Научная статья на тему 'Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования'

Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1143
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНАЯ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОРНАМЕНТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / NONVERBAL SIGN-SYMBOLIC COMMUNICATION / ORNAMENT / SOCIAL COGNITION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чуганская Анфиса Анваровна

Статья посвящена изучению невербальной знаково-символической коммуникации в рамках социальной психологии. Раскрываются взаимосвязи данного понятия с понятиями ценностей, социального познания, категоризации. Определяется социально-психологические характеристики и структура невербальной знаково-символической коммуникации как одного из видов коммуникации. Особое внимание уделяется орнаменту как специфическому знаку невербальной коммуникации в социальных группах различной этничности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nonverbal sign-symbolical communication as an object of socially-psychological research

The article is devoted to exploration the nonverbal sign-symbolic communication in the field of social psychology. Interrelations between this concept and the notions of values, social knowledge, and categorization are revealed. Social-psychological characteristics and the structure of nonverbal sign-symbolic communication are determined. Special attention is paid to the ornament as a specific sign of nonverbal communication in social group of different ethnicity.

Текст научной работы на тему «Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования»

- позволит сохранить, развить и ретранслировать подрастающему поколению русскую и культуру родного народа, культуру народов России в контексте мировой культуры, что будет способствовать формированию этнического самосознания, этнокультурной, поликультурной, межкультур-ной, конфессиональной идентичности, способности к диалогу, к межкультурному общению и сотрудничеству, что в целом сохранит культуру народов и этносы в целом, обеспечит их взаимопроникновение, обмен ценностями;

- обеспечит определенный уровень развития личностной этнической культуры детей и подростков, этнокультурной и поли-культурной компетентности, уровня овладения этнокультурно-творческой деятельностью, что позволит каждому ребенку этнически реализовать себя, почувствовать свою защищенность;

- наряду с поликультурным и меж-культурным подходом обеспечит органичное соединение российского образования с мировым, глобальным образованием, обеспечит

высокий стандарт образования в целом, что позволит учащимся социально и культурно адаптироваться в поликультурной среде.

1. Концепция национальной образовательной политики РФ // Народное образование. 2007. № 1. С. 253.

2. Поташник М.И. Проблемы оптимизации в педагогике // Сов. педагогика. 1985. № 2. С. 6.

3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

Поступила в редакцию 31.08.2009 г.

Karpushina L.P. To the problem of the ethno-cultural principle formation. The articles deals with the problem of establishing of ethno-cultural approach to education, illustrates the author's characteristics of the principle of ethnic level of culture. Basis for establishing the ethnocultural principle in pedagogics is defined.

Key words: approach; ethno-cultural approach to education; principal of ethnic level of culture; ethnocultural person.

УДК 370.153

НЕВЕРБАЛЬНАЯ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ © А.А. Чуганская

Статья посвящена изучению невербальной знаково-символической коммуникации в рамках социальной психологии. Раскрываются взаимосвязи данного понятия с понятиями ценностей, социального познания, категоризации. Определяется социально-психологические характеристики и структура невербальной знаково-символической коммуникации как одного из видов коммуникации. Особое внимание уделяется орнаменту как специфическому знаку невербальной коммуникации в социальных группах различной этничности.

Ключевые слова: невербальная знаково-символическая коммуникация; орнамент; социальное познание.

Современный мир полон смешения и взаимовлияния культур. В одних ситуациях -это интеграция, в которой культурный диалог приводит к изменениям этноса и конструктивному взаимодействию, в других - это противостояние, которое может доходить до военных конфликтов. Именно на решение напряженных моментов взаимодействия представителей социальных групп различной этничности чаще всего обращают внимание

при изучении этнопсихологических особенностей разных этносов. Это вызывает необходимость разработки адекватных и эффективных приемов урегулирования конфликтов и развития более гармоничных межэтнических отношений.

Современное общество находится в глобальном процессе перемещения людей разных этнических групп и формирования полиэтнического социума. Человеку становится

сложнее адаптироваться в поликультурной среде, формировать собственные представления об этнической идентичности и культурных ценностях, справляться с трудностями в ситуациях культурного многообразия. Особенно это актуально для молодежи. У молодых людей еще только формируются собственные культурные представления и ценности, связанные со своей этнической группой, и необходима адекватная психологическая помощь в формировании этнокультурной компетенции, включающей не только позитивное отношение к представителям других культур, но и умение понимать их представителей и эффективно взаимодействовать.

Еще одним значимым вопросом является способ и вид общения для развития этнокультурной компетенции и преодоления или профилактики конфликтов. Часто оказывается, что декларируемые и реально осуществляемые представления и ценности различаются. В такой ситуации возможно использовать невербальные каналы коммуникации, которые позволяют обратиться к более глубинным и смысловым представлениям, позволяющим развивать истинные представления и обойти влияние ложных убеждений. Использование символов и знаков позволяет обратиться к представителям социальных групп разной этничности с учетом их уникальности и с позиции активного взаимодействия, что обеспечивает большую эффективность работы.

В современной социальной психологии выделяется два больших вида коммуникации. Главным критерием их разделения является используемая знаковая система, посредством которой осуществляется передача информации. Первый класс - это вербальная коммуникация, в которой в качестве знаковой системы используется речь. В ней различаются передаваемые значения и смысл слов, виды речи и языка, а также их свойства. Второй класс - это невербальная коммуникация, в которой используются неречевые знаковые системы [1, 2]. Однако сам класс невербальной коммуникации представляет собой разветвленную систему. Выделяют несколько форм такой коммуникации: кинесику (оптико-кинестетическая система знаков), паралингвистику (система вокализации и качеств голоса), проксемику (пространство и время

общения), визуальное общение (контакт глаз). Многие из этих подвидов класса невербальной коммуникации связаны с непосредственным общением людей и не включают невербальные знаковые системы, которые используются в рамках опосредованной коммуникации в больших группах.

Одним из вариантов опосредованной невербальной знаковой системой является система символов. Этот канал коммуникации для передачи коллективных представлений и смыслов использовался в культуре очень давно [3, 4]. В истории раннего развития христианства символы понимали как знаки, по которым единомышленники узнавали друг друга, а позже через систему символов они передавали основы тайного учения [3]. Таким образом, символ выполнял две основные функции: защитно-идентификационную (показывал принадлежность к определенной группе и позволял отличить от других групп) и формирующую (передавал знания, скрытые и сжатые понятия, представления о мире, обладал свойством формировать систему представлений, картину мира, смыслы) [3, 4]. Символ понимается как знак, имеющий наглядный образ и использующийся для выражения и передачи отвлеченного, часто значимого, содержания.

Таким образом, невербальная знаковосимвольная коммуникация - это вид невербальной коммуникации, использующий в качестве знаковой системы символы, которые чаще всего могут быть представлены в наглядном плане. Невербальная знаково-символическая коммуникация позволяет передавать в сжатом символьном плане глубокие смысловые представления, связанные с понимаем мира, ценностными представлениями и эмоциональными переживаниями, которые трудно вербализируемы, имеют глубинную природу (в т. ч. связаны с историческим развитием группы и коллективными представлениями), обладает смыслообразующей

функцией для человека и является опорой для построения картины мира, имея ресурсный и защитный характер.

Проблема невербальной знаково-символьной коммуникации тесно связана с понятиями ценностей, социального познания и категоризации, знака и развития психики, анализа этнокультурных особенностей. Эти понятия имеют сложные взаимосвязи. Суще-

ствуют психологические теории, раскрывающие проблему ценностей [5, 6], соотношения ценностей и культуры [5, 7], влияние ценностей на процессы социального познания и категоризации [5], роль знака на развитие психики и анализ этнокультурных особенностей через продукты культуры [2, 3, 8-21].

Исходя из этих представлений, ценности понимаются как общие цели или принципы, которые задают точку отсчета для оценивания и восприятия социальных событий и являются стержневым элементом любой культуры. Ценности помогают человеку осуществлять социальное познание и влияют на процесс категоризации. Ценности связаны с формированием и сохранением категорий. В этой связи важным становится вопрос о взаимосвязи культуры, социального познания, коммуникации и ценностей.

С одной стороны, согласно концепции А. Тэшфела [5], человек познает социальный мир через призму социальных ценностей, которые могут быть более глобальными или более приближенными к повседневной жизни. С другой стороны, Г. Триандис предложил модель соотношения культуры и общения. В этой модели культура влияет на процесс коммуникации опосредованно, через факторы общения. К этим факторам относят ценности, нормы, обычаи, социальные пред-

ставления и т. д. Таким образом, и познание, и коммуникация опосредованы ценностями.

Рассматривая эти концепции в отношении невербальной знаково-символической коммуникации, мы пришли к следующей схеме (рис. 1).

Ценности выступают опосредующим звеном в процессах познания социального мира и коммуникации и тесно связаны с формированием категорий оценки и восприятия социальных явлений, которые задаются культурой и усваиваются человеком в процессе социализации. Согласно представлениям Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета [12, 13] о роли знака в развитии психики человека и возможности знаковой опосредованности овладения сложными психическими явлениями в процессе социализации, такой социально обусловленный феномен, как личностные ценности, может формироваться на основе знаковой опосредованности. В вербальном плане такой формирующей системой является язык и речь. В невербальном плане коммуникация возможна на основе знаковосимвольной опосредованности. Это согласуется с представлениями о символе как наглядно-образном знаке, выражающем ценностно значимые понятия и представления культуры.

О О

процессы познания и коммуникации через опосредованность ценностями процесс социализации и усвоения культурных ценностей О знаковая опосредованность (использование вербальной и невербальной систем)

Рис. 1. Процессы познания и коммуникации через опосредованность ценностями и знаком

Таблица 1

Схема коммуникативного процесса при невербальной знаково-символьной коммуникации (на примере орнамента)

№ Элемент процесса Содержание

1 Кто? (передает сообщение) Этническая группа или ее представитель как выразитель культурных ценностей и представлений

2 Что? (передается) Ценности, значимые понятия-категории, коллективные представления, этническая идентичность

3 Как? (передается) Сообщение в виде знака-символа (орнамент), опосредованный визуальный канал

4 Кому? (направлено сообщение) Представителям своей этнической группы (в данное время и для будущих поколений), представителям других групп (выражение своих коллективных представлений и ценностей и граница восприятия своего и чужого)

5 С каким эффектом? Получение обратной связи о воздействии через проявления социотипического поведения на основе усвоения ценностей и представлений, а также руководство ими в жизни и взаимодействии с людьми

Рассмотрим еще одно важное понятие -«структура невербальной знаково-символьной коммуникации», которое соотносится с процессом коммуникации в социальных группах различной этничности. Невербальная знаково-символьная коммуникация является одним из видов коммуникации и поэтому была рассмотрена нами в рамках общей схемы коммуникативного процесса (Г. Лассуэлл) [1, 5]. Для нас важным стало изучение тех символов, которые позволяют участвуют в этом виде коммуникации на уровне этнических групп и являются важными в отношении формирования ценностей и картины мира. Опираясь на исследования по изучению роли символов и знаков в культуре [2, 10, 11,

13, 15, 21], мы обратились к орнаменту как одному из видов знаково-символьной системы, передающих культурные смыслы, ценности и представления в социальных группах различной этничности [4, 22-25].

Таким образом, схема коммуникативного процесса с помощью орнамента будет выглядеть следующим образом (табл. 1).

В отечественной традиции социальной психологии принято рассматривать процесс общения как состоящий из трех основных компонентов: коммуникации, социальной

перцепции и интеракции (взаимодействия) [5]. Процесс невербальной знаково-символьной коммуникации также можно рассмотреть с учетом этих трех аспектов. Нами выделяются следующие социально-психологические характеристики невербальной знаковой коммуникации:

- социально-перцептивные,

- коммуникативные,

- интеракционные.

Социально-перцептивные характеристики связаны с когнитивными процессами социальной категоризации, групповой идентификации и развития представлений о собственной идентичности, а также процессами стереотипизации и формирования социальных установок.

Коммуникативные характеристики отражают развитие умений выражать свои внутренние этнические представления, национальные чувства, эмоциональные состояния, связанные с рефлексией своих этнических представлений и ценностей.

Интеракционные характеристики тесно связаны с коммуникативным и перцептивным компонентами и отражаются в деятельности. Характеристики взаимодействия связаны с регуляторами социокультурного поведения (традициями, ценностями, правилами, распределениями ролей и т. д.).

Исходя из рассмотренной структуры невербальной знаковой коммуникации как коммуникативного процесса, имеющего социально-психологические характеристики, возможно проведение эмпирического исследования, направленного, прежде всего, на изучение социально-психологических характеристик невербальной знаковой коммуникации в социальных группах различной эт-ничности.

1. Жан Ж. Знаки и символы. М., 2003.

2. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. Москва; Воронеж, 1996.

3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва; Воронеж, 1996.

4. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.

5. Леонтьев А.А. Искусство как форма общения (к проблеме предмета психологии искусства) // Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д.Н. Узнадзе / под ред. А.С. Прангишвили. Тбилиси, 1973. С. 213-222.

6. Орнамент всех времен и стилей: в 2 т. / под ред. О. Расинэ. М., 2004.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.

8. Буткевич Л.М. История орнамента. М., 2005.

9. Фокина Л.В. Орнамент. Ростов н/Д, 2005.

10. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум. М., 2006.

12. Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. Самара, 2002.

13. Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг франц. школы «Анналов» / отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. М., 1993. С. 16-29.

14. Matsumoto D. Culture and cultural worldviews: do verbal descriptions about culture reflect anything other than verbal descriptions of culture? // Culture & Psychology. 2006. V. 12 (1). P. 33-62.

15. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002.

16. Барт Р. Империя знаков. М., 2004.

17. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998.

18. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.

19. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.

20. Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992.

21. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.

22. Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. Уфа, 2002.

23. Привалова В.М. Арттерапевтический комплекс на основе геометрических (финноугорских) орнаментов // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». Самара, 2003. С. 183-192.

24. Привалова В.М. Орнамент. Штрихи психологического портрета. Самара, 2005.

25. Jones O. The Grammar of Ornament. P., 2001.

Поступила в редакцию 3.09.2009 г.

Chuganskaya A.A. Nonverbal sign-symbolical communication as an object of socially-psychological research. The article is devoted to exploration the nonverbal sign-symbolic communication in the field of social psychology. Interrelations between this concept and the notions of values, social knowledge, and categorization are revealed. Social-psychological characteristics and the structure of nonverbal sign-symbolic communication are determined. Special attention is paid to the ornament as a specific sign of nonverbal communication in social group of different ethnicity.

Key words: nonverbal sign-symbolic communication; ornament; social cognition.

УДК 44/46

ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА НА БАЗЕ ФРАНЦУЗСКОГО (НА ПРИМЕРЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ВРЕМЕН) © В.Е. Акоста

Принадлежность к одной языковой группе не всегда обусловливает семантическое и функциональное тождество глагольных форм. Для установления типологии глагольной системы особое значение имеет определение как общих, так и различительных признаков, отражающих специфику испанского и французского языков, которые необходимо учитывать при обучении грамматике испанского языка на базе французского.

Ключевые слова: сравнение; испанские и французские глаголы; образование; употребление; глагольные времена.

Сравнительно-сопоставительное изуче- стику тех или иных морфологических и син-

ние грамматического строя таких родствен- таксических явлений. Эти языки принадле-

ных языков, как испанский и французский, жат одной языковой группе - романской.

дает более глубокую и детальную характери- Глагольная система романских языков пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.