Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 26 (65). № 1, ч. 1. 2013 г. С. 203-212.
УДК 821=512. 145-92
НЕВ1ДОМ1 ЛИСТИ А. С. АЙВАЗОВА ДО АЛ1 БЕЙ НУСЕ1НЗАДЕ. (З АРХ1ВУ АЛ1 БЕЙ НУСЕ1НЗАДЕ)
Сеитваниева Г. Ю.
ТНУ им. В. И. Вернадского E-mail: seitnargul@bk. ru
Основанием для написания статьи стало стремление ввести в научный оборот факты из малоизвестных источников, связанных с перепиской А. С. Айвазова с Али беем Хусеинзаде - виднейшим представителем азербайджанско-тюркской общественной мысли XX века. В статье представлены малоизвестные письма, а также не опубликованные ранее открытые письма (почтовые открытки) А. С. Айвазова к Али бею Хусеинзаде, охватывающие период с конца 1905 по 1914 годы.
Общее количество эпистолярных источников двенадцать: 4 письма и 8 открыток. Оригиналы публикуемых документов находят в Эгейском университете. Благодаря личной инициативе профессора Эгейского университета Явуза Акпынара эпистолярный корпус архива Али бей Хусеинзаде передан его дочерью Фейзавер Ал-псар ханым отделению тюркского языка и литературы. Часть эпистолярных текстов, предоставленная профессором Явузом Акпынаром, атрибутирована автором данной статьи.
Письма являются интересным источником о дружеских и деловых отношениях представителей крымскотатарской и азербайджанской интеллигенции, вводят нас в обстановку и атмосферу литературных кругов первого десятилетия XX века, позволяют уточнить те или иные факты биографии А. С. Айвазова.
Ключевые слова: А. С. Айвазов, эпистолярный корпус, письма, автографы, представители интеллигенции, биография, литература.
Постановка проблемы. Начавшиеся в период «большого террора» 1936 - 1938 гг. политические репрессии против крымских татар, в первую очередь направленные на уничтожение национальной интеллектуальной элиты, закончились арестами и осуждением на различные сроки, многих из них приговорили к расстрелу. Среди приговорённых к высшей мере наказания был и Асан Сабри Айвазов - видный общественный деятель, классик крымскотатарской литературы, публицист, литературный критик, педагог.
Материалы судебных процессов, архивно-уголовные дел, легшие в основу публикаций и монографий отечественных историков и краеведов [1, 118-121; 131-140; 2; 3; 4], стали важным шагом в изучении тематики репрессивной политики советского государства против крымскотатарских подвижников науки и культуры.
Однако, материалы личных архивов репрессированной интеллигенции, которые изымались в ходе арестов и обысков, которые так же хранятся в фондах Государственного архива Службы безопасности Украины в АР Крым, сегодня, к большому
сожалению, не доступны и не могут стать объектом детального историко - литературного исследования.
В изучении свидетельств подлинной истории на современном этапе, сегодня значимую роль играют сохранившиеся (в первую очередь за рубежом), в силу различных причин, личные архивы общественно-политических деятелей, писателей, деятелей культуры. Важную часть архивов составляет корреспонденция: почтовая переписка, письма, почтово-телеграфные отправления, которые и стали предметом исследования в данной работе.
Анализ последних исследований и публикаций. Изученные письма А. С. Ай-вазова к Али бею Хусеинзаде1 турецким исследователем Омером Озджаном представляются как попытка охарактеризовать глубину дружеских и деловых отношений представителей крымскотатарской и азербайджанской интеллигенции и касаются малоизвестных фактов биографии Али бей Хусеинзаде.
Целью данного исследования является комплексный анализ эпистолярных текстов А. С. Айвазова в контексте исследования личности и творчества, интегрирующий различные подходы к письму: письмо как текст, автобиографический документ, творческий источник; определение их ценности как литературоведческого источника.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать структуру и состав малоизученного комплекса эпистолярных источников.
2. Проанализировать особенности внешней формы этих писем как исторического источника.
3. Определить информационные возможности писем А. С. Айвазова.
4. Дополнить источниковую базу ряда эпизодов в биографии А. С. Айвазова.
Методы исследования. Задачи, которые ставятся в данном исследовании, решаются в опоре на описательно-исторические и проблемно-хронологические методы анализа историко-литературного материала. Исследование базируется на углубленном изучении эпистолярного наследия А. С. Айвазова.
1 Али бек Хусейнзаде /Али Гусейн Туран/ (1864 -1940) - великий азербайджанский литератор, философ и литературный критик, один из виднейших представителей азербайджанско-тюркской общественной мысли XX века. Имел исключительные заслуги в азербайджанской печати и публицистике XX века. Окончил Тифлисскую гимназию (1875 - 1885). В детстве и в студенческие годы изучал турецкий, фарсидский, арабский, немецкий и русский языки. В 1885 году поступил на факультет математики Петербургского университета, а также слушал лекции видных профессоров факультета востоковедения.
А. Хусейнзаде всю жизнь исследовал и пропагандировал общетюркские духовные ценности, боролся во имя процветания тюркского мира всей силой своего таланта.
Его образцы национальной печати сыграли важную роль в организации и регулировании общественно-политической мысли, формировании информационной среды в начале XX века. Превращение журналистики в трибуну общественной мысли также является продуктом этого исторического этапа. В этом смысле внимания заслуживают журнал «Фюйузат» («Прогресс»), публикуемый А. Хусейнзаде, и заслуги его редакционной коллегии.
А. Хусейнзаде также получил образование в Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств и является автором ряда портретов и пейзажей. Его картины хранятся в музеях Баку, а также в личных коллекциях в Стамбуле и Париже.
204
Основной материал. Имеющиеся в наличии письма и почтовые открытки (открытые письма или краткие письменные сообщения) А. С. Айвазова охватывают время с конца 1905 г. по 1914 г, т. е. это период его преподавательской деятельности в Алупке, годы его работы в газете «Ватан хадими», а так же непродолжительный период жизни и работы в Москве, период пребывания за границей и возвращение в Крым, начало его работы в издательстве газеты «Терджиман» в городе Бахчисарае.
Хронологический порядок эпистолярных документов выглядит следующим образом: две открытки датируемые 16 октября, 11ноября 1905 г. (дата установлена по почтовым печатям на открытках), письмо за 12 сентября 1906 года, написанное на бланке газеты «Ватан хадими», отправленное из Алупки, два письма из Алупки, датированные 21 мая и 16 сентября 1909 г, одна открытка 21 сентября 1909 г. из Алупки, письмо от 23 января 1910 г, две открытки от 9 октября и 14 ноября 1910 г. из Москвы. Особый интерес вызывает открытка 1911 года от 10 июля, отправленная из города Веггиса (Швейцария), дата на которой позволяет с достоверностью установить факт пребывания А. С. Айвазова в 1911 году в Европе, а также открытка августа или сентября (дата сложно прочитывается) 1914 года из Бахчисарая - это время начало работы А. С. Айвазова в издательстве газеты «Терджиман в городе Бахчисарае, открытка написана незадолго до смерти Исмаила Гаспринского.
Письма А. С. Айвазова сопоставимы между собой по объёму - отдельные занимают не более страницы, как, например, письмо от 12 сентября 1906 г. и от 16 сентября 1909 г. Два других письма написаны на двух страницах (письма от 21 мая 1909 г. и от 23 января 1910 г.).
Иллюстрированные открытые письма, сохранившиеся на видовых открытках Крыма («В горах у подножья «Ай-Петри»», «Алупка. Альгамбра», «Мечеть в Алупке», «Привет из Крыма»), в своём большинстве носят форму краткой и неизменно вежливой переписки поздравительного характера, например: открытка от 1905 года, где А. С. Айвазов поздравляет Али бея Хусеинзаде с праздником къурбан байрам1.
За время, которое охватывает переписка, не сохранилось ни одного письма Али бея Нусеинзаде, но о содержании некоторых из них мы можем судить косвенно по ответам Асана Сабри Айвазова. Вероятно, они познакомились, в Турции, в годы, когда А. С. Айвазов и Али бей Нусеинзаде учились в Стамбуле.
Эпистолярное наследие А. С. Айвазова имеет большую ценность, так как письма А. С. Айвазова к другим адресатам почти не сохранились. Так, мы имеем лишь ставшие известными в научном мире два письма за 1934 г. к Джаферу Сейдамету из архива Джафера Сейдамета, написанные карандашом на ткани [6].
Автографы А. С. Айвазова - это личные письма, представляющие небольшой литературоведческий интерес, однако, позволяют уточнить те или иные даты его биографии, помогут создать более полный и верный его образ. Изучение личных писем помогут раскрыть широкий круг его общения, отражают эпоху, когда они были написаны.
Из писем и открыток А. С. Айвазова мы информированы о начале и прекращении издания газеты «Аят» в Баку Али беем Хусеинзаде (открытка от 1905 года и
1 праздник жертвоприношения
205
письмо 1906 г.), о выходе в свет нового журнала «Фюйузат», надеждах, возложенных на это издание Айвазовым, из письма за 12 сентября 1906 г («Эйлюль 8 тарихли мектюбинъиз алынды. Аят ымызда аят бахш иден «Хайят»ын куше-и инзивайа че-кильмеси бени не кадар дильгир иттийсе карибен химмет-и алилери сайесинде тулу' идеджек «Фюйузат»да о дередже (бельки даа зияде) мемнюн итмиштир»); об осуществлённом приезде в Москву, здесь А. С. Айвазов даёт частные уроки по тюркскому языку и истории тюркской литературы трём - пяти студентам Лазаревского института восточных языков («Бенденъиз тешринэвель (октябрь) иптидасындан итибарен Московадайым. Бурадаки «Лазаревский Элсине-и Шаркъиее Мектеби» талебесинден учь беш кишие хусуси суретте оларакъ Тюрк лисаны ве Тюрк тарих-и эдебияты дерслери вермектейим. Башкъа ич бир вазифем ёкътур»); узнаём также о состоянии здоровья А. С. Айвазова, («Бен сыххаттейим. Хепимиз афиеттейиз. Бе-ним бир захметим вар исе да хер кюню бир сене къадар сюрен оручлукътыр!1»); информированы о просьбах, с которыми он обращался к Али бей Хусеинзаде, например, просит выслать личную его фотографию или подробную биографию турецкого поэта и журналиста конца 19-го начала 20-го века Тевфик Фикрета; («Кечен сене буюк кюстахлыкъ эдерек фотографынъызы истедимсе де муваффакъ олама-дым. Умит идерим ки, бу дефа кардешинъизин риджасыны редд итмезсинъиз», или «Османлы шаирлеринден Тевфик Фикрет бейин терджиме-и халыны билирсенъиз лютфен кондерменъиз мерджудыр. Зира бурада Шаркъ лисанлары мектеби талебе-синден бир эфенди мюшарюнилейхин шиирлерини терджиме иттигинден китабы-нынъ башында Фикрет Бейин тасвирини ве терджимеи халыны язаджакътыр»); в письмах встречаются деловые прошения, например, в письме за 21 мая 1909 г. А. С. Айвазов приглашает Али бей Хусеинзаде в Крым в качестве лектора, для проведения занятий на курсах по тюркскому языку («Эфендим!.. . Тюрк лисаныны эсаслы оларакъ огретеджек бурада бир лектор булунмадыгъындан зат-ы алилерине мурад-жаат этильмесини Къырым Муаллимлери Иттихады Джемиети ве Земство идареси баш азасы бени векиль иттилер. Иште, бен де сизе мураджаат идиёрум.») и др.
Эпистолярные тексты по своему стилю дружеские, свободны по форме, ориентированы на диалог. В них можно отметить следующие черты: день, время, место написания письма, например: «Алупка, 12 эйлюль2 1906», «Москова 23 Канунсани3 1910», «Веггис4, 10 темюз 1911»; соблюдена форма почтительного обращения, такие как: «Нашир-и маариф6, Али бей эфенди хазретлери!», «Мир-и ирфанперверим7 эфендим хазретлери!», «Али бей Хусеинзаде хазретлери8, эфендим!», «Устад-ы ик-ремим9 Али бей эфенди хазретлери», «Севгили буюк кардешимиз Али бек хазретле-
1 Ораза (пост)
2 Сентябрь айы
3 Январь айы
4 Веггис - Исвечре (Швейцария), Люцерн кантонында ерлешкен шеэр
5 Июль айы
6 маариф яйгъан, бильги сачкъан адам
7 буюк маарифпервер
8 сайгъы косьтермек узеринде буюклерге берильген унван
9 урьмет, сайгъы къазангъан муаллим
206
ри», «Мухтерем эдибимиз ве устад-ы экремимиз1». В форме обращения выражены так же заслуги, почести Али бея в сфере просвещения, издательского дела; употребляются вступительные фразы, например: «Эйлюль 8 тарихли мектюбинъиз алынды» 'получено Ваше письмо от 8 сентября' или «неджиб элинъизи сыкъарым» 'жму вашу благородную руку', «Тарихтен ики ай мукъаддем ... ачыкъ бир мектюп гёндер-миштим» 'два месяца назад отправил вам открытое письмо'; также заключительные фразы: «Бакъи ихтирамкяране2 селямларымы такъдим иле теведжджухатынъызын девамыны беклерим» 'на этом выражая своё почтение и уважение жду Вашей дальнейшей переписки'; указывается адрес, например: «Адреслер: Алупка (Крымъ) Х. Сабри Айвазову яки: Ялта, Земская управа Г-ну Дмитрiевскому», или «Адресим: Москва, Старо-Басманная ул. д. 2 кв. 20, Х. С. Айвазову»; проставлена подпись.
Письма содержат фактический материал, так, в тексте, в частности, упоминается имена представителей азербайджанской и турецкой интеллигенции3, несколько названий периодических изданий выходивших в свет в начале 20 века4.
Эпистолярные тексты А. С. Айвазова транслитерированы с арабской графики на кириллицу. Несколько фрагментов эпистолярных рукописей были сложны в прочтении, так как стилистике А. С. Айвазова свойственно использование норм официального языка конца XIX нач. XX века, где заметно доминирует арабский язык и фарси. Автографы написаны достаточно разборчивым почерком, находятся в хорошей сохранности.
Выводы и перспективы. Письма и краткие письменные сообщения А. С. Ай-вазова к Али бей Нусеинзаде - являются ярким образцом эпистолярной прозы первой четверти XX в, а также биографическим источником. Нельзя не учитывать и ценность эпистолярного наследия А. С. Айвазова как память о человеке, истории.
Эпистолярное наследие А. С. Айвазова невелико. Думается, что его автографы станут доступными со временем и в государственных архивах, и в фондах личных архивов крымскотатарских писателей, друзей, соратников. Приведённые ниже письма, в дальнейшем позволят исследовать специфику стилевой манеры выражения А. С. Айвазова, акцентируя внимание на том, что по своей стилистической установке письмо находится в непосредственной близости к художественной прозе.
(Письмо 1)
Хасан Сабри Айвазов
«Ватан Хадими» газетасы Мухаррири
ве Идареханеси мудюри
Алупка, 12 эйлюль (сентябрь) 1906
Нашир-и маариф Али бей эфенди хазретлери!
1 шереф саибы олгъан муаллим
2 артыкъ урьмет косьтерип
3 Муртаза Мухтаров (1855 - 1920); Узеир бей Хаджибейли (1885 - 1948); Ахмед-бек Агаев /Агъаогълу/ (1868 - 1939); Мухаммед Хади (эдебий тахаллюсы), асыл ады Мухаммед Абдулселимзаде Хади Шервани (1879 - 1920); Ахмет Кемал (Акюнал) ( 1873-1942) Абдуллах Шур (1882 -1912), Тев-фик Фикрет Мехмет (1867 - 1915).
4 «Хаят» чыкъкъан йыллары 1905-1906, «Фюйузат» (1906-1907), «Терджиман» (1883 - 1918) «Те-ракъкъи» (1908 - 1909), «Хакъикъат» (1909 - 1910).
207
Эйлюль 8 тарихли мектюбинъиз алынды. Аят ымызда аят бахш иден «Хай-ят»ын куше-и инзивайа чекильмеси бени не кадар дильгир иттийсе карибен химмет-и алилери сайесинде тулу' идеджек «Фюйузат»да о дередже (бельки даа зияде) мемнюн итмиштир.
Эфендим, «Аят»ын адем-и реваджы юзюнден татиле меджбурийети сизин умид мембаларынызы къурутмасын! «Аят» ольмез. Асыл «Аят» бундан сонъра алеме фейз сачаджакътыр. Мектюбинъиздеки теклиф-и алийе мевъуд шарт иле берабер маал-мемнунийе къабул идиёрум ве бугюнден итибарен мин гъайри хаддин «Фюйу-зат» хадимлигине кириёрум. «Фюйузат»а иштиракими ильк илянынъызла беян иде-билирсинъиз. Бакъи тешеббюс иттигимиз иште хер тюрлю мувафакъиет дилер ве «Фюйузат»ын козьлерине перде чекильмиш олан миллетимизе козьлюк олмасыны теменни идерек хитам-и макъал эйлерим эфендим.
Аджиз Къардешинъиз
Хасан Сабри Айвазов
Б. Т.
Мефтюны олдугъым эфендим!
Кечен сене буюк кюстахлыкъ эдерек фотографынъызы истедимсе де муваф-факъ оламадым. Умит идерим ки, бу дефа кардешинъизин риджасыны редд итмез-синъиз. Х. С.
(Письмо 2)
Мухтерем эдибимиз ве устад-ы икремимиз Али бей эфенди хазретлери.
Москова 23 Канунсани (Январь) 1910
Бугунь «Терджиман» газетесининъ 2 номерели нусхасында окъудугъыма коре Бакуда Оруджоф Бирадерлери тарафындан «Хакъикъат» намында енъи бир газете-нинъ нешрине башланмыш. Джериде-и мезкюренинъ мухаррир ве мюдюр-и месулю Узеир Бей Хаджибеков дженаплары имиш.
«Хакъикъат»е Агъаевлер, А. Сурлар макъалелер яздыгъы киби зат-ы алинъиз де иштирак идиёрмушсынъыз. Тебрик идерим. Зат-ы алилери киби эдиб-и муктедирин, бир сахиб-и мюмаресенинъ «Хакъикъат»е иштирак итмеси «Хакъикъат»ын месле-гини темуизе кяфидир занн идерим. Сизин «Сиясет-и Фюрусет»инъизин «Хакъикъ-ат»те дерс идильдигини «Терджиман» хабер вериёр. Демек, «Сиясет-и Фюрусет» хенюз таб идилип битмемиштир. Вакъыт булурсам бен де газетенъизе базы макъалелер бермектен кери къалмам.
Бенденъиз тешринэвель1 иптидасындан итибарен Московадайым. Бурадаки «Лазаревский Элсине-и Шаркъиее Мектеби» талебесинден учь беш кишие хусуси суретте оларакъ Тюрк лисаны ве Тюрк тарих-и эдебияты дерслери вермектейим. Башкъа ич бир вазифем ёкътур.
Сиз не халдесинъиз? Енъи мектепте тедрисми идиёрсунъыз? Агъаеф бирадери-миз Истанбула хиджрет итти дие бир хабер ишиттим. Догърумы? Османлы шаирле-ринден Тевфик Фикрет бейин терджиме-и халыны билирсенъиз лютфен кондер-менъиз мерджудыр. Зира бурада Шаркъ лисанлары мектеби талебесинден бир эфен-
1 Октябрь айы
208
ди мюшарюнилейхин шиирлерини терджиме иттигинден китабынынъ башында Фикрет Бейин тасвирини ве терджимеи халыны язаджакътыр. Шайет сизде вар исе (я да эидеджегими вад этмек узере) ирсалини риджа идерим. Бен сыххаттейим. Бакъи хурьметлерими ве хиссият-ы ихтирамкяранеми такъдим иле хюсню теведжд-жюхюнъызын девамыны темени идерим, эфендим. Х. С. Айвазов Адресим:
Москва, Старо-Басманная ул. д. 2 кв. 20 Х. С. Айвазову.
209
¿у
'û&mAyaMttK ъ « ;'Зй!.
редакций
'УЪ* - s ¿J I '¿¿¿¿S/ c
,, ]$атан ъ -Xagumu ".
ISjj9" " c^j *
^ fij*r ^ I (у j; Î ^uaî " ^
/ * , * * ■ yjy^J^ '¡»У, UV M) f")>, ¿- UсЛ?'^
/^wv1 ¿'¿¿г*J. -V (О- ^ - u ! ^ t.
^rf ^л^ J i* ■■ ¿UfJ* \ , Jy о ! A/^J
■ (¿S
'</ ¿JS ^Mjv^ "V ^ " ~ ^
Открытка от 10 июля 1911г. из г. Веггиса (Швейцария) и письмо А. С. Айвазова Али бею Хусеинзаде от 14 сентября 1906г. из Алупки.
210
Литература
1. Репрессированное поколение крымскотатарских общественно-политических деятелей, подвижников науки и культуры: материалы Междунар. конф, (28-29 мая 1999 г.) / Составитель: Э. Сеитбеки-ров. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2001. - 300 с. -ISBN 966-7283-83-6.
2. Зшченко Ю. Кримсью татари: юторичний нарис / HAH Украши. 1н-т потт. i етнонац. дослвджень. Ред. Т. В. Мiзтаeва - К. : Голов. ред. лп\ мовами нац. меншин Украши, 1998. - 205 с.
3. Урсу Д. П. Деятели крымскотатарской культуры (1921-1944 гг.): библиографический словарь / Д. П. Урсу. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 1999. -144 с. - ISBN 966-7283-25-9.
4. Хаяли Р. Репрессивная политика советского государства в отношении крымских татар (19211941 гг.) / Рустем Хаяли // З архшш ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. - 2009. - № 1 (32) - С. 71 - 86.
5. Özcan Ö. Hasan Sabri Ayvazofun Hüseyinzade Ali'ye Mektuplan / Omer Özcan // Yeni Türk Dergisi - 2010. - №1 - S. 233 - 244.
6. Akta§ A. Tarihi Önemi haiz Tarihi önemi haiz iki bez mektup / Ay§e Akta§ // Kirim. - 1994. - № 6. -С. 31 - 32.
Сеггвашева Г. Ю. Невщом листи А. С. Айвазова до Алi бей Нусешзаде. (З арх1ву Алi бей Нусешзаде) / Г. Ю. Сeiтванieва // Вчен записки Таврiйського национального утверситету iMem В. I. Вернадського. CepiM «Фшологш. Сощальт комунжацп». - 2013. - Т. 26 (65), № 1, ч. 1. - С. 203-212.
Шдставою для написання статп стало прагнення ввести в науковий об1г факти з маловiдомих джерел, пов'язаних з листуванням А. С. Айвазова з Алi беем Хусешзаде - найвизначншим представником азербайджансько-тюрксько1 громадсько1 думки XX столптя. У статгi представлен маловiдомi листи, а також не опублжоват ранiшe вiдкритi листи (поштовi листiвки) А. С. Айвазова до Алi бея Хусeiнзадe, що охоплюють пeрiод з юнця 1905 по 1914 роки.
Загальна кiлькiсть етстолярних джерел дванадцять: 4 листи i 8 листiвок. Оригшали публжованих докуменпв знаходять в Егейському унiвeрситeтi. Завдяки особистш iнiцiативi професора Егейського утверситету Явуза Акпинара eпiстолярний корпус арх1ву Алi бей Хусeiнзадe переданий його дочкою Фейзавер Алпсар ханим вщдшенню тюрксько1 мови та лiтeратури. Частина eпiстолярних тeкстiв, надана професором Явузом Акшнар, атрибутована автором дано1 статп.
Листи е цжавим джерелом про дружтх i дшових стосунках представниюв кримськотатарсько1 та азербайджансько1 iнтeлiгeнцil, вводять нас в обстановку i атмосферу лгтературних кiл першого дeсятилiтгя XX столптя, дозволяють уточнити тi чи iншi факти бiографil А. С. Айвазова.
Kro40Bi слова: А. С. Айвазов, eпiстолярний корпус, листи, автографи, представники iнтeлiгeн-ц^1, бiографiя, лгтература.
Seitvaniyeva G. Yu. A. S. Ayvazov's unknown letters to Ali bey Nuseinzada. (From Ali bey Nusein-zada's archives) / G. Yu. Seitvaniyeva // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. -Series: Philology. Social communications. - 2013. - Vol. 26 (65), No 1, part 1. - P. 203-212.
Studying of the certificates of a true story at the present stage, the remained, owing to the various reasons, (first of all those situating abroad) personal archives of political and cultural figures, writers today play a significant role. The important part of the archives consists of correspondence: post correspondence, letters, post and cable departures which became the subject of research in this work.
The reason for writing this article was the desire to make known to the scientific circles the facts that were associated with the correspondence of A. S. Aivazov and Ali Bey Huseinzade (Ali Hussein Turan) - the most prominent representative of the Azerbaijani-Turkish public of XX century from the obscure sources.
The article presents the little-known letters, and open letters (postcards) that haven't been ever published. They were written by A. S. Aivazov to Ali Bey Huseinzade covering the period from late 1905 to 1914. Some of the epistolary texts are enclosed by the author of this summary.
The total number of epistolary sources are twelve: 4 letters and 8 postcards (open letters). The originals of the documents published are situated in the Aegean University. Thanks to the personal initiative of the Professor of the Aegean University Yavuz Akpinar the part of this archives by Ali Bey Huseinzade were contrib-
211
uted by his daughter Feyzaver Alpsar Khanum to the Department of the Turkish Language and Literature, the Faculty of Literature.
From the letters and cards of A. S. Aivazov we found out about the initiation and termination of the publication of the newspaper "Hayat" in Baku by Ali Bey Huseinzade. We also got to know about the publication of the new magazine "Feyuzat" and hopes pinned on this edition by Aivazov, about his visit to Moscow, where A. S. Aivazov gives private lessons in the Turkic language and the history of Turkish literature from three to five students of Lazarev Institute of Oriental Languages. We also learn about the state of his health because there were business petitions met in the letters - A. S. Aivazov invites Ali Bey Huseinzade to the Crimea as a lecturer for conducting lessons and running the courses in the Turkic language and other disciplines.
Of the particular interest are: the postcard of 10. July 1911, sent from Weggis (Switzerland). This date allows to establish the fact of his stay in 1911 in Europe, that can be relied on. What's more the card from Bakhchisaray that is applied to August or September of 1914 (the date is hard to be deciphered), was the time when A. S. Aivazova started working in the publishing of the newspaper "Terdzhiman" in Bakhchisaray, a postcard was written not long before the death of Ismail Gasprinsky.
The letters constitute a very interesting source of friendships and business relationships of the representatives of the Crimean Tatar and Azerbaijani intellectuals. They make us plunge into the situation and atmosphere of literary circles of the first decade of the 20th century, and let us define some certain biographical facts of A. S. Aivazov.
Keywords: AS Ayvazov, epistolary Corps, letters, autographs, intellectuals, biography, literature.
Поступила в редакцию 01.03.2013 г.
212