Научная статья на тему 'Социальное моделирование поло-ролевого поведения одиноких женщин'

Социальное моделирование поло-ролевого поведения одиноких женщин Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
733
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОКИЕ ЖЕНЩИНЫ / СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОЛО-РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ МОТИВАЦИИ / LONELY WOMEN / SOCIAL MODELING / GENDERROLE BEHAVIOR / OBJECTIVE MOTIVATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Романова Нелли Петровна

На основании анализа социально-демографических характеристик одиноких женщин, контент-анализа брачных объявлений представлено социальное моделирование поло-ролевого поведения исследуемой социальной группы. Выявлены пять основных моделей одиноких женщин в их брачных установках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Modeling of Genderrole Behavior of Lonely Women

The author analyses social modeling of gender-role behavior of lonely women on the basis of social and demographical characteristics and content analysis of marriage advertisements. Five main models of marriage attitudes of lonely women are singled out

Текст научной работы на тему «Социальное моделирование поло-ролевого поведения одиноких женщин»

Социология

УДК 316.6

Романова Нелли Петровна Nelly Romanova

СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН

SOCIAL MODELING OF GENDER-ROLE BEHAVIOR OF LONELY WOMEN

На основании анализа социально-демографических характеристик одиноких женщин, контент-анализа брачных объявлений представлено социальное моделирование поло-ролевого поведения исследуемой социальной группы. Выявлены пять основных моделей одиноких женщин в их брачных установ -ках

The author analyses social modeling of gender-role behavior of lonely women on the basis of social and demographical characteristics and content analysis of marriage advertisements. Five main models of marriage attitudes of lonely women are singled out

Ключевые слова: одинокие женщины, социаль- Key words: lonely women, social modeling, gender-ное моделирование, поло-ролевое поведение, це- role behavior, objective motivation левые мотивации

Обращение исследователей к проблемам типологизации личности обусловлено потребностью прогнозировать ее поведение и развитие. Типы личности используются в социологии в качестве образов, основ для группировки при классификации.

В нашем исследовании предпринята попытка моделирования поло-ролевого поведения одиноких женщин. Эта попытка реализована нами путем анализа социально-демографических характеристик исследуемой социальной группы женщин, контент-анализа брачных объявлений, а также анализа признаков, определяющих их поло-ролевое поведение. Фактическая информация, положенная в основу моделирования, получена нами при анализе женских брачных объявлений.

В общей массе объявлений можно выделить три преобладающих стиля: «деловые»

— их 61,2 % от всей выборки, «рекламные»

(25,8 % ) и «мелодраматические» (13 %). К «деловым» мы отнесли четко построенные лаконичные объявления с ясно сформулированной целью. Например: «Женщина, приятной внешности, 44/165, без в/п, имеющая дочь 10 лет, для создания семьи познакомится с мужчиной до 55 лет, материально обеспеченным, образованным и порядочным, в/п в меру, не пьющим, не судимым».

К разряду «рекламных» мы отнесли объявления с обилием внешних данных, представленных часто с завышенной самооценкой, например, «Симпатичная обладательница изумительной фигуры, длинных волос, красивых ног, соблазнительной походки, 21 г., желает познакомиться... »

К «мелодраматическим» отнесены объявления типа «Знаю, что ты так же грустишь от одиночества. Благородный,

добрый, ласковый, тоскующий по милой подруге, напиши мне!» Не рассуждая здесь

о целевой эффективности названных стилей объявлений, отметим, что для их анализа наименее пригодными оказались «мелодраматические».

Для систематизации и анализа данных были разработаны кодировочные карты, включающие в общей сложности 133 смысловых единицы текста объявлений. Кодиро-вочные карты построены по тематическому принципу, каждая из них объединяет ряд близких смысловых признаков и образует тематическую рубрику. Иногда один признак карты объединял две-три очень близкие смысловые единицы текста. Для обобщенной модели «Она» мы установили шесть тематических рубрик (табл. 1): «Материальное положение», «Внешние данные», «Личностные качества», «Семейное положение», «Наличие детей», «Прочие». Для характеристики обобщенной модели «Он» также использованы шесть рубрик ( табл. 2): «Материальное положение», «Внешние данные», «Личностные качества», «Уровень развития», «Негативные качества» и «Прочие». Как внемодельная формировалась ко-дировочная карта «Цели объявления». Второй координатой всех кодировочных карт являлись возрастные группы респонденток.

В процессе анализа каждое объявление расчленялось на ряд признаков, которые заносились в названные кодировоч-ные карты в соответствии с возрастными группами респонденток. Таким образом,

каждое объявление в определенной мере унифицировалось, что создавало возможность для их последующей статистической обработки.

Сложности анализа заключались в том, что по обычно короткому тексту объявления (4...5 строк) трудно было выделить типичные признаки. Затруднения возникали и при кодировке даже таких простых признаков, как возраст, т.к. он не всегда указывался или точная цифра заменялась абстрактными понятиями: «средний», «пожилой», «бальзаковский» и т.п. Однако в большинстве таких случаев назывался желательный возраст мужчины, что позволяло отнести (закодировать) возраст респон-дентки на ступень ( пять лет) ниже, чем у мужчины.

Наиболее сложно оказалось кодировать психологические черты личности, особенно если они описываются следующим образом: «Ничто человеческое мне не чуждо», «Я то плачу, то смеюсь», «Совкам не писать» и т.д.

Для формирования обобщенной модели «Она» проанализированы основные признаки, используемые женщинами при составлении брачных объявлений ( см. табл. 1). Группа признаков, описывающая материальное положение респонденток, включает шесть позиций. Здесь и далее не учитываются признаки, имеющие частоту встречаемости 2 % и менее. Вообще о своем материальном положении заявили только 29 % женщин.

Таблица 1

Основные категории и признаки, используемые респондентками при самооценке в брачных объявлениях

Материальное положение Внешние данные

Признаки % Ранг Признаки % Ранг

Материально не обеспеченная 2,4 4 Приятной внешности 18,8 2

Материально обеспеченная 17,7 2 Нормальной внешности 10,3 8

Наличие автомашины 1,2 5 Не склонная к полноте 2,8 13

Наличие квартиры 20,2 1 Приятной полноты 10,1 9

Наличие дачи 4,5 6 Симпатичная 18,9 1

Жилья нет 1,0 3 Стройная 12,8 6

Личностные качества Привлекательная внешность 16,3 3

Признаки % Ранг Обаятельная 14,6 4

Порядочная 12,5 2 Красивая 4,1 11

Надежная 2,6 8 Интересная 3,2 12

Хорошая хозяйка 8,3 4 Обыкновенной внешности 8,3 10

Окончание табл. 1

Верная 13,0 1 Цвет глаз 10,6 7

Скромная 1,2 10 Цвет волос 13,7 5

Не глупая 1,5 9 Не дурнушка 0,6 14

Доброжелательная 1,1 11 Наличие детей

Добрая 11,6 3 Признаки % Ранг

Сентиментальная 3,7 6 Один ребенок 20,7 1

Нежная, ласковая 5,6 5 Два ребенка 6,5 3

Жизнерадостная 3,3 7 Более двух детей 0,4 5

Семейное положение Детей нет 20,5 2

Признаки % Ранг Дети взрослые, живут отдельно 3,5 4

Замужем 5,1 5 Прочие

Разведена 10,3 2 Признаки % Ранг

Вдова 8,1 3 Образование 15,6 3

Замужем не была 6,2 4 Профессия 4,5 4

Одинокая до вступления в брак 14,6 1 Возраст 91 1

Знак зодиака 21,3 2

Если посмотреть распределение признаков, характеризующих материальное положение респонденток по возрастным группам, то просматривается вполне логичная картина. Растянутый частотный максимум охватывает с четвертой по шестую возрастные группы (30...45 лет). Частота использования этих признаков плавно уменьшается к крайним возрастным группам 1.2 и 9.10, и если респондентки первых возрастных групп не используют эти признаки по вполне понятным причинам (сохраняющаяся материальная зависимость от родителей) , то в старших возрастных группах, где материальное положение относительно стабильно, они не используются по другой причине — акценте на личностные качества и духовные ценности потенциального партнера.

Максимум материальной необеспеченности отмечается для респонденток 20.30летнего возраста, частота использования этого признака постепенно уменьшается к 40.44 годам и в последующих возрастных группах не встречается.

Как показывает анализ объявлений, внешние данные респонденток на брачном рынке являются основными. Поэтому 72 % женщин посчитали необходимым привести в объявлении описание своей внешности. Действительно, внешность партнера,

особенно на начальном этапе становления отношений, играет существенную роль. Привилегированное положение красивых осознается с детского возраста. В жизни взрослых отношение к внешности не столь однозначно.

Рубрика, описывающая внешность респонденток, включает 12 признаков. Из всех женщин, давших самооценку своих внешних данных, 71 % отнесли себя к выигрышной в этом плане категории (красивые, приятной внешности, симпатичные, привлекательные, обаятельные), остальные — к нейтральной (обыкновенной и нормальной внешности). Встречающиеся в объявлениях такие описания своей внешности, как «баба-яга», «хорошенькая обезъянка» и т.п. мы не принимали в расчет, относя их к аллегорическим.

Наивысший ранг получил показатель «Приятной внешности». Он равномерно распределен по всем возрастным группам, несколько снижая свою частоту встречаемости в трех последних. Действительно, это интегральный показатель внешности основной массы женщин, не обладающих качествами, переводящими их в более высокую категорию. Далее по степени ранжи-рованности следуют: «Симпатичная», «Привлекательная», «Обаятельная», «Красивая». По возрастным группам первые два из ука-

занных признаков имеют два четко выраженных частотных плато. Повышенное для

1 и 2 возрастных групп и пониженное для 3.6. Признак «Обаятельная» примерно в равной мере используется респондентками 3.6 групп (25.45 лет), отражая ту трудноуловимую духовную организацию, уже присущую этому возрасту и проявляющую себя во внешности.

Какую-либо тенденцию в использовании признака «Красивая» установить не удалось. Это становится понятным, если вспомнить, что психологам не удалось определить общечеловеческий стандарт красоты.

Несколько детальнее остановимся на нейтральных показателях женской внешности («Обыкновенная внешность», «Нормальная внешность»). Для выяснения смысловой нагрузки этих показателей нами был проведен опрос, в котором участвовал о 37 женщин: 12 до 20 лет, 8 в пределах 20.29 лет, 17 в интервале 30.45 лет. В результате опроса установлено, что респон-дентками не делается принципиальных различий в толковании смысла этих признаков. Обобщающая характеристика их следующая — это внешность без физического изъяна и каких-либо запоминающихся черт, не красивая и не страшная, не выделяющаяся из толпы, на которой не задерживается взгляд. Обладательницами такой внешности в основном считают себя женщины 4.7 возрастных групп (30.50 лет).

Как следует из нашего анализа, преобладающими признаками при самооценке женщин являются признаки категории «Внешние данные». Однако психологические исследования показывают, что физическая привлекательность обеспечивает успех только на начальной стадии становления отношений. Более того, не существует даже жесткой связи между внешностью и успехом в романтических отношениях. В удовлетворенности общением, необходимой для продолжения контакта, внешние данные партнера отходят на второй план, уступая приоритет личностным качествам.

Категория «Личностные качества» насчитывает 11 признаков. Высшие ранги здесь занимают социально одобряемые

признаки: «Верная», «Порядочная», «Добрая», «Хорошая хозяйка». Характерно, что признаки, описывающие личностные качества, используются, как правило, не по одному, а в наборе из 2.5. Установлено, что эти признаки вообще не используются первой возрастной группой (до 20 лет), минимально второй (20.24 года), а остальными — более или менее равномерно.

Теперь остановимся на признаках, объединенных в категорию «Наличие детей». Первые ее три признака отнесены нами к прямо показывающим, что означает соответствие накопленных частот их использования процентному соотношению женщин с различным числом детей.

Итак, из всех респонденток, обратившихся в службу знакомств, пятая часть (20,7 %) имеет одного ребенка, 6,5 % — двух, около 0,5 % трех и более. Два других признака этой категории ( «Детей нет» и «Дети взрослые, живут отдельно»), как показал анализ, респондентки не относили к разряду обязательных. Лишь 20,5 % женщин использовали признак «Детей нет», остальные посчитали необязательным заявлять это. Также, видимо, не все женщины, имеющие взрослых детей, сообщили об этом в объявлении, считая этот фактор уже не определяющим при установлении каких-либо отношений.

Распределение респонденток с различным числом детей каких-либо неожиданностей не выявило. Распределение с одним и двумя детьми представляет собой полуволны, причем первая перекрывает собой весь фертильный возраст (1.7 возрастные группы) с максимумом в 30.35 лет, а вторая — его более зрелую часть с 25 до 49 лет при максимуме в 35.39 лет.

Итак, при самооценке респонденток выстраивается следующая иерархия категорий. Первое место с большим отрывом принадлежит категории «Внешние данные», далее с вдвое меньшей частотой используются признаки категории «Личностные качества» и приблизительно с равными частотами — категории «Наличие детей», «Материальное положение» и «Семейное положение».

Теперь проанализируем признаки, формирующие модель потенциального партнера, т.е. обобщенную модель «Он». Здесь также начнем с категории «Материальное положение». Понятно стремление респон-денток устроить отношения с материально

обеспеченным человеком. Поэтому суммарная частота встречаемости признаков, характеризующих материальное положение потенциального партнера, максимальная из всех категорий (табл. 2).

Таблица 2

Основные требования, предъявляемые женщинами к потенциальным партнерам-мужчинам

Материальное положение Внешние данные

Признаки % Ранг Признаки % Ранг

Материально независимый 45,3 1 Приятной внешности 6,2 2

Богатый 5,5 6 Рост 65,1 1

Обеспеченный 8,4 5 Красивый 2,8 5

Наличие квартиры 17,2 3 Высокий, сильный 10,6 3

Наличие дачи 1,2 7 Спортивного телосложения 0,8 7

Наличие автомашины 14,5 4 Внешность значения не имеет 1,3 6

Самостоятельный 18,3 2 Привлекательный 6,4 4

Личностные качества Неприемлемые качества

Признаки % Ранг Признаки % Ранг

Порядочный 31,2 1 Пьянство 35,0 1

Трудолюбивый 6,5 3 Судимость 29,2 2

Верный, надежный 9,5 2 Грубость 7,3 5

Наличие юмора 5,1 4 Жадность 9,3 4

Интеллигентный 4,7 5 Злость 4,1 6

Обаятельный 2,6 6 Вредные привычки 13,7 3

Мастер «Золотые руки» 0,6 7 Сексуальная распущенность 2,7 7

Уровень развития Психические отклонения 1,7 9

Признаки % Ранг Занудство 2,1 8

Умный 5,4 4 Жестокость 1,6 10

Образованный 8,3 1 Склонность ко лжи 1,5 11

Наличие интеллекта 7,5 3 Прочие

Воспитанный 8,1 2 Признаки % Ранг

Неглупый 5,0 5 Возраст 79,2 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессия 11,5 3

Наличие детей 2,5 5

Не женат 21,7 2

Семейное положение значения не имеет 7,3 4

Наши сомнения о принадлежности признака «Самостоятельный» к этой категории исчезли после специально проведенного опроса женщин, в результате которого установлена следующая смысловая трактовка этого признака: самостоятельный мужчина — это мужчина, способный материально обеспечить себя и свою семью и независящий материально и психологически от кого бы то ни было.

Исследуя материальные притязания

женщин по возрастным группам, мы установили два четко проявленных пика в частотах использования этих признаков. Характерно, что эти пики достаточно узкие и соответствуют одной возрастной группе (5 лет). Первый относится к 20.24 годам, второй — 35.39, что, на наш взгляд, хорошо коррелируется с двумя волнами брачности. Подобная тенденция просматривается и при использовании признака «Наличие жилья». Однако из нее выбивается достаточно

весомый признак «Наличие автомашины». Он примерно с равной частотой фиксируется во всех возрастных группах, несколько уменьшаясь в последних.

Из признаков категории «Внешние данные» явно лидирует признак «Рост», который прослеживается во всех возрастных группах. Максимальные частоты остальных признаков, описывающих внешность потенциального партнера, тяготеют к «ранним» возрастам. Они практически исчезают, начиная с 8 возрастной группы, т.е. с 50 лет.

Две следующие категории, характеризующие возможного партнера ( «Личностные качества» и «Уровень развития») , выявили, в общем-то, невысокий уровень притязаний. Исключение составил только признак «Порядочный», который, на наш взгляд, интегрирует представление женщин обо всех позитивных нравственных качествах мужчины.

Из негативных качеств женщины всех возрастных групп примерно в равной мере не приемлют пьянство ( 1 ранг) и наличие судимости (2 ранг). Третий ранг здесь устойчиво занимает признак «Вредные привычки». Опросом установлено, что этот признак объединяет в основном три негативных качества: пьянство, курение, употребление наркотиков. На наш взгляд, в объявлениях он является устоявшимся стереотипом и используется по принципу «кашу маслом не испортишь».

Из категории «Прочих» некоторый интерес представляет признак «Профессия», который назван нами так чисто условно. Из всех профессий в объявлениях респон-денток упоминается лишь одна — военнослужащий. В качестве потенциального партнера рассматривается обычно офицер (общевойсковой, погранвойск, военно-воздушных сил, войск УВД). Максимальную частотную значимость этот признак имеет в двух первых возрастных группах, где хорошо коррелируется с целью «Замужество». В последующих группах частота его плавно понижается при возрастании коррелируе-мости с целью «Интимные встречи». К 40. 44 годам он практически исчезает. Случаи явного неприятия этой профессии харак-

терны для женщин в возрасте 30.44 года.

При выстраивании иерархии категорий, описывающих притязания женщин к возможным партнерам, получается следующее. На первое место здесь выходит категория «Материальное положение», далее приблизительно с такой же частотой следует категория «Негативные качества», затем с заметно меньшими частотами «Внешние данные», «Личностные качества» и «Уровень развития».

Информацию о брачных ориентациях одиноких женщин позволяет получить их дифференциация в зависимости от принадлежности к различным моделям.

Проведенное исследование позволило выявить пять основных моделей одиноких женщин в их брачных установках. В качестве основного критерия при моделировании выбран возраст женщины, что позволяет проследить трансформацию их поло-ролевого поведения практически во всем возрастном диапазоне. Выделенные нами модели, возможно, не отражают всего многообразия ценностных ориентаций женщин, но они выявляют главные направления в развитии стереотипов их ценностных притязаний.

Модель 1 (Романтическая). К этой модели (20,5 % от всей выборки) мы отнесли респонденток первой возрастной группы (до 20 лет), т.е. того периода в жизни, когда у большинства девушек преобладают романтические, идеализированные установки, связанные с фазой добрачной любви. Примечательно, что возрастная мода этой модели составляет 16.17 лет. Именно этот возраст характеризуется большим числом влюбленностей и приходится на фазу эмоциональной незрелости [1].

В это время ведется поиск партнера для активного веселого времяпрепровождения, молодежных тусовок, дискотек. Для этой модели присущи групповые (2.4 подруги) обращения в службу знакомств, что косвенно подчеркивает стремление к приобретению друзей, а не партнера для семейной жизни. В качестве цели объявления этой моделью выбраны «Дружеские отношения» (29 %) и «Знакомство» (48 %).

Фактические данные в виде таблиц,

детально характеризующие рассматриваемую модель ( как и все последующие) , приведены в нашей монографии [2]. В этих таблицах ранжированы категории с наборами признаков, используемые для самооценки респонденток, а также признаки-требования к потенциальным партнерам. Как следует из этих данных, абсолютный приоритет при самооценке респонденток этой модели занимает категория «Внешние данные». Здесь собраны самые привлекательные признаки, характеризующие девичью внешность.

Второй приоритет занимает признак «Возраст», который в брачном объявлении этой модели выступает как опознавательный знак лиц определенного социального круга. Далее следует категория «Личностные качества», представленная минимальным набором признаков, в той или иной комбинации присутствующих практически во всех объявлениях.

Четвертый ранг принадлежит категории «Негативные качества». В ней присутствуют признаки, относящиеся к разряду «внемодельных», т.е. общих для большинства объявлений рубрик «Знакомства». Для первой модели это как раз тот минимальный набор, который не окрашен еще собственным житейским опытом и базирующийся, в основном, на социально неодобряемых качествах.

Модель 2 («Идиллическая»). Данная модель (около 18,8 %) респонденток являет собой органическое развитие первой, которое, конечно же, происходит с возрастом. Поэтому возрастной диапазон ( интервал) этой модели мы очертили 19.25 годами. К этому времени девушки уже имеют некий идеал брачного партнера, составленный, с одной стороны, из социально одобряемых качеств, с другой, — из прагматических установок существующих реалий.

Как показал анализ объявлений этой категории респонденток, основой брачного союза они считают два момента, один из которых — обоюдная любовь, а другой — общность интересов и миропонимания.

«Хочу встретить человека с красивой душой и добрым сердцем, хочется

найти взаимопонимание и, конечно, любовь. В мои годы еще грезят о настоящей чистой любви, когда любящие живут одними интересами и мыслями. О себе: 21/170, студентка...»

Семья, с точки зрения респонденток этой модели, — смысл человеческого существования. Ее создание — синоним устроен-ности и полноты жизни. «Никто замуж не возьмет» — это реальная угроза, это оценка-порицание, которая до сих пор постоянно употребляется в повседневном общении по отношению к незамужним девушкам. Замужество — это социальное признание, восхождение на более высокую общественную ступень, сопровождающееся повышением самооценки, изменением мироотношения в лучшую сторону. Это, таким образом, некоторая победа, достижение, которым можно гордиться и с которым бывает жаль расстаться. Замужнюю женщину можно отличить от незамужней по осанке, походке, манере говорить.

Поэтому для этой модели характерны только две цели, преследуемые в объявлениях: «Замужество» и более нейтральная «Знакомство». Первая цель имеет множество модификаций — от явной формы «хочу замуж», через вариации на тему любви: «встретить любимого человека», «подарить любовь и верность» до скрытой «только для серьезных отношений». Знакомство, как мы уже говорили, может перейти в фазу более серьезных отношений или при неприятии партнера закончиться.

Первый приоритет при самооценке, как и у предыдущей модели, занимает категория «Внешние данные». Здесь пущены в ход все эротические «приманки», свойственные этому возрасту:

— «Брюнетка с бирюзовыми глазами, стройная, хорошенькая... »

— «Симпатичная девушка с фигурой фотомодели...»

— «Стройная кареглазая брюнетка с длинными волосами... ».

На втором месте в ряду категорий, используемых при самооценке респонденток этой модели, стоит категория «Личностные качества». Признаки этой категории,

как и у предыдущей модели, соответствуют цели. Здесь на брачный рынок выставляются такие ценности, как скромность, верность, нежность — неотъемлемые качества хорошей жены и спутницы жизни и такие качества, как умение хорошо готовить и хорошо вести хозяйство — неотъемлемые качества хозяйки дома. Не обсуждая здесь степень соответствия этих качеств личностям респонденток, отметим, однако, что такой набор личностных качеств вкупе с предлагаемыми внешними данными полностью соответствует требованиям «первого круга».

Не диссонируют описанному портрету и требования, предъявляемые этой моделью к потенциальному партнеру. Здесь уже ощутима категория «Материальное положение», которая вобрала практически все признаки, описывающие материальное положение. Кроме этого, достаточно весома и частота их встречаемости. Однако общий приоритет у этой модели отдан все же личностным показателям партнера: внешним данным ( 1 ранг) и личностным качествам (2 ранг). Характерным для описываемой модели является высокая значимость этих категорий и небольшой разрыв в суммарной частоте встречаемости их признаков (без учета самого весомого признака “ Рост” категории “Внешние данные”). К общему фону категории «Негативные качества», составленному из «внемодельных» признаков: пьянство, судимость, вредные привычки, у описываемой модели добавились, видимо, личные компоненты: грубость и жадность.

Модель 3 ( «Зрелость» ). Ранее при характеристике признаков, определяющих социальную группу «одинокие женщины», мы уже использовали понятие «второй круг жизни», предложенное литовскими социологами. Это понятие связано с распадом семейных отношений и переходом супругов во второй круг жизни.

Социологи выделяют несколько периодов распада семьи. Первый приходится обычно на самое начало семейной жизни, которая вдруг оказывается далеко не такой легкой, полной удовольствий и развлечений, какой представлялась до обмена коль-

цами. Многие молодые люди воспринимают первые симптомы распада как конец всему, т.к. обыденный максимализм романтической любви не вмещает в себя иных представлений.

Когда двое встречаются, они практически ничего не знают друг о друге. Первый источник информации — это внешность, и некоторые выбирают себе пару именно по внешнему виду. Но это, как ни странно, не такое уж частое явление, потому что привлекательность и даже сексапильность зачастую не зависят от роста, веса и иных параметров. Что еще? Голос, характер, увлечения, вредные и полезные привычки. Для дружеских отношений вроде бы достаточно, да и для интимного притяжения тоже.

При прогнозировании семейной совместимости все сложнее: в отличие от совместимости сексуальной, которую еще можно как-то прогнозировать, семейную гармонию предсказать трудно. Но как узнать, смогут ли будущие супруги жить вместе, когда их встречи-праздники перерастут в ежедневную рутину.

/П о о

Следующий «уровень» распада семей приходится на 25.29 лет, за ним — на 35. 39 лет. В чем же кроются причины разводов в 25.29 лет? Ведь все устоялось, есть жилье, подросли дети. Видимо, эти причины можно определить как запоздалую реакцию на трудности первых лет жизни. Пока молодые воевали за место под солнцем, проводили бессонные ночи у постели первенца, им было некогда остановиться, оглянуться, присмотреться к живущему рядом человеку. И вот наступило время, когда можно расслабиться и зажить спокойно. Но происходит это далеко не всегда: выплескивается накопленное раздражение, усталость от борьбы с трудностями переносится на якобы невыносимый характер партнера... Брак распадается.

Следующая опасная черта — так называемый кризис середины жизни. В той или иной форме большинство супружеских пар переживают этот кризис и связанный с ним кризис супружеских чувств. Обозримость оставшегося отрезка жизни, необходимость

подвести предварительные ее итоги, желание взять от нее то, что еще можно успеть,

— все это настоятельно может встать перед человеком, заставить его пересмотреть образ своего «Я», а значит, и своего супруга. Эти глубинные и трудно поддающиеся анализу (а тем более — самоанализу) процессы могут внешне проявляться самым различным образом, однако общим знаменателем служит потребность в новом.

Мы очень кратко рассмотрели основные периоды жизни человека, переводящие его во «второй круг». Теперь приступим к описанию выделенной нами модели.

Стихийные социально-психологические нормы расценивают вступление человека во «второй круг жизни» как поражение, жизненную неудачу. Ни работа, ни развлечения не спасают. Женское одиночество, порожденное неустроенностью личной жизни, сопровождается, как правило, продолжительным стрессом и может расцениваться как одна из самых разрушительных социальных болезней.

Возрастной диапазон модели «Зрелость» очень широк, он охватывает 1.7 возрастные группы. За возрастной критерий выделенной модели нами принят фертильный возраст, верхняя граница которого в России установлена в 49 лет. К этой модели мы отнесли респонденток, имеющих детей, а также бездетных одиноких женщин, разведенных и вдов до 50 лет, всего 42,2 % от всей выборки.

Столь широкий возрастной диапазон подвинул нас к идее дифференциации рес-понденток внутри этой модели. В качестве критерия выделения подтипов послужило наличие (отсутствие) детей. К первому подтипу мы отнесли респонденток, имеющих детей. Ко второму — не имеющих, сюда же отнесены женщины, имеющие взрослых детей, живущих отдельно.

Вообще, тема «детей» звучит в большинстве интервью и объявлений респон-денток этой модели: от простой констатации факта наличия детей до желания иметь «отца и воспитателя ребенку», от заявлений «хочу родить ребенка» до «заменю мать вашему ребенку». Критерий «наличие (от-

сутствие) детей» выступает также в качестве модификатора цели объявления у этой модели. Так сложилось, что многие материальные, социальные, личностные моменты, характеризующие сложившуюся жизнь, имеют «цену» в борьбе за привлечение внимания возможного партнера. Осознавая, что ребенок в большинстве своем оказывается негативным фактором, препятствующим новому браку, женщины первого типа исследуемой модели как бы уравновешивают его такими своими качествами, как молодость, здоровье, привлекательность, позитивными личностными достоинствами и формулируют конкретную цель — создание семьи.

— «Для создания семьи хочу познакомиться с надежным мужчиной, любящим детей, о себе: Марина, 32/162, не склонная к полноте, привлекательная шатенка, глаза карие, сыну 3 года... »

— «Молодая мама (сыну 2 года) хотела бы найти свою половинку в лице интеллигентного, порядочного мужчины. Симпатичная, с хорошей фигурой, не богатая, но современная блондинка, 25/159...»

Такая ясность и конкретность цели присуща самым молодым представительницам модели, еще считающим, что первый неудачный опыт семейной жизни и маленький ребенок, подрощенный мамой и бабушкой, — просто черновой набросок будущей счастливой жизни. Для этого типа еще характерны идиллические веяния, присущие двум предыдущим моделям.

— «Молодая (23), невысокая, стройная блондинка ищет своего единственного, обаятельного, привлекательного, высокого, материально независимого молодого человека, который не способен на ложь и предательство, который стал бы для меня любящим мужем, а для моего сына любящим отцом... »

Далее с возрастом и, особенно с появлением второго ребенка у первого типа женщин рассматриваемой модели однозначность цели постепенно исчезает, она становится вариантной.

— «Если тебе 37...43, выше 170, если

для тебя национальность не имеет значения, напиши нам. Маме 37 лет, сын-школьник. Не нужны золотые горы, нужен настоящий друг, не увлекающийся спиртным...»

— «Разведенная женщина 33 лет, простой, приятной внешности, сыну 12 лет, желаю познакомиться с мужчиной от 30 до 45 лет. На брак не претендую, но возможно совместное проживание, т.к. устала от одиночества...»

В других объявлениях — сетования на неустроенность бытовых проблем и надежда найти мужчину-хозяина.

— «Ну вот, опять не наточены ножи. Ох уж эти ножи. И выключатель разболтался, и трубы текут. Мужчины! Неужели среди вас не осталось ни одного, который заметил бы все эти мелочи? Может быть найдется хотя бы один, способный справиться с этим и со многим другим. Мне 34/167, двое детей, разведена...»

Видимо, крайним проявлением снижения целевых ожиданий является установка на «любого», встречающаяся у старших возрастных групп респонденток этой модели. Здесь цель объявления конкретно не обозначается. И тогда сквозящая неустроенность быта, приближающаяся старость уже «согласны» на то, что «внешность значения не имеет», и лишь бы «мало пил».

Мы рассмотрели целевые ожидания респонденток первого типа обсуждаемой модели. Каков же спектр этих ожиданий у второго типа — женщин, не имеющих детей?

Прежде заметим, что представительницы этого типа в меньшей мере испытывают гнет материально-бытовых проблем, нежели женщины, имеющие хотя бы одного ребенка. Так сложилось, что в ущерб всем другим социально-значимым функциям женщины приоритет их жизни переместился на работу и карьеру. Естественно, что они стоят на более высокой социальной ступени, больше времени могут уделить своей внешности, отдыху. Это делает их более предпочтительными на брачном рынке. Однако, осознавая это, целевые ожида-

ния этого типа женщин не ограничиваются только созданием семьи:

— «Где вы, мужчины? Знаю, что среди вас есть много прекрасных одиноких людей, предлагаю вам свою нежность и дружбу и все, что нужно для счастья вдвоем. Мне 45/162, мат. независима, есть хорошая квартира. Надеюсь и жду... »

— «Подругой, любовницей, женой способна стать для нежного, спокойного мужчины. Лариса, 36/168, в/образование, материально независима, бездна достоинств, минимум недостатков... »

Признаки самооценки респонденток этой модели каких-либо комментариев не требуют. Отметим только, что и они твердо придерживаются правил «брачного рынка», понимая, что хотя нормативное поведение и предполагает скромность и умалчивание о собственных достоинствах, в условиях брачной конкуренции человек вынужден создавать выигрышный образ.

Анализ признаков-требований, предъявляемых этой моделью к потенциальному партнеру, показал следующее. По сравнению с предыдущими моделями здесь значительно «активизировалась» категория «Материальное положение» (2-й ранг), 1-й ранг отдан категории «Личностные качества», самой представительной по количеству признаков и весомой по частоте их встречаемости. Характерной особенностью этой модели является значительное снижение значимости категории «Внешние данные». Ее поддерживают только самый весомый признак «Рост» и примерно равновесомые признаки «Приятной внешности» и «Внешность значения не имеет».

Модель 4 («Осень»). Респондентки данной модели (12,1 %) объединяют старшие возрастные группы исследованной выборки. Это в основном женщины пред- и пенсионного возрастов, которые испытывают гамму противоречивых чувств (сомнения, неловкость, надежду) при обращении в службу знакомств. Над ними, как ни над кем, еще довлеют прежние социальнопсихологические нормы, им труднее преодолеть женское самолюбие. Они прекрас-

но осознают, что «может быть и смешно выглядит, когда женщина такого возраста ищет по объявлениям знакомства с целью замужества», однако находят в себе силы противостоять этому.

Основной лейтмотив всех объявлений

— одиночество. А в этом возрасте оно особенно тревожит: «одиночество сегодня, завтра, послезавтра...» «одиноким быть очень трудно, даже если ты материально независим... » Другой важный мотив, звучащий в объявлениях, — «надежда», которую рес-пондентки связывают с их публикацией:

— «Вдова. Хотя мало верю в серьезность знакомств по объявлению, но все-таки надеюсь на встречу... »

— «Вдова. Умерла часть моей души, и я опустошила себя. Но еще надеюсь, что встречу... »

Исследуемую модель можно рассматривать как возрастное развитие моделей «второго круга». В чем же ее отличие? Во-первых, если у модели «второго круга» в качестве цели преобладало «замужество», то здесь эта цель практически не просматривается. Она трансформируется в другие: «нужен друг и помощник», «для дружеских отношений», «разделить свое одиночество», «найти попутчика жизни» и т.п. Во-вторых, при самооценке респонденток значительно сместились акценты. Так, первый приоритет теперь занимает признак «Возраст», второй отдан категории “Материальное положение». Как таковой менее звучит признак «Материально независима», однако все другие признаки этой категории, имеющие высокие частоты встречаемости, позволяют нарисовать, в общем-то, материально благополучный портрет. Третий ранг принадлежит категории «Личностные качества». Признаки этой категории, характеризующие женщин этой модели как прекрасных хозяек с набором самых привлекательных женских качеств, удачно дополняют портрет и создают образ добропорядочной независимой женщины, обладающей прекрасными человеческими качествами и на склоне лет волею судьбы оказавшейся одинокой. И это действительно так:

— «Есть квартира, машина, дача,

одиночество... Нет друга, мужа, водителя. 54/156, приятной внешности...»

— «Вдова. Все необходимое для нормальной жизни есть. Нет тебя... »

Определенное родство с моделью «Зрелость» обнаруживается в неизменности акцентов при формировании приемлемого образа желаемого партнера. Здесь также приоритет за личностными качествами, хотя «окраска» признаков несколько сместилась из чувственной области (нежный, добрый, ласковый) в прагматическую (трудолюбивый, аккуратный, «умелые руки»). Отличительной особенностью исследуемой модели является практическое отсутствие притязаний к уровню интеллектуального развития потенциального партнера.

Модель 5 («Интимные встречи»). Одной из современных тенденций развития «брачного рынка» является широкое появление предложений интимного характера. Оговоримся сразу, что целью нашего исследования не является анализ и обсуждение морально-нравственных аспектов этой проблемы, поэтому мы ограничимся только констатацией самого факта. Однако в качестве постановки проблемы, отличающейся от общепринятых взглядов на сферу интимных притязаний женщин, приведем выдержки из статьи психолога Н.Н. Нари-цына [3]. В частности, он пишет, что порой складывается ощущение, что в нашем обществе, точнее, в его сексуальной культуре все поставлено с ног на голову. Так, если мужчина постоянно окружен огромным числом влюбленных в него женщин — такого в обществе, как правило, уважают и никто не вникает ни в причины такого поведения мужчины, ни в его ощущения по этому поводу.

Подобное поведение женщины традиционно считалось как недостойное. Причин такого поведения несколько: это и нимфомания, рассматриваемая как психиатрическое расстройство, связываемое с поражением психики, а то и непосредственно мозга; это и проституция — проблема не столько психологическая, сколько социальная. Подавляющее большинство «дам полусвета» относятся к этой профессии с

холодным расчетом. Они занимаются ею не потому, что им хочется каждый день менять партнеров: просто другого способа заработать на жизнь они не видят.

Другое дело смена половых партнеров «ради удовольствия», а чаще для коллекции, она никак не связана с сексуальными желаниями. Иначе говоря, женщина может перебирать одного партнера за другим, не испытывая ни к кому из них интимного влечения. Зачем же в таком случае ей понадобились все эти мужчины? Такое поведение характеризует женщин демонстративного типа личности, которые постоянно нуждаются в новых впечатлениях. Такие женщины любят путешествовать по незнакомым местам, бывать в театрах и на концертах, часто меняют стиль одежды — в общем, всячески стремятся получить побольше внешних впечатлений от окружающего мира. Дамы такого типа ( демонстративные личности) очень общительны и легко сходятся с людьми, постоянно стремятся к новым знакомствам и встречам — в том числе и вне постели. Любят вечеринки, прекрасно чувствуют себя в толпе, особенно если на них обращают внимание — неважно, по какому поводу. И главное — такая женщина стремится к постоянным «психологическим поглаживаниям», к комплиментам, в первую очередь одобрению ее внешности, восхищению окружающих ее физической привлекательностью. В частности, очень желаемы знаки внимания мужчин — только в целях дополнительного подтверждения этой привлекательности.

Такая женщина, обращающая на себя внимание в любой толпе, общительна и постоянно ожидающая ухаживаний. На нее первую мужчины обратят внимание, с ней будут беседовать и танцевать, а она не откажет никому в своей благосклонности — потому что чем больше у нее поклонников, тем более комфортно она себя чувствует как личность. Что главное для демонстративной дамы? Постоянная уверенность в собственной неотразимости. И внимание мужчин — главный критерий собственной оценки.

Часто такие женщины набирают пок-

лонников и сами целенаправленно доводят их до постели. Но цель у них более прозаичная. Они собирают коллекцию новых впечатлений, без которых жизнь кажется им бессмысленной. Новые лица, новые тела

— такая коллекция порой составляет цель жизни ярко выраженной демонстративной дамы. Чаще всего этими женщинами движет действительно спортивный азарт

— вернее, охотничий: они обращаются с мужчинами, как охотники с добычей. Эти женщины стремятся одержать как можно больше побед, как можно чаще разбивать мужские сердца — все это исключительно ради подтверждения собственной привлекательности. Причина подобного поведения — ее собственное бессознательное. Почему глубинные порывы толкают женщину на такие поступки, на такие оценки и предпочтения — она сама не знает. Ответить на этот вопрос — задача специалиста-психоте-рапевта или психоаналитика. И часто такие женщины сами мучаются оттого, что чуть ли не насильно заставляют себя жить с одним и тем же мужчиной, даже порой выходят замуж. Но через некоторое время начинают изменять мужу или просто уходят от него.

Как свидетельствуют наши данные, обсуждаемая модель (14,4 % всей выборки) в возрастном спектре респонденток имеет стабильное распределение на уровне около 20 % со второй по седьмую возрастные группы и один выраженный максимум (33 %), приходящийся на 35.39 лет. Этот период как раз и соответствует упомянутому нами ранее кризису середины жизни.

Фактические данные показывают, что обсуждаемая модель предельно проста по своему оформлению как признаками самооценки, так и признаками-требованиями.

Таким оформлением создаются предпосылки предельно простых отношений между полами, напоминающими отношения купли-продажи или обмена. Действительно, с одной стороны, предлагаются красиво оформленные эротические приманки, спектр которых достаточно широк, в обмен на интимные услуги определенного рода:

— «Вдова 36/164, полненькая, с пыш-

ной грудью, симпатичная, хочет познакомиться с деловым мужчиной для приятных встреч... »

— «Красивая, стройная, изящная, длинноногая женщина ищет постоянного любовника 25...35 лет...»

Таким образом, ведущими категориями при самооценке этой модели являются «Внешние данные» (2-й ранг) и «Личностные качества» (3-й ранг). И если первая содержит практически максимальный набор наиболее привлекательных женских признаков, то вторая — только качества, усиливающие притягательный эффект первых: женственная, нежная, ласковая, темпераментная. Четвертый ранг занимает категория «Материальное положение». Признаки этой категории, по нашему мнению, играют достаточно большую роль в достижении цели брачного объявления, во всяком случае, однозначно разграничивают сферы возможных отношений. В одном случае это материально независимая женщина, желающая только удовлетворить свои сексуальные потребности:

— «Леди 26/180, есть квартира, ВАЗ

— 099, дача, ищу любовника любого возраста, только для секса».

В другом — на предполагаемого любовника ложатся определенные материальные обязательства.

Определенную смысловую нагрузку в категории «Семейное положение» несет признак «Замужем». Он играет, на наш взгляд, двоякую роль — во-первых, автоматически выводит респондентку из разряда женщин «легкого поведения» и, во-вторых, косвенно информирует о заметно меньшем риске венерических заболеваний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— «Краснокаменцы! Познакомлюсь с мужчиной исключительно для секса, для встреч в дневное время. Мне 36, замужем. Вы — женаты, возраст 36 плюс-минус 5. Наличие интеллекта и а/м крайне желательно».

Анализ признаков-требований, предъявляемых данной моделью к потенциальным партнерам, выявил приоритет категории «Материальное положение», что поддается объяснению. Для одной катего-

рии респонденток материальный достаток партнера является обязательным условием, и отношения здесь можно квалифицировать как акт купли-продажи интимных услуг:

— «Молодая привлекательная девушка 24 лет ищет богатого спонсора на ваших условиях, мужчину до 35 лет. Желательно высокого и привлекательного».

Для другой — материальная состоятельность партнера является красивым фоном (автомашина, подарки, рестораны) их отношений. Особую категорию среди ищущих спонсоров составляют студентки.

— «Симпатичная молодая девушка будет любовницей мужчины с квартирой, который окажет материальную помощь и частично оплатит обучение в вузе. Внешность и возраст значения не имеют... »

— «Две красивые, молодые и умные студентки последних курсов ищут состоятельных спонсоров для продолжения учебы. Возраст значения не имеет, рассмотрим и ответим на любые предложения».

Каждая респондентка имеет свой образ «идеального любовника», который формируется при использовании признаков категории «Личностные качества», «Внешние данные» и «Уровень развития» (соответственно 2, 3 и 4-й ранги). Они представлены большим количеством признаков, однако каждый из них имеет небольшую частоту встречаемости. Исключение составляет лишь признак “Порядочность”, выступающий своеобразным гарантом конфиденциальности отношений.

Анализируя процентное соотношение рассмотренных мотивационных моделей женщин в общей выборке, можно отметить следующее. Во всех выборках, без исключения (как по годам, так и по источникам информации), преобладают респондентки, отнесенные нами к модели «Зрелость». В ней собраны воедино все признаки, характеризующие социальную группу “одинокие женщины”. Здесь и длительное отсутствие постоянного партнера, и сформировавшееся состояние внутреннего разлада, воспринимаемое как неполноценность своих отно-

шений с миром, и еще не угасшее чувство надежды. Хотя много пережито, но есть еще силы и здоровье, сохранилась женская привлекательность...

Однако одиночество, порожденное неустроенностью личной жизни, сквозит постоянной доминантой, формируя стереотип безысходности. Он переживается по-разному — безропотно с чувством обиды, сопровождающимся претензиями к другим или к судьбе, либо с выраженной наступательной тактикой в решении своей судьбы.

Определяющей особенностью современных женских брачных объявлений является разнообразие целей, преследуемых женщинами. При анализе объявлений ус-

100 90 80 2 70 £ 60 “50 <з40 ^30 20 10 0

тановлено всего двенадцать разновидностей целей. Три из них («Платоническая любовь», «Наследование квартиры», «Для выезда за границу») встречены в единичных проявлениях. Из оставшихся девяти («Знакомство», «Замужество», «Дружеские отношения», «Интимные встречи», «Разовые встречи для проведения праздника или отдыха», «Спонсорство», «Совместный бизнес», «Заменю мать ребенку», «Рождение ребенка»), ощутимую частотную значимость имеют лишь первые четыре.

Процентное соотношение этих целей, заявленных в брачных объявлениях всех возрастных групп респонденток, иллюстрируют диаграммы рис. 1.

■ Ряд5 ИРяд4

□ Ряд3

□ Ряд2

□ Ряд1

9 10

возрастные группы

Рис. 1. Соотношение целей брачных объявлений в различных возрастных группах:

ряд 1 — «Разовые встречи»; ряд 2 — «Дружеские отношения»; ряд 3 — «Интимные встречи»; ряд 4 — «Знакомство»; ряд 5 — «Замужество»

Попытаемся проследить основные отличия в оформлении брачных объявлений, обусловленных различными целями. При этом будем оперировать обобщенными показателями-категориями, объединяющими признаки одной тематической направленности, исследованные в работе [4]. На рис.

2 для каждой модели приведены по две диаграммы. Левые иллюстрируют соотношение категорий самооценок респонденток, правые — категорий-требований к потенциальным партнерам.

На всех диаграммах по оси «У» в процентах указана суммарная частота встречаемости признаков, образующих категории, по оси «Х» цифрами обозначены категории. На левых диаграммах: 1 — материальное положение; 2 — внешние данные; 3 — лич-

ностные качества; 4 — семейное положение; 5 — дети; 6 — возраст. На правых диаграммах позиции 1—3 и 6 соответствуют тем же категориям, что и на левых: 4 — уровень развития; 5 — негативные качества.

Основной целью, преследуемой первой моделью ( «Романтическая») , является приобретение друзей для активного веселого времяпрепровождения. В соответствии с ней на брачном рынке превалирует категория «Внешние данные», объединяющая самые привлекательные признаки, характеризующие девичью внешность. Категория «Личностные качества» проявлена менее заметно, а ее наполнение полностью соответствует цели ( признаки: веселая, интересная, с чувством юмора).

Модель 1 «Романтическая»

Модель 2 «Идиллическая»

Модель 3 «Зрелость»

Модель 4 «Осень»

Модель 5 «Интимные встречи»

Рис. 2. Сопоставление моделей по категориям самооценки респонденток (левый ряд) и катериям-требованиям к потенциальным партнерам

Основной мотив, звучащий в объявлениях респонденток третьей модели («Зрелость»), — это одиночество. Цель объявления в большинстве случаев конкретно не обозначается и в общем виде может трактоваться как поиск жизненного партнера.

Категории самооценки третьей модели выявляют более объективную характеристику внешних данных и личностных качеств. Приобретенный жизненный опыт, боязнь повторных ошибок формируют совершенно другой по сравнению с предыдущими моделями портрет потенциального партнера. Его эмоциональная окраска заменяется на более прагматическую. Ведущие позиции теперь занимают категории Цель, заявляемая второй моделью («Идиллическая»), совершенно иная — замужество и создание семьи. Однако ее оформление категориями в общем-то, аналогично предыдущей. Здесь также преобладают категории «Внешние данные» и «Личностные качества». И если первая практически не изменилась, то вторая стала заметно весомее и изменилась качественно. На брачный рынок выставляются ценности, характеризующие женщину как верную жену и хозяйку дома ( скромность, верность, нежность, умение хорошо готовить и вести хозяйство). Такой же качественный сдвиг проявился и в требованиях, предъявляемых этой моделью к потенциальному партнеру. Также здесь уже ощутима категория «Материальное положение» и заметно полнее представлена «Негативные качества». «Личностные качества» и «Материальное положение», а категория

«Внешние данные» по частоте встречаемости здесь не выделяется из остальных.

Появившаяся и достаточно значимая категория «Уровень развития», а также возросшая значимость категории «Негативные качества» позитивно дополняют нарисованный портрет потенциального партнера, в какой-то мере даже идеализируя его. Такая общая картина вуалирует другие встречаемые целевые мотивы, например, установку только на создание семьи или на «любого», лишь бы «мало пил».

Цель «Замужество» практически не просматривается в четвертой модели («Осень»). Она трансформируется в другие: «Нужен друг и помощник», «Для дружеских отношений» и т.п. При самооценке респондентки создают образ добропорядочной, независимой женщины, обладающей прекрасными человеческими качествами и на склоне лет волею судьбы оказавшейся одинокой. При формировании образа желаемого партнера приоритет остается за личностными качествами, которые приобретают еще более прагматическую направленность (трудолюбивый, аккуратный, «умелые руки»). Заметно снижены требования к материальному положению и человеческим слабостям (вредным привычкам).

Приведенный анализ целевых мотиваций женских брачных объявлений показал, что заявляемая цель определяет схему поло-ролевого поведения женщины, проявляющуюся в наборе собственных качеств и желательных — потенциального партнера.

Литература

1. Тийт Э.-М. Проблемы выбора будущего спутника жизни у молодежи / Современная семья. — М.: Финансы и статистика, 1982. — С. 30-36.

2. Романова Н.П., Осинский И.И. Одинокие женщины. — Чита: ЧитГУ, 2000. — 231 с.

3. Нарицын Н.Н. Женщины нелегкого поведения // «Аиф-любовь». № 9, май 1998.

4. Романова Н.П. Мотивация добрачных контактов женщин в современных условиях (контент-анализ) /_ Вестник ЧитГТУ, 1997. — Вып. 4. — С. 146-166.

Коротко об авторе____________________________________________________Briefly about the author

Романова Н.П., д-р социол. наук, профессор, Чи- N. Romanova, Dr. Sc. (Sociology), Full Professor,

тинский государственный университет (ЧитГУ) Chita State University (ChSU)

rik-romanova-chita@mail.ru

Научные интересы: философия одиночества, Areas of expertise: phylosophy of loneliness, gender

гендерные исследования, деловые коммуникации research, buisness communications

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.