Theatrum mundi
Политика нейтралитета на постсоветском пространстве
На примере Туркменистана и Молдавии
© Малышев Д. В. © Malyshev D.
Политика нейтралитета на постсоветском пространстве. На примере Туркменистана и Молдавии
The politics of neutrality in the post-Soviet space. The case of Turkmenistan and Moldova
Аннотация. Рассмотрены основные направления реализации политики нейтралитета в регионе постсоветского пространства. Проанализированы особенности нейтрального статуса Туркменистана и законодательного воплощения политики нейтралитета в этой республике. Обращено внимание на признание ООН международно-правового статуса Туркменистана. Исследованы основные направления политики Молдавии в плане попыток реализовать в международной сфере нейтральный статус.
Annotation. The article considers the main directions of the implementation of the policy of neutrality in the region of the post-Soviet space. The characteristic is given to the features of the neutral status of Turkmenistan, its legislative implementation in the republic and recognition of the UN. An attempt to implement the policy of neutrality in the Republic of Moldova at the present stage is shown.
Ключевые слова. Постсоветское пространство (ПСП), ООН, Туркменистан, Молдова, Конституция, нейтралитет, нейтральное государство, НАТО, ЕС.
Key words. Post-Soviet space (PSS), UN, Turkmenistan, Moldova, Constitution, neutrality, neutral state, NATO, EU.
Нейтралитет в современном мире: общее и особенное
В современном мировом сообществе имеется целый ряд государств, избравших нейтральный статус. Само понятие «нейтралитет» как особый правовой статус, в соответствии с которым государство берет на себя обязательство воздерживаться от любых действий, способных в той или иной степени вовлечь его в вооруженное противостояние (конфликт), появилось сравнительно недавно. Оно берет начало в период Нового времени — именно тогда начинает формироваться система национальных государств, т. е. зарождается система современных международных отношений. В 1648 г. завершается Тридцатилетняя война (1608—1648), по итогам которой был подписан Вестфальский мир, заложивший основу современного мирового порядка [27. С. 19—21].
МАЛЫШЕВ Дмитрий Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН (г. Москва), доцент факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат исторических наук.
Именно тогда государства обрели право выбирать свой статус: участвовать в вооруженных конфликтах, вступать в различные военные коалиции и союзы, направленные в том числе и против третьих стран, или же воздержаться от подобных действий. Тогда обязанности нейтрального государства рассматривались достаточно узко — оно главным образом должно было дистанцироваться от вооруженного участия в войне, но при этом, например, могло предоставлять свою территорию для прохода войск одного из воюющих государств. Чуть позже эти функции нейтрального государства были несколько расширены — они стали предполагать абсолютный отказ от какого-либо содействия тому государству (государствам), которое (которые) ведут военные действия, а само понятие «нейтралитет» стало включать три разновидности [13].
1. Вооруженный нейтралитет. Этот принцип впервые был выдвинут Россией в период войны за независимость США. 23 февраля 1780 г. российская императрица Екатерина II выступила с соответствующей декларацией, которая была адресована Англии, Франции и Испании. Суть декларации состояла в намерении Российской империи защитить свои торговые интересы от насильственных действий британского флота в этой войне [17]. Есть и другие примеры использования в мировой практике принципа вооруженного нейтралитета. Так, в ХХ в. он нашел отражение в Гаагских конвенциях 1907 г. (в части, касавшейся захвата торговых судов нейтральных государств), Лондонском протоколе 1936 г. и Нионском соглашении 1937 г., которые касались действий подводных лодок по отношению к торговым судам нейтральных государств [15].
2. Нейтралитет в вооруженном конфликте как особое правовое положение государства, при котором оно не только не участвует в военных действиях, но и не оказывает никаким образом помощи (прежде всего военной) воюющим государствам. Статус подобных нейтральных государств был закреплен Конвенцией 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны. Главный принцип, озвученный в данном документе, состоял в том, что территория нейтральных стран обладает неприкосновенностью. Тогда же была заключена Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны (1907), которая распространяла указанный выше принцип на морское пространство [20].
3. Постоянный нейтралитет. Институт постоянного нейтралитета в международном праве стал формироваться только в XIX в. Его возникновение классики научного социализма, К. Маркс и Ф. Энгельс, связывали, в частности, с ростом противоречий между державами и необходимостью существования маленьких «буферных» государств, которые играли бы роль своеобразных барьеров между ведущими странами. «А для того, чтобы эти мелкие государства могли... выполнять столь завидную роль, они... были объявлены "нейтральными" государствами» [28. С. 90].
Статус постоянного нейтралитета предполагал, что страна не будет участвовать в любых войнах, которые могли бы возникнуть в будущем. Первой известной в истории страной, которая получила обладание
постоянным нейтралитетом, стала Швейцария (термин «нейтралитет» в ее правовой практике был применен еще в Средние века, в 1536 г.). Вторым государством, получившим статус постоянного нейтралитета, стала Бельгия. Она сохраняла его вплоть до Первой мировой войны, но в 1919 г. этот статус был отменен. Подобная практика предоставления постоянного нейтралитета в ХХ в. стала распространяться уже и на страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Так, в 1954 г., после завершения войны Франции в Индокитае, в Женеве были подписаны документы, определявшие статус Лаоса как нейтрального государства [25. С. 18—19].
В современной системе международных отношений различаются четыре основных вида нейтралитета:
1) постоянный, когда нейтральный статус государства закреплен его конституцией, гарантируется международным договором, участником которого является нейтральное государство;
2) позитивный, предусматривающий неучастие государства в военных союзах;
3) традиционный: он не связан с международно-правовыми обязательствами, а определяется, главным образом, добровольной позицией государства по отношению к вооруженному конфликту, т. е. неучастием государства в данном конфликте;
4) договорный, который определяется международным договором и обязанностями сторон.
Сейчас в мире существует несколько государств со статусом признанного постоянного нейтралитета: Швейцария, Австрия, Камбоджа, Мальта, Туркменистан. Раньше подобный статус имели Бельгия, Люксембург и Лаос. После окончания Второй мировой войны СССР не раз выступал с идеей нейтралитета послевоенной Германии, поддерживая эту идею вплоть до 6 мая 1955 г., когда ФРГ вошла в состав НАТО. В 1952 г. СССР даже выступил с инициативой, получившей название «Нота Сталина»: в ней предлагалось объединить ГДР и ФРГ и создать таким образом нейтральную Германию. Однако в годы «холодной войны» подобным инициативам не суждено было воплотиться в жизнь.
Что касается постсоветского пространства (ПСП), то здесь проблема нейтралитета смогла возникнуть только после распада СССР в декабре 1991 г. Изначально по этому пути последовательно начал двигаться Туркменистан. Идеи нейтралитета нашли также отражение в законодательствах Молдавии и Украины. Что касается последней, то вопрос о нейтральном статусе обсуждался в этой республике неоднократно, но так и не получил законодательного оформления. Учитывая, что в наши дни Украина взяла курс на интеграцию в НАТО, говорить о ее нейтральном статусе не приходится, и, судя по всему, ситуация не изменится ни при новом президенте В. Зеленском, ни при избранной в июле 2019 г. новой Верховной раде. Поэтому целесообразно в контексте постсоветского пространства рассмотреть Туркменистан как относительно успешный пример функционирования в качестве нейтрального государства, а Молдавию — как страну, стремящуюся приблизиться к этому статусу.
Постоянный нейтралитет на постсоветском пространстве: опыт Туркменистана
На постсоветском пространстве статусом постоянного нейтралитета на современном этапе обладает только Туркменистан. Это нашло отражение в статье 2 Конституции республики, которая четко устанавливает правовые основы нейтралитета страны: «Туркменистан обладает статусом постоянного нейтралитета, признанного мировым сообществом и закрепленного на основании закона. Организация Объединенных Наций в Резолюциях Генеральной Ассамблеи "Постоянный нейтралитет Туркменистана" от 12 декабря 1995 года, а также от 3 июня 2015 года, признает и поддерживает провозглашенный Туркменистаном статус постоянного нейтралитета, призывает государства-члены Организации Объединенных Наций уважать и поддерживать этот статус Туркменистана, уважая также его независимость, суверенитет и территориальную целостность. Постоянный нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики» [8]. Таким образом, признание нейтралитета Туркменистана получило закрепление как на международном, так и на национальном законодательном уровне.
Статья 68 Конституции республики, посвященная статусу президента страны, указывает, что он является не только главой государства и высшей исполнительной власти, но и гарантом государственной независимости и «статуса постоянного нейтралитета Туркменистана (курсив мой. — Д. М.)» [8].
27 декабря 1995 г. Туркменистан принял Декларацию «О международных обязательствах нейтрального Туркменистана в области прав человека» [3]. В соответствии с этим документом Туркменистан как нейтральное государство принял на себя дополнительные обязательства в области соблюдения и поддержания прав человека. Конечно, именно Туркменистан едва ли не в самой большей степени на ПСП подвергается критике за нарушение этих самых прав человека, но важен сам факт их декларирования.
Одним из важных правовых моментов, который подчеркивает нейтральный статус Туркменистана, стала отмена в стране смертной казни. С 1 января 1999 г. был введен мораторий на нее, а 28 декабря того же года был принят конституционный закон, внесший изменения в статью 20 Конституции страны, согласно которым смертная казнь отменялась и запрещалась полностью. Это положение продолжает действовать на территории Туркменистана и по сей день [2].
Международно-правовое содержание нейтралитета Туркменистана включает три основных момента:
1) по происхождению — этот нейтралитет признанный, что подтверждается резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1995 г. о постоянном нейтралитете Туркменистана [14], Исламабадской декларацией Организации экономического сотрудничества от 15 марта 1995 г., Заключительным документом 11-й конференции глав госу-
дарств и правительств стран Движения неприсоединения 20 октября 1995 г.;
2) нейтралитет Туркменистана по сути своей не ограничен во времени, т. е. он действует как в мирное, так и в военное время;
3) по содержанию он является позитивным, т. е. признанным мировым сообществом [1].
В отличие от других нейтральных государств (например, Швейцарии, Австрии, Швеции, Мальты), нейтралитет Туркменистана утвержден на самом высоком уровне — Генеральной Ассамблеей ООН, в частности ее резолюцией от 12 декабря 1995 г. № 50/80 «Постоянный нейтралитет Туркменистана», и, следовательно, обладает наивысшим уровнем легитимности. Обладая этим статусом, Туркменистан активно включился в работу ООН по реализации ее основных программ. Это Программа развития ООН (ПРООН), программы и проекты Фонда народонаселения (ЮНФПА), Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), Детского фонда (ЮНИСЕФ), Управления по наркотикам и преступности (УНП ООН), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и др. В Туркменистане активно реализуется специальная «Рамочная программа партнерства ради развития между Туркменистаном и Организацией Объединенных Наций на 2016—2020 гг.» [14].
Важным аспектом реализации постоянного нейтрального статуса Туркменистана является и то, что именно в Ашхабаде 10 декабря 2007 г. был открыт Региональный центр ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии (РЦПДЦА) [23]. С инициативой размещения подобного центра в туркменской столице руководство страны выступило еще в сентябре 2004 г., тогда же эту идею поддержало руководство Казахстана. 7 мая 2007 г. о намерении разместить РЦПДЦА в Ашхабаде объявил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, и уже 10 декабря того же года состоялось торжественное открытие центра, возглавил который Специальный представитель Генерального секретаря ООН словацкий дипломат М. Енча. С 2017 г. эту должность занимает Н. Герман (Молдавия).
Сам РЦПДЦА стал структурой, которая на практике реализовывала и реализовывает основные направления для решения в регионе Центральной Азии наболевших проблем (водной, экологической, борьбы с терроризмом, наркотрафиком, незаконной миграцией и т. д.), связанных напрямую с концепцией превентивной дипломатии: ее основные положения в 1992 г. обозначил Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос-Гали в докладе «Повестка дня для мира» [10. С. 40—45].
В 1995 г. в Туркменистане был принят конституционный закон «О постоянном нейтралитете Туркменистана», в статье 4 которого, в частности, подчеркивается, что «Туркменистан не принимает участие в военных блоках и союзах, в межгосударственных объединениях с жесткими обязательствами или предполагающих коллективную ответственность участников». В статье 5 констатируется, что страна обязуется не начинать войн, военных конфликтов и не участвовать в них, за исключением действий, реализующих право Туркменистана
на самооборону. Важной в данном аспекте является и статья 12, текст которой подтверждает, что «Туркменистан гарантирует неуклонное и точное соответствие своего внутреннего и внешнеполитического курса статусу постоянного нейтралитета и взятым на себя в этой связи международным обязательствам» [6].
Те же положения, что фиксируют нейтральный статус Туркменистана, нашли отражение в Концепции внешнеполитического курса Туркменистана на 2017—2023 годы, которая официально была утверждена в республике в феврале 2017 г. Подчеркивая нейтральный статус страны, эта Концепция предусматривает, помимо всего прочего, активное сотрудничество и тесное взаимодействие Туркменистана с такими международными структурами, как ООН, ОБСЕ, Движение неприсоединения, Организация исламского сотрудничества. Важным в Концепции является и положение о стремлении Туркменистана развивать более тесные связи и отношения с соседями по региону Центральной Азии [9].
Нейтральный статус страны укрепляет и тот факт, что день признания 185 государствами ООН постоянного нейтралитета Туркменистана, 12 декабря 1995 г., стал одним из восьми национальных праздников в республике — Днем нейтралитета. Ежегодно к этому событию приурочена амнистия заключенных, проводятся праздничные мероприятия и международные конференции [4].
2 февраля 2017 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 71/275 «Международный день нейтралитета», в соответствии с которой им объявлялось 12 декабря. Генеральному секретарю ООН предлагалось в этой Резолюции продолжить «тесное сотрудничество с нейтральными государствами в целях осуществления принципов превентивной дипломатии и использования этих принципов в их посреднической деятельности» [21]. Инициатором ее принятия выступил Туркменистан именно как нейтральное государство.
Да и сам нейтралитет в республике имеет монументальное воплощение. В 1996 г. турецкая компания РоНшег начала строительство Арки нейтралитета в Ашхабаде. Ее торжественное открытие состоялось 12 декабря 1998 г. в самом центре туркменской столицы. Арка простояла до 2010 г., а потом ее перенесли в южную часть города, на современную магистраль Битарап Туркменистан. В настоящее время арка носит название «Монумент нейтралитета», и его высота составляет 95 м, что на два метра выше Статуи Свободы в США. Внутри Монумента расположен музей нейтралитета, основная часть экспозиции которого посвящена новейшей истории Туркменистана [11].
Нейтральный статус Туркменистана не препятствует его активной деятельности в организациях, которые не имеют открыто провозглашенных военных или наступательных целей. В частности, в 2019 г. Туркменистан председательствует в СНГ, несмотря на свой особый статус ассоциированного члена в Содружестве, подтвержденного на саммите СНГ в Казани в 2005 г., что не противоречит Уставу СНГ. А президент Туркменистана Г. Бердымухамедов неоднократно подчеркивал, что разви-
тие партнерских отношений в рамках СНГ является приоритетом туркменской внешней политики [26].
Туркменистан развивает отношения и с другими международными структурами, главным образом в социально-экономической сфере. Так, в феврале 2019 г. в Брюсселе состоялась очередная, восемнадцатая встреча Совместного Комитета «Туркменистан—Евросоюз». На ней обсуждались в основном вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества, а также инвестиций, транспорта, энергетики, образования и гуманитарных проблем. На сегодняшний день в Туркменистане по линии ЕС реализуется 10 проектов, прежде всего в сферах образования, науки, энергетики, сельского хозяйства, правовых реформ, частного сектора и защиты окружающей среды. 3 проекта реализуются на национальном, а 7 — на региональном уровне; но ключевой сферой их реализации являются наука и образование [24].
Необходимо отметить и некоторые издержки, проблемы и вызовы, которые таит в себе нейтральный статус Туркменистана. Если в прошлом серьезной внешней военной угрозы для Туркменистана не существовало, то в настоящее время ситуация изменилась, и безопасности Туркменистана угрожает взрывоопасный потенциал кризиса в Афганистане. Поэтому в свете нарастающих угроз Туркменистану имеет смысл пересмотреть свой внеблоковый статус в плане возобновления более активного взаимодействия с ОДКБ, учитывая действенную роль этой региональной международной организации в поддержании безопасности в Центральной Азии.
В переменах нуждается и ситуация с правами человека в Туркменистане. В свое время ООН приняла резолюцию о нейтралитете Туркменистана во многом потому, что туркменским дипломатам удалось заверить руководство ООН в том, что следствием этого решения станет большее, чем это имеет место при обычной практике, уважение со стороны властей Туркменистана к правам человека. Предполагалось также, что принятая ООН 27 декабря 1995 г. Декларация «О международных обязательствах нейтрального Туркменистана в области прав человека», накладывая на Туркменистан дополнительные обязательства в области прав человека, должна будет расширить в этом государстве правовую базу прав человека.
Туркменистан с точки зрения международного права на сегодняшний день остается единственным на постсоветском пространстве последовательно нейтральным государством, соответствующий статус которого признан ООН. Но в данном контексте интересен и опыт Молдавии, которая, не имея подобного международного статуса, предпринимает определенные усилия для продвижения в данном направлении.
Позитивный нейтралитет на ПСП: опыт Молдавии
Как уже отмечалось выше, основная суть позитивного нейтралитета сводится к последовательному неучастию государства в вооруженных
союзах. Он, как правило, закрепляется в основных нормативно-правовых актах страны, но при этом не является официально признанным мировым сообществом, в частности ООН, как это имеет место в отношении Туркменистана. На пространстве бывшего СССР наиболее явственно позитивный нейтралитет проявляется в политико-правовой практике Республики Молдова (РМ).
Статья 11 Конституции Молдавии носит название «Республика Молдова — нейтральное государство». В Конституции говорится также о том, что страна не только заявляет о своем постоянном нейтралитете, но и не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств [7]. Это положение стало одним из конституционных принципов страны, о чем неоднократно заявлял президент республики И. Додон.
Так, выступая в марте 2019 г. в Баку на седьмом Глобальном форуме «Новая внешняя политика», И. Додон заявил, что он намерен развивать и укреплять нейтралитет страны. Им были изложены основные положения президентской стратегии по обеспечению сбалансированной внешней политики на основе конституционного принципа постоянного нейтралитета РМ. Додон усматривает возможность реализации этого принципа в имплементации следующих основных направлений:
1. Гарантия суверенитета, территориальной целостности и безопасности признанных международным сообществом государственных границ Молдавии.
2. Обеспечение эффективного социально-экономического развития страны за счет активного сотрудничества как с Западом, так и с Востоком.
3. Достижение международного признания нейтрального статуса Молдавии.
4. Поиски справедливого решения приднестровской проблемы [19].
Эти идеи, обозначенные президентом И. Додоном как «Большой пакет
для Молдовы», были презентованы им на Международной конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2019 г. [18].
Если сравнивать нейтральный международно-правовой статус Туркменистана и Молдавии, то различия заключены прежде всего в том, что нейтралитет Туркменистана официально признан ООН, а у Молдавии такого признания нет. Кроме того, в молдавском нейтралитете можно выделить несколько ключевых моментов.
Во-первых, Молдавия не является классической нейтральной страной, т. к. нейтралитет нельзя провозгласить просто в одностороннем порядке, как это сделала РМ, — в ее случае он просто никем не гарантируется. И закрепление такого нейтралитета в Конституции государства не влечет за собой автоматически его международного признания, даже если оно (это государство) является членом ООН.
Во-вторых, длительное время Молдавия и сама не очень уважала свой нейтральный статус. Она, в частности, участвовала во многих программах НАТО («Партнерство ради мира» — ПРМ, «Индивидуальный план
действий» (Individual Partnership Action Plan — IPAP) 2006 г.), что является, исходя из мировой практики, первым шагом для вступления в Альянс [5]. И если ее участие в ПРМ еще как-то можно объяснить (в этой программе, как известно, участвуют почти все страны ЕС, в том числе и нейтральные), то в отношении IPAP дело обстоит совсем иначе: план предусматривает повсеместное и всестороннее развитие отношений с Альянсом —как это успешно делают Украина и особенно Грузия.
Конечно, проблема состоит и в том, что Молдавия, как одна из беднейших стран Европы с населением порядка 4 млн человек (из которых значительная часть вынуждена из-за отсутствия рабочих мест выехать в качестве трудовых мигрантов в другие страны), оказалась расколота между Россией и Западом. Значительная часть населения опасается повторения в стране украинского сценария, особенно если отношения между Россией и ЕС окончательно зайдут в тупик. И это четко представляет нынешнее молдавское руководство. «Мы не хотим, чтобы нас использовали в этой геополитической игре. Мы хотим только одного: сохранять и укреплять нашу страну. Это возможно только на основе нейтралитета и сбалансированной внешней политики», — так охарактеризовал сложившуюся ситуацию президент Республики Молдова И. До-дон [31]. Напомним, что Молдавия еще в 2014 г., при предыдущем президенте Н. Тимофти, заключила Соглашение об ассоциации с ЕС. Придя к власти в 2016 г., И. Додон обещал его пересмотреть, но пока что этого сделано не было.
Нельзя забывать и об активных военно-политических контактах между Молдавией и соседней Румынией, являющейся членом НАТО, что также не способствует укреплению нейтрального статуса государства. Так, в 2010 г. обе страны подписали договор об обмене информацией о гражданах Молдавии и о доступе к линиям спецсвязи, а в 2012-м — о сотрудничестве в военной области. Последний договор был ратифицирован 27 июня 2013 г.: он предусматривает оказание помощи со стороны Румынии в случае конфликта Молдавии и Приднестровья, а также возможность бессрочного нахождения на территории страны румынских войск [22].
В июле 2018 г. парламент РМ утвердил новую Национальную стратегию обороны [12]. В ней главными угрозами стране называются Россия и Приднестровье, а основными союзниками — НАТО и ЕС. Сам документ разрабатывался под патронажем Бюро НАТО в Кишиневе, приоритетной задачей деятельности которого является реализация «Инициативы по строительству обороны и безопасности» (Defence and Related Security Capacity Building — DCB) [30]. План, намеченный данной программой, предусматривает модернизацию вооруженных сил РМ и ее правоохранительной системы по образцу, предусмотренному в рамках НАТО, что ставит крест на возможности реализации Молдавией реальной политики нейтралитета.
В ноябре 2018 г. на сайте Парламентской ассамблеи НАТО был опубликован доклад «Противодействие российским гибридным угрозам:
обновление» (Countering Russia's hybrid threats: an update) [29], главной идеей которого было предоставление обязательств Грузии, Украине и Молдавии по принятию в Альянс. Особо в документе была выделена именно Республика Молдова, которая, в отличие от Грузии и Украины, придерживается военного нейтралитета.
24 февраля 2019 г. в Молдавии состоялись десятые в новейшей истории страны парламентские выборы, которые имеют большое значение для дальнейшего развития РМ, учитывая, что она является парламентской республикой. Итоги выборов серьезно изменили расклад политических сил: очень сильно пошатнулись позиции Демократической партии Молдовы, а ее лидер, крупнейший молдавский олигарх В. Пла-хотнюк, известный своими антироссийскими высказываниями, вообще бежал за границу. Новым премьер-министром страны стала М. Санду — лидер партии «Действие и солидарность» (PAS) и главный конкурент И. Додона на президентских выборах 2016 г. Новый политический альянс позволяет надеяться на то, что идеи нейтралитета страны смогут быть реализованы на практике, тем более что оба молдавских политических лидера явно склоняются к его имплементации в политическую жизнь неспокойной республики.
* * *
Политика нейтралитета на ПСП не получила пока серьезного развития. От нее явно отходит Украина, которая продолжает держать курс на интеграцию в НАТО. Военные силы Альянса все активнее усиливают свое присутствие в Азовско-Черноморском регионе, да и сам официальный Киев вряд ли будет предпринимать шаги по реализации нейтрального статуса.
Что касается Туркменистана, то он в обозримом будущем будет сохранять свою нейтральную позицию, оставаясь единственной подлинно нейтральной страной на пространствах бывшего СССР. Сложнее складывается ситуация в Молдавии — она обусловлена и слабостью политических структур в этой стране, и конфликтом в Приднестровье, и проблемой Гагаузии. Но желание руководства республики, прежде всего президента И. Додона, сделать нейтралитет не только зафиксированным в Конституции, но и признанным мировым сообществом, заслуживает пристального внимания и анализа. А произойдет ли это реально на практике — покажет время.
Литература
1. Агамамедова З. Нейтралитет Туркменистана. — http://intertrends.ru/old/three/012.htm (дата обращения: 10.07.2019).
2. В Туркмении отменена смертная казнь. — https://lenta.ru/news/1999/12/29/turkmenia/ (дата обращения: 10.07.2019).
3. Декларация о международных обязательствах нейтрального Туркменистана в области прав человека. — https://base.spinform.ru/show_doc.fWx?rgn=2360 (дата обращения: 10.07.2019).
4. День нейтралитета Туркменистана. — http://redday.ru/holiday/Den_nejtraliteta_Turkmenistana (дата обращения: 13.07.2019).
5. Как осуществляется Индивидуальный план действий по сотрудничеству Молдовы и НАТО. — https://infocenter.md/индивидуальный-план-действий/ (дата обращения: 18.07.2019).
6. Конституционный закон Туркменистана «О постоянном нейтралитете Туркменистана». — http://minjust.gov.tm/ru/mmerkezi/doc_view.php?doc_id=368 (дата обращения: 12.07.2019).
7. Конституция Республики Молдова. — http://lex.justice.md/viewdoc.php?id=311496&lang=2 (дата обращения: 12.07.2019).
8. Конституция Туркменистана (новая редакция). — https://www.osce.org/ru/odihr/262471? download=true (дата обращения: 09.07.2019).
9. «Концепция внешнеполитического курса Туркменистана на 2017—2023 годы» официально утверждена. — https://sng.today/ashkhabad/1950-koncepciya-vneshnepoliticheskogo-kursa-turkmenistana-na-2017-2023-gody-oficialno-utverzhdena.html (дата обращения: 13.07.2019).
10. Малышев Д. В. Превентивная дипломатия ООН в Центральной Азии // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2010. № 2.
11. Монумент нейтралитета в Ашхабаде. — https://www.advantour.com/rus/turkmenistan/ashgabat/ neutrality-monument.htm (дата обращения: 14.07.2019).
12. Национальная стратегия обороны на 2018—2022 гг. — http://lex.justice.md/viewdoc.php?action= view&view=doc&id=376667&lang=2 (дата обращения: 21.07.2019).
13. Нейтралитет // Большая Российская энциклопедия (БРЭ). — https://w.histrf.ru/articles/article/ show/nieitralitiet (дата обращения: 08.07.2019).
14. Нейтралитет Туркменистана глубоко легитимный. — http://milli-flrka.org/нейтралитет-турк-менистана-глубоко-л/ (дата обращения: 11.07.2019).
15. Нионское соглашение 1937 года, 14 сентября. — http://doc20vek.ru/node/3606 (дата обращения: 08.07.2019).
16. Постоянный нейтралитет Туркменистана. — http://docs.cntd.ru/document/901739070 (дата обращения: 10.07.2019).
17. Почему США обязаны своей независимостью российской императрице Екатерине II. — https://alex-news.ru/pochemu-ssha-obyazany-svoey-nezavisimostyu-rossiyskoy-imperatritse-ekaterine-ii/ (дата обращения: 08.07.2019).
18. Презентация идеи «Большого пакета для Молдовы». — http://www.presedinte.md/files/media/ Pachet_Moldova_RU.pdf (дата обращени: 14.07.2019).
19. Президент Молдовы сделал особое заявление о нейтралитете страны. — https://m.ru.sputnik. md/politics/20190314/25151741/top-5-tezisov-prezidenta-moldova-baku-o-chem-govoril-dodon. html?mobile_return=no (дата обращения: 13.07.2019).
20. V Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 года. — https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=1191l629@egNPA (дата обращения: 08.07.2019).
21. Резолюция ООН 71/275 «Международный день нейтралитета». — https://undocs.org/ru/AZ RES/71/275 (дата обращения: 14.07.2019).
22. Румынизация Молдавии: к подписанию договора о военном сотрудничестве. — http://www. odnako.org/blogs/ruminizaciya-moldavii-k-podpisaniyu-dogovora-o-voennom-sotrudnichestve/ (дата обращения: 20.07.2019).
23. РЦПДЦА (официальный сайт). — https://unrcca.unmissions.org/ru (дата обращения: 12.07.2019).
24. Состоялось заседание Совместного комитета «Туркменистан—Евросоюз». — http://casp-geo.ru/ sostoyalos-zasedanie-sovmestnogo-komiteta-turkmenistan-evrosoyuz/ (дата обращения: 15.07.2019).
25. Тиунов О. И. Нейтралитет в международном праве. Пермь, 1968.
26. Туркменистан принял председательство в СНГ в 2019 г. — https://arzuw.news/886l/ turkmenistan-prinyal-predsedatelstvo-v-sng-v-2019-godu.html (дата обращения: 15.07.2019).
27. Фененко А. В. История международных отношений: 1648—1945 : учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2018.
28. Энгельс Ф. Политическое положение Швейцарской республики // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М. : Политиздат, 1957. Т. 9.
29. Countering Russia's hybrid threats: an update. — https://www.nato-pa.int/download-ffle?filename=sites/default/ffles/2018-04/2018%20-%20C0UNTERING%20RUSSIA%27S%20HYBRro%20 THREATS%20-%20DRAFT%20SPRING%20REP0RT%20J0PLING%20-%20061%20CDS%2018%20E.pdf (дата обращения: 22.07.2019).
30. Defence and Related Security Capacity Building Initiative. — https://www.nato.int/cps/ru/natohq/ topics_132756.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 22.07.2019).
31. Financial Times: Молдова ищет нейтралитет, но разрывается между Россией и Западом. — https://www.kp.md/daily/26910/3955915/ (дата обращения: 19.07.2019). ♦