Научная статья на тему 'НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЕПРЕССИИ'

НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЕПРЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
депрессивные расстройства / когнитивные нарушения / персевераторные явления / руминации / depressive disorders / cognitive impairments / perseverative phenomena / rumination

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипова Наталья Владимировна, Макадей Людмила Ильинична, Терещенко Элеонора Владимировна

В статье представлены результаты исследования особенностей функций программирования и контроля у лиц с признаками депрессии. Людям с признаками депрессии сложнее переключаются с одной программы на другую, им тяжелее удерживать внимание, вместе с тем для них характерна некоторая ригидность. Подобные особенности функционирования, возможно, играют роль в формировании персевераторных явлений и, как следствие, приводят к руминациям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осипова Наталья Владимировна, Макадей Людмила Ильинична, Терещенко Элеонора Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of the features of programming and control functions in people with signs of depression. It is more difficult for people with signs of depression to switch from one program to another, it is harder for them to keep their attention, at the same time they are characterized by some rigidity. Such features of functioning may play a role in the formation of perseveratory phenomena and, as a consequence, lead to rumination.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЕПРЕССИИ»

Литература:

1. Акимов, И.Б. Факторы удовлетворенности работой педагогов среднего общеобразовательного учреждения / И.Б. Акимов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2017. - №2 (22). - С. 23-35

2. Викторова, Е.А. Сборник диагностических материалов по изучению психолого-педагогических особенностей педагогов в системе психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях / Е.А. Викторова, Н.И. Скляренко. - Белгород, 2020. - 485 с.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.

4. Зарубина, Е.В. Морально-психологический климат как элемент организационной культуры / Е.В. Зарубина // Аграрное образование и наука. -2017. -№ 1. - С. 10-14.

5. Дедовских, И.А. Эмоциональное выгорание учителей общеобразовательных школ и преподавателей вузов / И.А. Дедовских Т.В. Панова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №3. - С. 193-195

6. Леонова, А.С. Эмоциональное выгорание педагогов средней и высшей школы: сравнительный анализ / А.С. Леонова // Развитие общественных наук российскими студентами. -2017. - №2. - С. 32-35

7. Литвинова, Е.Ю. Психологическое благополучие и эмоциональное выгорание педагогов образовательных комплексов на разных этапах инновационного процесса / Е.Ю. Литвинова, М.А. Харченко, А.В. Погодина // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. -2018. - Т. 3. -№ 2. -С. 96-119

8. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - Москва: Ин-т психологии РАН, 2005. - 329 с.

9. Пономарева, Т.П. Проблема сохранения здоровья педагогов в условиях современной образовательной среды / Т.П. Пономарева // Инновации в науке. - 2016. - №2 (51). - С. 127-133

10. Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.13 /Рукавишников Алексей Александрович. - М.: РГБ, 2013. - 177 с.

11. Таран, И.И. Удовлетворённость трудом как фактор эмоционального выгорания у спортивных педагогов / И.И. Таран, В.В. Коломенская, Е.В. Анисимова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - №3. - С. 212-215

12. Тернопол, В.Я. Структурно-психологические закономерности субъектных детерминат профессиональной адаптации: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Тернопол Виктор Яковлевич. -Ярославль, 2001. -223 с.

13. Ярошенко, Е.И. Особенности психологического отношения личности к объектам и субъектам труда как предиктор эмоционального выгорания (социально-когнитивный подход) / Е.И. Ярошенко // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -2019. - Т. 19. - Вып. 1. - С. 83-88

14. Bayrak, М. Job satisfaction and professional burnout of primary school teachers / M. Bayrak, R. Sohbet 11 Social Sciences Studies Journal. - 2022 - №8(97). - P. 1224-1229.

15. Gokalp, M. An evaluation of the burnout level of middle school teachers (teachers of the central middle school of Tunceli) / M. Gokalp 11 Turkish Online Journal of Educational Technology, 2018 (special Issue). - № 1. - P. 41-48

16. Marti, M. COVID-19 in school teachers: job satisfaction and burnout through the job demands control model / M. Marti, M. Alcala-Ibanez, J. Castan-Esteban, L. Martin-Bielsa, L. Gallardo 11 Behavioral Sciences. - 2023. - № 13(1):76.

17. Nathaya, A. The effect of emotional intelligence with work-life balance and burnout on job satisfaction / A. Nathaya, N. Hidayat, S. Dalimunthe 11 Journal of Business and Behavioural Entrepreneurship. - 2022. - №6. - P. 21-35

18. Sari, H. How do principals and teachers in special schools in Turkey rate themselves on levels of burnout,job satisfaction, and locus of control? / H. Sari 11 Alberta Journal of Educational Research. - 2005. - V.51. - P. 172-192

19. Yildiz, C. Job satisfaction and burnout levels of early childhood teachers in the U.S. and Turkey / C. Yildiz, M. Orcan, E. Erdemir, N. Aral 11 Adiyaman Universitesi Egitim Bilimleri Dergisi. - 2020. - V. 10. - №. 1. - P. 56-69

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Осипова Наталья Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Макадей Людмила Ильинична Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Терещенко Элеонора Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЕПРЕССИИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей функций программирования и контроля у лиц с признаками депрессии. Людям с признаками депрессии сложнее переключаются с одной программы на другую, им тяжелее удерживать внимание, вместе с тем для них характерна некоторая ригидность. Подобные особенности функционирования, возможно, играют роль в формировании персевераторных явлений и, как следствие, приводят к руминациям.

Ключевые слова: депрессивные расстройства, когнитивные нарушения, персевераторные явления, руминации.

Annotation. The article presents the results of a study of the features of programming and control functions in people with signs of depression. It is more difficult for people with signs of depression to switch from one program to another, it is harder for them to keep their attention, at the same time they are characterized by some rigidity. Such features of functioning may play a role in the formation of perseveratory phenomena and, as a consequence, lead to rumination.

Key words: depressive disorders, cognitive impairments, perseverative phenomena, rumination.

Введение. Депрессивные расстройства - распространенная во всем мире проблема, от которой, по оценкам ВОЗ, страдает 4,4% населения или около 322 миллионов человек (по данным ВОЗ за 2017 год). Депрессивные расстройства имеют тенденцию к росту с течением времени - так, например, с 2005 по 2015 годы число страдающих от депрессии лиц увеличилось на 18,4%, а пандемия COVID-19 увеличила число депрессивных и тревожных пациентов на 25%. Эти факты в числе первых обуславливают актуальность проблемы.

В международном классификаторе болезней одиннадцатого пересмотра (МКБ-11) депрессивные расстройства входят в класс аффективных наряду с биполярными. Тем не менее, аффективные и когнитивные расстройства имеют хорошо известную связь в рамках биопсихосоциального подхода к исследованию человеческой психики. Было отмечено, что когнитивные нарушения при депрессивных расстройствах являются составной частью этих расстройств и не могут быть рассмотрены лишь как эпифеномен [10]. К этому положению отсылает также популярная концепция когнитивной триады депрессии Аарона Бека: негативный образ себя, мира и своего будущего (A. Beck, 1979). Еще в классических психиатрических работах отмечается идеаторный компонент депрессивных состояний. Когнитивные особенности депрессивных пациентов привлекают все больше внимания в последние десятилетия и описываются термином «нейрокогнитивный дефицит», который в сочетании со сниженным аффектом составляет ядро большого депрессивного расстройства по мнению ряда исследователей [3].

Функции программирования и контроля (функции третьего блока мозга, описанные в отечественной нейропсихологии), в зарубежной литературе называют управляющими (регуляторными) функциями (executive functions). Некоторые зарубежные исследователи (Miyake et al., 2000, Diamond, 2013) включают в регуляторные функции (executive functions) следующие компоненты: рабочую память (working memory - зрительную и слуховую), когнитивную гибкость (cognitive flexibility - способность переходить от одного правила к другому), сдерживающий контроль (inhibitory control -возможность торможения доминирующего ответа в пользу требуемого в задании). Установлено, что склонность к руминации (а это достаточно известный феномен при депрессиях) связана с низким уровнем развития регуляторных функций [3]. Трудности переключения и когнитивная ригидность способствуют «застреванию» на негативном событии или его последствиях, а недостаточный уровень развития когнитивного контроля не позволяет им оттормаживать негативную информацию и негативные эмоции и обновлять содержание рабочей памяти. Вассерман Л.И. и коллеги в своем исследовании заключают, что нарушения регуляторных функций нейропсихологически проявляются в трудностях выбора и процесса принятия решений, ассоциированных с эмоциональной окраской ситуации. Такие нарушения связаны с тревожными и астеническими явлениями при депрессии [8]. В.А. Якупова и Д.А. Бухаленкова в своем исследовании нарушений регуляторных функций в патогенезе послеродовой депрессии даже предлагают использовать мероприятия, направленные на развитие регуляторных функций для предупреждения развития депрессии.

Рассматривая работы в области исследования нейрокогнитивных изменений при депрессивных расстройствах, можно заметить, что таким нарушениям отводится гораздо меньше внимания, чем соответствующим изменениям при деменции и шизофрении. При этом основные усилия исследователей сосредоточены на эмоционально-когнитивных взаимосвязях и лишь в последние годы научный интерес смещается в направлении «нейрокогниций» за счет привлечения к анализу данных нейровизуализационных методов.

Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования было изучение особенностей функций программирования и контроля у лиц с признаками депрессии.

Выборка. В исследовании функций программирования и контроля приняли участие 30 человек, в том числе 20% (6 человек) мужского пола и 80% (24 человека) женского пола. Возраст респондентов варьировал от 19 до 27 лет; средний возраст в выборке составлял 20,5 лет.

Первым этапом эмпирического исследования стало выделение группы лиц с наличием признаков депрессии, для чего использовались шкала депрессивности Бека и госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS). Таким образом выделилась группа с повышенными показателями по шкале депрессии и с показателями, не превышающими статистической нормы.

Методика исследования. Вторым этапом нашего исследования стало проведение нейропсихологических проб в обеих группах. Нейропсихологические пробы (вербальные ассоциации, реакция выбора, динамический праксис, реципрокная координация, отсроченная двигательная память, счет, пятый лишний, составление рассказа по серии картинок, графическая проба, завершение фраз, выполнение ритмов по речевой инструкции, решение задач, таблицы Шульте). Данные пробы были выбраны на основе подхода Т.А. Ахутиной и ее исследований [6]. Пробы направлены на исследование различных функциональных структур мозга (блоков мозга), каждая проба достаточно прицельна и поэтому можно, с известными оговорками, говорить об изучении с помощью этих проб только третьего блока мозга, что менее затратно по времени [7, 11].

Результаты исследования. Статистический сравнительный анализ проводился между выделенными группами с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Таблица 1

Количественные показатели проб, направленных на оценку функций программирования и контроля

Название пробы Параметр Средн. Разброс Группа лиц с признаками депрессии Нормотипичная группа

Реакция выбора Усвоение инструкции в первой и второй пробах 0,08 и 0,19 0-2 0 0

Ошибки - по 16 стимулам - по 26 стимулам 1,85 5,94 0-11 0->10 3 3

импульсивность 0-1 0 0,2

Таблица Шульте Время поиска 5 цифр - 10,2 9,1

Ошибки следования инструкции - 2 2

Счет Доступность 0,22 0-3 1,7 2,5

Решение задач Продуктивность 1,2 2-0 1,4 2

Продуктивность свободных ассоциаций 20,4 11->40 24,3 32,9

Продуктивность названий действий 10.2 <6->20 20 22,6

Ассоциативные Продуктивность названий растений 8.7 <6- >20 21,4 23,1

ряды Считывание свободных ассоциациях в 0.19 0-1 0,4 0,6

Неадекватные названия действий 0.1 0- >2 0 0

Неадекватные названия растений 0.58 0- >4 0 0,1

Пятый лишний Продуктивность выбора 0.8 5-0 4,8 4,7

Суммарный балл за объяснение 6.52 0-10 8,5 8,6

Неадекватные объяснения 0.86 0-5 1,1 0,8

Раскладывание серии картинок Выполнение 0.06 0-3 0 0

Динамический праксис Усвоение двигательной программы 0.77 0-4 0,9 0,4

Таблица 2

Количественные показатели проб, направленных на оценку функций серийной организации

Название пробы Параметр Средний Разброс Группа лиц с признаками депрессии Нормотипичная группа

Динамический праксис Выполнение программы 0.77 0-3 1,7 1,5

Ошибки серийной организации 1.4 0-4 0,3 0

Реципрокная координация Выполнение 1.62 0-4 0 0

Графическая проба Выполнение 1.98 0-4 1,9 1,3

Выполнение ритмов по речевой инструкции Продуктивность 3 4-0 4 4

Ошибки серийной организации 0.12 0-4 0,1 0

Завершение фраз Продуктивность 1.6 4-0 3,6 3,4

Рассказ по серии картинок Программирование рассказа 0.86 0-2 0,2 0

Длина рассказа 19.9 10-50 26,3 23,2

Грамматическое оформление 0.79 0-3 0 0

Длина фразы 4.84 3-9 6,5 5,4

Сложные и сложноподчиненные предложения 1.3 0.3 0-3 0-2 3,5 3,4

Воспроизведен ие ритмов Ошибки серийной организации 0.29 0->3 0 0

Для группы с признаками депрессии были обнаружены особенности (при р<0,05) в пробах на анализ функций блока программирования, регуляции и контроля психической деятельности - «счёт», «решение задач», «ассоциативные ряды», «динамический праксис».

Средний балл по параметру «доступность» в пробе «счёт» в группе лиц с признаками депрессии составил - 1,7, а в нормотипичной группе - 2,5 (различия значимы при р<0,05). Для группы с признаками депрессии можно отметить выраженные трудности следования программе различной сложности (был не доступен для выполнения даже простой вид счета 100 - 7), переключения с программы на программу (отмечались ошибки без самокоррекции и значительное увеличение времени, превышающее нормотипичную в среднем в 1,5 раза), отмораживание более простого автоматизированного ответа (при переходе через десяток).

Средний балл по параметру «продуктивность» в пробе «решение задач» в группе с признаками депрессии составил -1,4, в группе нормы - 2 (различия значимы при р<0,05). Для лиц с признаками депрессии выражено снижение продуктивности в решении конфликтных задач, в силу трудностей отказа (оттормаживания) стереотипного решения, провоцируемого семантикой слов в тексте условий задачи. Для группы с депрессией возникали трудности переключения с неправильного выбранного способа решения, они уже не могли переключиться, изменить направленность интеллектуальной деятельности и выйти на другой способ решения, они «застревали», ригидно следовали неверному способу решения даже после помощи экспериментатора. В группе «нормы» все испытуемые легко справились с предложенными задачами (т.е. можно отметить «потолочный» эффект для данной группы).

В пробе «ассоциативные ряды» различия (при р<0,05) были отмечены только в параметре «продуктивность свободных ассоциаций» (для группы с признаками депрессии средний балл составил - 24,3, для группы «нормы» - 32,9). В параметре «продуктивность названий действий» средний показатель для группы с признаками депрессии - 20 слов, для нормотипичной группы - 22.6 слов (различия в 2,6 слова); в параметре «продуктивность названий растений» средний показатель для группы с признаками депрессии составил 21,4 слова, а в группе «нормы» - 23,1 слово (различия в 1,7 слова). Параметры «продуктивность свободных ассоциаций» и «продуктивность названий действий» чувствительны к сформированности функций передних отделов головного мозга, а задание на актуализацию названий растений чувствительно также и к состоянию функций задних отделов (переработка слуховой информации) и в нем могут отражаться и номинативные трудности [6]. Анализируя результаты данной пробы («ассоциативные ряды»), полученные в группе с признаками депрессии можно говорить о большей затронутости префронтальных отделов: показатели продуктивности в заданиях на свободные ассоциации, действия и растения в данной группе практически одинаковы, тогда как для «нормы» характерна большая продуктивность в свободных ассоциациях по сравнению с называнием действий и растений. Также можно отметить качественные различия в сравниваемых группах: для группы с признаками депрессии были характерно выражены паузы перед актуализацией слов (и в свободных ассоциациях, и в направленных), что может говорить о проявлении трудностей включения в задание, характерных для слабости III структурно-функционального блока мозга. В параметрах «считывание в свободных ассоциациях» и «неадекватные заданию слова» в направленных ассоциациях значимых различий не было выявлено. Повторения случались нечасто и в большинстве случаев самостоятельно корректировались.

Средний балл по параметру «усвоение двигательной программы» в пробе «динамический праксис» в группе лиц с признаками депрессии составил - 0,9, в нормотипичной группе - 0,4 (различия значимы при р<0,05) - то есть средний балл был в 2,25 раза выше, чем в группе нормы. Сложности, испытываемые лицами с признаками депрессии при усвоении программы, влекли за собой и ошибки в серийной организации - то есть «первичной» проблемой выступали именно сложности усвоения программы. Из этого следует, что для группы лиц с признаками депрессии характерны нарушения, ассоциированные с функциями, локализированными в префронтальных отделах лобных долей, при этом функции премоторных отделов коры (отражающиеся в ошибках серийной организации) не отличаются выраженной слабостью.

Также для группы лиц с признаками депрессии в пробах, направленных на оценку функций серийной организации движений, были обнаружены различия (при р<0,05) по оценкам «графической пробы». Средний балл «выполнение» в этой группе составил 0.9, в нормотипичной - 0.4. В экспериментальной группе встречались ошибки по типу уподобления элементов с целью упрощения образца, тенденции к образованию «площадок» при повторении графического паттерна. Один респондент не усвоил инструкцию с первого раза, начав произвольное «рисование» узора вместо строгого продолжения предложенного паттерна, что может объясняться сложностями, ассоциированными с функциями префронтальной коры.

Наряду с регуляторными трудностями, ассоциированными с префронтальной корой, наблюдались и нейродинамические трудности - ярко выраженное истощение в трудоемких пробах. В сенсибилизированных условиях подобные трудности проявлялись ярче. Отмечалось снижение нейродинамики в пробах, требующих быстрого ответа (таблицы Шульте, вербальные ассоциации). Наблюдалась повышенная отвлекаемость, трудность удержания внимания.

Сложности удержания внимания, испытываемые депрессивными лицами, объясняются также дисфункциями программирования и контроля, ведь успешное исполнительное функционирование требует игнорирования нерелевантных стимулов, тем самым позволяя точно и быстро извлекать из памяти нужную информацию, а также удерживать фокус на задаче и разрабатывать план ее решения. Эти отличительные особенности испытуемых с признаками депрессии (трудности, связанные с усвоением программы) могут подтверждать гипотезу о том, что при депрессиях наблюдается недостаточность управляющих функций (функций программирования и контроля), заключающаяся в трудностях переключения когнитивного процесса и даже в персеверациях. Такие трудности приводят к руминации - часто типичному для депрессивных расстройств симптому. Под руминациями подразумеваются устойчивые, цикличные размышления о чувствах, мыслях и проблемах, которые могут вытеснять другие конструктивные психические процессы, направленные на

активное разрешение текущих задач, и сопровождаются чувством скорби и безысходности (Nolen-Hoeksema S., 2000); по Л. Мартину и А. Тессеру руминации - это сводное обозначение разных способов неадаптивного мышления, класс осознанных мыслей, которые циркулируют вокруг определенной темы и поддерживаются внешней средой.

Кроме того, респонденты с признаками депрессии чаще, чем респонденты из контрольной группы тревожились по поводу забывчивости или недостаточной (на их взгляд) скорости мышления, которые были присущи большинству респондентов обеих групп. Это можно объяснить тем, что лица с признаками депрессии, помимо объективно регистрируемых сложностей в функциях третьего блока мозга, испытывают субъективно переживаемые когнитивные нарушения, которые преувеличенно воспринимаются ими в силу тревожности и повышенной самокритики [4]. Также отметим, что есть пробы, в которых экспериментальная группа показала лучшие результаты по сравнению с контрольной (Завершение фраз, Рассказ по серии картинок). Такие результаты могут быть объяснены тем, что норме, то есть условно здоровому человеку, присуще неравномерное развитие тех или иных психических процессов (Ахутина и др., 1990). Условно здоровые люди также могут различаться по преимущественным способам переработки информации: они могут использовать преимущественно аналитическую стратегию (подразумевающую разложение информации на элементы, строгую логическую обоснованность и последовательность временных этапов) или же преимущественно холистическую (такая стратегия заключается в оценке общих конфигураций информации, характеризуется быстротой протекания, интуитивным характером решения и минимальной осознанностью).

Выводы. Таким образом, лица с признаками депрессии сложнее переключаются с одной программы на другую, им тяжелее удерживать внимание, вместе с тем для них характерна некоторая ригидность. Подобные особенности функционирования, возможно, играют роль в формировании персевераторных явлений и, как следствие, приводят к руминациям - ригидным паттернам самореферентного мышления, которые являются патогенетическим фактором депрессивных расстройств и других психических заболеваний.

Нейропсихологическое исследование депрессий может служить целям дифференциальной диагностики депрессий и тактики терапии депрессивных расстройств.

Литература:

1. Kertesz, A. Behavior and cognition in corticobasal degeneration and progressive supranuclear palsy / A. Kertesz, P. McMonagle // J. Neurol. Sei. - 2009. - №289. - P. 138-143

2. Koolschijn, P.C. Brain volume abnormalities in major depressive disorder: a meta-analysis of magnetic resonance imaging studies. / P.C. Koolschijn // Hum. Brain Mapp. - 2009. - Vol. 30, N.ll.- P. 3719-3735

3. Snyder, H.R. Major Depressive Disorder is associated with broad impairments on neuropsychological measures of executive function: a metaanalysis and review / H.R. Snyder H Psychological Bulletin. - 2013. - Vol. 139, № 1.

4. Svendsen, A.M. Is there an association between subjective and objective measures of cognitive function in patients with affective disorders? / A.M. Svendsen,L.V. Kessing,K. Munkholm//Nord. J. Psychiatry.-2012. - Vol. 66. -№ 4. - P. 248-253

5. Ахутина, T.B. Нейропсихологическое тестирование: обзор современных тенденций. К 110-летию со дня рождения

A.Р. Лурия / Т.В. Ахутина, З.А. Меликян // Клиническая и специальная психология. - 2012. - № 2.

6. Ахутина, Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет / Под. ред. Т.В. Ахутиной. - 2-е изд. (эл.). - Москва: В. Секачев, 2021.-280 с.

7. Балашова, М.В. Особенности переработки эмоциональной информации у больных с депрессивными расстройствами / М.В. Балашова, И.В. Плужников, Г.Е. Рупчев // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. -2018.-№118(8).-С. 11-17

8. Вассерман, Л.И. Когнитивные расстройства при депрессиях: нейропсихологическое и МРТ-исследование / Л.И. Вассерман // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2015. - №115(1). - С. 13-19

9. Вассерман, Л.И. Нейропсихологическая оценка когнитивных нарушений у пациентов с эндогенными депрессивными расстройствами / Л.И. Вассерман // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. -2012. -№31. - С. 92-96

10. Краснов, В.Н. Взаимосвязи когнитивных и эмоциональных нарушений при депрессиях (обзор литературы) /

B.Н. Краснов // Доктор.Ру. -2013. - №5 (83). - С. 1-6

11. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы /А.Р. Лурия. - М., 1970. - С. 16-18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Холмогорова, А.Б. Основные этапы и направления изучения когнитивных дисфункций при депрессиях [Электронный ресурс] / А.Б. Холмогорова // Медицинская психология в России: электрон, науч. журн. - 2015. - № 6. -URL: http://mprj.ru

13. Хомская, Е.Д. Выдающиеся психологи Москвы / Е.Д. Хомская, А.Р. Лурия // Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. -М., 1997. - С. 217-231

14. Хомская, Е.Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты / Е.Д. Хомская // Вопр. психологии. - 2002. - № 4. -

C. 50-62

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Польшакова Ирина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); магистрант Ревегук Ольга Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ДЕТСКОГО ОПЫТА И УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ,

ТРЕВОЖНОСТИ У ВЗРОСЛЫХ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования влияния неблагоприятного детского опыта и уровня депрессии и тревожности у взрослых. Международные и отечественные исследования позволяют предполагать существенное влияние неблагоприятного детского опыта на возникновении у взрослых целого спектра психологических нарушений, увеличение риска поведенческих и эмоциональных расстройств, соматизации, беспорядочной половой жизни и компульсивного переедания. Авторами исследуется наличие связи между неблагоприятным детским опытом и уровнем депрессии и тревожности у взрослых.

Ключевые слова: неблагоприятный детский опыт, тревожность, депрессия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.