УДК 94(47).041-048/94(479.22)
НЕУДАЧА ПЕРСИДСКОГО ПОХОДА ПЕТРА I И ЭМИГРАЦИЯ ЦАРЯ ВАХТАНГА VI В РОССИЮ
© 2020 В. В. Михайлов1, С. А. Маньков2
1докт. ист. наук, профессор кафедры истории и философии e-mail: batukom @ mail. ru
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)
2канд. ист. наук, ст. науч. сотрудник e-mail: mankov21 @ mail. ru
Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Статья посвящена анализу событий, связанных с борьбой России за овладение западным берегом Каспийского моря, имеющим важное стратегическое значение. Участие в Персидском походе 1722-1723 гг. Петра I и Вахтанга VI способствовало установлению стабильных дипломатических отношений и сближению двух христианских народов и их лидеров, несмотря на неудачу этого военного предприятия. Эмиграция царя Вахтанга VI, его семьи и приближенных ознаменовала новый этап политического и культурного сотрудничества России и Грузии, завершившийся добровольным присоединением Грузии к России.
Ключевые слова: российско-грузинские отношения, политика России в Закавказье, Персидский поход Петра I, Вахтанг VI, Вахушти Багратиони.
Кризис, связанный с неудачей Каспийского похода Петра I, совпал с серьезным кризисом власти в Персии. 10 октября 1722 г. афганский мятежник Мир Махмуд взял столицу Тегеран и пленил персидского шаха Солтан Хуссейна I [Кулаков]. Его сын, законный наследник престола Тахмасп был вынужден бежать на север. В Казвине Тахмасп был провозглашен шахом, и в том же октябре новый шах послал царю Картли Вахтангу VI повеление идти с войском на Исфахан, воевать с Мир Махмудом: «Вы, потомок великих султанов, можете с небольшим войском держать в порядке Ширван. Сами вы знаете, что важнее всего уничтожать помянутого злодея... Нужно, чтобы вы поскорее, не мешкая нисколько, отправили к порогу мира вышеупомянутого высокостепенного (Бакара), с чем только может из войска Гурджийского, и чтобы он не уклонялся под предлогом прихода Русских» [3, с. 145-146]. Вахтанг молодому шаху не ответил и этом поставил себя в положение предателя. Он стал неугоден своим бывшим покровителям, а в Грузии снова начались междоусобица и борьба за власть в различных ее частях.
Второе царствование Вахтанга VI началось в период иранского подавления дагестанского восстания, которое поддерживали Османская империя, ее вассал -Крымское ханство и которое одновременно угрожало положению России на ее южных границах. В этой, по сути, антиосманской борьбе грузинские, персидские и российские правители оказались союзниками, однако это было вынужденное, тактическое союзничество, в котором Персия и Россия были одновременно врагами по большинству других вопросов и интересов в Кавказском регионе. Но религиозное и культурное родство делало возможным более тесное сближение России и Грузии. Как пишет историк Леонидзе, «.полностью избавившись от иллюзорных надежд на помощь со
стороны западных держав, Вахтанг прочно и окончательно связал свою судьбу с судьбой Российского государства» [12, с. 17]. Уже в 1718 г. Вахтанг просил, как и многие бывшие до него правители Грузии, «учинить с ним милость для избавления общего их христианства» [15].
Персидский поход императора Петра I 1722-1723 гг. и действия его союзника Вахтанга VI формально были направлены на усмирение дагестанского восстания на побережье Каспийского моря. Грузинский царь оказался в непростой ситуации, но она способствовала, казалось бы, реализации его самых смелых планов. Сам поход русского войска на первом этапе шел успешно. 15 (27) мая 1722 г. в Астрахань прибыл Петр, распространивший ровно через месяц написанный ранее манифест к народам Кавказа и Персии. В конце августа армия выступила из Тарки и 23 августа (5 сентября) вошла в Дербент. Отдельные выступления горцев подавлялись довольно жестоко: так, изрубивший царских послов - есаула с тремя казаками - отемишский владыка Султан-Махмуд и его воины были наказаны полным сожжением селения [4, с. 26].
Однако непредвиденные сложности с провиантом и фуражом затруднили продвижение русской армии и ее союзников. Шторм потопил и посадил на мель посланный из Астрахани караван, вследствие чего во враждебной обстановке армия лишилась возможности продолжить поход. 7 (19) сентября 1722 г. Петр I решил возвращаться в Астрахань. Кроме того, союзник Вахтанга в его борьбе с дагестанскими набегами, царь Кахетии Давид II - Имам Кули-хан, неожиданно скончался в местечке Магаро, и его смерть могла повлиять на внутреннее положение в Грузии и отношение к ней шаха. Ставший кахетинским правителем брат Имам Кули-хана, Константин II (Мухамед Кули-хан), был ярым противником Вахтанга, а в этот спор активно вмешался брат Вахтанга - Иессе [Иосселианы, с. 122]. Соединение всех грузинских сил стало невозможным, а слабость русской армии делала опасным соединение и с ней. Вахтанг, имевший возможность по поручению шаха идти в поход на лезгин самостоятельно, не решился и на это.
В январе 1723 г. персидский шах Тахмасп II официально объявил о низложении отрекшегося от ислама и носившего некогда имя Хосейн Кули-хан - Вахтанга VI и поставлении в Картли на его место Мухамед Кули-хан. Поскольку старшему сыну Вахтанга, царевичу Бакару, несмотря на упорную борьбу, не удалось вернуть отцовский престол, а турецкая экспансия в Картли не была пресечена силой русского оружия, положение царской семьи стало угрожающим. В этих условиях Вахтанг не мог оставаться в Грузии и просил у Петра дозволения выехать в Россию. Своей двоюродной сестре имеретинской царевне Дареджан Арчиловне в Москву он писал о своем переезде: «великий Государь милостиво соизволил приказать нам выехать, чтобы явиться к высокому двору... мы отправились по рачинской дороге, прибыли в Дигор, а из Дигора во владения Бакишвили. Здесь присоединился к нам отряд козаков, мы выступили, на Тереке встретил нас другой отряд, все они образовали конвой для нас и мы отправились.» [3, с. 161-162].
Началась массовая эмиграция грузин с родины. «Как Турки занимали Грузию и Армению, то многие из Грузин и Армян, коим подданство к Персии всегда сноснее было, чем подданство к Порте, оставя свое отечество вышли в Гилянь 1723 года и там, поувещанию Левашева, вступили в российскую службу, и простираясь до 700 человек, составили несколько рот или шквадронов не регулярных. Равным образом некоторые Грузины переселились в Дербент и там устроили монастырь» [4, с. 57]. Указ Сената от 23 ноября 1724 г. гласил: «... вышедшим из плена грузинцам и армянам для поселения места отвесть. и которые впредь приходить будут, тем, дав на первое время проживания денег и хлеба, по рассмотрению, сколько кому надлежит, селить в тех же местах» [4, с. 57]. «Комендант Дербента А. Юнгер в 1724 г. в рапорте М. Матюшкину
сообщал, что бежавшим из плена 164 армянам и грузинам предоставлены земельные участки для строительства домов. Благодаря переселенческой политике Петра I уже в
1723 г. в городе были образованы значительные армянские и грузинские «слободы». У крепости Святого Креста, основанной Петром I, по данным Д.С. Васильева, поселилось 450 армянских и грузинских семей, построивших дома и лавки «на собственный кошт» [Дибирова]. На сохранившейся карте Дербента 1720-х гг. «указано, что «вблизи моря была расположена церковь грузинская, а вокруг нее слобода грузинская» [Там же].
«Большая» политика воспрепятствовала чаяниям грузинского царя и его народа примкнуть к единоверцам. Россия была обескровлена войнами со Швецией и Турцией, реформами Петра Великого, и новая война с могущественной Османской империей была для нее непосильным бременем. Петровские дипломаты приложили много сил, в том числе нажим на Францию, чтобы Турция не начала завоевания на Северном Кавказе. «Стараниями королевского посланника маркиза де Бонака последовало соглашение относительно предварительных пунктов (в 1723 г.), а затем, 12 июня
1724 г., заключен трактат о Персии в Константинополе. Цель этого трактата -размежевать владения России и Турции в Персии» [1, с. 67]. По условиям трактата Россия приобретала побережье Каспийского моря, но взамен император Петр вынужден был признать турецкое владычество над Картли и Восточной Грузией. Надежды Вахтанга на сохранение власти в Картли стали совершенно призрачными, и он окончательно покинул территорию Грузии.
В крепость Святого Креста Вахтанг прибыл 31 августа (12 сентября) 1724 г., о чем известил письмом Петра и послал к нему «главнокомандующего. верхнею Карталинию, князя амилахора Вахтанга Автандиловича» [Броссе, с. 158]. В Астрахани грузинский царь был в ноябре 1724 г. Вместе с грузинским царем прибыло большое число его приближенных. «Его сопровождали 1 286 человек: 663 прислужников и прислужниц, 488 придворных. Военными было всего 13, духовенства - 42, жен и детей придворных и военных - 57, членов семьи Вахтанга - 23 человека» [9, с. 126].
Среди последних находились его сыновья - царевичи Бакар, Георгий, Вахушти и Паата, а также брат Вахтанга - Симон. Сехниа Чхеидзе дает красочную картину отъезда Вахтанга в Россию: «.встретили его ногайцы и калмыки и казаки, числом тысяча человек, проводили его. На следующий день [встретило его] русское войско, пешее и конное, обученное государем, красивые и мужественные, числом тысяча двести... Вторым после воеводы человеком был француз, командовал семью пушками. Началась пушечная и ружейная пальба, любо было смотреть. Прошли по границе Дагестана и в двух агаджи от Солаха встретил сардали с коляской, стали палить из пушек. Прибыл царь в подготовленную для него обитель, пригласил сардали, встретил с большим почетом, поднес дары. Остался [царь там месяц] и в октябре выехал в Астрахань, сели в суда в один день, по воле бога, и ночью уплыли в море, однако в Эдиле из-за злых ветров оставались двадцать семь дней, раскидало суда, господин вышел [на берег] девятого ноября, другие на второй и третий день, встретил тамошний воевода с большим гостеприимством. » [4, с. 38].
Современные грузинские историки часто упрекают Россию и дипломатию Петра Первого в пренебрежении интересами грузинского народа и даже в предательстве ими Вахтанга в период персидского похода и после него. Даже в современном учебнике «Истории Грузии» приводятся слова историка И. Джавахишвили: «Так несчастливо закончилось для Грузии обещанное восточным христианам покровительство русского императора. Втянув Грузию в войну в своих интересах, предав врагу и оставив ее на произвол судьбы, Петр Великий не пожелал даже приютить у себя им же самим
обманутого несчастного Вахтанга VI» [2]. Обвинения России в более грубой форме часто можно встретить в современной грузинской публицистике.
Однако вскоре после смерти Петра, последовавшей в январе 1725 г. (что говорит о том, что, помимо внешнеполитических проблем, Россия стояла на пороге серьезного внутриполитического кризиса, связанного с болезнью царя), от имени новой императрицы России Екатерины I последовал ответ лично Вахтангу по поводу прошедших в 1723-1724 гг. событий. В этом ответе российские дипломаты делают упрек грузинскому царю в том, что, располагая значительным войском, он не решился на ведение войны в своих собственных интересах, то есть не последовал совету Петра, желание которого «состояло в том, чтобы Ваша Светлость, оказывая дружбу Шаху, нанесли вред изменническому народу лезгинскому, отыскав к тому какой бы то ни было предлог. Государь Император, наказывал, чтобы из этого вмешательства не произошла преждевременно война с турками, ибо план его заключался в том, чтобы овладеть нужным ему морским берегом и обезопасить путь к владениям Вашей Светлости» [3, с. 184-185].
России было нелегко вести войну против персов и турок одновременно, и от грузинского правителя ждали формального выступления на стороне союзника России и слабейшего в этот период «игрока» в Грузии - Персии. Вахтангу делается упрек в том, что время для решения тактических задач было упущено: «.без сомнения, с Вашим собственным войском и с помощью находящихся в тех местах армян, Вы были бы в состоянии, очистив путь от неприятеля, соединиться с русской армией и, нимало не опасаясь турков, расширить Ваши владения и возвеличить Ваше имя. Но Ваша Светлость ничего из этого не сделала, а только рассорилась с Царем кахетинским. вы были напоследок разбиты Царем кахетинским, затем бежали в горы, уступили Ваши собственные владения. и наконец сами передались под покровительство турков, хотя в то время не было в Грузии турецкого войска. от того турки, сделавшись в тех краях сильными, овладели Эриванью и другими местами, взяв под свое покровительство Дауд-бека и другие тамошние многочисленные мухаммеданские народы, они воспрепятствовали вмешательству действиям русского войска» [3, с. 185-187].
Также грузинского царя упрекали в том, что он не вывел своих поданных, особенно мужчин, способных служить в войске, из-под турецкой оккупации, которых Вахтангу советовали поселить «на хороших местах и даровать им возможность жить в них спокойно, пока войска Государя Императора не укрепятся в Персии и на берегах Куры» [Там же, с. 187]. Далее российские дипломаты оправдывали свое настоящее бездействие тем, что территория Грузии отрезана от России, постройка и содержание крепости, которая могла бы стать базой для будущих военных операций, «невозможна по безполезности крепости. жители этой крепости не в состоянии сами себя поддерживать, вследствие нахождения в тех краях мухаммедан. К тому же, чтобы защищать крепость. потребуется сильное войско, для этого войска будет нужен провиант, а для доставки провианта понадобится опять войско» [Там же, с. 188-189].
Не все упреки грузинскому царю следует признавать справедливыми. Так, уже упоминалось выше, что именно из России через посланника П.А. Толстого Вахтангу пришел совет использовать турецкие войска как средство давления на персов и их ставленника Мухамед Кули-хана. Тот факт, что произошло это в период самых больших неудач в содержании войска, участвовавшего в экспедиции, вряд ли оправдывает эту явную дипломатическую ошибку. Ведь на союз с османами вряд ли мог рассчитывать открыто показывавший свое православие и отказавшийся принимать мусульманство суннитского толка Вахтанг, но как раз его противник - Константин II (Мухамед Кули-хан) на такой союз рассчитывать мог. Именно это и произошло, а мусульманское население горных районов Грузии после турецкого вторжения
довершило военный и политический разгром сил Вахтанга, поставив православную грузинскую культуру на грань полного уничтожения.
Можно отметить, что тактические, а не стратегические неудачи обусловили неудачу похода Петра I и поражения Вахтанга VI в период этого похода. Отсутствие координации между союзниками, незнание русскими офицерами и генералами местности, особенностей административного, этнического и религиозного размежевания территории Кавказа, разногласия между грузинскими правителями -именно эти препятствия стали причинами очередного разгрома Грузии османами. При этом стратегически слабость Персии, антиперсидское (на первом этапе) восстание лезгин (дагестанцев Хаджи-Дауда и Сурхай-хана), пророссийская ориентация многочисленного армянского населения Кавказа - все это говорило, что решение императора Петра и его генералов изначально не было ни авантюрным, ни преждевременным. Более того, при условии объединения под покровительством России христианских земель Грузии и Армении, значительно упрощалась задача покорения мусульманских племен Северного Кавказа и Предкавказья.
Однако эти территории были для российской армии «белым пятном», не были известны перевалы, дороги, речные и горные пути, отношения между племенами кавказских горцев и особенности их культуры, религии и политической ориентации в отношении союзников и противников России в регионе. Знать же настроения местных жителей и их нравы было необходимо, поскольку для успешного продвижения по территории Кавказа необходимы были нахождение и вербовка проводников, знакомых с путями и тропами; проводничество одновременно было выгодно и самим горцам. «Со временем проводничество становилось промыслом. Проводниками часто нанимались горские старшины или близкие им лица, имеющие связи и пользующиеся в своей округе некоторым общественным весом». Таким образом, хорошие отношения с местными старшинами становились необходимыми для любого военного, дипломатического или торгового предприятия» [8]. Значение этого фактора показывает распоряжение Петра послу в Турции А.И. Дашкову, в котором особо указывалось на необходимость проведения тайной разведки в грузинских землях [14, л. 288]. Немного позднее, в «Основных правилах», изложенных руководителем Географического департамента Академии наук Ж. Делилем для составления карт России и представленных 16 февраля 1728 г. особым пунктом отмечалось: «Издание карт России должно сопровождаться географическим и историческим описанием страны, снабженным интересными заметками об особенностях каждого края или нравах населения и пр.» [6, с. 13]
Грузины, особенно после прошедшего в начале века культурного ренессанса, собирания старинных летописей в период работы над законодательством Вахтанга и редактированием «Картлис цховреба», могли обеспечить Россию бесценным материалом по картографии, культурно-религиозной и политической этнографии кавказских территорий, оказать неоценимую помощь в борьбе с основными геополитическими противниками России - Персией и Турцией - на ее южных границах. Именно поэтому прибытие в Россию царя Вахтанга VI со свитой, в составе которой находилось большинство деятелей «ученой комиссии», стало важной вехой в политических и культурных русско-грузинских отношениях, плодотворность которых показали события последующих лет XVIII столетия, завершившихся принятием Грузии в состав Российской империи.
Сам Вахтанг VI активно участвовал в дипломатической деятельности России вплоть до своей смерти. Оставив семью и свиту в Москве, он выехал в Астрахань, откуда было ближе совершать дипломатические поездки на Кавказ. В 1726 г. Вахтанг
был послан с особой миссией в Персию, чтобы склонить шаха Тахмаспа к сотрудничеству с Россией в его борьбе с османами. Предполагалось, что Вахтанг и сопровождавший его генерал-аншеф князь В.В. Долгорукий предложат шаху принять условия Константинопольского договора между Российской и Османской империями, а уступки персидских территорий туркам, имевшиеся в договоре, компенсировались обещанием в дальнейшем вернуть ему Астрабад и Мазендаран. Императрица Екатерина I особо отмечала, что рассчитывает на Вахтанга («по вашему кредиту и высокой почтительности, которую вы в тамошних краях имеете»), и даже предоставила ему определенную свободу действий, сообщив, что он имеет право «по известной своей мудрости от себя прибавить все то, что к скорейшему склонению шаха служить будет» [13, л. 12-14]. Миссия оказалась успешной: были выполнены все поручения, а Тахмасп согласился выполнить все условия договора.
В 1734 г. Вахтангу VI поручили совершить дипломатическую миссию в Персию. Наследнику Вахтанга, его старшему сыну царевичу Бакару (III), поручили напасть на турок, засевших в Дербенте, для чего были выделены войска. Отряд в декабре прибыл в Дербент и начал подготовку к боевым действиям, однако в начале 1735 г. шах провел успешную операцию против турок и вернул Шемаху. Вахтанг запросил в Санкт-Петербурге новые инструкции, получив которые он вступил в Гяндже в переговоры с Персией от имени русского. По результатам переговоров состоялось подписание договора, по условиям которого персидский шах вновь признавал правителем Картли царя Вахтанга. Однако, зная, что Тахмасп, который сумел подавить внутренние распри в Персии и усилить армию, не питает к нему доверия, Вахтанг отказался лично прибыть в Персию, запросив императрицу Анну Иоанновну дать ему разрешение поселиться в Астрахани постоянно под охраной русского оружия [7, л. 30]. Царю были выделены дом с двором и садом и караул, «понеже оный город пограничный» [Там же]. Здесь Вахтанг VI, выдающийся грузинский царь-просветитель и защитник православия, скончался 26 марта 1737 г. Оставшимся в Астрахани членам семьи Вахтанга было выделено содержание [Там же, л. 31-35].
Переехавшие в Москву члены семьи Вахтанга VI, расширившие и укрепившие роль грузинской колонии в Москве, также внесли неоценимый вклад в развитие русско-грузинских культурных и научных отношений, повлиявших на всю дальнейшую кавказскую политику Российской империи. Самый значительный вклад в культурно-политической деятельности грузинской диаспоры в России, особенно в составлении карт Грузии и Кавказа, а также создании первой исторической этнографии Кавказа сыграл сын царя Вахтанга VI - царевич Вахушти Багратиони. Кроме того, значимым фактором, способствовавшим сближению России и Грузии, инкорпорированию эмигрировавшей грузинской знати в российское дворянство, были труды царевича Вахушти, которые, через общность христианской истории двух стран и народов, показывали перспективы взаимовыгодного российско-грузинского сотрудничества.
Работа Вахушти Багратиони как историка также была чрезвычайно ценна для формирования единого самосознания грузинского народа и его властной верхушки, в котором России и отношениям с ней Грузии отводилась немаловажная роль. В рукописном оригинале «Жизни Грузии» географические главы труда царевича Вахушти чередуются с историческими, так как он стремился показать географическую привязку исторических событий. Хотя главный труд царевича не был полностью опубликован на русском языке, основное содержание его идей отражают изданные на русском языке публикации Вахушти - «География Грузии», переведенная на русский язык М.Г. Джанашвили и изданная в 1904 г. под названием в трудах Кавказского отдела Императорского русского географического общества [16], и «История царства Грузинского», изданная уже в советское время [5]. Основные идеи этих книг -
этнографическое разнообразие территории Грузии, необходимость преодоления раздробленности и установления единодержавия под скипетром Багратионов, противостояние экспансии мусульманского мира и ориентация на Россию как единоверного союзника.
Библиографический список
1. Авалов З.Д. Присоединение Грузии к России. М.: Вече, 2011.
2. Бахтадзе М, Вачнадзе М, Гурули В. История Грузии (с древнейших времен до наших дней) [Электронный источник]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Vachn/ (дата обращения: 15.02.2020).
3. Броссе М. Переписка на иностранных языках грузинских царей с российскими государями. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1861. XCII, 233 с.
4. Бутков П.Г. Материалы для истории Кавказа с 1722 по 1803 г. Ч. 1. СПб.,
1869.
5. Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тбилиси, 1976 [Электронный источник]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/index.phtml?id=2070 (дата обращения: 15.02.2020).
6. Гнучева В.Ф. Географический департамент Академии наук XVIII века. М.,
1946.
7. ГААО (Государственный архив Астраханской области). Ф. 394. Оп. 1. Д. 532.
8. Дибирова А.И. Взаимоотношения Дагестана и Грузии в XVIII - начале XIX вв. М., 2008. [Электронный источник]. URL: (дата обращения: 15.03.2020).
9. ИВ АН (Институт Востоковедения АН РФ). Иранский отдел. Броневский С.М. Броневский С. Исторические выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен царя Ивана Васильевича доныне (рукопись).
10. Иосселиани П. Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей-магометан. Тифлис: ип. Канцелярии наместника кав., 1849. 133 с.
11. Кулаков В.О. Грузинский царь Вахтанг VI в Астрахани: страницы истории тайной дипломатии России (первая треть XVIII в.) // Новый исторический вестник. 2009. № 20 [Электронный источник]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gruzinskiy-tsar-vahtang-vi-v-astrahani-stranitsy-istorii-taynoy-diplomatii-rossii-pervaya-tret-xviii-v#ixzz2IQBXVou1 (дата обращения 15.03.2020).
12. Леонидзе Г. Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725) // Орбелиани С.С. Путешествие в Европу. Тбилиси: Мерани, 1969.
13. РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 4. Оп. 1. Д. 51.
14. РГАДА. Ф. 9. Оп. 2. Отд. 1. Кн. 30. Реестр письмам о делах с азиатскими народами. Раздел. По персидским делам. 23 сентября 1722 г. «Пункты в 4-х статьях, писанные государевою рукою, каковы отданы Петру Андреевичу у султана, по которым велено смотреть, примечать и, разведывая, писать двояким образом о народе грузинском».
15. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 18. Гл. 1. Царствование Императора Петра Великого [Электронный источник]: URL: http://www.zhurnal.ru/magister/library/history/solov/solv 18p1 .htm (дата обращения: 15.03.2020).
16. Царевич Вахушти. География Грузии / введ., перевод, примеч. М.Г. Джанашвили. Тифлис, 1904.