Научная статья на тему 'НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
425
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДИЗАРТРИЯ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тараканова Е. В.

Представлены результаты эмпирического исследования нейропсихологических особенностей у детей старшего дошкольного возраста с разными видами тяжелых нарушений речи. В описанном исследовании были обследованы 29 старших дошкольников с общим недоразвитием речи, часть из которых с дизартрией. Описаны сравнительные особенности указанных категорий детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тараканова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

The article presents the results of an empirical study of neuropsychological characteristic in older preschool children with different types of severe speech disorders. In the described study, 29 senior preschoolers with general speech underdevelopment were examined, some of whom with dysarthria. The article describes the comparative characteristic of these categories of children.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2022. № 3. С. 49-54.

УДК 159.95

DOI: 10.24147/2410-6364.2022.3.49-54

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Е. В. Тараканова

Челябинский государственный университет (Челябинск, Россия)

Представлены результаты эмпирического исследования нейропсихологических особенностей у детей старшего дошкольного возраста с разными видами тяжелых нарушений речи. В описанном исследовании были обследованы 29 старших дошкольников с общим недоразвитием речи, часть из которых с дизартрией. Описаны сравнительные особенности указанных категорий детей.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; дизартрия; нейропсихологические особенности; старший дошкольный возраст.

NEUROPSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

E. V. Tarakanova

Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia)

The article presents the results of an empirical study of neuropsychological characteristic in older preschool children with different types of severe speech disorders. In the described study, 29 senior preschoolers with general speech underdevelopment were examined, some of whom with dysarthria. The article describes the comparative characteristic of these categories of children.

Keywords: general speech underdevelopment; dysarthria; neuropsychological characteristic; senior preschool age.

В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное увеличение диагностируемого количества детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Это связано со значительными достижениями медицины, а также с тем, что в современных условиях речь ребенка значительно меньше стимулируется. При этом отмечается не только увеличение количества, но и тяжести патологий, проявляющейся в различных клинических формах.

Тяжелые нарушения речи (далее - ТНР) -это стойкие специфические отклонения формирования всех компонентов речевой системы (лексического компонента, грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодики), отмечаю-

© Тараканова Е. В., 2022

щихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте [1].

Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи [2].

Поскольку ТНР являются системным недоразвитием речевой функции, степень нарушений определяется исходя из уровневой характеристики речи детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), описанной Р. Е. Левиной и Т. Б. Филичевой.

Дизартрия - дефект речи, проявляющийся в расстройстве артикуляции, обусловленном параличом или парезом речевой мускулатуры [3]. Для дизартрии характерна невнятная,

недостаточно членораздельная речь. Большинством авторов признаётся, что, помимо расстройств артикуляции, дизартрия проявляется в нарушениях речевого дыхания и голо-сообразования, а следовательно, и в изменениях речевой просодии (мелодики речи).

Тяжесть речевой патологии оказывает значимое негативное влияние на развитие всех высших психических функций (восприятие, внимание, память), познавательной сферы и мышления. Особенно страдают процессы формирования произвольности и осознанности высших психических функций.

Различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза, поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и развития психических функций. Также каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения.

В старшем дошкольном возрасте наиболее активно формируется второй функциональный блок мозга, который принимает, перерабатывает и хранит информацию. Он расположен в наружных отделах коры головного мозга и занимает ее задние отделы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры.

Также на данном этапе развития закрепляются межполушарные асимметрии, формируется доминирование полушарий по речи, индивидуальный латеральный профиль -сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха.

Характеристика нейропсихологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи представлена особенностями праксиса, гно-зиса, мышления, памяти, внимания, речевых функций. У дошкольников с ТНР нарушение организации движений речевого аппарата, лицевой мускулатуры проявляется в невозможности найти положения губ и языка, необходимые для произнесения нужных звуков. Поэтому в устной речи происходит замена одного звука на множество других, близких по способу и месту образования. Это обусловлено недоразвитием нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий. При недоразвитии или поражении премоторных областей коры больших полушарий страдает кинетическая орга-

низация движения, возникает кинетическая апраксия. В основе ее лежит расстройство динамического праксиса, нарушение последовательности, временной организации двигательных актов. Отчетливые нарушения наступают, когда больные переходят от одной артикуляционной позиции к другой. Нарушается слоговая структура слова, структура предложения.

В результате исследования зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией получены данные о недостаточной сфор-мированности целостного образа предмета, при этом простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы. Дошкольники с ОНР имеют и низкий уровень развития буквенного гнозиса. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом. При изучении особенностей ориентировки в пространстве оказалось, что они затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», не могут ориентироваться в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Изучая фонематическое восприятие, Г. Ф. Сергеева отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии существенно влияет на слуховое восприятие фонем. При этом не всегда имеется положительная корреляция между нарушением произношения и восприятием звуков [4].

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий [5]. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя: детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной.

Исследования памяти показали большую вариабельность в объеме слуховой памяти, также некоторое общее снижение данной функции. При этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития.

Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина, характеризуя особенности интеллектуальной сферы

детей с ОНР, отмечают: «Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, что является следствием неполноценной речевой деятельности» [3, с. 16].

Целью данного исследования стало выявление нейропсихологических особенностей у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 308 г. Челябинска "Звездочка"». В исследовании приняли участие 29 детей (19 мальчиков и 10 девочек), воспитывающихся в старшей и средней группах детского сада, из них 13 детей с ОНР II-III уровня, 16 - с ОНР II-III уровня

По результатам диагностики трудности в пробах на кинестетический праксис встречаются у 23 % старших дошкольников с ОНР. В то же время затруднения при выполнении данных проб встречаются у 68 % детей с ОНР и дизартрией. По показателю кинестетического праксиса наблюдаются трудности у участников обеих групп, при этом среднее значение нарушений у представителей второй группы несколько выше, чем у представителей первой. Среднее значение у детей с ОНР не превышает единицы, это свидетельствует о том, что задания, диагностирующие кинестетический праксис, были не сразу поняты испытуемыми, но после повторного предъявления инструкции задания были восприняты и выполнены правильно. У старших дошкольников с ОНР и дизартрией трудности по этому показателю были несколько значительней.

со стертой формой дизартрии (далее - СФД). Для исследования была подобрана батарея нейропсихологических проб, направленных на исследование всех высших психических функций и адаптированных применительно к старшему дошкольному возрасту. Для мате-матиматико-статистического анализа данных использовался критерий углового преобразования Фишера.

Результаты эмпирического исследования показали, что дети обеих исследуемых групп испытывают определенные трудности при выполнении нейропсихологических проб. По индивидуальным психодиагностическим показателям в каждой из исследуемых групп были вычислены доли испытуемых с нарушениями различных видов психических функций, данные о распространенности нарушений в каждой группе представлены в таблице.

Трудности в пробах на пространственный праксис отмечаются у 39 % детей первой группы и у 81 % - второй. Трудности по показателю пространственного праксиса в целом были значительнее, чем по предыдущему показателю. Трудности в группе детей с ОНР и дизартрией отмечались практически у всех испытуемых, при этом отмечались сложности не только в понимании инструкции, но и невозможность выполнения пробы без объясняющей помощи экспериментатора. В группе детей с ОНР трудности отмечались значительно реже.

Нарушения тактильных и соматогно-стических функций встречаются у 23 % детей с ОНР и у 53 % детей с ОНР и дизартрией.

По результатам диагностики зрительного гнозиса можно сделать вывод, что таковой у детей с ОНР не нарушен, трудностей у

Распространённость нарушений психических функций среди старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в %

Показатель Испытуемые с ОНР Испытуемые с ОНР и дизартрией

Кинестетический праксис 23 68

Пространственный праксис 39 81

Тактильные и соматогностические функции 23 53

Зрительный гнозис 0 12

Слуховой гнозис 76 94

Зрительная память 31 62

Слуховая память 69 100

Речевые функции 100 100

Мышление 39 76

Внимание 69 100

детей данной группы не отмечалось, в то время как у 12 % детей с дизартрией отмечаются единичные трудности.

Испытуемые обеих групп испытывают значительные трудности в пробах на слуховой гнозис. Трудности отмечаются у 76 % дошкольников с ОНР, при этом среди дошкольников с дизартрией эти трудности имеются у 94 % испытуемых.

Исследование зрительной памяти демонстрирует трудности, возникающие у обеих групп испытуемых. Нарушения зрительной памяти встречаются у 31 % дошкольников с ОНР, в то время как среди дошкольников с ОНР и дизартрией данные нарушения отмечаются у 62 %. Детям с ОНР для выполнения пробы требовалось повторение инструкции, а детям с ОНР и дизартрией - несколько предъявлений стимульного материала.

Трудности при исследовании слуховой памяти отмечаются в обеих группах, при этом у испытуемых с ОНР и дизартрией нарушения слуховой памяти встречаются значительно чаще: нарушения слуховой памяти в первой группе встречаются у 69 % испытуемых, во второй - у 100 %. При этом у детей с ОНР и дизартрией отмечаются более значительные трудности, а в некоторых случаях и невозможность запомнить даже несколько предъявляемых слов.

Речевые функции нарушены у 100 % детей обеих групп. Этот показатель является ведущим у всех испытуемых. Речевые трудности отмечаются во всех речевых компонентах, при этом у детей с ОНР и дизартрией сложности в экспрессивной речи намного значительнее.

Трудности по показателю мышления отмечаются у испытуемых второй группы, как правило, им тяжело давалась вербальная проба на мышление. Нарушение мышления встречается у 39 % дошкольников с ОНР, при этом трудности в словесно-логическом мышлении испытывают 76 % испытуемых с ОНР и дизартрией.

По показателю внимания трудности отмечаются у обеих групп испытуемых. Нарушение внимания встречается у 69 % детей первой группы и у 100 % - второй. При этом если испытуемым с ОНР требовалось дополнительное время, а также повторение инструкции, то испытуемые с ОНР и дизартрией затрачивали еще больше времени, а также совершали значительное количество ошибок

по сравнению не только с нормативными показателями, но и с испытуемыми первой группы.

Сравнительный анализ двух групп детей с ТНР по частоте встречаемости нарушений психических функций проводился с помощью критерия ф* Фишера. Результаты углового преобразования Фишера выявили следующее:

1. По показателю кинестетического прак-сиса межгрупповые различия являются статистически значимыми (ф = 2,552, р < 0,01). Это свидетельствует о том, что у детей с ОНР и дизартрией нарушения кинестетического праксиса встречаются достоверно чаще, чем у детей с ОНР без дизартрии.

2. По показателю пространственного праксиса межгрупповые различия являются статистически значимыми (ф = 2,432, р < 0,01). Это свидетельствует о том, что у детей с ОНР и дизартрией нарушения встречаются достоверно чаще, чем у детей с ОНР без дизартрии, они испытывают трудности, связанные с пространственной ориентировкой и расположением в пространстве.

3. По показателю тактильных и сомато-гностических функций межгрупповые различия являются статистически значимыми (ф = 1,855, р < 0,05). Это свидетельствует о том, что у детей с ОНР и дизартрией нарушения тактильного восприятия и схемы тела встречаются достоверно чаще, чем у детей с ОНР без дизартрии.

4. По показателю зрительного гнозиса статистически значимых различий не выявлено (ф = 0,353, р > 0,05). Это свидетельствует о том, что у детей с ОНР и дизартрией нарушения зрительного гнозиса встречаются не чаще, чем у детей с ОНР без дизартрии. Учитывая тот факт, что нарушения зрительного гнозиса встречались крайне редко как у детей с ОНР, так и у детей с ОНР и дизартрией, полученные данные свидетельствуют о том, что у детей обеих групп зрительный гнозис остается сохранным.

5. По показателю слухового гнозиса статистически значимых различий не выявлено (ф = 1,33, р > 0,05). Это свидетельствует о том, что у детей с ОНР и дизартрией нарушения слухового гнозиса встречаются не чаще, чем у детей с ОНР без дизартрии. Учитывая тот факт, что нарушения слухового гнозиса были чрезвычайно распространены как среди детей с ОНР, так и среди детей

с ОНР и дизартрией, полученные данные свидетельствуют о том, что нарушения слухового гнозиса встречаются одинаково часто у испытуемых обеих групп, независимо от наличия или отсутствия дизартрии.

6. По показателю зрительной памяти обнаружены статистически значимые различия (ф = 1,734, р < 0,05), поэтому можно сделать вывод о том, что в некоторых случаях отмечаются нарушения зрительной памяти как у старших дошкольников с ОНР, так и у старших дошкольников с ОНР и дизартрией. Это свидетельствует о том, что у детей с ОНР и дизартрией нарушения зрительной памяти встречаются достоверно чаще, чем у детей с ОНР без дизартрии.

7. Статистически значимые различия обнаружены по показателю слуховой памяти (ф = 3,149, р < 0,01), испытуемые с дизартрией испытывают большие трудности при запоминании, это может быть обусловлено меньшей развитостью фонематического восприятия у детей с ОНР и дизартрией, о чем говорилось выше, а также нарушениями внимания у этой группы испытуемых.

8. Речевые трудности испытывает каждый испытуемый обеих групп независимо от наличия дизартрии, статистически значимых различий по показателю речевых функциий не выявлено (ф = 0, р > 0,05).

9. По показателю мышления обнаружены статистически значимые различия (ф = 2,026, р < 0,05), незначительные трудности в пробах на вербальное мышление отмечаются у испытуемых обеих групп, при этом у испытуемых с ОНР и дизартрией эти трудности встречаются несколько чаще. Это свидетельствует о том, что у детей с ОНР и дизартрией нарушения мышления встречаются достоверно чаще, чем у детей с ОНР без дизартрии.

10. Статистически значимые различия обнаружены по показателю внимания (ф = 3,15, р < 0,01), это свидетельствует о значительных трудностях в удержании внимания детьми с ОНР и дизартрией по сравнению с детьми с ОНР.

Интерпретируя результаты, полученные в ходе проведения исследования, можно сделать вывод о том, что дети с ОНР испытывают трудности различной степени практически по всем показателям нейропсихологи-ческого обследования.

К нейропсихологическим особенностям детей с ОНР относятся нарушения пространственного и кинестетического праксиса, слухового восприятия и запоминания, задержка формирования словесно-логического мышления и произвольного внимания. Выявленные нарушения высших психических функций обусловлены недостаточностью модально-специфических нейропсихологических факторов, которые связаны с осуществлением речевых функций.

Вторично страдает регуляторный фактор, так как речь такого ребенка своевременно не достигает того уровня развития, когда она становится организатором и конструирующим фактором его деятельности. Вследствие этого затруднено нормальное развитие других познавательных процессов и адаптация к новым социальным условиям.

У детей с ОНР и дизартрией нарушения пространственного и кинестетического прак-сиса, слухового восприятия и запоминания задержка формирования словесно-логического мышления и произвольного внимания носят еще более выраженный характер. При этом показатели пространственной и кинестетической диспраксии и нарушений слуховой памяти и внимания значимо выше, чем в группе детей с ОНР без дизартрии. Кроме того, для детей ОНР и дизартрией характерны нарушения фоновых компонентов психической деятельности и нерезко выраженные нарушения зрительной памяти.

Выявленные нарушения высших психических функций свидетельствуют о недостаточности модально-специфических и модально-неспецифических нейропсихологиче-ских факторов, что привело к более выраженным нарушениям нейродинамических и регуляторных процессов высшей психической деятельности и к более выраженным нарушениям как вербальных, так и невербальных функций.

При осуществлении психолого-педагогических воздействий при ОНР основное внимание рекомендуется уделять коррекции парциальных нарушений высших психических функций, а при ОНР и дизартрии - учитывать наличие нейродинамических расстройств регуляторных функций, с этой целью осуществлять стимулирующую и организующую помощь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии : пособие для родителей. - М. : Просвещение, 2008. - 111 с.

2. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. - М., 2008. - 140 с.

3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чирки-на Г. В. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педа-

Информация о статье Дата поступления 12 августа 2022 Дата принятия в печать 15 сентября 2022

Сведения об авторе

Тараканова Елизавета Владимировна -

магистрант кафедры специальной и клинической психологии Института образования и практической психологии Челябинского государственного университета (Челябинск, Россия). E-mail: liztarakanova@mail.ru.

Для цитирования

Тараканова Е. В. Нейропсихологические особенности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2022. - № 3. - С. 49-54. DOI: 10.24147/2410-6364.2022.3.49-54.

гогика и психология (дошк.)». - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.

4. Сергеева Г. Ф. Особенности восприятия фонем при некоторых нарушениях речи : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1973. - 15 с.

5. Нейропсихология : хрестоматия / под ред. Е. Д. Хомской. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 992 с.

Article info

Received August 12, 2022 Accepted

September 15, 2022 About the author

Tarakanova Elizaveta Vladimirovna -

Master's degree student at the Department of Special and Clinical Psychology of the Institute of Education and Practical Psychology, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia). E-mail: liztarakanova@mail.ru.

For citations

Tarakanova E.V. Neuropsychological Characteristic of Older Preschool Children with Severe Speech Disorders. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2021, no. 3, pp. 49-54. DOI: 10.24147/2410-6364.2022.3.49-54. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.