Научная статья на тему 'НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ'

НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГИПЕРТОНИЯ / МОЛОДОЙ ВОЗРАСТ / НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ойбекова Г.С.

Артериальная гипертензия является наиболее распространённым заболеванием сердечно-сосудистой системы. Она выявляется у 30- 40% взрослого населения и не менее чем у 60-70% лиц старше 60 лет. Распространённость артериальной гипертензии в Республике Узбекистан в среднем составляет 30%, а у лиц старше 55 лет - 73%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ойбекова Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROHUMORAL FACTORS OF THE FORMATION OF HYPERTENSION IN YOUNG PEOPLE AND THE POSSIBILITY OF THEIR CORRECTION

Arterial hypertension is the most common disease of the cardiovascular system. It is detected in 30-40% of the adult population and at least 60-70% of people over 60 years old. The prevalence of arterial hypertension in the Republic of Uzbekistan is on average 30%, and in people over 55 years of age - 73%.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ»

УДК 612.12-008.331.1-053.6

Ойбекова Г. С.

Андижанский государственный медицинский институт

НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ

Аннотация: Артериальная гипертензия является наиболее распространённым заболеванием сердечно-сосудистой системы. Она выявляется у 30- 40% взрослого населения и не менее чем у 60-70% лиц старше 60 лет. Распространённость артериальной гипертензии в Республике Узбекистан в среднем составляет 30%, а у лиц старше 55 лет - 73%.

Ключевые слова: гипертония, молодой возраст, нейрогуморальные факторы.

Oybekova G.S.

Andijan State Medical Institute

NEUROHUMORAL FACTORS OF THE FORMATION OF HYPERTENSION IN YOUNG PEOPLE AND THE POSSIBILITY OF

THEIR CORRECTION

Abstract: Arterial hypertension is the most common disease of the cardiovascular system. It is detected in 30-40% of the adult population and at least 60-70% of people over 60 years old. The prevalence of arterial hypertension in the Republic of Uzbekistan is on average 30%, and in people over 55 years of age - 73%.

Key words: hypertension, young age, neurohumoral factors.

Актуальность. Артериальная гипертония является одним из самых распространенных заболеваний в промышленно развитых странах, которым страдает около 40% взрослого населения[3,7,9]. В настоящее время в мире АГ встречается у 41% женщин среднего возраста и у 39% мужчин. Высокая заболеваемость, значительная частота сердечно -сосудистых осложнений, нередко приводящих к инвалидизации и смертельному исходу, определяют высокую медико-социальную значимость данного заболевания[1,4,5].

В эпидемиологических исследованиях, проведенных за рубежом и в нашей стране, большое внимание сосредоточено в основном на изучении АГ у взрослых, в то время как АГ у подростков и лиц молодого возраста уделяется меньше внимания. Большинство авторов согласны с утверждением, что АГ у подростков и лиц молодого возраста определяет уровень АД и здоровье пациента в дальнейшем[2,3,6].

Установлено, что АГ встречается у 4 - 18% подростков, чаще, чем предполагалось ранее, и преобладает ее первичный характер. Патогенез эссенциальной гипертензии у подростков в целом не отличается от ее патогенеза у лиц старше 18 лет, хотя и имеет особенности, связанные с высокой частотой дисфункции вегетативной нервной системы в этом возрасте[4,5,8].

Не случайно в терапевтической и кардиологической практике до настоящего времени широко используются термины «нейроциркуляторная дистония» и «нейроциркуляторная астения» (НЦА). По данным многих авторов, в более позднем возрасте исходом НЦА может быть либо нормализация АД, либо развитие гипертонической болезни[5,9,10].

Терминология АГ у подростков регламентирована рекомендациями ВНОК и Ассоциации детских кардиологов России по диагностике, лечению и профилактике АГ у детей и подростков (Москва, 2003), в соответствии с которыми выделяют гипертоническую болезнь и лабильную артериальную гипертензию. Если у пациента наряду с ЛАГ имеются признаки вегетативной дисфункции, то вегетативные нарушения указываются в диагнозе вместе с ЛАГ. Несмотря на разграничение различных вариантов течения первичной артериальной гипертензии у подростков, имеются трудности в оценке ее прогностической значимости. В терапевтической практике также существуют различия между АГ, сопровождающейся стойким подъемом АД, и состоянием с неустойчивым (лабильным) АД. Данная проблема в большей степени касается лиц молодого возраста и требует более подробного изучения[3,6].

Повышение артериального давления в настоящее время рассматривают как результат взаимодействия наследуемых генетических факторов с факторами внешней среды.

Одним из внешних факторов формирования АГ, согласно нейрогенной теории Г.Ф.Ланга, А.Л.Мясникова и их последователей, является «травматизация и перенапряжение нервной системы». Для развития АГ важны физическое, умственное и психическое перенапряжение. При этом имеют значение «неотреагированные эмоции и аффекты».

Следует также отметить, что наиболее часто (83,5%), особенно у подростков и лиц молодого возраста с вегетативно-сосудистыми (функциональными) нарушениями, отмечаются слабовыраженные депрессивные состояния.0

Однако их роль в формировании гипертонической болезни у лиц молодого возраста до конца не определена. В имеющейся литературе мало работ, посвященных оценке немедикаментозного лечения с включением коррекции психоэмоциональных нарушений у подростков и лиц молодого возраста с АГ.

Несмотря на увеличение в последние годы числа публикаций по АГ у подростков и лиц молодого возраста, не уточнены особенности клинического течения АГ с учетом суточного профиля артериального

давления, нейровегетативного и психоэмоционального статуса. В настоящее время мало данных о динамике АГ с учетом отдаленных наблюдений за пациентами. Практически не встречаются в литературных источниках сведения о влиянии величины АД, особенностей вегетативной нервной системы и психологического статуса на дальнейшее течение артериальной гипертензии[2,7,10].

Однако АД, установленное еще в юности, коррелирует с АД в зрелом возрасте, а факторы риска АГ, обнаруженные в раннем возрасте, имеют прогностическую значимость в выявлении АГ во взрослом периоде жизни (Мисявичене И., Шачкуте А. и соавт., 2004). Опираясь на эти данные, можно выделить группу подростков и лиц молодого возраста с повышенным риском развития сердечно-сосудистых осложнений и среди них проводить целенаправленные профилактические мероприятия.

Цель исследования. Целью настоящего исследования явилось установление механизмов формирования нарушений углеводного обмена у подростков с артериальной гипертензией.

Материалы и методы исследования. Под наблюдением находилось 93 юноши с первичной артериальной гипертензией (ПАГ) в возрасте 13— 18 лет и 56 их сверстников с АГ, которая сопровождалась избыточной массой тела (индекс массы тела которых превышал 85 % процентильного распределения). Контрольную группу составили 19 практически здоровых подростков с нормальными росто-весовыми показателями и АД.

Результаты исследования. Средние значения антропометрических показателей исследуемых подростков, свидетельствуют о достоверном превышении массы тела, ИМТ, ОТ, ОБ и индекса ОТ/ОБ у пациентов с АГ и избыточной массой тела, по сравнению с подростками с первичной артериальной гипертензией.

Следует отметить, что ИМТ у 15 % юношей с ПАГ находился также в пределах от 24,8 до 28,1 кг/м2, но был обусловлен хорошо развитой скелетной мускулатурой. Ожирение 1 -й степени (ИМТ превышал 95 % и находился в пределах от 30,0 до 33,3 кг/м2) регистрировалось лишь у юношей второй группы и составило 17,9 %.

Установлены также достоверные различия средних показателей индекса ОТ/ОБ у подростков исследуемых групп (0,790 ± 0,004 с ПАГ против 0,86 ± 0,01 у подростков с АГ и избыточной массой тела; р < 0,001). Повышение массы тела с распределением жира по висцеральному типу не было выявлено ни у одного подростка с ПАГ, в то время как среди юношей второй группы этот тип ожирения выявлен у 19 (33,9 %) подростков, а показатель ОТ у них колебался от 92 до 105 см.

При изучении основных показателей, характеризующих углеводный обмен у подростков с различными вариантами АГ, не установлено достоверных различий по уровню гликемии натощак в капиллярной крови, гликемии через 120 мин после нагрузки раствором глюкозы и гликемии натощак в венозной крови, но при этом выявлено достоверное повышение средних значений уровня иммунореактивного инсулина у подростков с АГ

и избыточной массой тела по сравнению с подростками с ПАГ (16,75 ± 1,01 против 13,0 ± 0,64 мкЕД/мл; р< 0,001).

Исследование особенностей углеводного обмена у юношей с АГ и различной массой тела выявило вариабельность основных его показателей в исследуемых группах. Так, в группе подростков с ПАГ показатели уровня глюкозы натощак колебались в пределах от 2,9 до 5,5 ммоль/л, ИРИ — от 5,2 до 27,72 мкЕД/мл, а НОМА-1Я — от 1,18 до 6,4 усл.ед. У подростков с АГ и избыточной массой тела эти показатели находились в следующих пределах: уровень глюкозы натощак варьировал от 2,9 до 7,5 ммоль/л, ИРИ — от 6,8 до 41,7 мкДЕ/мл, а НОМА-1Я — от 1,74 до 8,56 усл.ед.

Полученные данные могут служить доказательством возможности снижения чувствительности к инсулину у лиц с ПАГ при повышении АРП и уровня ангиотензина II. Эти выводы совпадают с результатами как экспериментальных работ по блокированию активности РААС для предупреждения развития и прогрессирования ИР, так и клинических исследований, подтверждающих эффективность применения ингибиторов РААС для предупреждения формирования и прогрессирования ИР у больных с АГ.

У подростков с АГ и избыточной массой тела выявлен несколько иной, более селективный характер взаимосвязи гормонов РААС с показателями углеводного обмена. Так, уровень ИРИ статистически значимо (р < 0,001) ассоциирован с АРП и содержанием ангиотензина II (Я2 = 75,5 %), тогда как показатели глюкозы натощак — с уровнем альдостерона и ангиотензина II (Я2 = 86,8 %), а индекс НОМА -Ж — только с уровнем ангиотензина II (Я2 = 73,4 %).

Следовательно, у подростков с АГ и избыточной массой тела наблюдается более сложный характер влияния компонентов РААС на углеводный обмен. Так, на уровень ИРИ оказывает влияние преимущественно сосудистая составляющая гуморальной регуляции (ренин-ангиотензин), в то время как на базальный уровень глюкозы — еще и минеральный компонент функции коры надпочечников (альдостерон).

У подростков этой группы чувствительность рецепторов к инсулину находится под многокомпонентным влиянием, которое реализуется прежде всего через суммарный уровень ангиотензина II. В результате у этих подростков формируются более часто и более серьезные нарушения углеводного обмена с развитием не только гиперинсулинемии, но и гипергликемии, что является отражением устойчивого снижения чувствительности рецепторов тканей-мишеней к инсулину.

Вывод. Полученные данные позволяют сделать заключение о том, что у подростков с артериальной гипертензией активация САС и РААС, при отсутствии адекватного повышения мелатонина, может быть одним из элементов патогенеза нарушений углеводного обмена, который проявляется развитием инсулинорезистентности, гиперинсулине-мии и гипергликемии.

Использованные источники:

1. Бутрова С.А. Метаболический синдром: патогенез, клиника, диагностика, подходы к лечению [Электронный ресурс]/ С.А Бутрова. Режим доступа: MR НПр // med. ru /doc/141504. htm.

2. Громнацкий Н.И. Липидный спектр крови у детей и подростков с артериальной гипертонией [Текст] / Н.И. Громнацкий, Н.Н. Громнацкая // Росс. кардиол. журн. — 2016. — № 4. — С. 24-26.

3. Гурьева Е.Н. Характер гуморально-метаболических нарушений в подростковом возрасте в зависимости от варианта первичной АГ и основных компонентов метаболического синдрома [Текст]/Е.Н. Гурьева, С.В. Иванова, И.Г. Морено // Детская кардиология 2010: тезисы 6-го Всероссийского конгресса. — М., 2010. — С. 158-159.

4. Кисляк О.А. Артериальная гипертензия в подростковом возрасте [Текст]/ О.А. Кисляк. — Москва, 2017. — С. 138-141.

5. Нефедова Ж.В. Метаболические и нейрофизиологические аспекты артериальной гипертензии у детей и подростков [Текст]: Автореф. дис. д -ра мед. наук: 14.00.09 «Педиатрия» / Ж.В. Нефедова; Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава. — Новосибирск, 2017. — 35 с.

6. Плотникова И.В. Маркеры метаболического синдрома у подростков с артериальной гипертензией [Текст] / И.В. Плотникова, Т.Е. Суслова, Н.М. Желтоногова//Педиатрия. — 2017. — Т. 86, № 3. — С. 39-43.

7. Henriksen E.J. Improvement of insulin sensitivity by antagonism of the renin-angiotensin system // AJP — Regul. Physiol. — 2017. — Vol. 293, № 3. — P. R947-R980.

8. Lastra G., Habibi J., Whaley-ConnellA.T. etal. Renin inhibition improves systemic insulin resistance and skeletal muscle glucose transport in a transgenic rodent model of tissue renin overexpression // Endocrinology. — 2009. — Vol. 150, № 6. — P. 2561-2568.

9. Reaven G.M. Insulin resistance, cardiovascular disease, and the metabolic syndrome [Text]/ G.M. Reaven //Diabetes Care. — 2014. — Vol. 27. — P. 1011-1012.

10. Taittonen L. Insulin and blood pressure among healthy children [Text] / L. Taittonen, M. Uhari, M. Nautinen // Amer. J. Hypertens. — 2016. — Vol. 9. — P. 193-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.