Научная статья на тему 'New media art: направления развития, выразительные средства'

New media art: направления развития, выразительные средства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
645
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА-АРТ / НОВОЕ МЕДИЙНОЕ ИСКУССТВО / ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / MEDIA ART / NEW MEDIA ART / ART / ARTWORK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколов Д.П.

В статье рассматривается арт-практика, основанная на применении современных аудиовизуальных коммуникационных технологий. Автор выявляет актуальные направления, анализирует специфику применяемых средств и приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MEDIA ART: TRENDS, EXPRESSIVE MEANS

The article discusses use of audiovisual communication technologies in contemporary art practice. The author reveals the current trends, analyzes the specificity of the applied means and methods.

Текст научной работы на тему «New media art: направления развития, выразительные средства»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 4 ■ Декабрь

DOI: 10.18454/IRJ.2015.42.203 Соколов Д.П.

Студент кафедры режиссуры мультимедиа, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов NEW MEDIA ART: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация

В статье рассматривается арт-практика, основанная на применении современных аудиовизуальных коммуникационных технологий. Автор выявляет актуальные направления, анализирует специфику применяемых средств и приемов.

Ключевые слова: медиа-арт, новое медийное искусство, искусство, художественное творчество.

Sokolov D.P.

Student, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences NEW MEDIA ART: TRENDS, EXPRESSIVE MEANS

Abstract

The article discusses use of audiovisual communication technologies in contemporary art practice. The author reveals the current trends, analyzes the specificity of the applied means and methods.

Keywords: media art, new media art, art, artwork.

На сегодняшний день область арт-практики, называемая new media art стремительно развивается. Практически любую технологию создания, редактирования и распространения аудиовизуальной информации можно использовать в качестве инструмента для творчества, что убедительно показывает история медиа-арта. [4, 5]. Сегодня сами технологии стали гораздо доступней, а программное обеспечение привычным и широкораспространенным. Это позволяет все большему количеству художников попробовать себя в new media art.

Не существует определенной устоявшейся классификации, и одни и те же направления медиа-арта разные авторы по-разному классифицируют [1, 2, 3]. Кроме того, некоторые техники и технологии настолько новы, что не имеют еще устоявшихся названий.

Тем не менее, можно проследить какие новые технологии на данный момент пользуются самой большой популярностью среди медиахудожников и какие медиа проекты вызывают сегодня наибольший интерес зрительской аудитории. Для этого рассмотрим аудиовизуальные эксперименты, представленные на последнем самом крупном в России фестивале мультимедиа искусства Plums Fest 6.

На этой площадке были представлены такие новые направления, как полнокупольные проекции, виджей перфоманс, кинетические инсталляции.

В последние годы бурное развитие получили проекционные решения для разного применения. На последних мультимедиа фестивалях особый интерес вызвали именно полнокупольные проекции, которые предполагают сферическую проекцию на внутреннюю поверхность купола здания. Для реализации такой проекции требуется многоканальная проекционная система, включающая от двух до десяти проекторов (в зависимости от размеров купола). Купольная проекция предъявляет высокие требования к контрасту, яркости и резкости изображения.

Основная особенность восприятия здесь заключается в том, что подобная форма проекции сильнее погружает зрителя в визуальное произведение. Его сферическая форма позволяет зрителю ощутить себя погруженным в художественное пространство произведения.

Современные технологии позволяют осуществлять генерацию графики в реальном времени, используя как исходный материал звуковые волны. Благодаря этому такой жанр как виджеинг сегодня подразумевает не просто проекцию на экран, но возможность ди-джея самому «рисовать» эту проекцию своей музыкой. Кроме того, благодаря технологиям захвата движения, появилась возможность генерации графики на основе жестов и движений. Использование этих технологий в перфомансе, театральных представлениях и спектаклях, открывает огромное поле для новых экспериментов и интересных решений.

Особенность данного направления состоит в том, что каждый раз получается совершенно уникальное произведение. Обусловлено это тем, что графика генерируется за счет звуков и движения, которые зачастую невозможно в точности повторить.

Кинетические скульптуры - это как правило скульптуры, которые взаимодействуют с окружающей средой. Так, например, работы известного американского скульптора Энтони Хоу движутся под силой ветра, а также под воздействием света и силы тяжести. Кинетические скульптуры - жанр не новый, однако, в последнее время, появилась тенденция совмещения их с другими технологиями, например, проекционными. Такое сочетание называется кинетической инсталляцией.

New media art - очень перспективное направление современного искусства, которое непрерывно развивается, побуждая меди-художников к новым экспериментам и творческим открытиям. С уверенностью можно сказать, что еще долгое время мы будем наблюдать, как новые технологии будут широко использоваться для создания культурных объектов и произведений искусства.

Однако, проблемы направления, поднятые в данной работе, остаются актуальными, и вместе с развитием нового медийного искусства будут лишь обостряться. Поэтому, для будущего конструктивного развития данного направления, проблематика new media art нуждается сегодня в серьезной научной разработке, а само направление в более внимательном подходе медиа-художников и особом отношении зрителей и критиков.

126

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 4 ■ Декабрь

Литература

1. Дакер Д. Интерактивный, алгоритмический, сетевой: эстетика нового медийного искусства. Массачусетс: MIT Press, 2005.

2. Тарасова Д. Искусство новых медиа [Электронный ресурс]: Медиа-арт блог спот. - Режим доступа: http://mediaartnew.blogspot.ru/2014/05/blog-post.html

3. Тетерин С. Что такое медиа арт? - давайте разбираться вместе [Электронный ресурс]: Сергей Тетерин - оф. сайт. - Режим доступа: http://www.teterin.ru/mdex.php?option=com_content&task=view&id=29&Itemid=1

4. Югай И.И. Понятие медиа в искусстве // Вопросы культурологии. 2013. №7. С. 93-97.

5. Югай И.И. Основные этапы освоения медиатехнологий искусством // Вопросы культурологии. 2013. №4. С. 18-22.

References

1. Drucker Johanna Interactive, Algorithmic, Networked: Aesthetics of New Media Art / At a distance : precursors to art and activism on the Internet / ed. Annmarie Chandler and Norie Neumark. Massachusetts: MIT Press, 2005.

2. Tarasova D. Iskusstvo novyh media [Jelektronnyj resurs]: Media-art blog spot. - Rezhim dostupa: http://mediaartnew.blogspot.ru/2014/05/blog-post.html

3. Teterin S. Chto takoe media art? - davajte razbirat'sja vmeste [Jelektronnyj resurs]: Sergej Teterin - of. sajt. - Rezhim dostupa: http://www.teterin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=29&Itemid=1

4. Yugay I.I. Concept of media in art // Voprosy kul'turologii. 2013. №7. S. 93-97.

5. Yugay I.I. Main stages of media art technologies // Voprosy kul'turologii. 2013. №4. С. 18-22.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES

DOI: 10.18454/IRJ.2015.42.031 Курилова С.Н.

Кандидат филологических наук,

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-38-00031) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИМИДЖИ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ:

АКТУАЛЬНЫЕ ГЕООБРАЗЫ ЯМАЛА

Аннотация

Статья посвящена исследованию геокультурного ландшафта арктических регионов России с целью выявления образов северных территорий, их идентификации, оценки и разработки имиджевых ресурсов. Анализ экспедиционного и фактического материала позволит разработать когнитивные схемы развития гуманитарно -географических образов исследуемого региона с дальнейшим применением на этапе стратегического планирования имиджа территории.

Ключевые слова: геообраз, арктический регион, коренные народы, промышленное освоение, сакральный ландшафт.

Kurilova S.N.

PhD in Philology, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North,

Siberian Branch, Russian Academy of Sciences POTENTIAL IMAGES OF THE ARCTIC REGIONS:

CURRENT GEOIMAGES OF YAMAL

Abstract

The article deals with geocultural landscape of the arctic regions in order to identify images of the northern territories, estimate and develop the image resources. The analysis of evidence by field survey work allows creating the cognitive schemes of development of the humanitarian geoimages of the monitored area by their further application at the steps of the strategic planning of the territory image.

Keywords: geoimage, arctic region, indigenous peoples, industrial development, sacral landscape.

Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - ЯНАО) расположен в арктической зоне Западной Сибири Российской Федерации и занимает площадь более 700 тыс. кв. км. Три пятых территории округа покрывают зоны тундры и лесотундры. Население округа составляет ок. 550 тыс. чел. Как и многие другие регионы арктической зоны, Ямал - это территория, имиджевый потенциал которой составляют ее географическое положение, аборигенные народы (включая также старожильческое население коми-зырян) и их культура, девственные уголки природы, водные ресурсы, многочисленные стада северных оленей, условия для этно-, эко-, спорт- и других видов туризма.

На образно-географической схеме исследуемой территории мы выделили наиболее актуальные геообразы, свойственные всем арктическим регионам в связи с их населением и историей освоения: образ 1 -го порядка ГУЛАГ и образы 2-го порядка - геокультура коренных народов, геокультура временщиков и геокультура локальных сообществ. Геообраз ГУЛАГ входит в группу основных потенциальных имиджей территории 1 -го порядка наряду с геообразами ТУНДРА и ОБЬ (Обдория), содержание которых, в свою очередь, наполняют геообразы 2-го порядка - Полярный круг, северное сияние, вечная мерзлота, Полярный Урал, северный олень, мамонт, рыба, муксун, Приобье, Обдорск, Обдорская ярмарка, династия Обдорские-Тайшины, ненецкий фольклорный герой Ваули Пиеттомин, Лукоморье, Мангазея, зимний персонаж Ямал Ири, святилище, Мертвая дорога, заброшенность, геокультура коренных народов, геокультура приезжих и др. Эффективность потенциальных элементов имиджа составляют окружной и районные музеи (музейные комплексы, краеведческие залы, отделы, уголки), природно-этнографические комплексы (этностойбища, этнографические музеи-заповедники, культурные центры и др.), памятники археологии и истории

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.