Научная статья на тему 'Противодействие незаконной трансплантации органов и тканей в зарубежном законодательстве'

Противодействие незаконной трансплантации органов и тканей в зарубежном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
незаконная трансплантация / торговля органами и тканями / зарубежное законодательство / уголовно право / имплементация / illegal transplantation / trade in organs and tissues / foreign legislation / criminal law / implementation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вадим Андреевич Чукреев

Статья посвящена анализу уголовно-правовых норм зарубежных стран, таких как США, Индии и других в области криминализации незаконной торговли органов и тканей и противодействия указанным преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вадим Андреевич Чукреев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering illegal organ and tissue transplantation in foreign legislation

The article is devoted to the criminal law of foreign countries in the field of criminalization of illegal trade in organs and tissues, reveals a number of legal acts regulating this issue, and displays the main approaches of different criminal systems of foreign law.

Текст научной работы на тему «Противодействие незаконной трансплантации органов и тканей в зарубежном законодательстве»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 343.43:34.05

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-275-279 NIION: 2003-0059-4/22-393 MOSURED: 77/27-003-2022-04-592

Противодействие незаконной трансплантации органов и тканей в зарубежном законодательстве

Вадим Андреевич Чукреев

Прокуратура Свердловской области, Екатеринбург, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена анализу уголовно-правовых норм зарубежных стран, таких как США, Индии и других в области криминализации незаконной торговли органов и тканей и противодействия указанным преступлениям.

Ключевые слова: незаконная трансплантация, торговля органами и тканями, зарубежное законодательство, уголовно право, имплементация

Для цитирования: Чукреев В. А. Противодействие незаконной трансплантации органов и тканей в зарубежном законодательстве // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 275-279. о^/10.24412/2073-0454-2022-4-275-279.

Original article

Countering illegal organ and tissue transplantation in foreign legislation

Vadim A. Chukreev

Prosecutor's Office of the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russia, [email protected]

Abstract. The article is devoted to the criminal law of foreign countries in the field of criminalization of illegal trade in organs and tissues, reveals a number of legal acts regulating this issue, and displays the main approaches of different criminal systems of foreign law.

Keywords: illegal transplantation, trade in organs and tissues, foreign legislation, criminal law, implementation

For citation: Chukreev V. A. Countering illegal organ and tissue transplantation in foreign legislation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):275-279. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-4-275-279.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), торговля органами — это коммерческая трансплантация, приносящая прибыль, или трансплантации, которые происходят за пределами национальных медицинских систем. Существует глобальная потребность или спрос на здоровые части тела для трансплантации больным людям, они, к сожалению, превышают доступные количества.

Во всем мире существует нехватка органов, доступных для трансплантации [28], однако коммерческая торговля человеческими органами запрещена во всех странах, кроме Ирана. Несмотря на эти запреты, незаконная торговля органами и трансплантационный туризм остаются широко распространенными во всем мире. Тайный характер преступления в сочетании с недостаточной осведомленностью со стороны правоохранительных органов и отсутствием каналов обмена

© Чукреев В. А., 2022

информацией между медиками и сотрудниками полиции привели к тому, что незаконная трансплантация органов стала одной из наименее регистрируемых форм торговли людьми во всем мире. Вопрос о том, следует ли легализовать и регулировать торговлю органами для борьбы с их незаконным оборотом и нехваткой органов, широко обсуждается.

Иран является единственной страной в мире, где продажа органов является законной, и установлена базовая цена на органы в размере 4600 долларов, но это только в том случае, если органы приобретаются легально, что часто не так, поскольку бедняки все еще обращаются к посредникам, которые получают неизвестные суммы [1].

Можно было бы надеяться, что только несколько изолированных стран являются основными участниками торговли органами, но, к сожалению, это гло-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

бальный бизнес, когда органы покупаются у бедных и продаются богатым [2]. Реципиенты органов, участвующие в трансплантационном туризме, в основном поступают из США, Канады, Саудовской Аравии, стран Персидского залива, Японии и Тайваня направляют их в Коста-Рику, Панаму, Эквадор, Колумбию, Египет, Косово, Кипр, Израиль, Азербайджан, Китай и Филиппины [3].

По состоянию на январь 2020 года в США более 100 000 кандидатов ожидают пересадки органов [4]. Среднее время ожидания пересадки сердца и печени в США в период с 2003 по 2014 год составляло примерно 148 дней, а примерное время ожидания донорских органов значительно варьируется в зависимости от статуса пациента, так, пациенты со статусом сердца A1 ждут в среднем 73 дня [5].

До введения NOTA не существовало четкой юрисдикции в отношении прав собственности на человеческий труп. Вместо этого Америка применила к трупу «квазиправо», что означало, что родственники умершего имели право достаточно долго решать как похоронить или избавиться от трупа. Это не было правом собственности и не давало им право передавать или сдавать в аренду человеческие органы и ткани [6]. Из-за нехватки органов и растущего спроса на трансплантацию, люди начали использовать другие способы приобретения органов, чаще — вне больничных условий, незаконно. Так оборот органов начал превращаться в коммерческий рынок. Х. Барри Джейкобс, глава компании из Вирджинии, объявил в 1983 г. о новом плане по покупке и продаже человеческих органов по которому здоровые человеческие почки стоили до 10 000 долларов плюс комиссионный сбор от 2 000 до 5 000 долларов для Джейкобса [6]. Это вывело проблему на чистую воду. Национальный закон о трансплантации органов от 1984 года (NOTA) стал ответом на это предложение, объявивший преступлением передачу человеческих органов за вознаграждение в целях трансплантации человеку [7]. NOTA запретил покупку и продажу органов для трансплантации, создал целевую группу по трансплантации органов и административное подразделение в Министерстве здравоохранения и социальных служб для управления реестрами доноров и реципиентов органов.

В Соединенных Штатах, также было принято 26 законодательных акта, направленных на регулирование трансплантации и донорства органов (Управление ресурсов и услуг здравоохранения (HRSA)). Эти правила определяют, например, что считается смертью, что представляет собой согласие на донорство органов и устанавливают положения о национальных наградах за донорство органов.

Правоохранительные органы и Министерство юстиции США (DOJ) могут выдвигать обвинения в преступлениях, связанных с международной торговлей органами. 11 июля 2012 года Исаак Розенбаум, гражданин Израиля, был осужден за приобретение,

получение и передаче человеческих органов за ценное вознаграждение для использования при трансплантации человека [8]. Согласно пресс-релизам Министерства юстиции, Розенбаум способствовал продаже органов от граждан Израиля, которые отправлялись в Соединенные Штаты для трансплантации своих органов американским реципиентам. Розенбаум фабриковал легенды для прикрытия, чтобы ввести в заблуждение практикующих врачей США относительно соглашений, заставив их поверить в то, что органы были действительно пожертвованы [9; 10]. Дело Розен-баума было первым федеральным приговором за незаконную трансплантацию почек в соответствии с Национальным законом о трансплантации органов [11].

Соединенные Штаты остаются главным получателем органов — предметов торговли.

В 2008 году представители научных и медицинских организаций со всего мира, правительственные чиновники, социологи и специалисты по этике приняли участие в саммите в Стамбуле для решения проблем незаконной продажи органов, трансплантационного туризма в контексте глобальной нехватки органов [12]. В результате страны приняли Стамбульскую декларацию о торговле органами и трансплантационном туризме, в которой рекомендуется странам сформировать правовую основу для регулирования деятельности по донорству органов и трансплантации. Кроме того, Стамбульская декларация (2008 г.) была разработана более чем 150 представителями из 78 стран мира и определила понятие торговли органами, коммерциализации трансплантации и трансплантационный туризм, а также дала конкретные рекомендации по возмещению расходов и набору живых доноров. В пересмотренном издании Стамбульской декларации 2018 года были даны дополнительные определения торговли органами, в частности торговля людьми с целью извлечения органов, самообеспеченность донорством органов и финансовые аспекты донорства органов.

После Стамбульской декларации Всемирная организация здравоохранения, Всемирная медицинская ассоциация опубликовали руководящие принципы и принципы этического получения органов от живых и умерших доноров по их согласию, а также этические ограничения для медицинских работников, выполняющих трансплантацию органов. Однако, к сожалению, ни один из этих документов не имеет обязательной юридической силы, а Европейская конвенция обязательна только для тех европейских государств-членов, которые ее ратифицировали.

Форма торговли людьми, которая, как предполагается, в значительной степени затрагивает Северную и Западную Африку, где бедные общины более уязвимы для эксплуатации. Все страны Северной Африки одобрили Стамбульскую декларацию через национальное общество нефрологических учреждений. Из Западной Африки только Мали поддержала Декларацию [13]. Во всех странах Северной Африки есть программы транс-

JURISPRUDENCE

плантации, хотя и развитые на разном уровне [14]. В Западной Африке, Нигерии и Гане созданы центры трансплантации. В Гане в 2015 г. был создан национальный регистр терминальной стадии болезни почек и трансплантации почки [15]. В 2012 г. в Кот-д'Ивуаре было разрешено донорство органов.

В Северной и Западной Африке число стран, в которых действуют юридические требования в отношении донорства органов и тканей от живых доноров очень низкое. В некоторых странах нет конкретных руководств или органов для судебного преследования за незаконную трансплантацию, вместо этого это преступление регулируется национальным законодательством о борьбе с торговлей людьми.

После Стамбульской декларации Египет принял Закон о трансплантации органов и тканей человека (2010 г.) и учредил «Высший комитет по трансплантации органов», ответственный за регулирование и надзор за всеми процедурами. Закон устанавливает уголовную ответственность за торговлю органами и устанавливает строгие наказания для врачей, больниц и медицинских учреждений, выполняющих незаконные процедуры трансплантации органов. В 2017 году Законодательный комитет парламента Египта одобрил поправки к Закону о трансплантации органов и тканей человека с целью ужесточения наказаний за незаконный оборот органов [16]. В целом, национальные правовые запреты в Северной и Западной Африке недостаточны для обеспечения эффективного надзора, необходимого для внедрения стандартов качества трансплантации органов [17].

Многие страны, в которых действуют программы для живых доноров, основанные на альтруизме, предусматривают, что между донором и реципиентом должна быть какая-то форма отношений, чтобы свести к минимуму риски. В Египте, например, запрещена трансплантация органов иностранным пациентам (за исключением случаев супружеских отношений с иностранцами). Тем не менее преступным сообществам удается маскировать ложные отношения под законные, подделывая официальные документы.

С конца 1980-х годов Китай полагался на казненных заключенных, которые обеспечивали большую часть пересаженных органов [18]. Этот готовый источник органов сделал его вторым после Соединенных Штатов по количеству выполненных трансплантаций [32]. Есть свидетельства того, что правительство пыталось приуменьшить масштабы извлечения органов с помощью соглашений о конфиденциальности [19] и законов, например, таких как Временные правила использования трупов или органов из трупов казненных заключенных [20]. Критики утверждают, что органы распределялись не по необходимости, а распределялись через коррумпированную систему или просто продавались богатым китайцам и иностранцам. По оценкам одного источника, в 2006 году Китай казнил не менее 4000 заключенных, чтобы поставить пример-

но 8000 почек и 3000 печенок иностранным покупателям [21].

В 2000-х годах Китай подвергся растущему международному и внутреннему давлению с требованием положить конец практике использования органов заключенных. С тех пор он осуществил ряд реформ, касающихся этих обвинений. Он разработал реестр добровольных доноров, не находящихся в заключении; считается, что эти живые и умершие доноры поставляют большую часть органов, пересаживаемых сегодня в стране. Китай также стандартизировал процесс забора органов, указав, какие больницы могут проводить операции, и установив юридическое определение смерти мозга. В 2007 году Китай запретил трансплантацию иностранным пациентам, и официально объявил вне закона продажу органов и сбор органов человека без их согласия [33].

Многие некоммерческие организации и международные юристы скептически относятся к тому, что Китай действительно реформировал свою индустрию трансплантации органов, тем не менее в уголовный кодекс Китая предусматривает наказание за незаконную торговлю органами. Согласно статье 234 (1) Уголовного кодекса: «лица, причастные к незаконной торговле органами, могут быть привлечены к ответственности с организацией других для продажи человеческих органов, умышленное нападение, приведшее к телесным повреждениям или убийству, в случае изъятия органа у человека без с его согласия или от несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет, принуждение или обман другого человека к пожертвованию органов или кражи или в случае извлечения органов умершего человека» [22].

До 1994 года в Индии не было законодательства, запрещающего продажу органов [29]. Низкие затраты и высокая доступность позволили привлечь клиентов со всего мира и превратили Индию в один из крупнейших центров трансплантации почек в мире. Пациентам часто обещали выплаты, намного превышающие те, что они фактически получали. Другие пациенты сообщили, что их почки были удалены без их согласия после того, как они прошли медицинские процедуры по другим причинам [23].

В 1994 году в стране был принят Закон о трансплантации органов человека, запрещающий торговлю органами и поощряющий посмертное донорство органов [30]. Основным механизмом закона для предотвращения продажи органов было ограничение по донорам, в частности, запрещено незнакомцам делать пожертвования друг другу; человек может пожертвовать только родственнику, супругу или кому-то, связанному с ним какой-либо «привязанностью». Однако на практике люди обходят ограничения закона, чтобы продолжать торговлю органами. Часто заявления о «привязанности» необоснованно, а донор органов не имеет никакого отношения к реципиенту. Во многих случаях донор может не быть индийцем или даже говорить на том же языке, что и реципиент, иногда доно-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ры вступали в фиктивный брак с реципиентами [24].

Для противодействия неконтролируемой торговле органами, индийский парламент в 1994 году принял закон, запрещающий коммерческие сделки с человеческими органами. Существуют ограничения на изъятие человеческих органов, а также правила специализированных больниц, чтобы обеспечить прозрачность для всех заинтересованных сторон. Цель Закона о трансплантации органов человека состоит в том, чтобы обеспечить регулирование изъятия, хранения и трансплантации органов человека в терапевтических целях и для предотвращения коммерческих сделок с человеческими органами.

Принятие Закона о трансплантации органов человека ознаменовало новую эру в индийской медицине, он был написан по тому же принципу, что и Закон Великобритании о трансплантации. Закон содержит положения о признании смерти мозга как определение смерти человека, запрет на коммерческую торговлю органами и определяет родственников (отца, мать, брата, сестру, сына, дочь и жену), которые могут без разрешения правительства пожертвовать органы.

Также Закон не разрешает самостоятельные денежные отношения между донором и реципиентом, неродственный донор должен подать в суд магистрата заявление под присягой, в котором говорится, что орган передается из чувства привязанности. После чего донор должен пройти ряд тестов, прежде чем состоится фактическая трансплантация. Уполномоченный комитет, созданный для этой цели, обеспечивает проверку всех документов, требуемых в соответствии с законом. Если выяснится, что деньги были уже переданы, то и получатель, и даритель признаются преступниками.

Согласно индийскому законодательству, продажа органов за рубеж запрещена, поэтому ни один иностранец не может получить местного донора. Законы о пересадке органов человека в Индии очень строгие, и штрафы за торговлю органами также очень высоки [25].

Хотя продажа органов не была законной на Филиппинах, до 2008 года эта практика допускалась и даже поддерживалась правительством. Филиппинское информационное агентство — подразделение правительства, даже продвигало пакет услуг «все включено» для трансплантации почки, которые продавались в розницу примерно за 25 000 долларов. Сами доноры часто получали за свои почки всего 2000 долларов [26]. Страна была популярным местом для трансплантационного туризма, до 2008 г. в стране ежегодно продавалось 800 почек [27], а в 2005 г. ВОЗ включила его в пятерку лучших мест для трансплантационных туристов.

В марте 2008 года правительство приняло новый закон, вводящий в действие запрет на продажу органов, после этого количество трансплантаций сократилось с 1046 в 2007 г. до 511 в 2010 г. [31] С тех пор правительство заняло гораздо более активную позицию в отношении трансплантационного туризма.

Хотя существует множество законодательных ак-

тов, касающихся торговли органами, правоохранительным органам не удалось обеспечить их выполнение. Одним из препятствий для правоприменения является отсутствие связи между медицинскими и правоохранительными органами, зачастую доступ сотрудников полиции к информации о лицах, причастных к незаконной пересадке органов затруднен из-за правил конфиденциальности медицинской информации. Ученые говорят, что для эффективного противодействия незаконной торговли органами, полиция должна сотрудничать с медицинскими работниками, также необходимо международное сотрудничество в трансграничных правонарушениях; и дальнейшая специальная подготовка сотрудников полиции.

Список источников / References

1. Krishnan, M. (2018). Legalizing trafficking : Iran's unjust organ market and why legal selling of organs should not be the resolve. Berkeley Political Review. Retrieved from https://bpr. berkeley.edu/2018/05/03/legalizing-trafficking-irans-unjust-organ-market-and-why-legal-selling-of-organs-should-not-be-the-resolve/

2. European Union. (2015). Trafficking in Human Organs. European Union Directorate-General for External Policies Policy Department. Retrieved from http://www.europarl.europa.eu/ RegData/etudes/STUD/2015/549055/EXP0_ STU%282015%29549055_EN.pdf

3. Shimazono, Y. (2007). The state of the international organ trade : a provisional picture based on integration of available information. Bulletin of the World Health Organization, 85(12), 901-980. Retrieved from https://www.who.int/bulletin/ volumes/85/12/06-039370/en/

4. «Data — OPTN». optn.transplant.hrsa.gov. Archived from the original on 2017-10-01. Retrieved 2019-11-12.

5. «National Data — OPTN». optn.transplant.hrsa. gov. Archived from the original on 2019-11-07. Retrieved 2019-11-12.

6. Mayes, Gwen. «Buying and Selling Organs for Transplantation in the United States». Medscape Education 4, № 3 (2003): 1-4.

7. National Organ Transplantation Act of 1984, Pub L. 98-507, 98 Stat. 2339-2348 (Oct. 19, 1984).

8. Per the U.S. District Court indictment, Rosenbaum was charged pursuant to 18 U.S.C. §371, conspiracy to defraud the United States, and 42 U.S.C. §274e, prohibition of organ purchases and was subject to criminal forfeiture under 18 U. S.C. §982. United States of America v. Levy Lzhak Rosenbaum, Crim. № 11, U.S. District Court, District of New Jersey (2011).

9. DOJ, «First Federal Defendant Convicted For Profiting From Illegal Kidney Transplants Sentenced To Prison», press release, July 11, 2012.

10. DOJ, «Brooklyn Man Pleads Guilty In First Ever

JURISPRUDENCE

Federal Conviction For Brokering Illegal Kidney Transplants For Profit», press release, October 27, 2011.

11. According to DOJ, there are no DOJ records of other cases being filed pursuant to the statute. CRS correspondence with DOJ, October 18, 2021. Individuals have also been charged for other offenses relating to organ trafficking.

12. Declaration of Istanbul, Preamble.

13. Information retrieved from Declaration of Istanbul web site, http s : //www. declarationofi stanbul. org/ endorsements (accessed: 02.12.2020).

14. Saraladevi N. & Vivekanand J. «Nephrology in Africa: forgotten no more», International Society of Nephrology, 2020, https://www.kidney-international.org/action/showPdf?pii=S0085-2538%2820%2930908-X (accessed: 26.04.2021).

15. A review of policies and programmes for human organ and tissue donations and transplantations, WHO African Region, Bulletin of the World Health Organization, 98:420-425, 2020, http:// dx.doi.org/10.2471/BLT.19.236992 (accessed: 20.04.2021).

16. Parliament committee approves harsher penalties in Organ Transplant Law, Egypt Independent, 4 May 2017, https://egyptindependent.com/parliament-committee-approves-harsher-penalties-organ-transplant-law/ (accessed: 26.04.2021).

17. Organ Donation and Transplantation in Sub-Saharan Africa : Opportunities and Challenges, INTECHOPEN, Op. Cit.

18. Annika Tibell. The Transplantation Society's Policy on Interactions With China Archived 201807-12 at the Wayback Machine 2007.

19. Hemphill, Joan E. (2007). «China's Practice of Procuring Organs From Executed Prisoners : Human Rights Groups Must Narrowly Tailor Their Criticism and Endorse the Chinese Constitution to End Abuses». Pacific Rim Law & Policy Journal Association. 16 (2): 431-57.

20. Glaser, Sheri R. (2007). «Formula to Stop the Illegal Organ Trade: Presumed Consent Laws and Mandatory Reporting Requirements for Doctors». Human Rights Brief. Archived from the original on 2020-12-05. Retrieved 2018-12-16.

21. Delmonico, Francis L. (2009). «The Implications of Istanbul Declaration on organ trafficking and

transplant tourism». Current Opinion in Organ Transplantation. 14 (2): 116-19. doi:10.1097/ MOT.0b013e32832917c9. PMID 19300258. S2CID 205837499. Archived from the original on 202110-26. Retrieved 2020-01-21.

22. Criminal Code of the Republic of China / Ministry of Justice ;iflio[V/ https://law.moj.gov.tw/ENG/ LawClass/LawAll.aspx?pcode=C0000001).

23. Hub For Global Organ Trade. Archived from the original on 2011-06-11. Retrieved 2008-05-01.

24. The trade in human organs in Tamil Nadu : the anatomy of regulatory failure. Archived from the original on 2008-05-18. Retrieved 2008-05-01.

25. Nupur Nadir, Organ Transplantation Law In India // https://legalserviceindia.com/article/l224-Organ-Transplantation-Law-In-India. html.

26. Turner, Leigh (2009). «Commercial Organ Transplantation in the Philippines». Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. 18 (2): 192-96. doi:10.1017/S0963180109090318. PMID 19263601. S2CID 18672908. Archived from the original on 2021-10-26. Retrieved 2019-12-06.

27. Cabral warns : No more organs for sale in Philippines. Arab News. 2009-06-26. Archived from the original on 2020-11-24. Retrieved 2018-12-20.

28. Experts warn against organ trade. BBC News.

2007-01-08. Archived from the original on 201903-30. Retrieved 2008-02-18.

29. Unnithan, Sandeep; Datta, Damayanti (14 February 2008). «Life and crimes of a kidney don». India Today. Archived from the original on 2018-12-21. Retrieved 2018-12-20.

30. India Kidney Trade. Archived from the original on

2008-05-01. Retrieved 2008-05-01.

31. Agence France-Presse (July 28, 2010). «Ban on human organ sales working». The Sydney Morning Herald. Archived from the original on August 12, 2017. Retrieved February 20, 2020.

32. Denyer, Simon (15 September 2017). «China used to harvest organs from prisoners. Under pressure, that practice is finally ending». Archived from the original on 4 October 2017. Retrieved 13 December 2018.

33. «www.gov.cn. Archived from the original on 2018-10-09. Retrieved 201812-13.

Информация об авторе

В. А. Чукреев — заместитель прокурора Прокуратура Свердловской области, кандидат юридических наук.

Information about the author V. A. Chukreev — Deputy Prosecutor of the Prosecutor's Office of the Sverdlovsk Region, Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 30.03.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 11.07.2022. The article was submitted 30.03.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 11.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.