилия ВОЗ или Стамбульская декларация, в значительной степени являются увещеваниями, а не санкционированием международного судебного органа. Государства с уязвимым населением приняли меры для защиты своих граждан от групп, которые наживаются на бедняках, чтобы получить органы. Но в более благополучных странах наблюдается хронический и серьезный дисбаланс между серьезным недостатком местных запасов и растущим спросом со стороны стареющего населения. Их неспособность отслеживать, разрабатывать или обеспечивать соблюдение ограничений на торговлю людьми угрожает подорвать зарождающиеся усилия стран-доноров по ограничению торговли как людьми, так и органами. Создание эффективного международного правоприменительного режима могло бы помочь противостоять этому давлению.

Подумайте, наконец, о том, как на легитимность режима международного уголовного права может повлиять разработка системы для борьбы с трансграничными преступлениями, такими как незаконный оборот органов. Разработка международного правоприменительного режима, который мог бы повысить эффективность борьбы с данным преступлением, помог бы решить эту проблему. Иначе говоря, значимость и эффективность могут помочь укрепить необходимую легитимность.

Безусловно, прогресс в направлении справедливости можно было бы достичь и другими путями. На национальном уровне или даже на международном уровне можно было бы решить проблемы снабжения органами, хотя в настоящее время их нехватка кажется неизбежной. Могут быть установлены соответствующие режимы регулирования, чтобы эффективно воспрепятствовать или ограничить гражданам выезд из своей страны в поисках органа для трансплантации в другом месте. Но, как мы видели выше, в государствах, которые «экспортируют» людей в поисках органов, существует нежелание осуждать людей или криминализировать то, что они сделали, даже если это способствует практике, наносящей большой вред.

Конечно, остается неясным, целесообразно ли ожидать разработки такого глобального правоприменительного режима. Давление на внутренние право-

вые режимы может быть просто слишком велико. Ясно, однако, то, что существует общее мнение о том, что незаконный оборот органов является серьезной международной проблемой, которая по-прежнему недостаточно решается как призывами международных организаций, таких как ВОЗ, так и внутренними законами отдельных государств. Это действительно трансграничное преступление, и поэтому в настоящее время он представляет собой упущенную возможность для развития поддержки международного уголовного права.

Библиографический список / Bibliographic list

1. Buchanan, A. (2004) Justice, legitimacy, and self-determination : moral foundations for international law. Oxford : Oxford University Press.

2. Council of Europe, Convention Against Trafficking in Human Organs, Treaty Series no. 216, March 25, 2015.

3. Francis, L. P., Francis, J. G., Stateless Crimes, Legitimacy, and International Criminal Law : the Case of Organ Trafficking Criminal Law and Philosophy 4(3): 283-296 (2010). https://dc.law.utah.edu/scholarship.

4. International Criminal Court (ICC) (2009). Letter from Christian Wenawaser, President of the Assembly of States Parties to the Rome Statute of the International Criminal Court.http://www. icc-cpi.int/NR/rdonlyres/7D67278B-C8C2-4777-

BBEE28D0D7007341/0/ICCASPReviewConference201 0InvitationENG.pdf (accessed: 27.02.2010).

5. Katarina C. O'Regan, analyst in Foreign Policy // International Organ Trafficking: In Brie, December 22, 2021// Congressional Research Service https://crsreports. congress.gov.

6. PAHO and WHO Regional Office for the Americas, Strategy and Plan of Action on Donation and Equitable Access to Organ, Tissue, and Cell Transplants 2019-2030, CD57/11, August 19, 2019.

7. Participants in the International Summit on Transplant Tourism and Organ Trafficking, «The Declaration of Istanbul on Organ Trafficking and Transplant Tourism», Clinical Journal of the American Society of Nephrology, vol. 3, 5 (2008). P. 1227-1231.

8. The updated version added a definition of trafficking in persons for the purpose of organ removal, in addition to other changes. The Transplantation Society and the International Society of Nephrology, The Declaration of Istanbul on Organ Trafficking and Transplant Tourism 2018 Edition, 2018.

9. U.N. Office of the High Commissioner for Human Rights, Protocol to Prevent, Suppress and Punish Trafficking in Persons Especially Women and Children, supplementing the United Nations Convention against Transnational Organized Crime, Article 3 Use of Terms.

10. WHA, Human Organ and Tissue Transplantation, WHA57.18, May, 22, 2004.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 23.06.2022; принята к публикации 08.08.2022.

The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 23.06.2022; accepted for publication 08.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.