УДК 316.772.2 ББКШ105
ГСНТИ 16.21.27
Код ВАК 10.02.20; 13.00.02
Зотова Анна Сергеевна,
аспирант, кафедра риторики и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 219; e-mail: zotova_nauka@mail.ru
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: КОДЫ, КАНАЛЫ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: невербальная коммуникация; невербальное сообщение; код; канал; пространственная организация.
АННОТАЦИЯ. Представлена рецензия на практикум Т. А. Гридиной, Н. И. Коноваловой, Н. А. Воробьевой «Невербальная коммуникация», в котором рассмотрено понятие невербальной коммуникации, а также раскрыты основополагающие теоретические компоненты данного понятия. В практикуме раскрыты характеристики невербальной и вербальной коммуникации, позволяющие конкретизировать отличительные черты невербального сообщения; отмечены типы информации, обеспечивающие возможность ее передачи невербальными сообщениями и функции, которые выполняют сообщения при взаимодействии с вербальными компонентами. Структурированы основные каналы невербальной коммуникации, частично сопровождающие вербальные компоненты и тем самым акцентирующие внимание на том или ином моменте коммуникативного акта; также в практикуме уделено внимание пространственной организации невербальной коммуникации. Значительная часть практикума посвящена методике анализа невербальных сообщений, предложен подробный алгоритм, с помощью которого обучающиеся поэтапно смогут проследить каналы, уровни, функции невербального сигнала. Отдельно рассмотрена роль невербального сообщения в рекламном дискурсе, уделено внимание видам невербального сигнала, подобраны примеры рекламных текстов с использованием разных видов жестового языка, а также предложена матрица для характеристики невербального кода. Богатый иллюстративный материал позволяет наиболее полно раскрыть понятие невербальной коммуникации и закрепить полученные компетенции по методике анализа невербального сообщения на представленном в практикуме материале.
Zotova Anna Sergeevna,
Post-graduate Student of the Department of Rhetoric and Cross-cultural Communication, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
NONVERBAL COMMUNICATION: CODES, CHANNELS AND SPATIAL ORGANIZATION
KEYWORDS: nonverbal communication; nonverbal message; code; channel; spatial organization.
ABSTRACT. This is a review of T.A. Gridina, N. I. Konovalova, N. A. Vorobyova practical workbook "Nonverbal communication" in which the concept of nonverbal communication is considered and fundamental theoretical components of this concept are described. In the practical workbook the characteristics of nonverbal and verbal communication allowing to concretize distinctive features of the nonverbal message are given; information types, which can be conveyed by nonverbal messages, and functions of the messages in the interaction with verbal components are noted. The main channels of nonverbal communication, which, to some extent, accompany verbal components and thus focus attention on this or that moment of the communicative act are structured; attention is also paid to spatial organization of nonverbal communication. The considerable part of the practical workbook is devoted to the methods of analysis of nonverbal messages. The detailed algorithm is offered, by means of which students will be able to trace channels, levels, functions of a nonverbal signal. The role of the nonverbal message in an advertizing discourse is examined, attention is paid to the types of the nonverbal signal; examples of advertizing texts with different types of sign language are presented; and the matrix for the characteristic of a nonverbal code is offered. The illustrative material makes it possible to disclose the notion of nonverbal communication and to practice the received competences in the methods of analysis of the nonverbal message in the exercises presented in the practical workbook.
Н. А. Воробьева) отразил (в первой части) необходимые теоретические компоненты невербальной коммуникации, которые позволяют сформировать представление о данной разновидности взаимодействия между людьми с помощью неречевых знаков:
• коды невербальной коммуникации;
• особенности невербальной коммуникации;
• типы информации, передаваемые невербальными сообщениями;
• функции невербальных сообщений;
Не
с
'евербальная коммуникация (НК) .сигнализирует об эмоциональном состоянии, характере взаимодействия общающихся субъектов. Невербальные средства могут быть выражены в прическе, одежде, позе, мимике. Распознавание и понимание поведения, выраженного невербальными средствами способствует достижению высочайшего уровня взаимопонимания участников коммуникативного акта.
Рецензируемый практикум «Невербальная коммуникация» коллектива авторов (Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова,
© Зотова А. С., 2015
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 11
279
• основные каналы невербальной коммуникации;
• закономерности пространственной организации общения;
• правила интерпретации невербального поведения.
Каждый компонент невербальной коммуникации рассматривается как определенный код, который позволяет передавать информацию достаточно большой аудитории без особых препятствий и ограничений. Следуя определению И. П. Павлова, под кодом авторы практикума понимают совокупность знаков, сопутствующих речевым сообщениям и передающих информацию при помощи специального «языка» перцептивных образов, а также классифицируют их на 4 типа:
• «телесный код» - выразительные движения тела;
• «просодический код» - звуковое оформление речи;
• «пространственный код» - определенным образом организованная среда окружающая микросреда;
• «предметно-символический код» -использование материальных предметов, имеющих символическое значение.
Авторы акцентируют внимание на том, что данные невербальные сигналы могут быть воспринять как определенные послания только в том случае, если в них закреплено значение, которое соответствует пониманию носителей конкретного социума и носителям отдельной лингвокультуры.
Необходимо отметить, что с помощью систематизации отличий и сходств вербальных и невербальных кодов в практикуме четко и лаконично обозначены особенности невербальной коммуникации. Так, рассматриваются параметры: надситуативности / ситуативности, аналитичности / синтетичности, отрефлексированной интенциональ-ности/непроизвольности и другие.
Подробно представлены основные каналы невербальной коммуникации, которые сопровождаются емким и структурированным описанием как самого канала, так и входящих в него подвидов выразительной передачи информации участнику коммуникативного акта. Отмечено, что в оптический канал невербальной коммуникации помимо подвидов мимики, контакта глазами, позы и походки, также входит подвид жесты, который в свою очередь имеет следующую классификацию: описательно-изобразительные и выразительные, конвенциональные, ритмические, модальные и ритуальные.
Плюсом практикума является четкая типология закономерностей пространственной организации невербального общения, а именно выделены четыре основных
типа: интимное расстояние, личное пространство, социальные расстояния и публичное расстояние. Данные типы позволяют составить общее представление о разновидностях дистанцирования между участниками общения.
Несомненным достоинством практикума «Невербальная коммуникация является его вторая часть, в которой представлены авторские тренинги и практические задания, а также задания для самостоятельной работы. Ценно, что представлена методика анализа невербальных сообщений, сопровожденная подробными комментариями, позволяющими самостоятельно исследовать невербальный компонент. Задания для самостоятельный работы носят закрепляющий характер изучения полученной информации.
Новым и полезным является включение материала с тренингами в рамках дискурсивных практик невербальной коммуникации в том числе игровых (рекламы, публичных выступлений, телешоу и др.), которые позволят систематизировать, зафиксировать и «автоматизировать» полученные компетенции, а затем получить возможность свободного владения данным материалом.
Несомненной новизной и оригинальностью обладают задания на кодирование и декодирование интенций участников коммуникации при соотнесении вербального и невербального кодов, определениях их кон-груэтности / неконгруэтности. С позиций современной психолингвистики рассматриваются функции невербальных знаков в художественном тексте. Продуктивной технологией представляется подключение к анализу невербалики данных Русского ассоциативного словаря, в котором фиксируются реакции, характеризующие особенности разных видов невербальных знаков в обыденном сознании носителей языка.
Огромный интерес представляет богатый иллюстративный материал, на примере которого студентам предложена возможность интерпретации многообразия видов невербальных сообщений.
Практикум отличают стройность и логичность предъявления материала, строгая продуманность и доказательность приводимых заданий и типов упражнений, что позволяет преподавателям данного курса совершенствовать методику проведения занятий, способствует повышению профессиональной компетенции преподавателей, а также поможет студентам сформировать общее представление о понятии невербальной коммуникации и мотивировать на углубленное изучение данного аспекта научных исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введенская Л. А. Культура речи. Ростов н/Д. : Феникс, 2001.
2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д. : Феникс, 1998.
3. Гойхман О. А., Надеина Т. М. Речевая коммуникация : учебник. М. : ИНФРА-М, 2008.
4. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М. : Либроком, 2009.
5. Гридина Т. А. Методика завершения высказывания: стратегии текстопорождения // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Екатеринбург, 2012. Вып. 10. С. 18-35.
6. Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Вербальные мнемотехники как механизм кодирования и декодирования информации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2014. №1. С. 128-134.
7. Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Психолингвистика в образовании : учеб. пособие. Екатеринбург, 2012.
8. Гридина Т. А., Коновалова Н. И., Воробьева Н. А. Невербальная коммуникация: практикум. Екатеринбург, 2015.
9. Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Русский ассоциативный словарь. М., 1994.
10. Караулов Ю. Н., Коробова М. М. Языковая способность в зеркале ассоциативного поля // Известия РАН. Серия литературы и языка, 1993. №5.
11. Конецкая В. П. Социология коммуникаций : учебник. М. : Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997.
12. Коновалова Н. И. Креативная составляющая интеллекта: у 100-летию IQ // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Екатеринбург, 2012. Вып. 10. С. 35-49.
13. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2001.
14. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов : Ростов. ун-т, 1986.
15. Лабунская В. А. Проблема обучения кодированию и интерпретации невербального поведения / / Психол. журн. 1997. №5.
16. Лурия А. Р. Язык и сознание. М. : МГУ, 2001.
17. Морозов В. П. Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования. М., 2011.
18. Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. М., 1951.
19. Петрова Е. А. Визуальная психосемиотика общения. М., 2009.
REFERENCES
1. Vvedenskaya L. A. Kul'tura rechi. Rostov n/D. : Feniks, 2001.
2. Vvedenskaya L. A., Pavlova L. G. Kul'tura i iskusstvo rechi. Sovremennaya ritorika. Rostov n/D. : Feniks, 1998.
3. Goykhman O. A., Nadeina T. M. Rechevaya kommunikatsiya : uchebnik. M. : INFRA-M, 2008.
4. Gorelov I. N. Neverbal'nye komponenty kommunikatsii. M. : Librokom, 2009.
5. Gridina T. A. Metodika zaversheniya vyskazyvaniya: strategii tekstoporozhdeniya // Psikholing-visticheskie aspekty izucheniya rechevoy deyatel'nosti. Ekaterinburg, 2012. Vyp. 10. S. 18-35.
6. Gridina T. A., Konovalova N. I. Verbal'nye mnemotekhniki kak mekhanizm kodirovaniya i deko-dirovaniya informatsii // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya. Yazy-ki i spetsial'nost'. 2014. №1. S. 128-134.
7. Gridina T. A., Konovalova N. I. Psikholingvistika v obrazovanii : ucheb. posobie. Ekaterinburg, 2012.
8. Gridina T. A., Konovalova N. I., Vorob'eva N. A. Neverbal'naya kommunikatsiya: praktikum. Ekaterinburg, 2015.
9. Karaulov Yu. N. Russkiy assotsiativnyy slovar' kak novyy lingvisticheskiy istochnik i instrument analiza yazy-kovoy sposobnosti / / Assotsiativnyy tezaurus sovremennogo russkogo yazyka. Russkiy assotsiativnyy slovar'. M., 1994.
10. Karaulov Yu. N., Korobova M. M. Yazykovaya sposobnost' v zerkale assotsiativnogo polya // Izvestiya RAN. Seriya literatury i yazyka, 1993. №5.
11. Konetskaya V. P. Sotsiologiya kommunikatsiy : uchebnik. M. : Mezhdunar. un-t biznesa i upravleniya, 1997.
12. Konovalova N. I. Kreativnaya sostavlyayushchaya intellekta: u 100-letiyu IQ // Psikholingvisticheskie aspekty izucheniya rechevoy deyatel'nosti. Ekaterinburg, 2012. Vyp. 10. S. 35-49.
13. Kunitsyna V. N., Kazarinova N. V., Pogol'sha V. M. Mezhlichnostnoe obshchenie : uchebnik dlya vuzov. SPb. : Piter, 2001.
14. Labunskaya V. A. Neverbal'noe povedenie (sotsial'no-pertseptivnyy podkhod). Rostov : Rostov. un-t, 1986.
15. Labunskaya V. A. Problema obucheniya kodirovaniyu i interpretatsii neverbal'nogo povedeniya // Psik-hol. zhurn. 1997. №5.
16. Luriya A. R. Yazyk i soznanie. M. : MGU, 2001.
17. Morozov V. P. Neverbal'naya kommunikatsiya. Eksperimental'no-psikhologicheskie issledovaniya. M., 2011.
18. Pavlov I. P. Poln. sobr. soch. T. 3. Kn. 2. M., 1951.
19. Petrova E. A. Vizual'naya psikhosemiotika obshcheniya. M., 2009.