должно осуществляться в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Однако в отличие от дипломатических агентов консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту и предварительному заключению в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда.
В то же время необходимо учитывать наметившуюся тенденцию по приравниванию объемов консульского иммунитета с объемами иммунитета дипломатического агента, что находит свое отражение в многочисленных консульских конвенциях.
В связи с этим на практике при возбуждении уголовного дела также в рамках ст. 144 УПК РФ органам, ведущим производство по делу, надлежит направлять запрос в МИД РФ с целью разрешения вопроса о наличии иммунитета у соответствующего работника консульского учреждения, а также его объеме. При получении информации о том, что объем консульского иммунитета лица на основании консульской
конвенции совпадает с дипломатическим, необходимо направить в МИД РФ ходатайство об его отзыве аккредитующим государством.
Итак, анализ норм действующего уголовно-процессуального законодательства, а также международного права показал, что возбуждение уголовного дела в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, возможно. В то же время целесообразно внести соответствующие изменения в ст. 144 УПК РФ и разъяснить порядок принятия решения в отношении лиц, обладающих дипломатическим и консульским иммунитетами.
1 См.: Острога Е.К. Особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. (12.00.09) / Белорусский государственный университет им. В.И. Ленина. Минск, 1985. С. 14; Александрова О.И. Уголовно-процессуальные особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 25.
НЕЗАКОННАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
А.Б. БАДЫРХАНОВ,
адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского университета МВД России [email protected]
Аннотация. Анализ современного состояния этнической преступности позволяет сделать вывод, что пополнение этнических преступных формирований происходит за счет стран ближнего и дальнего зарубежья и лиц без гражданства, противоправно находящихся на территории Российской Федерации, приток которых постоянно увеличивается (незаконная миграция). Автор провел классификацию этой категории лиц и целей их пребывания в России. На основании этого сделан вывод о необходимости совершенствования законодательства и ведомственного нормативного регулирования по борьбе с незаконной международной миграцией.
Ключевые слова: этническая преступность, незаконная международная миграция, миграционные службы, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные меры, ведомственный нормативный акт, оперативные подразделения органов внутренних дел.
ILLEGAL INTERNATIONAL MIGRATION AND ETHNIC CRIMINALITY
A.B. BADYRKHANOV,
the graduated in a military academy of chair of operatively-search activity the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The summary. The analysis of a current state of ethnic criminality allows to draw a conclusion that replenishment of ethnic criminal formations occurs at the expense of the countries of near and far abroad and persons without the citizenship, illegally being on territory of the Russian Federation which inflow constantly increases (illegal migrations). The author has spent classification of this category of persons and the purposes of their stay in Russia. On the basis of it the conclusion is drawn on necessity of perfection of the legislation and departmental standard regulation on struggle against illegal international migration.
Key words: ethnic criminality, illegal international migration, migratory services, operatively-search activity, operatively-search measures, the departmental statutory act, operative divisions of law-enforcement bodies.
Существенное влияние на общее состояние преступности в различных регионах страны оказывает этническая преступность. Как явление социально-правовое она включает в себя совокупность конкретных преступлений, совершаемых криминальными объединениями лиц одной или нескольких родственных национальностей, входящих либо не входящих в этнический состав России. Представители этих национальных меньшинств занимают в организованных преступных группах (ОПГ) не только ведущее место, но и являются организаторами или наиболее активными исполнителями противоправных акций.
Спектр противоправных действий этнических ОПГ довольно широк. Например, в Новосибирской области ведущую роль в распространении наркотических средств играет «азербайджанская» преступная группировка, а в Алтайском крае — «узбекская». В Читинской и Иркутской областях довольно сильные позиции занимают «китайские» ОПГ, специализирующиеся на контрабанде в Китай цветного металла и древесины. Они же занимаются переправкой нелегальных мигрантов из Китая и других стран Юго-Восточной Азии в Западную Европу1. Серьезно осложняют криминогенную обстановку в различных регионах страны преступные формирования вьетнамцев, китайцев, корейцев, которые совершают многочисленные преступления, в том числе в своей среде (разбои, грабежи, вымогательство, захваты заложников, кражи)2.
Официальной статистической отчетности о состоянии этнической преступности, к сожалению, в России нет. Оценить уровень этой преступности, тенденции ее изменения и дать структурированное представление о ней можно лишь на основе материалов оперативно-розыскного характера, а также из результатов научных исследований. Так, по оперативным данным МВД России3 в 2004 г. в стране было выявлено более 2000 преступных групп и сообществ, сформированных на этнической основе, численностью 7,5 тыс. человек. По данным исследования И.Л. Хромова, за период с 2001 по 2006 г. количество ОПГ из числа граждан стран СНГ и дальнего зарубежья увеличилось на 25%, число их участников — более чем на 70%, а количество совершаемых ими преступлений — на 34%4.
Негативное влияние на состояние этнической преступности в России оказывает незаконная международная миграция. Она осуществляется с нарушением правил въезда в страну, выезда из нее, пребывания в ней или незаконного транзита через нее, закрепленных в законодательстве Российской Федерации. Наблюдается рост числа международных мигран-
тов, исповедующих ислам, из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. Этот поток обусловлен целым рядом причин, характерных и для других международных эмигрантов нехристианского вероисповедания. Во-первых, российская социально-экономическая ситуация более благоприятна по сравнению с ситуацией в государствах исхода международных мигрантов. Во-вторых, территория Российской Федерации — наиболее удобный плацдарм для дальнейшей иммиграции в страны Западной Европы. В-третьих, значительно активизируются транснациональные преступные группировки, занимающиеся транспортировкой незаконных мигрантов, торговлей людьми5. Из стран ближнего зарубежья идет поток трудящихся — мигрантов, вызванный зависимостью внутреннего рынка труда по некоторым профессиям от иностранных работников и безработицей в этих странах.
Находящиеся на территории Российской Федерации мигранты (в том числе и незаконные) преследуют две следующие цели: использовать ее как место постоянного либо временного проживания или в качестве промежуточной остановки перед последующим проникновением в страны Европы.
В настоящее время незаконные мигранты проживают в различных регионах России, их количество не известно ни одному федеральному ведомству, так как нет органов, которые бы вели федеральный учет мигрантов, занимались бы поимкой незаконных мигрантов и их депортацией. По экспертным оценкам, общая численность незаконных мигрантов в России составляет около 20 млн человек, а их ежегодный прирост — почти 3 млн человек. По прогнозам специалистов, при сохранении этой тенденции численность незаконных мигрантов в России составит к 2010 г. свыше 30 млн человек6.
Невозможность трудоустроиться и получать средства к существованию законным путем во время пребывания в Российской Федерации приводит международных мигрантов всех видов в преступные группировки, организованные по этническому принципу, поддерживающие связи с этнической родиной. Особенно актуальным это становится в условиях мирового экономического кризиса.
Результаты научных исследований7, сведения Федеральной миграционной службы8 говорят о росте незаконной миграции, процесс которой хорошо организован и отлажен преступными группировками как в России, так и за ее пределами. На организации незаконной миграции в настоящее время специализируются многие транснациональные преступные формирования. Установлена прямая взаимосвязь между уровнем и интенсивностью миграционных
процессов и степенью криминальной активности этнических преступных формирований.
Совершенно очевидно, что необходимым элементом в системе борьбы с этнической преступностью является эффективная система предупреждения и борьбы с незаконной миграцией, обеспечение необходимого контроля и упорядочивания миграционных процессов.
Существует концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации9. Она хотя и предусматривает систему мер по упорядочению миграции, но не фокусирует внимание на угрозах со стороны незаконной миграции. К таким угрозам и следует отнести в первую очередь ее непосредственную связь с этнической и транснациональной организованной преступностью.
Указанная концепция предусматривает деятельность различных органов исполнительной власти в борьбе с незаконной миграцией. Однако их полномочия, в том числе и органов внутренних дел (ОВД), в правовом отношении сегодня урегулированы10 недостаточно. Так, согласно Положению о МВД России и требованию ведомственных нормативных актов основные задачи ОВД в сфере борьбы с незаконной миграцией сводятся к проведению мероприятий:
® паспортно-визовыми подразделениями по выявлению и пресечению на территории России нарушений паспортно-регистрационных правил, соблюдению иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания указанных лиц на территории Российской Федерации и их транзитного проезда через территорию Российской Федерации11;
® участковыми инспекторами по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений правил регистрации, соблюдению иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации и их транзитного проезда через территорию Российской Федерации12.
Вместе с тем анализ практики деятельности МВД России показал, что в настоящее время ни паспортно-визовые подразделения, ни службы участковых инспекторов не обладают информацией о пребывании иностранцев в Российской Федерации в полном объеме, так как первые учитывают только тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые обратились для регистрации в подразделения паспортно-визовой службы самостоятельно. Остальные иностранцы, пребывающие в России противоправно, остаются вне контроля ОВД, в том числе оперативного. Последнее происходит потому, что в органах внутренних дел нет специализированных оперативных подразделений (специально выделенных сотрудников) по борьбе с организацией незаконной миграции. На ведомственном уровне сегодня фактически
декларируется необходимость осуществления такой борьбы. Отсутствие оперативной специализации не дает возможности органам внутренних дел проникать в такие криминальные формирования, прослеживать их преступные связи.
Ответственность лиц, незаконно пребывающих на территории Российской Федерации, предусмотрена нормами административного законодательства (ст. 188 КоАП МВД РФ). Организация незаконной миграции была криминализирована сравнительно недавно, в 2004 г. В Уголовный кодекс была введена ст. 322-1 «Организация незаконной миграции» (незаконный въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконное пребывание или незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации). Данная статья была направлена против всплеска незаконной миграции через государственную границу.
В соответствии со ст. 15 УК РФ данный вид преступлений не относится к категории тяжких и особо тяжких, которым принадлежит приоритет в плане выявления, пресечения и раскрытия органами внутренних дел. В связи с этим руководители территориальных органов внутренних дел не относят борьбу с данным видом преступлений к наиболее важным направлениям деятельности; службы криминальной милиции по данному направлению целенаправленно не работают; Закон об ОРД ограничивает оперативные подразделения в применении всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий; применительно к деятельности оперативных подразделений ОВД не существует ведомственного нормативного правового акта, который бы регулировал оперативно-розыскную деятельность по борьбе с организацией незаконной миграции.
Представляется, что организация незаконной миграции, непосредственные выражения которой закреплены в УК РФ как преступления, предусмотренные ст. 322-1, представляет большую общественную опасность, чем деяния, указанные в ней.
Ввиду большой общественной опасности угроз, исходящих непосредственно от незаконной миграции13, общественную опасность составляет не только организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) и не незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ), а вся совокупность общественно опасных деяний и их последствий, одним из которых является постоянное пополнение мигрантами организованных этнических криминальных формирований. Поэтому борьбу органов внутренних дел с ними нельзя отделить от борьбы с незаконной миграцией, которая на первой стадии должна иметь оперативно-розыскную направленность. Для разработки оперативно-розыскных мер по борьбе с незаконной миграцией необходим в первую очередь ведомственный нормативный акт обязательного характера, в котором
должны быть отражены ключевые организационные и тактические вопросы ОРД, раскрывающие деятельность органов внутренних дел на этом направлении. Наряду с императивными нормами должны получить закрепление методические рекомендации, раскрывающие те или иные приемы и способы выявления и раскрытия преступлений, связанных с незаконной миграцией.
Представляется целесообразным включить в Инструкцию следующие разделы:
1. понятийный аппарат оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконной миграцией;
2. общая характеристика миграционных процессов;
3. региональные особенности незаконной миграции и связь ее с действующими в регионах организованными преступными формированиями этнической направленности;
4. общественная опасность угроз, исходящих от незаконной миграции;
5. методика разработки каналов незаконной миграции и их организации;
6. взаимодействие оперативных подразделений ОВД с паспортно-визовыми подразделениями, службой участковых инспекторов и Федеральной миграционной службой;
7. особенности организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконной миграцией;
8. информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконной миграцией.
Представляется, что данный нормативный правовой акт станет на современном этапе базовым, раскрывающим систему оперативно-правовых мер органов внутренних дел по борьбе с незаконной миграцией.
1 См.: Антанян Ю.М., ДавитадзеМ.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. М.: Щит и меч, 2004. С. 74.
2 См.: Скорик Н.В. Проблему создают иностранные граждане // Вестник МВД России. 2000. № 3. С. 142—145.
3 Комитет Госдумы России по делам национальностей в декабре 2004 г. рассмотрел проблему этнических преступных группировок, перед депутатами выступили предста-
вители МВД России. Подробная информация на сайте Russtrana.ru (о журнале «Российская цивилизация»).
4 См.: Хромов И.Л. Оперативно-розыскные основы борьбы с преступностью иностранных граждан. М., 2006. С. 26.
5 См.: Евланова О.А. Взаимосвязь миграционных процессов и организованной преступности в России // Организованная преступность, миграция, политика / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002.
6 Там же. С. 278—284.
7 См.: Витковская Г.С. Направленное расследование вынужденных мигрантов: Социальная цена прописки // Вынужденные мигранты и государство. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1998. С. 237—251; Мельник Е.А. О социальных и криминогенных последствиях вынужденной миграции в южных районах России // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 81.
8 См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2008—2010 гг. М.: ФМС России, 2007. С. 62.
9 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 10. Ст. 923.
10 См., напр.: Коневская О.Ю., Левченко О.П. Актуальные проблемы взаимодействия территориальных органов ФМС России и органов внутренних дел в области борьбы с незаконной миграцией // Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. К.О. Ромадановского, М.Л. Тюркина. М.: ФМС России, 2009. С. 127—136.
11 См.: Приказ МВД России от 26 мая 1997 г. № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
12 См.: Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (п. 7.9).
13 См., напр.: Голик Ю., Балашова Т., Дук Ю., Балашов З. Нелегальная и криминальная милиция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Уголовное право. 2008. № 2; Джафаров С. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности России // Российская миграция: информационно-аналитический журнал. 2007. № 5. С. 28—31.