Научная статья на тему 'НЕВОЗМОЖНО РАЗВИВАТЬ ДЕТЕЙ, ЕСЛИ САМ УТРАТИЛ СПОСОБНОСТЬ К РАЗВИТИЮ'

НЕВОЗМОЖНО РАЗВИВАТЬ ДЕТЕЙ, ЕСЛИ САМ УТРАТИЛ СПОСОБНОСТЬ К РАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / доверие / речь / семья / школа / дети / родители / учителя / communication / trust / speech / family / school / children / parents / teachers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубровина И.В.

Сейчас много и справедливо пишут о тлетворном влиянии на содержание и форму общения детей и подростков телевидения и других электронных и прочих средств массовой информации. Актуально предположение о том, что это влияние столь велико потому, что «слабы» так называемые «социальные институты» – семья, школа, «досуговое пространство», составляющие социокультурную природу развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT IS IMPOSSIBLE TO DEVELOP CHILDREN IF HIMSELF HAS LOST THE ABILITY TO DEVELOP

Now there is a lot of fair writing about the corrupting influence of television and other electronic and other mass media on the content and form of communication between children and adolescents. The assumption is relevant that this influence is so great because the so-called "social institutions" – family, school, "leisure space", which constitute the sociocultural nature of personality development, are "weak".

Текст научной работы на тему «НЕВОЗМОЖНО РАЗВИВАТЬ ДЕТЕЙ, ЕСЛИ САМ УТРАТИЛ СПОСОБНОСТЬ К РАЗВИТИЮ»

НЕВОЗМОЖНО РАЗВИВАТЬ ДЕТЕЙ, ЕСЛИ САМ УТРАТИЛ СПОСОБНОСТЬ К РАЗВИТИЮ Дубровина И.В. (Москва, ФГБНУ «ПИ РАО») ivdubrovina@yandex.ru

Аннотация. Сейчас много и справедливо пишут о тлетворном влиянии на содержание и форму общения детей и подростков телевидения и других электронных и прочих средств массовой информации. Актуально предположение о том, что это влияние столь велико потому, что «слабы» так называемые «социальные институты» - семья, школа, «досуговое пространство», составляющие социокультурную природу развития личности.

Ключевые слова: общение, доверие, речь, семья, школа, дети, родители, учителя.

IT IS IMPOSSIBLE TO DEVELOP CHILDREN IF HIMSELF HAS LOST THE ABILITY TO DEVELOP Dubrovina I.V. (Moscow, PI RAE) ivdubrovina@yandex.ru

Annotation. Now there is a lot of fair writing about the corrupting influence of television and other electronic and other mass media on the content and form of communication between children and adolescents. The assumption is relevant that this influence is so great because the so-called "social institutions" - family, school, "leisure space", which constitute the socio-cultural nature of personality development, are "weak".

Keywords: communication, trust, speech, family, school, children, parents, teachers.

Проблема общения - одна из наиболее обсуждаемых проблем в психологии, разрабатывается отечественными и зарубежными учеными с позиций разных научных направлений. В самом общем виде, «есть основание рассматривать общение как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время, и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга». (Парыгин, 1971, с.178). В настоящее время усиливается внимание к феномену «общение» в связи с активизацией влияния на человека цифрового образования: характер виртуальной коммуникации задает новые контуры общения и информационного воздействия, причем, прежде всего, на растущего человека.

«Известно, что ничто человеком не усваивается вне общения с другими людьми». (Давыдов, 1979, с.124). Основы такой конституирующей черты человека как потребность и способность к общению возникает в раннем детстве и развивается в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Общение со взрослым, являясь одним из центральных факторов детского культурного развития, обеспечивает приобщение ребенка к историческому опыту человечества. «Взрослый провидит в новорожденном будущего человека -только поэтому новорожденный и становится человеком. В общении обе стороны - и большой, и маленький получают ни с чем не сравнимую, высокую и светлую радость, она во многом обеспечивает успех великого труда по первоначальному включению малыша в мир людей». (Лисина, 1997, с.150). Ребенок живет и общается первые два-три года только со взрослыми, «вне компьютера». Именно в процессе живого общения со взрослым ребенок усваивает целостную систему нравственных ценностей, традиций, отношений, культуры, типичных для данного общества и специфической социальной среды, в которую он попал при рождении и в которой растет, развивается и взрослеет. М.И. Лисина замечает, что общение с окружающими людьми решающим образом определяет количественные и качественные особенности познавательной активности и поведенческой направленности ребенка тем больше, чем меньше возраст ребенка и чем сильнее, следовательно, отноше-

ния со старшими опосредуют его отношение со всем окружающим миром. Марина Цветаева замечала: что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь, но и чего не знаешь в детстве -не знаешь на всю жизнь. Что же вносит общение со взрослым в развитие ребенка?

Общение взрослого с ребенком, прежде всего, ответственно за создание «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) личностных качеств ребенка, его потребностей, интересов, мировосприятия и пр. Именно взрослые «закладывают» обусловленные общением основы познания окружающей действительности и эмоционального отношения к ней. Формируют у ребенка, затем подростка, старшеклассника определенные способы отношений и поведения. Развивающие возможности этой «зоны» определяются уровнем общекультурного и личностного развития самого взрослого, его способностью ввести ребенка в мир знаний, в мир созидания и творчества, в культурный мир человеческих отношений. Потому так важно, какие взрослые окружают ребенка, прежде всего, в его семье, а затем также в детском саду, в школе, в обществе в целом.

Общение в процессе детско-взрослого взаимодействия оказывает влияние на формирование исходного либо доверчивого отношения к миру и людям, либо ожидания неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Самое ценное, что ребенку может дать общение в семье, это ощущение себя нужным, любимым, это дает ему уверенность в отношениях с окружающим миром, он к нему тоже относится с любовью и доверием. Чувство доверия формируется на основании первого года жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его отношение к себе и миру (Э. Эриксон). Чувство доверия не является врожденным. Это устойчивое ощущение безопасности, уверенности в другом возникает в «круговороте общения» между людьми (Зинченко, 2001, с.11), принадлежит к числу фундаментальных, психических состояний человека и по отношению к личности растущего человека играет формообразующую роль. Рождаясь в благоприятной для ребенка ситуации общения, доверие постепенно укрепляется, становится личностным достоянием, входит в структуру психологической культуры личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается определенная модальность эмоционального отношения ребенка к людям, миру, самому себе. «Приобретения эмоциональной сферы ребенка, сделанные благодаря общению, не остаются только в пределах коммуникативной деятельности, а обогащают личность в целом». (Лисина,1997, с.373). Если в детстве не воспитаны добрые чувства, их очень трудно воспитать потом, потому что они утверждаются в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. Негативное или безразличное отношение к ребенку в процессе общения не порождает чуткости к добру и злу, не развивает такое чувство как любовь. В его сердце поселяется подозрительность, недоверие к миру, к людям, к самому себе, а это главный источник равнодушия или озлобленности. Происходит неконструктивная направленность развивающегося мировоззрения и мотивационно-смысловой сферы личности, утрачивается доверие к взрослому человеку, обесценивается общение и взаимодействие, не формируется адекватная самооценка, не укрепляется чувство собственного достоинства. Именно с эмоциональным развитием в общении со взрослым Л.С. Выготский связывал вхождение ребенка в культуру и предупреждал об опасности «эмоционального невежества», которое нарушает связи человека с миром людей, снижает ценность общения с человеком.

Общение со взрослым развивает речь ребенка, которая «первоначально и возникает как средство общения между ребенком и окружающими его людьми». (Выготский, 1991, с. 387). Овладение словесной системой, подчеркивал А.Р.Лурия, перестраивает все психические процессы, и слово оказывается мощным фактором, который формирует психическую деятельность и создает новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия, сочувствия и сопереживания. Чем большим запасом слов владеют дети, тем более точно и интересно они могут выразить свои мысли, переживания, отношения. Позитивный речевой опыт дошкольников и младших школьников, формирующийся в общении, создает тот фон, который ведет к развитию навыков культурной речи, умения слушать и думать, удивляться, радоваться, задавать многочисленные вопросы и искать на

них ответы. «Реальная жизнь языка это и есть реальная жизнь личности в ее постоянном обращении к другим и к себе самой». (Михайлов, 1976, с.243).

Общение со взрослым значимо и в том, что оно постепенно включает ребенка в так называемое опосредованное общение: сначала это совместное чтение книжек для детей, затем, уже их самостоятельное чтение художественных, учебных, научных произведений. Любовь и привычка к чтению берет начало в дошкольном детстве, постепенно формируется потребность в книге как в постоянном собеседнике, который не только приобщает к информации, но и к эмоциональному переживанию, сопричастности к человеческим судьбам, является одним из важнейших факторов становления личности. Однако сегодня школьники мало читают, и это обусловлено чаще всего отношением к чтению самих родителей. Ни школа, ни библиотека не приучат ребенка к книге, если в семье не принято читать. Теперь дети в часы досуга не читают, а проводят время за компьютерами, видео, тетрисами. И то и другое вносит вклад в развитие личности. «Драматизм ситуации - в нарушении меры: вытеснении книги игрой, за которой просматриваются либо слишком ранний прагматизм, либо, напротив, безответственный инфантилизм, но в любом случае -сужение сферы духовного отношения к жизни, дефицит его эмоционального компонента». (Вульфов, 2000, с.483).

Проблемы культурного развития, возникшие в детстве, могут стать привычными или усугубиться на последующих этапах онтогенеза. На каждом из этих этапов - особая социальная ситуация развития со своими смыслами и задачами развития феномена «общение». Каждый этап призван создавать почву для прорастания черт личностного духовного менталитета. Влияние всех так называемых «социальных институтов» на характер общения взаимно обусловлено: в школу ребенок приходит из семьи, в досуговом пространстве реализуются те привычки, интересы, ценности, которые сформировались в семье и школе. Трудности в общении во многом связаны с недоработками на предыдущих возрастных этапах: с бедным словарным запасом, с недостаточным эмоциональным развитием, с отсутствием опыта доброжелательного общения, с недоверием взрослому и самому себе и пр. Это взрослым необходимо учитывать. Так, понимая, что в школу приходят дети из самых разных семей, зная семейную обстановку, в которой живет ребенок, важно не дать угаснуть, поддержать сформированную в семье эмоциональную предрасположенность к миру и людям у одних детей, и окружить вниманием и любовью других, дав им возможность соприкоснуться с абсолютной ценностью человеческого общения. Каждому ребенку так нужно доброе внимание взрослого!

По мере взросления у ребенка увеличивается потребность в общении со сверстниками, которое становится, по мысли В.В. Давыдова, видом деятельности, где мотивом выступает другой человек как ценность, как побудительная сила поведения, что существенным образом характеризует процесс «возникновения личности». Неподготовленность к такому общению и, как следствие, неудовлетворенность в нем вызывает у подростков глубокие эмоциональные переживания, и многие из них обращаются к общению в интернете и постепенно не только теряют навык живого общения, но и утрачивают саму потребность в таком общении.

Невнимание взрослых в семье и в школе к проблеме живого и опосредованного книгой общения - его формы и содержания - нарушает позитивный характер развития растущего человека на всех этапах его взросления и оборачивается нередко серьезными проблемами в воспитании. Создание культурной социальной ситуации развития в семье и образовательном учреждении требует собственного развития взрослых: их общей и психологической культуры личности, их стремления ориентироваться в современном социально-культурном мире, их потребности в сотрудничестве, их умения анализировать, а в случае необходимости - корректировать свой характер, поведение, знания, способы общения, отношений и пр., их понимание ответственности за новое поколение.

Литература

1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М.: УРАО, 2000.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996.

3. Давыдов В.В. Личности надо выделаться / Давыдов В.В. С чего начинается личность. М., 1979. С. 128-132.

4. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьника. М.: Юрайт, 2017.

5. Зинченко В.П. Психология доверия. Самара, 2001.

6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж, 1997.

7. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого «Я». М., 1976.

8. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.