его причины, коренящиеся в несовершенстве самого общества, в недостатках государственной молодежной политики и формы его проявления, имеющие социально-групповую специфику.
Библиографический список
1.Диль, В. А. Тенденция развития современного экстремизма: молодежный и информационный экстремизм / В. А. Диль // Известия Томского политехнического университета. — 2009. — Т. 314. — № 6. — С. 167 — 170.
2. Рожков, А. Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и
девиантное поведение / А. Ю. Рожков // Социологические
исследования. — 1999. — № 7. — С. 107 — 114.
3. Советская Сибирь. — 1920. — 15 апр.
4. Советская Сибирь. — 1920. — 27 апр.
5. Лебина, Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920—1930 годы / Н. Б. Лебина. — СПб. : Журнал «Нева» — Издательско-торговый дом «Летний Сад», 1999. - 334 с.
6. Пашин, В. П. Советская Россия в 1920-е гг.: власть, социальные аномалии, общество / В. П. Пашин, С. В. Богданов, А. И. Глушков. — Курск : Курский гос. технический ун-т, 2007. - 275 с.
7. ГИАОО (Государственный исторический архив Омской области). Ф. 239. Оп. 1. Д. 5. Л. 12.
8. РГАСПИ (Российский государственный архив социальнополитической истории). Ф. 17. Оп. 85. Д. 169. Л. 140—141.
9. ГИАОО. Ф. 27. Оп. 1. Д. 576. Л. 1 — 3.
10. ГИАОО. Ф. 36. Оп. 1. Д. 65. Л. 6
11. ГИАОО. Ф. 36. Оп. 1. Д. 1. Л. 179—180.
12. ГИАОО. Ф. 36. Оп. 1. Д. 41. Л. 7.
13. ГАНИИО (Государственный архив новейшей истории Иркутской области). Ф. 13. Оп. 1. Д. 12. Л. 181.
14. ГАНИИО Ф. 275. Оп. 1. Д. 11. Л. 4 — 7.
15. ГАНО (Государственный архив Новосибирской области). Ф. П-187. Оп. 1. Д. 172. Л. 3.
16. ГИАНИИО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 202. Л. 124—125.
17. ГИАНИИО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 278. Л. 100.
18. ГИАОО. Ф. 36. Оп. 1. Д. 1. Л. 184.
РЫБАКОВ Роман Валерьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2013 г.
© Р. В. Рыбаков
УДК 711.435:94(47).084-047.37(517.13) Е. р. СОКОЛОВА
Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МАЛЫХ ГОРОДОВ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ В 1920-1980 гг.
В данной статье раскрывается потенциал нетрадиционных для исторической науки источников: материалов «устной истории», фотоматериалов и картографических материалов. Автор анализирует названные источники применительно к изучению процесса формирования культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья в советский период. Результаты проведённого анализа могут быть полезны при подготовке научной и учебной литературы по проблемам региона, а также при комплектовании источниковой базы культурологических и исторических исследований.
Ключевые слова: Среднее Прииртышье, культурное пространство, малый город, устная история, «визуальный текст», исторический источник, источниковедение.
1920 — 1980-е гг. — это особый этап в развитии российского общества, который определяется, прежде всего, идеологическими установками государства. Исключением не становится и процесс формирования культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья: Тары (год перевода в разряд городов — 1584), Тюкалинска (год перевода в разряд городов — 1823), Исилькуля (год перевода в разряд городов — 1945), Калачинска (год перевода в разряд городов — 1952), Называевска (год перевода в разряд городов— 1956) [1].
В последние годы всё больше возрастает интерес к истории и культуре городов. Во многом это обусловлено тем, что к рубежу ХХ — ХХ1 вв. в отечественной исторической науке сложились отдельные направления, которые рассматриваются как перспективные и с введением в научный оборот новых — нетрадиционных для исторической науки — источников. В данной статье рассмотрим место нетрадиционных источников — материалов «устной истории», «визуальных текстов» и картографических материалов — в изучении процесса формирования
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014
культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья. Они, в совокупности с письменными источниками, позволяют получить всестороннюю картину изучаемого процесса.
Следует отметить, что основу источниковой базы при изучении истории и культуры обозначенной территории составляют всё же письменные материалы: законодательные акты, делопроизводственная документация, статистические материалы, периодическая печать. Но комплекс письменных источников отражает, прежде всего, позицию государства в отношении планировки, застройки и символического наполнения пространства городов. Такие источники, как «визуальные тексты» и материалы «устной истории», позволяют изучить позицию горожан в отношении проводимой политики власти.
Письменные источники органично дополняют материалы бесед с очевидцами. Мы разделяем позицию Т. К. Щегловой, утверждающей, что «...одной из особенностей сельской истории является массовость действий, обезличивающих историю» и что «.в условиях гуманизации исторических знаний целесообразно обратиться к опыту изучения и введения в историю голосов рядовых участников» [2, с. 23]. Следует отметить, что интерес к устной истории сегодня всё больше возрастает, она становится востребованной не только краеведами-практиками, но и учёными различных областей научного знания. Вместе с тем на данный момент нет обобщающих работ, которые бы отражали методику работы с материалами Oral history. Многие исследователи скептически относятся к заявленной группе материалов, объясняя это их значительной субъективностью. И с этим нельзя не согласиться, поскольку одно и то же событие каждый из респондентов помнит по-своему, в разных деталях, с учётом настроения, прошлых обид и ряда других факторов. Но именно благодаря материалам «устной истории» у нас появилась возможность увидеть историю глазами очевидцев. В этом мы полностью разделяем позицию В. Н. Бутько: «Самым главным недостатком и в то же время главным достоинством устных свидетельств является то, что они изначально субъективны. На мой взгляд, данная особенность больше плюс, чем минус устной истории, т.к. открывает возможности приблизиться к осмыслению людьми своей истории, повседневной жизни, выявить особенности менталитета. Другие виды источников, зачастую создаваемые разного рода чиновниками и делопроизводителями, пишутся с позиции государства, и человек в них остается объектом приложения его властных полномочий... Только устные источники позволяют увидеть на сцене истории «маленького» человека, взгляды и ценности которого раньше были лишены права на существование «историей сверху» [3, с. 121].
Применительно к нашему исследованию материалы «устной истории» дают возможность увидеть мнения, настроения горожан по поводу того или иного события в культурной жизни города. Что касается субъективизма, то он принципиально не нарушает общую картину, поскольку речь не идёт о политических событиях или определенных моментах из личной жизни горожан. Приведём конкретные примеры. О работе тарского кинотеатра в годы войны пишет в своих воспоминаниях эвакуированный из Ленинграда подростком Петерсон Виктор Александрович: «Главным развлечением в городе в то время было кино. За месяц в Таре показывали 2 — 3 новых фильма, которые мы обязательно ходили смотреть, а некоторые даже и по два раза. Семейный
культпоход в кино был целым событием, приходилось выстаивать на морозе огромные очереди за билетами. Огромный успех, особенно у нас, мальчишек, имели военные фильмы «Морской ястреб» и «Два бойца». Возвращаясь из школы целой ватагой, мы распевали на улице песни из этих фильмов: «Уходит от берега ястреб морской», «Темная ночь» и особенно любимую «Шаланды полные кефали» [4, с. 3].
Новый Дом культуры в Таре открылся 7 ноября 1971 г. Валентина Александровна Мирошниченко, очевидец этого события и работник Дома культуры, вспоминает: «На парадном крыльце собралась огромная толпа. Каждый хотел проникнуть внутрь здания, идя на уловки, а то и пробиваясь к входу нахрапом. «Я же здесь работал, штукатурил!» — умолял кто-то, а так мог сказать практически каждый житель города, чтобы попасть на торжественное собрание и концерт в день открытия нового здания ДК (Дома культуры. — Прим. автора) 7 ноября 1971 г. Пробиться в зрительный зал было делом престижа, чести и гордости. Почему? Потому, что стройка была народной. Объект-то внеплановый, возводился хозяйственным способом, за счет инициативы тарчан, поэтому и строительство затянулось почти на 10 лет. Курировал стройку секретарь райкома партии, первый заместитель председателя райисполкома Пор-фирий Ефимович Бабаков. Благодаря его организаторским способностям, принципиальности, дело спорилось, и все работы отличались высоким качеством. Ведь впервые в городе возводилось такое современное здание, меняя облик Тары, ее центральной площади, где до этого располагались мелкие базарные магазинчики и лавчонки. С миру по нитке собиралось и сценическое оборудование. Например, ткань для занавеса и одежды сцены по спецзаказу нам поставила Красноярская ткацкая фабрика. Омский ТЮЗ помог оснастить зал креслами для зрителей, наш завод им. Чкалова — мебелью для репетиционных комнат» [5, с. 2].
Таким образом, представленные воспоминания позволяют восстановить конкретные факты формирования культурного пространства малого города, отдельные моменты, из которых складывается история общества. Они, в отличие от традиционных письменных источников, имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и позволяют больше проиллюстрировать, чем выявить те или иные тенденции в развитии территории.
Одно из ключевых мест в источниковедческой базе изучения процесса формирования культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья в советский период занимают фотодокументы (визуальные тексты). В настоящее время исследователи проявляют к ним повышенный интерес [6, с. 220 — 224]. По нашему мнению, следует согласиться с Т. Ди-мони, что «... в начале XXI в. перед исследователями, развивающими гуманитарное знание, появляются задачи, требующие расширения привычного источни-кового круга, более того, выявление и анализ «нетрадиционных» источников понимания отечественной истории, в том числе художественной литературы, визуальных источников — становится долговременной задачей исторической науки» [7, с. 251].
Но в то же время проблемы использования фотодокументов, как источников по новейшей истории, сегодня наименее разработаны. Вместе с тем они являются одним из важнейших свидетельств эпохи, что во многом связано со спецификой фотодокумента как исторического источника. Возможность фиксировать какое-либо определенное событие или явле-
Рис. 1. Тара. Дом культуры
Рис. 2. Исилькуль. Дом культуры
Рис. 3. Тюкалинск. Дом культуры
Рис. 4. Называевск. Дом культуры
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
39
Рис. 5. Тара. Кинотеатр «Родина
Рис. 6. Исилькуль. Кинотеатр «Победа»
Рис. 7. Тюкалинск. Кинотеатр «Сибирь»
Рис. 8. Называевск. Кинотеатр «Мир»
40
ние, доступность при изготовлении и использовании, эмоциональная нагрузка делают фотографии распространенным явлением. Особенно четко это выразилось в послевоенный период жизни советского общества, когда фотографии широко использовались в агитационной и просветительской работе.
По мнению В. М. Магидова, одной из важнейших специфических черт фотодокумента является возможность интегрированного представления о действительности в результате разнообразия информации, заключенной в фотодокументе. Кроме того, данный процесс осуществляется в наиболее активной для восприятий форме [8, с. 222]. Это делает фотографии распространенным явлением.
Фотоснимки позволяют нам восстанавливать вид городов конкретного периода, наглядно увидеть изменения, происходившие в процессе формирования культурного пространства городов. Фотографии отражают не только внешние черты культурных символов эпохи, но и передают духовную атмосферу конкретного периода. Мы согласны с мнением Е. В. Зайцевой, которая отмечает, что «...использование фотографий, как исторического источника, позволяет расширить историографическую операцию историка, методические возможности исследователя. ... Фотография — бесценный исторический источник истории повседневности, сохраняющий информацию о человеке, его окружении, вкусе, одежде, прическе, помогающий реконструировать историю во всех ее проявлениях» [9, с. 83].
Сегодня накоплен богатый фотоматериал, отражающий символическую составляющую культурного пространства городов, который хранится как в архивных фондах, так и в музейных и частных коллекциях. Он наглядно отображает город обозначенного периода и позволяет не только охарактеризовать культурное пространство, но и проследить отношение населения к процессу его формирования; визуальные тексты помогают выделить общие и специфические черты культурного пространства города, проиллюстрировать особенности его оформления на различных этапах, увидеть его структурные компоненты.
Фотографии, опубликованные в краеведческой литературе, являются прямыми свидетельствами эпохи, позволяют увидеть реальную картину советского города. Еще более важными свидетельствами этого являются фотографии, извлеченные из личных архивов горожан, главной задачей которых было запечатлеть для потомков малую родину.
Фотографии, опубликованные в трудах градостроителей, позволяют нам увидеть город с позиций специалиста. Например, фотографии, представленные в работе И.С. Голубецкого, дают исследователю возможность сравнить планируемые центры городов с реальностью [10].
«Визуальные тексты», опубликованные в периодической печати, являются реакцией на вызов времени. Они иллюстрируют текущие события и представляют собой богатый материал для исследователя.
Набор открыток с видами г. Тары в XIX —XX вв., выпущенный к 400-летнему юбилею города [11], — это источник, который зафиксировал сохранившуюся историческую среду старинного города Среднего Прииртышья и, вследствие этого, имеет для исследователя немаловажное значение.
Рассмотрим потенциал «визуальных текстов» на конкретном примере. Анализ имеющихся фотоматериалов (рис. 1 —8), отражающих процесс формирования культурного пространства малых городов
Среднего Прииртышья во второй половине XX века, позволяет сделать следующие выводы. Кинотеатры и Дома культуры являлись частью городского центра. Но они не выполняли при этом ансамблеобразующей функции, кроме кинотеатра «Родина» в Таре, который размещался на развилке улиц Ленина и Советской и образовывал мини-площадь, завершающую центральную магистраль города — ул. Ленина. Все представленные здания отличаются массивностью и четкостью форм, что позволяет им выделяться на фоне других зданий. Следует отметить отсутствие колонн и лепнины, что придает кинотеатрам определенную строгость. Специфической чертой является фасад, выложенный продольными полосами: узкими, как в Тюкалинске и Исилькуле, или широкими, как в Называевске. Анализ фотоматериалов также позволяет выявить некоторое сходство в архитектурном облике тюкалинского кинотеатра, тарского и исилькульского Домов культуры, а именно: наличие больших стеклянных витрин, отражающих панораму вокруг. Это, возможно, объясняется временем строительства зданий: Дома культуры в Исилькуле и Таре были открыты в начале 1970-х годов, кинотеатр в Тюкалинске — в 1968 г.
Рассматривая роль кинотеатров в культурном пространстве города, важно обратить внимание на их названия: кинотеатр «Родина» в Таре, «Сибирь» — в Тюкалинске, «Мир» — в Называевске, «Победа» — в Исилькуле. Это свидетельствует об идеологической функции данного учреждения культуры. Эта тенденция характерна не только для малых городов Среднего Прииртышья, но и всей страны в целом в военный и послевоенный период. Но нужно сказать, что названия кинотеатров не повторяются, что указывает на их специфику.
Новые здания кинотеатров представляют собой типичный образец общественного здания послевоенного периода, в то время как прежние деревянные здания в Таре (кинотеатр «Октябрь») и Исилькуле (кинотеатр «Победа») более тяготели к жилой застройке, хотя и были специально построенными.
Особо следует выделить картографические материалы (проекты генеральных планов городов и проекты детальной планировки центральной части городов [12 — 14]. Этот тип источников наглядно показывает взаиморасположение структурных элементов городского пространства, институтов социальной и культурной инфраструктуры, очерчивает границы городского центра и иллюстрирует зонирование территории. Сравнение проектов застройки различных городов позволяет выявить общие тенденции в градостроительном процессе, увидеть, насколько учитываются природные особенности территории при планировке и застройке.
Таким образом, «визуальные тексты» и картографические материалы позволяют увидеть отдельные элементы культурного пространства города в конкретный период, динамику его символической составляющей.
Подводя итог, следует сказать, что комплексное применение письменных и нетрадиционных источников даёт возможность всесторонне изучить процесс формирования культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья в советскую эпоху, выявить основные тенденции этого процесса и его особенности. Результаты проведённого анализа могут быть полезны для подготовки учебной литературы в рамках изучения дисциплин, связанных с историей региона в образовательных организациях всех типов, что позволит реализовывать государственные прог-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014
раммы гражданского и патриотического воспитания. Кроме того, анализ источников по конкретной проблематике частично позволит удовлетворить запросы горожан, интерес которых к истории малой родины возрос в последние десятилетия.
Библиографический список
1. Соколова, Е. В. Формирование культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья в 1920
— 1980-е гг. : дис. ... канд. истор. наук / Е. В. Соколова. — Омск, 2008. — 274 с.
2. Щеглова, Т. К. Устная история как источник и метод исследований сибирской деревни XX столетия / Т. К. Щеглова// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития : сб. науч. тр. — Омск, 2004. — Ч. 1.
- С. 23-29.
3. Бутько, В .Н. Устная история: преимущества и недостатки/ В. Н. Бутько // Наука и современность. — 2010. — № 1. — С. 118—123.
4. Петерсон, А. Наш пароход подошел к Таре в середине ноября 42-го. / А. Петерсон // Тарское Прииртышье. —
2002. — 22 февраля.
5. Дом, открытый для всех. Валентина Александровна рассказывает. // Тарское Прииртышье. — 1996. — 27 ноября.
6. Виноградова, Н. А. Востребованность фотоколлекций высока / Н. А. Виноградова, Н. В. Муравицкая // Архивный вестник. — 2000. — № 8. — С. 220 — 224.
7. Димони, Т. Жизнь советской провинции 1930—1950-х годов в официальной фотографии / Т. Димони // Горизонты локальной истории Восточной Европы в Х1Х — ХХ вв.: сб. ст./ под ред. И. В. Нарского. — Челябинск : Каменный пояс,
2003. — С. 251 — 263.
8. Магидов, В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания / В. М. Магидов. — М. : Российский гос. гуманитарный ун-т, 2005. — 394 с.
9. Зайцева, Е. В. Фотографии как исторический источник по истории повседневности города Ставрополя середины ХГХ — начала XX в. / Е. В. Зайцева // Новая локальная история. Вып. 3 : сб. науч. ст. — Ставрополь, 2006. — С. 80 — 83.
10. Голубецкий, И. С. Села, рабочие поселки и города Омской области / И. С. Голубецкий. — Омск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1970. — 132 с.
11. Тара: Набор из 25 фотографий / ред. В. Селюк. — Омск : Омская картографическая фабрика, 1994.
12. Пояснительная записка к проекту детальной планировки центральной части г. Тары. — Омск, 1981 // Текущий архив отдела архитектуры Администрации г. Тары.
13. Пояснительная записка к проекту генерального плана г. Тюкалинска. — Омск, 1980 // Текущий архив отдела архитектуры Администрации г. Тюкалинска.
14. Пояснительная записка к плану детальной планировки г. Исилькуля. — Омск, 1964 // Текущий архив отдела архитектуры Администрации г. Исилькуля.
СОКОЛОВА Евгения Валерьевна, кандидат исторических наук (Россия), заведующая кафедрой гуманитарных, социально-экономических и фундаментальных дисциплин.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.02.2014 г.
© Е. В. Соколова
УДК 940.3 о. В. ЧУДАКОВ
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ВОПРОС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИБИРИ В МЕЖРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1917 г.)
Рассматривается деятельность органов городского самоуправления в Сибири в деле решения продовольственного вопроса в межреволюционный период (октябрь 1917-первая половина 1918 гг.).
Ключевые слова: органы городского самоуправления, Первая мировая война, Советы рабочих депутатов, Сибирь, продовольственный кризис, 1917-1918 гг.
Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания вузам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014—2016 гг., проект № 2619.
В ходе Февральской революции 1917 г. в России Опасаясь нарастания революции, Временное
была установлена власть Временного правительства. правительство было вынуждено принять 25 марта В своей деятельности оно на первое место поставило 1917 г. закон о хлебной монополии и повышении решение продовольственной проблемы, попытав- твердых цен на хлеб. Согласно закону весь хлеб под-шись опереться на структуры, созданные еще царс- лежал учету через государственные продовольствен-ким правительством и имевшие отработанную систе- ные органы, а все излишки хлеба подлежали обя-му, о чем уведомил 3 марта 1917 г. министр земле- зательной сдаче в установленные сроки и по твердой делия Шингарев местные органы власти [1, л. 30]. цене [2, с. 83].