народного образования и культуры мордовского народа. Он возглавлял Мордовский подотдеЛ Н ар ком проса, Мордовское бюро Совета национальных меньшинств, был «ответственным секретарем еженедельника «Народное просвещение». В последующие го-
ды он активно продолжал научную,' публицистическую деятельность. Умер Г. К. Ульянов в 1943 году в г. Кли-мовске. Таковы- вехи биографии Г К. Ульянова/— одного из р^анее неизвестных участников Кинтальской конференции, представлявших Россию.
♦ к
_ . ____Ж 4 f
М. Т. БИБИН, кандидат филологических наук, Е. Г.- ОСОВСКИЙ, доктор педагогических наук:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЙ ЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ / РЕДКОЛ ; В А. БАЛАШОВ (ОТВ. РЕД.) И ДР. — САРАНСК; ИЗД-ВО МОРДОВ. УН-ТА, 1994 — 220 С.
Авторский коллектив впервые в
отечественной высшей школе взялся за весьма, ответственную и 'необычную задачу -— обобщение и анализ материалов, посвященных .нетрадиционным методам обучения и контроля качества знаний при подготовке -современного специалиста высшей квалифика-. ции.
В сборнике приведены результаты* исследований, проводимых в -Мордовском, Саратовском, Казанском,. Ярославском," Калининградском университетах .и других »вузах России, посвященных разработке 'и анализу новых - методических и организационных форм и приемов, соответствующих глубокой реформа высшего образования- в стране.
Существенно важным является то, -что в решение проблемы рационал-из-а-ции обучения наряду с психологами и педагогами активно включились ма-тем а тик и, и н жёнер ы, х«и м и ки, б и о ло -ги и другие специалисты. Их участие не только увеличило число исследова-•ний и обеспечило массовость проводимых экспериментов, но и позволило, взглянуть -на эту проблему с разных научных направлений, что придает решаемой задаче 'статус объективности с точки зрения как ее постановки, так и • предполагаемых путей решения. Психолог оптимизирует задачу ло минимуму запоминаемой .информации, математик — по ее рациюналь-
ности, инженер — по структуре подачи с точки зрения автоматизации учебного процесса <и внедрения современных технологических -средств - построения различных моделей процес- . са обучения.
Сегодня в условиях демократизации общества, а следовательно, и: учебного процесса перед вузами * стоит задача выработки .новых подходов? к повышению эффективности обучения на базе создания-и внедрения но-' вых индивидуальных технологий -на каждом 'направлении, на каждой специальности. Многие концептуальные, составляющие различны в подготовке, не только врачей и 'обществоведов, но даже инженеров одной специальности на разных специализациях, что должно обязательно учитываться при формировании, системы* знаний 'современных специалистов.
Такого рода педагогические проблемы рассматриваются -в каждой работе сборника, начиная с постановочной 'статьи первого проректора Мор-дрвекого университета профессора В. А. Балашова «Новэдии не ради, новаций» и заканчивая результирующей статьей ученых Пермского университета «Расчет рейтинга преподавателя на основе рейтинга обучаемых» (А. А. Калмыков-, П. Н. Сапожников, С. В. 'Пьянков).
Необходимо откатить, -что м'ногие статьи сборника непосредственно или
косвенно посвящены анализу состояния- компьютеризации учебного процесса. В статье ¡инспектора учебного отдела 3. Я. Якуп&ва и заведующего кафедрой информатики и вычислительной техники Мор до в!с ко го университета В, Д. Ширяева вскрываются причины невосприятия многими преподавателями компьютерных технологий в учебном процессе, такие, как, пассивность части4 педагогов в ос-
А
воении компьютерных технологий из-за их «слабой подготовки; нередко более высокая подготовка студента к работе с компьютерами, полученная им в школе, что воспринимается как некий вызов авторитету педагога; слабая оснащенность программными средствами,; нехватка компьютеров и их •недостаточная надежность. ,
В работе Р А. Блохиной 'рассматриваются основные »аспекты создания
и развития компьютерных предметных -сред и -эффективности их применения в -учебном процессе; приводятся требования к их функционированию, основное из которых- — высокая компьютерная культура педагога.
В статье С. А. Панфилова и Н. Р. Некрасовой описано >^х собственная разработка >— обучающе-конт-ролирующая система для инженерных и гуманитарных дисциплин.
В. заключение можно отметить, что рассмотренные в 'сборнике нетрадиционные формы и методы обучения и »контроля качества знаний студентов помогут выработке нового концептуального подхода к повышению эффективности- обучения <на базе создания и внедрения новых" те(хнологии* на-каждом на правлении и по каждой специальности высшей школы.
Ю. А. ВАНТЮСОВ, доктор технических наук
АРСЕНТЬЕВ Н. М. ЗАВОДОВЛАДЕЛЬЦЫ
МОРДОВ; УН-ТА, 1994.
В условиях глубоких перемен, происходящих в нашей стране, с особой
ЗАМОСКОВНЫЙ ГОРНЫЙ И РАБОЧИЕ. — САРАНСКг
- 236 с.
ОКРУГ: ИЗД ВО
•остротой встает вопрос о содержании и- направленности исторических иссле-дов аний. Фор миров а н и е истор и ческо -го 'сознания, воспитание уважительного отношения к опыту предшествующих поколений, развитие интереса к изучению прошлого — задачи, которые стремятся разрешить сегодня ученые. Выход в свет монографии Н. М. Арсентьева «Замосковный горный округ: заводовладельцы и рабочие» был воспринят общественностью с удовлетворением. Республика получила книгу, содержащую ем.кое изложение событий рубежа XVIII — XIX столетий с позиций, основанных на принципах историзм<а и научной объективности. Проделав большую и трудоемкую работу, автор стремился учесть последние достижения исторической науки, уйти от идеологизиро-
ванных подходов при анализе фактов.
Введение работы привлекает внимание к такой кардинальной проблеме теории и методологии истории, как понимание и объяснение в контексте
I*
рассмотрения историческои науки комплексного знания с точки зрения и предмета истории, и метода исторического познания. Речь идет о гносеологической и е ино сти .к в«а вти ф й к а ци-онного подхода в -выявлении общих тенденций и закономерностей * истории, его высокой конкурентоспособнее™ по сравнению с интуитивно-интерпретационными методами.
Издание включает три раздела: «Лр е дп р ин и м а тел« и пр е дп рин и м а -тельство», «Горнозаводское население», «Классовое согласие1, или социальный конфликт». В работе предпринята попытка по-новому взглянуть на конкретные проблемы истории России конца XVIII — XIX века с помощью