Научная статья на тему 'Нетрадиционные виды молодежного туризма'

Нетрадиционные виды молодежного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1573
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные виды молодежного туризма»

А.А. Баканова

Нетрадиционные виды молодежного туризма

Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, имеет подвижные границы своего возраста (как правило это период жизни от 14 до 29 лет), которые зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни в стране.

Молодёжь имеет ряд социально-психологических особенностей, следующих, прежде всего, из её объективной сущности: повышенную эмоциональную активность, физическую подвижность; динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость.

Особенности молодёжи также определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры общества, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

В настоящее время новые тенденции в образе жизни общества в целом оказывают значительное влияние на выбор форм проведения молодежного досуга и отдыха. Такие факторы, как демографические особенности молодежи, их индивидуальные и групповые интересы, отношение к проведению свободного времени, изменили характер молодежного спроса и привели к созданию нового вида отдыха молодых людей - молодежного туризма. Несомненно, молодежный туризм - это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей молодежи для экспонирования новых возможностей и способов использования их в общественной жизни.

Как подчеркивается во многих работах, отражающих проблемы молодежного туризма, он сочетает в себе спонтанную активность молодежи с организованной деятельностью учреждений туристскоэкскурсионного обслуживания. В настоящее время молодежный туризм является индустрией, разрабатывающей и предлагающей разнообразные типы экскурсий, маршрутов, туров и комплекса анимационных программ, участие в которых должно способствовать

211

активности молодежи, ее оздоровлению, использованию социальносанкционированных форм развлечения и воспитания.

Отличительной особенностью молодежного туризма является то, что молодежь является самой непритязательной социальнодемографической группой, которую в меньшей степени интересует качество и уровень обслуживания. Для молодежи необязательны комфортные условия проживания и перевозки в туристических турах, ее в большей степени интересуют умеренные цены и насыщенная игровая деятельность положительно влияющая на психику, постоянный приток эмоций и новых ощущений, отвечающих их возрастным потребностям.

Необходимо особо отметить, что интерес к игровой деятельности у молодежи носит ярко выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь, обеспечивает ей скрашивание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения различных молодежных досуговых мероприятий свидетельствуют о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в них игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к импровизации и изобретательности.

Проведенные авторами исследования выявили различные потребности современной молодежи в проведении своего досуга и отдыха. Помимо традиционных видов организованного молодежного туризма (пляжного, познавательного, развлекательного и др.), основанных на мотивации в зависимости от целей поездки, существуют и нетрадиционные виды, которые отражают игровые молодежные интересы и удовлетворяют их специфические психологические потребности в самовыражении и утверждении. Рассмотрим некоторые из них.

Dark-туризм (от англ. dark - мрачный, темный) - организованные поездки по городам-призракам со всем необходимым для их посещения оснащением и экипировкой. Города-призраки - это населенные пункты, покинутые населением по причинам спада экономической активности, войн, природных и техногенных катастроф. Очень многие покинутые города становятся популярными туристскими объектами. В качестве примера можно привести однодневные экскурсии, организуемые 24 года спустя после самой страшной в мире ядерной аварии в самый центр катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенный менее чем в ста километрах от Киева. В программу поездки входят курсы по применению респиратора и противогаза, оказанию первой медицинской помощи, беседа с

212

представителями специализированного агентства «Чернобыль Ин-теринформ», остановка вблизи саркофага 4-го реактора и «экологически чистый обед» с проверкой качества продуктов дозиметром. В Припяти туристы посещают кладбище зараженной техники, имеют возможность встретиться с жителями зараженных сел - так называемыми «самоселами», половить рыбу в канале рядом с атомной станцией.

Ритуальный туризм - посещение кладбищ и могил своих предков на местах своего исторического проживания с ритуальными целями, а также экскурсии на заброшенные и старинные кладбища.

Индустриальный туризм - исследование территорий, зданий и различных инженерных сооружений производственного или хозяйственного назначения, а также любых заброшенных сооружений с целью получения психологического удовлетворения и исследовательского интереса. Этот вид туризма обоснован многими чертами молодежной субкультуры и называется «городское исследование» (от англ. urban exploration) или «сталкерство». В странах Западной Европы индустриальный туризм получил популярность в начале 80х годов после того, как на него обратили внимание масс-медиа и достиг популярности музыкальный стиль «индастриал», к которому относятся коллективы «Throbbing Gristle», «Сurrent 93», «Einstrzende Neubauten», «Coil», «Nurse With Wound». В СССР большой интерес проявился к подобной своеобразной эстетике заброшенных объектов и промышленных зон после появления фильма режиссера Андрея Тарковского «Сталкер», и любители индустриального туризма стали называть себя сталкерами. Широкое распространение данного вида индустриального туризма связано с относительно небольшим риском для здоровья (опасность могут представлять внезапные обрушения конструкций, асбест и другие химические загрязнения) и обычно отсутствие охраны объектов. Одним из видов индустриального туризма, наиболее экстремальным и требующим более серьезной подготовки, экипировки и определенного уровня авантюризма, связанного с опасностью, является инфильтрация - проникновение на охраняемые территории, территории действующих промышленных зон и зон, не созданных для нахождения в них людей. Главной целью такого увлечения становится получение адреналина и особое психологическое удовлетворение от посещения закрытых для посторонних зон. Надписи на табличках «посторонним вход воспрещен», «выхода нет», «пожарный выход», «предъяви пропуск», «опасность, не входить» становятся прямыми указаниями к противоположным действиям. Другой вид индустриального туризма - ди-ггерство (от англ. to dig - копать) - исследование подземных сооружений, таких как дренажные системы, канализационные коллекторы, подземные реки, промышленные туннели, станции-

213

призраки в тоннелях метрополитена, заброшенные и функционирующие бомбоубежища, подвалы, старые шахты и др. Не надо путать диггерство со спелестологией, цель которой - исследование штолен, каменоломен и пещер искусственного происхождения.

Санкт-Петербург - один из наиболее привлекательных городов Российской Федерации для таких видов индустриального туризма, как урбанизм и руфинг. Урбанизм (от англ. urbanus - городской) -интерес к специфическим городским пейзажам, сформировавшимся в результате расширения, развития или, наоборот, прихода в упадок городских территорий. Объектами являются городские дворы-колодцы, тупики, дорожные развязки и депо, пейзажи спальных районов, неиспользуемые дороги, странные и необычные места в городских районах. Во многих странах ЕС действуют туристские фирмы, предлагающие подобные специализированные туры по неафишируемым уголкам таких городов, как Прага, Рим, Толедо, Гранада и т. д. Руфинг (от англ. roof - крыша) - созерцание видов, открывающихся с городских крыш. Санкт-Петербург привлекает ру-феров по причине плановой застройки и регламента по высоте зданий, что позволяет взгляду охватывать большие пространства и является вторым в России мегаполисом по количеству их посещений.

И еще один вид нетрадиционного молодежного туризма, связанный с субкультурой - кибер-гот-туризм - туризм «для людей будущего», которые считают, что в связи с плохой экологией, увеличением механизации и компьютеризации в жизни человека скоро придет время атомных и ядерных катастроф, когда исчезнет все живое и выжить смогут только они. Для их внешнего вида характерна синтетическая и латексная одежда и респираторы. Кибер-готы (от англ. cuber - компьютеры, Интернет, кибернетика, искусственный интеллект; goth - апатия, смерть, готик-музыка) переняли элементы от готик-субкультуры и кибер-культуры. Самая ранняя ссылка на появление термина «кибер-гот» найдена в книге о ролевой игре «Кибер-гот», выпущенной в 1990 г. Поездки компаний кибер-готов по подземельям, недостроенным зданиям и другим индустриальным объектам подразумевают не его изучение, а организацию и проведение фотосессий на них.

Таким образом, можно заключить, что молодежный туризм во всех его традиционных и нетрадиционных видах и формах является социально-культурным механизмом, с помощью которого могут быть созданы условия для удовлетворения организации молодежного досуга и отдыха.

214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.