Научная статья на тему 'Мысленные геообразы и ментальные геоизображения'

Мысленные геообразы и ментальные геоизображения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
320
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Серапинас Б. Б.

The article provides principal ideas of the laws governing the perception and formation of mental geopictures of the surrounding space as a basis for producing mental geoimages. The progressively deeper insight into the processes of mental geopictures formation and the study of their role in the formation and application of new advanced geoimages are becoming and obvious tendency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental geopictures and mental geoimages

The article provides principal ideas of the laws governing the perception and formation of mental geopictures of the surrounding space as a basis for producing mental geoimages. The progressively deeper insight into the processes of mental geopictures formation and the study of their role in the formation and application of new advanced geoimages are becoming and obvious tendency.

Текст научной работы на тему «Мысленные геообразы и ментальные геоизображения»

УДК 528.72 Б.Б. Серапинас

МЫСЛЕННЫЕ ГЕООБРАЗЫ И МЕНТАЛЬНЫЕ ГЕОИЗОБРАЖЕНИЯ1

Геообразы и геоизображения — обобщающие понятия, включающие в том числе и ментальные (когнитивные) карты. В учебных курсах о ментальных картах говорится вскользь. Между тем поисковая система Google.com на запрос "mental maps" весной, осенью и зимой 2005 г. находила в Интернете 2,5; 10 и 42 млн источников соответственно. Чем обусловлен такой интерес к данной тематике?

Считается, что ментальные карты незаменимы при исследованиях особенностей накопления знаний и понимания процессов пространственного изучения [11]. Полагают, что пространственные построения являются ключом к физическому, социальному и гуманистическому познанию мира, к созданию и визуализации пространственных конструкций реальных и предполагаемых миров [19]. Ссылаются на слова А. Гумбольдта, что природу надо постигать в двух аспектах: объективном — как реальность и субъективном — как она воспринимается людьми [18].

Информация о пространственном мире находится в междисциплинарной сфере интересов. Ментальные карты привлекают внимание географов, картографов, психологов, социологов, культурологов, специалистов по искусственному интеллекту, истории, политике и многих других.

Понятие "ментальная карта" ввел в 1948 г. Е. Толман [15, 21]. Этим он пытался объяснить, как голодные крысы в поисках пищи ориентируются в запутанном лабиринте. Главные работы по ментальным картам относятся к 70-м гг. XX столетия и принадлежат географу Р. Даун и психологу Д. Сти. В их понимании ментальная карта — это созданное человеком мысленное изображение окружающего пространства, отражающее мир так, как его представляет человек; а когнитивная картография — абстрактное понятие, охватывающее те мысленные и духовные способности, которые дают возможность собирать, упорядочивать, хранить, вызывать из памяти и перерабатывать информацию об окружающем пространстве [15].

В научной литературе под термином "ментальная карта" понимается и образ окружающей среды в уме индивидуума, и карта как объект иконического отображения на плоскости познавательных или эмоциональных представлений людей об окружающем мире. Эти понятия целесообразно развести и обобщить, представив мысленную карту разновидностью только мысленных геообразов, а ментальную карту — разновидностью ментальных геоизображений. Мысленный геообраз — картина видения окружающего простран-

ства, сформированная в представлении индивидуума. Ментальное геоизображение — иконическое отображение на плоскости (бумаге, экране) познавательных или эмоциональных представлений об окружающем пространстве отдельных лиц или их групп. Дополнительно необходимо выделить так называемые исполнительные процессы — разные формы объяснения и передачи по каналам коммуникации пространственных знаний и практики их применения [19].

Мысленные геообразы. Это разные формы мысленного видения внешнего пространства. В мысленном геообразе информация представлена упрощенно, схематизированно, с упущениями и не всегда достоверно. У каждого индивидуума в зависимости от его места проживания, возраста, уровня образования, социального статуса и особенностей профессии формируются и со временем изменяются свои собственные мысленные представления о внешнем пространстве [1].

В формировании мысленных геообразов большую роль играют геоизображения. Д. Харли в публикации с обращающим на себя внимание заголовком "Карты и изобретение Америки" подчеркивает роль карт в формировании целенаправленных мысленных геообразов. Например, мысленный образ ландшафта у читателя карт уже предопределен геоизображениями на картах. Ранние карты Америки были отражением европейской культуры; они как бы осуществляли "перевод американца в европейца", становясь частью скорее социального, чем природного мира [17].

На наш взгляд, следует особо выделить мысленный зрительный образ. Он формируется зрительной системой при непосредственном целенаправленном рассматривании объекта — карты, снимка, местности [6]. Зрительный образ находится в интерактивном контакте с объектом наблюдения: сканирующими движениями глаз он многократно корректируется и уточняется. С него часто начинается мысленный образ. Сформированный мысленный образ хранится в памяти и изменяется в ходе размышлений, поступления новой и частичного забывания прежней информации. Он помогает памяти структурировать и хранить знания, отображать реальные и создавать воображаемые фантастические миры [19]. Мысленные карты предшествуют географическим картам и сопутствуют всем процессам их создания.

Значительный интерес к мысленным картам проявляют психологи. Предметом их изучения являются законы, правила и схемы, организующие человеческое восприятие, переработку, хранение и воспроизведение знаний [15]. В распознавании форм большое

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 05—05—65104).

значение имеют гештальт-факторы группирования: факторы близости, сходства, однотипной связи, продолжения по прямой или плавной кривой, замкнутости, общей судьбы [16]. В группе объекты воспринимаются более сближенными, чем объекты, находящиеся на таком же удалении друг от друга, но не связанные гештальт-факторами группирования. Объекты, лежащие на прямой или кривой линии простой формы, воспринимаются как единое целое и сближенными. Так, Северную и Южную Америку многие запоминают взаимно сближенными и выровненными в вертикальном северо-южном направлении, а Северную Америку и Европу — более отдаленными и выровненными в горизонтальном восточно-западном направлении [21]. На самом деле это не совсем так.

Кривые чаще всего запоминаются спрямленными, углы между линиями — приближенными к прямым, контуры — сглаженными, упрощенными, регионы — более симметричными, чем они есть на самом деле. Нарисованные по представлениям людей изображения местности выявляют скорее топологические, нежели позиционные соответствия. Отображенные на них формы отличаются округлостью и правильностью очертаний, причем сложные контуры построены добавлением деталей к простым формам. Так, контур Великобритании воспринимается в виде равностороннего треугольника, основанием которого служит южное побережье, причем оно ориентировано строго по параллели [13]. Действует закон хорошей формы — "форма тем лучше, чем меньше информации требуется для ее распознавания". При глобальном ориентировании чрезвычайно важными являются мировые оси север—юг и запад—восток.

Перцептивное пространство иерархически структурировано. Выделяются три главных уровня: 1) глобальный, или обзорный {overview), 2) уровень представлений о местности вдоль маршрута (views) и 3) локальный, или поведенческий (actions) — детального познания окружающего мира и поведения в нем [21].

На обзорном уровне обычно схематизируется горизонтальная картина — вид сверху. На уровне представлений и поведенческом уровне наблюдается вертикальная картина практически, как в натуре, или близко к тому, как изображено на фотографиях. Восприятие глубины основано на линейной перспективе: уходящие вдаль рельсы кажутся сходящимися. Однако большую роль играет то, что наблюдатель знает форму и размеры окружающих его предметов и способен их достаточно точно оценить, основываясь лишь на своих воспоминаниях. Срабатывают так называемые законы константности восприятия размера и константности формы [16]. В силу этого два одинаковых по высоте предмета, расположенных на разных удалениях от наблюдателя, например на расстоянии 5 и 10 м от него, будут восприняты одинаково. Размеры не очень удаленных объектов воспринимаются постоянными, несмотря на то что с увеличением расстояний до них изменяются размеры их изображений на

глазной сетчатке. Объекты равноудаленные и одинаковых размеров наблюдатель может воспринимать по-разному: или одинаково, или разной величины, удаленными на разные расстояния. Все зависит от того, окружены они или нет другими объектами и каких размеров эти другие объекты. Здания воспринимаются так, что их наиболее удаленные внутренние углы увеличиваются, а ближайшие к наблюдателю уменьшаются. В результате все вертикальные элементы зданий воспринимаются как равные. Вследствие иллюзий вертикальные линии кажутся удлиненными, а горизонтальные — укороченными. Поэтому такие хорошо знакомые объекты, как здания и высокие деревья, воспринимаются преувеличенными в вертикальном масштабе и более высокими, чем они есть на самом деле.

Итак, на мысленных картах атрибутивная информация перцептивного пространства передается с ошибками, а геометрическая — с искажениями.

Исполнительные процессы — это рассказы, песни, жесты, танцы, ритуальные сцены и т.п. Их предназначение — передать другим пространственные знания и практику их применения. В некоторых обществах, например у тихоокеанских островитян, исполнительные процессы осуществляют функции карт по обучению ориентированию и навигации [19]. Любопытно заметить, что исполнительные процессы передачи знаний об окружающем пространстве и ориентировании в нем применяют не только люди; например, пчелы передают информацию своим сородичам танцами.

Ментальные геоизображения. К таковым относятся ментальные символы территорий, карты географических образов, ментальные карты, перцептивные геоизображения, рекламные продукты, анимации и фильмы о представляемых в воображении природных и социальных явлениях, сказочных, фантастических и реально существующих мирах.

Ментальная символика — отображение на экране компьютера или бумаге картографических символов, которые долго хранились в памяти, всем хорошо знакомы и легко опознаваемы. Это прежде всего контуры территорий и береговых линий, эскизы популярных проекций, изображения земного шара. Эти символы используются на эмблемах, почтовых марках, открытках, сувенирах, обложках книг, рекламных плакатах, упаковках товаров. На ряде эмблем отображен контур государства, например РФ. На эмблеме ООН приведена карта мира в равнопромежуточной азимутальной проекции. На почтовых марках и обложках книг можно встретить карту мира в сердцевидной проекции или изображение земного шара в азимутальной проекции.

Географический образ — целенаправленное и четко структурированное представление о географическом пространстве, включающее наиболее яркие и запоминающиеся символы, знаки, образы и характе-

ристики определенных территорий, стран, регионов и маркирующие их с политической точки зрения [2]. Географический образ формируется исходя из центральных критериев — уровня цивилизации, прогресса, культуры, места на определенной шкале исторического развития и т.п. [15]. В сознании людей сформированы определенные географические образы, например, Востока, Запада, Сибири, Центральной Европы, Восточной Европы.

Процесс и результат развития географических образов определяют геокультуру и геокультурное пространство систему устойчивых культурных реалий и представлений, формирующихся на определенной территории в результате сосуществования, переплетения и взаимодействия различных традиций, норм, ценностных установок, вероисповеданий, глубинных психологических структур восприятия и функционирования мира. Геокультурный образ — это система наиболее мощных, ярких и масштабных пространственных знаний, символов, характеристик, описывающая особенности развития и функционирования тех или иных культур и/или цивилизаций в глобальном контексте [3]. На судьбу территории ощутимо влияют не только ее объективные качества, но и то, каков ее географический образ [12].

Картографирование географических образов предполагает репрезентацию и интерпретацию тех или иных топонимов как географических образов. Такие геоизображения во многом близки к картои-дам, хотя и характеризуются рядом специфических особенностей [4]. Концептуальные карты географических образов являются методологическим руководством для построения специализированных карт, например в области изучения культурного и природного наследия, в туризме, в управлении имиджем территорий и регионов [4]. Это направление еще нуждается в картографическом осмыслении и глубокой картографической проработке.

Ментальные карты отражают определенный социальный срез пространственных знаний и представлений об окружающей среде отдельных индивидуумов или их групп. Можно вьщелить два направления ментального картографирования: 1) представления о территориях и 2) представления о характеристиках территорий.

Картографирование представлений о территориях имеет целью создание карт, отражающих существующий индивидуальный или усредненный собирательный образ территорий [14]. Эти карты показывают, как разные люди в определенные периоды времени видели или видят те или иные территории. Такие карты полезны, например, в учебном процессе для контроля географических знаний. На такой карте нет единой математической основы, а пространство передается в искаженном виде. При изучении таких карт самостоятельный интерес может представлять анализ искажений конфигураций, масштаба, ориентации и положения изображений; при этом для анализа

можно использовать известные меры и критерии оценки искажений [20].

Ментальные карты представлений о характеристиках территорий обладают всеми признаками географических карт: строгой математической основой, генерализованным содержанием и картографическими способами изображения. Их тематика весьма разнообразна. В качестве примера можно указать карту мира, на которой территориям присвоены политические характеристики соответственно видению бывшего американского президента Р. Рейгана [14]; ментальные карты административного устройства Украины и Крыма, составленные по социологическим опросам жителей г. Симферополя, — на них способом картограммы показан по административно-территориальным единицам процент респондентов, знающих о существовании данного района Крыма или данной области Украины [11]. Возможны также ментальные карты экологического состояния территорий, распределения опасных природных явлений, предпочтений территорий для отдыха, туризма, местожительства и пр.

Качество пространственной информации на таких картах зависит от четырех факторов: 1) расстояния респондентов от источника информации, 2) фи-зико-географического характера исследуемого пространства, 3) размера или силы информативного сигнала и 4) близости источника информации к побережью или границе исследуемой области [13]. На распространение и влияние пространственных знаний большое влияние оказывают факторы и средства массовой информации, которые все больше заменяют географические карты, книги и фильмы. Именно СМИ определяют значимость источника информации и формируют пространственные знания [11].

Построение перцептивных геоизображений — новое направление крупномасштабного ментального картографирования, когда основной задачей является отображение геометрической формы пространства адекватно его мысленному видению. При иконичес-ком воспроизведении ментального геоизображения ширина, высота и глубина пространства, как было показано выше, должны быть переданы с искажениями адекватно сформировавшемуся мысленному образу. Ближний план (до нескольких десятков метров) передается параллельным проектированием, дальний — центральным проектированием; для усиления эмоциональной выразительности перспективные фотоснимки подвергаются аффинному преобразованию, например вертикальный размер снимка по отношению к горизонтальному увеличивается в золотой пропорции — в 1,6 раза; такие снимки можно использовать при построении пейзажных панорам и выразительных туристских карт-картин [10]. Математическая часть этого направления еще требует своей осмысленной проработки.

Геоизображения в рекламе — важное направление их использования. Образ — мощное средство комму-

никации. Он легко воспринимается и не требует перевода на другой язык. Знаки и символы делят на осознаваемые и неосознаваемые, или архетипы. Первые общеизвестны и легко узнаваемы, например контур территории, земной шар. Вторые хранятся в подсознании, закреплены тысячелетней эволюцией образов и символов; обращение к ним у всех людей вызывает одни и те же неосознаваемые ассоциации [5]. Символ сердца, а также карта в сердцевидной проекции вызывают ассоциации любви, света, уверенности. Шар ассоциируется с понятиями глобальности, целостности, полноты, единства разнородного, совершенства. С этими же понятиями связан и картографический образ земного шара. Однако тот же земной шар в одном контексте может ассоциироваться со стабильностью и надежностью, а в другом — с унылостью, неуверенностью и хрупкостью. Эти и другие осознанные геоизображения, одновременно являющиеся архетипами, успешно используются в телевидении, в книгоиздательской и рекламной практике.

Однако в рекламе должен быть геокреатив — геоизображение с вербальной составляющей и психологическим наполнением. В креативе психологическая и смысловая нагрузки должны распределяться поровну между изобразительной и вербальной составляющими [5]. В рекламе все должно запоминаться с первого взгляда. Отсюда специфические требования к генерализации — отбору и гиперболизации информации. Большое значение имеет правильное использование цвета и графики. Считается, что система параллельных линий ассоциируется с рутиной, однообразием и будничностью, а вертикальных — с печалью и грустью [5]. Вероятно, картографические сетки в цилиндрической проекции — не лучший вариант для рекламы. В рекламе должны быть совмещены визуальный центр геоизображения, куда непреднамеренно направляется взгляд, со смысловым центром, куда по замыслу рекламы должен направляться взгляд. Кроме того, есть много тонкостей, обусловленных содержанием и компоновкой вербальных и изобразительных составляющих геокреатива. Гео-изображения в рекламе — это сложное, перспективное и развивающееся направление.

Взаимодействие геоизображений и геообразов. Взаимодействие геоизображений и геообразов имеет важное повседневное значение. При ориентировании мы осознаем, где находимся, только после привязки мысленного геообраза к местным координатным осям, или к мировым осям север—юг, восток—запад. Сравнивая карту со снимком или снимок с местностью, мы фактически сравниваем их зрительные образы. При этом используется богатая, накопленная всем предыдущим опытом, избыточная информация, позволяющая надежно выполнять визуальное дешифрирование, проверять качество новых геоизображений, ориентироваться и находить свое местоположе-

ние. Полагаю, что роль избыточной информации в картографии еще не осознанна. Визуальные дешифрирование и генерализация непревзойдены по качеству именно благодаря огромной избыточности информации, которая в эпоху геоинформационных технологий рассматривается скорее как недостаток — занимает компьютерную память, а вследствие различий в точках зрения специалистов и накопления ошибок приводит к рассогласованиям и невязкам.

Мысленные геообразы применяются в современных устройствах, например в электронных поводырях, построенных по схеме: СРБ-приемник, цифровая карта местности в памяти микрокомпьютера, голосовой синтезатор и мысленный геообраз, на котором идентифицируются маршрут и местоположение незрячего.

Многие фундаментальные положения картографии корнями уходят в когнитивную картографию. Мысленные геообразы используют насекомые, птицы, млекопитающие — все, кто вынужден перемещаться в пространстве и ориентироваться в нем. Эти навигационные навыки неизбежно закреплены генетически, имеют "отчетливую картографическую составляющую" и наводят на мысль о существовании "картографического инстинкта человека" [7].

Истоки понятий масштабов и генерализации также следует искать в когнитивной картографии. И окружающий ландшафт, и макромир, где расстояния измеряются световыми годами, а время — миллиардами лет, можно видеть лишь в рамках одного и того же мысленного экрана. Поэтому мысленные образы ландшафта, региона, планеты, Солнечной системы или даже Галактики могут существовать только в соответствующих масштабах и в генерализованном виде.

Мысленный зрительный образ обладает основными моделеобразующими свойствами: обзорностью, наглядностью, генерализованностью, метричностью, символичностью; это непрерывно адаптирующаяся, динамическая, объемная, цветная модель окружающего мира, и поэтому с методологической точки зрения имеет большое геоинформационное значение [6]. Создаваемая природой мысленная модель окружающего пространства удивительно рациональна и совершенна [6]. Обнаруживается значительная общность информационных процедур, например аэрокосмического картографирования и зрительного восприятия человеком окружающего пространства [8]. Когнитивная картография способна усилить гуманитарную составляющую картографии и расширить сферу ее практического приложения [9].

Отчетливо прослеживается тенденция ко все более глубокому проникновению новых, современных геоизображений в процессы формирования мысленных геообразов и изучению их роли в формировании и адекватном прикладном использовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берлянт А.М. Картографический словарь. М., 2005.

2. Замятин ДН. Стратегии интерпретации историко-географических образов России // Отеч. зап. 2002. № 6 (7). (http://www.strana-oz.ш/?numid:=7&aгticle=345)

3. Замятин Д.Н Геокультура: образ и его интерпретации. 2003—2005 (http://www.politstudies.ni/universum/esse/7 гт^т).

4. Замятин Д.Н. Геополитика образов и структурирование метапространства // Полис. 2003. № 1. (Шр-у/роШвШ-dies.ru/index.him)

5. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. М., 2005.

6. Книжников Ю.Ф. Зрительный образ местности как геоизображение // Вести. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1999. № 1.

7. Книжников Ю. Ф. О генетических предпосылках человека картографически отображать окружающий мир // Там же. 2000. № 6.

8. Книжников Ю.Ф. Взаимодействие картографии и психологии зрения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2001. № 3.

9. Книжников Ю.Ф. О научных проблемах картографии: взгляд на ее прошлое и будущее // Геодезия и картография. 2002. № 4.

10. Книжников Ю.Ф. Перцептивные геоизображения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2005. № 6.

11. Коваленко И.М. Ментальные карты административного устройства Украины и Крыма (по пространственным знаниям жителей г. Симферополя) // Зап. об-ва геоэкологов. 2000. № 3 (http://www.ccssll.cгimea.lla/tnu/шagazine/ §еоесо1о§у/1гк1ех_3.111т)

Кафедра картографии и геоинформатики

12. Костинский Г. Воображаемые карты. Постмодернизм в отечественной географии // Exlibris. 2005. № 21 (322). (http://exUbris.ng.m/geography/2000-07-06/5_geogra-phycards.html)

13. Пацион М. Информативность и морфология когнитивных ("ментальных") карт // Картография. Вып. 1. Зарубежные концепции и направления исследований. М., 1983.

14. Тикунов B.C. Изображения в неевклидовой метрике. Основы геоинформатики. Кн. 1. М., 2004.

15. Шенк Ф.Б. Ментальные карты: конструирование географического пространства в Европе от эпохи Просвещения до наших дней // Новое литературное обозрение. № 52. (http://www.nlo.magazine.rn/philosoph/inostr// inostr31.html)

16. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд. СПб., 2003.

17. Harley J.В. Maps and the invention of America // Map Collector. 1992. Vol. 58. P. 8-12.

18. Humboldt A. Cosmos: A sketch of physical description of the universe. L., 1949.

19. The history of cartography / Ed. D. Woodward, G. Malcolm Lewis. 1998. Vol. 2. Bk. 3: Cartography in the traditional African, American, Arctic, Australian and Pacific societies. (http://www.press.uchicago.edu/Misc/Chicago/907287. html)

20. Tobler W.R. The geometry of mental maps // Spatial choice and spatial behavior / Ed. R. Golledge, G. Ruston. Columbus, 1976. P. 69-81.

21. Tversky B. Levels and structure of spatial knowledge // Cognitive mapping — past, present and future / Ed. R. Kitchen, Sc. Freundschun. Routledge, 2000.

Поступила в редакцию 16.01.2006

B.B. Serapinas

MENTAL GEOPÏCTURES AND MENTAL GEOIMAGES

The article provides principal ideas of the laws governing the perception and formation of mental geopictures of the surrounding space as a basis for producing mental geoimages. The progressively deeper insight into the processes of mental geopictures formation and the study of their role in the formation and application of new advanced geoimages are becoming and obvious tendency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.