Научная статья на тему 'Нетарифное регулирование цифровой торговли в странах МЕРКОСУР'

Нетарифное регулирование цифровой торговли в странах МЕРКОСУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровая экономика / международная цифровая торговля / торговая политика / нетарифные барьеры в цифровой торговле / цифровая интеграция / МЕРКОСУР / digital economy / international digital trade / trade policy / non-tariff barriers to digital trade / digital integration / MERCOSUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрианова Екатерина Константиновна

Опыт стран МЕРКОСУР в области формирования повестки развития цифровой экономики и торговли представляет особый интерес для исследования: с одной стороны, в виду исторически высокого уровня нетарифной защиты внутренних рынков, с другой – в виду потенциала цифровой интеграции таможенного союза. Целью настоящей статьи является обобщение интеграционного опыта МЕРКОСУР в области регулирования международной торговли в условиях цифровизации. Автором рассмотрены особенности формирования цифровой повестки таможенного союза и приводится характеристика регуляторной среды в сфере цифровой торговли его стран-участниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-tariff Regulation of MERCOSUR Digital Trade

The experience of the MERCOSUR countries in shaping the agenda of the digital economy and trade is of particular interest for research: on the one hand, in view of the historically high level of non–tariff protection of domestic markets, on the other hand, due to the potential of digital integration within the customs union. The paper aims to summarize the integration experience of MERCOSUR in regulation of international trade under digitalization. The author examines the features of the customs union’s digital agenda and outlines the regulatory framework for digital trade of its member-countries.

Текст научной работы на тему «Нетарифное регулирование цифровой торговли в странах МЕРКОСУР»

Нетарифное регулирование цифровой торговли в странах МЕРКОСУР

Екатерина Константиновна АНДРИАНОВА, УДК:338:004; ББК:65.9; Jel: F5; L63

Санкт-Петербургский государственный DOI: 10.24412/2072-8042-2024-9-42-59

университет (199034, Санкт-Петербург,

Университетская наб., д. 7-9), доцент,

Экономический факультет,

E-mail: e.k.andrianova@spbu.ru

Аннотация

Опыт стран МЕРКОСУР в области формирования повестки развития цифровой экономики и торговли представляет особый интерес для исследования: с одной стороны, в виду исторически высокого уровня нетарифной защиты внутренних рынков, с другой - в виду потенциала цифровой интеграции таможенного союза. Целью настоящей статьи является обобщение интеграционного опыта МЕРКОСУР в области регулирования международной торговли в условиях цифровизации. Автором рассмотрены особенности формирования цифровой повестки таможенного союза и приводится характеристика регуляторной среды в сфере цифровой торговли его стран-участниц.

Ключевые слова: Цифровая экономика, международная цифровая торговля, торговая политика, нетарифные барьеры в цифровой торговле, цифровая интеграция, МЕРКОСУР

Non-tariff Regulation of MERCOSUR Digital Trade

Ekaterina Konstantinovna ANDRIANOVA,

Saint Petersburg State University (7-9, Universitetskaya embankment, Saint Petersburg, 199032), Assistant Professor, Faculty of Economics, E-mail: e.k.andrianova@spbu.ru

Abstract

The experience of the MERCOSUR countries in shaping the agenda of the digital economy and trade is of particular interest for research: on the one hand, in view of the historically high level of non-tariff protection of domestic markets, on the other hand, due to the potential of digital integration within the customs union. The paper aims to summarize the integration experience of MERCOSUR in regulation of international trade under digitalization. The author examines the features of the customs union's digital agenda and outlines the regulatory framework for digital trade of its member-countries.

Keywords: digital economy, international digital trade, trade policy, non-tariff barriers to digital trade, digital integration, MERCOSUR.

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

Цифровая торговля становится решающим фактором мирового экономического развития, создает новые стимулы для экономического роста и интеграции, но в то же время порождает необходимость адаптации регулирования международной торговли к новой реальности и определяет появление новых нетарифных барьеров. Однако, такая адаптация даже на уровне национальных экономик далеко не всегда соответствует скорости происходящих в связи с цифровизацией изменений в структуре и географии международной торговли. При отсутствии единого подхода к данной проблеме в рамках международной торговой системы, вопросы изучения влияния существующих нетарифных ограничений на цифровые торговые потоки сохраняют свою актуальность и приобретают особое значение для развивающихся экономик. Для данной группы стран формирование соответствующего современным реалиям развития мировой экономики политического курса и создание правовой среды, способствующей укреплению потенциала в области извлечения выгод из цифровой торговли, становятся одной из первостепенных задач и краеугольным камнем торговой политики.

Целью данной статьи является обобщение интеграционного опыта стран МЕР-КОСУР в области нетарифного регулирования цифровой торговли с учетом особенностей развития регуляторной среды в странах-членах и формирования совместной цифровой повестки Общего рынка стран Южной Америки.

На международном уровне вопросы регулирования торговых отношений между странами в условиях цифровизации относятся к компетенции Всемирной торговой организации (ВТО), где на данный момент подходит к завершению переговорный процесс в рамках Совместной инициативы по электронной торговле. Однако текст последней доступной версии будущего соглашения не включает определение термина «цифровая торговля», а только ссылается на формулировку понятия «электронная торговля (электронная коммерция, e-commerce)», установленную Рабочей программой ВТО по электронной торговле 1998 года. Согласно данному документу, под электронной коммерцией подразумевается производство, распределение, маркетинг, сбыт или доставка товаров и услуги с помощью электронных средств.1 На официальном сайте ВТО можно найти информацию о том, что термин «цифровая торговля» по смысловому значению очень близок к определению электронной коммерции и предполагает максимальное использование Интернета для ведения бизнеса посредством электронных инструментов и продвижение, где это возможно, безбумажной торговли. Важнейшими аспектами цифровой торговли являются электронная аутентификация и электронные подписи, защита прав потребителей в режиме онлайн и защита личной информации.2

Так, можно говорить о том, что в рамках международной торговой системы цифровая торговля - понятие более широкое и включает в себя электронную торговлю (которая представляет собой вид деятельности, осуществляемый посредством сети Интернет), а также множество упомянутых выше сопутствующих

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

аспектов торгового взаимодействия в цифровой среде, отличных от традиционной торговли. В рамках настоящего исследования цифровая торговля рассматривается как охватывающая осуществляемые с использованием цифровых технологий операции по торговле товарами и услугами, которые могут быть доставлены либо в цифровом виде, либо физически.

При всем многообразии подходов к феномену цифровизации, встречающихся в академических и правовых источниках, авторы сходятся во мнении о том, что ее ключевым механизмом является перевод информации из аналоговой формы в цифровую. Применительно к цифровой торговле это означает, что она основана на передаче трансформированных из аналогового формата в биты и байты данных через границы. При этом современные технологии являются как драйвером, так и продуктом международной цифровой торговли. В этой связи правительства сталкиваются с растущими проблемами нетарифного регулирования торговых потоков, связанными не только с разрешением вопросов использования, хранения, конфиденциальности и трансграничной передачи данных и возникающими в работе цифровых технологий сбоями, но и с обеспечением того, чтобы возможности и выгоды цифровой торговли были реализованы и распределены на всех уровнях.

Страны МЕРКОСУР обладают огромным потенциалом для роста цифровой торговли в том числе за счет степени интеграции Общего рынка стран Южной Америки. С этой точки зрения Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай и Уругвай представляют особый интерес в качестве объекта исследования: с одной стороны, исторически высокий уровень нетарифной защиты внутренних рынков, с другой - потенциал цифровой интеграции таможенного союза. Цифровые технологии, обуславливающие переход к четвертой промышленной революции, приводят к изменению характера и структуры международной торговли, увеличению ее объема и смещению факторов сравнительных преимуществ.3 Таким образом, возможности, предоставляемые цифровой торговлей при создании эффективного регуляторного механизма, позволят адаптировать экономику и бизнес-среду стран МЕРКОСУР к современным деловым реалиям, диктуемым цифровизацией.

НЕТАРИФНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА СТРАН МЕРКОСУР

В последние годы в странах-членах таможенного союза с развитием цифровой торговли растет необходимость создания благоприятной правовой среды для осуществления внешнеторговой деятельности посредством цифровых инструментов, расширения экспортных возможностей фирм и повышения конкурентоспособности региона в мировой торговле. В цифровую эпоху, когда транзакции совершаются онлайн, благоприятная среда требует дополнительных компонентов для эффективной работы всех участников торговой деятельности. Такие компоненты включают в себя подключение к Интернету, безопасные онлайн-платежи, формирование цифровых навыков для работы с современными технологиями, а также

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

нормативные акты и налоговые режимы, стимулирующие рост онлайн-транзакций и введение инноваций.

Степень разработанности правовой базы и национальный опыт в ее формировании является предметом мониторинга таких международных организаций как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный союз электросвязи (МСЭ), а также некоторых некоммерческих организаций и региональных научно-исследовательских институтов. В настоящем исследовании для анализа используемых странами МЕРКОСУР инструментов нетарифного регулирования цифровой торговли были использованы следующие базы данных:

□ Глобальная программа мониторинга киберзаконодательства ЮНКТАД, представляющая информацию о наличии законодательства в области цифровой торговли по четырем основным направлениям: регулирование электронных транзакций, защита прав потребителей, защита данных и противодействие киберпреступно-сти. Мониторинг отражает уже находящиеся в действии или в стадии принятия законодательные меры в 194 государствах-членах организации;4

□ Digital Policy Alert - инициатива швейцарского Фонда содействия процветанию посредством торговли в Санкт-Галлене. Фонд является нейтральной некоммерческой организацией, занимающейся повышением прозрачности глобальной политики, влияющей на цифровую экономику, торговлю и инвестиции;5

□ База данных по интеграции цифровой торговли (Digital Trade Integration, DTI), представляющая возможность получить данные о политике регулирования цифровой экономики и торговли в 130 странах мира.6

Так, согласно Глобальной программе мониторинга киберзаконодательства ЮН-КТАД, не все страны Латинской Америки имеют правовую базу в рассматриваемых сферах (см. рисунок 1). Однако страны МЕРКОСУР находятся среди лидеров региона, поскольку разработали регуляторные механизмы по всем четырем направлениям. Исключение составляет Боливия, в правовой системе которой пока отсутствуют нормы в области противодействия киберпреступности и защиты прав потребителей.

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

Рис. 1. Принятие законодательства об электронной торговле во всем мире Fig. 1. Adoption of legislation on electronic commerce worldwide

Источник: The UNCTAD Global Cyberlaw Tracker. URL: https://unctad.org/topic/ecom-merce-and-digital-economy/ecommerce-law-reform/summary-adoption-e-commerce-legisla-tion-worldwide (дата обращения: 05.05.2024)

Для более глубоко анализа торговой политики стран МЕРКОСУР представляется необходимым рассмотреть те аспекты, связанные с регулированием торговой деятельности в цифровой среде, которым уделяется наибольшее внимание со стороны национальных регулирующих органов. Согласно информации, представленной в базе данных Digital Policy Alert, самой разработанной сферой в странах МЕРКОСУР является политика в области данных. Это отражает общемировую тенденцию и не вызывает вопросов в виду ее чувствительности для национальных экономик. Большое внимание страны таможенного союза уделяют категориям регулирования контента, а также техническим стандартам проектирования и проведения испытаний. Бразилия обладает самой разработанной по сравнению со странами-партнерами по торговому блоку законодательной базой в области защиты прав потребителей, тогда как Боливия, как упоминалась ранее, на текущий момент не имеет таковой.7 В целом же, можно сделать вывод, что страны-члены МЕР-

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

КОСУР стараются соответствовать требованиям современного мирового рынка, развивать и адаптировать свои законодательные системы в ответ на вызовы циф-ровизации.

DTI представляет возможность получить данные о политике регулирования цифровой экономики и торговли по 12 основным направлениям, включающим 65 показателей, которые также являются основой для расчета Индекса интеграции цифровой торговли.8 На рисунке 2 представлена сравнительная характеристика торговой политики стран МЕРКОСУР по всем рассматриваемым направлениям (без учета тарифов, поскольку предметом настоящего исследования является нетарифное регулирование цифровой торговли). По каждому направлению указано количество применяемых мер стимулирующего и ограничивающего характера, что также отражает уровень нетарифных барьеров в странах таможенного союза. Стоит отметь подавляющее преобладание именно ограничительных практик регулирования цифровой торговли, что свидетельствует о значительной закрытости цифрового рынка МЕРКОСУР. Это объясняется необходимостью поддержки внутренней цифровой индустриализации.

Ограничивающие цифровую торговлю инструменты торговой политики практически отсутствуют в сегментах регулирования доступа к контенту и применения мер торговой защиты, тогда как наибольшее их количество наблюдается в области политики регулирования трансграничных потоков данных, онлайн-продаж и транзакций, а также инфраструктуры ИКТ и конкуренции. Последнее отражают общемировую тенденцию в виду особого внимания регуляторов к генерируемым внутри страны данным, в том числе, по соображениям национальной безопасности, и необходимости создания цифровой инфраструктуры и обеспечения доверия и прозрачности осуществления операций в цифровой среде. Кроме того, страны МЕРКОСУР не являются подписантами Соглашение по информационным технологиям (ITA) ВТО, что само по себе является ограничением участия в международной цифровой торговле и барьером на пути ее развития.

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

47 Q

Груши и зарикгермер ; грана Арггкпиа Бсплвпя Бразилия Парагвай Уругвай

Внутренняя шжпша в облает ладных 1 2 2 1 6 3 1 2

Государств ?нны? якуши 4 1 6 2 4

Доступе контвнту 1 j

Ксллч к темнее торговы? ограничения 3 2 ■

Онлайн-про дайн п тран^ашш 1 9 1 3 4 4 1

Отвгтств гннсс ть пссреднлк; в 3 3 2 1 2 2 3

Псштли в отношении трансграничных лакных 1 1 1 1 3 1 1 1

Прана интешгекгузпьш л собственное ш 3 3 7 2 4 2 4 2 4

Прямы; »странные лне;сшпш 2 6 2 1

!\Ьры торго вой заплпы 1 2 4

Tsxhhhsckhs стандарты. применяемые к тсварам ЖГи онланн-серысам 2 1 1

Телекомм^ншадионтл ннЁрастртГура л конкуренция 4 j 2 j 2 j 1 6 7

1 1 | 1

Гдг: - меры стимушрмшцего харжтерь

■ меры ограничивающего харжтгра

Рис. 2. Политика регулирования цифровой торговли в странах МЕРКОСУР

Fig. 2. Digital trade regulation policy in MERCOSUR countries

Источник: составлено автором по данным The Digital Trade Integration (DTI) database. URL: https://dti.eui.eu/ (дата обращения: 05.05.2024)

Что касается мер стимулирующего характера, то их наибольшее число среди стран-членов МЕРКОСУР используют Аргентина, Бразилия и Парагвай. При этом основными направлениями их применения являются онлайн-продажи и транзакции, регулирование в области прав интеллектуальной собственности и телекоммуникационной инфраструктуры и конкуренции. Последнее связано с общим отставанием стран торгового блока в степени развития инфраструктуры ИКТ, необходимой для функционирования цифровой экономики и торговли, от мировых лидеров в данной области. Необходимость поддержки малых и средних предприятий в применении цифровых технологий и выходе на цифровые рынки объясняет

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

стимулирование здоровой конкурентной среды для их развития. Такая торговая политика призвана увеличить количество стартапов, а также способствовать разработке и применению цифровых технологий и инноваций.

Из приведенного анализа можно сделать вывод о том, что страны МЕРКОСУР представляют собой достаточно закрытые рынки с высоким уровнем барьеров в цифровой торговле. На рисунке 3 приведены значения Индекса интеграции цифровой торговли для стран Латинской Америки и Карибского бассейна, варьирующегося от нуля до единицы и призванного дать представление о правовой экосистеме, с которой сталкиваются предприятия цифровой торговли в различных областях. Наиболее строгие режимы цифровой торговли в регионе действуют в Кубе, Венесуэле, Боливии, Бразилии и Аргентине, последние, три из которых составляют большую часть цифрового рынка союза. Парагвай и Уругвай традиционно более открытые малые экономики с более открытой для цифровой торговли средой.

Рис. 3. Индекс RDTI по странам ЛАКБ, 2022 год (Оценка от 0 - низкие ограничения до 1 - высокие ограничения)

Fig. 3. RDTI index for LAC countries, 2022 (Rating from 0 - low restrictions to 1 - high restrictions)

Источник: Ferracane, M. F. The digital trade policy environment in Latin America and the Caribbean / M. F. Ferracane, A. Fredes, T. Rogaler, N. Mulder // UN Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC). - 2024. - P.17.

Проведенный анализ указывает на наличие четкой асимметрии между странами союза. С одной стороны, страны-лидеры, Аргентина и Бразилия, имеющие хорошо разработанную правовую базу в области регулирования цифровой экономики, но и одни из самых высоких в регионе барьеры в цифровой торговле. С другой

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

стороны, малые экономики таможенного союза со значительно более открытыми рынками.

Гармонизация регулирования цифровой торговли, предполагающая формирование системы правил и механизмов поддержки открытого, конкурентного и инновационного цифрового рынка, в противовес стратегии цифрового протекционизма, позволит странам МЕРКОСУР сократить внутреннюю асимметрию и отставание таможенного союза как в цифровом, так и в социально-экономическом развитии в целом, а также даст возможность диверсификации экспортного портфеля его стран-членов.

ЦИФРОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО РЫНКА СТРАН ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

С момента создания главной целью МЕРКОСУР было содействие формированию общего пространства, которое позволило бы значительно увеличить возможности для развития бизнеса и инвестиций посредством интеграции национальных экономик на международном рынке. Значительный рост электронной торговли и цифровизация экономик в странах-членах таможенного союза привели и к необходимости развития цифровой интеграции для обеспечения успешного функционирования объединения. На текущей момент МЕРКОСУР имеет опыт в данной области, который может быть релевантным и для других региональных объединений развивающихся стран, а потому представляет особый интерес для исследования.

Истоки формирования повестки МЕРКОСУР в области цифровой торговли можно отнести к 2001 году, когда Резолюцией ОМС № 24/2001 была создана Рабочая подгруппа по электронной торговле (8ОТ 13). 8ОТ 13 определяет приоритетные вопросы, касающиеся аспектов электронной торговли в отношении внутрирегионального и внешнего торгово-экономического взаимодействия, в частности, с Европейским союзом и ВТО, но не ограничивается ими. Среди заметных результатов деятельности 8ОТ 13 можно отметить принятие в период с 2004 по 2006 годы резолюций о доступе потребителей к информации, эффективности электронных контрактов и электронных подписей.9 Хотя со временем частота встреч уменьшилась, с 2017 года внутри подгруппы возобновился активный переговорный процесс по созданию будущего протокола, который включал бы не только электронные подписи и методы электронной аутентификации, но и более широкий круг вопросов регулирования цифровой торговли.

Итогом переговорного процесса стало подписание 30 апреля 2021 года в городе Монтевидео ранее одобренного Советом общего рынка Соглашения МЕРКОСУР об электронной торговле. В соответствии с данным соглашением было объявлено о создании общей правовой базы для стимулирования торговли товарами и услугами с помощью электронных средств между странами-участницами блока. Положения Соглашения касаются, среди прочего, трансграничной передачи информации, защиты персональных данных, беспошлинных электронных переводов, местопо-

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

ложения вычислительных средств, защиты прав потребителей в режиме онлайн, доступа в Интернет и его использования. Кроме того, Соглашение содержит положение о проведении мониторинга раз в два года с тем, чтобы постепенно учитывать любые технологические достижения, а также передовые практики в области регулирования цифровой торговли.10

Согласно сообщению Министерства экономики и Министерства иностранных дел Бразилии, Соглашение призвано углубить региональную интеграцию, следуя передовым практикам регулирования, актуальным в международной повестке, и рекомендациям международных форумов и организаций, таких как Большая двадцатка (G20) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Документ устраняет требование локализации хранения данных для компаний стран-членов торгового блока, предоставляющих цифровые услуги и оперирующих на территории МЕРКОСУР (за исключением финансовых учреждений). Другие его пункты включают признание цифровых подписей в странах интеграционного объединения, приведение национальных норм по защите прав потребителей в Интернете в соответствие с правилами блока, а также принятие и сохранение законодательства о защите персональных данных и борьбе со спамом и нежелательными сообщениями.11

Отдельно стоит отметить проект «Цифровой МЕРКОСУР», запущенный в 2008 году, который стремится обеспечить гражданам и предприятиям объединения доступ к торговле через безопасную и надежную цифровую инфраструктуру, укрепляя возможности подключения, доверие к сетям и обмен информацией, а также межправительственное сотрудничество и диалог между государственным и частным секторами в этой области. Благодаря проекту была создана технологическая и правовая модель интеграции инфраструктуры открытых ключей (ИОК) и распознавания цифровых подписей, нашедшие свое воплощение в «Плане действий по цифровой сертификации МЕРКОСУР». Уругвай и Аргентина начали использовать метку времени, которая подтверждает дату и время подписания цифрового документа и позволяет, например, выдавать электронные счета-фактуры.12 В Парагвае был создан Центр сертификации, проверяющий подлинность цифровых подписей. Тем не менее в рамках проекта не получилось реализовать ряд поставленных задач, в частности, сформировать политическую и институциональную базу для обеспечения безопасности и защиты персональных данных, создать онлайн-платфор-му для продажи товаров и услуг, а также логистические центры, так называемые e-logistics hubs13.

В дополнение к уже имеющимся региональным инструментам в декабре 2017 году Советом Общего рынка была создана рабочая группа, основным мандатом которой является укрепление сотрудничества и интеграция в области цифрового развития. Рабочая группа по цифровой повестке (Grupo Agenda Digital del MERCOS-

9 - 2024

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

UR, GAD) в первой половине 2018 года согласовала План действий (2018-2020), включающий обязательства в отношении цифровой инфраструктуры и возможностей подключения, безопасности и доверия к цифровой среде, развития цифровой экономики и инноваций, некоторые технические и нормативные аспекты.14 Кроме того, GAD уделяется большое внимание формированию цифровых навыков и цифровой грамотности, развитию цифрового правительства и координации позиций на международных форумах, связанных с цифровой повесткой и управлением Интернетом15.

Государства-члены торгового блока МЕРКОСУР добились прогресса в цифровом развитии посредством реализации и углубления Плана действий цифровой повестки. На данный момент План действий предусматривает различные направления деятельности, каждое из которых имеет соответствующую стратегию, включающую ряд мероприятий и сроки выполнения. Среди основных достижений данной инициативы стоит отметить принятие Соглашения о взаимном признании сертификатов цифровой подписи МЕРКОСУР (Решение № 11/19), Соглашения об отмене взимания платы за международный роуминг с конечных пользователей МЕРКОСУР (Решение № 01/19) и Соглашение МЕКРСУР об электронной торговле.16

Поскольку цифровизация в коммерческих и социальных отношениях между государственными органами, предприятиями и гражданами стран-участниц блока становится реальностью, вышеупомянутые соглашения значительно расширяют границы цифрового пространства торгового блока. За счет упрощения коммуникации, обработки документов и электронных транзакций это способствует:

□ обмену налоговыми и таможенными документами;

□ подписанию контрактов между компаниями стран-членов МЕРКОСУР;

□ интенсификации потоков трансграничной цифровой торговли и прозрачности таможенных процедур;

□ автоматическому распознаванию электронных документов, созданных на основе цифровых сертификатов в рамках официальной инфраструктуры каждой страны.

Электронный документооборот между государственными органами стран-партнеров также значительно упрощает верификацию и обмен личными сведениями таких признаваемых всеми странами МЕРКОСУР документов, как трудовые свидетельства, дипломы об образовании и паспорта в цифровом формате. Документы могут быть подтверждены при условии, что они созданы с помощью цифрового сертификата, предоставленного инфраструктурой, аккредитованной в любой из стран-членов. Для предпринимателей, особенно представляющих сектор малых и средних предприятий, это открывает новые возможности за счет облегчения условий ведения бизнеса, в том числе для проверки коммерческих предложений и бюджетов, подписания контрактов с контрагентами из стран-партнёров по блоку.

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

В эпоху цифровизации и ускоренной технологической трансформации одним из факторов, создающих серьезные проблемы для Интернет-коммуникации и, как следствие, цифровой торговли, является распространяемая в больших масштабах и с высокой скоростью в результате феномена «вирусизации» контента дезинформация. Для изучения подобных проблем, а также с целью налаживания конструктивного совместного диалога об их возможных решениях в рамках объединения при текущем председательстве Парагвая было предложено проведение Семинара по коммуникации в эпоху цифровых технологий в рамках XLIII Совещания высших должностных лиц МЕРКОСУР по правам человека (RAADH)17. Первая подобная встреча была проведена 21 мая 2024 года под названием «Коммуникация в эпоху цифровых технологий: Технологическая трансформация, Дезинформация и Права человека» в Асунсьоне. Ожидается, что эта инициатива будет способствовать укреплению защиты прав человека во все более цифровизированном мире18.

В рамках институциональной структуры Общего рынка существует постоянно действующее Специализированное совещание по науке и технологиям (RECyT), которое имеет целью содействие разработке и внедрению инноваций и современных цифровых технологий. Среди приоритетных направлений его деятельности можно отметить также содействие распространению информации о науке и технологиях в странах-членах таможенного союза с целью их использования обществом, стимулирование более широкого освещения научно-технических достижений в средствах массовой информации и поощрение участия молодежи в науке.

Кроме того, в МЕРКОСУР была внедрена система обмена информацией по таможенному учету «Индира» (Intercambio de Información de los Registros Aduaneros, INDIRA). Она позволяет объединить системы таможенного управления государств - членов, предоставляя консультации по составлению импортной и экспортной документации. Еще одной инициативой в этой области является создание общего номерного знака для обеспечения более точного контроля за частными автомобилями и перевозкой грузов и пассажиров19.

Выгоды цифровой трансформации, практически нивелирующие группы затрат на поиск, отслеживание и верификацию информации, нашли отражение в участии стран МЕРКОСУР в международной торговле услугами, доставляемыми в цифровом формате, и услугами ИКТ. Это выражается в их значительно более высокой доле в общем объеме торговли услугами (по сравнению с аналогичными показателями торговли товарами) как в экспорте, так ив импорте (см. таблицу 1/ Незначительным оба сегмента по-прежнему являются для Парагвая и Боливии в виду ограничений цифровой экосистемы и инфраструктуры20.

Что касается электронной коммерции, то Аргентина и Бразилия обладают значительной долей регионального рынка: 12,18% и 28,51% соответственно (см. табл. 1). Такая в некоторой степени самодостаточность внутреннего рынка объясняет соотношение внутренней и трансграничной электронной торговли, где ее подавляющая часть (более 90% для обеих экономик) приходится именно на национальный

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

53 Q

рынок. В виду пропорционально меньшего размера рынков, меньшего количества и меньшей конкурентоспособности национальных торговых площадок в Интернете, данное соотношение меняется в сторону увеличения доли трансграничной торговли в Парагвае и Уругвае, тогда как в Боливии трансграничная электронная торговля превышает объемы внутренней (67% против 33%).

Таблица 1

Показатели торговли продуктами ИКТ и электронной коммерции, 2022 г.

Страна/ Показатель Доля товаров ИКТ в процентах от общего объема торговли, в годовом исчислении, % Международная торговля услугами, предоставляемыми в цифровой форме, % в общем объеме торговли услугами Международная торговля услугами в области ИКТ, % от общего объема торговли услугами Доля рынка электронной коммерции, % от общего рынка ЛАКБ Распределение трансграничной и внутренней электронной торговли, %

Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Трансграничная Внутренняя

Аргентина 0,03 7,95 56,84 40,18 18,82 9,79 12,18 3 97

Боливия 0,03 2,49 6,5 22,84 5,42 3,83 1,12 67 33

Бразилия 0,27 6,13 63,16 45,93 11,61 10,87 28,51 6 94

Парагвай 0,08 13,59 1,72 4,95 0,92 0,04 0,94 23 77

Уругвай 0,07 5,32 53,12 47,64 21,51 9,21 1,42 41 59

Источник: составлено автором по данным:

UNCTAD Data center: Digital economy. Available at: https://unctadstat.unctad.org/datacen-^^Адата обращения: 05.05.2024)

Statista. E-commerce in Latin America - statistics & facts. Available at: https://www.statista. com/topics/2453/e-commerce-in-latin-america/#topicOverview (дата обращения: 05.05.2024)

В целом, можно с уверенностью говорить о том, что рынок таможенного союза обладает большой привлекательностью и значительным потенциалом для развития цифровой экономики и торговли. Цифровая трансформация торговли может стимулировать торгово-экономическое развитие региона и внутренние интеграционные процессы, создавая более благоприятные условия для ведения бизнеса и сокращая существующие диспропорции. Однако влияние нетарифных барьеров на трансграничные потоки цифровой торговли велико, а МЕРКОСУР далек от образования интегрированного цифрового рынка, хотя и имеет для этого высокий потенциал и прочную основу, обусловленную имеющимся опытом экономической интеграции и совместными инициативами в области цифровой повестки.

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

ВЫВОДЫ

МЕРКОСУР еще не достиг такого уровня цифровой интеграции, когда интернет-компании могли бы свободно работать на региональном рынке. Бизнес сталкивается с неопределенностью и трудностями, вызванными различиями в налоговых режимах, неэффективными таможенными процедурами и несовершенством нормативно-правовой базы. Правительства государств МЕРКОСУР придерживаются различных взглядов по таким вопросам, как конфиденциальность и передача данных, регулирование трансграничной и внутренней электронной торговли, налогообложение и таможенное регулирование в цифровой сфере. Преодоление данных барьеров будет способствовать формированию общего пространства и региональной платформы для совершенствования инноваций, развития электронной торговли и повышения конкурентоспособности, что в свою очередь может позволить достичь желаемого уровня интеграции и сформировать общий рынок.

Для того, чтобы страны МЕРКОСУР могли сформировать единый динамичный цифровой рынок, внутренние нормативные акты должны быть согласованы между собой. Подписание Соглашения об электронной торговле является значительным прорывом на пути к гармонизации правового поля внутри Общего рынка стран Южной Америки. Наличие общей нормативно-правовой базы будет способствовать снижению издержек компаний, работающих на региональном рынке, стимулированию инвестиций, расширению цифровых сетей и услуг, а также обмену технологиями. Обеспечение доступа к цифровым технологиям и защита цифровых данных могут быть названы ключевыми факторами наиболее полной реализации потенциала интеграционного блока.

На данный момент МЕРКОСРУ находится на решающем этапе создания нормативно-правовой базы для обеспечения функционирования цифровой торговли и извлечения из нее максимальных выгод для развития. Ее создание будет иметь далекоидущие и серьезные последствия как для предпринимательства, торговли, инвестиций и экономического роста, так и преодоления цифрового разрыва между странами членами, а также отставания Общего рынка от мировых лидеров в данной области. Большое внимание в этом процессе должно уделяться сотрудничеству государственного и частного секторов, поскольку именно последний, представленный инвесторами, производителями и пользователями цифровых товаров и услуг, находится на передовой участи в международной цифровой торговле.

Налаживание постоянного диалога между странами в области цифровой торговли и взаимодействия государственного и частного секторов позволит компаниям региона внедрять цифровые инновации на общем рынке таможенного союза, а органам власти - осуществлять наблюдение за тем, как используются инновации и устанавливать правила и положения, облегчающие этот процесс и защищающие интересы сторон. Созданию стабильно и устойчиво развивающейся цифровой экономики и торговли будет способствовать и координация усилий стран-членов

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

55 ^

таможенного союза с другими странами Латинской Америки путем разработки общих инициатив и расширения совместных программ, направленных на распространение цифровых технологий и облегчение доступа к ним.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 WTO, Work Programme on Electronic Commerce, WTO Doc. WT/L/274 (Sept. 30, 1998).

2 WTO eLibrary on E-Commerce. Available at: https://www.wto.org/e_com_e_ lib/en/JargonBuster#item-23 (accessed 15.09.2023)

Аронов, И. З. Влияние «Индустрии 4.0» на международную торговлю / И. З. Аронов, А. М. Рыбакова, В. Ю. Саламатов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2024. - № 1 - С.11

4 UNCTAD Global Cyberlaw Tracker. Available at: https://unctad.org/topic/ ecommerce-and-digital-economy/ecommerce-law-reform/summary-adoption-e-com-merce-legislation-worldwide (accessed 05.05.2024)

5 The Digital Policy Alert Data Base. Available at: https://digitalpolicyalert.org/ about (дата обращения: 05.05.2024)

The Digital Trade Integration project. Available at: https://dti.eui.eu/ (accessed 05.05.2024)

7 The Digital Policy Alert Data Base. Available at: https://digitalpolicyalert.org/ about (дата обращения: 05.05.2024)

Ferracane, M. F. The digital trade policy environment in Latin America and the Caribbean / M. F. Ferracane, A. Fredes, T. Rogaler, N. Mulder // UN Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC). - 2024. - P.11-12.

9 Adapting to the digital trade era: challenges and opportunities / ed. by Maarten Smeets. - WTO Chairs Programme, WTO, 2021. - 244p. Available at: https://www.wto. org/english/res_e/publications_e/adtera_e.htm (accessed 15.09.2023)

10 Ministerio de Relaciones Exteriores, Comercio Internacional y Culto de la Argentina, 2021. Available at: https://cancilleria.gob.ar/en/announcements/news/sign-ing-mercosur-e-commerce-agreement (accessed 15.09.2023)

11 Wellton, M. Mercosur Countries Sign Digital Trade Deal / M. Wellton, PR. Vilela // Eurasia Review Journal & Think Tank Publication [Electronic resource]. -2021. Available at: https://www.eurasiareview.com/09052021-mercosur-countries-sign-digital-trade-deal/ (accessed 02.05.2024)

12 Коваль, А.Г. Перспективы развития цифровой экономики в Mercosur / А.Г.Коваль, Е.К.Андрианова // Латинская Америка. - 2020. - № 3 - С.25-26

^ 56

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

13 Possamai A. J. Digital Integration: the technological dimension of Mercosur. Panorama Internacional, 2015, Vol. 1, N 2. Available at: http://panoramainternacion-al.fee.tche.br/en/article/integracao-digital-a-dimensao-tecnologica-do-mercosul/ (accessed 24.04.2024).

14 MERCOSUR, official website: Agenda Digital. Available online at: https:// www.mercosur.int/temas/agenda-digital/ (accessed 24.04.2024)

15 Aguerre, C. Digital trade in Latin America: mapping issues and approaches / C. Aguerre // Digital Policy, Regulation and Governance. - 2019. - Vol. 21, N 1 - P.12

16 Logro 18: Agenda digital - MERCOSUR. Available at: https://www.mercosur. int/logro-18-agenda-digital/ (accessed 24.04.2024)

17 Совещание высших должностных лиц МЕРКОСУР по правам человека (RAADH) является межправительственным координационным центром по государственной политике в области прав человека, созданным Решением Совета Общего рынка (CMC) № 40/04, RAADH объединяющим основные органы учреждений государств-участников и ассоциированных членов МЕРКОСУР, компетентных в этой области.

18 Seminario sobre comunicación en la era digital en el marco de la Reunión de Altas Autoridades en Derechos Humanos. MERCOSUR, official website: Agenda Digital. Available at: https://www.mercosur.int/seminario-sobre-comunicacion-en-la-era-dig-ital-en-el-marco-de-la-reunion-de-altas-autoridades-en-derechos-humanos/ (accessed 24.04.2024)

19 Коваль, А.Г. Перспективы развития цифровой экономики в Mercosur / А.Г.Коваль, Е.К.Андрианова // Латинская Америка. - 2020. - № 3 - С.25-26

20 Под цифровой инфраструктурой понимается наличие недорогого высокоскоростного Интернета, который способствует подключению большего числа людей к сети. Цифровая инфраструктура предоставляет населению, частному и государственному секторам необходимые возможности для выхода в Интернет и раскрытия ценности цифровых услуг. Цифровая экосистема определяется как возможности использования функций необходимой инфраструктуры (платформ, устройств доступа), связанных с предоставлением услуг и контента через Интернет.

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

57 Q

БИБЛИОГРАФИЯ:

Аронов, И. З. Влияние «Индустрии 4.0» на международную торговлю / И. З. Аронов, А. М. Рыбакова, В. Ю. Саламатов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2024. - № 1 - С.7-22 @@ Aronov, I. Z. Vliyanie «Industrii 4.0» na mezhdunarodnuyu torgovlyu / I. Z. Aronov, A. M. Rybakova, V. Yu. Salamatov // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. - 2024. - № 1 - S.7-22

Коваль, А.Г. Перспективы развития цифровой экономики в Mercosur / А.Г.Коваль, Е.К.Андрианова // Латинская Америка. - 2020. - № 3 - С.18-32 @@ Koval', A.G. Perspektivy' razvitiya cifrovoj ekonomiki v Mercosur / A.G.Koval', E.K.Andrianova // Latinskaya Amerika. - 2020. - № 3 - S.18-32

Adapting to the digital trade era: challenges and opportunities / ed. by Maarten Smeets. - WTO Chairs Programme, WTO, 2021. - 347p. Available at: https://www. wto.org/english/res_e/publications_e/adtera_e.htm (дата обращения: 15.09.2023)

Aguerre, C. Digital trade in Latin America: mapping issues and approaches / C. Aguerre // Digital Policy, Regulation and Governance. - 2019. - Vol. 21, N 1 - P. 2-18.

MERCOSUR, official website: Agenda Digital. Available online at: https://www. mercosur.int/temas/agenda-digital/ (дата обращения: 24.04.2024)

Ferracane, M. F. The digital trade policy environment in Latin America and the Caribbean / M. F. Ferracane, A. Fredes, T. Rogaler, N. Mulder // UN Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC). - 2024. - P.41.

Logro 18: Agenda digital - MERCOSUR. Available at: https://www.mercosur.int/ logro-18-agenda-digital/ (дата обращения: 24.04.2024)

Ministerio de Relaciones Exteriores, Comercio Internacional y Culto de la Argentina, 2021. Available at: https://cancilleria.gob.ar/en/announcements/news/signing-mercos-ur-e-commerce-agreement (дата обращения: 15.09.2023)

Possamai A. J. Digital Integration: the technological dimension of Mercosur. Panorama Internacional, 2015, Vol. 1, N 2. Available at: http://panoramainternacional. fee .tche .br/en/article/integracao-digital-a-dimensao-tecnologica-do-mercosul/ (дата обращения: 24.04.2024).

Seminario sobre comunicación en la era digital en el marco de la Reunión de Altas Autoridades en Derechos Humanos. MERCOSUR, official website: Agenda Digital. Available at: https://www.mercosur.int/seminario-sobre-comunicacion-en-la-era-digi-tal-en-el-marco-de-la-reunion-de-altas-autoridades-en-derechos-humanos/ (дата обращения: 24.04.2024)

Statista. E-commerce in Latin America - statistics & facts. Available at: https://www. statista.com/topics/2453/e-commerce-in-latin-america/#topicOverview (дата обращения: 05.05.2024)

^ 58

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2024

The Digital Trade Integration (DTI) database Available at: https://dti.eui.eu/ (дата обращения: 05.05.2024)

The Digital Policy Alert Data Base. Available at: https://digitalpolicyalert.org/about (дата обращения: 05.05.2024)

Wellton, M. Mercosur Countries Sign Digital Trade Deal / M. Wellton, P.R. Vile-la // Eurasia Review Journal & Think Tank Publication [Electronic resource]. - 2021. Available at: https://www.eurasiareview.com/09052021-mercosur-countries-sign-digi-tal-trade-deal/ (дата обращения: 02.05.2024)

UNCTAD Global Cyberlaw Tracker. Available at: https://unctad.org/topic/ecom-merce-and-digital-economy/ecommerce-law-reform/summary-adoption-e-com-merce-legislation-worldwide (дата обращения: 05.05.2024)

UNCTAD Data center: Digital economy. Available at: https://unctadstat.unctad.org/ datacentre/(дата обращения: 05.05.2024)

WTO eLibrary on E-Commerce. Available at: https://www.wto.org/e_com_e_lib/en/ JargonBuster#item-23 (дата обращения: 15.09.2023)

WTO, Work Programme on Electronic Commerce, WTO Doc. WT/L/274 (Sept. 30, 1998) - 3р.

9 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

59 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.