4. Полученные результаты позволяют рекомендовать внедрение метода ИГТ также на горных курортах - в Пятигорске, Железноводске, Ессентуках, Кисловодске и послужат дальнейшему развитию эффективного метода ИГТ.
Литература
1. Абазова, З.Х. Эффективность использования ИГТ в лечении эндокринной патологии. /Абазова З.Х.// Автоматизированный анализ эффективности использования адаптации к гипоксии в медицине и спорте.- М.-Нальчик, 2001.- Т. 2.- С. 95-124, 146-157.
2. Бойченко, АХ. Эффективность ИГТ в лечении патологии нервной системы / Бойченко А.Х. // Автоматизированный анализ эффективности использования адаптации к гипоксии в медицине и спорте.- М.- Нальчик, 2001.- Т.3.- С. 27-35.
3. Борукаева, И.Х. Использование интервальной гипоксиче-ской тренировки в пульмонологии / Борукаева И.Х. // Автоматизированный анализ эффективности использования адаптации к гипоксии в медицине и спорте.- М.-Нальчик, 2001.- Т. 2.- С. 5-38.
4. Гринева, О.В. Нормобарическая гипокситерапия лиц с сердечно-сосудистыми нарушениями в условиях курорта Сочи. В кн.: Прерывистая нормобарическая гипокситерапия / Гринева О.В., Поддубная Р.Ю., Быков А.Т., Чижов А.Я // Доклады Академии проблем гипоксии РФ, том 3.//Под редакцией Р.Б.Стрелкова, А.Я.Чижова-М., 2005, с.60-67
5. Колчинская, А.З. Кислородная недостаточность, деструктивное и конструктивное действие / Колчинская А.З, Хацуков Б.Х., Закусило М.П..- Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2007. - 208 с.
6. Колчинская, А.З. Нормобарическая интервальная гипокси-ческая тренировка в медицине и спорте / Колчинская А.З., Цыганова Т.Н., Остапенко Л.А..- М.: Медицина, 2003.- 407 с.
7. Крупко-Большова, Ю.А. Интервальная гипоксическая тренировка как одно из эффективных средств в комплексе терапевтических мероприятий при ювенильных маточных дисфункциональных кровотечениях / Крупко-Большова Ю.А., Вовк И.Б. // Hypoxia Med. J., 1994.- № 2.- С. 55
8. Поддубная, Р.Ю. Прерывистая нормобарическая гипоксия в комплексе санаторно-курортного лечения и реабилитации лиц с бронхолегочной патологией. В кн.: Прерывистая нормобарическая гипокситерапия / Поддубная Р.Ю., Гринева О.В., Быков А. Т., Чижов А.Я.. // Доклады Академии проблем гипоксии РФ, том 3.// Под редакцией Р.Б. , А.Я. Чижова-М., 1999, с.172-181
THE EFFECTIVENESS OF INTERVAL HYPOXIC TRAINING METHOD IN RESORT CONDITIONS
YE.M. SUKHININA, T.N. TSYGANOVA, O.G. SAFONICHEVA
All-Russia Research Institute of Medical Technics, Chair of Non-Medical Methods of Treatment and Clinical Physiology, 1s Moscow State Medical University after I.M. Sechenov
The article presents the analysis of Interval hypoxic training (IHT) application for treating patients with various diseases and mechanisms of positive adaptation to hypoxia within the course of IHT at resort areas applying the hypoxicators of "Trade Medical", "Hypoxia Medical", "Bio-Novo" and "Climbi". The analysis of IHT application effectiveness has shown, that the it is highly effective at primary post-haemorrhagic anaemia in girls with juvenile dysfunctional metrorrhagia, as well as in patients with broncho-pulmonary and cardiovascular diseases in the resorts of Sochi and Nalchik. The represented results can be the base for the further development of such effective methods as IHT.
Key words: hypoxia, mechanisms, resorts.
УДК 614
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
М.А. САФОНИЧЕВА, О.Г. САФОНИЧЕВА, И.А. МИНЕНКО, О.И. КОЕКИНА *
Статья посвящена актуальной медико-социальной проблеме - раз-
* Специальная коррекционная школа-интернат VIII вида г. Москвы, Кафедра нелекарственных методов лечения и клинической физиологии ФпПОВ ГОУ ВПО Первый Московский Государственный медицинский университет им. И. М. СеченоваМинздравсоцразвития РФ Фонд по изучению сознания
работке диагностического комплекса мероприятий для уточнения патогенеза интеллектуальных нарушений у детей специальной кор-рекционной школы-интерната VIII вида. Комплексное клинико-неврологическое, мануально-терапевтическое и инструментальное нейрофизиологическое исследование детей младших классов специальной коррекционной школы-интерната №81 позволяет уточнить патогенетически значимые механизмы формирования данной патологии, а также изучить влияние туннельных мышечно-тонических синдромов на состояние вертебрально-цервикального кровотока и ликвородинамики. На основе полученных результатов разработана программа комплексной нелекарственной реабилитации детей с нарушениями интеллектуального развития и неоптимального статико-динамического стереотипа.
Ключевые слова: реабилитация, интеллектуальные нарушения, мышечно-тонические синдромы.
В последнее десятилетие по данным В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе (2008) происходит прогрессирующее ухудшение здоровья детей и подростков [1]. Наблюдается рост проявлений агрессивности, токсикоманий, иных форм делинквентного поведения и резкое снижение их возрастного порога. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформи-рованность произвольной саморегуляции, дисграфии, различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость, истощаемость), соматическую и психосоматическую уязвимость, проявляющуюся в виде сосудистых, костно-мышечных нарушений, снижения иммунитета и десинхроноза различных систем организма. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
Для формирования инновационной модели комплексной поэтапной реабилитации воспитанников с указанными нарушениями была проведена подготовительная работа отдела психолого-социального сопровождения детей при Департаменте образования города Москвы совместно с научными сотрудниками Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Федерального научного клини-ко-экспериментального центра традиционных методов диагностики и лечения Минздравсоцразвития России и педагогическим коллективом школы-интерната №81, получившая одобрение межвузовского Комитета по этике при ассоциации медицинских и фармацевтических ВУЗов.
Цель исследования - разработка научно обоснованных технологий поэтапной реабилитации и социализации личности воспитанника, способного к самостоятельной адаптации, интеграции и самореализации в социуме в пределах своих психофизических возможностей.
Материалы и методы исследования. Для изучения психологического и клинико-неврологического статуса, составления реабилитационных программ и прогнозирования ожидаемых результатов были обследованы 82 учащихся школы - интерната № 81 1-7 классов в возрасте от 8 до 14 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в рамках диагнозов Б-70, Б-71 по МКБ-10.
В специальной коррекционной школе-интернате (СКОШИ) обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллектуального развития, умственная отсталость, снижение познавательной деятельности ребенка) по направлению медико-психолого-педагогической комиссии Округа или города Москвы. Учреждение интернатного типа предполагает обязательное проживание воспитанников в течение учебной недели, поэтому формирование контингента обучающихся происходит из семей, нуждающихся в социальной поддержке. Большинство детей поступают в школу в возрасте 8-9 лет без углубленных инструментальных исследований, медицинского и психологического сопровождения. Контакт с родителями часто ограничен, сведения о протекании беременности и раннем индивидуальном развитии ребенка практически отсутствуют.
В учреждении реализуются образовательные, воспитательные и медицинские функции. Спецификой этих функций является коррекция, компенсация и реабилитация личности воспитанников. Количество учащихся на 1 января 2009 года составляло 148 человек. На интернатном проживании находилось 98 детей, на надомном - 9 учащихся.
Применялись следующие методы исследования: 1) Клиническое неврологическое и мануально-терапевтическое исследование проводилось с целью выявления биомеханически значимых изменений, особенно со стороны шейно-грудного отдела позвоночника и компрессионно - тун-
нельных невропатий в кранио-вертебральной зоне, оказывающих влияние на состояние мозгового кровотока.
2) Нейропсихологическое исследование позволяло оценить эмоционально-моторную и эмоционально-сенсорную устойчивость детей, быстроту мышления, способность оперирования пространственными представлениями. Для изучения когнитивной и эмоциональной сферы применялись методики комплексного психофизиологического исследования смысловой и оперативной памяти, а также мыслительных процессов с возможностью восстановления аналитических способностей.
3) Инструментальное исследование включало несколько методов: ультразвуковое дуплексное сканирование магистральных экстра- и транс- краниальных сосудов; электроэнцефалографию, вариационную пульсометрию, нейроэнергокартирование.
Целью нейрофизиологического обследования детей методом ЭЭГ являлась оценка состояния активности мозга и определения зон коры, реагирующих на последствия стресс-факторов. Для этого применялась стандартная международная система отведений потенциалов «10-20», предложенная Международной федерацией по электроэнцефалографии и клинической нейрофизиологии. Последующая обработка данных включала специальный комплекс компьютерных программ, позволяющих отслеживать динамику распределения мощности и частоты (спектральных характеристик) ритмов на поверхности коры головного мозга. С помощью когерентного анализа данных выявлялось количество функциональных связей между отдельными зонами коры головного мозга. Особое внимание обращалось на межполушар-ные взаимодействия как корреляты процессов памяти, обучаемости, объёма внимания и др. Статистические программы позволяли оценить достоверность полученных изменений, что важно для сопоставления данных о функциональном состоянии мозга до и после лечения. При этом учитывались возрастные особенности развивающегося мозга у детей в соответствии со схемой ОагесЬе.
Для оценки неспецифических адаптационных реакций организма использовался программно-аппаратный комплекс «Пульс - антистресс». Методика основана на открытии ученых Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакиной, М. А. Уколовой, описавших неспецифические реакции организма в ответ на раздражители разной интенсивности и обеспечивает диагностику с использованием датчиков пульсовой волны для оценки адаптационных возможностей организма, в том числе и на донозологическом этапе. Методика учитывает показатели пульса, частоты дыхания, сведенные в скри-нинговый показатель — индекс напряжения (ИН) регуляторных систем, который характеризует активность механизмов симпатической регуляции, состояние центрального контура регуляции и вычисляется на основании анализа графика распределения кар-диоинтервалов - вариационной пульсограммы. Эмоциональные или физические перегрузки увеличивают ИН в 1,5-2 раза (норма до 100 условных единиц).
Нейроэнергокартирование (НЭК) - относительно новый электрофизиологический метод, основанный на измерении уровня постоянных потенциалов (УПП), который отражает состояние кислотно-щелочного равновесия (КЩР) на границе гемато-энцефалического барьера.
Уровень постоянного потенциала головного мозга - это разновидность медленных электрических процессов [5], он интегрально отражает мембранные потенциалы нейронов, глии и гематоэнцефалического барьера.
Регистрация УПП осуществлялась в пяти отведениях: фронтальном, центральном, окципитальном и двух темпоральных правом и левом 02, 02, Т^ Те) по схеме 10-20. Проекции областей регистрации УПП соответствуют основным сосудистым системам: передней мозговой (две), средней мозговой (две) и вертебрально-базилярному бассейну.
Результаты и их обсуждение. Как известно, успех обучения ребенка в школе определяет его готовность к учебному процессу - сформированность навыков общения со сверстниками и взрослыми, достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, владение элементами грамоты, счёта; познавательная активность, интерес к занятиям. У ребенка 7-8 лет должна быть сформирована необходимая база: физическое здоровье, усидчивость, достаточный уровень развития психических функций, эмоционально-волевая зрелость. Дети с отставанием интеллектуального развития, поступающие в школы VIII вида такой базы не имеют.
В клинической картине преобладали симптомы нейровеге-
тативного дисадаптоза: головная боль, напряжение в ШОП, метеозависимость, нестойкость внимания, повышенная истощае-мость, психоречевые нарушения, нарушение сна. Нейропсихоло-гическое исследование выявило ряд специфических особенностей в познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении детей: незрелость эмоций, бедный словарный запас, недостаточность словесно-логических операций в процессе мышления; трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности и самоконтроля; замедленность процессов восприятия, нестойкость внимания, ослабление памяти; серьезные логопедические нарушения.
При проведении неврологического и мануально-терапевтического исследования этих детей в 95% случаев был выявлен выраженный постуральный дисбаланс и гипертонус мышц верхнего плечевого пояса с нарушением пространственных представлений и реципрокной координации, а также спазм дыхательной диафрагмы в сочетании с различными видами нарушения осанки [4].
Основными биомеханическими изменениями у осмотренных детей были: миофасциальные и мышечно-тонические синдромы шейно-грудного отдела позвоночника и плечевого пояса, элевация структур верхней апертуры грудной клетки, многоуровневые «туннельные» наршения, а также различные дисфункции таза, что приводившие к снижению адаптационных возможностей [3].
По данным пульсограмм отмечены высокие показатели индекса напряженности - более 100 единиц у 88% исследуемых детей, снижение адаптационных возможностей, что подтверждает наличие у них симпатического «мышечного» и «информационного» стресса.
Результаты нейрофизиологического ЭЭГ-исследования показали, что имеются индивидуальные признаки, такие как отклонения от возрастной нормы и устойчивые патологические проявления. Возрастное распределение в группе обследуемых включало значения от 8 до 13 лет, т. е. охватывало два возрастных периода по схеме ОагесЬе - третий (от 5 до 10 лет) и четвёртый (от 10 до 14 лет). В группе обследуемых детей третьего возрастного периода наблюдались следующие отклонения от нормальных значений ЭЭГ: зональные различия сглажены, альфа-ритм или не выражен, или имеет чрезмерно высокую амплитуду (до 180-200 мкВ). При этом в затылочных и теменных областях нерегулярный высокоамплитудный альфа-ритм, чередуясь с нерегулярными медленными волнами дельта-диапазона (0,5...3 кол/с), периодически формировал пароксизмы медленных волн амплитудой до 200-300 мкВ с тенденцией к диффузному распространению на всей поверхности мозга. Топографический акцент генерации медленноволновой активности в затылочных и теменных областях мозга обычно наблюдается при нарушениях кровообращения в бассейнах позвоночных и базиллярных артерий. В свою очередь, эти нарушения являлись, как правило, следствием мышеч-но-тонических туннельных синдромов шейных и верхне-грудных сегментов. Неравномерность и асимметричность периферических процессов может отражаться и на межполушарной асимметрии показателей активности отдельных областей. В этих случаях наиболее характерна межполушарная асимметрия в теменно-затылочных областях.
Аналогичные изменения наблюдались и у детей четвёртого возрастного периода. При наличии устойчивых патологических влияний, исходящих на уровне позвоночника, в мозге наблюдалось формирование фокусов патологической активности. Они были выражены в теменно-затылочных областях (в 68% случаев) и сопровождались асимметрией мощности ритмов различных диапазонов частот. Пароксизмы медленных колебаний дельта-диапазона становились более устойчивыми, что осложняло выявление очага их возникновения, так как создавались вторичные множественные очаги с вовлечением в процесс височных областей коры больших полушарий. Возникали комплексы «пик-медленная волна». Реакция на гипервентиляцию у таких детей сопровождалась увеличением амплитуды и мощности всех видов колебаний. Можно предположить, что здесь проявлялся один из вариантов развития патологического процесса в мозге, причиной которого мог стать «туннельный» мышечно-тонический синдром натального или постнатального происхождения.
Эти предварительные исследования уже показывают, насколько важно тщательное ЭЭГ-обследование и проведение лечебных мероприятий у детей в наиболее раннем возрасте. Учиты-
вая, что в третьем и четвёртом возрастных периодах у детей устанавливается баланс межполушарного взаимодействия, необходимо контролировать и межполушарные функциональные связи. К настоящему времени существуют психологические и нейрофизиологические методы их развития. Однако в данной группе детей межполушарные связи были слабо выражены, особенно в диапазонах более высоких частот альфа, бета и гамма ритмов, в наибольшей степени отражающих эффективность психологических функций.
Показатели, записанные на нейроэнергокартографе всех возрастных периодов позволили определить состояние энергетической активности головного мозга, фоновых показателей метаболизма, и особенно резервного звена энергообмена мозга, коррелировавшего с состоянием кислотно-щелочного равновесия (КЩР) и уровнем постоянных потенциалов (УПП). При фоновом измерении УПП регистрировалось состояние этого самого КЩР на различных участках мозга [5].
В результате НЭК - исследования были выявлены три характерные группы учащихся по показателям фонового состояния по сравнению с возрастной нормой:
1. Группа с низким значением фонового УПП - 12,5 % учащихся.
2. Группа с нормальным УПП - 47 % учащихся.
3. Группа с повышенным УПП - 40,5 % учащихся.
На НЭК цифровые показатели состояния КЩР переведены в цвет. Сдвиг КЩР в сторону ацидоза (понижение рН и повышение УПП) окрашен в желто-красно-коричневую гамму цветов.
Чем больше мозг использует резервный механизм энергообмена, тем более в красные цвета он окрашен на картинке, тем выше УПП (мозг «пылает», мозг перевозбужден) (рис. 1).
Сдвиг КЩР в сторону алкалоза (повышение рН, понижение УПП) окрашен на НЭК-картине в голубые и синие тона. При пониженном использовании резервного пути энергообмена (снижение УПП), при пониженной функциональной активности мозга в определенной зоне эта зона выглядит сине-голубой (рис. 2) [2,5].
Рис. 1. Мальчик Д., возраст: 11 лет, диагноз: умственная отсталость 1 ст, легкая форма.
Нормальный уровень и вид нейрометаболизма окрашен на НЭК в зеленый цвет. Нормальные показатели рассчитывает прибор, исходя из возраста, пола и доминирующего полушария исследуемого. Эталонная карта метаболизма мозга расположена на НЭК рядом с картой мозга исследуемого (при сравнении) (рис. 1 и 2). Ценность данного метода исследования заключается в том, что он показывает функциональное состояние мозга в его динамике.
По результатам ультразвукового сканирования выявлены изменения экстракраниального отдела брахиоцефальных артерий, которые по своему характеру можно разделить на 3 группы:
1. Гемодинамически значимые 8- или С- образные извитости внутренних сонных артерий;
2. 8- или С- образные гемодинамически значимые непрямолинейности хода позвоночных артерий в каналах между поперечными отростками шейных позвонков с одной и двух сторон.
3. сочетание патологических извитостей внутренних сонных артерий и экстравазальной компрессии позвоночных артерий.
Рис.2. (Мальчик А., возраст: 9лет, диагноз: Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Выраженная элевация структур верхней апертуры грудной клетки и многоуровневые «туннельные» нарушения у этих детей позволяют сделать предположение о роли ПБМИ на формирование сочетанной сосудистой патологии возможно постнатального периода. Признаки внутричерепной венозной гипертензии отмечались в 45% случаев (повышение скоростных показателей по венам Галена, Розентраля, по прямому синусу). Экстракарани-альные изменения заключались в подавляющем большинстве случаев в расширении внутренних яремных вен (преимущественно устий и проксимальных отделов).
Заключение. Сопоставление клинической картины и полученных объективных данных позволяет сделать предварительное заключение: мышечно- тонические синдромы шейной и кранио-вертебральной локализации становятся причиной компрессии сосудистых сплетений на экстракраниальном уровне, что в свою очередь, способствует ухудшению мозгового кровообращения и развитию гипоксической энцефалопатии со всеми вытекающими психологическими и эмоциональными проблемами. Вегетативно-сосудистый компоненты и афферентно-эфферентная нейрова-зальная дизрегуляция могут способствовать нарушению логопедического статуса и затруднению развития речи, что является определяющим в развитии интеллектуальных способностей, обучающих навыков, адаптации в социуме.
Предварительные результаты показали, что необходим научно обоснованный комплексный системный подход к разработке восстановительных программ, возможно с инклюзивным обучением, который позволит детям с ограниченными интеллектуальными возможностями адаптироваться в социуме. Для поэтапной социализации выпускников интернатов VIII вида необходима совместная деятельность врачей, психологов и педагогов также для разработки критериев культуры их безопасного поведения в обществе.
Поэтому разработка дополнительных медицинских, психологических и педагогических методов для оказания помощи учащимся школы-интерната № 81 в восстановлении психического и физического здоровья, повышения результативности обучения и адаптации к современному обществу является актуальной медико-социальной проблемой.
Литература
1. Астапов, В.М. «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития» 2-е издание / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе.- Питер, 2008.- 177 с.
2. Миронов, Н.П. «Нейроэнергокартирование. Оценка функционального состояния мозга при когнитивных нарушениях различной этиологии». / Миронов Н.П., Соколова Л.П., Борисова Ю.В.// Вестник МЕДСИ № 8 июль - сентябрь 2010.- С. 32-33.
3. Сафоничева, О.Г. «Способ реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата». Патент РФ № 2187293, опубл. 20 августа 2002 г. в БИ № 23
4. Сафоничева О.Г., Кузнецова О.В. «Способ оценки функционального состояния человека». Патент РФ № 2137421, 61 Н 39/04, опубл. 15 сентября 1998 г. в БИ №2.
5. Фокин, В.В. Энергетическая физиология мозга / В.В. В.В.
окин, Н.В. Пономарева. - Москва, 2002.
NEUROLOGICAL AND NEUROPHYSICAL STUDYING CHILDREN WITH ABNORMAL MENTALITY
M.A. SAFONICHEVA, O.G. SAFONICHEVA, I.A. MINENKO, O.I. KOEKINA
Moscow Special Correction Boarding School of VIII Type 1st Moscow State Medical University after I.M. Sechenov, Chair of Non-Medical Treatment and Clinical Physiology Fund of Mentality Study
The article highlights a relevant medico-social problem - the development of diagnostic complex of mental abnormalities patho-genesis specification at the pupils of Moscow Special Correction Boarding School of VIII Type.
Complex clinico-neurological, manual therapy and instrumental neurophysiologic studying junior pupils of Moscow special correction school #81 makes it possible to specify pathogenically significant mechanisms of the given pathology formation, as well as studying the effect of tunnel muscle and tonic syndromes upon the state of vertebral and cervical blood flow and liquor dynamics. On the basis of the obtained results the program of complex non-medical rehabilitation of children with mental abnormalities and non-optimal static and dynamic stereotype has been developed.
Key words: rehabilitation, mental abnormalities, muscle and tonic syndromes.
УДК 612.63.02
РОДОВЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗЖЕЧКОВОГО НАМЕТА И ПРОБЛЕМА АСИНКЛИТИЗМА ПРИ КОНФИГУРАЦИИ ГОЛОВКИ ПЛОДА В РОДАХ
В.В. ВЛАСЮК, Ю.В. ЛОБЗИН, А.А. НЕСМЕЯНОВ*
В статье представлены результаты исследования родового повреждения мозжечкового намета и проблемы асинклитизма при конфигурации головки плода в родах.
Ключевые слова: родовые повреждения, мозжечковый намет, асинклитизм.
Разрывы мозжечкового намета (МН), тентория известны уже более ста лет, но только недавно благодаря всесторонним морфологическим исследованиям на секционном материале и сделанному открытию [3], отражающему закономерности взаимосвязи между расположением области периостального застоя крыши черепа и локализацией разрывов мозжечкового намета у плодов и новорожденных, стали понятны их причина и патогенез [1-4]. Разрыв тентория - это наиболее частый признак или маркер родовой травмы черепа. До широкого использования в целях родоразрешения операции «кесарева сечения» разрыв тентория являлся основной причиной смертельных внутричерепных кровоизлияний. В настоящее время большие разрывы тентория встречаются редко, чаще наблюдаются надрывы и разрывы небольших размеров, которые не приводят к столь массивным кровоизлияниям. Дети могут выживать, хотя нередко с неврологическими последствиями, и становиться инвалидами.
Родовая травма черепа как нозология обязательно включает два компонента: 1) повреждения механического характера и 2) возникшие нарушения мозгового кровообращения с вторичными повреждениями головного мозга. В отношении диагноза родовой травмы много спекуляций как в направлении его переоценки, так и недооценки. Ввиду опасности судебно-прокурорских расследований он редко используется в практике, чаще родовая травма скрывается за диагнозом «гипоксически-ишемическая энцефалопатия». Неонатологи и специалисты нейросонографии не изучают мозжечковый намет, а обнаружение какого-либо внутричерепного кровоизлияния не дает достаточных оснований для постановки диагноза родовой травмы. Судебно-прокурорские расследования не могут быть успешными без точного диагноза родовой травмы. Если бы имелись данные о повреждениях тенто-рия (интрадуральные кровоизлияния, надрывы, разрывы), которые возникают только в результате действия механических сил в родах, то они позволяли бы обосновывать диагноз и объективно объяснять другие повреждения головного мозга. В действительности родовая травма черепа и головного мозга встречается зна-
* НИИ детских инфекций ФМБА России, Санкт-Петербург
чительно чаще, чем она фиксируется в диагнозах. Акушеры не изменили свои стереотипные подходы к ведению родов, которые не учитывают возможности внутричерепных повреждений у плода. Речь идет прежде всего об отношении акушеров к асинк-литическому вставлению головки. Родовая травма - это далеко не решенная проблема медицины (акушерства, педиатрии, перина-тологии и патологии).
В чем новизна нашего подхода к изучению патогенеза повреждений тентория? Она заключается в изучении корреляций между локализацией повреждений тентория и изменениями черепа, в частности, расположением области периостального застоя крови (ОПЗ), которое, как понятие, впервые в мире введено нами [5]. Известно, что в родах в тканях черепа могут возникать родовая опухоль, субапоневротическое кровоизлияние и кефалогема-тома. Мы причислили к этим изменениям и ОПЗ, что пока только патолог может диагностировать, но, по нашему мнению, возможна и прижизненная диагностика при использовании лучевых методов исследования.
Рис. 1. Крыша черепа новорожденного ребенка после снятия мягких тканей головы. В центре на теменных и затылочной костях - ОПЗ (обозначена стрелками). По краю ОПЗ в области правой теменной кости небольшая кефалогематома. Между теменными костями добавочный родничок. Внизу рисунка большой родничок.
Рис. 2. Поперечный срез через надкостницу и кость в области ОПЗ.
Кровоизлияние под надкостницей (стрелка). Окраска Г и Э.
Увеличение х100.
ОПЗ - это округлая область выраженного застойного полнокровия надкостницы костей крыши черепа в сочетании с точечными и пятнистыми кровоизлияниями, имеющая границу по окружности, которая более выражена у доношенных детей (рис.1). При микроскопическом исследовании в надкостнице определяются расширенные вены и кровоизлияния, а под надкостницей может обнаруживаться узкий слой излившейся крови (рис. 2). Этот венозный застой крови с кровоизлияниями в надкостнице и под надкостницу возникает ниже пояса соприкосновения головки в родовом канале матери. Родовая опухоль на головке образуется в результате подобного механизма, но не имеет