Научная статья на тему 'Неучтенный сегмент российского рынка золота'

Неучтенный сегмент российского рынка золота Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неучтенный сегмент российского рынка золота»

УДК 65.011.12 И.С. Докучаева

НЕУЧТЕННЫЙ СЕГМЕНТ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЗОЛОТА

Семинар № 9

Рассматривая использование минерально-сырьевой базы Российской Федерации, мы часто прибегаем к статистическим сборникам, дающим обширную информацию об объемах добычи, переработки, использования того или иного элемента. На базе этих данных мы можем строить модели и планировать развитие не только отдельных отраслей народного хозяйства, но и всей национальной экономики. Тем не менее, какая-то часть данных остается абсолютно неизученной вследствие существования специфического сегмента, характерного для совершенно любой грани экономики страны, - это неучтенный, или «теневой» сегмент. Следует различать понятия: теневой и криминальный. Криминальный оборот того или иного товара обязательно подразумевает наличие опасности для здоровья и жизни отдельного человека или населения целого региона. Дело в том, что в силу особенностей предмета добычи в ряде случаев эти два понятия совпадают. Так, например теневой оборот урана полностью подпадает под определение криминального.

Для того чтобы оценить влияние теневого оборота золота на состояние отрасли и благосостояние государства необходимо проанализировать все его аспекты.

Теневой оборот золота, безусловно, является негативным явлением. Во-первых, это выражается в невозможности статистического учета, точ-

но отражающего количественные показатели тех или иных процессов, связанных с добычей и использованием данного металла. Искажение данных в ряде случаев может быть достаточно существенным для того, чтобы общая картина теряла свою достоверность. Тем не менее, в наши дни сложно назвать хотя бы одну отрасль экономики, которая может похвастаться полным отсутствием теневого сегмента. Таким образом, наличие неучтенного оборота не является особенной чертой золота в сравнении с любым другим товаром.

Во-вторых, негативным является аспект недополученных доходов государства. Естественно, предприниматели, осуществляющие нелегальные операции, связанные с движением золота, не могут и не хотят становиться послушными налогоплательщиками. В данном случае, потери бюджетов всех уровней на лицо. Недополученные доходы бюджетов всех уровней негативно влияют как на социальную политику правительства, так и на государственные программы развития экономики, в том числе и золотодобычи. Мы часто сталкиваемся с тем, что государство не уделяет должного внимания воспроизводству сырьевой базы, в то же время для проведения геологоразведочных работ необходимы значительные средства, нехватка которых так или иначе связана и с неуплатой налогов субъектами теневого оборота желтого металла.

В третьих, именно с использованием золота происходит незаконный вывоз капитала за пределы страны. Здесь, мы видим отток инвестиционных средств и как следствие прямой вред национальной экономике. В этом же разделе стоит упомянуть, что золото нередко используется с целью отмывания доходов, полученных от торговли оружием, наркотиками, а также прочей криминальной деятельности. Здесь мы видим своеобразный синтез теневого и криминального аспекта нелегального оборота золота.

Этот список отражает основные негативные моменты теневого использования золота, хотя в то же время не может считаться исчерпывающим. Обратимся к причинам, толкающим экономические субъекты на такого рода преступления. Не стоит уделять особого внимания чисто криминальным предпосылкам, что касается остальных, то их можно условно подразделить на непосредственно экономические и связанные с несовершенством законодательной базы, регулирующей оборот драгоценных металлов. Так «...более полутора лет прошло, как драгоценные металлы и драгоценные камни перестали рассматриваться государством как валютные ценности! А статья уголовного Кодекса все действует!» [1] Здесь речь идет о возникшем противоречии: золото уже не является валютной ценностью, отсюда вытекает, что его оборот подпадает под действие Гражданского Кодекса РФ. Тем не менее, государство стремится сохранить «особый» контроль над любыми операциями, связанными с использованием металла. При этом широко используются нормы именно Уголовного Кодекса РФ. Многие специалисты склонны предполагать, что это происходит исключительно из-за недостаточной компетентности отдельных ведомств,

ведь запугивание потенциальных нарушителей играет не последнюю роль в предотвращении такого рода деяний. К слову, большинство европейских стран используют систему экономических санкций за правонарушения, связанные с неправильным режимом работы с золотом. «Это законодательство делает рынок криминогенным, запрещая хозяйствовать в нормальном, естественном для рынка режиме. А контрабанда, воровство и налоговые преступления есть на любом рынке» [2] В Российской Федерации на сегодняшний день также размытыми являются нормы, касающиеся добычи золота физическими лицами. Статья 4 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» гласит, что добыча и производство драгоценных металлов, в том числе золота, может осуществляться только предприятия-ми, являющимися юридическими лицами. В апреле 2003 года Государственная Дума Российской Федерации приняла поправки к закону, разрешающие физическим лицам - гражданам нашей страны, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей и имеющих лицензию на пользование соответствующими участками недр местного назначения заниматься добычей золота. Предполагалось, что эти участки по своим характеристикам не могут считаться промышленными, пригодными для разработки крупными старательскими артелями. Например, отвалы от основного производства, некондиционные или ранее списанные площади, а также другие месторождения, содержание драгоценных металлов в которых является незначительным. Эта поправка могла бы дать определенный толчок в развитии отрасли, тем не менее, ей не удалось пройти последнюю инстанцию и Президентом Российской Фе-

дерации соответствующий документ подписан не был. Таким образом, сейчас мы имеем ситуацию, когда физические лица, живущие в отдаленных районах Сибири, фактически грубо нарушают законодательство в сфере золотодобычи. Вместе с тем, эти преступления сложно назвать таковыми, ведь они на самом деле не несут угрозы здоровью и жизни людей. Добытый металл, как правило, продается артелям, которые, скупая его по бросовой цене, вводят в легальный оборот, сдают на аффинаж и т.д. В ряде случаев население таких районов не имеет альтернативных источников заработка.

Аналитики связывают эти преступления именно с несовершенством законодательства в сфере оборота драгоценных металлов в нашей стране.

Обратим внимание на экономические причины развития теневого сектора производства и использования драгоценных металлов. Самым распространенным здесь можно назвать нежелание терять значительную долю прибыли из-за необходимости уплачивать те или иные налоги. Прежде всего, это касается налога на добавленную стоимость. В мировой практике продажа золота в слитках НДС не облагается. В России данное правило применимо только в случае, если покупателем выступает кредитная организация. В остальных случаях НДС уплачивается. Естественно, это создает определенные неудобства для производителей. Так ювелирам совершенно не интересно уплачивать «лишние» 18% и соответственно в значительной степени увеличивать себестоимость своей продукции. Мелким предприятиям удается обойти данную норму, одновременно оставаясь в правовом поле. Они просто приобретают у тех же банков инвестиционные монеты, которые, в отличие от памятных, не облагаются налогом на до-

бавленную стоимость. В то же время содержание золота в таких монетах позволяет использовать их в качестве сырья для изготовления ювелирных украшений и предметов интерьера. Здесь мы можем наблюдать положительный эффект на микроэкономическом уровне, так как предприниматели сохраняют желаемый уровень затрат на сырье, однако. На макроэкономическом уровне наблюдаются значительные потери. Это в первую очередь связано с тем, что налоги в любом случае не поступают, а деятельность Монетного Двора является отчасти бесполезной, так как изготовленные им монеты в определенной части отправляются на переплавку. Кроме того, для избежания уплаты НДС используются схемы давальческого сырья, которые, по сути, служат для уклонения от уплаты налогов, но по форме не противоречат действующим правовым номам.

Крупные предприятия, как правило, используют иные схемы, которые уже подпадают под определение нелегальных или серых. В данном случае микроэкономический эффект также сохраняется, правда при одновременном уголовном риске руководителей. Макроэкономический эффект однозначно является негативным. Ряд громких разбирательств последних лет показали, что масштабы теневого бизнеса, связанного с оборотом золота очень велики и потери государства в данной области - значительны. Опять же, изменение регулирующих документов может быть конструктивным при решении проблемы уплаты НДС.

Помимо НДС существуют и такие проблемы, заставляющие организации уйти в тень, как необходимость клеймения. Вопрос даже не в клеймении как таковом, а в сроках его исполнения. В настоящее время, каждое ювелирное изделие должно иметь два

клейма: так называемый именник, т.е. специальный знак ювелирного предприятия, определяющий непосредственного изготовителя изделия, и клеймо территориальной инспекции Пробирной Палаты РФ. Палата насчитывает всего 20 территориальных инспекций на всю территорию страны, «... что недостаточно для контроля изготовления на 6,5 тыс. предприятий и реализации в 22 тыс. пунктах продажи. Увеличение сроков клеймения от плановых 3-х дней до трех недель и более приводит к задержке реализации до 100 тыс. ювелирных изделий в сутки, сотням миллионов рублей потерь выручки и десяткам миллионов рублей ежегодных потерь доходов бюджета» [3]. Стремясь нивелировать уменьшение объема оборотных средств, вызванное блокирование продукции в органах пробирного надзора, ювелиры вынуждены прибегать к кредитованию. Ставка кредита в 2005 году для производителей ювелирных изделий колебалась от 18 до 22% годовых. Некоторые организации считают, что эта величина отражает уровень их необоснованных потерь и отказываются от клеймения, уходя, таким образом, с «белого» рынка. Некоторые государства также в свое время столкнулись с аналогичными проблемами и пришли к следующему решению: разрешить производителям самостоятельно подтверждать нормативное содержание золота в изделии. Надзор за правильностью действий предпринимателей, тем не менее, сохранился, но теперь он носит выборочный характер, а нарушения влекут за собой административное наказание. Само по себе это логично, ведь если предприятие выпустило партию некачественных холодильников или автомобилей руководство должно возместить материальный ущерб, но не нести уголовную

ответственность. При этом ставки штрафов значительны, что позволяет сохранять контроль над отраслью. Гильдия Ювелиров России пытается обосновать соответствующие рекомендации перед лицом законотворцев. Это тем более становится актуальным в период подготовки страны к вступлению в ВТО.

Отдельной причиной разрастания теневого рынка золота является НДС при извлечении золота из вторичного сырья. Дело в том, что в настоящее время при извлечении золота из недр НДС не уплачивается, а при его добычи из лома, содержащего драгоценные металлы НДС должен уплачиваться полностью. Такая дискриминация должна, по сути, привести к снижению производства золота из вторичного сырья, однако, на практике темпы производства не снизились, а лишь частично ушли в тень. Кроме того, физические лица вообще не имеют право заниматься извлечением драгоценных металлов из лома, тем не менее, производство идет и добавляет еще немного к общему объему теневого оборота. Этот эпизод намеренно не упоминался в связи с законодательными коллизиями, так как большая часть сырья поставляется субъектами ВПК. Здесь необходим дополнительный контроль со стороны государства, не связанный с оборотом собственно золота, что облегчается недопущением физических лиц в данный сегмент, непосредственно связанный с обороноспособностью страны. В принятой выше классификации производство золота физическими лицами с использованием лома, содержащего драгоценные металлы, относится скорее к криминальной подгруппе.

Тарифные ограничения внешней торговли, вовлекающей в оборот золото, также являются одной из причин, по которой предприятия обра-

щаются к теневому сегменту рынка золота. Не только нежелание платить ввозные либо вывозные пошлины имеются здесь в виду, но также тот факт, что в ряде случаев именно размер этих ограничений может крайне негативно сказаться на конкурентоспособности товара. Именно в следствие этого, золото, в основном в изделиях, поступает на серый рынок, ускользая от пристальных взоров контролирующих и учетных органов. Периодичность и объем задержанных ювелирных изделий, в чемоданах пересекающих границу, подтверждают актуальность реформ в этой сфере.

В завершение данной темы коснемся цифровых показателей, характеризующих теневой оборот золота. Стоит сразу же оговориться, что все приводимые ниже цифры являются исключительно оценочными, так как, как уже было сказано выше, теневой рынок находится за пределами зрения статистических служб и никто, даже сами участники данного рынка, не могут точно подсчитать объем торговли, потери государства и т.д.

Итак, «Объем производства драгоценных металлов из лома и отходов может составить 10-15 % от объема их добычи, но в настоящее время получается многократно меньшим.» [4]. Нехитрые вычисления показывают, что порядка 17-20 т золота теряются только на этом сегменте ежегодно. Достаточно представить насколько этот небольшой участок способен улучшить состояние национальной экономики, и это только начало.

Обратимся к потерям на участке клеймения. Как известно, основным потребителем драгоценных металлов в России как и в остальном мире считается ювелирная промышленность. Соответственно, оборот здесь значителен. Итак, 100 тыс. ювелирных изделий в сутки приводят к 36 500 тыс.

ювелирных изделий в год. Предположим, что половина производителей все же мирится с потерями, таким образом, 18 250 тыс. изделий уходит «в тень». Учитывая средний вес изделия - 2 грамма, имеем 36.5 т металла вне закона.

«. По данным различных источников, незаконная добыча в России только россыпного золота физическими лицами составляет 15-20 т в год. Легализация «теневой добычи» позволила бы направить дополнительные объемы золота в государственные фонды и фонды коммерческих банков, создать около 30 тыс. рабочих мест и за счет этого пополнить местные бюджеты, обеспечив с учетом членов семей приемлемый уровень жизни для 100-150 тыс. россиян, проживающих в заброшенных горняцких поселках Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока» [5]. Данное утверждение не требует каких-либо комментариев, однако заставляет задуматься о том, что мы теряем, неумело управляя отраслью. Стоит дополнительно отметить, что «теневики» кроме всего прочего не ведут геологоразведочных работы и сырьевая база страны от этого только теряет темпы своего роста.

Суммируя только отмеченные сегменты, мы приходим к неутешительному результату: объем ежегодного производства золота в России в действительности может составить как минимум величину в полтора раза превышающую официально декларируемую в отраслевых обзорах и статистических справочниках. Министерство финансов Российской Федерации прогнозирует и одновременно планирует довести объем добычи металла в стране до 255 т к 2015 году, в то время как уже сейчас реально добывается больше. Основной же проблемой в этой связи видятся от-

нюдь не экономические потери государства, так как рассматриваемая проблема появилась не вчера и при наличии желания хотя бы частично она может быть уже решена в настоящее время. Главное на сегодняшний день - это потенциальная гибель многих отраслей, связанных с использованием драгоценных металлов, со вступлением России в ВТО, потеря рабочих мест и тех, пусть небольших высот, которых нашей стране удалось достичь в последние десятилетия. Кроме того, крайне важно направление использования «нелегального» золота. Здесь основным является недопущение криминального использования металла, такого как финансирование террористической деятельности, нелегального оборота оружия. Допуская развитие «теневого» оборота золота, мы, фактически, допускаем возможность опасного использования нелегальных доходов, особенно учи-

1. Збойков В. Драгоценные металлы и драгоценные камни: незаконный оборот и регулирование рынка, Драгоценные металлы драгоценные камни № 12 (144), 2005, с. 27.

2. Збойков В. Драгоценные металлы и драгоценные камни: незаконный оборот и регулирование рынка», Драгоценные металлы драгоценные камни № 12 (144), 2005, с. 29.

3. «Рекомендации «круглого стола» по

проблемам: «Законодательное обеспечение

эффективного развития алмазогранильной промышленности Российской Федерации. Совершенствование законодательной базы успешного функционирования ювелирной промышленности в условиях вступления России в ВТО», Драгоценные металлы драгоценные камни, № 12 (144), 2005, с. 35.

тывая особенность золота, вытекающую из его сущности. Абсолютная ликвидность металла в мировом масштабе стирает границы его использования не только в правовом поле, но, к огромному сожалению, и вне него.

Вышеприведенный анализ свидетельствует о том, что в настоящее время нам крайне необходимо консолидировать усилия специалистов этой области и законодательных органов для того, чтобы максимально сократить теневой оборот золота. Максимально сократить, так как полностью исключить его фактически невозможно. Достижение этой цели сможет повысить не только потенциал золотодобывающей, перерабатывающей, ювелирной и прочих отраслей связанных с использованием драгоценных металлов, но и оказать благоприятное влияние на экономическое развитие страны в целом.

------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. «Рекомендации «круглого стола» по проблемам: «Законодательное обеспечение эффективного развития алмазогранильной промышленности Российской Федерации. Совершенствование законодательной базы успешного функционирования ювелирной промышленности в условиях вступления России в ВТО», Драгоценные металлы драгоценные камни, № 12 (144), 2005, с. 37.

5. «Рекомендации «круглого стола» по проблемам: «Законодательное обеспечение эффективного развития алмазогранильной промышленности Российской Федерации. Совершенствование законодательной базы успешного функционирования ювелирной промышленности в условиях вступления России в ВТО», Драгоценные металлы драгоценные камни, № 12 (144), 2005, с. 36. ШИН

— Коротко об авторах--------

Докучаева И.С. - АКБ "Ланта-Банк".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.