Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН МЕРКОСУР'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН МЕРКОСУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕРКОСУР / ТОРГОВЛЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / АРГЕНТИНА / БРАЗИЛИЯ / УРУГВАЙ / ПАРАГВАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорчук Мак-Эачен А.И.

В настоящей статье рассматривается процесс интеграции стран, входящих в Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), начиная с момента формирования альянса и до настоящего времени. Особое внимание уделяется его задачам, происходящим изменениям в странах-членах, проблемам, которые необходимо решить, и целям, которые нужно достигнуть. Описывается международная торговая политика, проводимая МЕРКОСУР, торговые барьеры, в том числе тарифные и нетарифные меры регулирования международной торговли, анализируется в динамике структура и объем экспорта и импорта и основные торговые партнеры. Помимо интеграции внешнеторговой деятельности стран МЕРКОСУР рассматривается общая миграционная политика, а также интеграция в других областях (передвижение автомобилей, страхование, движение капиталов и т.д.). В статье выделяются основные проблемы, с которыми сталкиваются страны МЕРКОСУР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL INTEGRATION AND SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT IN THE COUNTRIES OF THE MERCOSUR

The article analyzes the integration of the countries of the Southern Common Market (MERCOSUR), from the foundation of the trade bloc to date, highlighting its objectives, changes in the nations it consists of, problems to solve and achievements to accomplish. The study is focused on the international trade policy used in the MERCOSUR, inter alia, trade barriers such as tariff and non-tariff measures. The structure and volume of exports and imports are examined in dynamics, as well as the main trading partners. Besides the integration in foreign trade, a common migration policy of MERCOSUR is considered, as well as integration in other areas (vehicle movement, insurance, investment, etc.). The article highlights the main problems faced by the MERCOSUR countries.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН МЕРКОСУР»

Региональная интеграция

и социально-экономическое развитие стран МЕРКОСУР

см о см

<0 О!

о ш т

X

<

т о х

X

Федорчук Мак-Эачен Ана Исабель

аспирант, кафедра мировой экономики и маркетинга, Институт экономики и управления АПК, РГАУ МСХА имени К.А. Тимирязева, fedorchukana@gmail.com

В настоящей статье рассматривается процесс интеграции стран, входящих в Южноамериканский общий рынок (МЕРКО-сУр), начиная с момента формирования альянса и до настоящего времени. Особое внимание уделяется его задачам, происходящим изменениям в странах-членах, проблемам, которые необходимо решить, и целям, которые нужно достигнуть. Описывается международная торговая политика, проводимая МЕРКОСУР, торговые барьеры, в том числе тарифные и нетарифные меры регулирования международной торговли, анализируется в динамике структура и объем экспорта и импорта и основные торговые партнеры. Помимо интеграции внешнеторговой деятельности стран МЕРКОСУР рассматривается общая миграционная политика, а также интеграция в других областях (передвижение автомобилей, страхование, движение капиталов и т.д.). В статье выделяются основные проблемы, с которыми сталкиваются страны МЕРКОСУР. Ключевые слова: МЕРКОСУР, торговля, интеграция, Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай

На протяжении истории страны создавали союзы, которые улучшали экономическое положение членов за счет увеличения объемов международной торговли. В Южной Америке эти процессы привели к созданию Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР).

МЕРКОСУР - одно из основных региональных объединений в Латинской Америке. Оно было создано в 1991 году через подписание Асунсьонского договора между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. Боливия находится в процессе вступления. Венесуэла была частью этого альянса, но в настоящее время ее членство приостановлено. Остальные страны Южной Америки выступают в качестве ассоциированных членов (Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Гайана и Суринам).

Площадь всех стран МЕРКОСУР составляет почти 15 миллионов км2, а население - более 295 миллионов человек. Благодаря этому альянс располагает значительными природными и человеческими, которые сконцентрированы, преимущественно, в Бразилии и Аргентине. Земельные ресурсы этих двух стран - одни из самых плодородных и продуктивных в Южной Америке. Кроме того, все страны-члены кроме Парагвая имеют выход к морю, что способствует развитию морской торговли. Водоносный горизонт Гуарани, расположенный на территории Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая, входит в тройку крупнейших в мире природных образований по запасам пресной воды. Оптимальное использование всех этих ресурсов с использованием интеграции между членами альянса способствует повышению качества жизни их граждан и развитию экономик стран. Стратегия, принятая в МЕРКОСУР, основана на трех основных принципах: более эффективном использовании имеющихся ресурсов, развитии инфраструктуры, соединяющих стран-членов, и сотрудничестве в различных секторах экономики.

Основными целями создания МЕРКОСУР являются экономическое развитие, укрепление демократии и расширение возможностей каждого из членов альянса посредством региональной интеграции. Эта интеграция подразумевает свободное передвижение граждан и свободную торговлю. Либерализация внешней торговли направлена на укрепление торговых связей в регионе. Подписанные в рамках альянса соглашения способствуют развитию международного сотрудничества, что оказывает позитивное влияние на миграционные, культурные, трудовые и образовательные процессы всех стран-членов. В настоящее время граждане могут свободно посещать, проживать, учиться, путешествовать и даже выходить на пенсию в любой стране-члене, не теряя пенсионных накоплений. Для развития торговли улучшается инфраструктура, строятся новые дороги между странами-членами. МЕРКОСУР инвестировал 824 млн долларов США в инфраструктурные проекты [1]. Для надлежащего функционирования был создан Фонд структурной конвергенции МЕРКОСУР ^ОСЕМ),

направленный на финансирование проектов и повышение эффективности блока за счет уменьшения различий между членами.

За 25 лет существования МЕРКОСУР товарооборот каждой страны альянса увеличился примерно в 8 раз. Экспорт в третьи страны и внутрирегиональная торговля заметно увеличились, что позволило блоку войти в пятерку основных экономик мира [2]. С 2000 г. отмечалась тенденция к росту экспорта и импорта из стран вне МЕРКОСУР, особенно Китая. Торговый баланс МЕРКО-СУР-4 (Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай) со странами мира в 2019 г. Положительный и составляет 66 642,4 млн долларов США. Этот показатель увеличивается с 2015 г. Общий объем экспорта товаров FOB в 2019 г. составил 272 573 млн долларов США [3]. Росту способствовало расширение торговых отношений с Китаем в последние годы. В 2019 г. азиатская страна стала основным коммерческим партнером и направлением экспорта из МЕРКОСУР, на его долю пришлось 26,4% всего экспорта блока. На втором месте - США, импортирующие на 50% меньше, чем Китай (Рисунок 1).

товаров более низкого качества с такими странами как Китай, Вьетнам и др. В связи с этим продукция МЕРКОСУР имеет незначительную долю в мировой торговле. Бразилия, в основном, экспортирует автомобили и кукурузу в Чили. Парагвай экспортирует говядину в Россию, сою и ее производные в Чили и Перу. Уругвай экспортирует сою в Китай, целлюлозу, древесину и молочные продукты в Европу и США. Аргентина экспортирует биодизель в Нидерланды, соевые бобы, мясо, рыбу, масло в Китай и соевое масло в Индию [4].

3 2018

I 2008

il

I. 15 ■ I 184 СЗ* lft I I 21.8 ■ СП —

à = " г 1998 2Д.17-В I 26.4 ПХО.С

ИР

ТТТ"

- i 2018 g1 1 2008

5.3=

19 98 0fS=

ил

1 14.9 1X3 IXZL 19.1 Œ316 □ 18.5 ITTJM

"""

znz

20IS ¡.ОД

2008 i I

IX

- 1998 )ц Л41

17.9 F~t I, . ■ : 214

: i-i 4 m г £

ян

~ДПТ"

~ггг

0%

20°

40°

60?

80°

100%

Рисунок 1. Экспорт МЕРКОСУР по странам назначения (%, 2019)

Составлено автором по Sistema de Estadísticas de Comercio Exterior del MERCOSUR (SECEM).

Страны МЕРКОСУР имеют большой потенциал для развития экспорта сельскохозяйственной продукции, так как климатические условия в них позволяют заниматься практически всеми основными видами растениеводства и животноводства. В структуре экспорта за пределы альянса преобладают сырьевые товары, преимущественно сельскохозяйственная продукция с низким разнообразием продуктов (соевые бобы и их производные) (Рисунок 2). В 2019 г. МЕРКОСУР в основном экспортировал сою и твердые остатки от производства соевого масла, кукурузу, сырую нефть, железную руду и ее концентраты. Экспорт внутри блока составляет менее 15% от общего объема экспорта. В его структуре преобладают среднетехнологичные производства [3]. Эти обычно вначале импортируются в МЕРКОСУР из-за пределов блока, а затем реэкспортируются внутри блока благодаря свободной торговле с тарифами, близкими к 0%. В период 1998-2018 гг. наблюдаются тенденции к быстрому росту экспорта сырьевых товаров и постепенному снижению экспорта промышленных товаров. Страны МЕРКОСУР обладают огромным потенциалом для производства высококачественной продукции с учетом имеющихся природных ресурсов и климатических условий, однако в настоящее время продукция, которую они производят, не может конкурировать по качеству с продуктами, производимыми в развитых странах, таких как США, страны Европы или Израиль. Из-за недостаточного развития инфраструктуры МЕРКОСУР также не может конкурировать по цене и количеству в сегменте

Другие трансакции □ Производство (средняя технология) Производство (природные ресурсы} В Производство (ншкая технология)

■ Производство (высокие технологии)

■ Сырьевые товары

Рисунок 2. Структура экспорта МЕРКОСУР в 1998-2018 гг. по степени переработки продукции Составлено автором по Comisión Económica para América Latina y el Caribe (CEPAL).

В 2016-2018 гг. произошел рост импорта, в основном из-за увеличения импорта Бразилией и Парагваем из-за пределов блока. В последние годы выделяется импорт Бразилией морских платформ для добычи нефти из Китая и других стран; автозапчастей и химической продукции, в том числе у немецких производителей. Парагвай в основном импортировал топливо из ОАЭ, Сингапура и США, продукцию химической промышленности из Китая, топливо из Нидерландов, автомобили и удобрения из Мексики.

В 2019 г. стоимость импорта товаров немного снизилась по сравнению с 2018 г., достигнув размера в 241 059 млн долларов США на условиях CIF [5]. Менее 15% приходится на импорт внутри блока. Китай является основным партнером по импорту МЕРКОСУР, на его долю приходится 24,1% от общего объема импорта. На втором месте находится за США с долей на 6 п.п. меньше, чем у Китая, и Германия - на 17 п.п. меньше. Доля других стран МЕРКОСУР не превышает 5% как по экспорту, так и по импорту (Рисунок 3).

Рисунок 3. Импорт МЕРКОСУР по странам происхождения (%, 2019 г.)

Составлено автором по Sistema de Estadísticas de Comercio Exterior del MERCOSUR (SECEM).

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

es

0 es

<0

01

o

Ш

m

X

3

<

m O X X

К основным товарам, импортированным в МЕРКО-СУР в 2019 г., относятся удобрения (хлорид калия), техника, автомобили, сырая нефть и нефтепродукты, легкие масла и их производные, телефоны и их комплектующие. Парагвай импортирует из Бразилии спецтехнику и автомобили, из Аргентины - говядину, промышленные товары, железную руду и топливо. В структуре импорта Уругвая преобладают сырая нефть из Анголы, Нигерии, Азербайджана и Колумбии, топливо из США, Эстонии, Бельгии, Нидерландов и Испании, кукурузу и бобовые из Парагвая, кукурузу из Аргентины и овощи из Бразилии. Аргентина импортирует компьютеры и их комплектующие из Китая, промышленную продукцию из Европейского Союза (ЕС), топливо из Саудовской Аравии, ОАЭ и Омана, автомобили из Бразилии [3] [4].

С каждым годом МЕРКОСУР все больше и больше специализируется на экспорте сырьевых товаров, которые продаются по низкой цене. Увеличение экспорта, в основном, связано с объемами, а не с качеством или разнообразием продукции. Большая часть экспорта идет за пределы блока, что приводит к потере возможности развивать промышленность внутри блока и, в конечном счете, вызывает разобщенность. Контроль качества каждого продукта осуществляется на уровне стран. На продукции МЕрКОСУР не указывается степень воздействия на окружающую среду при их производстве, а также не оформляется единый внутри альянса сертификат качества, который регулируется общими правилами. В настоящее время страны МЕРКОСУР-4 имеют соглашения о свободной торговле с Индией, Пакистаном, Израилем и Таможенным союзом юга Африки ^АСи) и ведут переговоры с Иорданией, Палестиной, Египтом, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (CCEAG), ЕС, Китаем, США и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) [6].

МЕРКОСУР следовало бы развивать торговые отношения с новыми партнерами, например, с Мексикой. Эта страна является крупным импортером с многолетним дефицитом торгового баланса (2006-2019 гг.). В 2019 г. величина торгового баланса Мексики составила -41 млрд долларов США. Страна имеет соглашения о свободной торговле с США и Канадой, но не подписала никаких торговых соглашений с Аргентиной и Бразилией. В 2019 г. импорт Мексики из Бразилии достиг 1,24% от общего объема импорта, из Аргентины - 0,14%, Уругвая - 0,067%, Парагвая - 0,0044%. 44,9% мексиканского импорта приходится на США, 18,7% - на Китай, 4,42% - на Республику Корея, 3,98% - на Малайзию, 2,17% - на Тайвань [7]. Помимо таможенных тарифов существует проблема слаборазвитой инфраструктуры, которая не позволяет дешево транспортировать продукцию МЕРКОСУР на рынок стран Центральной Америки. Отсутствие инфраструктуры - одна из главных проблем в развитии международной торговли. В Латинской Америке дороги в хорошем состоянии - это редкость. Железнодорожный и речной транспорт практически не развиты, что не позволяет оптимизировать транспортные расходы и повышает стоимость конечного продукта. Негативно сказывается также низкое качество производимой продукции по сравнению с продукцией развитых стран.

Использование барьеров в международной торговле препятствует свободному перемещению товаров и росту объемов торговли. Это приводит к тому, что страны начинают формировать союзы, такие как ЕС или МЕРКОСУР, образуя зону свободной торговли. Это защищает внутренний рынок и, в свою очередь, позволяет

развивать торговлю за счет увеличения экспорта и импорта в рамках интеграции. Многие из торговых барьеров, устанавливаемых МЕРКОСУР, оправданы, поскольку они вводятся для защиты внутреннего производства, особенно в небольших странах (Уругвай и Парагвай), объем производства которых уступает более крупным странам блока (Бразилия и Аргентина). Экономия на масштабе, возникающая при массовом производстве крупными компаниями, позволяет снизить конечную стоимость продукции, поэтому для защиты национальных производителей от конкуренции с ними страны вынуждены принимать тарифные и нетарифные меры регулирования внешней торговли. В МЕРКОСУР-4 действует единый импортный тариф, однако каждая страна-член имеет исключения для отдельных товаров. Также в рамках блоках была создана зона свободной торговли с импортными пошлинами внутри МЕРКОСУР-4 в размере 0-2% [1]. Протекционистская политика, проводимая в рамках блока, не уделяет достаточного внимания аграрному сектору. Не существует единой сельскохозяйственной политики, которая предполагала бы субсидии этому сектору или другие меры помощи производителям аграрной продукции. Кроме того, некоторые страны, например Аргентина, применяют экспортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию. В идеале нужно найти баланс между ограничением импорта и экспорта и их будущим увеличением. Международная торговля МЕРКОСУР ограничивается многократным осуществлением таможенного контроля, который проводится каждой из стран, в которую ввозится предназначенный для продажи товар. Несмотря на то, что система интегрированного таможенного контроля уже создана на большинстве пунктов пересечения границы, отменить внутренние границы в МЕРКОСУР в ближайшие годы не будет возможным.

Рисунок 4. Торговая политика МЕРКОСУР, Тихоокеанского альянса и АСЕАН (2018 г., нормализовано от 0 до 10) Составлено автором по Boletín de Comercio Exterior del MERCOSUR (данные Всемирного банка, ОЭСР, ВТО и ЮНКТАД).

Сравнивая торговую политику МЕРКОСУР, Тихоокеанского альянса (ТА) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), можно заметить, что в МЕРКОСУР эта политика основана на большей защите торговли товарами, в основном с использованием тарифных и нетарифных мер регулирования, минимизации нормативных ограничений для иностранных инвестиций и торговли услугами (Рисунок 4). Импортные пошлины в МЕРКОСУР в 3,4 раза выше, чем в АСЕАН, и в 4,8 раза выше, чем в ТА. Индекс охвата нетарифных мер является самым высоким для МЕРКОСУР и превышает на 27

п.п. значение для ТА и на 35 п.п. - для АСЕАН. Таким образом, основными препятствиями для развития международной торговли МЕРКОСУР выступают высокие импортные пошлины и нетарифные меры регулирования внешней торговли.

Помимо интеграции внешнеторговой деятельности в рамках МЕРКОСУР, также происходит интеграция и в других областях.

Миграции внутри МЕРКОСУР не являются полностью свободными, но приняты многочисленные меры, облегчающие их для граждан стран-членов. Можно путешествовать внутри блока со своим DNI в течение периода, не превышающего 90 дней (он может быть продлен до 180 дней в году). С 2015 г. введена система электронного миграционного учета. Граждане также имеют право получить временное разрешение на проживание сроком на 2 года, а затем подать заявление на разрешение на постоянное проживание. Несмотря на то, что получить вид на жительство легко, необходимо выполнить соответствующие процедуры, которые являются дорогостоящими и обременительными. Корректно оформленное разрешение на проживание дает мигрантам гражданские и трудовые права, среди прочего [9].

В зоне МЕРКОСУР действуют ограничения на личным имуществом, перевозимые людьми при пересечении границы. Граждане могут перевозить одежду или предметы для личного пользования, брошюры или газеты без уплаты пошлин, на сумму не более 300 долларов США в месяц при пересечении границы воздушным транспортном и 150 долларов США в месяц - наземным транспортом. Не облагаются таможенными пошлинами только рекламные материалы, которые распространяются бесплатно. Кроме того, на некоторых границах, таких как Конкордия (Аргентина) - Сальто (Уругвай), периодически применяются правила «0 кг» или «0 литров топлива», то есть запрет беспошлинного ввоза в Уругвай товаров, купленным в Аргентине. При этом контролируется разница между уровнем топлива при выезде из Уругвая и въезде в него. Эти типы ограничений используются в пользу торговых предприятий из Сальто, уравнивая цены в Аргентине и Уругвае, стимулируя граждан Уругвая покупать в своей стране.

Передвижение автомобилей по территории МЕРКО-СУР-4 бесплатно, но водители должны оформлять специальную страховку, действующую в каждой из стран, по которой они передвигаются. За 2015-2019 гг. был внедрен единый формат регистрационных номеров для автомобилей стран МЕРКОСУР-4 (Венесуэла также присоединится к этому стандарту, когда ее членство будет возобновлено). В каждой стране МЕРКОСУР правила дорожного движения различаются. Более того, иногда правила различны для разных городов внутри страны. Например, в Уругвае на перекрестке предпочтение отдается автомобилю справа. Это правило применяется ко всем городам, за исключением Риверы, приграничного города с Бразилией, в котором предпочтение отдается улицам, параллельным главной улице. В случае аварий, которые начинаются в одной стране и заканчиваются в другой (это происходит часто в приграничных городах), нужно учитывать законы обеих стран.

Медицинские страховки граждан не унифицированы в МЕРКОСУР, необходимо их оформление в каждой из стран при нахождении в ней. Не унифицированы правила трансграничного государственного медицинского страхования, транспортировки умерших, экстренных операций или любых медицинских процедур.

В МЕРКОСУР отсутствуют единая валюта и денежно-кредитной политика, что затрудняет свободную торговлю или миграцию. Например, гражданам Аргентины сложно приобрести доллары. В сентябре 2020 г. введен налог в размере 35% для покупок картой за границей и в иностранной валюте. В свою очередь, с декабря 2019 г. действует налог «Страна» в размере 30% на покупки в иностранной валюте. Аналогичный налог уже действовал в Аргентине во время второго президентского срока Кристины Фернандес (2011-2015 гг.): в 2011 г. на покупки за рубежом была введена ставка налога в размере 15%, а в 2013 г. она была повышена до 20%. Центральный банк Аргентинской Республики ограничивает покупку долларов для граждан Аргентины 200 долларами США в месяц на человека [13, с.4]. Нестабильность денежно-кредитной политики страны ограничивает новые переговоры в рамках МЕРКОСУР. Девальвация аргентинского песо усиливается. В 2011 г. среднегодовой курс доллара США составлял 4,1 аргентинского песо; в 2014 г. - 8,1 аргентинского песо, в 2017 г. - 16,5 аргентинского песо. Этот показатель продолжает расти, достигнув 93,44 аргентинского песо за 1 доллар США (28.04.2021) [10]. Постоянная экономическая нестабильность в странах МЕРКОСУР хорошо видна на примере Аргентины. В 1827 году страна впервые допустила дефолт и с тех пор неоднократно оказывалась в этой ситуации (1890, 1982, 2001 и 2016 гг.) [11]. В конце мая 2020 г. президент Аргентины объявил о начале «виртуального дефолта» по истечении последнего срока выплаты облигаций на 503 млн долларов США. Переговоры с кредиторами Международного валютного фонда будут продолжаться не менее одного года. Аргентина пытается отложить выплату долга до 2023 г. и снизить процентную ставку на 62%. Таким образом, в 2020-2022 гг. Аргентина не выплачивала бы долг, а с 2023 г. начнутся выплаты с учетом ставки в 0,5%, которая будет постепенно увеличиваться. Будущие соглашения с кредиторами могут привести к ограничениям внутри страны и новым экономическим проблемам, на разрешение которых уйдет несколько лет [12]. МЕРКО-СУР-4 применяет никаких планов помощи и восстановления экономик стран-членов от кризисов. Отсутствует также резервный фонд на случай таких ситуаций.

Создание единой зоны свободной торговли и перемещения граждан в МЕРКОСУР все еще далеко от осуществления. Миграционные меры в одних случаях облегчают передвижение граждан и торговлю, а в других -препятствуют им. Отсутствие достаточной информации, понимания со стороны населения и органов власти, логики в некоторых соглашениях в рамках блоках создает дополнительные противоречия и разночтения. Меры тарифного и нетарифного регулирования, отсутствие субсидий местным производителям и слабое развитие инфраструктуры между странами-членами оказывают влияние на единство в рамках блока. Для более полной интеграции МЕРКОСУР необходимо принять общий внешний тариф для всех продуктов и полностью отменить внутренние тарифы. Это минимизирует конечную стоимость импортируемых продуктов из-за пределов блока и облегчит их реализацию в странах МЕРКОСУР. Если бы решения принимались странами альянса совместно, если бы каждая член оптимизировал использование своих природных ресурсов, каждая страна выиграла бы больше от интеграции. Это позитивно сказалось бы на компаниях, работающих в МЕРКОСУР, и помогло бы им расти, привело бы к увеличению количества рабочих

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

es

0 es

<0

01

мест, более быстрому развитию инфраструктуры, увеличению разнообразия продуктов и налаживанию стабильного сотрудничества между странами, входящими в состав МЕРКОСУР.

Литература

1. Textos fundacionales. Mercado Común del Sur. Montevideo, 2020. Available at: https://www.mercosur.int/documentos-y-normativa/textos-fundacionales (accessed 13.11.2020).

2. World Economic Outlook 2020. A long and difficult ascent. International Monetary Fund. Washington D.C., 2020. Available at: https://www.imf.org/~/media/Files/Publications/WE0/2020/ October/English/text.ashx?la=en (accessed 11.11.2020).

3. Sistema de Estadísticas de Comercio Exterior del MERCOSUR (SECEM). Mercado Común del Sur. Montevideo, 2020. Available at https://estadisticas.mercosur.int (accessed 12.11.2020).

4. Boletín de Comercio Exterior del MERCOSUR. Comisión Económica para América Latina y el Caribe. Santiago de Chile, 2018. Available at: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/44663/ 1/S1900397_es.pdf (accessed 21.10.2020).

5. World Integrated Trade Solution. The World Bank. Washington D.C, 2020. Available at: http://wits.worldbank.org/ (accessed 10.11.2020).

6. Acuerdos Comerciales. Banco Interamericano de Desarrollo. Washington D.C., 2020. Available at: https://www.intradebid.org/marco-legal (accessed 31.10.2020).

7. Economía. Secretaria de economía, Gobierno de México. Ciudad de México, 2020. Available at: https://datamexico.org/es/profile/geo/mexico#economia-comercio-internacional (accessed 05.11.2020).

8. Anuario Estadístico de América Latina y el Caribe. Comisión Económica para América Latina y el Caribe. Santiago de Chile, 2019. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/45353-anuario-estadistico-america-latina-caribe-2019-statistical-yearbook-latin (accessed 25.10.2020).

9. Circulación de personas y bienes. Mercado Común del Sur, Montevideo, 2020. Available at: http://www.cartillaciudadania.mercosur.int/uploadedPdf/cat egoria_2_es.pdf (accessed 11.11.2020).

10. Estadísticas Cambiarias. Banco Central de la República Argentina. Buenos Aires, 2020. Available at: http://www.bcra.gov.ar/PublicacionesEstadisticas/Evolucio n_moneda.asp (accessed 13.11.2020).

11. Boggiano M.A. Los 5 defaults de la Argentina. El Cronista. Buenos Aires, 17.02.2020.

12. Jueguen F. Deuda. Las 72 horas de Guzmán con el Presidente, Cristina y Blackrock para cerrar el acuerdo. La Nación. Buenos Aires, 05.08.2020.

Regional integration and socioeconomic development in the countries

of the MERCOSUR Fedorchuk Mac-Eachen A.I.

Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

The article analyzes the integration of the countries of the Southern Common Market (MERCOSUR), from the foundation of the trade bloc to date, highlighting its objectives, changes in the nations it consists of, problems to solve and achievements to accomplish. The study is focused on the international trade policy used in the MERCOSUR, inter alia, trade barriers such as tariff and non-tariff measures. The structure and volume of exports and imports are examined in dynamics, as well as the main trading partners. Besides the integration in foreign trade, a common migration policy of MERCOSUR is considered, as well as integration in other areas (vehicle movement, insurance, investment, etc.). The article highlights the main problems faced by the MERCOSUR countries. Keywords: MERCOSUR, trade, integration, Argentina, Brazil, Uruguay,

Paraguay. References

1. Texto fundacionales. Mercado Común del Sur. Montevideo, 2020.

Available at: https://www.mercosur.int/documentos-y-normativa/textos-fundacionales (accessed 11/13/2020).

2. World Economic Outlook 2020. A long and difficult ascent. International

Monetary Fund. Washington D.C., 2020. Available at: https://www.imf.org/~/media/Files/Publications/WEO/2020/October/Engl ish/text.ashx?la=en (accessed 11/11/2020).

3. Sistema de Estadísticas de Comercio Exterior del MERCOSUR (SECEM).

Mercado Común del Sur. Montevideo, 2020. Available at https://estadisticas.mercosur.int (accessed 11/12/2020).

4. Boletín de Comercio Exterior del MERCOSUR. Comisión Económica para

América Latina y el Caribe. Santiago de Chile, 2018. Available at: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/44663/1/S1900397 _es.pdf (accessed 10/21/2020).

5. World Integrated Trade Solution. The World Bank. Washington D.C, 2020.

Available at: http://wits.worldbank.org/ (accessed 10.11.2020).

6. Acuerdos Comerciales. Banco Interamericano de Desarrollo. Washington

D.C., 2020. Available at: https://www.intradebid.org/marco-legal (accessed 10/31/2020).

7. Economía. Secretaria de economía, Gobierno de México. Ciudad de

México, 2020. Available at:

https://datamexico.org/es/profile/geo/mexico#economia-comercio-internacional (accessed 11/05/2020).

8. Anuario Estadístico de América Latina y el Caribe. Comisión Económica

para América Latina y el Caribe. Santiago de Chile, 2019. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/45353-anuario-estadistico-america-latina-caribe-2019-statistical-yearbook-latin (accessed

10/25/2020).

9. Circulación de personas y bienes. Mercado Común del Sur, Montevideo,

2020. Available at:

http://www.cartillaciudadania.mercosur.int/uploadedPdf/categoria_2_es. pdf (accessed 11/11/2020).

10. Estadísticas Cambiarias. Banco Central de la República Argentina. Buenos Aires, 2020. Available at: http://www.bcra.gov.ar/PublicacionesEstadisticas/Evolucion_moneda.a sp (accessed 11/13/2020).

11. Boggiano M.A. Los 5 defaults de la Argentina. El Cronista. Buenos Aires,

17.02.2020.

12. Jueguen F. Deuda. Las 72 horas de Guzmán con el Presidente, Cristina y Blackrock para cerrar el acuerdo. La Nación. Buenos Aires, 08/05/2020.

O Ш

m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.