Научная статья на тему 'НЕЙРОПЕДАГОГИКА В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВ: КАК МОЗГ УЧИТСЯ НОВОМУ ЯЗЫКУ'

НЕЙРОПЕДАГОГИКА В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВ: КАК МОЗГ УЧИТСЯ НОВОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
нейропедагогика / изучение языков / когнитивные процессы / методы обучения / мозг / нейропластичность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айыдова Н.

В данной статье рассматривается влияние нейропедагогики на изучение языков и механизмы, которые активируются в мозге при овладении новым языком. Обсуждаются эффективные методы обучения, основанные на понимании нейробиологических процессов, а также перспективы внедрения нейропедагогических подходов в образовательную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОПЕДАГОГИКА В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВ: КАК МОЗГ УЧИТСЯ НОВОМУ ЯЗЫКУ»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№9 / 2024

УДК 37

Айыдова Н.

Студентка

Туркменский национальный институт мировых языков

имени Довлетмаммета Азади г. Ашхабад, Туркменистан

НЕЙРОПЕДАГОГИКА В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВ: КАК МОЗГ УЧИТСЯ НОВОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В данной статье рассматривается влияние нейропедагогики на изучение языков и механизмы, которые активируются в мозге при овладении новым языком. Обсуждаются эффективные методы обучения, основанные на понимании нейробиологических процессов, а также перспективы внедрения нейропедагогических подходов в образовательную практику.

Ключевые слова нейропедагогика, изучение языков, когнитивные процессы, методы обучения, мозг, нейропластичность.

Изучение иностранных языков представляет собой сложный когнитивный процесс, который требует задействования множества нейропсихологических механизмов. Нейропедагогика, как наука, изучающая взаимосвязь между нейробиологией и образовательными практиками, помогает глубже понять, как работает мозг во время изучения нового языка. Это знание открывает новые горизонты для оптимизации образовательных методик и повышения эффективности обучения.

Нейробиология изучения языков

Изучение языка активирует множество областей мозга, каждая из которых играет свою уникальную роль:

Зона Брока: отвечает за производство речи и грамматическую обработку. При повреждении этой области возникают трудности с формулированием предложений, что подчеркивает её важность в обучении языкам.

Зона Вернике: отвечает за понимание речи и обработку лексической информации. Это показывает, как важно не только говорить, но и понимать язык.

Латеральные височные доли: связаны с обработкой звуков и являются ключевыми для восприятия фонетических особенностей языка. Исследования показывают, что регулярное прослушивание аудиоматериалов способствует развитию этой области.

Нейропластичность: Это способность мозга изменять свои нейронные связи в ответ на обучение. Доказано, что интенсивное изучение языка вызывает структурные изменения в мозге, что делает его более адаптивным к новым языковым требованиям.

Примеры нейропсихологических исследований: Исследования, проведенные с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), показали, что у билингвов активируются дополнительные участки мозга, отвечающие за гибкость мышления и многозадачность.

Эффективные методы обучения на основе нейропедагогики

На основе нейробиологических данных разработаны методы, которые помогают улучшить запоминание и понимание:

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

Метод мнемоники: Использование ассоциаций и визуализаций для запоминания слов. Например, для слова "apple" можно представить яркое изображение яблока, что активирует зрительные и ассоциативные центры мозга.

Интерактивное обучение: Применение игр, ролевых игр и групповых дискуссий. Исследования показывают, что взаимодействие с другими учащимися создает более прочные нейронные связи, что способствует лучшему усвоению материала.

Мультимодальное обучение: Комбинация различных форматов (аудио, визуал, текст) активирует разные области мозга, что позволяет углубить понимание языка. Например, сочетание чтения и аудирования одной и той же информации улучшает запоминание.

Технологии обратной связи: Использование программ, которые обеспечивают мгновенную обратную связь, помогает учащимся своевременно корректировать ошибки и развивать навыки.

Сенсорное обучение: Включение движений и тактильных элементов в обучение, например, через использование карточек с текстом и изображениями. Это активирует дополнительные сенсорные каналы и улучшает запоминание.

Нейропедагогические подходы в классе

Интеграция нейропедагогики в учебный процесс может существенно улучшить качество обучения. Рассмотрим несколько подходов:

Виртуальная реальность (VR): Создание языковых сред, где студенты могут взаимодействовать с носителями языка в иммерсивной среде. Это не только делает обучение более увлекательным, но и помогает учащимся погружаться в языковую культуру.

Адаптивное обучение: Персонализированные образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности учащихся и их темп обучения, показывают большую эффективность. Программное обеспечение, анализирующее успехи студентов, позволяет создавать адаптированные учебные планы.

Командная работа: Сотрудничество в группах позволяет учащимся обмениваться знаниями и навыками, что улучшает языковую практику и развивает социальные навыки. Исследования показывают, что работа в команде повышает мотивацию и вовлеченность студентов.

Заключение

Нейропедагогика предоставляет мощные инструменты для оптимизации изучения языков. Понимание нейробиологических процессов, происходящих в мозге во время изучения языка, может значительно улучшить методы преподавания и повысить успешность учащихся. Важно продолжать исследования в этой области, чтобы создавать эффективные образовательные практики, основанные на научных данных. Успешное обучение языкам требует не только знаний, но и понимания того, как работает наш мозг.

Список использованной литературы:

1. Литвиненко, И. "Методика преподавания иностранных языков". Москва: Флинта, 2018.

2. Краскин, И. "Коммуникативный подход к обучению языкам". СПб: Питер, 2020.

3. Richards, J.C., Rodgers, T.S. "Approaches and Methods in Language Teaching". Cambridge University Press, 2014.

© Айыдова Н., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.