УДК 159.9
НЕВРОТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ У ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
© 2010 В.А.Зарецкая
Институт психологии РАН. Москва
Статья поступила в редакцию 25.01.2010
Статья поднимает проблему невротической потребности в любви у женщин пожилого возраста.
Ключевые слова: идентичность, невротическая потребность в любви, детские стратегии в выборе идентификации, пожилые женщины.
1. Проблема поддержания идентичности у пожилых женщин. Человечество стремительно стареет, значительно увеличиваются группы пожилых людей во многих странах. Современный мир пожилых и старых людей становится миром женщин. «... женщины преобладают в составе населения старших возрастных групп. По прогнозам отечественных и зарубежных исследователей эта тенденция сохранится ближайшие 30 лет.»1. Анализ состояния психологической науки показывает, что исследования психологических особенностей пожилых женщин находятся на периферии интересов ученых. Особый интерес для исследования представляют стратегии сохранения идентичности пожилых женщин.
«В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится.у женщин - с 55 до 74 лет.»2. Выход на пенсию, вдовство, физическую немощь можно рассматривать как факторы, прямо ведущие к нарушению идентичности. Процесс поддержания идентичности заключается «.во включении новых явлений и изменяющихся жизненных обстоятельств в существующую «Я»-концепцию и приспособлении. к неприятностям,. которые «Я» не может быстро ассимилировать »3.
За последние 15 лет в нашей стране произошло существенное смещение идентичности от социальной в сторону личностной. Социологические исследования интерпретируют полученные данные «как идентификацию «защиты», дабы окружающий жестокий мир не слишком
0
Зарецкая Валерия Аркадьевна-соискатель Института психологии РАН. E-mail: zaretskaya&mail. ru
1 Краснова О.В., Козлова Т.З. Старшее поколение: тендерный аспект. - М.: 2007. - С.5.
2 Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. - СПб.: 2007. - С.186.
3 Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - М.;СПб. и др.: 2004. - С.761.
вторгался во внутренний мир личности»4. В условиях социальной нестабильности человек уходит в свою частную жизнь и в ней стремится обрести опору. Появляются новые семьи, созданные пожилыми людьми. О мотивах, побуждающих пожилых людей к позднему браку, сведений немного. Так, например, в социологическом опросе нижегородцев 24,6% опрошенных первым мотивом создания новой семьи пожилыми людьми (старше 60-летнего возраста) назвали «бегство, спасение от одиночества». «Брак пожилых людей... основан не на любви, а на общности интересов, житейских соображениях, страхе одиночества и других практических причинах»5. Это констатация того, что общество не подозревает, какая глубокая внутренняя жизнь продолжается в пожилом человеке, стремящемся сохранить свое Я. Семья, пусть даже очень маленькая, выполняет защитную функцию идентификации. Идентификация смещает границы между миром и личностью путем расширения пространства Я, допуская в общее пространство другую личность. Как пишет Кернберг «Оставаться в пределах границ Я, в то же время, преодолевая их с помощью идентификации с объектом любви, - это волнующее. состояние любви»6. Защитное свойство идентификации проявляется в том, что она способствует направленному изменению Я в сторону саморазвития и приспособления к социуму. Несмотря на то, что «.у женщины намного меньше возможностей пережить в действительности ее личные желания»7, одинокие пожилые женщины прибегают к этому варианту
4 Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто я?»//Социальная идентификация личности - 2 / Отв.ред.В.А.Ядов. Ин-т социологии РАН. - М.: 1994. - С.151.
5 Бухалова Н.А. Новые семьи пожилых людей: Авто-реф. дис. канд соц. наук. - Н.Новгород: 2008.
6 Кернберг О. Ф. Отношения любви: норма и патология. - М.: 2004. - С.65.
7 Шпильрейн С. Психоаналитические труды. - Ижевск:
2008. - С.194.
защиты - поиску партнера, друга, в обществе которого исчезнет тревожное состояние одиночества, появится новый мотив жизни. В поздние годы, как и в зрелом возрасте, обретение новой любви создает основу самоуважения, уничтожает изолированность Я и сопутствующую ей тревогу, побуждает к творческому развитию, а значит - способствует восстановлению идентичности, т.е. способности «... ощущать себя и свое бытие неизменным... , переживать хронологию своей жизни как единое целое.»8. Идею идентичности ввёл впервые Э.Эриксон как определение внутренней непрерывности и тождественности личности. Переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается. Личность индивида включает в себя сумму всех последовательных идентификаций, и её кризис может разрешиться только путём новых идентификаций со сверстниками. Это положение Э.Эриксона относится к подростковому возрасту. Но факторы, разрушающие идентичность, «.заставляют людей старшего поколения вновь обращаться к альтернативам, имевшим место в юности.»9. Кризис идентичности, который переживают пожилые женщины может быть разрешен конструктивно, если достигается восстановление идентичности, и деструктивно - утратой собственной уникальности и неповторимости. Очень многие одинокие пожилые женщины ищут возможность сохранения контроля над условиями своей жизни. Для некоторых из них знакомство с другим человеком по объявлению в газете -один из способов решения этой задачи.
Цель нашего исследования - анализ невротической потребности в любви и детских стратегий в выборе идентификации с кем-либо у женщин пожилого возраста. Для реализации цели использованы письма женщин в возрасте от 55 до 74 лет (вкл.), опубликованные в рубрике «Клуб одиноких сердец» в газетах «Лечебные письма» и «Лечебные вести» за 2007 и 2008 г.г. (Важным является то, что письма написаны в период максимального экономического благополучия страны в целом). Метод контент-анализа является, с нашей позиции, единственно надёжным средством анализа текстов глубоко личного содержания. Для исследования отобрано 148 писем. Субъекты исследования распределены по возрастным группам в таб. 1:
8 Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. -М.: 2007. - С.8.
9 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: 1996. - С.99.
Таб.1. Группы субъектов исследования
№ Возраст субъектов Кол. чел.
1 55 - 59 лет 68
2 60 - 64 лет 36
3 65 - 69 лет 33
4 70 - 74 лет 11
В С Е Г О : 148
Заметно, что более активно пишут, т.н. «молодые пенсионерки». После 60-ти лет их активность поиска партнера значительно снижается. Нет принципиальных расхождений в количестве субъектов, написавших из городской или сельской местности. Сводные показатели пожеланий к партнеру и информация субъектов о себе представлены в таб. 2:
Таб.2. Сводная таблица показателей пожеланий и информации о себе
№ Пожелания субъектов к будущему партнёру и информация о себе Кол. чел.
1 Вдовы 44
2 Имеют взрослых детей (и внуков) 44
3 Пишут о своем одиночестве 51
4 Мечтают встретить доброго человека 45
5 Мечтают встретить порядочного человека 25
6 Мечтают встретить надёжного человека 15
7 Хотят чьей-то заботы 21
8 Хотят доживать с новым партнером 12
9 Те, кто любят природу 26
2. Исследование содержательной части писем. «Пожилых людей, каждый из которых должен столкнуться с неминуемой потерей и смертью, можно разделить на две категории. Одним жизнь по-прежнему бросает вызов, и они по-прежнему готовы бороться изо всех сил. Для других жизнь наполнена горечью, сожалениями и страхом. Первые, безусловно, прошли через борьбу. и взяли на себя ответственность за свою жизнь»10. Других же «... преследует. страх, что их жизнь была совершенно бессмыс-ленной»11. Субъекты исследования прямо говорят о своих мечтах, чаяниях и надеждах. Только небольшое количество из них, понимая, какую сложную задачу - найти близкого человека - они собираются решить, пишут оптимистично, адекватно оценивая и себя и свои возможности, соизмеряя при этом пожелания к будущим знакомым:
Л. - «Не замыкайтесь в себе, избавляйтесь от одиночества, наполняйте свою душу и любите себя, природу, людей... Вот и я надеюсь
10Холлис Джеймс. Перевал в середине пути: Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни. - М.: 2008. - С.45.
11 Там же.
на отклик одинокого мужчины 60 - 65 лет. Не утратившего интереса к жизни, приятного собеседника и надежного друга». - 60 л.;
Т. - «Эти слова я пишу для женщин пенсионного возраста. Я пенсионерка, давно вдова. Сын взрослый, у него своя жизнь. В нашем возрасте одиноких порядочных мужчин осталось очень мало, а вот одиноких женщин втрое больше. Вместе мы бы скрасили своё одиночество, было бы кому излить душу, попросить совет. Забота и внимание друг к другу помогут преодолеть недуги и печали. Общение - это стимул жизни...»;
А. - «... мне 67 лет, два сына живут отдельно со своими семьями... Я совсем одна... Горит желание что-то хорошее сделать, но этого никому не надо. Люблю рисовать, лепить, шить... Жаль, что нет единомышленников. Отзовитесь, пожалуйста, если есть такие, как я, одинокие и с невостребованными талантами. Чтобы наши таланты не угасли зазря, давайте объединимся и займёмся делом. И жизнь наша окажется сказкой, а не пустым пребыванием на земле. Горит во мне такое желание, и никак не погасить его. Пишите мне все, старые и молодые, больные и здоровые, и дети, и, может, одинокие, непонятые и брошенные...»;
Некоторые субъекты надеются встретить свою любовь:
Н. - «Пишет одинокая женщина 58 лет, которая верит в свою счастливую судьбу. Я не потеряла ещё надежду, что есть на свете человек, который смог бы полюбить по-настоящему и серьёзно, ведь так хочется ещё любить и быть любимой.»;
Э. - «Кого пугает цифра 63, тот дальше может не читать, так как пока есть жизнь, есть непреодолимое желание любить и быть любимой...» - 63 г.;
М. - «... ну, а мне вот к осени не хочется, Я весну свою зову опять, Я твоё пока не знаю имя, отчество, Но хочу любить и целовать... . когда человек любит и любим - это лучшее лекарство от всех болезней...» - 57 л.
Субъектов с оптимистичной интенцией поиска партнера условно относим к группе «оптимистов». Очевидно, что позиция этих субъектов не отличается от позиции взрослого человека, которая однозначно определена Эриксоном: «...взрослое состояние начинается со способности принимать и отдавать любовь и заботу»12. Субъекты из группы «оптимистов», написавшие о желании любить и заботиться, продолжают оставаться зрелыми взрослыми людьми. Но оптимистичных позиций немного: большинство субъектов исследования надеется найти доброго, заботливого, порядочного человека. У людей с установкой «пессимиста» иссякает физическая сила - главный источник их активности. В таком случае «дряхлеет» вся личность в це-
12 Эриксон Э. Трагедия личности. - М.: 2008. - С.211.
лом. «Увядание личности в пожилом возрасте -это симптом, который является доказательством того, что человек не умел жить плодотворно»13. В нашем исследовании группа (условных) «пессимистов» является главным направлением анализа. Самое заметное сходство многих повествований - в упоминании переживания одиночества. Об этом пишет 51 человек (34,5% от общ. кол.) Некоторые называют одиночество болезнью.
В. «Мне 65лет. Вдова. Муж умер 8 лет назад, и всё опустело в душе. Видно, одиночество - это зловещая болезнь.»;
Н. «Одиночество - это действительно страшная болезнь, которая никому не нужна... Возможно ещё не поздно немолодой, привлекательной вдове. разжечь огонь домашнего очага с надёжным мужчиной...»;
М. «. мне 67 лет. Прожила трудную жизнь. Потеряла близких и родных мне людей. И вот сама заболела. Моя болезнь называется одиночество...»;
Е. «Мне 62 года, вдова, муж умер 15 лет назад. Живу одна, детей нет. Одиночество - невыразимое чувство.».
Мысли и слова о болезни не случайны. Они - признак депрессивного состояния. Может быть, одиночество способно вызывать и некоторые соматические заболевания. С точки зрения М.В.Ермолаевой «Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувства одиночества и ненужности»14. Одиночество - спутник бессмысленной и беспредметной жизни. Характеризуя некоторых пациентов, находящихся на склоне лет, Юнг отмечает подобную тенденцию в их жизни «. как общий невроз нашего вре-мени»15. Некоторые субъекты настолько не уверены в себе, что почти не имеют притязаний к выбору партнера, полагая, что искомый человек сам отыщется:
О. - «Несмотря на всю мою занятость - в душе одиночество. Сходить бы погулять, да не с кем. Может быть, и на мою долю найдется одинокий мужчина». - 58 л.;
Р. - «Волею судьбы осталась совершенно одна, да еще и без жилья... Но, может быть, где-то есть одинокий, добрый человек, которому также плохо и одиноко, как и мне». - 58 л.;
М. - «Я вдова. Никого нет, не с кем поговорить. Может найдется такой же одинокий человек до 65 лет». - 65 л.;
В. - «Я очень одинока, не с кем поговорить... Хочется найти друзей по переписке, а
13 Фромм Э. Человек для себя. - М.; Мн.: 2006. -С.236.
14 Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учеб. пособ. - М.: 2003. - С.384.
15 Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. - М.:
2007. - С.67.
может, даже и мужчину - доброго, порядочного и заботливого». - 57 л.
Несмотря на то, что у многих авторов, есть взрослые дети и даже внуки, они все равно опечалены одиночеством и чувствуют свою ненужность:
С. - «... у меня есть дети и внуки. Но дети повзрослели, у них своя жизнь, свои интересы, заняты заботой о своих семьях... Живя с ними, чувствую себя лишней.». - 58 л.;
К. - «живу с сыном-холостяком, у которого своя жизнь, интересы, друзья. А я всё время одна - не с кем поговорить, некому излить душу».
- 60 л.;
М. - «В июне у меня будет юбилей... Кроме детей и внуков никто не поздравит, и вечер будет таким же одиноким и пустым, как всегда».
- 65 л.;
Н. - «... у сыновей свои интересы... Младший сын советует найти доброго, хозяйственного мужа, чтобы мне не было одиноко... Хочется, чтобы он ходил со мной в церковь, в лес, на море, пас со мной овец и коз, любил музыку, был великодушным к несовершенству окружающих и никого не перевоспитывал». - 61 г.;
Л. - «... вдова. Сначала свое одиночество прятала - помогала дочери растить внука. И вот, когда они перестали во мне нуждаться, очень обидно стало». - 69 л.
С.де Бовуар анализирует душевное состояние таких женщин: «Стареющая мать, бабушка подавляют в себе желание властвовать, скрывают свои обиды; они удовлетворяются тем, что дети отдают им по доброй воле. В подобных случаях они не находят в них существенной поддержки. И оказываются ни с чем перед пустотой будущего, во власти одиночества, сожалений, скуки»16. Иные субъекты полагают, что с помощью знакомства в «Клубе одиноких сердец», можно решить самые важные для себя вопросы. Первое, что бросается в глаза, инфантильная направленность посланий:
Н. - «. очень болит поясница. Врачи сказали, что нужно плавать и греться, но я не могу поехать на море, так как у меня нет знакомых в тёплых краях. Я хочу познакомиться с мужчиной, чтобы скрасить обоим одиночество. Вдвоём все вопросы можно решить». - 68 л.;
Л. - «Я одинокая женщина... инвалид 2 группы. Ищу хорошего интеллигентного человека для духовного общения и для помощи в жизненных ситуациях. Я люблю начитанных, грамотных людей... Особенно я люблю домашний уют, достаток во всем... хотела бы жить на даче или в своем доме, видеть, как растет клубника». - 57 л.
Р. - «Хочу познакомиться с одиноким пенсионером, приятным в общении, любящим и умеющим вкусно готовить. С тем, кто станет для меня родным и близким, сделает мою жизнь
16 Симона де Бовуар. Второй пол. (В 2-х томах). - М.; СПб.: 1997. - С.668.
радостной и счастливой. Я вдова... А если вы человек богатый, легкий на подъем, то можно и мир повидать, так как нигде я не была и ничего не видела, а родилась для счастья». - 69 л.
Также очевидна некоторая инфантильность субъектов, мечтающих о добром будущем партнёре по совместной жизни. Формулировки звучат очень похоже:
Н. - «Надеюсь на мое письмо обратит внимание порядочный, добрый человек». - 64 г.;
М. - «В нашем возрасте непросто встретить хорошего мужчину с доброй душой и чутким сердцем.». - 65 л.;
A. - «Надеюсь, что откликнется одинокий хороший человек... Отзовись, добрый человек.». - 61 г.;
Н. - «Хочу познакомиться с добрым, заботливым мужчиной.». - 69 л.;
М. -«Хотелось бы, чтобы откликнулся мужчина с добрым сердцем и душой». - 58 л.;
В - «. надеюсь встретить своего желанного, бескорыстного, надежного, доброго душой и сердцем друга.». - 67 л.;
Н. - «Хотелось бы встретить на закате жизни доброго, милого, близкого душой человека.». - 59 л.;
B. - «Очень хочу встретить мужчину доброго, порядочного и заботливого». - 58 л.;
C. - «Жду доброго утешителя на всю оставшуюся жизнь». - 59 л.
В этих письмах характерным является пожелание к будущему знакомому - добрый. «Пессимисту», как в детстве, хочется попасть под защиту более сильного, чья «любовь... обещает защиту, поддержку, страсть, вдохновение, сочувствие, понимание. Она даст ему чувство своей ценности. Она придаст смысл. жизни»17.
По мнению А.Адлера «... старость, действуя как некое постоянное унижение, высвобождает сильное чувство неполноценности. В особенности будут страдать те, кто имеет невротическую предрасположенность. Женщина встречает старость как некий изъян. В старости её значимость снижается в большей степени, чем значимость пожилого мужчины, а господствующую в обществе установку по отношению к пожилой женщине буквально можно назвать злонамеренной. Это. свойство объясняется тенденцией мужчины обесценивать всё женское. Оно кооперируется с осаждением в психике наших социальных переживаний, и уже до гробовой доски не искоренить этот росток невроза. Любовь детей. и официальное уважение к старости, как вспомогательные методы поддержания социального чувства. не могут удовлетворить травмированные желания пожилых людей, си-
17 Хорни К. Невроз и рост личности. Борьба за само-
реализацию. - М.: 2008. - С. 250.
лы которых убывают»18. Поэтому и прибегают субъекты исследования к поиску источника душевной близости и любви. Для «пессимистов», ищущих выхода из нынешнего неустойчивого положения, обретение внешних признаков идентификации - нового друга или партнера -является доказательством того, что прошлое преодолено. Но это скорее желаемое состояние, вряд ли будет оно будет реализовано на самом деле. Есть более откровенные признания о прошедшей жизни.
С. - «Я вдова со сложной судьбой... Не жила счастливо, не была желанной и любимой. Устала быть мужиком и бабой, грубо говоря... Хочу встретить доброго человека с золотыми руками,... не алкоголика, потому что свой вымучил.». - 56 л.;
Н. - «Я родила и воспитала 5 детей, всех подняла на ноги одна. Муж пил, а когда меньшему было 5 лет, умер. Все дети живут теперь отдельно неподалеку, у всех свои семьи, а про меня забыли.». - 58 л.;
Р. - «Одиночество особенно ощущается на пенсии. Дети выросли, нет родителей... Без мужа я давно. Не понравилась мне любовь с кулаками и матом____ Ищу сейчас поддержку, общение.». - 56 л.
Эти признания мало чем отличаются от описания С.Довлатовым подобных женских судеб: «Где хуже обращаются с женщинами, чем у нас? Где еще бьют их вожжами и палками? Где еще они носят кирзовые сапоги и телогрейки? В России достаточно быть относительно трезвым, чтобы считаться завидным женихом... Достаточно не бить жену лопатой, чтобы считаться образцовым мужем...»19. Эта оценка -иллюстрация молодости некоторых сегодняшних пожилых вдов. В следующих сообщениях выражена почти мольба:
С. - «Может найдётся... мне товарищ по несчастью. Хотелось бы доживать свою жизнь с человеком (мужчина или женщина), который одинок, болен, которому за 70 лет, у кого диабет. Неужели не встретится мне такой человек? Как плохо быть одинокой, старой и больной! А вместе легче умирать....».
Р. - «... похоронив мужа, осталась совсем одна. Мне 71 год... Хотела бы... пригласить небольшую семью,. чтобы присмотрели за мной и похоронили... Мои друзья - 2 собаки да 2 приблудных котика и свои 2 кошки, какая тоска!... Наша станица находится в 30 км от Краснодара.».
По мнению Э.Фромма «... страх смерти является результатом неудачно прожитой жизни; это и проявление. виновной совести, когда
18 Адлер А. О нервическом характере. - СПб.; М.: 1997. - С.154 - 155.
19 Довлатов С. Речь без повода. или Колонки редактора. (Ранее неизданные материалы). - М.: 2006. -С.314 - 318.
жизнь растрачена впустую и упущен шанс плодотворного использования способностей. мысль о том, что умрешь, толком не поняв, что такое жизнь, просто невыносима»20. Есть повествования с ярко выраженным невротическим компонентом:
Л. - «Хочу найти одинокого мужчину близкого по духу, который нуждается в общении и внимании в возрасте 73 - 75 лет, с которым мы смогли бы дожить остаток своих лет в согласии и заботе друг о друге. Я давно пенсионерка и вдова. Всю жизнь со мной жила племянница, но у неё теперь своя семья, и я стала лишней. Нет внимания и тепла с их стороны, которого так не хватает с возрастом, а так хочется хотя бы чуть-чуть счастья и покоя, знать, что ты кому-то ещё нужна и дорога».
В. - «Мне 63 года, муж умер давно, а два года назад я похоронила и сына. Сноха не ходит и детей мне не показывает. Дочка у меня есть, но далеко, ездит очень редко. И подруг нет... Я осталась одна. Хочу встретить вторую половинку. Согласна даже на переезд. Звонить можно вечером, так как днём я часто в стационаре на лечении...».
С позиции К.Хорни следует, что «... неспособность отвечать за себя - только одно из выражений общего отчуждения от себя»21. «Человек, оторванный от себя. теряет и глубину, и силу чувств. Его отношение к людям становится неразборчивым. Любой становится «очень хорошим другом». Но с глаз долой - из сердца вон. Отчужденность превращается в без-различие»22. Субъекты с подобными установками, представляя себя слабыми и больными, избегают упреков и соперничества. Страдание является для них формой защиты. «Страдание и беспомощность становятся. средствами достижения любви и расположения, помощи, контроля над окружающими. Достижение удовлетворения через погружение в горе выражает общий принцип нахождения удовлетворения через потерю собственного Я... Тогда живучесть мазохистских стремлений у невротиков объясняется тем, что они служат одновременно защитой от тревожности и дают потенциальное или реальное удовлетворение. В реальности человек с мазохистскими склонностями. неспособен. полностью отдаться чувству любви. Нет никакого активного взаимодействия между ним и другим, налицо лишь его эгоцентричная поглощенность собственными целями»23. Важным
20 Фромм Э. Человек для себя. - М.; Мн.: 2006. -С.234 - 235.
21 Хорни К. Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию. - М.: 2008. - С. 175.
22 Там же. - С.302 - 303.
23 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. -
М.: 2006. - С.187 - 195.
представляется тот факт, что многие субъекты пишут о своей любви к природе.
О. - «Имею небольшой огород,... так как земля очень лечит. Поговоришь с травками, деревцами, цветочками, и они в ответ дарят тебе здоровье». - 58 л.
Н.Ф.Шахматов полагает, что это коренная переоценка ценностей, находящая «... практическое выражение в утверждающемся в старости спокойном, созерцательном и самодостаточном образе жизни. К этому времени обнаруживаются и новые интересы. Среди них первое место занимают обращение к природе, стремление довольствоваться малым»24. Можно предположить, что это очень характерно для пожилых людей, лишенных полноценного общения в кругу близких людей. Контакт с природой служит компенсацией этого общения, а значит, способствует восполнению дефицита энергии.
3. Выводы исследования. Многие теоретические положения мастеров психологии - А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Э.Фромма, Э.Эри-ксона - подтверждаются сегодня в собирательном «портрете» российской пожилой женщины, вылепившей своё психологическое «лицо» всей предыдущей трудной жизнью.
В контексте нашего анализа уместно мнение юнгианского аналитика Д.Холлиса: «Невроз -всего лишь термин, употребляемый для описания присущих психике внутренних противоречий и вызванного ими протеста»25. Дополняет эту оценку значения термина «невротический» Э.Фромм: «... с точки зрения человеческих ценностей общество можно назвать невротическим в том смысле, что его члены психически искалечены в развитии своей психики.. невротик может быть охарактеризован как человек, который не сдался в борьбе за собственную личность. Разумеется, его попытка спасти свою индивидуальность была безуспешной.»26.
Субъекты из группы «пессимистов» фокусируют осознание себя только на физической целостности, существующей непосредственно в настоящем. В таком случае возникает сравнение с детской стратегией в выборе идентификации с кем-либо. Эту мысль развивает А.Адлер: «Когда хотят охарактеризовать отношения невротика и ребенка к окружению, то говорят, что общим в них является несамостоятельность ребенка и невротика в жизни. И тот и другой не способны справляться с жизненными задачами,
24 Шахматов Н. Ф. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей // Психология зрелости и старения. - 1998. - (2). - С.18.
25 Холлис Джеймс. Перевал в середине пути: ... - С.63.
26 Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: 2007. - С.132 -133.
не заручившись поддержкой других.»27. Сходная позиция у К.Хорни: «Точно так же, как ребенок, вследствие своей базальной тревоги, вынужден искать особые пути обращения с другими людьми, так и взрослый невротик должен, в свою очередь, найти такие пути. И он находит их.»28.
Чеховский Ванька Жуков очень похоже пишет своему дедушке: «Милый дедушка сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой... Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. Пропащая моя жизнь, хуже собаки вся-кой.»29. Подобный субъект назван К.Хорни «. невротиком, пытающимся возбудить жалость посредством драматической демонстрации своих несчастий. Эти же тенденции мы можем встречать у детей всех возрастов. Использование апелляции к жалости включает в себя убеждение в неспособности получать любовь и расположение любым другим способом»30.
Отношения с новым партнером (хоть каким-нибудь, только «добрым и заботливым»), о которых мечтают отдельные субъекты из группы «пессимистов», в терминологии Э.Фромма можно определить как «симбиотический союз». «Пассивной формой симбиотического союза является подчинение, или мазохизм... Мазохист пытается избежать невыносимого чувства изоляции и отделенности, став неотъемлемой частью другого человека, который управляет им, распоряжается им и защищает его. Мазохисту не нужно принимать решений или рисковать; он никогда не бывает одинок, но он лишен независимости.»31. Эриксон считает, что на протяжении всей истории женщина «... соглашалась на роли, позволяющие эксплуатировать заложенный в ней мазохизм.»32. В отказе от независимости, в мазохизме, симптомы которого в пожилом возрасте неизбежно усиливаются, проявляется нарушение идентичности.
Во многих случаях у субъектов обнаружились весьма сходные сообщения, а иногда почти одинаковые характеристики переживаемых состояний. Невыносимость одинокой жизни заставляет их взяться за перо. Социально-психологические факторы сильнее биологических влияют на особенности психического развития
27 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: 2007. - С.74.
28 Хорни К. Невроз и рост личности.. - С.314.
29 Чехов А.П. Собр. соч. - Т.4. Рассказы. 1886. - М.: 1955. - С.586 - 587.
30 Хорни К. Невротическая личность . - С.102.
31 Фромм Э. Искусство любить. - 2-е изд. - СПб.: 2007. - С.89 - 90.
32 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: 1996. - С.298.
человека в поздние годы. «Именно к этим социальным факторам относятся распространенные в обществе негативные шаблоны, касающиеся старших возрастных групп населения. Под их влиянием у многих стареющих людей формируется негативное отношение к себе,. снижается мотивация достижения, появляется феномен «выученной беспомощности»33. Кроме того, сложные обстоятельства жизни значительно влияют на усиление невротизации личности. Основная стратегия жизни стареющего человека - избегание страданий. Наше исследование показывает, что невротические личности всеми силами стремятся к избеганию страданий, пытаясь найти опору в жизни в союзе с другим человеком. Но эти попытки обречены на провал, ибо способность любить другого человека у невротика отсутствует. Хотя большинство субъектов исследования выдают свои надежды, прежде всего, под «знаменем» поиска любви и общения. В их признаниях в той или иной степени сквозит тревога о своём настоящем положении и бесперспективности будущего, и связана она, в большой степени, с нереализованной потребностью в принадлежности другому человеку. Как считает У.Эрхардт, такие женщины опираясь на «. распространенный предрассудок о превосходстве мужчин... все время ожидают, что кто-то придет им на помощь, надеют-
ся, что кто-то спасет их в трудной ситуации»34. И в позднем возрасте без удовлетворения потребности в принадлежности и любви невозможно двигаться дальше в своём развитии и осмыслении своего Я.
Анализ писем субъектов выявил две стратегии восстановления идентичности. «Оптимист» понимает, что сам ответственен за свою жизнь, и это «. побуждает его делать всё возможное, чтобы в большей степени быть самим собой»35. «Пессимист», не научившийся на протяжении взрослой жизни бороться за себя, смиряется. С позиции У.Джемса «Отказ от притязаний дает. такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут в том случае, когда разочарования беспрестанны, а борьбе не предвидится ис-хода»36. Но, в таком случае, идентичность «пессимиста» не полежит восстановлению, она не может быть построена на мазохизме и детских стратегиях идентификации.
33 Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтологии. - М.: 2004. - С.48.
34 Эрхардт У. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят, или Почему послушание не приносит счастья. - М.: 2008. - С.133 - 135.
35 Холлис Джеймс. Перевал в середине пути. - С.77.
36 Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: 2007. - С.17.
NEUROTIC NEED OF LOVE FOR ELDERLY AGE WOMEN
© 2010 V.A.Zaretskaya RUS Institute of Psychology, Moscow The paper discusses the problem of neurotic need of love for elderly age women.
Key words: identity, neurotic need of love, children strategies in identification choice, elderly age women.
o
Zaretskaya Valeria Arkadievna, Degree-seeking student of the RAS Institute of Psychology. E-mail: zaretskaya&mail. ru