Научная статья на тему 'НЕЙТРАЛИТЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

НЕЙТРАЛИТЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОД / НЕЙТРАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аррыкова Сона, Йаныбердиева Сона

В данной статье рассматривается вопрос особенностей развития политики нейтралитета. Проведен аналитический и сравнительный анализ теорем развития системы безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUTRALITY AS AN INSTRUMENT OF REGIONAL SECURITY

This article examines the issue of the peculiarities of the development of the policy of neutrality. An analytical and comparative analysis of the theorems of the development of the security system of the region is carried out.

Текст научной работы на тему «НЕЙТРАЛИТЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

УДК 341.35

Аррыкова Сона

Преподаватель,

Международный университет нефти и газа имени Ягшигельды Какаева,

г. Ашгабад, Туркменистан Йаныбердиева Сона Студент,

Международный университет гуманитарных наук и развития,

г. Ашгабад, Туркменистан

НЕЙТРАЛИТЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос особенностей развития политики нейтралитета. Проведен аналитический и сравнительный анализ теорем развития системы безопасности региона.

Ключевые слова Анализ, исследование, метод, нейтралитет.

Arrykova Sona

Lecturer,

Yagshigelda Kakaev International University of Oil and Gas,

Ashgabat, Turkmenistan Yanyberdieva Sona Student,

International University of Humanities and Development,

Ashgabat, Turkmenistan

NEUTRALITY AS AN INSTRUMENT OF REGIONAL SECURITY

Abstract

This article examines the issue of the peculiarities of the development of the policy of neutrality. An analytical and comparative analysis of the theorems of the development of the security system of the region is carried out.

Keywords

Analysis, research, method, neutrality.

Нейтралитет, правовой статус, вытекающий из воздержания государства от всякого участия в войне между другими государствами, сохранение беспристрастного отношения к воюющим и признание воюющими этого воздержания и беспристрастности. Согласно международному праву, этот правовой статус порождает определенные права и обязанности между нейтральным государством и воюющими сторонами. Важнейшим из прав, вытекающих из состояния нейтралитета, является право на территориальную целостность. Воюющие стороны не могут использовать нейтральную территорию в качестве базы для операций или вести на ней боевые действия. Это право распространяется не только на нейтральную территорию и воду, но и на воздушное пространство над этой территорией. В соответствии с Гаагскими правилами ведения боевых действий в воздухе 1923

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

года (которые так и не стали юридически обязательными) нейтральные страны имеют право защищать свое воздушное пространство от прохождения воюющих самолетов. Однако появление баллистических ракет и космических спутников в качестве инструментов ведения войны подняло вопросы относительно протяженности верхней границы государства.

Законы о правах и обязанностях нейтралитета содержатся большей частью в Парижской декларации 1856 г., V Гаагской конвенции 1907 г. (о нейтралитете в сухопутной войне) и Гаагской конвенции XIII 1907 г. (о нейтралитете в морской войне). Одна из первых рекомендаций последней конвенции заключалась в том, что, когда между определенными державами вспыхивает война, каждая нация, желающая оставаться беспристрастной, должна обычно издавать либо специальную, либо общую декларацию о нейтралитете. Однако такое заявление не требуется международным правом. Нейтральное государство может в ходе военных действий отменить, изменить или модифицировать свою позицию нейтралитета при условии, что такие изменения применяются беспристрастно ко всем воюющим сторонам.

Нейтральный статус государства также имеет право поддерживать дипломатические сношения с другими нейтральными государствами и с воюющими сторонами; право требовать соблюдения своих внутренних правил, направленных на обеспечение его нейтралитета; и право требовать от воюющих сторон не вмешиваться в коммерческие сношения своих граждан, если только такое вмешательство не оправдано международным правом.

События Первой и Второй мировых войн предвещали крах некоторых основных концепций нейтралитета. После немецкого вторжения в Бельгию, итальянского вторжения в Грецию, британской оккупации Исландии и принятия Соединенными Штатами закона о ленд-лизе (1941 г.) традиционные правила нейтралитета оказались нежизнеспособными. К середине 20 века стали очевидны новые разработки в законе о нейтралитете. Тотальный характер современной войны с использованием как экономических, так и механизированных средств ведения войны резко сократил традиционную зону свободы нейтралов. В соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций (ООН) нейтралитет как разрешительный правовой статус исчез для тех членов, которых Совет Безопасности ООН призывал или требовал в конкретных случаях принять военные или иные меры принуждения против агрессор. Социализация некоторых национальных экономик привела к уменьшению нейтральной торговли; многие коммерческие предприятия, которые раньше могли торговать с воюющими сторонами как частные торговцы, больше не могли по закону делать это как государственные предприятия.

Постоянный нейтралитет является принципом внешней политики страны. Это источник мира и стабильности. Он обеспечивает независимость страны и неприкосновенность ее территории. Согласно закону о нейтралитете, нейтральная страна не должна участвовать в войне между государствами.

Закон о нейтралитете применяется к международным конфликтам, но не к внутренним конфликтам, которые представляют собой большинство конфликтов в настоящее время. Закон о нейтралитете не распространяется на военную операцию, санкционированную Советом Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН), поскольку последний действует по мандату сообщества государств с целью восстановления мира и международной безопасности. Закон о нейтралитете также не запрещает нейтральным государствам поддерживать такие операции.

Политика нейтралитета не регулируется законом. Это совокупность всех мер, которые нейтральное государство принимает по собственной инициативе для обеспечения ясности и убедительности своего постоянного нейтралитета. Реализация нейтральной политики определяется международным контекстом на данный момент. Страны объясняют свой нейтралитет своей гуманитарной и миролюбивой склонностью в соответствии со своей традицией предоставления

добрых услуг и гуманитарной помощи.

Категория постоянного нейтралитета государства используется в юридических и политических науках, а также в публицистике. Однако при общей схожести, в каждом из указанных дискурсов это понятие имеет особый характер. Термин «нейтралитет», употребляемый в политологической литературе и публицистике в контексте внешнеполитической деятельности стран, приводит к понятийному разногласию, что затемняет юридический характер данной категории. В международном праве постоянный нейтралитет, наряду с другим видом нейтралитета - военным, является институтом права, т. е. регулируется комплексом норм обычного и договорного права.

Список использованной литературы:

1. Вылегжанин А. Международное право.- Москва: Юрайт,2012.- 912 с.

2. Егорова С.А. Международное право: Учебник.- Москва, 2013.-1087 с.

3. Международное право // Под ред. Капустиной А.Л.- М: Юрайт, 2013.-723 с.

4. Международное право. Краткий курс лекций //Под ред. Гетьман-Павловой И.В.- Москва, 2013.- 176 с.

5. Нольде Б.Э. Постоянно нейтральное государство.- Москва: Книга по Требованию,2011.- 632 с.

© Аррыкова С., Йаныбердиева С. 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.