160
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Дискуссии
УДК 342.4 В.Н. Яковлев
НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НОВЫЕ НАУЧНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ОБЪЕКТИВНО НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВСЕХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА*
Новые научно-юридические концепции составляют программу направлений совершенствования действующего и перспективного законодательства России.
Ключевые слова: невостребованные, объективно-необходимые, научные юридические концепции.
Частично рассмотренные ниже научные юридические концепции составляют многолетний творческий труд автора, в основу которого на протяжении всей его научно-педагогической деятельности были положены интересы трудового человека, интересы справедливости того же человека труда. Эти научные концепции подлежат исследованию и в настоящее время, однако их реализация станет возможной только при новом социалистическом строе. Ныне существующий капиталистический строй исключает такую возможность, ибо базируется на всеохватную частную собственность на основные средства производства и на природные ресурсы, порождающие эксплуатацию трудящихся со всеми известными тяжкими социально-экономическими, политическими и правовыми последствиями. Последовательно рассмотрим эти научные юридические концепции, с выводами социально-экономического, и политического и правового характера.
1. Древнеримское частное право - всеохватная основа современного гражданского права России1
По определению Ф. Энгельса, «римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все дальнейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных изменений» . С тех пор и по настоящее время римское право оказывает огромное влияние на развитие права в мире, а также на развитие культуры в целом и правовой культуры в частности.
Римское право своим содержанием, правовыми категориями и технико-правовым «совершенством» соответствовало всем предшествующим и настоящему экономическому строю, капиталистическому способу производства. Это право обслуживает потребности не только рабовладельческого, феодального, но и капиталистического общества. Оно обслуживало и советское социалистическое общество такими важнейшими институтами, какими являются право собственности и обязательственное право.
Однако при социализме использовались только правовые формы древнеримского права. Их же содержание определялось социалистическим способом производства, базирующимся на государственной собственности на основные средства производства, включая и природные ресурсы. Точно также и цель производства выражалась в удовлетворении постоянно растущих материальных и культурных потребностей трудового человека. Цель производства иных формаций, включая и капиталистическую России выражалась и выражается в систематическом извлечении прибыли, что естественно не соответствует потребностям трудового человека. Об этом говорится в ст. 2 и 50 ГК РФ.
Римское право широко внедрилось и в современное гражданское право России, где успешно реставрирован капиталистический способ производства, основой которого является частная собственность на средства производства, наследство капитала и эксплуатация человека человеком. На бо-
| *В авторской редакции.
1 Поинститутный сравнительный правоведческий анализ древнеримского частного права и современного права России дан автором в одноименном учебном пособии.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С.412.
гатейшем юридическом материале римского права можно проанализировать становление и развитие государственно-политического и правого строя любой экономической формации и перебросить «мост» в современную российскую действительность. На этой основе можно дать объективную оценку действительности.
2. Общественное воспроизводство, включающее фазы производства, распределения, цивилистических, трудовых и иных правоотношений, образующих предмет всех отраслей права России и не только 3
О фазе производства в системе общественного воспроизводства
Основная часть экологических и природоресурсных, цивилистических, трудовых и иных отношений охватывается фазой производства. В процессе производства материальных благ люди вступают в отношения для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Характер подобных отношений определяется формой собственности на средства производства (и предмет труда) и присвоения созданной продукции. Содержание данных отношений включает, в частности, отношения, обусловленные разделением труда, распределением природных ресурсов по формам собственности, предметов и средств труда, а также и разделением общественного труда между различными отраслями хозяйства, организацией производства. Сюда относятся и отношения управления в фазе производства, составной частью которых являются административные, трудовые отношения, отношения природопользования и охраны окружающей среды.
Основными источниками загрязнения окружающей среды являются предприятия энергетики, металлургии, горнодобывающая, химическая, нефтехимическая промышленность, машиностроения, оборонной промышленности, а также животноводческие комплексы, перерабатывающие и иные предприятия.
В этой фазе происходит слияние природного вещества и человеческого труда, образуя материальный продукт, совокупность потребительных стоимостей. Сложная система общественных связей и отношений, возникающих в процессе производства, включает в основном три группы общественных отношений, регулируемых правовыми и юридико-техническими (агробиосанэкологическими) нормами различных отраслей права, где на первом плане выступают правовые нормы экологического, природоресурсных, трудовых отраслей права. Эффективность правовых норм названных и иных отраслей права умаляются содержанием правовых норм следующих статей ГК РФ, из которого выделим только две статьи.
В абз. 3 и 1 ст. 2 ГК РФ говорится: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. ».
В п.1 ст. 50 ГК РФ предусматривается «Юридическими лицами могут быть организации (коммерческие организации), преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности...».
Из содержания названных двух статей ГК РФ не представляется возможным даже предполагать возможность соблюдения предпринимателями (юридическими лицами) экологических и природоресурсных охранительных требований. Точно также и в проекте нового ГК РФ, представленного для принятия Государственной Думой отсутствуют хотя бы четыре конституционные установления о чем говорится ниже. Подтверждением такого отчужденности предпринимателей от охраны окружающей среды являются антропогенные катастрофы на шахте Распадской, Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, транснациональной компании Сахалин-2 и др.
О фазе распределения в системе общественного воспроизводства
Данная фаза прослеживается по ряду направлений. Во-первых, определенная часть предметов потребления распределяется между индивидуальными (коллективными) участниками производства выраженная, в первую очередь в оплате труда наемных работников. Размер этой части можно было поставить в зависимость от степени бережливого использования естественных богатств, их возобновления и охраны. При этом в обязательном порядке и, прежде всего, следует учесть и экологические
3 Названная научная концепция впервые в юридической литературе было предложена автором. Она была опубликована в монографии-учебнике «Экологическое право», изданном в 1988 году в Кишиневе. Данная концепция применительно к фазе производства была осуществлена в учебном пособии «Горное право современной России (конец XX - начало XXI в.)» (Ижевск, 2011).
2012. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
показатели выпускаемой продукции. Во-вторых, часть совокупного общественного продукта направляется на выполнение мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Комплекс этих мероприятий по охране природы должен быть включен в план экономического и социального развития предприятия (объединения). Эффективность осуществления подобных мероприятий зависит от оптимальности взаимодействия указанных юридико-технических (агробио-санэкологических) норм, содержащих экологические показатели выпускаемой продукции с нормами локальных актов и нормами трудового, финансового, административного, гражданского, аграрного, экологического и природоресурсных отраслей права, содержание которых должно наполняться и требованиями рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в целом. В-третьих, часть совокупного общественного продукта идет на образование страхового и резервного фондов, используемых для восполнения потерь производительных сил, причиненных стихийными и иными бедствиями. Определенная часть этих средств идет на финансирование превентивных мероприятий по борьбе со стихийными бедствиями (пожарами, наводнениями, оползнями и т.д.). Восстановление производительных сил, разрушенных стихийными явлениями природы, свидетельствует о том, что страховое право также должно содержать и экологические требования. Оно должно обеспечить непрерывность и бесперебойность производственного процесса, а, следовательно, способствовать созданию условий, необходимых для наиболее успешного осуществления расширенного воспроизводства. К сожалению, нормативы образования названных фондов пока что не установлены.
Таким образом, интегрированные межотраслевые правовые нормы и юридико-технические (аг-робиосанэкологические) нормы о показателях экологичности продукции должны быть закреплены в трудовом экологическом и природоресурсных отраслей права. Без этого закрепления невозможно обеспечить эффективность регулирование сложных общественных отношений, возникающих в фазе распределения в системе общественного воспроизводства. Такая эффективность может быть обеспечена только при условии изменения в пользу трудового человека правовых норм рассмотренных выше статей 2 и 50 ГК РФ, т.е. предусмотреть цель предпринимательской деятельности не только извлечения прибыли, но их обязанность по рациональному использованию и охраны окружающей среды.
О фазе обращения в системе общественного воспроизводства
Отношения сферы обращения регулируются трудовым, административным, гражданским, аграрным, экологическим и природоресурсными отраслями права. В этой фазе нормами названных отраслей права должны устанавливаться степень соответствия качества выпускаемой продукции потребностям общества. В этом основную роль играют экологические показатели продукции, товара, включенного в гражданский оборот. Эти показатели, выраженные в юридико-технические (агробио-санэкологические) нормы, будучи включенными в содержание договоров, должны положительно сказаться на удовлетворении потребностей населения в этих товарах, а, следовательно, и на сфере производства, а также на состоянии рационального природопользования и охраны окружающей среды. Например, договором поставки материально-технических средств можно закрыть доступ к использованию техники, не отвечающей требованиям по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, а договором контрактации или купли-продажи преградить доступ к потребителю аграрной продукции, перенасыщенной опасными для здоровья химическими и иными веществами и др.
Рассматриваемые отношения относятся к группе внешнехозяйственных связей предприятий (объединений). Сюда следует включить также отношения по взаимному обмену деятельностью между людьми, проявляющейся непосредственно или в форме обмена продуктами труда. Подобные отношения регулируются нормами трудового, гражданского, аграрного, экологического и природоре-сурсных отраслей права. Используемые при этом трудовой договор, а также договоры подряда на капитальное строительство, агрохимическое обслуживание сельского хозяйства, мелиорацию земель и т.п. в обязательном порядке должны включать также и экологические показатели выполняемых работ и выпускаемой продукции. Названные договоры, например, должны содержать требования, исключающие возможность размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию новых и реконструированных действующих предприятий, сооружений и других объектов, отрицательно влияющих на окружающую среду. Договором на агрохимическое обслуживание сельскохозяйственных предприятий должна обеспечиваться охрана земель, вод, лесов, атмосферного воздуха от вредного воздействия химических и иных веществ.
Правовые нормы, регулирующие рыночное обращение природных ресурсов должны содержатся также в гражданском, экологическом и природоресурсных отраслях права (земельном, лесном, водном, горном, фаунистическом). Применение этих норм должно исключить возможность необоснованного и вредного для населения рыночный оборот природных ресурсов и обеспечить их рациональное использование и охрану. К сожалению, на практике так не бывает. Причина одна - отмена государственной собственности на природные ресурсы и введение частной собственности и рыночного оборота этих ресурсов, а также законодательно закрепления цель предпринимательской деятельности - систематическое извлечение прибыли, забыв при этом о трудовом человеке, об охране окружающей среды.
О фазе потребления как заключительной фазе экономического процесса в системе общественного воспроизводства
Прежде всего, речь идет о производстве продукции используемой для питания человека и для обеспечения его жизни и здоровья. Данная продукция должна быть экологически чистой, исключающей возможность отрицательного влияния на жизнь и здоровье человека. Здесь велика роль в первую очередь норм трудового права, регулирующая отношения процесса производства высококачественной и экологически чистой продукции, необходимой для питания, охраны жизни и здоровья человека. К сожалению, в Трудовом кодексе и в учебниках по трудовому праву об этом ничего не говорится. Ничего в трудовом и ином законодательстве не говорится о надлежащем удовлетворении материальных и духовных потребностей человека труда. Причина одна - капиталистический способ, производства базирующийся на частной собственности на основные средства производства и преследующий единственную цель - систематическое извлечение прибыли в интересах крупных собственников, а не трудового человека.
Далее речь идет о производительном (производственном) потреблении средств производства (орудий труда, сырья, материалов и т.д.). Здесь межотраслевые нормы, интегрированные в комплексную отрасль права, должны оберегать доступ к производительному потреблению таких орудий и средств производства, а также и природного сырья, которые являются или впоследствии могут стать вредными для производства экологически качественной продукции, а также и для состояния окружающей среды (антиамбиентными). Например, нормы фаунистического права предусматривают, что при применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, используемых в сфере производства, должны учитываться требования охраны животного мира и среды обитания животных. Законом РФ «Об охране атмосферного воздуха» запрещается внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и материалов, если они не удовлетворяют установленным требованиям по охране атмосферного воздуха. Однако данные экологические нормы, как было отмечено, не были включены в соответствующие главы четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации, регулирующей интеллектуальную деятельность. Почему? Рынок, прибыль в пользу крупных собственников и попрание жизненных интересов трудящихся.
Предотвращению вредного воздействия на состояние природной среды машин и оборудования при их эксплуатации должна способствовать государственная экологическая экспертиза выпускаемой продукции организациями и предприятиями сельскохозяйственной, фармацевтической, машиностроительной промышленности.
Здесь же игнорируется общественная экспертиза, а, следовательно, и интересы трудового человека.
Отношения по непосредственному потреблению продукции (личное и общественное) только в незначительной мере регулируются нормами экологического и природоресурсных отраслей права. Например, по закону не допускается эксплуатация транспортных и иных передвижных средств и установок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы; запрещается проезд и стоянка автотранспорта в лесах вне дорог общего пользования. Однако эти запреты, как правило, не соблюдаются, ибо они противоречат интересам частника.
Нормы трудового, гражданского, экологического и природоресурсных отраслей права в сфере потребления призваны регулировать также отношения по уничтожению или утилизации бытовых и производственных отходов. Это большая проблема, требующая особого рассмотрения. При этом возникают значительные препятствия со сторон частнособственнических организаций, осуществляющих утилизацию отходов.
2012. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
На фазе потребления в настоящее время весьма остро ощущается экологический вред, который причиняется окружающей среде товарами одноразового использования (различная тара, упаковочные материалы, пластмассовые, медицинские и иные изделия, посуда, зажигалки, авторучки, электронные изделия и многое, многое другое). К категории «одноразовых» приближается довольно сложная бытовая техника, некоторые промышленные изделия и даже автомобили, которые многие производители и потребители вообще не хотят ремонтировать. Все эти одноразовые изделия идут на свалки, загрязняя окружающую среду, а, следовательно, и наш общий дом - планету Земля. Основным загрязнителем и здесь являются частнособственнические торговые и иные организации, отвечающие за утилизацию бытовых, производственных и торговых отходов.
3. Предмет гражданского права - товары, работы и услуги, но не компоненты окружающей среды
Об этом четко говорится в п. 1 ст. 2 , п. 1 ст. 307, п. 1 ст. 424, п. 1 ст. 426 ГК РФ. Прочтем нормы статей ГК.
В п. 1 ст. 2 ГК РФ говорится: «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота основания возникновения и порядок осуществления права собственности и другие вещные права, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и неимущественные отношения».
В п. 1 ст. 307 ГК РФ говорится: «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.»
В п. 1 ст. 424 ГК РФ говорится о цене договора, которая взимается за товары работы и услуги. Точно также в п. 1 ст. 426 ГК РФ предусматривается, что в публичном договоре устанавливаются обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг.
Содержание названных иных статей ГК РФ говорит о том, что гражданское право регулирует имущественные отношения, предметом которой является товары, работы и услуги и которые включаются в рыночный оборот. Поэтому повторяем, что компоненты окружающей среды не составляют имущество и вещи, включающие товары, работы или услуги. Подтверждением этого вывода являются также предметы любого гражданско-правового договора. Подробно об этом говорит и в п. 5 настоящих тезисов.
Причина законодательного уравнивания товара с компонентами окружающей среды одна - частнособственническая потребность включения в рыночный оборот и природных ресурсов во благо капитала, а не в интересах трудового человека.
4. Гражданское право - не частная, а публичная отрасль права
Обоснования научной концепции о том, что отрасли гражданского права не частное право, а публичное право выражается в следующем:
Направления совершенствования законодательства диктуются двумя основными факторами. Первый из этих факторов составляет социально-экономический и политический строй современной России, который базируется на капиталистическом способе производства как и во всем мире.
Второй фактор, о котором много говорят и пишут, но не цивилисты, - это естественно-природный фактор, в силу которого не только народы России, но и все человечество подвержено многим страданиям от техногенных катастроф и природных катаклизмов, фактор, породивший явления глобального потепления климата.
Эти два фактора образуют диалектическое единство. Их объективная взаимосвязанность и взаимозависимость диктуют и содержание всех правовых направлений по совершенствованию не только гражданского, но и иных отраслей законодательства. Именно в этом выражается наш подход в решении обозначенной проблемы.
В основу нашей концепции положены также четыре основополагающие установления Конституции Российской Федерации, которые, на наш взгляд, составляют базовые принципы концепции совершенствования гражданского и иных отраслей российского законодательства.
Первое конституционное установление закрепило социальную сущность Российского государства. В статье 2 Конституции РФ об этом говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
В п. 1 ст. 7 Конституции установлено: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Второе конституционное установление закреплено в п. 1 ст. 9 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
А в Законе РФ «О недрах» это установление было значительно улучшено следующей правовой нормой: «Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации» (ст. 2).
Третье конституционное установление закреплено в ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Четвертое конституционное установление, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ, гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Указанные два объективных фактора и четыре конституционные установления составляют доказательно научной основой отнесения отрасли гражданского права к публичному праву, а не к частному праву.
В проекте «О совершенствовании гражданского законодательства», переданного для принятия в Государственную Думу РФ Президентом Д.А. Медведевым не были учтены названые объективные факторы и четыре Конституционных установления. В результате «совершенствования», гражданское законодательство России направлено назад к древнеримскому праву, к праву рабовладельческого строя к защите интересов не трудового человека, а интересов собственников основных средств производства - толстосумов.
5. Компоненты окружающей природной среды - не «вещь» и не «имущество». Они не составляют также «недвижимое и движимое имущество». Отношения по их использованию и охране -предмет регулирования экологической и природоресурсных отраслей права.
Рассмотрим эти естественно-природные сущности земли, недр и водных ресурсов, исключающие их из состава товара:
1) земля - объективная реальность. Она является общей вечной собственностью, неотчуждаемым основанием существования, воспроизводства постоянно сменяющих друг друга человеческих поколений;
2) земля является всеобщим предметом труда, а также первичным условием производства. При этом она существует без всякого содействия со стороны человека 4;
3) земля составляет естественно возникшее средство производства, являющееся необходимой предпосылкой процесса труда, его важнейшим вещественным фактором;
4) основным свойством земли как средства производства, образующим ее потребительскую стоимость, является ее плодородие;
5) земля одновременно является и предметом труда, и орудием производства;
6) с учетом того, что главным свойством земли является плодородие, а оно составляет и основное средство производства в сельском хозяйстве, земля выступает, прежде всего, в качестве орудия производства;
7) земля является не чем иным, как материалом и элементом природы.
Названные сущностные признаки земли в полной мере применимы и к недрам. Рассмотрим их:
а) недра - объективная реальность, ибо является составной частью земли, вечной собственностью, неотчуждаемым основанием существования, воспроизводства постоянно сменяющих друг друга человеческих поколений;
б) недра являются незаменимым предметом труда и первичным условием производства в сфере пользования недрами и содержащихся в них полезных ископаемых;
4 Яковлев В.Н. Конституционные установления - основополагающие принципы концепции совершенствования гражданского и иных отраслей законодательства современной России // Аграрное и земельное право. 2010. №2. С. 23.
2012. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
в) недра составляют естественно возникшие средства производства, являющиеся необходимой предпосылкой процесса труда, его важнейшим фактором;
г) основным свойством недр как средства производства, образующего его потребительскую стоимость, являются его полезные ископаемые, во всем их разнообразии;
д) недра с его полезными ископаемыми одновременно являются пространственным базисом, предметом труда и орудием производства;
е) главным свойством недр являются его полезные ископаемые, которые составляют и основное средство производства в области недропользования и основные естественные продукты потребления в народном хозяйстве страны;
ж) недра, как составная часть земли, являются материалом и элементом природы.
Изложенные сущностные характеристики земли и недр полностью исключают возможность
причисления их к «вещам» или «имуществу». Соответственно исключают также и возможность применения к ним гражданско-правовой триады полномочий содержания права собственности (владение, пользование, распоряжение) на компоненты окружающей среды.
В подтверждении вывода о том, что и водный объект - недопустимо признать его «вещью» и «имущество», можно выделить несколько сущностных признаков воды, исключающих возможность приравнивания ее к «вещам», «имуществу», к обычным рыночным товарам:
• вода - основа жизни на Земле. Вода является первой потребностью для людей, животного и растительного мира. Организм человека на 2/3 части состоит из воды, а доля воды в растениях составляет 9/10. Человек зависит от воды при приготовлении пищи, питье, мытье, постоянного потребления, без него немыслима и невозможна жизнь и здоровье человека.
• вода - объективная реальность. Она является общей вечной собственностью, неотчуждаемой основанием существования, воспроизводства постоянно сменяющих друг друга человеческих поколений;
• вода является объективно необходимым незаменимым ресурсом для жизнедеятельности, во-дообеспечения всей экономики, включая отрасли промышленности, транспорт, энергетику, лесное и рыбное хозяйство, сельскохозяйственного производства, коммунальное хозяйство;
• вода объективно и реально существует без всякого содействия со стороны человека и является условием производства. Так, согласно статьи 11, 37, 43-54 ВК РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского и лесного хозяйства и для иных целей;
• вода является естественно возникшим природным ресурсом. Она переходит из одного компонента природы в другой: из почвы в растения, из растений в атмосферу, затем, стекая по рекам с материков в океаны, возвращается обратно с воздушными потоками;
• вода является элементом природы, наряду с землей, растительным и животным миром, недрами и содержащиеся в них полезных ископаемых;
• вода используется как предмет труда и средство производства, поскольку любой процесс производства невозможен без воды.
Суть такой законодательной приверженности к категориям частного, древнеримского права, праву рабовладельческого строя, выражается во всеохватной частной собственности на основные средства производства, включая и природные ресурсы. А частник заинтересован в систематическом извлечении прибыли, не думая при этом, об охране природы для нынешнего и будущих поколений.
6. Земля и другие природные ресурсы являются объектами общественных отношений, регулируемых экологическим и природоресурсными отраслями права, а не гражданского права
В п. 1 ст. 9 Конституции РФ говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
Именно поэтому необходимо законодательно закрепить в качестве приоритетных нормы экологического и природоресурсных над нормами гражданского и иных отраслей права. Соответственно предлагается дополнить абзац второй пункта второго статьи 3 ГК РФ о том, что нормы экологического и природоресурсных отраслей права являются приоритетными и должны содержаться в нормах гражданского и иных отраслей права. К сожалению, такого признания, до смены капиталистического способа производства, даже не предвидится.
7. Водные ресурсы России
Нынедействующий Водный Кодекс содержит следующие антинародные правовые положения: попрана Конституция РФ, т.к. нарушен п. 2 ст. 9 Конституции РФ, предусматривающий, что земля и другие природные ресурсы, включая и водные объекты, находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 8 ВК РФ вместо государственной собственности на водные объекты закрепила только собственность федерации, ограничения собственности.
Нарушена ст. 72 Конституции РФ. Именно в этой статье предусматривается, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Была вычеркнута из Водного кодекса 1995 г. ст. 22 под названием «Оборотоспособность водных объектов». Абзац второй этой статьи императивно предписывал: «Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускается». Соответственно в новом Водном кодексе такая статья отсутствует.
Отмена запрета на рыночный оборот водных объектов позволила включить в новый Водный кодекс норму о праве субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц на отчуждение прудов и обводненных карьеров, находящихся в их собственности и расположенных на принадлежащим им земельных участках.
В то же время федеральные органы государственной власти были наделены правом включения в рыночный оборот любого водного объекта: не только прудов и обводненных карьеров, но и любого иного водного объекта. В пункте 1 ст. 24 ВК РФ 2006 г. предусмотрены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений. Они имеют право «владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимся в федеральной собственности». Понятие «распоряжение» раскрывается в п. 3 ст. 129 ГК. В нем говорится: «Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в иной мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах».
Именно такие правовые новации Водного кодекса и нужны были российским и иноземным инвесторам. С введением в действие этих новаций для любых инвесторов стали доступны для приобретения в частную собственность любые обособленные водные объекты, от малого до великого, особенно водохранилища, крупные гидроэлектростанции на водных артериях России, и т.д.
Что касается крупных рек, какими являются Кама, Волга, Лена, Енисей и т.д., то их приобретать целиком, от истока и до устья невозможно и немыслимо. Для этого законодателями были введены в ВК РФ два новых понятия: гидрографические единицы, включающие речной бассейн и подбас-сейн реки, впадающий в главную реку речного бассейна, и водохозяйственные участки - составные части гидрографической единицы. Соответственно инвесторы были осчастливлены. Им предоставлено право выбора для приобретения в собственность обособленных водных объектов и в аренду водохозяйственных участков, гидрографической единицы.
В этом плане необходимо сослаться на Федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 860 (С. 3, № 52 ч. II, ст. 4973, 2001). В подпрограмме «Водные ресурсы и водные объекты» выделим следующий абзац: «В России насчитываются около 3 млн. гидротехнических сооружений, в основном это водохранилища и накопители различного назначения. Большая часть гидротехнических сооружений (от небольших плотин и до крупных гидроэлектростанций) принадлежат различным частным субъектам хозяйствования. В государственной собственности находится немногим более 3 процентов водохранилищ объемом менее 1 млн. куб. метров, около 8 процентов водохранилищ объемам более 1 млн. куб. метров».
Напомним, что такая крупномасштабная приватизация гидротехнических сооружений вместе с водохранилищами в пользу российских и иностранных инвесторов была осуществлена еще тогда, когда такая приватизация Водным кодексом 1995 г. была запрещена. Здесь комментарии излишни, ибо изложенным весьма четко определяются адресаты - получатели выгод от реализации законов.
8. Лесные ресурсы России
Лесной Кодекс РФ возложил на российского налогоплательщика восстановление вырубленных лесных насаждений. Почему? Потому что капиталистический способ производства, который немыс-
лим без извлечения прибыли и эксплуатации человека труда. Именно действующий Лесной Кодекс России является правовой основой разбазаривания лесных богатств, игнорируя права и интересы народов России и «забывая» о будущих поколениях.
Такая концепция была разработана В.Н. Яковлевым и опубликована в монографии «Водное право Молдавской ССР» (Кишинев, 1980 г.). Она тогда базировалась на государственную собственность на воды и иные природные ресурсы.
Самостоятельность каждой из названных природоресурсных отраслей права подтверждается и в настоящее время, но с иным частнособственническим содержанием. Признаки их самостоятельности следующие:
1. Объекты правового регулирования этих отраслей составляют компоненты природы, а не товары, работы, услуги, отношения, по поводу которых регулируются гражданским правом.
2. Предмет правового регулирования данных отраслей составляют общественные отношения, отличающиеся по своему характеру и содержанию от предмета регулирования других отраслей права. Данные отношения возникают и осуществляются по поводу компонентов природы, а не рыночного товара, работ, услуг.
3. Каждая из этих отраслей права имеет особую самостоятельную, автономную систему нормативных правовых актов, предназначенных для регулирования природоресурсных общественных отношений.
4. Названные отрасли имеют особую политическую, социально-экономическую и правовую значимость. В самостоятельном регулировании природоресурсных отношений заинтересовано государство, общество, народы и каждый человек России.
На основе этой концепции автором написано учебное пособие «Горное право современной России (Конец XX-начало XXI века)», изданное в 2011 г. В основу этого пособия положены отношения частной собственности на добытые полезные ископаемые.
Поступила в редакцию 14.02.12
V.N. Yakovlev
Unclaimed in modern Russia, new scientific and legal concepts, objectively necessary for the improvement of legislation in all areas of law
New scientific and legal concepts make up the program areas to improve existing and future legislation of Russia. Keywords: unclaimed, objectively necessary, scientific legal concepts.
Яковлев Василий Никитович, Yakovlev V.N., doctor of law, professor
доктор юридических наук, профессор Udmurt State University
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)