Научная статья на тему 'Невербальное кодирование и декодирование невербальных средств общения как условие развития рефлексии в общении детей с речевым недоразвитием'

Невербальное кодирование и декодирование невербальных средств общения как условие развития рефлексии в общении детей с речевым недоразвитием Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
767
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ В ОБЩЕНИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Глухова Ольга Айваровна, Леханова Ольга Леонидовна

Целью статьи является освещение проблемы развития невербальных средств общения как условия формирования рефлексии в общении у детей с речевым недоразвитием. Авторами статьи предложена методика исследования особенностей невербального кодирования и декодирования невербальных средств общения, проведено экспериментальное изучение невербального кодирования и декодирования, а также приведен анализ полученных экспериментальных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Глухова Ольга Айваровна, Леханова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невербальное кодирование и декодирование невербальных средств общения как условие развития рефлексии в общении детей с речевым недоразвитием»

Невербальное кодирование и декодирование невербальных средств общения как условие развития рефлексии в общении детей с речевым недоразвитием

Глухова Ольга Айваровна, Леханова Ольга Леонидовна

ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет", г.Череповец

Ключевые слова:

невербальные средства общения, рефлексия в общении

Аннотация: целью статьи является освещение проблемы развития невербальных средств общения как условия формирования рефлексии в общении у детей с речевым недоразвитием. Авторами статьи предложена методика исследования особенностей невербального кодирования и декодирования невербальных средств общения, проведено экспериментальное изучение невербального кодирования и декодирования, а также приведен анализ полученных экспериментальных данных.

Введение

В российской логопедии проблема исследований и коррекции речевого недоразвития у детей представлена достаточно широко. Однако, несмотря на проводимую с детьми коррекционно-логопедическую работу, нередко речевые нарушения имеют устойчивую форму и продолжают сохраняться в старшем возрасте. Таким образом, существует объективная необходимость в совершенствовании существующих методик коррекции речевого недоразвития и разработке нового содержания, нацеленного на формирование у таких детей навыков саморегуляции, самоконтроля, восприятии себя как субъекта собственной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить в качестве средства формирования представленных выше умений рефлексию в общении.

Рефлексия в общении определяется как базовое условие и одновременно механизм более эффективного и результативного взаимодействия людей (Е.В.Лушпаева)[5].

Согласно Ф.А.Сохину и О.С.Ушаковой к старшему дошкольному возрасту развитие рефлексии в общении приводит к изменению ценностно-смысловой сферы, к большей адаптированности ребенка к внешним условиям, к саморегулированию и самоконтролю поведения [6]. В процессе опосредованного рефлексией общения и взаимодействия с людьми старший дошкольник рассматривает, оценивает, принимает или отвергает определенные ценности и нормы поведения, свойственные семье, обществу сверстников, значимым лицам, что в конечном итоге определяет успешность его взаимодействия с социумом.

В данном контексте особую значимость приобретает изучение невербального общения детей с недоразвитием речи как условия формирования рефлексии в общении. В современной науке доказано, что успешное невербальное кодирование и декодирование невербальных знаков определяют развитие коммуникативно-речевой интенции, эмоциональной выразительности речи и вероятностного прогнозирования, а также являются фактором, стимулирующим прогресс речевых механизмов и формирование полноценной речевой деятельности.

В логопедии имеющиеся сведения о состоянии невербальных средств общения у детей с недоразвитием речи недостаточны и противоречивы: с одной стороны имеются данные о компенсаторном развитии невербальной коммуникации у детей-алаликов; с другой стороны отмечается дефицитарность невербальных средств общения у детей с нарушениями речи [4]. Противоречивость сведений о невербальном общении детей с недоразвитием речи, и недостаточная методическая разработанность вопроса не позволяют определить содержание, организацию, и методику использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе.

Цель исследования или программы

На основании теоретического рассмотрения проблемы был сделан вывод о необходимости экспериментального исследования процессов невербального кодирования и декодирования невербальных средств общения детьми 5-6 лет с недоразвитием речи.

Материалы и методы

В основу экспериментального исследования и диагностической программы положены концепции И.Н. Горелова [1] о невербальных средствах общения как функциональном базисе речи и Н.И. Жинкина [2] о кодовых переходах во внутренней речи. Представление о детях с недоразвитием речи и выделение таких детей из группы сверстников осуществлено в соответствие с концепцией Р.Е. Левиной об общем недоразвитии речи и его уровнях [3].

Для исследования была разработана авторская диагностическая методика, состоящая из наблюдения и специальных диагностических заданий. Диагностические задания были нацелены на создание ситуаций, в которых ребёнок мог продемонстрировать понимание невербальных знаков и их употребление в разных ситуациях общения. Выбор значений для невербального кодирования был осуществлён в соответствие с материалами опросника для родителей («Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты»). Группы предлагаемых значений были дифференцированы и характеризовались максимальной (эмблемы), средней (иллюстраторы) и минимальной (аффекторы) оторванностью внешней формы невербального знака от значения.

На разных этапах в исследовании участвовало 180 детей 5-6 лет: 60 детей с нормальным речевым развитием и 120 детей с недоразвитием речи (клинически диагностирована алалия, дизартрия, дислалия).

Результаты

Анализ полученных сведений позволил выделить типологические группы детей, характеризующиеся разными характеристиками невербального кодирования и декодирования. Первый тип (43,3% детей с недоразвитием речи) характеризуется выраженными трудностями невербального кодирования, незрелостью предпосылок коммуникативно-речевой интенции и эмоциональной выразительности речи при относительной сохранности понимания невербальных средств общения. Второй тип (31,7% детей с недоразвитием речи) характеризуется трудностями декодирования невербальных средств общения, несформированностью предпосылок вероятностного прогнозирования при относительной сохранности невербального выражения эмоций и значений. Третий тип (25 % детей с недоразвитием речи) отличается нарушениями понимания и употребления невербальных средств общения и комплексной незрелостью невербальных предпосылок речи.

При декодировании невербальных знаков дети с недоразвитием речи демонстрировали трудности понимания значений невербальных средств общения, ошибались в их интерпретации, не могли выстроить невербальный прогноз. Выяснилось, что у детей с недоразвитием речи заметно отстаёт от возрастной нормы формирование типа восприятия эмоций и типов интерпретации жестов и позы, дети чаще выделяют в невербальном сигнале физические характеристики, само действие, а не информацию о состоянии и отношении человека.

В процессе исследования удалось получить сравнительные данные о невербальных средствах общения детей с нормальным развитием речи и нарушениями речи. Анализ результатов исследования позволил определить типологию ошибок невербального кодирования. Типы ошибок невербального кодирования представлены следующими группами:

- Неверное воспроизведение и немотивированные замены. Например, воспроизведение жеста «взмах рукой от плеча вниз» (наиболее частый вариант ошибочного воспроизведения), «потряхивание кистями опущенных рук».

- Тематические замены. Например, воспроизведение невербального паттерна «пока» вместо

«уходиокачество ошибок за 100%.ошибочного воспроизведения) и при воспроизведении невербальных знаков. Почти все предлагаемые значения. «большой» вместо «длинный», «нельзя» вместо «молчи». Менее частотные невербальные экспрессии заменялись на более частотные (обида на грусть, волнение на страх). Либо дети воспроизводили верный, но менее частотный вариант невербального паттерна (частотный жест прощания «помахивание рукой» заменялся на поцелуй; приветственные взмахи рукой на поясной поклон или кивок).

- Антонимические замены. Например: воспроизведение невербального паттерна «отрицания» вместо «согласие», «большой» вместо «маленький», «длинный» вместо «короткий».

- Вербальные замены - замена невербального знака словом.

- Эхолалии - повторение инструкции или её части.

Выяснилось, что ошибки невербального кодирования взаимосвязаны с типом речевых нарушений (дизартрия, алалия, дислалия). Каждая группа ошибок имеет типичные признаки и особую распространённость. Выяснилось, что в большинстве случаев у детей с недоразвитием речи не сформирован невербальный функциональный базис речи.

Заключение и выводы

Данные исследования подтверждают идею о том, что национальные невербальные средства общения обеспечивают когнитивную и коммуникативную основу для освоения родного языка. Итак, экспериментальное исследование позволило определить типологию невербального кодирования и декодирования, а также тезаурус и специфику невербальных средств общения русских детей 5-6 лет с сохранной речью и речевым недоразвитием. Выявленные в процессе экспериментального изучения особенности кодирования и декодирования невербальных средств общения оказывают негативное влияние на уровень развития рефлексии общении, а именно ее социально-перцептивный компонент. На основании этого положения возникает необходимость развития процессов кодирования и декодирования невербальных средств общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи как условия формирования рефлексии в общении с целью оптимизации коррекционно-педагогического процесса.

Список литературы:

1.Горелов, И.Н. Проблемы функционального базиса речи в онтогенезе / И.Н. Горелов -Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1974, - 116 с.

2.Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.

3.Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. -С. 7-30.

4.Леханова, О.Л. Своеобразие употребления, понимания и интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. Л. Леханова // Дефектология . - 2011 . - № 6 . - С. 17-25 .

5.Лушпаева, Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: автореф. дис. ... канд. психол. наук /Елена Владимировна Лушпаева. - М., 1989. - 20с.

6.Сохин, Ф.А. Обучение родному языку и проблемы умственного развития / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2001. - С. 148-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.