Научная статья на тему 'НЕЙРОЭНДОКРИННЫЙ РАК ЖЕЛУДКА: ФОНОВЫЕ ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА У ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (СЗФО)'

НЕЙРОЭНДОКРИННЫЙ РАК ЖЕЛУДКА: ФОНОВЫЕ ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА У ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (СЗФО) Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — А В. Тряпицын, А Ю. Барановский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОЭНДОКРИННЫЙ РАК ЖЕЛУДКА: ФОНОВЫЕ ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА У ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (СЗФО)»

ТЕЗИСЫ ПОСТЕРНЫХ ДОКЛАДОВ И ПРИНЯТЫЕ К ПУБЛИКАЦИИ

Опухоли желудочно-кишечного тракта

ободочной и прямой кишки было радикально прооперировано 674 пациента c неметастатическим колоректаль-ным раком. В 43,9% случаев имелась II стадия заболевания, в 31,6% была III стадия, в 26,6% случаях — I стадия, с IV стадией пациенты в исследование не включались. Профиль коморбидной патологии включал в себя наличие ХСН 2-3 ст. по NYHA (19,5%), постинфарктный кардиосклероз (7,3%), хроническую почечную недостаточность 1-3 ст. (7,3%), хроническую обструктивную болезнь легких (5,9%) и другие заболевания. Показатель индекса Charlson составил в 12,1% 5 баллов, в 24,3% — 6 баллов, в 63,4% — >7 баллов. Всем пациентам проводилась адекватная предоперационная подготовка, направленная на коррекцию витальных функций. В исследование не включались пациенты, оперированные в экстренном порядке по поводу осложненного течения опухолевого процесса, а также пациенты с наличием отдаленных метастазов. 12,5% пациентов имели II степень и 87,5% пациентов — III степень анестезиолого-операционного риска по ASA. Факторами риска, способными повлиять на развитие несостоятельности колоректального анастомоза, считали возраст >75 л, наличие тяжелых хронических сосудистых заболеваний (стентирование коронарных артерий, ОИМ либо ОНМК с наличием неврологического дефицита в анамнезе, гипертоническая болезнь III стадии), мужской пол, сахарный диабет 2 типа, наличие исходной анемии (уровень гемоглобина 90 г/л и ниже), оперативные вмешательства на органах брюшной полости в анамнезе, наличие местнораспространенного, а также мета-хронного/синхронного опухолевого процесса, ожирение (ИМТ 30 кг/м2 и более), гипоальбуминемию (снижение уровня сывороточного альбумина менее 35 г/л). Факторы хирургического вмешательства в настоящем исследовании не изучались. Объемы хирургического вмешательства включали в себя выполнение резекций прямой кишки с тотальной либо парциальной мезоректумэктомией с лимфодиссекцией D2 (19,5%), резекций сигмовидной кишки с лимфодиссекцией D2 (17%), левосторонних геми-колэктомий с лимфодиссекцией D2 (12,1 %), правосторонних гемиколэктомий (46,3%). Формирование анастомозов производилос ь как аппаратным, так и ручным способами. Результаты: Инструментально подтвержденная несостоятельность колоректального анастомоза в послеоперационном периоде суммарно была диагностирована у 18 пациентов (2,67%). Поуказанным факторам риска эти пациенты распределились на 3 группы: 1 группа (до 3 факторов риска) — 7 пациентов, 2 группа (до 5 факторов риска) — 10 пациентов, и 3 группа (более 5 факторов риска) — 1 пациент. Согласно консенсусу International Study Group of Rectal Cancer (2010) по тяжести клинических проявлений пациенты с несостоятельностью анастомоза в исследуемых группах распределились следующим образом. В 1 группе: степень А (субклиническое течение осложнения) была у 1 пациента, степень В (потребовавшая применения ми-ниинвазивных методов лечения) — у 3 пациентов, степень С (потребовавшая формирования отключающей стомы

либо разобщения колоректального анастомоза) — у 3 пациентов. В 2 группе: степень А была у 1 пациента, степень В — у 1 пациента, степень С — у 8 пациентов. В 3 группе степень С — у 1 пациента. Летальность, как результат развившейся несостоятельности анастомоза, составила 0,3% (2 пациента). Средний койко-день в указанных группах пациентов составил — 21,7 ± 4,03. Многофакторный анализ позволил считать наиболее значимыми независимыми факторами риска, влияющими на развитие несостоятельности анастомоза наличие тяжелых хронических сосудистых заболеваний, мужской пол, наличие местнораспространенного, а также метахронного/синхронного опухолевого процесса, анемию, ожирение.

Заключение: Подавляющее большинство случаев развившейся несостоятельности анастомоза было в группах пациентов с наличием 5 и более факторов риска (11 пациентов, 61,1%). Наиболее часто в исследуемых группах встречалось тяжелое (степень С) течение несостоятельности анастомоза (12 пациентов, 66,6%). Оценка риска несостоятельности анастомоза с помощью интегральных шкал балльной оценки, планирование объема хирургического вмешательства и уровня лимфаденэктомии с учетом отягощающих факторов риска и своевременная их коррекция на предоперационном этапе могут позволить снизить вероятность развития несостоятельности анастомоза после операций по поводу колоректального рака.

НЕЙРОЭНДОКРИННЫЙ РАК ЖЕЛУДКА: ФОНОВЫЕ ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА У ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРОЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (СЗФО)

А.В. Тряпицын, А.Ю. Барановский

Место работы: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия Эл. почта: [email protected]

Цель: Изучить фоновые хронические заболевания и факторы риска нейроэндокринного рака желудка и у жителей СЗФО.

Материалы и методы: В исследовании приняли участие 6007 пациентов, проходившие обследование в клинике «Высоких медицинских технологий имени Н.И. Пирого-ва» Санкт-Петербургского государственного университета в 2020-2021 г. в связи с симптомами диспептического характера в рамках планового предоперационного обследования и/или в процессе динамического наблюдения по поводу хронических заболеваний органов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Большинство пациентов были представителями Северо-Западного федерального округа. Всем обследуемым вы полняли видеоэзофагогастродуоде-носкопию высокого разрешения на оборудовании экспертного класса, по показаниям выполнялся быстрый гистохимический уреазный тест на Helicobacter Pylori и биопсия.

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ Российское общество клинической онкологии

том/vol. 13 #3s1 • 2023

MALIGNANT TUMOURS

Russian Society of Clinical Oncology

РОССИЙСКИЙ Willi НШОШЕСКШ 11 Vil ШГРЕСС 2DZ3 АЛ I II

Опухоли желудочно-кишечного тракта

Образцы окрашивали гематоксилином и эозином, оценивали выраженность воспаления, активность, атрофию и систематизировали данные по классификации OLGA. При подозрении на гиперплазию нейроэндокринных клеток и нейроэдокринный рак желудка осуществляли им-муногистохимическое типирование с дополнительными антителами. В случае выявления неопластических изменений доброкачественных из злокачественных новообразований слизистой оболочки желудка их градация осуществлялась согласно классификации ВОЗ от 2019 г. У пациентов с нейроэндокринным раком желудка детально анализировались общепринятые и возможные факторы риска, состояние слизистой оболочки желудка и сопутствующие хронические заболевания. Результаты: Всего НЭО желудка было выявлено у 23 пациентов. Из них на долю женщин пришлось 19 человек а на долю мужчин 4 человека. Возрастной интервал составил от 32 до 75 лет, средний показатель — 54,8 лет. Из 23 случаев НЭО желудка в 20 случаях была выполнена биопсия и гистологическое исследования биоптатов слизистой оболочки желудка (СОЖ) по OLGA для диагностики фонового хронического заболевания. В 1 случае из20 фонового хронического заболевания выявлено не было, в остальных 19 случаях присутствовал хронический фундальный атрофический гастрит, характерный для аутоиммунного поражения СОЖ. Выраженность атрофии по OLGA составляла 2 или 3 стадию. Во всех исследуемых случаях фундального гастрита отмечалась псев-допилорическая и кишечная метаплазия эпителия. В 3 случаях была выявлена гиперплазия нейроэндокринных клеток и в 2 случаях — ацинарноклеточная метаплазия. В одном случае была выявлена инфекция H. Pylori с обсеменением как в антральном,так и в фундальном отделе желудка на фоне активного воспалительного процесса. В остальных случаях воспалительного процесса в антральном отделе инфекции обнаружено не было. Гиперпластические полипы желудка были выявлены в 7 случаях, в том числе в 2 из тех 4, при которых не проводилась мультифокальная биопсия по OLGA. Образования данного характера локализовались в фундальном отделе желудка. В одном случае была зафиксирована интра-эпителиальная неоплазия СОЖ низкой степени, также с локализацией в фундальном отделе. В 12 из 19 случаев фундального гастрита определялись антитела к париетальным клеткам желудка в крови, при этом в 10 случаях они были повышены.

У12 пациентов из 23 удалось установить наличие анемии, при этом все они были женского пола. У 4 из них анемия была на момент проводимого исследования, в остальных случаях она была ранее. Проведённый анализ анамнеза позволил выявить, что у некоторых анемия начала отмечаться за 30 лет до поставленного диагноза НЭО желудка. Во всех описанных случаях имела место гипохромная анемия: в 10 случаях определялся уровень сывороточного железа и витамина В12, фолиевая кислота. Во всех 10 случаях отмечался дефицит сывороточного железа.

В 5 случаях был дефицит витамина В12, дефицита фолие-вой кислоты выявлено не было. Ещё у 10 пациентов удалось установить наличие аутоиммунного тиреоидита иуз-лового зоба, у двоих из которых на этом фоне развилась аденокарционома щитовидной железы. Анализ наследственности, табакокурения, потребления алкоголя и жалоб не показал каких-либо значимых отличий, которые могли бы насторожить терапевта или гастроэнтеролога в отношении как самого заболевания, так и связанных с ним факторов риска.

Заключение: Проведённый анализ открывает картину заболевания, принципиально отличающегося от классического представления, которое сформировалось преимущественно на данных по аденокарциноме и перстне-видноклеточного рака. Аутоимунное воспаление СОЖ, при котором практически не встречается инфекция Helicobacter pylori, тесная связь заболевания с аутоиммунной патологией, наличие патогенетической связи с дефицитом железа и витамина В12, высокая частота встречаемости у женщин ставит вопрос о более тщательном обследовании пациентов с данной фоновой. Основываясь на этих параметрах, можно создать автоматические алгоритмы скрининга, которые по результатам диспансеризации позволят в десятки раз снизить круг поиска лиц и с высокой вероятностью диагностировать данную патологию на ранней стадии.

ОПЫТ МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ ПРИ РАКЕ ТОЛСТОЙ КИШКИ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ

Д.О. Корнев12, Е.С. Кузьмина1,2, Е.В. Прохоров1, В.К. Лядов12 3.

Место работы: 1. ГБУЗ «Городская клиническая онкологическая больница № 1» ДЗМ, Москва, Россия; 2. Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей — филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Новокузнецк, Россия; 3. ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Москва, Россия Эл. почта: [email protected]

Цель: Железодефицитная анемия (ЖДА) является частым следствием рака толстой кишки, а ее наличие приводит к увеличению числа осложнений противоопухолевого лечения. Нами изучены результаты коррекции железоде-фицитной анемии (ЖДА) с помощью внутривенного введения железа карбоксимальтозата III (ЖК (III)) до начала противоопухолевого лечения — на этапе обследования в центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП). Материалы и методы: В рамках исследования проведен анализ эффективности и безопасности коррекции ЖДА у 164 пациентов (женщины — 96, мужчины — 68), прошедших лечение в ГБУЗ «ГКОБ № 1 ДЗМ» г. Москва с июля 2022 года по июнь 2023 года. Средний возраст составил

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ Российское общество клинической онкологии

том/vol. 13 #3s1 • 2023

MALIGNANT TUMOURS

Russian Society of Clinical Oncology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.