Научная статья на тему 'НЕВЫНОСИМАЯ СКОРОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ'

НЕВЫНОСИМАЯ СКОРОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕВЫНОСИМАЯ СКОРОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ»

НЕВЫНОСИМАЯ СКОРОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

Галина ГРАДОСЕЛЬСКАЯ,

методолог сетевых исследований,

один из основателей БИА-анализа в России,

кандидат социологических наук

Управление распространением идей, слов, концептов, которые в итоге должны определять активность ключевых социальных групп, существовало всегда. Можно утверждать: в эпоху неопределенности определенным остается управление информационными потоками.

Сетевым анализом я занимаюсь 20 лет и наблюдаю интересные тенденции в различных средах: научной, экспертной, управленческой. Аза последние десять лет произошли тревожные изменения. В профессиональных средах появляется все больше людей, которые либо думают мало, либо вообще не думают - в общем, утрачивают способность мыслить. Беда в том, что некоторые из них это осознают и даже этому рады.

Любую профессиональную среду можно разделить на две группы. Первая -люди, которые понимают, что думать надо, и хотят этому научиться, но не знают, где и как. Вторая, большая часть - люди, не желающие думать, учиться и довольные сами собой. Это новая, институционально закрепленная категория именуется менеджерами. Они не думают, ничего не знают, но за все отвечают. При этом они всех устраивают, всем нужны: работодателям («управляют процессом»), госорганам («есть кого сажать»), обществу («есть кого обвинять»). Эта категория окружает себя модными, ничего не значащими словами: «эффективность», «КР1», а еще «скорость». Главная задача менеджера - не вникая в суть дела, обеспечить скорость исполнения, которая и приводит к скорости изменений на общественном уровне.

Что лежит в основе скорости изменений? Новые технологические мощности (железо, серверы и т.п.), цифровизация процессов (модная «цифровая» экономика) и ускорение коммуникации (СМИ, социальные сети). Казалось бы, все это должно способствовать улучшению качества жизни, повышению культурного уровня пользователей и т.д. Но на память приходят кадры террористов, которые на новейшие смартфоны снимают голливудского качества ролики о средневековых казнях.

Как же изменяющиеся технологии глобально отражаются на человеческом сознании на всех уровнях: личном, общественном, институциональном?

Изменения на личном уровне. С одной стороны, контакты ускоряются, их становится больше, с другой - они становятся легче, люди отвыкают общаться вживую. Контакты должны быть комфортными, а как только связь становится некомфортной, она обрывается. Поэтому бестелесность и комфорт - это, к сожалению, ткань современной коммуникативной системы. Происходят тектонические сдвиги при выборе сценариев жизни в условиях победившего либерального сознания (а именно - отсутствие общей морали, моральных ценностей).

Когда этой единой связующей моральной модели нет, все зависит от выбора человека. Человек либо выбирает карьеру с фокусировкой на себе, либо пытается жить традиционными смыслами с фокусировкой на ближних. К сожалению, совмещать эти подходы получается очень слабо, и чем дальше, тем хуже.

Как же развиваются эти типажи? Здесь точка бифуркации: либо они развиваются как некие управляющие информацией, информационные манагеры -перспективные, мотивированные, идущие вперед, не видящие преград; либо развиваются эмоционально. И соединить их уже почти невозможно.

Но не спешите завидовать карьеристам! Такие информационные манагеры со всеми своими «понтами» неизбежно скатываются в так называемую ловушку растущих потребностей: «хочу квартиру побольше», «машину покруче» и т.д. Парадокс! Растущий вал информации должен упрощать принятие решений, освобождать личное время, удешевлять производственный процесс, но этого не происходит. Не остается времени на то, чтобы создать семью, родить и воспитать ребенка. Если ребенок все-таки родился, его скидывают профессиональным няням, отдают на откуп телевизору и планшету (ребенок одного года от роду уже играет с планшетом и сильно плачет, если попытаться его отобрать). Что это значит? Это значит, новое сознание готово к «расчеловечиванию», готово стать придатком интернета и соцсетей.

СЕКУНДЫ,

КАК У АКВАРИУМНОЙ РЫБКИ

ФЕНОМЕН КОРОТКОЙ ПАМЯТИ - ОСОБЕННОСТЬ НОВОГО СОЗНАНИЯ, ГОТОВОГО БЫТЬ ЛИШЬ ПРИДАТКОМ ИНТЕРНЕТА И СОЦСЕТЕЙ.

Особенности такого сознания: феномен короткой памяти (три секунды, как у аквариумной рыбки), расфокусированное внимание, эгоцентричность. Как следствие: чему-нибудь научить такое сознание практически невозможно, но в то же время люди прекрасно подвергаются манипуляциям. Такие дети уже успели подрасти, я их получаю в качестве студентов и как преподаватель испытываю проблему. Начинаясь с индивидуальной информационной текучести, становится неустойчивым (и в целом более манипулируемым) и общее информационное поле.

Приведу другой пример неустойчивости информационного поля. Еще лет двадцать назад не было такого

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ количества девайсов, фиксирующих

искаждый жест политиков. Однако была ЧЕЛОВЕКА преемственность, последовательность

В СОВРЕМЕННОМ образов и политических шагов. Сейчас

ОБЩЕСТВЕ - это всего фиксируется все: каждое выступление,

лишь выбор из готовых публичное и непубличное, каждый шаг меню социальных политиков. И тем не менее политики

поведенческих практик. спокойно сами себе изменяют: сегодня говорят одно, завтра другое, а люди этому верят, они просто не могут сопоставить то, что сказано сегодня, с тем, что говорилось вчера.

У людей утрачивается реальное восприятие себя и общества, способность выстраивать собственную идентичность и целеполагание социума.

Анализ данных больших опросных массивов за последние 15 лет позволяет сделать вывод: реальные социально-демографические характеристики слабо влияют на политические предпочтения. Гораздо более значимым является набор информационных источников. Итог процесса: растущий социальный инфантилизм, который подкрепляется иллюзией информированности. У меня как ученого возникает вопрос-претензия к теориям, которые это свершившееся будущее воспевали: где же те «умные толпы», которые меняют мир?

Что мы видим в реальности? Как человек, который много сидит в соцсе-тях (не как объект, а как субъект), я могу констатировать следующее: бытовое сознание среднего пользователя интернета чудовищно примитивизируется, и, соответственно, упрощается его дискурс. Казалось бы, это должны быть талантливые одиночки, каждый из которых уникален и интересен. На самом деле люди скатываются в заранее подготовленные социальные группы. Современная индивидуальность - это всего лишь выбор из готовых меню социальных поведенческих практик.

Процесс не так безобиден, как кажется на первый взгляд. Потому что эти группы искусственно конструируются, и конструирование происходит путем маргинализации общества. Большинство уменьшается, а доля лоскутного одеяла, состоящая из маргинальных групп, увеличивается. Это - идеальная социальная система для управления, из этого конструкта всегда можно сложить удобную модель. Мощнейший инструмент маргинализации общества - формирование собственного языка.

СТРУКТУРА ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Практическая реализация манипуляций происходит в соцсетях

как проводящем механизме, через который достигается целенаправленный социальный эффект по всем направлениям.

Консолидация и иоординаиия про-тестных действий, идеологические вбросы. Легитимация собгвенной активности и легитимация властей

Дискредитация понятия «государство». Научно-идеологическое обоснование протестных действий против властей. Иллюстрация историческими примерами(Ш, Не Гевара, Кропоткин и т.п.)

Разрушение традиционной семьи, самоизоляция индивидов, вымирание нации

Закрепляются нетрадиционные повседневные практики. Также служит отличительным хобби «интеллектуальной элиты», опознавание «своих»

Объективирование идеологических конструктов в бытовых предметах. Подчеркивание статуса владельца, визуальное определение «своих»

Программирование социально-депрессивных настроений, ощущение бессмысленности жизни, саморазрушение как индивидуальное достижение

В качестве примера приведу результаты исследования «Патриотизм в социальных сетях: особенности дискурса оппозиционеров и патриотов». Мы разработали свой метод, который способен ловить ключевые речевые маркеры, характеризующие дискурс двух групп, сравнивать эти маркеры и находить отличия в них. Всего получилось порядка 1800 ключевых речевых маркеров. Из них на долю патриотов пришлось всего 200 слов, доля характерного дискурса оппозиционеров в несколько раз больше.

Патриотический дискурс - безъязыкий, у него нет модели будущего, он направлен прежде всего в прошлое: вспоминается история Советского Союза, его достижения, победы, преобладают военные термины. Оппозиционный дискурс, наоборот, более конкретен, он присвоил себе видимость научности и объективности, в него входят современные экономические, юридические и социальные термины, идеологемы, ставшие нормой в 90-е, - свобода, демократия и т.д. Патриотический дискурс проигрывает оппозиционному по идеологическим и методологическим основаниям. Дискурс патриотов формируется стихийно, у него отсутствует идеологический базис и организационная компонента.

Среди ключевых речевых маркеров, общих для обоих дискурсов, на первом месте слово «Россия». Второе и третье места занимают маркеры «мы» и «они», слова, моделирующие социальную дифференциацию. Социальная модель «мы -они» работает и для одной, и для другой социальной группы. Важность ключевых геополитических понятий для патриотов и оппозиционеров совпадает.

При попытке привязать эти тексты к физическим носителям, то есть к структуре социальных сетей, мы провели кластеризацию. Три кластера политически активных групп оказались ожидаемыми. Первый - коммунисты, кургинянцы, левые; второй - проправительственные группы; третий - оппозиционные. Но к ним присоединились еще два интересных кластера - в первый входят феминистские группы, ЛГБТ-сообщество, чайлд-фри и все, что касается сущностных социальных семейных практик. Второй - кластер анархизма, экстремизма, революционного дискурса. Эти группы дают идеологическую поддержку, идеологическое обоснование всем тем протестным действиям, которые мы наблюдаем.

Самое важное в профессии -то, что способствует ее развитию и сохранению, -методология.

то, что было вспомогательным стало главным. Происходит разрушение профессий,

выхолащивание смыслов.

в СВЕТЕ

ПОБЕДИВШЕГО МЕНЕДЖЕРИЗМА

На самом деле социальные сети - это нижний уровень «пирамиды информационных манипуляций». На верхнем уровне - базовые ценности, которые являются истинной целью манипуляций. Средний уровень операционализиру-ет целевые посылы для каждой из целевых групп. Практическая реализация манипуляций происходит в соцсетях как проводящем механизме, через который достигается целенаправленный социальный эффект по всем направлениям - через повседневные практики, культурные ценности, моду, интеллектуальный базис, социальное поведение и семейные ценности. Информационное манипулирование проникает сверху вниз, идет социальное проектирование, на которое в гонке за цифровизацией мы мало обращаем внимания. А происходит проектирование настоящего. Есть еще механизм проектирования будущего, дискурс также может проектировать и изменять прошлое индивидов и социальных групп.

К чему приводят постоянные изменения в исследовательском поле? Бич сетевого анализа состоит в том, что студенты и молодые исследователи считают, что, освоив модную программу, они тут же станут специалистами по сетевому анализу. На самом деле они становятся всего-навсего специалистами по данной программе.

В ситуации победивших западных стандартов образования студенты могут сами выбирать предметы. Они тратят 4-6 лет на изучение «кнопочных» программ, которые выйдут из моды еще через 5-10 лет. Знания устаревают, значит, добро пожаловать на дополнительное образование. Люди учатся всю жизнь -когда им работать и состояться как специалистам? Почему это происходит?

Потому что в рыночных условиях имеется чудовищный конфликт между содержанием, ядром профессии и менеджерской инфраструктурой. У нас победила инфраструктура. Главная ценность - это ядро профессии, профессиональные смыслы, которые держатся на профессионалах и развиваются через развитие каждого профессионала и школ. Самое важное в профессии - то, что способствует ее развитию и сохранению, - методология. Сейчас даже такое понятие утрачивается, заменяясь быстро сменяющимися «стандартами» и идеологема-ми разного рода. Как они меняются и почему, мы рассматривали выше.

В свете победившего менеджеризма то, что было вспомогательным, стало главным. В госуправлении есть менеджеры, а не специалисты, в образовании -администраторы, а не преподаватели, в науке - редакторы журналов и создатели рейтингов, а не авторы статей. Происходит разрушение профессий, выхолащивание смыслов. Профессиональная структура представляет перевернутую пирамиду л по доходам, и по наличию специалистов, где девять десятых - это различные посредники, которые пожирают основной отраслевой капитал. Самое страшное, что эта раздутая надстройка сама себя бережет. Если что - скорее всего, пожертвуют специалистом, а не менеджерами. Тогда вопрос: в такой картине мира как сможет появляться новое знание, откуда оно придет? Из-за границы, откуда приходят всякие стандарты?

Бытует такая шутка, что университеты Америки и Великобритании - это то место, где русские профессора обучают студентов из Китая. Если все будет идти так, как идет, кто и кого будет обучать в российских университетах?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.