Научная статья на тему 'НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РЕЧЕВЫМИ ТРУДНОСТЯМИ'

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РЕЧЕВЫМИ ТРУДНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
908
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДОШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДОВ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Перышкова Светлана Алексеевна

Актуальность. Проблемное поле детского развития в современном социуме актуализировало интеграцию имеющихся знаний и поиск новых методологических подходов, в рамках которых возможны комплексные исследования путей решения возникающих проблем. В науке и практике дошкольного образования актуальными и востребованными становятся знания о влиянии функционального состояния мозга и высших психических функций на познавательное и личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования - обосновать необходимость использования основных положений нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Методы исследования. Исследование выполнено на основе системного и нейропсихологического подходов. В качестве методов исследования применялись: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, систематизация. Результаты исследования. Обосновано, что нейропсихологический подход является наиболее перспективным направлением современных исследований детей с нарушением речи с позиции изучения психоречевой патологии на основе взаимодействия мозговых систем и функций. Это позволяет более детально рассмотреть речь в качестве высшей психической функции и определить перспективы ее развития у ребенка с речевыми трудностями. Доказано, что использование нейропедагогических методов в работе с дошкольниками позволяет не только скорректировать речевые нарушения, но и способствует развитию социокультурных и коммуникативных навыков, активизирует эмоционально-волевую сферу личности. На основе нейропсихологического подхода разработаны направления комплексной работы педагога с детьми, имеющими речевые нарушения. Выводы. Практическое применение полученных теоретических результатов позволяет выявить взаимосвязь развития мозговых структур с потенциальными возможностями конкретного ребенка, что необходимо при разработке педагогом-логопедом индивидуальной коррекционно-развивающей программы для дошкольников с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Перышкова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK WITH PRESCHOOLERS WITH SPEECH DIFFICULTIES

Importance. The child development in modern society problem field actualized the integration of existing knowledge and the search for new methodological approaches, within which comprehensive researches of ways to solve emerging problems are possible. In the preschool education science and practice of, knowledge about the influence of functional brain and higher mental functions state on the cognitive and a child with disabilities personal development is relevant and in demand. The purpose of the research is to substantiate the need to use the neuropsychological approach basic provisions in correctional and developmental work with children with speech disorders. Research methods. The research is carried out on the basis of systemic and neuropsychological approaches. The following research methods were used: psychological and pedagogical literature analysis, comparison, generalization, systematization. Results and Discussion. It is proved that the neuropsychological approach is the most promising direction of children with speech disorders modern research from the perspective of studying psycho-speech pathology based on brain systems and functions interaction. This allows us to consider speech in more detail as the highest psychological function and determine the prospects for its development in a child with speech difficulties. It is proved that the use of neuropedagogical methods in working with preschoolers allows not only to correct speech disorders, but also contributes to the development of socio-cultural and communicative skills, activates the personality emotional and volitional sphere. Based on the neuropsychological approach, the directions of the teacher’s complex work with children with speech disorders is developed. Conclusion. The theoretical results practical application obtained makes it possible to identify the relationship between the development of brain structures and the particular child’s potential capabilities, which is necessary when developing an individual correctional and developmental program for preschoolers with speech disorders by a speech therapist.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РЕЧЕВЫМИ ТРУДНОСТЯМИ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 371.2+159.922.7

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-527-537

Нейропсихологический подход как методологическая основа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с речевыми трудностями

Людмила Николаевна МАКАРОВА1©*, Светлана Алексеевна ПЕРЫШКОВА2

1ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 2ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» 393760, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101

*Адрес для переписки: mako20@inbox.ru

Актуальность. Проблемное поле детского развития в современном социуме актуализировало интеграцию имеющихся знаний и поиск новых методологических подходов, в рамках которых возможны комплексные исследования путей решения возникающих проблем. В науке и практике дошкольного образования актуальными и востребованными становятся знания о влиянии функционального состояния мозга и высших психических функций на познавательное и личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования - обосновать необходимость использования основных положений ней-ропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Методы исследования. Исследование выполнено на основе системного и нейропсихологи-ческого подходов. В качестве методов исследования применялись: анализ психолого -педагогической литературы, сравнение, обобщение, систематизация.

Результаты исследования. Обосновано, что нейропсихологический подход является наиболее перспективным направлением современных исследований детей с нарушением речи с позиции изучения психоречевой патологии на основе взаимодействия мозговых систем и функций. Это позволяет более детально рассмотреть речь в качестве высшей психической функции и определить перспективы ее развития у ребенка с речевыми трудностями. Доказано, что использование нейропедагогических методов в работе с дошкольниками позволяет не только скорректировать речевые нарушения, но и способствует развитию социокультурных и коммуникативных навыков, активизирует эмоционально-волевую сферу личности. На основе нейропсихологического подхода разработаны направления комплексной работы педагога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Выводы. Практическое применение полученных теоретических результатов позволяет выявить взаимосвязь развития мозговых структур с потенциальными возможностями конкрет-

© Макарова Л.Н., Перышкова С.А., 2023

527

ного ребенка, что необходимо при разработке педагогом-логопедом индивидуальной кор-рекционно-развивающей программы для дошкольников с нарушениями речи.

Ключевые слова: нейропсихологический подход, дошкольники с нарушениями речи, высшие психические функции, междисциплинарные связи, комплексная интеграция методов, коррекционно-развивающая программа

Для цитирования: Макарова Л.Н., Перышкова С.А. Нейропсихологический подход как методологическая основа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с речевыми трудностями // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 3. С. 527-537. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-527-537

PEDAGOGY OF SECONDARY AND PRESCHOOL EDUCATION

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-527-537

Neuropsychological approach as a methodological basis for correctional and developmental work with preschoolers with speech difficulties

Lyudmila N. MAKAROVA1 *, Svetlana S. PYORYSHKOVA2 ©

1Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation 2Michurinsk State Agrarian University 101 Internatsionalnaya St., Michurinsk, 393760, Tambov Region, Russian Federation Corresponding author: mako20@inbox.ru

Importance. The child development in modern society problem field actualized the integration of existing knowledge and the search for new methodological approaches, within which comprehensive researches of ways to solve emerging problems are possible. In the preschool education science and practice of, knowledge about the influence of functional brain and higher mental functions state on the cognitive and a child with disabilities personal development is relevant and in demand. The purpose of the research is to substantiate the need to use the neuropsychological approach basic provisions in correctional and developmental work with children with speech disorders. Research methods. The research is carried out on the basis of systemic and neuropsychological approaches. The following research methods were used: psychological and pedagogical literature analysis, comparison, generalization, systematization.

Results and Discussion. It is proved that the neuropsychological approach is the most promising direction of children with speech disorders modern research from the perspective of studying psycho-speech pathology based on brain systems and functions interaction. This allows us to consider speech in more detail as the highest psychological function and determine the prospects for its development in a child with speech difficulties. It is proved that the use of neuropedagogical methods in working with preschoolers allows not only to correct speech disorders, but also contributes to the development of socio-cultural and communicative skills, activates the personality emotional and volitional sphere. Based on the neuropsychological approach, the directions of the teacher's complex work with children with speech disorders is developed.

Conclusion. The theoretical results practical application obtained makes it possible to identify the relationship between the development of brain structures and the particular child's potential capa -

bilities, which is necessary when developing an individual correctional and developmental program for preschoolers with speech disorders by a speech therapist.

Keywords: neuropsychological approach, preschoolers with speech disorders, higher mental functions, interdisciplinary connections, complex methods integration, correctional and developmental program

For citation: Makarova, L.N., & Pyoryshkova, S.S. (2023). Neuropsychological approach as a methodological basis for correctional and developmental work with preschoolers with speech dif-faculties. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 3, pp. 527-537. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-527-537

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современной социокультурной ситуации происходит активное увеличение контингента детей с отклонениями в развитии различного генеза, поступающих в дошкольные образовательные организации. Ученые и практики констатируют не только резкое возрастание числа детей с ограниченными возможностями здоровья, но и комплексность, неоднозначность возникающих проблем, обилие негативных феноменов, прямую взаимосвязь с психологическим здоровьем ребенка.

В связи с этим специалисты отмечают значительные трудности в процессе реализации воспитательно-развивающих задач с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях инклюзивного образования, грамотная организация которого является одной из ведущих тенденций современного социума. Как отмечает Л.В. Ах-метшина, «...существует проблема, как удовлетворить потребности в обучении всех учащихся как тех, кто обычно развивается, так и тех, у кого есть особые потребности и нарушения» [1, с. 216].

В настоящее время система дошкольного образования ориентирована на поиск и реализацию инновационных форм и методов развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивном формате, основанных на базовых положениях междисциплинарных подходов. Своевременная диагностическая и коррекци-онно-развивающая работа с детьми данной категории позволит компенсировать имею-

щиеся у них нарушения и предупреждать появление новых.

Одним из часто встречающихся нарушений у детей является общее недоразвитие речи. Вариативные подходы к изучению данной проблемы, поиск путей решения проблем, связанных с активным включением данных детей в совместную деятельность с дошкольниками в комбинированных группах, психолого-педагогические рекомендации для детей с задержкой речевого развития традиционно рассматриваются в логопедии.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что социализация детей с коммуникативно-речевыми трудностями предполагает интегратив-ные связи логопедии со смежными научными областями. Особое значение на сегодняшний день приобретают интеграционные связи педагогики, психологии и логопедии. Применение коррекционно-развивающих методов с различной степенью интеграции в обучении и развитии детей с трудностями в общении является сегодня одним из условий оптимизации их развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. По мнению Т.Н. Волковской и И.А. Кутковой, «сформированность навыков общения и межличностного взаимодействия является важнейшим фактором успешной социализации ребенка с ОВЗ, а несовершенство коммуникативных умений существенно осложняет процесс психического развития и препятствует созданию условий для успешной интеграции детей с коммуникативно-речевыми трудностями в инклюзивный образовательный процесс» [2, с. 186].

Проблемное поле детского развития в последние десятилетия актуализировало интеграцию имеющихся знаний и поиск новых научно-практических областей, в рамках которых возможны исследования путей решения возникающих проблем. В современной науке и практике дошкольного образования актуальными и востребованными становятся знания о влиянии функционального состояния мозга и высших психических функций на познавательное и личностное развитие ребенка. Особая роль применению нейропси-хологического подхода отводится в условиях недостаточности функций при дизонтогене-зе. Нейропсихологический подход позволяет выявить вторичные отклонения на основе первичного дефекта; дать более точное диагностическое описание на основе оценки состояния функциональных систем и блоков мозга; наметить пути коррекционной работы на основе более сохранных функций; прогнозировать динамику психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе нейропсихологического анализа.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данное исследование выполнено на основе системного и нейропсихологического подходов. В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается важность системного анализа высших психических функций: выявление как недостаточно сформированных, так и сохранных психических функций позволит более эффективно построить коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими нарушения речевого развития, прогнозируя зону их ближайшего развития (Л.С. Выготский1, А.Р. Лурия2).

1 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2019. 160 с. URL: https://urait.ru/book/vo-prosy-detskoy-psihologii-513887 (дата обращения: 30.01.2023); Выготский Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь. М.: Юрайт, 2020. 432 с. URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-psihologii-myshlenie-i-rech-513911 (дата обращения: 30.01.2023).

2 Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.: МПСИ, 2010. 367 с.

Нейропсихологический подход ориентирует на использование в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ методов, разработанных с учетом мозговой организации ребенка, позволяющих развивать и корригировать нарушенные или несформировавшие-ся функции. В своих исследованиях А.Р. Аг-рис и Т.В. Ахутина [3], Т.Г. Визель [4], Ж.М. Глозман, Е.И. Николаева, Н.Л. Карпова и АВ. Добрин [5], Л.С. Цветкова, С.В. Покровская, и А.В. Цветков [6] и другие отмечали значимость интеграции нейропсихоло-гических знаний в коррекции речевых нарушений. Продуктивность коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи зависит от адекватности понимания этиологических факторов, взаимосвязи первичных и вторичных нарушений в структуре данного дефекта.

В качестве методов исследования применялись: анализ научной литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, систематизация. Теоретический анализ проведенных исследований позволяет сделать вывод о наличии взаимосвязи речи с другими высшими психическими функциями. Ученые подтверждают у детей с общим недоразвитием речи отставание от возрастной нормы в развитии познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сфер. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной интеграции логопедической работы с работой, направленной на оптимизацию всех высших психических функций у детей с речевыми нарушениями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вполне закономерен интерес исследователей и специалистов к применению исследований функционирования мозга в решении проблем дизонтогенетического характера. Основные идеи нейропсихологического подхода успешно находят применение в анализе проблем нарушенного развития, нейропси-хологической диагностике в дефектологии,

нейрокоррекции, нейропсихологической реабилитации3 [7].

Нейропсихологические знания о строении и организации высших психических функций могут выступить в качестве методологической основы исследования детей с речевой патологией4. В этом смысле нейроп-сихологический подход является наиболее перспективным направлением современных исследований детей с нарушением речи с позиции изучения психоречевой патологии на основе взаимодействия мозговых систем и функций. Это позволяет более детально рассмотреть речь в качестве высшей психической функции (ВПФ) и определить перспективы ее развития у ребенка с речевыми трудностями.

На сегодняшний день многие исследования дают характеристику ребенка с данным нарушением с позиций нейропсихологиче-ского подхода5, что позволяет уточнить и более детально обозначить особенности организации психолого-педагогического сопровождения такого ребенка [8]. Тем не менее проблема корректного подбора и применения нейропсихологических методик для детских возрастов остается открытой, так как отечественная нейропсихология занималась в основном изучением нарушений речи у взрослых. Недостаточность ВПФ у детей преимущественно свидетельствует о незрелости и органических поражениях центральной нервной системы, а не является следст-« 6 вием локальной мозговой патологии .

Зачастую коррекция речевых нарушений в педагогической практике реализуется без

3 Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихоло-гического исследования. СПб.: Речь, 2005. 399 с.

4 Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ени-колопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Академия, 2011. 160 с. URL: https://rus-neb.ru/catalog/002072_000044_ARONB-RU_Архангель-ская+О НБ_БОК[В_88.485я73_Н+469-352121/

5 Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. СПб.: Питер, 2006. 75 с.

6 Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2019. 336 с. URL: https://urait.ru/book/istoriya-razvitiya-vysshih-psihiches-kih-funkciy-513910 (дата обращения: 30.01.2023).

учета основных причин и механизмов не-сформированности высших психических процессов у детей. Это свидетельствует о недостаточном опыте использования основных положений нейропсихологического подхода в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи, что приводит к снижению эффективности коррекционной работы с детьми данной категории.

Нейропсихологические особенности детского возраста заключаются, прежде всего, в незавершенности развития головного мозга ребенка и неокончательном развитии ВПФ. Поэтому основным фактором, который препятствует развитию мозговой деятельности ребенка и формированию ВПФ, является неразвитость межзональных связей мозга, в то время как у взрослых речь идет о нарушениях уже сформированных мозговых структур. По этой причине необходимо в коррекцион-но-развивающей работе учитывать существенные отличия нарушений высших психических функций у детей и взрослых.

Психологическая структура и мозговая локация психических процессов в детском возрасте находится на стадии формирования, не завершаясь и не получая конкретную функциональную специализацию. Таким образом, в осуществлении высших психических функций ребенка задействовано гораздо большее количество участков мозга, чем у взрослого. Можно констатировать, что высшие психические функции в детском возрасте имеют более развернутую структуру и локализацию (Л.С. Выготский).

Соответственно, отставание или недостатки в развитии одной функции могут привести к нарушению развития других психических функций, связанных с ней. Нейропси-хологический подход, применяемый на каждом этапе работы с ребенком с речевыми нарушениями, поможет выявить взаимосвязь развивающегося мозга ребенка и психических функций; а также разработать и реализовать наиболее оптимальный план коррек-ционной работы. Нейропсихологические методы в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, осно-

ванные на анализе ВПФ ребенка и активном включении в коррекционный процесс методик развития высших психических функций (прежде всего - психологической базы речи), будут активизировать компенсаторные и адаптивные механизмы [9; 10].

Таким образом, нейропсихологический подход позволяет рассматривать неравномерность созревания структур головного мозга и развития ВПФ у ребенка как норму возрастного развития, а не как нарушение онтогенетического развития. Через изучение этой неравномерности (как в норме, так и при нарушенном развитии) и следует определять пути дальнейшего развития ребенка, прогнозируя его зону ближайшего развития. Поэтому выделение особенностей развития ВПФ у ребенка с общим недоразвитием речи поможет выявить конкретные недостатки развития психических функций. Это позволит конкретизировать цели и задачи коррек-ционной работы, что значительно повысит ее эффективность.

Являясь сложнейшей психической функцией, речь взаимосвязана с другими психическими функциями, которые изменяются на разных этапах онтогенетического развития ребенка и напрямую влияют на уровень речевого развития. Специфика речевой деятельности у детей характеризуется тем, что правополушарные компоненты, занимая больше места, более значимы для психической организации речи, чем у взрослого человека. Соответственно, изменения мозговой организации речи в онтогенезе зависят от изменений внутренней психологической структуры речи. Поэтому речевое нарушение не является единственной причиной нарушения ВПФ.

Главную роль здесь выполняет нарушение формирования психических процессов, сложности языковой и символической деятельности ребенка, несформированность мыслительных операций, недостаточный уровень развития психологической базы речи. Как подчеркивают А.В. Астаева, Д.И. Воронкова и М.Б. Королева «считается, что различия в мозговой организации речевых процессов у

детей и взрослых могут быть объяснены изменениями внутренней психологической деятельности и, в частности, спецификой детской речи, в которой правополушарные компоненты занимают больше места и являются более значимыми, чем у взрослых» [11, с. 83].

Таким образом, изучение становления речевой функции и организацию коррекци-онной работы у детей с общим недоразвитием речи необходимо реализовывать с применением нейропсихологического подхода, учитывая взаимозависимость речи с другими высшими психическими функциями.

Во многих исследованиях отмечается продуктивность объединения знаний нейропсихологии, логопедии, психологии. Исследования Т.В. Ахутиной, Т.Г. Визель, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.В. Семенович, Л.С. Цветковой убедительно доказывают эффективность применения в коррекции речевого развития средств и методов нейропсихологии. В то же время данные исследования отмечают неэффективность подходов, рассматривающих речь изолированно от других психических процессов, подчеркивая взаимосвязь всех психических функций человека. Также исследователи обращают внимание на многообразие факторов развития речи: погружение в речевую среду, развитие эмоциональной сферы ребенка, стимулирование кинестетических процессов, активизация социализирующего воздействия среды, дыхательные практики, развитие пространственного, слухового, зрительного гнозиса.

С этих позиций речевую патологию следует рассматривать не обособленно, а в совокупности с уровнем развития других психических функций, выявляя нарушения развития ВПФ. Своевременное применение нейропсихологического подхода позволит выявить этиологический фактор нарушений и оптимально организовать индивидуальный подход в коррекционной работе, направленной на компенсацию уровня развития высших психических функций. Важным моментом интеграции современного научного знания является применение центрального положения нейропсихологии о коррекционной

работе как о целостной системе, согласованно воздействующей на все ВПФ и обеспечивающей всестороннее развитие ребенка.

Таким образом, применение традиционных для специальной педагогики методов может не принести ожидаемого результата коррекционной работы. При этом интеграция нейропсихологических методов коррекции в традиционные, используемые в деятельности педагога-логопеда, поможет повысить энергетический потенциал ребенка с общим недоразвитием речи, развить его когнитивные процессы, стимулировать основные психические процессы, повысить мышечный тонус, активизировать гностические процессы, развить самоконтроль и произвольность ребенка.

Помимо этого, использование нейропси-хологического подхода в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи окажет позитивное влияние на развитие личности ребенка в целом. Нейропсихологический подход предполагает, прежде всего, направленность на развитие высших психических функций ребенка, что будет способствовать развитию социокультурных и коммуникативных навыков, регулированию самооценки ребенка, активизации эмоционально-волевой сферы личности.

Особое значение применение нейропси-хологических средств и методов коррекции имеет в дошкольном возрасте, учитывая особенности мозговой организации психических процессов дошкольника. Развитие психики ребенка напрямую зависит от степени зрелости конкретных отделов мозга и мозговых структур. Нейробиологическая готовность мозговых структур и подструктур определяет успешность и продуктивность церебрального функционирования определенной системы. Таким образом, успешность речевого развития на каждом этапе онтогенеза определяется уровнем готовности мозговых структур.

Старший дошкольный возраст является своеобразным фундаментом, обеспечивающим успешность следующего возрастного этапа. Как правило, данный возраст актуали-

зирует внимание различных специалистов к уровню развития ребенка. Коррекционная, развивающая, профилактическая работа со старшими дошкольниками направлена на предупреждение трудностей в обучении, преодоление имеющихся недостатков развития, укрепление психосоматического здоровья, повышение общего энергетического тонуса и адаптивных возможностей ребенка, познавательное развитие и т. д. Соответственно работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в старшем дошкольном возрасте интенсифицируется [12].

Эффективность применения нейропси-хологического подхода в коррекции общего недоразвития речи объясняется таким свойством головного мозга детей, как пластичность. Именно пластичностью обусловлен компенсаторный потенциал детского мозга. Нейропсихологический механизм нарушений речевого развития, по мнению Т.Г. Визель, может быть интерпретирован следующим образом. Развитию ранней речи ребенка способствует взаимовлияние внешнего стимулирования с областью переработки речевых сигналов (речевой механизм). Этот процесс обеспечивается работой так называемых «проводников» - белых волокон - между разными частями мозга. Речевой навык формируется при отсутствии нарушений функций работы проводников. Нарушения речевого развития обусловлены частичным повреждением проводящих путей. Более грубые повреждения работы белых волокон могут привести к несформированности речи.

Следовательно, компенсация речевых расстройств, связанных с нарушением работы проводников, возможна за счет формирования «обходных путей», то есть расширения области внешнего стимулирования (нахождение ребенка в сообразной речевой среде, сопровождаемое зрительными образами) и усиление сенсорного стимулирования. Поэтому применение нейропсихологического подхода в коррекции ОНР будет продуктивным на разных этапах практической работы с детьми при:

- проведении нейродиагностики, которая направлена на выявление сильных и слабых звеньев ВПФ и определение продуктивных направлений коррекционной работы в каждом конкретном случае;

- осуществлении нейропсихологиче-ской коррекции, построенной с опорой на сохранные ВПФ и направленной на зону ближайшего развития ребенка;

- проведении консультирования родителей и педагогов по вопросам понимания важности развития психологической базы речи у детей; по вопросам включения родителей и воспитателей в коррекционную работу с применением нейропсихологического подхода;

- организации просвещения как вид помощи в работе с детьми с речевой патологией поможет проинформировать родителей и педагогов об особенностях речевого нарушения и обосновать преимущества применения в коррекционно-логопедической работе нейропсихологического подхода;

- реализации нейропсихологической профилактики за счет применения массажных и дыхательных техник, нейрофитнеса, нейрогимнастических упражнений поможет сохранить и приумножить психобиологический резерв ребенка, повысить общий тонус организма, формировать психологическую базу речи и развивать ВПФ у детей.

Интеграция нейропсихологического подхода и логопедического воздействия в кор-рекционной работе позволит реализовать системное воздействие на компенсацию речевого нарушения. Неразрывное и гармоничное функционирование системы мозга, обеспечиваемое применением нейропсихологи-ческого подхода и развитием ВПФ ребенка, возможно благодаря комплексному коррек-ционному воздействию. Подключение ресурсов нейропсихологической науки и практики в логопедическом воздействии позволяет корректировать не только речевые нарушения, но и нарушения развития когнитивной, поведенческой, личностной, эмоционально-волевой, двигательной сфер ребенка. Кор-рекционный процесс, построенный на основе

нейропсихологического подхода, позволит реализовать комплексное воздействие и усилить логопедическую работу благодаря опоре на сохранные ВПФ, активизации нарушенных ВПФ, формированию психологической базы речи.

ВЫВОДЫ

Современная система дошкольного образования, опираясь на традиционные подходы, открыта для новых направлений в решении задач обучения и воспитания детей. В современных условиях особую популярность обретает применение научного аппарата и практических достижений нейронаук. Многие направления коррекционно-дефектоло-гической работы успешно применяют знания нейропсихологии для всестороннего изучения проблем развития ребенка и комплексного их решения.

В системе дошкольного образования наряду с сохранением традиций идет поиск новых форм и методов работы, способствующих обучению и воспитанию детей [13]. В современной коррекционно-дефектоло-гической практике приоритетным является использование знаний нейропсихологии, которые позволяют более глубоко изучить природу нарушений и в соответствии с этим комплексно подойти к решению проблемы.

Общее недоразвитие речи традиционно рассматривалось в рамках логопедической науки и практики. Но тенденция последних лет к объединению методологической базы смежных наук для поиска оптимального решения проблемы ориентирует на межпредметные связи. В частности, очевидна и закономерна связь специальной педагогики с нейропсихологией и нейрофизиологией. Применение диагностического инструментария, коррекционно-развивающих методик активизирует интегративный характер современной логопедии и повышает продуктивность работы с речевыми нарушениями и личностью ребенка в целом.

Более того, применение знаний о ВПФ на сегодняшний день актуально и своевременно для различных областей жизнедеятельности. Востребованность применения знаний о взаимном влиянии высших психических функций и функциональных систем мозга стимулирует возможность применения нейропсихологического подхода при научно-практической работе с речевыми недостатками у детей. Продуктивное изучение общего недоразвития речи, как достаточно распространенного варианта дизонтогенеза, требует интегративных усилий специальной психологии, педагогики, логопедии и нейропсихологии.

Нейропсихологический подход позволяет выстроить диагностический процесс комплексно, изучив взаимное влияние и особенности совместного развития психических функций. Нейропсихологическая диагностика направлена на выявление как недостаточно сформированных, так и сохранных психических функций. Благодаря применению нейропсихологического подхода возможно прогнозирование зоны ближайшего развития ребенка с недостатками в развитии.

Речевые нарушения у детей практически всегда сочетаются с недостаточным уровнем развития ВПФ. Каждая мозговая структура участвует в организации и осуществлении деятельности каждой ВПФ. Поэтому высшие психические функции, по сути, являют-

ся результатом системной деятельности мозга, обеспеченной взаимосвязью мозговых структур. Нейропсихологический базис высших психических функций определяет взаимосвязь одного психического процесса с другим.

Особое значение приобретает изучение ВПФ у детей с общим нарушением речи. В исследованиях совокупность высших психических функций рассматривается как психологическая база речи, необходимая для развития ребенка. Прежде всего, для формирования речи необходим оптимальный уровень развития восприятия различной модальности, внимания, памяти, мышления. Но и сама речь как психический процесс является высшей психической функцией, организующей и преобразующей все другие процессы.

Подключение ресурсов нейропсихологи-ческой науки и практики в логопедическом воздействии позволяет корректировать не только речевые нарушения, но и нарушения развития когнитивной, поведенческой, личностной, эмоционально-волевой, двигательной сфер ребенка. Коррекционный процесс, построенный на основе нейропсихологиче-ского подхода, позволит реализовать комплексное воздействие и усилить работу педагога-логопеда благодаря опоре на сохранные ВПФ, активизации нарушенных ВПФ, формированию психологической базы речи.

Список источников

1. Ахметшина Л.В. Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 214-221. https://elibrary.ru/uochxm

2. Волковская Т.Н., Куткова И.А. К проблеме изучения коммуникативных трудностей дошкольников в условиях образовательной интеграции // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 2 (54). С. 186195. https://doi.org/10.37724/RSU.2020.54.2.019, https://elibrary.ru/bwxprk

3. Агрис А.Р., Ахутина Т.В. Регуляция активности у детей с трудностями обучения по данным нейро-психологического обследования // Национальный психологический журнал. 2014. № 4 (16). С. 64-78. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0407, https://elibrary.ru/tpuwpn

4. Визель Т.Г. Артикуляция и ее нарушения (теоретический аспект с позиции нейропсихологии) // Специальное образование. 2018. № 3 (51). С. 123-135. https://doi.org/10.26170/sp18-03-11, https://elib-rary.ru/ybsfvb

5. Глозман Ж.М., Николаева Е.И., Карпова Н.Л., Добрин А.В. Роль функциональной ассиметрии в развитии и динамике когнитивных и речевых расстройств. М.: Психол. ин-т РАО, 2022. 194 с. https://elibrary.ru/ggydcg

6. Цветкова Л.С., Покровская С.В., Цветков А.В. Письменная речь: Будущее с позиции нейропсихологии // Научное мнение. 2013. № 12. С. 339-342. https://elibrary.ru/rthrgx

7. Цветков А.В., Покровская С.В. Возможна ли нейропсихологическая «экспресс»-коррекция? // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 307-309. https://elibrary.ru/vboarb

8. Перышкова С.А. Применение нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2021. Т. 20. № 3 (49). С. 9-13. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-9-13, https://elibrary.ru/dnreze

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 104-118. https://elibrary.ru/ekmukx

10. Макарова Л.Н., Перышкова С.А. Теоретические аспекты организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья с использованием нейропсихо-логических технологий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2022. Т. 21. № 1. С. 9-16. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-1-9-16, https://elibrary.ru/uqjeux

11. Астаева А.В., Воронкова Д.И., Королева М.Б. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 27 (203). С. 82-86. https://elib-rary.ru/mwjyhz

12. Беленкова С.Н. Использование нетрадиционных техник в работе с детьми, имеющими речевые нарушения // Преемственность в образовании. 2022. № 33 (11). С. 31-37. https://elibrary.ru/tcgbrs

13. Левченко И.Ю., Бутко Г.А., Чижикова Е.О. О некоторых тенденциях развития современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. Т. 7. № 2. С. 46-54. https://doi.org/10.12737/article_5ca4a138dd2096.48549353, https://elibrary.ru/ynthcs

1. Akhmetshina L.V. (2020). Problems and solvation ways of inclusive education. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, no. 4 (141), pp. 214-221. (In Russ.) https://elibrary.ru/uochxm

2. Volkovskaya T.N., Kutkova I.A. (2020). To the issue of investigating communication problems experienced by preschool children in the conditions of educational integration. Psikhologo-pedagogicheskii poisk = Psychological and Pedagogical Search, no. 2 (54), pp. 186-195. (In Russ.) https://doi.org/10.37724/RSU.2020.54.2.019, https://elibrary.ru/bwxprk

3. Agris A.R., Akhutina T.V. (2014). Regulating activity in children with learning disabilities: neuropsychological testing data. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal = National Psychological Journal, no. 4 (16), pp. 64-78. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2014.0407, https://elibrary.ru/tpuwpn

4. Vizel' T.G. (2018). Articulation and its disorders (a theoretical study from the position of neuropsychology). Spetsial'noe obrazovaniye = Special Education, no. 3 (51), pp. 123-135. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/sp18-03-11, https://elibrary.ru/ybsfvb

5. Glozman Zh.M., Nikolaeva E.I., Karpova N.L., Dobrin A.V. (2022). Rol' funktsional'noi assimetrii v razvitii i dinamike kognitivnykh i rechevykh rasstroistv [The Functional Asymmetry Role in Cognitive and Speech Disorders Development and Dynamics]. Moscow, Psychological Institute of Russian Academy of Education Publ., 194 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/ggydcg

6. Tsvetkova L.S., Pokrovskaya S.V., Tsvetkov A.V. (2013). Writing: the future from the positions of neuropsychology. Nauchnoe mnenie = The Scientific Opinion, no. 12, pp. 339-342. (In Russ.) https://elibrary.ru/rthrgx

7. Tsvetkov A.V., Pokrovskaya S.V. (2015). Is rapid neuropsychological correction possible? Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, no. 22, pp. 307-309. (In Russ.) https://elibrary.ru/vboarb

8. Peryshkova S.A. (2021). Neuropsychological approach in the correction of specific language impairment among older preschool children. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus = Psychology-Pedagogical Journal Gaudeamus, vol. 20, no. 3 (49), pp. 9-13. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-231X-2021 -20-3(49)-9-13, https://elibrary.ru/dnreze

References

9. Chuprikova N.I. (2004). Psikhika i predmet psikhologii v svete dostizhenii sovremennoi neironauki [Psychology and psychology subject in the light of modern neuroscience achievements]. Voprosy psikhologii = Voprosy Psychologii, no. 2, pp. 104-118. (In Russ.) https://elibrary.ru/ekmukx

10. Makarova L.N., Peryshkova S.A. (2022). Theoretical aspects of organizing remedial program with neuropsychological technologies for preschoolers with disabilities. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus = Psychology-Pedagogical Journal Gaudeamus, vol. 21, no. 1, pp. 9-16. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-1-9-16, https://elibrary.ru/uqjeux

11. Astaeva A.V., Voronkova D.I., Koroleva M.B. (2010). Neuropsychological analysis of the development higher mental functions in children with standard and with a common maldevelopment speech. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya = Bulletin of the South Ural State University. Series "Psychology", no. 27 (203), pp. 82-86. (In Russ.) https://elibrary.ru/mwjyhz

12. Belenkova S.N. (2022). Ispol'zovanie netraditsionnykh tekhnik v rabote s det'mi, imeyushchimi rechevye narusheniya [The use of non-traditional techniques in working with children with speech disorders]. Preemstvennost' v obrazovanii [Continuity in Education], no. 33 (11), pp. 31 -37. (In Russ.) https://elibrary.ru/tcgbrs

13. Levchenko I.Yu., Butko G.A., Chizhikova E.O. (2019). On some trends of development of modern preschool education of children with disabilities. Standarty i monitoring v obrazovanii = Standards and Monitoring in Education, vol. 7, no. 2, pp. 46-54. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/artic-le_5ca4a138dd2096.48549353, https://elibrary.ru/ynthcs

Информация об авторах

Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

https://orcid.org/0000-0003-1167-4185 mako20@inbox.ru

Перышкова Светлана Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация.

https://orcid.org/0000-0003-1553-6003 perissveta@yandex.ru

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 09.03.2023 Поступила после рецензирования 01.06.2023 Принята к публикации 19.06.2023

Information about the authors

Lyudmila N. Makarova, Dr. habil. (Education), Professor, Head of Pedagogy and Educational Technologies Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

https://orcid.org/0000-0003-1167-4185 mako20@inbox.ru

Svetlana A. Peryshkova, PhD (Psychology), Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation.

https://orcid.org/0000-0003-1553-6003 perissveta@yandex.ru

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

Received 09.03.2023 Approved 01.06.2023 Revised 19.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.