Научная статья на тему 'НЕЙРОЭТИКА: ВЫЯВЛЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НЕЙРОМАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

НЕЙРОЭТИКА: ВЫЯВЛЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НЕЙРОМАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
260
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОЭТИКА / ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / НЕЙРОМАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Митина Элла Александровна

Появление нейромаркетинга является результатом переосмысления важности потребностей клиентов и системы построения отношений производителей с потребителями. Впервые концепцию нейромаркетинга сформулировали ученые Гарвардского университета, в основу которой положена модель, согласно которой основная часть умственной деятельности человека, в том числе и эмоции, осуществляется в его подсознании. Целью статьи является изучение этических проблем нейромаркетинга. Использование понятия «нейроэтика» прослеживается с начала 1970-х годов. Одни ученые рассматривают данный термин как совокупность моральных аспектов нейробиологических исследований, другие, как комплекс процессов мозга, которые делают возможными принятие нравственных решений. В работе рассмотрены основные этические проблемы нейромаркетинга: нарушение конфиденциальности индивида, негативное воздействие на потребителя, нарушение здоровой конкуренции, незащищенность уязвимых групп, обеспокоенность социума, ответственная реклама, недостаточное информирование общественности. Несмотря на возможные этические проблемы, настоящей идеей нейромаркетинга является создание компаниями лучшего продукта или более полезной рекламы в целях полного информирования потребителя без манипуляций над его мозгом. Маркетинг в любом его проявлении нацелен на потребителя и должен приносить ему пользу, только тогда он будет эффективным. Следовательно, компании должны заботиться о качестве продукта и добиваться максимального удовлетворения потребностей потребителей от его использования. Чтобы решить этические проблемы нейромаркетинга, необходимо двигаться в следующих направлениях: установить общественное доверие к нейромаркетинговым исследованиям, повысить компетентность и порядочность маркетологов; защитить конфиденциальность участников; следовать нравственному кодексу использования информации о нейромаркетинговых исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROETICS: IDENTIFYING ETHICAL ISSUES IN NEUROMARKETING RESEARCH

The emergence of neuromarketing is the result of a rethinking of the importance of customer needs and the system of building relationships between producers and consumers. For the first time, the concept of neuromarketing was formulated by scientists at Harvard University, which is based on a model according to which the main part of a person’s mental activity, including emotions, is carried out in his subconscious. The purpose of the article is to study the ethical problems of neuromarketing. The use of the term «neuroethics» can be traced back to the early 1970s. Some scientists consider this term as a set of moral aspects of neurobiological research, others as a complex of brain processes that make it possible to make moral decisions. The paper considers the main ethical problems of neuromarketing: violation of individual privacy, negative impact on the consumer, violation of healthy competition, insecurity of vulnerable groups, social anxiety, responsible advertising, insufficient public information. Despite the possible ethical issues, the real idea of neuromarketing is to create a better product or more useful advertising for companies to fully inform the consumer without manipulating his brain. Marketing in any of its manifestations is aimed at the consumer and should benefit him, only then it will be effective. Therefore, companies must take care of the quality of the product and achieve the maximum satisfaction of the needs of consumers from its use. To solve the ethical problems of neuromarketing, it is necessary to move in the following directions: establish public confidence in neuromarketing research, increase the competence and integrity of marketers; protect the privacy of participants; follow a code of ethics for the use of information about neuromarketing research.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОЭТИКА: ВЫЯВЛЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НЕЙРОМАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 339

Митина Элла Александровна,

старший преподаватель кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела

Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Mitina Ella Alexandrovna,

Senior Lecturer of the Marketing, Trade and Customs Affairs Department,

Institute of Economics and Management,

VI Vernadsky Crimean Federal University

Simferopol, Russian Federation.

НЕЙРОЭТИКА: ВЫЯВЛЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НЕЙРОМАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ1

NEUROETICS: IDENTIFYING ETHICAL ISSUES IN NEUROMARKETING

RESEARCH

Появление нейромаркетинга является результатом переосмысления важности потребностей клиентов и системы построения отношений производителей с потребителями. Впервые концепцию нейромаркетинга сформулировали ученые Гарвардского университета, в основу которой положена модель, согласно которой основная часть умственной деятельности человека, в том числе и эмоции, осуществляется в его подсознании. Целью статьи является изучение этических проблем нейромаркетинга. Использование понятия «нейроэтика» прослеживается с начала 1970-х годов. Одни ученые рассматривают данный термин как совокупность моральных аспектов нейробиологических исследований, другие, как комплекс процессов мозга, которые делают возможными принятие нравственных решений. В работе рассмотрены основные этические проблемы нейромаркетинга: нарушение конфиденциальности индивида, негативное воздействие на потребителя, нарушение здоровой конкуренции, незащищенность уязвимых групп, обеспокоенность социума, ответственная реклама, недостаточное информирование общественности. Несмотря на возможные этические проблемы, настоящей идеей нейромаркетинга является создание компаниями лучшего продукта или более полезной рекламы в целях полного информирования потребителя без манипуляций над его мозгом. Маркетинг в любом его проявлении нацелен на потребителя и должен приносить ему пользу, только тогда он будет эффективным. Следовательно, компании должны заботиться о качестве продукта и добиваться максимального удовлетворения потребностей потребителей от его использования. Чтобы решить этические проблемы нейромаркетинга, необходимо двигаться в следующих направлениях: установить общественное доверие к нейромаркетинговым исследованиям, повысить компетентность и порядочность маркетологов; защитить конфиденциальность участников; следовать нравственному кодексу использования информации о нейромаркетинговых исследованиях.

Ключевые слова: нейроэтика, этические проблемы, нейромаркетинговые исследования, потребитель, производитель, этический кодекс, маркетинг.

The emergence of neuromarketing is the result of a rethinking of the importance of customer needs and the system of building relationships between producers and consumers. For the first time, the concept of neuromarketing was formulated by scientists at Harvard University, which is based on a model according to which the main part of a person's mental activity, including emotions, is carried out in his subconscious. The purpose of the article is to study the ethical problems of neuromarketing. The use of the term «neuroethics» can be traced back to the early 1970s. Some scientists consider this term as a set of moral aspects of neurobiological research, others as a complex of brain processes that make it possible to make moral decisions. The paper considers the main ethical problems of neuromarketing: violation of individual privacy, negative impact on the consumer, violation of healthy competition, insecurity of vulnerable groups, social anxiety, responsible advertising, insufficient public information. Despite the possible ethical issues, the real idea of neuromarketing is to create a better product or more useful advertising for companies to fully inform the consumer without manipulating his brain. Marketing in any of its manifestations is aimed at the consumer and should benefit him, only then it will be effective. Therefore, companies must take care of the quality of the product and achieve the maximum satisfaction of the needs of consumers from its use. To solve the ethical problems of neuromarketing, it is necessary to move in the following directions: establish public confidence in neuromarketing research, increase the competence and integrity of marketers; protect the privacy of participants; follow a code of ethics for the use of information about neuromarketing research.

1 Исследование поддержано грантом РФФИ, номер проекта № 20-010-00473 А

144

Keywords: neuroethics, ethical issues, neuromarketing research, consumer, manufacturer, code of ethics, marketing.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, во время больших возможностей, большого ассортиментного выбора и насыщения рынка товарами и услугами, потребителям становится все сложнее принимать решение о приобретении разного рода продуктов. Компании, чувствуя высокую конкуренцию, активно используют все возможные подходы и методы маркетинга. Чаще потребители при принятии решения о покупке опираются не на рациональные факторы, а на собственные подсознательные мотивации, вызванные рекламными стимулами. Поэтому компании уделяют значительное внимание исследованиям поведения потребителей и их вкусов, чтобы сблизить конечного потребителя с продуктом, убеждая в необходимости его потребления.

Большинство отечественных предприятий продолжают применять инструменты классического маркетинга, не смотря на появление инновационных методов продвижения. Традиционные маркетинговые исследования приносят результаты, которые могут быть неэффективными и значительно отклоняться от действительности, поэтому компании начинают искать альтернативные способы изучения поведения потребителей. Одним из современных направлений исследования потребительского поведения является нейромаркетинг, методы которого обостряют проблему этики нейронаук.

Появление нейромаркетинга является результатом переосмысления важности потребностей клиента и системы построения отношений производителей с потребителями. Предметом исследования данного направления является изучение новейших методов воздействия на клиентов и формирование максимально эффективной рекламной политики фирмы с учетом психологических и физиологических особенностей индивида. Впервые концепцию нейромаркетинга сформулировали ученые Гарвардского университета в 1990-е годы, в основу которой положена модель, согласно которой основная часть умственной деятельности человека, в том числе и эмоции, осуществляется в его подсознании [2]. Некоторые ученые рассматривают понятие «нейромаркетинг» в рамках сенсорного маркетинга.

На самом деле приемы нейромаркетинга достаточно тесно связаны с маркетингом, поскольку нейромаркетинговые исследования дают возможность изучить и проанализировать подсознательные процессы в поведении потребителей и выявить воздействие различных раздражителей. В свою очередь маркетинг использует данные, полученные в результате таких исследований с целью совершенствования продукции и повышения эффективности ее продвижения на рынке.

В связи с тем, что методы нейромаркетинга позволяют исследовать подсознательное поведение потребителей, то у производителей, с целью получения быстрой прибыли, появляется желание научиться управлять подсознанием клиентов, чтобы оказывать воздействие на принятие решений потребителей о покупке. Поэтому потребители начинают остро реагировать на такого рода исследования, чувствуя себя под действием манипуляции, хотя инструменты нейромаркетинга не могут навязать индивиду какое-либо решение, а способствуют лишь появлению более сильной эмоциональной взаимосвязи потребителя с товаром.

Мозг индивида ежедневно подвергается множеству внешних воздействий. Он получает огромное количество информации из различных источников, которая не всегда является релевантной. Следовательно, мозг сильно перенапрягается и начинает работать неэффективно. С целью его защиты от перенагрузки и сохранения индивидуальности каждого человека появилась наука нейроэтика.

Изучению данного направления посвящены множественные труды отечественных и зарубежных ученых. Так, некоторые актуальные философско-методологические вопросы нейроэтики рассмотрены в статьях Д.И. Дубровского [1], роль нейроэтики в исследовании международных отношений определена Ю.М. Лариной [3 ]. Изучению этических и моральных проблем нейроэтики посвящены публикации Т. А. Сидоровой [8], аспекты этической ответственности при проведении нейромаркетинговых исследований раскрыты ученым А.В. Саныгиным [7].

145

Цель нейромаркетинга заключается в получении информации о том, как мозг потребителей функционирует во время столкновения с различными рыночными стимулами. Преимущество такого подхода состоит в том, что полученная информация не зависит от предубеждений или нежелания потребителей раскрывать правду. Однако, поскольку данный метод сравнительно новый для сферы маркетинговых исследований, на сегодняшний день сделано недостаточно для достижения глубокого понимания природы нейромаркетинга ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является изучение этических проблем нейромаркетинга. В современных условиях существует целый ряд этических проблем, которые должна учитывать каждая фирма, заинтересованная в нейроисследованиях. Одновременно, предприятия, занимающиеся исследованиями рынков, и транснациональные корпорации применяют разные этические стандарты в своей деятельности. Кроме того, в реальном мире бизнес-решения всегда предполагают множество интерпретаций, которые значительно различаются в понимании того, что нравственно, а что нет. Рассмотрение проблемы через призму разных этических теорий помогает понять разные взгляды и найти путь к прогрессивному решению в каждой конкретной ситуации. Использование понятия «нейроэтика» прослеживается с начала 1970-х годов в узкоспециализированном направлении. Его появление связывают с медициной в области неврологии.

К этическим проблемам в то время относили воздействие на больных, у которых были выявлены нарушения мозговых процессов, а также детей с пострадавшей психикой. В результате развития нейрокогнетивных исследований дефиниция «нейроэтика» стала все чаще применяться в сфере торговли, бизнеса и т.д. [6]. В целом понятие «нейроэтика» ученые трактуют в двух направлениях. Одни рассматривают данный термин как совокупность моральных аспектов нейробиоло-гических исследований, другие, как комплекс процессов мозга, которые делают возможными принятие нравственных решений. РЕЗУЛЬТАТЫ

Среди маркетологов складывается отношение к нейромаркетингу как к процедурной составляющей, содержащей в себе не всегда четкие системные подходы, в основном это касается ней-ровизуализации, что деструктивно для него как для перспективной дисциплины [10]. В зависимости от каналов воздействия на потребительское поведение можно выделить пять видов нейро-маркетинга:

1. Визуальный нейромаркетинг — это основной способ воздействия на поведение человека (визуализация). С этой точки зрения нейромаркетинг изучает влияние цветового решения, дизайна, логотипа и упаковки продукции на покупательское решение потребителей.

2. Ароманейромаркетинг — это исследование влияния запахов на поведение индивида. С помощью аромата можно укрепить связь бренда с потребителем. Например, такие инструменты используют заведения быстрого питания и кафе.

3. Вкусовой нейромаркетинг позволяет отслеживать реакцию мозга на различные вкусовые ощущения, которые получает потребитель при потреблении продукции, посредством чего в дальнейшем можно усовершенствовать вкусы продукции, понимая, что потребителям нравится больше.

4. Тактильный нейромаркетинг—исследование восприятия покупателями продукции, формируемой на основе ощущений от прикосновения к ней.

5. Аудионейромаркетинг — это исследование влияния слуховых раздражителей на поведение потребителей. К таким раздражителям относят фоновую музыку, звукоизоляцию и внешние шумы при приобретении потребителем товара или услуги.

Поэтому, в зависимости от вида продукции, компании могут выбирать определенные методы нейромаркетинга, позволяющие изучить влияние на потребителей именно тех раздражителей, которые важны для данных товаров или услуг. Вся умственная деятельность человека базируется на материальном субстрате нейронных сетей, сочетающихся между собой в биохимических и биофизических процессах, происходящих в мозге [9]. В современных условиях умственная деятельность потребителей постоянно подвергается воздействию внешних факторов, формирующих конечное решение о приобретении товара. Часто покупатели не делают рацио-

146

нальный выбор, потому что они склонны к значительной реакции на маркетинговые раздражители: влияние брендов, рекламы, цены. Незначительная категория людей прибегает к анализу своих подсознательных процессов и воздействию на них различных факторов, поэтому результаты нейромаркетинговых исследований можно применять для эффективного воздействия на покупательское решение потребителей. Люди могут принимать их рационально, но оставаться при этом недовольными, а могут вести себя иррационально, получая при этом значительно большее удовлетворение.

Следовательно, основной задачей нейромаркетинга является не только незаметное влияние на мысли и идеи потенциального покупателя, как он будет воспринимать не только собственные желания и мотивации, но и собственное удовлетворение от покупки. Люди могут воспринимать это как манипулирование их подсознанием и жаловаться на вмешательство в их частную жизнь. Однако ни одному индивиду невозможно навязать необходимость того продукта, который его никогда не интересовал и не содержит полезности для него. Так что нейромаркетинг, как и маркетинг в целом, помогает потребителям развить их желание на основе существующих потребностей и ускорить процесс принятия решения.

На основе этих суждений, с самого начала мнение экспертов о нейромаркетинге было противоречивым: с одной стороны, это направление маркетинга призвано обеспечить лучшее и более эффективное управление маркетингом в результате более детального изучения вкусов потребителей; с другой стороны, это сфера, связана с этическими проблемами использования маркетинговых методов и инструментов.

Людей окружает множество информации, обработка которой иногда стоит дорого. Для фирмы является важным решением, сколько и какую информацию предоставлять потребителям для обработки, чтобы сохранять контроль над этим и одновременно максимизировать собственную прибыль [5]. Таким образом, задача маркетинга не всегда заключается в том, чтобы предоставить потребителю больше информации о потенциальной покупке, а, возможно, в некоторой степени дать меньшее ее количество.

Подсознательные процессы, на которые влияют инструменты нейромаркетинга, помогают потребителю интуитивно выбирать товар и быстро совершать покупки, не задумываясь о мотивах собственного решения. Поэтому, применение нейромаркетинга может быть более эффективным, чем применение традиционных маркетинговых инструментов, которые иногда только тормозят экономическое поведение потребителей.

Основной проблемой традиционных маркетинговых исследований является невозможность индивида без искажения оценить свое восприятие. Респондентам может быть сложно объяснить свои эмоции, вызванные действием маркетинговых раздражителей. Не все люди умеют осознавать и управлять своими чувствами и эмоциями по причине слабого эмоционального интеллекта. Также испытуемые могут сознательно искажать информацию из-за нежелания сотрудничать во время исследования или страха социального неодобрения. В свою очередь нейромаркетинг дает возможность получать более достоверную информацию и изучать подсознательные процессы человека в результате воздействия на него стимулов маркетинга.

Традиционный маркетинг использует психологический уровень анализа, уступающего нейро-биологическому, но для эффективности эти два направления могут сочетаться, чтобы получить уникальную возможность установить стратегическое партнерство с целевыми потребителями. Главным преимуществом использования нейромаркетинга является возможность проведения исследования оценки эмоциональных процессов и состояния человека [12]. При изучении положительных и отрицательных реакций мозга на те или иные образы нейромаркетологов совершенно не интересует осознанная реакция человека. Причиной этого является поставленная цель нейро-маркетингового исследования—установить, насколько реклама эффективна в подсознательной стимуляции покупки конкретного товара или выработке лояльности к бренду [13]. С помощью этого инструмента возможно получить сведения о подсознательных процессах с меньшими отклонениями по сравнению с традиционными методами маркетинга, такими как опрос, фокус-группы, анкетирование и т. д.

147

Остановимся более подробно именно на моральных аспектах, поскольку практика нейромар-кетинга затронула ряд этических проблем, связанных с проведением нейромаркетинговых исследований потребительского поведения, которые представлены конфиденциальностью данных потребителей, умением использования полученной информации в ходе проведения этих исследований и др. С каждым годом количество этических проблем увеличивается, однако можно выделить основные из них (рис. 1).

Рис. 1. Этические проблемы нейромаркетинга (Составлено автором)

Рассмотрим более подробно каждую из них:

1. Нарушение конфиденциальности индивида. Данная проблема касается людей, принимающих участие в исследованиях, которые проводятся в медицинских научно-исследовательских центрах и, как правило, защищены законом. Однако, когда исследования направлены на коммерциализацию, то данные законы теряют свою силу, и, следовательно, конфиденциальность испытуемых напрямую зависит от нравственных принципов исследователей [14]. Руководители компаний, проводимых такого рода исследования, могли бы исключить этот недостаток, однако, с точки зрения законодательства они не обязаны это делать. В ряде стран Европейского Союза на юридическом уровне ограничено или полностью запрещено использование нейровизуализации данных в коммерческих целях, кроме масштабных исследований в данном направлении. Сомнения также выдвигаются касательно нарушения нейромаркетинговыми методами умственной деятельности индивида, хотя результаты исследования доказывают тот факт, что современные технологии имеют достаточно ограниченный доступ к мыслям испытуемого.

2. Негативное воздействие на потребителя. В данном контексте речь идет о манипуляции сознанием испытуемого. Касательной данной проблемы поднимается вопрос о свободном выборе потребителей. То есть каждый человек имеет право на осознанный выбор и самостоятельное принятие решений. В рыночной практике принцип автономии связан с возможностью принятия решений о покупке и потребительском выборе на основе достоверной и релевантной информации о товаре или услуге. Однако, с появлением нейромаркетинга данный принцип может быть нарушен за счет манипуляции подсознанием индивида с целью достижения коммерческих целей организации [4].

148

3. Нарушение здоровой конкуренции. Данная проблема носит не только экономический, но и этический характер. Большую возможность использования нейромаркетинга имеют именно крупные компании, поскольку оборудование для проведения нейромаркетинговых исследований достаточно дорогое. То есть исследования в данной области требуют значительных материальных ресурсов, которые мелкие компании попросту не могут себе позволить, в связи с чем увеличиваются риск их ухода с рынка.

4. Незащищенность уязвимых групп. К данной категории относятся дети, субъекты с ограниченными возможностями и психологическими расстройствами, пожилые люди и др. Представители данной группы являются менее зрелыми в принятии осознанных решений, поэтому ими легче всего манипулировать. То есть эти группы требуют большей защищенности во избежание различных этических нарушений в их частной жизни и конфиденциальности. Например, производители видеоигр испытывают детей для создания новых игр. Вместе с тем выделяют этические проблемы, связанные с возможностью индивида действовать по собственной воле в рамках нейромар-кетингового воздействия. В этом случае часто поднимается вопрос о так называемой кнопке «купить» в подсознании индивида, при воздействии на которую можно манипулировать людьми и провоцировать купить то, что нужно продать.

5. Обеспокоенность социума. В данном контексте речь идет о чрезмерном воздействии на принятие решения потребителем. Важнейшим вопросом выступает рациональность индивида, связанная с восприятием и обработкой информации, доступной для него. В экономике рациональное поведение потребителей трактуется как возможность максимизации полезности для человека в рамках конкретных ограничений, основным из которых является его материальное благосостояние. Однако, чаще все процесс принятия решения о покупки выходит за эти рамки. Поэтому ассоциации товара с брендом активно влияют на подсознание потребителей, вызывая тем самым определенные эмоции, которые связаны именно с конкретным продуктом. Нейромаркетинг, как и реклама, углубляет эмоциональную привязанность потребителей к товару или бренду [9].

6. Ответственная реклама. Предприятия, занимающиеся нейромаркетингом, должны быть достаточно осторожны при проведении рекламной кампании своей продукции. Зачастую маркетологи крупных организаций не учитывают тот факт, что мозг человека является наиболее сложным и уязвимым биологическим органом, а процесс объяснения его работы — достаточно сложный, всегда существует вероятность ошибки. Визуализация данных, полученных в результате проведения нейромаркетинговых исследований, выглядит достаточно убедительно, что приводит к большому ажиотажу среди предприятий. Эта ситуация приводит к огромным затратам, что не всегда целесообразно и компании терпят большие убытки.

7. Недостаточное информирование общественности. Недостаточность информирования общества о проведении нейромаркетинговых исследований вызывает недоверие и отрицательные слухи касательно этого процесса. Любая инновационная технология сопровождается страхом, что порождает негативное воздействие. А достаточная информация о ней не доводится до общественности в нужном объеме [11].

Следует отметить, что главной проблемой нейромаркетинга является не то чем он занимается, а в каких целях используется информация. Результаты, полученные в ходе проведения нейро-маркетинговых исследований могут быть полезны только при эффективном применении их во благо потребителей, то есть направлены на совершенствование производимой продукции с целью удовлетворения более высоких потребностей потребителей.

На сегодняшний день создан Этический кодекс NMSBA. Его целью является гарантия соблюдения этических стандартов в сфере нейромаркетинга [15]. В этом документе затронуты три важнейших вопроса:

1. Восстановление доверия общества к легитимности и порядочности нейромаркетинга.

2. Гарантия защиты конфиденциальности участников исследования.

3. Защита покупателей нейромаркетинговых услуг.

Так, создание данного Кодекса направлено на решение основных этических проблем использования нейробиологических инструментов в маркетинговых исследованиях. Например, статьи «чест-

149

ность» и «надежность» предостерегают от нанесения вреда потребителям нейромаркетинговых услуг в результате нейробиологических исследований. Подчеркивается важность компетентности исследователей и усовершенствование умений по обработке информации, полученной в ходе исследований. Статья «прозрачность» закрепляет обязательность информирования потребителей о методах нейромаркетинга и проведении нейроисследований только при добровольном согласии респондентов, при этом информация должна быть достоверной и доступной для обычного человека. Также упомянутый выше кодекс содержит статьи, обеспечивающие потребителям их право на конфиденциальность личной информации и невмешательство в частную жизнь.

Отдельной статьей регулируется проведение нейромаркетинговых исследований над уязвимыми группами общества, а особенно над лицами, не достигшими 18-летнего возраста. Это объясняется тем, что данная категория имеет более неустойчивую психику и легче поддается разного рода манипуляциям, поэтому они нуждаются в высшем уровне защиты. Бремя психических заболеваний очевидно как на личном, так и на общественном уровнях. Психические заболевания, как и физическое состояние человека важны для выбора инструментов воздействия на его потребительское поведение. Из-за того, что методы нейромаркетинга предполагают непосредственное исследование мозга, они могут оказывать вредное воздействие на психическое состояние человека и ухудшать отношение потребителей к нейромаркетинговым исследованиям. Тем не менее, целенаправленная коммуникация, направленная на воздействие поведения потребителей в разной степени, может приобретать различную силу, что будет возрастать по мере накопления знаний, полученных в результате прикладных нейронаучных исследований.

Несмотря на возможные этические проблемы, настоящей идеей нейромаркетинга является создание компаниями лучшего продукта или более полезной рекламы в целях полного информирования потребителя без манипуляций над его мозгом. Маркетинг в любом его проявлении нацелен на потребителя и должен приносить ему пользу, только тогда он будет эффективным. Следовательно, компании должны заботиться о качестве продукта и добиваться максимального удовлетворения потребностей потребителей от его использования. Чтобы решить этические проблемы нейромаркетинга, необходимо двигаться в следующих направлениях:

• установить общественное доверие к нейромаркетинговым исследованиям;

• повысить компетентность и порядочность маркетологов;

• защитить конфиденциальность участников;

• следовать нравственному кодексу использования информации о нейромаркетинговых исследованиях.

ВЫВОДЫ

В отличие от традиционных маркетинговых исследований, нейромаркетинговые предоставляют возможность получить результаты с меньшими отклонениями от действительности благодаря способности учитывать подсознательные процессы потребителей. Исследование мозга для медицинских и коммерческих целей предполагает необходимость изучения нравственных, правовых и социальных проблем, а тек же последствий, которые могут возникнуть в ходе исследований. Эти вопросы изучает наука нейроэтика. Наиболее часто встречающиеся этические проблемы нейромаркетинга—это автономия, информированное согласие, конфиденциальность потребителей и неприкосновенность их личной жизни. Если следовать правилам этического кодекса, использование этих инструментов может быть более эффективным.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Дубровский Д.И. Нейроэтика: некоторые актуальные философско-методологические вопросы / Д.И. Дубровский // Философия. Журнал Высшей школы экономики. — 2020. — Т. 4. № 1. — С. 24-41.

2. Колесников А. Нейромаркетинг: новейшие инструменты отожествления бренда [Электронный ресурс] / А. Колесников, Н. Шульгат [Электронный ресурс] // Социально-экономические проблемы и государство. — 2011. — № 2 (5). — Режим доступа: sepd.tntu.edu. ua/images/stories/pdf/2011/1 lkapiob.pdf. (дата обращения: 10.05.2022).

3. Ларина Ю.М. Нейроэтика и ее роль в исследовании международных отношений / Ю.М. Ларина // Социально-гуманитарные знания.— 2020.—№ 1. — С. 306-310.

150

4. Ошмарина Е.А. Эмоциональный брендинг и нейромаркетинг / Е.А. Ошмарина // Бренд-менеджмент. —

2018. — № 1. — С. 2-11.

5. Неделько А.Ю. Возможности и ограничения использования методов нейромаркетинга / А.Ю. Неделько // Управленческие науки. — 2018. — № 8 (4). — С. 77-83.

6. Сандакова Л.Б. Проблема дискриминации в контексте нейроэтики / Л.Б. Сандакова. // Идеи и идеалы. —

2019. — Т. 11. № 1 (2). — С. 274-295.

7. Саныгин А.В. Нейроэтика и ответственность при проведении нейромаркетинговых исследований / А.В. Саныгин // Наука XXI века: актуальные направления развития. — 2020. — N° 1-1. — С. 584-586.

8. Сидорова Т.А. Нейроэтика между этикой и моралью / Т.А. Сидорова // Идеи и идеалы. — 2018. — Т. 1. № 2 (36). — С. 75-99.

9. Трайндл А. Нейромаркетинг. Визуализация эмоций / А. Трайндл. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 112 с.

10. Чернова М.А. Нейромаркетинг: к вопросу об этической составляющей / М.А. Чернова, О.Е. Клепиков // Национальный психологический журнал. — 2012. — № 1 (7). — С. 139-142.

11. Чуева Т.И. Этические дилеммы нейромаркетинга / Т.И. Чуева // Менеджмент и маркетинг — вызовы XXI века. — Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2015. — С. 399-402.

12. Dengfeng Y. The Effects of Numerical Divisibility on Loneliness Perceptions and Consumer Preferences / Y. Dengfeng // Journal of Consumer Research. — 2021. — Vol. 47. — P. 755-771.

13. Lindstrom M. Buyology: Truth and Lies About Why We Buy / M. Lindstrom. — Australia: Random House, 2010. — 272 p.

14. Murphy E. Neuroethics of neuromarketing / E. Murphy, J. Illes // Journal of Consumer behavior. — 2008. — № 7. — Pp. 293-302.

15. NMSBA Code of Ethics—NMSBA: site [Electronic Resource]. — Access Mode: www.nmsba.com/buying-neuromarketing/code-of-ethics (date ofthe application: 18.05.2022).

SPtSOKLTTERATURY

1. Dubrovskiy D.I. Neyroetika: nekotoryye aktual'nyye filosofsko-metodologicheskiye voprosy / D.I. Dubrovskiy // Filosofiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. — 2020. — T. 4. № 1. — S. 24-41.

2. Kolesnikov A. Neyromarketing: noveyshiye instrumenty otozhestvleniya brenda [Elektronnyy resurs] / A. Kolesnikov, N. Shul'gat [Elektronnyy resurs] // Sotsial'no-ekonomicheskiye problemy i gosudarstvo. — 2011. — № 2 (5). — Rezhim dostupa: sepd.tntu.edu. ua/images/stories/pdf2011/1 lkapiob.pdf. (data obrashcheniya: 10.05.2022).

3. Larina Yu.M. Neyroetika i yeye rol' v issledovanii mezhdunarodnykh otnosheniy / Yu.M. Larina // Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya. — 2020. — № 1. — S. 306-310.

4. Oshmarina Ye.A. Emotsional'nyy brending i neyromarketing / Ye.A. Oshmarina // Brend-menedzhment. — 2018. — № 1. — S. 2-11.

5. Nedel'ko A.Yu. Vozmozhnosti i ogranicheniya ispol'zovaniya metodov neyromarketinga / A.Yu. Nedel'ko // Upravlencheskiye nauki. — 2018. — № 8 (4). — S. 77-83.

6. Sandakova L.B. Problema diskriminatsii v kontekste neyroetiki / L.B. Sandakova. // Idei i idealy. — 2019. — T. 11. № 1 (2). — S. 274-295.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Sanygin A.V. Neyroetika i otvetstvennost' pri provedenii neyromarketingovykh issledovaniy / A.V Sanygin / / Nauka XXI veka: aktual'nyye napravleniya razvitiya. — 2020. — № 1-1. — S. 584-586.

8. Sidorova T.A. Neyroetika mezhdu etikoy i moral'yu / T.A. Sidorova // Idei i idealy. — 2018. — T. 1. № 2 (36). — S. 75-99.

9. Trayndl A. Neyromarketing. Vizualizatsiya emotsiy / A. Trayndl. — M.: Al'pina Pablisher, 2017. — 112 c.

10. Chernova M.A. Neyromarketing: k voprosu ob eticheskoy sostavlyayushchey / M.A. Chernova, O.Ye. Klepikov // Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal. — 2012. — № 1 (7). — S. 139-142.

11. Chuyeva T.I. Eticheskiye dilemmy neyromarketinga / T.I. Chuyeva // Menedzhment i marketing — vyzovy KHKHI veka. — Yekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2015. — S. 399-402.

12. Dengfeng Y. The Effects of Numerical Divisibility on Loneliness Perceptions and Consumer Preferences / Y. Dengfeng // Journal of Consumer Research. — 2021. — Vol. 47. — P. 755-771.

13. Lindstrom M. Buyology: Truth and Lies About Why We Buy / M. Lindstrom. — Australia: Random House, 2010. — 272 p.

14. Murphy E. Neuroethics of neuromarketing / E. Murphy, J. Illes // Journal of Consumer behavior. — 2008. — № 7. — Pp. 293-302.

15. NMSBA Code of Ethics—NMSBA: site [Electronic Resource]. — Access Mode: www.nmsba.com/buying-neuromarketing/code-of-ethics (date ofthe application: 18.05.2022).

Статья поступила в редакцию 20 июня 2022 года Статья одобрена к печати 15 июля 2022 года

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.