Научная статья на тему 'Нейтрализация семантических оппозиций в поэтическом тексте'

Нейтрализация семантических оппозиций в поэтическом тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
255
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ИНФОРМАЦИЯ / ОППОЗИЦИЯ / НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / TEXT / INFORMATION / OPPOSITION / NEUTRALIZATION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пискунова Светлана Владимировна

В статье рассматриваются особенности текстовых нейтрализаций различного типа, их семантическая роль, причины, условия и результаты в развитии поэтической информации при осуществлении языковой коммуникации (восприятие и порождение) на примере анализа поэтических произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUTRALIZATION OF SEMANTIC OPPOSITIONS IN POETIC TEXT

The article considers the characteristics of different types of text neutralizations, their semantic role, causes, conditions and results in the development of poetic language in the implementation of information communication (perception and generation) to the analysis of poetry.

Текст научной работы на тему «Нейтрализация семантических оппозиций в поэтическом тексте»

УДК 82:81

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОППОЗИЦИЙ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

© Светлана Владимировна ПИСКУНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности текстовых нейтрализаций различного типа, их семантическая роль, причины, условия и результаты в развитии поэтической информации при осуществлении языковой коммуникации (восприятие и порождение) на примере анализа поэтических произведений. Ключевые слова: текст; информация; оппозиция; нейтрализация; коммуникация.

Сложный процесс человеческого общения средствами поэтического языка становится результативным, когда семантика и форма произведения образуют единство, что взаимосвязано с внутритекстовой организацией компонентов, их исходными и потенциальными возможностями как в структуре текста, так и за его пределами. Текст - сложное и многоаспектное явление в языковой коммуникации, единица высшего порядка системы, обладающая динамическим содержанием. Информационная значимость данного образования зависит от речевых ситуа-

ций, творческого порождения и восприятия, знаний и опыта коммуникантов, соблюдения традиционных норм в сочетании с новаторством.

Фоносемантический метод Н.С. Трубецкого послужил методологической основой для последующего развития лингвистических теорий при описании лексической, грамматической подсистем, а также дальнейшей разработки теории текста [1]. Используя понятие оппозиции, нейтрализации, можно по-новому рассмотреть проблемы восприятия семантики текста, его функцио-

нальных особенностей, правила порождения текстовой информации. Нейтрализация известна как внутрисистемная ликвидация фонологических, категориально грамматических, в т. ч. синтаксических, а также лексических противопоставлений в слабой позиции. Процесс нейтрализации приводит к изменению формы, функции, содержания единиц текста. Он достаточно хорошо описан в научной и учебной литературе по теории общего и русского языкознания. Именно текстовая нейтрализация связана с взаимодействием единиц различных языковых уровней, что часто приводит к порождению авторских единиц, дополнительной семантики в объеме слова. Кроме того, актуализация лексических оппозиций с последующей их нейтрализацией выполняет текстообразующую роль. Нейтрализация в поэтической композиции связана со сложным преобразованием семантики всей композиции, затем и в структуре языковой системы.

Говоря об особенностях нейтрализации в тексте, можно выделить следующие разновидности:

грамматическая - взаимодействие грамматических форм в пределах предложений при изменении синтаксической позиции, что приводит к дополнительному приращению семантики, изменению формы, появлению новой функции (глагол - существительное, существительное - прилагательное, глагол -наречие и т. д.);

лексическая - ликвидация противопоставления внутри одного синонимического, антонимического ряда, связана с грамматикой лексических оппозиций;

синтаксическая - в пределах противопоставления «слово - простое - сложное -осложненное предложение», дополнением которой является трансформация предложений, их типов и разновидностей, словосочетаний, а также преобразования, к которым можно отнести и парцелляцию;

текстовая - взаимодействие единиц различных уровней в пределах текста, что приводит к порождению авторских единиц и связано с поэтизапией. дополнительным развитием семантики и увеличением объема информации (часто с нулевым способом выражения); к последнему типу нейтрализации применим термин семантическая.

Текстовая нейтрализация семантических оппозиций возникает при взаимодействии единиц в зависимости от позиции, которые отличаются информационной силой и слабостью. Эти позиции, развивающие новые смыслы в тексте и влияющие на процессы поэтизации и депоэтизации могут быть следующими: 1) сильные - начало текста и его конец, заголовок; 2) слабые - позиция рифмы, мелодики и ритма; 3) полуслабые - позиция повтора, темы и ремы при авторском членении текста, а также в актуализированной лексической оппозиции [2]. Так, синтаксическая нейтрализация происходит, прежде всего, в пределах предложения, между предложениями. Наиболее информационно значимой она становится в тексте, когда осуществляется взаимодействие различных по характеру синтаксических единиц, например, совпадение частей двух предложений в границах третьего, что приводит к совмещению функций одного из членов, делая его общим компонентом.

Земля пустынна, ночь бледна, // Недвижно лунное сиянье, // В звездах - немая тишина - // Обитель страха и молчанья (А. Блок. «Не презывай и не сули...»).

Преобразуем предложение: 1. В звездах немая тишина, Обитель страха и молчанья (обособленное определение с сравнительным значением); 2. В звездах немая тишина -Обитель страха и молчанья (сказуемое); 3. В звездах - немая тишина, В звездах - обитель страха и молчанья (подлежащее при нулевом сказуемом в постпозиции). Вариант: В звездах немая тишина и Обитель страха и молчанья (детерминант). Завершается стихотворение: В моей душе отражена // Обитель страха и молчанья.

Поэт использует один компонент текста для выражения нескольких значений:

Но мы, их предки и потомки, - // Сиянья их ничтожный след, // Земли ненужные обломки, // На тайной грани лучших лет (А. Блок. «Пророк земли - венец творенья.»).

Ср.: 1. их предки и потомки:

. мы - их предки и потомки,

.их след, ... обломки... (часть сказуемого или однородных сказуемых);

2. . мы, их предки и потомки, . (обо-

собленное определение или уточнение).

Напрасно я боролся с богом. // Он - громоносный чудодей - // Над здешним, над земным чертогом // Воздвиг чертог еще страшней («Напрасно я боролся с богом.»). Ср.: 1. Он громоносный чудодей,

Над здешним воздвиг (сказуемое, однородное)

2. Он, громоносный чудодей,

... воздвиг... (обособленное определе-

ние);

3. Он - громоносный чудодей,

Над здешним, над земным

(Он) чертогом воздвиг чертог еще страшней (два предложения).

И далее предикат, обособленное определение, сравнение:

Вечный дух - властитель вышний тела -// Божеству подвластен как оно («Поэма философская»).

Один порыв - безвластный и плакучий, // Одна мечта - чрезмерностью слаба, // - И снова он - до боли жгучий, //Бессильный сон раба («Один порыв - безвластный и плакучий.»).

Здесь вновь сочетание функции обособленного определения и сказуемого.

И на распутьи - пленник жалкий - // Я спотыкаюсь, я кричу... («Я знаю день моих проклятий.»); И каждый звук - короткий и протяжный - //Я измерял, блаженный у руля («Мы отошли и стали у кормила.»); И день восходил - величав и строг. // - Она заглянула ввысь («Они говорили о ранней весне.»); Он будет ночью - светлый серп, // Сверкающей на жатве ночи («Свобода смотрит в синеву.») [3].

Достаточно продуктивна модель предложения, в котором предикативные части объединены одним сказуемым:

Он длится без конца - янтарный, тяжкий день! (А. Ахматова)

1. Он длится без конца,

Длится янтарный, тяжкий день.

2. Он - янтарный, тяжкий день.

3. Он, янтарный, тяжкий день, длится без конца,

Он - янтарный, тяжкий день -длится без конца.

При этом слово как член оппозиции постоянно может объединять в своем семантическом объеме следующие значения: исходное, новое текстовое, глубинное ассоциативное, приращенное читательское, ошибочно-

объективное, исходное событийное по тексту и грамматической обусловленности, социальное, психологическое, философское, эстетическое. Отдельные семантические пласты могут ситуативно актуализироваться. Графика изобразительных возможностей слова в стихотворной строке очень четко прослеживается в стихотворении А. Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый.»:

Поздней осенью свежий и колкий // Бродит ветер, безлюдию рад. // В белом инее черные елки //На подтаявшем снеге стоят. (Белом инее - подтаявшем снеге - черные).

Контраст дважды белого (белом, инее) и черного снижен: снеге, но подтаявшем, уже не белом [4].

Наиболее сложный тип лексической нейтрализации, когда происходит ликвидация оппозиций по семантическому признаку, наблюдается в поэтическом тексте, где наиболее сложным является взаимодействие единиц всей композиции. Рассмотрим особенности этих отношений, используя частичный анализ на основе выборки ведущих компонентов текста, например, в стихотворении М. Цветаевой «Деревья» использованы следующие модели, отражающие текстовое развитие семантики на основе процесса нейтрализации:

1) старческий вереск, среброскользящая сушь; в вереск - потери, в вереск - сухие ручьи, в вереск - руины; в вереск - седины; в вереск - сухие моря;

2) деревья - дуб богоборческий, ивы -провидицы, березы девственны, вяз - яростный Авессалом, на пытке вздыбленная сосна, горечь рябиновая, в живопляшущую ртуть листвы - пусть рушащейся! Березовое серебро, ручьи живые!

В пятой части стихотворения ведущие лексемы переносятся в позицию одного из компонентов сказуемого или дополнения, реже обстоятельств. Таким образом, текстовая роль их снижена, появляется человек как главное действующее лицо: «Сколько гончих и ланей - вубеганье дерев! ... Это - сразу и с корнем ввысь сорвавшийся лес!»

В шестой части используется нестандартное цветообозначение признаков леса и деревьев, что формирует дополнительную семантику слов, новые единицы текста: Не краской, не кистью! // Свет - царство его,

ибо сед. // Ложь - красные листья: // Здесь свет, попирающий цвет.

Три строки составляют одну единицу текста, предложения становятся нечленимыми. И далее: Цвет, попранный светом. // Свет - цвету пятою на грудь. // Не в этом, не в этом // ли: тайна, и сила и суть. ... Струенье... Сквоженье... // Сквозь трепетов мелкую вязь - // Свет, смерти блаженнее // И - обрывается связь.

Осенняя седость. ... Уже и не светом: // Каким-то свеченьем светясь... // Не в этом, не в этом // ли - и обрывается связь.

Так светят пустыни.

В текстовые отношения включены следующие компоненты: свет (сед, осенняя седость); цвет (ложь - красные листья, осенняя седость); струенье / сквоженье (сквозь тре-петов мелкую вязь; свет, смерти блаженнее / уже и не светом; каким-то свеченьем светясь.) [5].

Образуется троичная оппозиция свет -струенье - цвет:

сквоженье

свеченье

светясь

Нейтрализацию определеяет включение в глагольные лексемы поянитий света и цвета, противопоставление таким образом снято, изменение наблюдаем еще в начале стихотворения: Не краской, не_ кистью! // Свет -царство его, ибо сед. // Ложь - красные листья: // Здесь свет, попирающий цвет.

В пределах одного стихотворения А. Блока «Ночной туман застал меня в дороге.», являющегося частью его поэтического мира используются варианты трех типов оппозиций на основе ведущих дифференциальных признаков, характерных и для реальной картины мира как основных противопоставлений: свет - не-свет (тьма); день - не-день (ночь, вечер, утро). Данные оппозиты в структуре текста часто формируют как положительную, так и отрицательную семантику, связанную с оценкой ситуаций, внутренним состоянием человека, отношениями, мира вещей, природы и др.

Ночной туман застал меня в дороге.

Сквозь чащу леса глянул лунный лик.

Усталый конь копытом бил в тревоге -

Спокойный днем, он к ночи не привык.

Угрюмый, неподвижный, полусонный

Знакомый лес был страшен для меня,

И я в просвет, луной осеребренный,

Направил шаг хрипящего коня.

Туман болотный стелется равниной,

Но церковь серебрится на холме,

Там за холмом, за рощей, за долиной -

Мой дом родной, скрывается во тьме.

Усталый конь быстрее скачет к цели.

По сторонам дороги заалели

Костры пастушьи, точно маяки.

(10 февраля, 1899, июль, 1916)

Основные оппозиции в тексте образуют противопоставления: свет - лунный лик,

днем, просвет, луной осеребренный, церковь серебрится, мерцают огоньки, заалели костры, точно маяки; тьма - ночной туман, чащу леса, к ночи, туман болотный, во тьме. К ним семантически близки лексемы: чащу леса - как потенциальные в коррелятивном ряду. Противопоставленность семантики прослеживается в тексте среди следующих слов разной грамматической выраженности: усталый, спокойный, полусонный, неподвижный, стелется, скрывается и в тревоге, хрипящего, быстрее, скачет. По принципу противопоставленности связаны и следующие текстовые единицы: в дороге, равниной, за долиной - лес, на холме, за рощей.

Внутри тематических блоков можно выделить следующие оппозиции, актуализирующие семантические дифференциальные признаки: (ночной туман - ночь - туман болотный), (чаща леса - ночной туман - болотный туман); (церковь серебрится - лунный лик - просвет), (спокойный днем - усталый конь - копытом бил в тревоге). Противопоставленность приводит к образованию оппозиций новых текстовых единиц: (угрюмый, полусонный лес - неподвижный знакомый лес - лес был страшен для меня).

Сложный реальный мир непосредственно обусловлен внутренним состоянием человека, физическими действиями коня, пространством и временем, пугающими человека.

Благодаря этим знаниям формируются основные темы русской поэзии, связанные с понятиями философского содержания: свой (мой дом родной) - чужой (в чужом селе). И хотя дом родной еще скрывается во тьме, но уже церковь серебрится на холме, костры пастушьи, точно маяки, конь быстрее скачет к цели.

Семантика всего стихотворения развивается вокруг этих противопоставлений, то

снижая различие, почти ликвидируя его, то вновь актуализируя, увеличивая объем его содержания. Чередование темного и светлого, тревоги, отчужденности человека и природы, своего и чужого завершается преобладанием света, но еще не в родном доме, который скрывается во тьме, а там, где по сторонам заалели костры пастушьи, точно маяки. Но за ними должен быть дом. Текст образует единство, завершенность семантического пространства благодаря концентрации лексических оппозиций, их стремлению к позиционным нейтрализациям, что усиливается остальными единицами текста, т. е. ролью эпитетов, глаголов с семантикой цвета, включениям их в общую семантику произведения.

Часто результатом такой организации лексики, текстовой нейтрализации является появление сравнительных конструкций, индивидуально-авторских единиц, поэтических компонентов. Они отражают полностью или частично процесс взаимодействия в системе языка, порождении текста нескольких единиц, совпадающих в одной позиции при восприятии формы произведения, что приводит к ликвидации различий и рождению нового значения. В эти отношения включаются части текста, а также элементы, находящиеся за его пределами в творчестве автора, опыте читателя, в системе языка, традициях общения. Происходит процесс, который полностью отражает процедуру нейтрализации: сравнение по своей природе представляет собой оппозиционную модель («то, что сравнивают» - «то, с чем сравнивают»), которая затем ликвидируется и появляется нечто новое:

А. Блок: «И ель крестом, крестом багряным // Кладет на даль воздушный крест» (символ жизни, мира, дерева);

С. Есенин: «Под окном от скользких елей тень протягивает руки (вечер); «Рассвет рукой прохлады росной // Сшибает яблоко зари» (утро); «Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде» (отражение, ночь) [6];

А. Ахматова: «Высоко в небе облачко серело, // Как беличья расстеленная шкурка» (внутренняя опустошенность, раздавленность).

Лексическое единство и противопоставленность делают функционально актуализи-

рованным в рематической концовке текста, как сильной, коммуникативно обусловленной, позиции, сравнительный оборот. Следует отметить, что все стихотворение А. Блока образует оппозицию: костры / туман (положительная семантика) - ночной туман (отрицательная семантика). Внутри этого противопоставления находится весь текст, который расшифровывает содержание стихотворения, в т. ч. и авторское мировосприятие: я, мой, знакомый - в чужом, пастушьи.

Психологически напряженное настроение мотивировано семантикой таких слов: ночной туман (он еще и болотный), который застал в дороге, когда нужно пробираться сквозь чащу леса, где, хоть и есть лунный лик, усталый конь к ночи не привык. В результате знакомый лес для человека стал враждебен, он угрюмый, неподвижный и полусонный. Поэтому спасением для человека стал просвет, луной осеребренный и церковь, которая серебрится на холме, где за долиной дом родной, и хотя он еще скрывается во тьме, но уже усталый конь быстрее скачет к цели. Рядом люди, по сторонам дороги заалели костры пастушьи, точно маяки.

Исходная семантика лексем в антонимических оппозициях меняется под воздействием текстовой нейтрализации. Не случайно появление определений в словосочетаниях ночной туман и туман болотный. Вне текста слова ночь и болото не образуют оппозицию, но через туман, семантика которого расширилась и приобрела в тексте признаковый характер, противопоставление стало реальностью, что позволило уже в начале текста развить психологический тип информации. Отношение между словами в этих сочетаниях приобретает функцию синонимов: ночь и туман, болото и туман, ночь и болото. Поэтому семантически обосновано появление света в сочетаниях с тем же характером противопоставления: лунный лик, просвет, церковь серебрится, заалели костры, точно маяки.

Объективно порождение дополнительного содержания за счет остальных реальных противопоставленностей в системе языка и структуре текста: лес и равнина, холм и долина.

Сюжетная информация достаточно проста, что выражено в ключевых лексемах: дорога, дорога через лес, густой туман в ночи,

когда можно сбиться с дороги, и церковь на холме, которая уже хорошо видна, а это обозначает то, что рядом село, в котором дом родной, хотя он еще скрывается во тьме (ср. ночь, туман ночной и болотный и тьма, в которой есть свет луны, церковь серебрится, костры, точно маяки).

Текстовая сочетаемость слов и сохранение противопоставления порождает в момент восприятия текста нескольких типов информации, увеличивая семантический объем произведения, среди которых могут порой актуализироваться отдельные разновидности: интенциальная - сюжетная, приращенная, психологическая, философская, нравственная, эстетическая, диагностическая, объективно-ошибочная.

Семантика цвета объединяет в одну тематическую группу различные по грамматике слова и их формы, которые являются примером нейтрализации: ночной, туман, болотный, чащу, угрюмый, во тьме (существительное, прилагательное, наречие); лунный, днем, просвет, посеребренный, серебрится, спокойный, заалели, костры (существительное, прилагательное, глагол, наречие). Цве-тообозначения в различных грамматических классах слов в своей противопоставленности придают тексту определенную ритмичность, которая дополняется его синтаксической организацией за счет однородных членов предложения. Лексические повторы также создают эффект единства в тексте: ночной, ночь, к ночи, в дороге, по сторонам дорог; леса, лес; конь, коня, конь; ночной туман, туман болотный; осеребренный, серебрится; на холме, за холмом.

Специфика нейтрализации на примере данных лексических оппозиций в их текстообразующей роли проявляется в следующем: 1) причины - особый тип организации струк-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

туры текста, индивидуальное восприятие и употребление слов как единиц языка; 2) условия - усложненная модель внутри текстовых отношений единиц, актуального членения композиции, в т. ч. по отношению ко всему творческому тексту автора; 3) результат - создание индивидуально-авторского текста, поэтизация и моделирование новых семантических отношений на выходе текстовых единиц в систему языка. Данные процессы положительно отражаются на развитии языка и речи, формировании и сохранении творческой индивидуальности, поэтизации как динамического процесса языковой картины мира и культуры языка.

Продуктивность нейтрализации текстовых оппозиций, их текстообразующая роль доказывают динамичность системы языка, приводят к наращению знаний о картине мира, отраженной в тексте, а также в последующем к увеличению скорости коммуникации, получению нового объема информации. Результатом такого преобразования в отношениях единиц является изменение семантики, постижение авторского мира, развитие текста в его коммуникативной перспективе, а вместе с ним системы языка.

1. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1962.

2. Пискунова С.В. Тайны поэтической речи: грамматическая форма и семантика текста. Тамбов, 2002.

3. БлокА.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1987.

4. Ахматова А.А. Избранное. Смоленск, 2004.

5. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. М., 1997.

6. Есенин С.А. Полное собрание сочинений. М., 1997.

Поступила в редакцию 9.11.2011 г.

UDC 82:81

NEUTRALIZATION OF SEMANTIC OPPOSITIONS IN POETIC TEXT

Svetlana Vladimirovna PISKUNOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philology, Professor, Professor of Russian Language Department, e-mail: [email protected]

The article considers the characteristics of different types of text neutralizations, their semantic role, causes, conditions and results in the development of poetic language in the implementation of information communication (perception and generation) to the analysis of poetry.

Key words: text; information; opposition; neutralization; communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.