Научная статья на тему 'Функции антонимических оппозиций в языковой картине мира К. Бальмонта'

Функции антонимических оппозиций в языковой картине мира К. Бальмонта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
350
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТОНИМИЯ / АНТОНИМИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ / АНТОНИМЫ / ФУНКЦИЯ / ANTONYMY / ANTONYMIC OPPOSITIONS / ANTONYMS / FUNCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Моисеева Елена Михайловна

Статья посвящена рассмотрению функций антонимических оппозиций в текстах К. Бальмонта. Антонимическая оппозиция рассматривается как значимая единица, способствующая отражению авторского мировоззрения. Автор приходит к выводу о многофункциональности антонимических оппозиций в языковой картине мира К. Бальмонта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF ANTONYMIC OPPOSITIONS IN A K. BALMONT'S LINGUISTIC WORLD VIEW

Article is devoted to consideration of antonymic opposition's functions in K. Balmont's texts. The antonymic opposition is considered to be the significant unit promoting reflection of author's outlook. The author comes to a conclusion that there is a multifunctionality of antonymic oppositions in a K. Balmont's linguistic world view.

Текст научной работы на тему «Функции антонимических оппозиций в языковой картине мира К. Бальмонта»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 80/81

ФУНКЦИИ АНТОНИМИЧЕСКИХ ОППОЗИЦИЙ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА К. БАЛЬМОНТА

© Елена Михайловна Моисеева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры русского языка, e-mail: elena68-84@rambler.ru

Статья посвящена рассмотрению функций антонимических оппозиций в текстах К. Бальмонта. Антонимическая оппозиция рассматривается как значимая единица, способствующая отражению авторского мировоззрения. Автор приходит к выводу о многофункциональности антонимических оппозиций в языковой картине мира К. Бальмонта.

Ключевые слова: антонимия; антонимические оппозиции; антонимы; функция.

Оппозитивный метод, целенаправленно или спонтанно используемый К. Бальмонтом в поэзии, становится отличительной чертой его художественного стиля. Любая оппозиция, в т. ч. и антонимическая, это наиболее яркая и значимая единица текста, которая призвана сосредоточить внимание читателя / слушателя на том или ином образе, событии, явлении, совместно направленных на реализацию авторского замысла [1-3]. Художник мастерски использует антонимическую оппозицию как способ познания и отражения в языке реалий и закономерностей объективной действительности.

Антонимическое поле (АП) «СВЕТ -ТЬМА» наиболее разработано и многогранно представлено в языковой картине мира (ЯКМ) К. Бальмонта. Антонимические оппозиции (АО) данного поля значимы как для выражения авторской идеи, так и для постижения творческой индивидуальности поэта. Семантический анализ АО в ЯКМ художника свидетельствует о широте и глубине понимания категории СВЕТА/ТЬМЫ. Наряду с языковой семантикой, выражаемой лексемами «свет» / «тьма», и их текстовыми заместителями в пространстве поэтических произведений К. Бальмонта реализуется связь исследуемых понятий с категориями жизнь / смерть, добро / зло, эмоции, возраст, пространство и др. Это позволяет судить о по-

лифункциональной нагрузке АП «СВЕТ -ТЬМА» в ЯКМ поэта-символиста.

В своем творчестве К. Бальмонт постоянно подчеркивает существование двух миров, мира светлого и темного. Примечательно в этом плане стихотворение «С морского дна» (здесь и далее тексты цитируются по Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: в 2 т. М., 1994. Т. 1), в основе которого лежит противопоставление морского дна и мира солнца, к которому стремится лирическая героиня. Свет солнца воспринимается ею как высшая радость и ценность, тьма - как безжизненный покой, гнетущий ее живую натуру («Но хочется знать мне, одна ли нам правда дана. /Мы дышим во влаге, среди самоцветных камней. / Но что, если в мире и любят и дышат полней, / Но что, если, выйдя до волн, где бегут корабли, / Увижу я дали и жгучее солнце вдали! <... > Два слова, что молвила дева со дна, - /Мне вам передать их дано: / «Я видела солнце, - сказала она, - / Что после - не все ли равно!»). Однако не всегда К. Бальмонт последователен. В стихотворении «Не буди воспоминаний. Не волнуй меня...» поэт уже рисует образ лирического героя, для которого тьма воспринимается как отрада, желанное забытье, а свет пугает своей энергией, страшит воспоминаниями («Не буди воспоминаний. Не волнуй меня. / Мне отраден мрак полночный.

Страшен светоч дня. <... > Мне не нужен

запоздалый, горький твой привет. / Не хочу из тьмы могильной выходить на свет»). Подобный контраст свидетельствует о неоднозначности восприятия понятий СВЕТ / ТЬМА К. Бальмонтом, что продиктовано их связью с эмоциональным миром поэта. Различное отношение к данным понятиям и их оценка лирическими героями позволяет говорить об АО как о поэтическом средстве создания и характеристике художественного образа. Среди стихотворений, в которых АО присуща данная функция, можно отметить: «Пламя», «Полуразорванные тучи», «К Шелли», «Дон-Жуан»; «Кинжальные слова», «Кузнец», «Молитва о жертве», «К Бодлеру», «К Лермонтову», «Из цикла «И да и нет»», «Индийский мотив» и др.

Нередко АО выполняют в текстах поэта символизирующую роль, выступая как средство актуализации других образов. Так, например, противопоставления светлый Май -небосклон темнеет, ясных вешних дней свет -ясных вешних дней угаснет свет («Уходит светлый май. Мой небосклон темнеет»), блистали краски дня - мой день давно погас. Со мною тьма ночная («*** Марусе С***») через воплощенные в них метафоры символизируют период молодости / зрелости лирического героя. А в стихотворении «Когда я был мальчиком, маленьким, нежным.» АО утром Горит золотистый песок - ночью, в тумане неясном; свет - туманный, Х (утро) -вечер - Х (ночь) служат своеобразным символическим фоном взросления героя. Данное стихотворение интересно еще и тем, что АО в нем играют текстообразующую роль. Противопоставление утром Горит золотистый песок - ночью, в тумане неясном, наряду с антонимической парой когда я был мальчиком, маленьким, нежным, Был кроток мой взор и глубок - когда я стал страстным, желанным и властным, / Целую я всех на пути, относящейся к АП «ВОЗРАСТ», служит средством связи трех строф стихотворения в единое смысловое и композиционное целое. Подобная связь заключается в использовании одного члена оппозиции в начале текста, а другого в конце и основана на восприятии АО как неразрывного единства. Оппозиции свет - туманный, Х (утро) - вечер -Х (ночь), обнаруживающие себя во второй строфе, выполняют тема-рематическую нагрузку: левый член вновь подчеркивает се-

мантику света, заявленную в первой строфе, правый член информационно нагружен, поскольку косвенно сообщает о появлении семантики тьмы, которая затем подтвердится в третьей строфе. Значимость антонимических противопоставлений подчеркивается использованием их в составе вопросительных предложений, играющих роль утверждения, призванных обратить читательское восприятие именно на данный фрагмент текста («Ты знаешь, что утром, пред морем безбрежным / Горит золотистый песок? <... > Ты знаешь, что вечером в свете туманном, / Русалки поют над рекой? <... > Ты знаешь, что ночью в тумане неясном, / Так страшно, так страшно идти?»). Наряду с символизацией возрастных особенностей лирического героя категория свет/тьма в ЯКМ К. Бальмонта проявляет связь с миром эмоций: <...> Упоение покоя - Усыпление ума. Пусть же вспыхнет море зноя, / Пусть же в сердце дрогнет тьма <. > («Кинжальные слова»), Полночь и свет знают свой час. Полночь и свет радуют нас. В сердце моем - призрачный свет. В сердце моем - полночи нет.

<... > Вечно ли я буду рабом? Мчитесь ко мне, буря и гром! Сердце мое, гибни в огне! Полночь и свет, будьте во мне! («Полночь и свет»). На основании приведенных примеров можно говорить о реализации АО эмотив-ной функции в текстах художника.

АО часто выступают у К. Бальмонта как способ обозначения временных и пространственных ориентиров: <...> Только вспыхнет Веспер, только Месяц глянет, / Только ночь настанет раннею весной, -Сердце жаждет чуда, ночь его обманет, / Сердце умирает с гаснущей Луной. / Вновь белеет утро, тает рой видений, / Каждый вздох растений шепчет для меня: / «О, мятежный призрак, о, стихийный гений, / Будем жаждать чуда, ждать кончины дня!» («Снежные цветы»). Как видно из примера, поэт использует не только лексемы, прямо указывающие на семантику времени (ночь, утро), но и пресуппозицию, в состав которой входят единицы, обозначающие реалии действительности, обнаруживающие себя только в определенный временной период (вспыхнет Веспер, Месяц глянет, с гаснущей Луной, ждать кончины дня). Данную роль способны выполнять и неоднократно используемые латентные АО, в которых основную инфор-

мационную нагрузку несет актуальный оппо-зит. В экспозиции стихотворения «Полоса света» актуализатором семантики света / тьмы выступает предикативный центр предложения «Море чуть мерцает под Луной», который на основе языковых связей выражает семантику света, а на основе объективных связей с реалиями описываемой действительности - семантику тьмы. Иными словами, включение в текст словоформы «под Луной» позволяет воспринимающему текст восстановить латентный оппозит «ночь» и, соответственно, определить временные рамки рисуемой поэтом картины. Обозначение пространства через АО с семантикой ‘свет’ / ‘тьма’ является и способом его характеристики как светлого (положительного) или темного (отрицательного): И плыли они без конца, без конца, Во мраке, но с жаждою света <...> («И плыли они без конца, без конца.»). Оппозит «во мраке» информационно значим, поскольку помимо выражения семы ‘отсутствие света’, способствует репрезентации пространственной семантики. О том, что словоформа «во мраке» указывает на местонахождение, свидетельствует предикат «плыли», обозначающий способ передвижения в определенном пространстве, а также задаваемый от этого предиката вопрос «где?». Многозначность проявляется и у оп-позита «свет»: герои стихотворения стремятся преодолеть темное пространство, оказаться в пространстве света.

Наиболее характерна для АО функция оценки: <...> И в туманности далекой, оскорбленный, одинокий, Ищет гений светлоокий неизвестных берегов <...> («Снежные цветы»), <...> «Гляди, погляди же, Как бездна светла! Все ближе и ближе Лазурная мгла!» <...> («В непознанный час»), Задремавшая река Отражает облака, Тихий, бледный свет небес, Тихий, темный, сонный лес («Тишина»), <...> Ты вся - безмолвие несчастия, Случайный свет во мгле земной

<... > («Я буду ждать»). Как свидетельствуют примеры, оценка может касаться различных объектов: человека, пространства и его объектов, водной стихии, живых существ, эмоционального состояния и др. Как правило, текстовые единицы с семантикой ‘свет’ становятся средством выражения положительной оценки, а противоположные оппозиты -отрицательной, что свидетельствует о связи

ЯКМ К. Бальмонта с языковой народной традицией.

АО в творчестве поэта-символиста становятся ярким показателем его художественного мастерства и языковой интуиции. Это связано с их способностью выступать в качестве тропов и стилистических фигур. В структуре поэтических произведений К. Бальмонта функционируют: АО-сравне-ния: <...> Замыслы встали безмерною тучей, Нежность возникла усладой певучей, Совесть, светильник опасный и жгучий, Вспышки и блескиразличных огней <... > («В душах есть все»), <...> Перед ним виденья сокровенные, Вкруг него безбрежность светлых снов, Легче тучек, тихие, мгновенные, Легче грезы, музыка без слов <. > («Прости»). Подобные сравнения тем более интересны и значимы, что позволяют сближать категории света и тьмы, характеризовать одно через другое, а это, в свою очередь, позволяет судить о своеобразии творческого метода К. Бальмонта, о яркости и экспрессивности его поэтического языка. АО-оли-цетворения: <...> В этом царстве тишины Веют сладостные сны, Дышит ночь, сменяя день, Медлит гаснущая тень <. > («Тишина»). АО-перифразы: <...> И я, как свет, вскормленный тучей, Блистаю вспышкой золотой <. > («К Шелли»). АО-эпитеты:

<...> Тесниной смутных гор враждебно сжата, Одна долина светом золотым Еще живет, блистательно-богата <...> («Последний луч»). АО-метафоры: <...> И утомительно мелькали С полуослепшей высоты, Из тьмы руин, из яркой дали, Неговорящие цветы <...> («Среди камней»). Выделенная оппозиция представляет собой метафору времени, что подтверждается доминирующим в стихотворении мотивом воспоминания и осмысления пройденного жизненного пути, реализуемом посредством использования таких текстовых единиц, как «Я что-то думал», «не думать - я не мог», «полумертвые руины Полузабытых городов», «голос памятных годов», «Я вспоминал». Особую образность получают АО, совмещающие в себе два тропа. Пример функционирования эпитета и метафоры демонстрируют строки: <...> На лоне растущих чернеющих вод Зажегся пожар беспредельный <... > («И плыли они без конца, без конца.»). Возникающий

контраст подчеркивает торжественность и величие окружающей героев Природы.

АО становятся средством выражения контраста, выполняя функцию антитезы и оксюморона. На основе противопоставления света и тьмы поэт рисует целостный, запоминающийся, выразительный образ туч: По-луразорванные тучи Плывут над жадною землей, Они, спокойны и могучи, Поят весь мир холодной мглой. Своими взмахами живыми Они дают и дождь, и тень, Они стрелами огневыми Сжигают избы деревень

<...> («Полуразорванные тучи»). Контраст призван выделить и усилить значимость лирического героя: Возле башни, у стены, Где чуть слышен шум волны, Отделился в полумгле Белый призрак Джамиле <... > («Чары месяца»). С помощью АО К. Бальмонт выражает свое отношение к описываемому фрагменту действительности. Используемый контраст подчеркивает несвойственность приписываемых свойств тем или иным реалиям. Рисуемая противоречивость образа, в свою очередь, свидетельствует о значимости его в ЯКМ художника. В стихотворении «Дух волны» автор создает образ «морских подводных трав», чей свет «мерцает» в его глазах. Однако противоречивость образа обнаруживается упоминанием о «мгле морского дна» в последней строфе. Использование АО в качестве антитезы, таким образом, позволяет говорить о положительном отношении художника к образу морских трав и водной стихии в целом. При этом лексема «свет» начинает восприниматься не только в первичном значении, но и в переносном как ‘цвет’, ‘сущность’, ‘характер’: Я слушал Море много лет, Свой дух ему предав. В моих глазах мерцает свет Морских подводных трав <...>. Данную семантику подтверждают другие текстовые единицы: «В моих словах - волна», «И я, как дух волны морской», «Огнем зелено-серых глаз Мне чаровать дано». Особую функциональную значимость приобретает в поэзии К. Бальмонта оксюморон, который создает индивидуальный нестандартный лирический образ: <...> Над прозрачной мглой земли Небеса произнесли, Изменяяся едва, Незабвенные слова <...> («Чары месяца»), <...> Огонь появился пред взорами их, В обрыве лазури туманной <... > («И плыли они без конца, без конца.»).

АО поля «СВЕТ-ТЬМА» свидетельствуют о существовании сакральной, философской, нравственной, психологической проблематики в творчестве К. Бальмонта. Это объясняется сближением философских, нравственных и других категорий с категорией света / тьмы на основе символических и ассоциативных связей. Философское осмысление категории свет / тьма происходит на основе восприятия понятия жизнь/смерть. Сопоставление этих оппозиций позволяет сделать вывод о воплощении автором в поэтическом творчестве христианского мировосприятия. Свет у К. Бальмонта связан с понятием жизни, которую обретает или должен обрести герой после смерти. Смерть не связывается им с категорией тьмы, напротив, она путь к новой, светлой жизни, жизни души. В ЯКМ К. Бальмонта она предстает как некая граница, разделяющая биологическое существование и духовное бытие героя. Данные формы жизни в христианской традиции воспринимаются как полярные, что находит отражение в ЯКМ художника в символизации их посредством оппозиции «СВЕТ -ТЬМА»: Не верь тому, кто говорит тебе, Что смерть есть смерть: она - начало жизни, Того существованья неземного, Перед которым наша жизнь темна, Как миг тоски - пред радостью беспечной, Как черный грех - пред детской чистотой <. > («Смерть («Не верь тому, кто говорит тебе.»)).

Сакрализация света / тьмы связана с восприятием Бога как светлого начала: О, Господи, молю Тебя, приди! <. > О, смилуйся над гибнущим рабом! Нет больше сил стонать среди пустыни, Зажгись во мраке огненным столбом, Приди, молю Тебя, я жду святыни <... > («Звезда пустыни»), с проведением параллели между темными и светлыми силами: <...> Сумрачный художник, ангел возмущенный. Неба захотел ты, в Небо ты вступил, - И, с высот низвергнут, Богом побежденный, Ужасом безумья дерзость искупил <...> («Пред картиной Греко»), с сопоставлением божественного и человеческого: <...> Не хочу славословий заемных, -Лучше крики пытаемых пленных, Если Ты не блистаешь для темных, И терзаешь смиренных! («Звезда пустыни»), с наделением образов света и тьмы божественной функцией:

<...> Нет ни капищ у нас, ни богов, только

зыбкие тучи От востока на запад молитвенным светят лучом <... > («Скифы»). Присутствие в АП СВЕТ-ТЬМА философского и религиозного смыслов традиционно. По свидетельству Ф. Энгельса, «Свет и темнота <...> принадлежат к самой кричащей и резкой противоположности в природе. Они всегда были риторической фразой для религии и философии» [4].

В стихотворении «Правда» поэт ставит знак равенства между истиной и светом, между тьмой и ложью: Кривда с Правдою сходилась, Кривда в споре верх взяла. Правда в Солнце превратилась, В мире чистый свет зажгла. Удалилась к поднебесью, Бросив Кривду на земле, Светит лугу, перелесью, Жизнь рождает в мертвой мгле <... > Солнце встанет, Море грянет: «Правда, Правда в мир пришла!».

АО с семантикой ‘свет’ / ‘тьма’ становятся прекрасным средством создания пейзажных и психологических зарисовок. В стихотворении «Английский пейзаж» АО создают ключевой пейзажный фон. Сосуществование света и тьмы в картине способствует воплощению эмоциональной тональности стиха и раскрытию внутреннего состояния героя, связанного с состоянием грусти, печали, размышлений. В отдаленной дымке утопая, Привиденьями деревья стали в ряд. Чуть заметна дымка голубая, Чуть заметные огни за ней горят. Воздух полон тающей печалью, Все предчувствием неясным смущено. - Что там тонет? Что за этой далью? Там как в сердце отуманенном темно! Точно шепот ночи раздается, Точно небо наклонилось над землей И над ней, беззвучное, смеется, Все как саваном окутанное мглой. В стихотворении «В глухие дни» контраст света и тьмы призван усилить тягостное ощущение от изображаемого «смутного» периода истории России. Анализ текстов показал, что в ЯКМ К. Бальмонта намечается тенденция к «осветлению темного». Подобный прием способствует отражению внутреннего облика героя и автора, показателем их положительного восприятия окружающего мира: <...> И тучка, - воздушная нега, -Воздушней нагорного снега, На воды глядит с вышины; Охвачена жизнью двойною, Сквозя неземной белизною, Чуть дышит в улыбке волны («Вечер»). На поэтическом уровне данный процесс отражается в многочислен-

ных нейтрализациях [5]: <...> зыбкие тучи От востока на запад молитвенным светят лучом <. > («Скифы»). Наделение туч способностью светить приводит оппозицию зыбкие тучи - светит лучом к утрате смыслоразличительных признаков и обогащению семантического объема нейтрализуемого оп-позита семой ‘источник света’.

На основе противопоставления света и тьмы поэт нередко проводит параллели между миром природы и эмоциональным состоянием лирического героя. Возникающий контраст становится продуктивным средством поэтизации: Ьа 1ипа 11епа... Полная луна... Иньес, бледна, целует, как гитана. Те ато... ато... Снова тишина... Но мрачен взор упорный Дон Жуана <... > («Дон-Жуан»). В ряде стихотворений АО способствуют передаче колорита национальной природы: «Бретань», «Воспоминание о вечере в Амстердаме».

Внутри произведения АО, как правило, выполняют не одну, а несколько функций, что объясняется их многофункциональной природой. В качестве примера можно вспомнить стихотворение «Индийский мотив», в котором оппозиция тени дымные - яркий огонь играет, во-первых, текстообразующую роль, являясь связующим элементом, отдельным звеном в цепи сравнительной конструкции; во-вторых, выступает средством создания и характеристики поэтического образа; в-третьих, выполняя роль эпитета, служит способом поэтизации: Как красный цвет небес, которые не красны, Как разногласье волн, что меж собой согласны, Как сны, возникшие в прозрачном свете дня, Как тени дымные вкруг яркого огня, Как отсвет раковин, в которых жемчуг дышит, Как звук, что в слух идет, но сам себя не слышит, Как на поверхности потока белизна, Как лотос в воздухе, растущий ото дна, Так жизнь с восторгами и с блеском заблужденья Есть сновидение иного сновиденья.

Таким образом, уже на основании рассмотренных функций АО поля «СВЕТ-ТЬМА» можно судить о его полифункцио-нальном характере, о продуктивности и значимости в ЯКМ К. Бальмонта. Следует отметить, что выполняемые АО функции взаимосвязаны и взаимообусловлены, что объясняется их единой направленностью, связанной с отражением и авторским осмыслением в структуре поэтического творчества опреде-

ленного фрагмента действительности, коим является категория СВЕТ/ТЬМА, а также с воздействием на читательское восприятие.

1. Трубецкой Н.С. Основы фонологии / пер. с нем. А.А. Холодовича; под ред. С.Д. Кац-нельсона. М., 2000.

2. Руделев В.Г. Слово в лексической системе языка. Тамбов, 1984.

3. Шарандин А.Л. Оппозитивные отношения в системе знаний // Когнитивные исследования

языка. Вып. 3. Типы знаний и проблемы их классификации: сборник научных трудов / гл. ред. Е.С. Кубрякова; отв. ред. выпуска Н.Н. Болдырев. Москва; Тамбов, 2008.

4. Новиков Л.А. Избранные труды. Том 1: Проблемы языкового значения. М., 2001. С. 45-46.

5. Пискунова С. В. Тайны поэтической речи (грамматическая форма и семантика текста): монография. Тамбов, 2002.

Поступила в редакцию 28.01.2011 г.

UDC 80/81

FUNCTIONS OF ANTONYMIC OPPOSITIONS IN A K. BALMONT’S LINGUISTIC WORLD VIEW Elena Mikhailovna Moiseyeva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Russian Language Department, e-mail: elena68-84@rambler.ru

Article is devoted to consideration of antonymic opposition’s functions in K. Balmont’s texts. The antonymic opposition is considered to be the significant unit promoting reflection of author’s outlook. The author comes to a conclusion that there is a multifunctionality of antonymic oppositions in a K. Balmont’s linguistic world view.

Key words: antonymy; antonymic oppositions; antonyms; function.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.