Научная статья на тему 'Нетрадиционные формы организации учебного процесса как средство повышения качества педагогического образования'

Нетрадиционные формы организации учебного процесса как средство повышения качества педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4310
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NON-TRADITIONAL CLASSES / ORGANISIATIONAL FORMS / FUTURE TEACHERS / PEDAGOGICAL DISCIPLINES / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеботарева Ирина Владимировна

Характеризуются основные особенности нетрадиционных форм организации учебного процесса в высшей школе при профессиональной подготовке педагогических кадров. Акцентируется внимание на потенциале педагогических дисциплин в профессионально-личностном становлении будущих педагогов. Представлены результаты внедрения в образовательный процесс нетрадиционного занятия «Разговор с классиками педагогики сквозь время» в рамках дисциплины «История педагогики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеботарева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-traditional organisation of training in improving the quality of pedagogical education

This article describes the main characteristic features of novel approaches to the organization of professional training of university students majoring in pedagogy. Special attention is paid to the contribution of pedagogical disciplines to the professional development of future teachers. The author describes a new module, ‘A dialogue through time with prominent educationalists’, which is part of the ‘History of Pedagogy’ course.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные формы организации учебного процесса как средство повышения качества педагогического образования»

УДК 378.147.091.31-028.76

И. В. Чеботарева

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Характеризуются основные особенности нетрадиционных форм организации учебного процесса в высшей школе при профессиональной подготовке педагогических кадров. Акцентируется внимание на потенциале педагогических дисциплин в профессионально-личностном становлении будущих педагогов. Представлены результаты внедрения в образовательный процесс нетрадиционного занятия «Разговор с классиками педагогики сквозь время» в рамках дисциплины «История педагогики».

This article describes the main characteristic features of novel approaches to the organization of professional training of university students majoring in pedagogy. Special attention is paid to the contribution of pedagogical disciplines to the professional development of future teachers. The author describes a new module, 'A dialogue through time with prominent educationalists', which is part of the 'History of Pedagogy' course.

Ключевые слова: нетрадиционные занятия, форма организации, будущий педагог, педагогические дисциплины, педагогическое образование.

Keywords: non-traditional classes, organisiational forms, future teachers, pedagogical disciplines, pedagogical education.

Эффективность подготовки педагогических кадров во многом зависит от умения преподавателя высшей школы применять на определенных этапах обучения разнообразные формы организации образовательного процесса. Наряду с традиционными формами организации учебного процесса в высшей школе (лекции, практические занятия, семинары, лабораторные занятия, консультации, спецкурсы, спецсеминары, педагогическая практика, коллоквиумы и др.) существуют и нетрадиционные формы работы со студенческой молодежью. Нетрадиционные формы — это занятия, которые включают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на основе совместной деятельности преподавателя и студентов, коллективном поиске, эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Признаками нетрадиционного занятия являются:

• наличие элементов нового, изменение внешних рамок;

• кроме программного материала использование и внепрограммного материала;

• коллективная деятельность студентов в сочетании с индивидуальной;

• проведение как в учебном кабинете, оформленном в соответствии с занятием, так и в нетрадиционном месте;

97

© Чеботарева И. В., 2018 Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2018. № 2. С. 97—103.

98

• использование музыки, видео, информационных компьютерных технологий, мультимедийного оборудования;

• возможность студентам раскрыться по-новому;

• необходимость серьезной предварительной подготовки [6].

Нетрадиционные формы организации образовательного процесса

являются новым типом занятий, имеющих гибкую структуру. В процессе их реализации комплексно решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Данные занятия характеризуются особой, доверительной атмосферой между участниками образовательного процесса, сотворчеством, соучастием педагога и обучающихся в планировании, проведении и анализе занятия, на котором создаются максимально благоприятные условия для превращения учащихся в активных субъектов учебного процесса [1].

Нетрадиционность занятия проявляется и в его необщепринятой продолжительности. Если традиционное занятие в высшей школе длится 1 час 20 минут, то нетрадиционное выходит далеко за эти временные рамки, поскольку весь тот период, что преподаватель тратит на разработку нетрадиционной формы организации образовательного процесса, общение со студентами по отработке элементов занятия, является важнейшей частью самого занятия. Демонстрация же учебных достижений, то есть само занятие — это его заключительный аккорд, можно сказать, подведение итогов продолжительной работы преподавателя и будущих педагогов по созданию совместного проекта.

Если в процессе проведения традиционных форм работы со студентами основная роль отводится педагогу высшей школы, например в процессе лекционного занятия, то на нетрадиционных занятиях большая нагрузка ложится на самих студентов.

Позитивными моментами являются высокий уровень активизации познавательной деятельности будущих педагогов, проявление инициативы, творческого подхода в решении поставленных задач, формирование продуктивного мышления, самостоятельности и других важнейших профессиональных характеристик.

Выявлены и существенные недостатки нетрадиционных форм организации обучения в высшей школе: более низкий уровень управляемости образовательным процессом по сравнению с традиционными формами; снижение внимания студентов к подготовке к занятиям по другим дисциплинам, поскольку на организацию нетрадиционного занятия уходит достаточно много времени. В связи с этим рекомендуется проводить нетрадиционные занятия нечасто, например как вводное занятие, способствующее введению в новую дисциплину, пробуждению интереса к определенной науке и т. д., как итоговое занятие, позволяющее обобщить полученные знания, представить в целостности то или иное изученное явление, систему, парадигму и т. д.

Приоритетное значение в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов имеют педагогические дисциплины, являющиеся базовыми при подготовке педагогических кадров. В большей степени за счет усвоения педагогических дисциплин становится возможным повышение уровня воспитывающего обучения. Как утверждает Е. В. Добры-

нина, в условиях «сужения» культурной вузовской среды воспитания, абсолютизации специального знания, дефицита духовно-нравственных начал профессиональной подготовки, использования преподавателями преимущественно традиционных форм и методов передачи знаний значительную роль играет педагогика, способствующая нахождению путей обновления образования, придания ему инновационности в усовершенствовании деятельности педагога и студентов, а также способов их взаимодействия [2].

С нашей точки зрения, усвоение педагогических дисциплин ведет к заложению фундамента, на котором формируется мировоззрение, профессионально-личностные характеристики, актуализируются и развиваются способности будущего педагога. Каждая из дисциплин: «Педагогика», «История педагогики», «Педагогическое мастерство», «Педагогическая этика» и др. вносит свой определенный вклад в дело формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя и становления его как духовно-созидающей личности. Благодаря педагогическим дисциплинам происходит «огранка» студенческой молодежи под одну из самых гуманных профессий в мире, придание личности педагога культурного, образованного и духовного образа.

В процессе организации нетрадиционных форм занятий осуществляется удовлетворение потребности студентов в самопознании, самовыражении, самореализации, самоутверждении, самоуправлении. Деятельность студентов по подготовке к занятиям способствует расширению жизненного пространства будущих педагогов, дает возможность осуществить более полное погружение в профессию, оказаться в роли не учащегося, а специалиста, проанализировать собственную степень подготовленности к педагогической деятельности: уровень знаний, наличие способов решения профессиональных задач, профессионально-личностных качеств и т. д.

Повышение эффективности образовательного процесса за счет проведения нетрадиционных занятий объясняется использованием на них интерактивной модели обучения (от англ. interact (inter 'взаимный', act 'действовать'). Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения [4].

Акцентируем внимание на такой нетрадиционной форме организации образовательного процесса, как пресс-конференция, которую, с нашей точки зрения, целесообразно периодически использовать в процессе освоения педагогических дисциплин.

Преподавателю рекомендуется заранее разделить студентов на группы и выстроить стратегию подготовки к пресс-конференции. Как правило, студенты делятся на две подгруппы. Одна из них играет роль представителей прессы, другая — специалистов из разных отраслей знаний,

99

готовых отвечать на вопросы прессы, освещать открытия в той или иной области знаний, позиции ученых и т. д. Проблемы, обсуждаемые на конференции, могут быть вопросами итогового занятия по педагогической дисциплине. Например, на итоговом занятии по разделу педагогики «Теория и методика воспитания» студентам предлагается обсудить вопросы, связанные с сущностью феномена «воспитание», технологизацией воспитания, особенностями воспитания детей в современных условиях, подходами в воспитании и т. д. На конференции могут присутствовать следующие специалисты: психологи, педагоги, социологи, философы, медики и др. Предварительно студенты-специалисты готовятся по ряду вопросов, которые могут задать журналисты. Чтобы пресс-конференция состоялась и была продуктивной, сами журналисты должны ориентироваться в тех проблемах, которые будут подняты на конференции.

Важно на таких пресс-конференциях акцентировать внимание будущих педагогов на особенностях человеческой природы; морали, усвоение которой превращает человеческое существо в личность; нравственных категориях (любовь, совесть, честь, справедливость), характеризующих моральное поведение человека. Следует, безусловно, затронуть вопросы духовного кризиса общества, поскольку приоритетной задачей педагога является воспитание человека, способного к созидательной деятельности и изменению мира к лучшему.

Эффективной нетрадиционной формой организации образовательного процесса является театрально-игровая деятельность. Привлечение будущих педагогов к игровой деятельности способствует формированию профессионально важного качества — педагогического артистизма. Деятельность педагога и актера во многом схожа, однако часто педагог оказывается в более сложных профессиональных условиях, поскольку исполняет роль автора сценария образовательного процесса, режиссера и исполнителя главной роли. Педагог, подобно актеру, должен удерживать внимание зрителей (учеников) и не только удерживать, но и включать их в спектакль, отводя им там определенные роли.

Подготовка к педагогической деятельности связана с развитием эмоциональности, интуиции, эмпатии, наблюдательности, способности импровизировать и других качеств, лежащих в основе артистизма. Это сложное интегрированное образование формируется в процессе духовно-практического освоения будущим педагогом определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребности в самосовершенствовании и самообразовании. Использование элементов театральной педагогики является эффективным средством развития духовности будущих педагогов и вдохновляет студентов на усердную работу по самосозиданию как творческой личности. Положительные результаты в процессе театрально-игровой деятельности порождает позитивные эмоции, стимулирующие дальнейшее развитие личности [3].

Основываясь на особенностях организации нетрадиционного занятия «пресс-конференция», а также занятия с элементами театрально-игровой деятельности студентов, мы разработали и осуществили проект «Разговор с классиками педагогики сквозь время» по дисциплине «История педагогики», который был апробирован в Институте педагогики и психологии Луганского национального университета имени Тараса Шевченко.

Предлагаемое нетрадиционное занятие является итоговым по дисциплине «История педагогики», на котором в процессе пресс-конференции журналистами были заданы вопросы «классикам педагогики»,

роль которых сыграли студенты — будущие педагоги [5]. Основная -

цель этого занятия — закрепление и систематизация полученных в те- 101 чение всего курса знаний, обсуждение наиболее существенных для современной педагогики взглядов великих ученых прошлого.

Проведенное занятие — это своеобразный мостик, соединяющий дисциплины «Педагогика» и «История педагогики». Знания современной педагогики как науки соединились со знаниями классической педагогики, ставшими основой разработки современных педагогических подходов, принципов, закономерностей, систем, методик, технологий и т.д. Такое «общение» студентов с классиками педагогики сквозь время способствует не только соединению в единую систему полученных на педагогических дисциплинах знаний, но и содействует формированию педагогических ценностей, педагогического мировоззрения, становлению профессиональной идентичности, пониманию того, что выбрана одна из сложных, но очень интересных профессий в мире.

Как уже было отмечено, сам процесс подготовки к проведению нетрадиционного занятия является важнейшей частью самого занятия, а его проведение — заключительным аккордом, если говорить языком театральной педагогики — представлением.

Подготовка к проведению занятия состояла из нескольких этапов.

Этап 1. Работа над сценарием. Для этого были выделены наиболее существенные вопросы, которые необходимо было обсудить на пресс-конференции с классиками педагогики. В сценарий включены воззрения представителей зарубежной (Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Пес-талоцци, Я. Корчака) и отечественной педагогики (К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского).

Этап 2. Изучение сценария как будущими исполнителями ролей классиков, так и журналистами, поскольку для эффективной организации занятия необходимо, чтобы все участники хорошо ориентировались в тексте.

Этап 3. Более глубокое погружение студентов в педагогическую мудрость классика, роль которого предстояло исполнить. Для этого студенты читали работы педагогов в оригинале, размышляли, смотрели документальные и художественные фильмы: «Антон Макаренко», «Я. Корчак. Долгий путь к себе» (из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи»), «Солнце В. А. Сухомлинского», «Педагогическая поэма» (реж. А. Маслюков и М. Маевская), «Корчак» (реж. А. Вайда).

Этап 4. После самостоятельной более глубокой проработки воззрений педагогов-классиков были организованы репетиции, на которых отрабатывались артистические умения и навыки студентов. Перед будущими педагогами стояла сложная задача, поскольку необходимо было в игре показать характер эпохи, в которой жил и работал ученый, особенности великого педагога. Репетиции сопровождались обсуждением различных нюансов в проведении пресс-конференции. Сами студенты активно участвовали в подготовке проекта, вносили предложения по организации, техническому оформлению и т. д. Обговаривались костюмы героев, компьютерные презентации, музыка. Отрабатывалась мимика, жесты, интонация, возможность импровизации и т. д.

Этап 5. Проведение пресс-конференции. Для создания образов педагогов-классиков мы обратились к профессиональному гримеру, поскольку внешний виц актеров также работает на повышение эффективности нетрадиционного занятия. Следует отметить, что классики педагогики «прибыли» на пресс-конференцию в высшее учебное заведение сегодняшнего дня с помощью «машины времени». Для создания соответствующего спецэффекта группа студентов (инженерно-компьютерная поддержка) оформила надлежащим образом аудиторию (музыка, видео, презентация).

Рис. Проект «Разговор с классиками педагогики сквозь время»

Этап 6. Рефлексия.

Итак, данный вид нетрадиционного занятия по дисциплине «История педагогики» не оставил равнодушными как самих участников, так и гостей пресс-конференции. Многие студенты проявили заинтересованность в участии в подобных проектах, подчеркнули, что такая фор-

ма работы значительно попытает эффективность профессионально-педагогической подготовки, высвечивает разные стороны педагогической профессии. Знания, полученные в таком эмоциональном, историческом, эстетическом педагогическом образовательном пространстве, глубоко проникают в сознание, сердца будущих педагогов и становятся ядром их духовно-нравственной профессиональной модели поведения.

Список литературы

1. Абасов З. А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 118 — 130.

2. Добрынина Е. В. Формирование готовности студента — будущего преподавателя вуза к реализации воспитывающего обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2006.

3. Сергеева 1.1. Артистизм як елемент педагопчно!' майстерноста // Пробле-ми та перспективи формування нащонально!' гуматтарно-техтчно'1 елии : зб. наук. пр. / ред. Л. Л. Товажнянський. Харюв, 2011. Вип. 28 (32). С. 124 — 133.

4. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : учеб.-метод. пособие. Саратов, 2009.

5. Чеботарева И. В. Разговор с классиками педагогики сквозь время : метод. пособие. Луганск, 2017.

6. Широбокова Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании. 2012. № 12. С. 46—58.

Об авторе

Ирина Владимировна Чеботарева — канд. пед. наук, доц., Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина.

E-mail: irina_pedagogika@mail. ru

The author

Dr. Irina Chebotariova, Associate Professor, Taras Shevchenko Lugansk National University, Ukraine.

E-mail: irina_pedagogika@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.