Научная статья на тему 'Неудовлетворенность межличностными отношениями в студенческих группах как фактор риска молодежного экстремизма'

Неудовлетворенность межличностными отношениями в студенческих группах как фактор риска молодежного экстремизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
265
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИГРУППОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ / НИЗКИЙ СТАТУС / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОИСК ИДЕАЛЬНОГО ЛИДЕРА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / INTRA-GROUP ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / DISSATISFACTION WITH INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / LOW STATUS / AXIOLOGICAL PERSONAL IDENTITY / THE SEARCH FOR THE PERFECT LEADER / EXISTENTIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусейнов Александр Шамильевич

В статье на основе методологии субъекта расскрывается авторский подход к проблеме изучения протестной активности личности, и анализируется характер внутригрупповой активности, влияющий на процесс усвоения внутригрупповых ценностей у студентов ВУЗов и их индивидуальный статус. Обсуждаются феномены, понижающие уровень удовлетворенности межличностными отношениями в студенческой группе, обусловливающие психологическое неблагополучие личности: феномен поляризации оценок, жесткость структуры студенческой группы по вертикали (статусное расслоение), смещение ценностей в область поиска идеального лидера и феномен аутсайдеров. Представлены прошедшие эмпирическую проверку модели внутригрупповой активности, позволяющие анализировать ее специфику: конструктивная, деструктивная, структурно-динамическая. Модели фиксируют проблемные позиции в традиционной парадигме воспитательных воздействий, позволяют прогнозировать риски деструктивной социальной активности личности и совершенствовать способы управления педагогическим процессом в студенческой группе. Созданные модели внутригрупповой активности дают возможность объяснять негативные варианты взаимодействия в студенческой группе в терминах интрагруппового структурирования и психологического климата, демонстрируя, что нарастание неудовлетворенности и невозможность повысить социальный статус в группе может закончиться драматически для личности и группы. Подчеркивается, что в этом случае вероятно стремление студентов к кардинальной смене привычного окружения, вплоть до предпочтения групп экстремисткой направленности, членство в которой компенсирует неуспешность в учебной группе и создает иллюзию удовлетворения экзистенциальных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISSATISFACTION WITH INTERPERSONAL RELATIONS IN STUDENT GROUPS AS A RISK FACTOR OF YOUTH EXTREMISM

The article unfolds the author's approach to the problem of studying protest activity of personality on the basis of the methodology of the subject and analyzes the nature of intra-group activity that affects the process of assimilation of intra-group values among undergraduates and their individual status. It is discussed phenomena, reducing the level of satisfaction with interpersonal relations in student groups that condition psychological ill-being of personality: the phenomenon of polarization of appraisals, rigidity of the structure of student group on a vertical direction (status stratification), shifting of value to the search of the ideal leader and phenomenon of outsiders. It is presented models of intra-group activity that passed an empirical test, allowing to analyze its specificity: constructive, destructive, structural and dynamic. Models fix the problematic position in traditional paradigm of educational influences; allow to predict the risks of destructive social activity of personality and to improve methods of controlling of pedagogical process in the student group. The created models of intra-group activity enable to explain the negative options of interaction in the student group with the help of intra-group structuring and psychological climate, showing that the growth of dissatisfaction and the inability to raise the social status in the group may end up dramatically for individuals and groups. It is emphasized that in this case there is probability of the desire of students to a fundamental change in a root, up to the preferences of groups of extremist orientation, the membership in which compensates for the lack of success in the study group and creates the illusion of satisfaction of existential needs.

Текст научной работы на тему «Неудовлетворенность межличностными отношениями в студенческих группах как фактор риска молодежного экстремизма»

УДК 159.923

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ

ОТНОШЕНИЯМИ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ КАК ФАКТОР РИСКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

А.Ш. Гусейнов

Аннотация. В статье на основе методологии субъекта расскрывается авторский подход к проблеме изучения протестной активности личности, и анализируется характер внутригрупповой активности, влияющий на процесс усвоения внутригрупповых ценностей у студентов ВУЗов и их индивидуальный статус. Обсуждаются феномены, понижающие уровень удовлетворенности межличностными отношениями в студенческой группе, обусловливающие психологическое неблагополучие личности: феномен поляризации оценок, жесткость структуры студенческой группы по вертикали (статусное расслоение), смещение ценностей в область поиска идеального лидера и феномен аутсайдеров. Представлены прошедшие эмпирическую проверку модели внутригрупповой активности, позволяющие анализировать ее специфику: конструктивная, деструктивная, структурно-динамическая. Модели фиксируют проблемные позиции в традиционной парадигме воспитательных воздействий, позволяют прогнозировать риски деструктивной социальной активности личности и совершенствовать способы управления педагогическим процессом в студенческой группе. Созданные модели внутригрупповой активности дают возможность объяснять негативные варианты взаимодействия в студенческой группе в терминах интрагруппового структурирования и психологического климата, демонстрируя, что нарастание неудовлетворенности и невозможность повысить социальный статус в группе может закончиться драматически для личности и группы. Подчеркивается, что в этом случае вероятно стремление студентов к кардинальной смене привычного окружения, вплоть до предпочтения групп экстремисткой направленности, членство в которой компенсирует неуспешность в учебной группе и создает иллюзию удовлетворения экзистенциальных потребностей.

Ключевые слова: внутригрупповая активность, психологический климат, неудовлетворенность межличностными отношениями, низкий статус, ценностно-смысловое самоопределение, поиск идеального лидера, экзистенциальные потребности.

DISSATISFACTION WITH INTERPERSONAL RELATIONS IN STUDENT GROUPS AS A RISK FACTOR OF YOUTH EXTREMISM

A. Guseinov

Abstract. The article unfolds the author's approach to the problem of studying protest activity of personality on the basis of the methodology of the subject and analyzes the nature of intra-group activity that affects the process of assimilation of intra-group values among undergraduates and their individual status. It is discussed phenomena, reducing the level of satisfaction with interpersonal relations in student groups that condition psychological ill-being of personality: the phenomenon of polarization of appraisals, rigidity of the structure of student group on a vertical direction (status stratification), shifting of value to the search of the ideal leader and phenomenon of outsiders. It is presented models of intra-group activity that passed an empirical test, allowing to analyze its specificity: constructive, destructive, structural and dynamic. Models fix the problematic position in traditional paradigm of educational influences; allow to predict the risks of destructive social activity of personality and to improve methods of controlling of pedagogical process in the student group. The created models of intra-group activity enable to explain the negative options of interaction in the student group with the help of intra-group structuring and psychological climate, showing that the growth of dissatisfaction and the inability to raise the social status in the group may end up dramatically for individuals and groups.

It is emphasized that in this case there is probability of the desire of students to a fundamental change in a root, up to the preferences of groups of extremist orientation, the membership in which compensates for the lack of success in the study group and creates the illusion of satisfaction of existential needs.

Keywords: intra-group activity, psychological climate, dissatisfaction with interpersonal relationships, low status, axiological personal identity, the search for the perfect leader, existential needs.

В настоящей статье сделана попытка под новым углом зрения интерпретировать проблему деструктивной протестной активности личности и подойти к решению этой проблемы со стороны изучения социального контекста. В частности,

выясняя причины кардинальной смены привычного окружения, мы попытаемся ответить на следующие актуальные вопросы: при каких условиях значимость студенческой группы снижается, и она перестает быть референтной для

личности? Какие процессы в учебной группе запускают активный поиск других сообществ, в том числе групп экстремистской направленности? Дискуссионным остаётся также вопрос о значении психологических факторов и механизмах их влияния на возникновение неудовлетворенности и негативного

психологического климата в группе, результатом которых становится переживание фрустрации и протекание протестной активности по деструктивному сценарию.

В связи с этим мы сконцентрируемся на характере внутригрупповой активности и феноменах, понижающих уровень

удовлетворенности межличностными

отношениями в студенческой группе, обусловливающих психологическое

неблагополучие личности.

1. Роль лидера в формировании ценностей студенческой группы: механизмы личностного влияния.

Обучение в вузе является важным этапом формирования личности будущего специалиста, связанным с определением целей и перспектив дальнейшей жизни, ценностно-смысловым самоопределением. На всех этапах становления, от первого до последнего курса, студенты приобретают опыт влияния на других людей, совершенствуют умения и навыки межличностного познания, необходимые как для учебы в вузе, так и для успешного профессионального развития. Именно в учебной группе студент получает опыт социальной активности, личностного позиционирования.

В наших работах было доказано, что процесс усвоения внутригрупповых ценностей активен, и в нем участвуют как студент, так и группа [2;3]. Студент ориентируется на ценности, формирующиеся в группе - нормативные эталоны (термин, предложенный Кроником А.А.). При этом происходит сравнение собственных качеств с особенностями лидеров, лиц собственной статусной когорты, друзей, соперников и т.д. Ценности, преломляемые подобным образом сквозь призму интрагрупповой активности, оказывают косвенное влияние на личность, но сила их влияния значительна. По утверждению Д.А. Леонтьева, основой отклоняющегося развития становится несформированность ценностной регуляции в количественном отношении (низкий удельный вес ценностей по сравнению с потребностями как источников мотивации) и в качественном отношении, когда ассимилируюся в структуру личности ценности малых девиантных групп, в то время как макросоциальные ценности остаются внешними [11].

Отметим, что в группу могут попасть лица, различающиеся по ценностям, по отношению к учёбе, лидерскому потенциалу, способностям и психодинамическим особенностям, что затрудняет общение и процессы группообразования. По данным Я.Л. Коломинского, до 30% лидеров отличаются деструктивностью, оказывающей негативное влияние на сплоченность и психологический климат в этих группах. Группы такого типа могут объединяться для пропуска занятий, отпора требовательным преподавателям [2].

Как отмечает Р.М. Шамионов, растущая социальная активность личности и групп, не подкрепленная духовно-нравственными

регуляторами, становится в ряде случаев источником асоциальных и ненормативных видов активности и приобретает разрушительный характер. В зависимости от конфигурации диспозиционных образований социальная активность может спровоцировать различные риски, которые характеризуются двойной направленностью, поскольку касаются как самой личности, так и микро- и макросоциума [15].

Сложно представить эффективный учебный процесс в группе с разными целями и ценностями, где эмоциональные отношения преимущественно носят отрицательный характер, а процесс интеграции в процессе становления и развития группы сопровождается

дифференциацией позиций, престижей, статусов членов группы.

Заметим, что понятие «авторитетность» имеет интересные феноменологические проявления. Исследователями описаны случаи «иррадиации» авторитета, когда лицо, авторитетное в определённой области, представляется авторитетным в других или во многих областях деятельности. При введении понятия референтности не предполагалась

многополюсность феномена, но со временем была введена отрицательная шкала в проявлении качеств, и изучен феномен «антиреферентности» в закрытых сообществах. В целом, для закрытых сообществ или групп, существующих в режиме жесткого внешнего контроля, характерна выраженная статусная иерархия: заметный отрыв как лидеров, так и аутсайдеров от остальных членов группы. Статусная иерархия в большей степени проявляется в сравнении членов закрытой группы по параметру

«доминирование - подчинение», что весьма характерно для групп с жёстким внешним контролем. В данном случае наблюдается, по меткому определению М.Ю. Кондратьева, «не власть авторитета, а авторитет власти». В закрытых режимных сообществах (спецшколах,

интернатах, колониях) в силу их специфики процессы интрагруппового структурирования, в частности статусно-ролевые отношения, обусловлены влиянием фактора доминирования -подчинения, сопряженного с угрозами, насилием, подавлением [8].

Среди механизмов личностного влияния и лидерства в студенческих группах наряду с доминированием анализируются механизмы «информационного влияния»: идентификация, каузальная атрибуция, «ценностный обмен». В нашей стране направление исследований в рамках «ценностного обмена» получило интересное продолжение в работах Р.Л. Кричевского и его школы [9].

Согласно Е.М. Дубовской, особая роль в формировании ценностей студенческой группы принадлежит лидерам. Лидерам приписывается до 50 - 70% особо ценимых в группе качеств. Идентификация с лидерами происходит по некоторым качествам чаще, чем с другими членами юношеской группы. Доказано, что идентификация происходит по тем личностным качествам, которые слабо выражены или отсутствуют у членов группы. Отмечается, что «влияние лидера обусловлено реализацией им в группе таких качеств, которые являются наиболее значимыми для других членов группы» [6, с. 125].

Феномен ценностного обмена важен ещё и потому, что лидер, являясь выразителем интересов группы, формирует систему ценностей в группе: происходит своеобразный обмен значимых для группы ценностей, носителем которых является лидер, на власть, которая сама по себе выступает как ценность. Созданная лидером система групповых ценностей и норм играет важную роль в развитии группы. Кроме того, лидер развивает перспективные цели и ценности группы [2].

В связи с этим нужно способствовать усилению влияния реального доминантного лидера, который сплачивает группу на основе позитивных ценностей, особенно там, где складывается неблагоприятный психологический климат. Показателями благополучия группы может служить не только прямая позитивная оценка психологического климата и эмоциональных отношений, но и единство группы в оценке реального лидера, гибкость структуры группы, адекватные межличностные оценки низкостатусных студентов.

2. Низкий статус как препятствие для полноценного удовлетворения экзистенциальнъх потребностей личности.

Полагаем, что аутсайдеры группы требуют повышенного педагогического внимания, поскольку они не только менее реалистично

оценивают собственный статус, но вносят вклад в общий негативный «фон» психологической атмосферы. В то же время неблагополучная группа обычно дает преимущественно негативные оценки низкостатусным студентам. Некоторые исследователи склонны объяснять эту ситуацию с точки зрения социальной психологии, в частности, в аспекте выраженности оценочного компонента. Так, Л.Я. Гозман в русле исследуемой им феноменологии эмоциональных отношений подчеркивает, что объект положительного эмоционального отношения отражен в сознании субъекта более конкретно, индивидуально, чем объект отрицательного, поскольку в последнем случае внимание субъекта сконцентрировано на собственных негативных переживаниях, объект воспринимается более стереотипно, стигматизируется [1, с.23].

По-прежнему актуальны и эвристичны применительно к проблеме неудовлетворенности и психологического дискомфорта в группе положения Курта Левина. Согласно его мнению, в группе с низким социальным статусом всегда есть некоторое количество людей, стыдящихся своей принадлежности к этой группе - тех, кто хотел бы уйти, но вынуждены оставаться в группе. К. Левин пишет: «Подобная ситуация усугубляется еще одним фактом: человек, чей баланс сил негативен, будет стараться удалиться от центра настолько далеко, насколько это будет позволено внешним большинством. Он остановится у определенного барьера и будет постоянно пребывать в состоянии фрустрации» [10, с.355].

К. Левин подчеркивает, что этот член группы будет более фрустрирован, чем те представители меньшинства, которые чувствуют

психологический комфорт, находясь внутри этой группы. Подобная фрустрация приводит к состоянию выраженного стресса, порождая высокую агрессивность личности, которая может обернуться против той группы, к которой человек принадлежит, либо будет направлена на себя [10].

На наш взгляд, в психологическом плане оттесненность на периферию группы приводит к неуспешности экзистенциального

самоопределения, поскольку в подобной ситуации такие студенты по сути дела полностью лишаются возможности в рамках ВУЗа полноценно удовлетворять выделенные Э. Фроммом [14] экзистенциальные потребности в связи, трансценденции, укорененности в мире, в самоидентичности и системе ориентации.

Совершенно закономерен в этом случае активный поиск новой группы, неуклонное повышение в глазах низкостатусного студента ее референтности и падение значимости учебной

группы. Учитывая уровень личностного неблагополучия аутсайдеров, можно

предположить, что именно такие фрустрированные члены группы могут стать мишенью для вербовщиков из сект, организаций экстремистской и террористической

направленности.

3. Факторы, понижающие уровень удовлетворенности межличностными

отношениями в студенческой группе (на основании эмпирических исследований).

В одном из эмпирических исследований нами оценивалась связь ценностей с

удовлетворенностью отношениями в

студенческих группах. Использованы следующие методики: социометрия и референтометрия; модификация методик аутосоциометрии и аутореферентометрии - точность ожидаемых выборов со стороны других; модифицированная методика Келли - мера оценки личности по принадлежности к статусу и методика «степень власти» - ранжирование студентов по степени влияния в группе (по Кондратьеву М.Ю.); модификация методики Ф. Фидлера -исследование психологической атмосферы в группе и знаковая методика изучения эмоционального отношения; методика «свободная характеристика» - изучение межличностного восприятия по характеру и числу высказываний.

В исследовании приняли участие 1005 студентов, обучающихся в ВУЗах г. Краснодара и г. Санкт-Петербурга; всего обследовано 56 учебных академических групп. Обратим внимание на некоторые феномены, выявленные в процессе обширного эмпирического

исследования:

1. Жесткость структуры группы по вертикали: глубина статусного расслоения или дисперсия статусов в социометрической и референтометрической структурах. Выраженная статусная дисперсия определяет заметную дистанцию в статусной иерархии между лидерами и аутсайдерами. Анализ показывает, что статусное расслоение в социометрической и референтометрической структурах негативно влияет на оценку психологического климата (т=0,382; х=0,491; р<0,05). Кроме того, в жесткой структуре группы по вертикали усиливается поиск идеального лидера. С другой стороны, повышение статуса в разных структурах групповой активности, как возможность проявить себя, уменьшает статусное расслоение.

2. Феномен поляризации межличностных оценок характерен тем, что лидеры оценивают других позитивно, а аутсайдеры - негативно при высокой дисперсии статусов и в условиях

статусной обусловленности межличностного восприятия. В студенческой группе существует определенный стиль межличностного восприятия и оценивания. Особенности этого стиля зависят как от статусного расслоения, так и от степени осознанности этого статусного расслоения. Величина осознанности статусных различий определяет жесткость лидеров в оценках низкостатусных студентов.

В группах, где межличностное восприятие основано на статусной иерархии (студенты склонны оценивать друг друга только как лидеров или аутсайдеров); низкостатусные студенты дают отрицательные характеристики высокостатусным (т=0,233; р<0,05). Более того, взаимные оценки противоположных статусных когорт становятся более резкими, отрицательными по знаку. Таким образом, статусная обусловленность

межличностного восприятия влияет на поляризацию межличностных оценок как лидеров, так и аутсайдеров.

3. Феномен аутсайдеров. Негативная психологическая атмосфера, жесткость структуры группы по вертикали ухудшает отношение к аутсайдерам, усугубляя неблагоприятные условия для общения. Сильные статусные различия в группе определяют жесткость лидеров в оценках низкостатусных студентов. Результаты исследования дают ключ к разгадке механизма феномена аутсайдеров - в жесткой атмосфере усиливается поиск виновных, «козлов отпущения» по Ф. Фидлеру, т.е. виновные в сложных ситуациях быстро находятся из числа аутсайдеров.

Наши выводы соотносятся с мнением Р.М. Шамионова о том, что адекватная оценка собственных возможностей в достижении статусного успеха, соотнесенного с результатами социального сравнения, может служить основой для проявления определенных видов социальной активности. В то же время, отмечает ученый, в результате социального сравнения возможны личностные издержки, связанные с изменением идентичности и проникновением в самосознание элементов, препятствующих социальной активности, порождающих социальное иждивенчество как определенной личностной позиции [15, с.5].

Очевидно, что демонстрируемые

аутсайдерами беспомощность и пассивность связаны прежде всего с размытой субъектной позицией [16].

4. Феномен смещения ценностей в область поиска идеального лидера. В неблагоприятных для общения условиях в группе активизируются процессы поиска идеального лидера. Чем ниже студенты оценивают психологическую

атмосферу в группе, тем выше единство группы в представлениях об идеальном лидере группы. Этот феномен возникает как защитное образование при снижении оценки психологической атмосферы и эмоциональных отношений в группе. На фоне низкого единства в оценке реальной лидерской структуры наблюдается идеализация лидерских качеств, актуализируется процессы поиска нового лидера, отвечающего запросам большинства.

4. Модели внутригрупповой активности, их объяснительный потенциал.

На основании выделенных феноменов нами были построены модели внутригрупповой активности. Конструктивная модель учитывает оптимальные и благоприятные условия для повышения внутригрупповой активности: если структуры власти, аттракции и авторитета в группе различаются, то для студентов открывается возможность поднять свой статус в любой из этих структур, в связи с чем возрастает оценка психологической атмосферы и эмоциональных отношений. Результатом этого процесса становится позитивное восприятие лидеров аутсайдерами и единство группы в оценке реального лидера.

Деструктивная модель внутригрупповой активности обобщает наиболее

пессимистические варианты общения студентов: близость структур внутригрупповой активности уменьшает возможность поднять свой статус и рождает неудовлетворенность эмоциональными отношениями, что вызывает поиск идеального лидера. Параллельно с этим происходят процессы статусного расслоения, которые приводят к негативному восприятию лидерами

низкостатусных студентов, к поляризации межличностных оценок, что в итоге вызывает защитное завышение самооценок в межличностном восприятии и повышение точности ожидаемых выборов у студентов, неуспешных в общении.

Структурно-динамическая модель

внутригрупповой активности отслеживает изменения как в характере внутригрупповой активности, так и в общении студентов при воздействии неблагоприятных факторов. При затрудненном общении сначала происходит статусное расслоение и структура группы становится более жесткой, затем изменяется содержание межличностного восприятия. При последующем снижении внутригрупповой активности ухудшается оценка группы в целом, ее психологического климата и эмоциональных отношений. В случае, когда плодотворное общение становится невозможным, на место сплоченности приходят разобщенность и

негативная оценка климата. Одновременно резко снижается точность ожидаемой оценки и наблюдается поляризация взаимных оценок. Особенно неблагоприятно низкая степень интрагрупповой активности сказывается на коммуникативной компетентности

низкостатусных студентов, которые не могут адекватно оценивать свои качества и свой статус в этих неблагоприятных условиях [2;3].

Существенным при этом является способность лидеров давать адекватные межличностные оценки в условиях взаимной неприязни у большинства членов группы. Обнаружено, что лидеры более адекватно оценивают собственный статус, чем другие члены группы, поэтому эти способности необходимо максимально использовать в воспитательной работе и при проведении различных тренингов. В то же время в неблагополучных группах лидеры склонны не замечать личностные качества низкостатусных студентов, демонстрируя позицию равнодушия и безразличия, закрывая глаза на моральные проблемы в группе, что говорит об отношении к таким студентам как к объектам.

Применительно к проблеме безопасности личности в рамках субъектно-бытийного подхода выделены условия, при которых следует ожидать у человека поворота к объектному позиционированию и деструктивности. Признается, что система, культивирующая объектное отношение к личности и лишающая человека возможности влияния на происходящие процессы, существенно осложняет процесс самоопределения личности и создает питательную среду для деструктивных протестных форм и экстремистских настроений [5;12;13]. А.Н. Кимберг подчеркивает решающее значение ответственности и связанной с ней субъектности. Более того, по его мнению, человек принимает ответственность за результаты некоего процесса в том случае, если он имеет или имел влияние на линии причинности этого процесса. Соответственно, если человек лишён субъектности в отношении некоторого процесса, то не происходит и принятия им ответственности за ход и результаты этого процесса [7, с.39].

В наших работах доказано, что следствием самоопределения в социальном мире по формуле «от меня ничего не зависит», становится нарушение динамического равновесия в триаде «личность - личность», личность - общество», «личность - государство», что создает предпосылки для актуализации деструктивной протестной активности личности и активный поиск сообществ, где личность попытается удовлетворить экзистенциальные потребности

[4;5]. Примечательно, что членство в экстремистских группах создает иллюзию удовлетворения такого рода потребностей.

Подчеркнем, что выявленные негативные феномены, возникающие в случае неудовлетворенности, жесткой структуры группы, статусного расслоения, совпадают с описанными М.Ю. Кондратьевым негативными эффектами, характерными для закрытых сообществ с криминальной направленностью [8]. В этом случае студенческая группа, приобретая некоторые признаки закрытости и криминальности, служит мощной подпиткой деструктивной протестной активности личности.

Выводы: проведенное исследование внутригрупповой активности показало, что жесткость группы, закрытость, оторванность лидеров, окруживших себя «фаворитами» от основной группы, отсутствие возможности проявить себя, эгоцентризм, разобщенность приводят к неприятию слабых или аутсайдеров, формируют негативный психологический климат и неудовлетворенность общением, подготавливая почву для поиска нового лидера. В свою очередь, неудовлетворенность статусом в группе и связанное с этим эмоциональное неблагополучие, влияя на негативную оценку реального лидера, создает предпосылки для протестной активности и активному поиску идеального лидера, ценности которого будут приниматься личностью. Этот поиск может закончиться драматически, привести к кардинальной смене привычного окружения и выбору в качестве референтной группы организаций экстремистской или

террористической направленности. В связи с тем,

что распространенной тенденцией становится вербовка молодых людей с высшим образованием, необходимо тщательно осуществлять мониторинг психологического климата и отношений в студенческой группе.

В то же время результаты исследования выводят на актуальную проблему: неверно сводить психологическое неблагополучие только к специфике внутригрупповой активности, в рамках которой создаются совершенно разные условия для членов группы. Надо отдавать себе отчет в том, что даже при всей необходимости перестройки негативного психологического климата в группе и конструктивного педагогического воздействия на процессы интрагруппового структурирования вряд ли удастся устранить постоянно возобновляющиеся жизненные трудности и противоречия личностного бытия. Невозможно ничего сделать (в плане противодействия вербовке в экстремистские организации) и поставить эффективный заслон терроризму и экстремизму до тех пор, пока сама личность не перестроится. Переосмысливая рассмотренные теоретические положения и исследовательскую фактологию в рамках субъектно-бытийного подхода, можно высказать предположение, что превентивные меры только тогда окажутся эффективными, когда сама личность мобилизуется, прекратит искать простые ответы на сложные экзистенциальные вопросы бытия, выработает активную субъектную позицию и тем самым будет готова к полноценному

самоосуществлению в мире в конкретном историческом континууме.

Литература:

1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М.: Изд-во Московского университета, 1987.

2. Гусейнов А.Ш. Внутригрупповая активность как фактор повышения коммуникативной компетентности в студенческих группах: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Гусейнов Александр Шамильевич. - Краснодар. - КГАФК, 1999. - 196 с. РГБ ОД, 61:00-19/97-3.

3. Гусейнов А.Ш. Социальное партнерство в сфере образования: детерминанты климата студенческой группы / А.Ш. Гусейнов // Труды НИИ проблем физической культуры спорта КГУФКСТ; под ред. В.А. Якобашвили и А.И. Погребного. - Т. 8. -Краснодар: КГУФКСТ, 2005. - С. 318-327.

4. Гусейнов А.Ш. Психологические предпосылки зарождения и поддержания экстремистского мировоззрения молодежи / А.Ш. Гусейнов // Казанский педагогический журнал. - 2016. -№ 3. - С. 130-140.

5. Гусейнов А.Ш., Фоменко Г.Ю., Рябикина З.И. Протестная активность личности в контексте субъектно-бытийного подхода / А.Ш. Гусейнов, Г.Ю. Фоменко, З.И. Рябикина // Человек. Сообщество. Управление. - 2015. - № 3(16). - С. 6-21.

6. Дубовская Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Дубовская Екатерина Михайловна. - М., 1984. - 179 с.

7. Кимберг А.Н. Безопасность социальных систем: психологические аспекты / А.Н. Кимберг // Психология опасности и психологическая безопасность: проблемы и перспективы исследования; сб. матер. Всеросс. науч. семинара, г. Сочи 25-26 июня 2010 г.; под ред. И.Б. Шуванова, Ю.Э. Макаревской, Г.Ю. Фоменко, З.И. Рябикиной. - Сочи: СГУТиКД, 2010. - С. 34-43.

8. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М.Ю. Кондратьев. - М.: Издательство «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 336 с.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. / Р.Л. Кичевский, Е.М. Дубовская. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 207 с.

10. Левин К. Разрешение социальных конфликтов; пер. с англ. И.Ю. Авидон; науч. ред., вступ. ст. Н.В. Гришиной. - СПб.: Речь, 2000. - 407 с.

11. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13-25.

12. Рябикина З.И., Фоменко Г.Ю. Психология безопасности и интерпретация феномена терроризма в контексте субъектно-бытийного подхода / З.И. Рябикина, Г.Ю. Фоменко // Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам безопасности и противодействия

терроризму (29-30 октября 2009). - М: МЦНМО, 2010. -С. 250-253.

13. Фоменко Г.Ю. Психология безопасности личности: теоретико-методологические основания институционализации / Г.Ю. Фоменко // Человек. Сообщество. Управление. - Краснодар: КубГУ, 2010. -№ 1. - С. 83-99.

14. Фромм Э. Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии / Э. Фромм // Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - С. 217356.

15. Шамионов Р.М. Социальная активность личности и риски / Р.М. Шамионов // Известия Саратовского ун-та, 2012. - Т. 1. - С. 3-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Шиповская В.В. Психологический феномен беспомощности / В.В. Шиповская // Человек. Сообщество. Управление. - 2009. - № 4. - С. 38-53.

Сведения об авторе:

Гусейнов Александр Шамильевич (г. Краснодар, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, e-mail: AGuseinov@yandex.ru

Data about the author:

A. Guseinov (Krasnodar, Russia), candidate of Psychological sciences, senior lecturer of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, e-mail: AGuseinov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.