Научная статья на тему 'Несправедливые условия договоров'

Несправедливые условия договоров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
893
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
несправедливые условия договоров / недобросовестность / договор / слабая сторона / unfair contractual conditions / dishonesty / contract / weakness

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асиль Эльдаровна Бекиева

В данной статье рассматриваются аспекты правового регулирования договорных условий и признаков их несправедливости. Раскрывается важность признания договорных условий несправедливыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unfair contractual conditions

This article discusses aspects of the legal regulation of contractual conditions. It reveals the importance of recognition contractual conditions as unfair.

Текст научной работы на тему «Несправедливые условия договоров»

УДК 347.4 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10127

НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРОВ

Асиль Эльдаровна БЕКИЕВА, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: asilkaaa@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;

предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Аннотация. В данной статье рассматриваются аспекты правового регулирования договорных условий и признаков их несправедливости.

Раскрывается важность признания договорных условий несправедливыми.

Ключевые слова: несправедливые условия договоров, недобросовестность, договор, слабая сторона.

Annotation: This article discusses aspects of the legal regulation of contractual conditions.

It reveals the importance of recognition contractual conditions as unfair.

Keywords: unfair contractual conditions, dishonesty, contract, weakness.

Довольно часто возникают ситуации, при которых один из участников гражданско-правовых отношений не располагает никакими средствами влияния на контрагента, а другая сторона оказывается в состоянии диктовать свою волю соответствующему партнеру. Для защиты от несправедливых договорных условий слабая сторона в договоре может использовать целый арсенал средств правовой защиты, среди которых изменение или расторжение договора, признание недействительными таких условий или требование об их неприменении.

Понятие справедливости в рамках договорных отношений основывается на соблюдении баланса интересов сторон сделки, т.е. возможности достижения цели договора с обеих сторон (так называемых парето улучшений). Когда баланс нарушается, мы говорим о несправедливости договорных условий.

Несправедливость предполагает, что договорное условие так нарушает баланс интересов сторон, что его исполнение является крайне невыгодным и тяжелым для слабой стороны [2]. Невыгодность условий предполагает ущемление прав и обязанностей без предоставления встречного блага, которое могло бы компенсировать данные ограничения.

В Гражданском кодексе РФ признаки несправедливых условий даны в ст. 428 ГК РФ.

В пункте 2 ст. 428 ГК РФ в качестве описания данного понятия указаны следующие характеристики: «лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора» [1].

Законодатель имплементировал существующие признаки.

Критерии оценки несправедливости договорных условий были расширены с принятием постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах», который указал, что при реализации ст. 428 ГК РФ на практике следует учитывать не только формальное соответствие положениям п. 2, но и фактические обстоятельства. К ним, помимо анализа специфики конкретного договора, относится также оценка соотношения переговорных возможностей, наличие альтернативы на рынке при согласии на

№ 3/2019

данные условия, возможная ошибочность представления стороны об экономическом эффекте сделки.

Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики понятия несправедливых договорных условий.

Во-первых, они возникают вследствие дисбаланса интересов сторон, который предполагает наличие явных обременительных условий для одного из контрагентов и преимущественное положение другого.

Во-вторых, они предполагают недобросовестное поведение одной из сторон, которая навязала невыгодные условия [3].

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод.

Говоря о несправедливых условиях, мы подразумеваем нарушение договорного равновесия в пользу более сильной стороны, которая недо-

бросовестно воспользовалась своим преимущественным положением.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Бевзенко P.C. Новеллы судебной практики в сфере поручительства. Комментарий к постановлению Пленума ВАС РФ от 12 июля 2012 г. № 42 «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством» // Вестник ВАС РФ. 2012. № 11, 12; 2013. № 5.

3. Карапетов А.Г., Савельев А.И. Свобода договора и ее предел. Т. 1: Теоритические, исторические и политико-правовые основания принципа свободы договора и его ограничений. М.: Статут, 2012. С. 452.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Качмарек Я., Стасяк А., Влодарчик Б. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 10103 «Социально-культурный сервис и туризм», 10102 «Туризм». Пер. с польск. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 495 с. -(Серия «Зарубежный учебник»).

ISBN 83-208-1564-9 (польск.) ISBN 978-5-238-01409-8 (русск.)

Рассматриваются индустрия туризма и прежде всего производимый ею туристический продукт: история его развития, компоненты, жизненный цикл, механизм формирования цен. Показываются стратегии, применяемые на различных фазах жизненного цикла туристического продукта. Уделяется внимание маркетинговым исследованиям туристического рынка.

Книга содержит множество интересных примеров, иллюстрирующих деятельность польских и зарубежных туристических компаний, а также экскурсов в историю развития туризма. В конце каждой главы предлагаются задания для самостоятельного выполнения. Для студентов и преподавателей учебных заведений индустрии гостеприимства и туризма, людей, профессионально занимающихся туристической деятельностью, а также всех увлекающихся туризмом и путешествиями.

№ 3/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.