Научная статья на тему 'Несовершеннолетние жертвы преступлений как объект виктимологического исследования'

Несовершеннолетние жертвы преступлений как объект виктимологического исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5531
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ЖЕРТВА / ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ / ВИКТИМНОСТЬ / НАСИЛИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / JUVENILE / VICTIM / AGE / PERSONALITY / VICTIMITY / VIOLENCE / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савельев Андрей Игоревич

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся многообразия теоретического осмысления личности несовершеннолетней жертвы преступления, законодательного определения термина «несовершеннолетний», а также соответствующей типологии жертв преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juvenile Victims of Crimes as the Object of Victimology Research

The author dwells on the issues concerning variety of theoretical understanding of juvenile victim of crime, legislative definition of the term “juvenile” and appropriate typology of victims of crime.

Текст научной работы на тему «Несовершеннолетние жертвы преступлений как объект виктимологического исследования»

Иная ситуация складывается, если посягательство на конституционные права граждан совершают служащие негосударственных структур, обладающие распорядительными или иными управленческими функциями, злоупотребляющие ими и причиняющие крупный ущерб или иные тяжкие последствия (ст. 201 УК РФ), либо если посягательства совершают должностные лица, являющиеся представителями власти, а также выполняющие в государственных или муниципальных структурах организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции и злоупотребляющие своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) либо превышающие их (ст. 286 УК РФ)5.

В этой связи надлежит согласиться с мнением В. Н. Шелестюкова, который полагает, что нарушение неприкосновенности жилища с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 139 УК РФ) является специальной нормой по отношению к превышению служебных полномочий (ст. 286 УК РФ), если преступление совершается должностным лицом 6.

Использование служебных полномочий и их превышение являются смежными, а не конкурирующими понятиями. Поэтому нет оснований рассматривать превышение служебных полномочий как разновидность злоупотребления этими полномочиями. Как уже указывалось, и использование служебных полномочий, и их превышение находятся в рамках понятия использования служебного положения.

Таким образом, суд при квалификации общественно опасных действий (бездействия) обязан рассмотреть по существу и подвергнуть анализу характер тех специальных обязанностей, полномочий, которые возложены на соответствующего работника.

Завершая характеристику признаков специального субъекта нарушения неприкосновенности жилища, следует обратить внимание на необходимость четкого определения понятия «использование служебного положения».

В связи с этим предлагаем под признаками субъекта преступления, предусмотренного частью 3 статьи 139 УК РФ, понимать незаконное использование физическим лицом юридических возможностей проникновения в жилище в силу наличия у лица полномочий либо в силу иных предусмотренных правовыми актами возможностей повлиять на волю лица, проживающего в жилище, для проникновения в него.

1 Кириченко В. Ф. Виды должностных преступлений по советскому уголовному праву М., 1959. С. 68; Шнитен-ков А. В. Использование служебного положения как квалифицирующий признак преступлений // Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты: мат-лы Российского конгресса уголовного права (29-30 мая 2008 г.) / отв. ред. В. С. Комиссаров. М., 2008 С. 333.

2 ЗдравомысловБ. В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1975. С. 131; Светлов А. Я. Борьба с должностными злоупотреблениями. Киев, 1970. С. 46; Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. М., 1987. С. 22; Степанов А. Л. Злоупотребление полномочиями лицами, осуществляющими управ-

ленческие функции в коммерческих и иных организациях : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 15.

3 Акинина Н. Ю. Уголовно-правовая характеристика нарушения неприкосновенности жилища : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2008. С. 11.

4 Авшеев Э. Ю. Уголовно-правовая охрана права на неприкосновенность жилища : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005. С. 9.

5 Нуркаева Т. Н. Личные (гражданские) права и свободы человека и их охрана уголовно-правовыми средствами: вопросы теории и практики. СПб., 2003. С. 46.

6 Шелестюков В.Н. Уголовно-правовые средства обеспечения неприкосновенности жилища: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. С. 8.

УДК 343.9

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК ОБЪЕКТ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

А. И. Савельев

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся многообразия теоретического осмысления личности несовершеннолетней жертвы преступления, законодательного определения термина «несовершеннолетний», а также соответствующей типологии жертв преступления.

Ключевые слова: несовершеннолетний, жертва, возраст, личность, виктимность, насилие, классификация.

Правовой статус и особенности личности жертвы (потерпевшего) являются объектом изучения ряда наук — криминологии, уголовного процесса, уголовного права, криминалистики. В каждой из этих наук уделяется разное внимание отдельным сторонам характеристики потерпевшего. Все сказанное выше относится и к потерпевшим несовершеннолетним.

Помимо означенных наук вопросами безопасности подростков занимаются социология, детская психология и педагогика.

В настоящее время, когда научный прогресс во многом является следствием дифференциации и интеграции отдельных отраслей научного познания, с учетом значимости проблемы охраны граждан, наиболее подверженных виктимизации, встает вопрос о необходимости всестороннего изучения жертв преступлений. Эту роль взяло на себя сравнительно новое направление криминологии — виктимология, и ряд ученых придерживаются точки зрения о необходимости выделения в ее рамках ювенальной виктимологии. По данным Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в мире ежедневно от жестокого обращения погибают три ребенка, примерно каждые 1-2 из 100 случаев физического насилия заканчиваются смертью.

В России 30-40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. По данным Аналитического центра Государственной Думы РФ, 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершен-

ных в семьях, — женщины и дети. Эти категории населения ежегодно составляют примерно 38% от числа всех убитых на почве нездоровых семейных отношений 1. В 2009 г. в России насчитывалось 9 260 943 подростка в возрасте 15-19 лет, что составляет 6,6% от общего количества жителей страны 2. Подростковая смертность, в том числе от насильственных посягательств, всегда являлась актуальной социально-демографической проблемой для любого общества, а ее динамика, комплекс причин и обусловленность возрастно-половой спецификой являются объектом пристального изучения многих исследователей.

Для всех жертв преступлений, вне зависимости от возраста, социального положения, профессии, идеологических убеждений, характерны личностные особенности. Личность рассматривается как социальное существо, обладающее совокупностью таких свойств, которые складываются в нем в процессе развития общества, а также как индивид, который наделен чувствами, эмоциями, а главное, сознанием, и он в состоянии воспринимать как уже нанесенный личный ущерб, так и возможный вред, оценить его и в соответствии с этим способен из множества вариантов поведения выбрать для себя наиболее приемлемый. Именно поэтому главным объектом учения о жертве, как в теоретическом, так и в практическом смысле, является человек (личность).

Исходя из изложенного, жертвой следует считать человека, который понес физический, моральный или имущественный ущерб не только от действий других лиц, но и, нередко, от собственного поведения. Отметим, что на законодательном уровне понятие «жертва преступления» тесным образом соотносится с понятием «потерпевший». Так, согласно ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред.

Понятие «несовершеннолетний» используется почти во всех отраслях российского права. В каждом конкретном случае данное понятие приобретает свой оттенок, что имеет существенное значение для наделения участников общественных отношений определенным комплексом прав и обязанностей. Под несовершеннолетними, как правило, понимаются лица, не достигшие 18 лет3. При этом законодатель оперирует также понятием «несовершеннолетний, не достигший 14 лет (малолетний)» 4

В начале прошлого века в России выделялось три возраста несовершеннолетия, два из которых назывались малолетними, и лишь лица от 17 до 21 года и были собственно несовершеннолетними5. Таким образом, существовало четкое разграничение детей на малолетних и несовершеннолетних.

Впоследствии данные понятия изменялись по содержанию, но такое разделение сохраняется. При этом критерием разграничения служит объем дееспособности ребенка. Такая позиция является основной, нашедшей свое отражение, в частности, в гражданском пра-

ве. Примером тому могут служить нормы гражданского законодательства (ст.ст. 26, 28 Гражданского кодекса РФ), определяющие возрастные границы следующим образом: малолетние — это лица от 6 до 14 лет; несовершеннолетние — от 14 до 18 лет. В свою очередь, в нормах семейного законодательства используется также термин «несовершеннолетние дети», т. е. лица, не достигшие 18 лет6. Аналогичным образом социологи и педагоги помимо названных понятий употребляют термин «подросток».

Если в российском законодательстве под несовершеннолетними, как правило, понимаются лица, не достигшие 18 лет, то в мировой практике порог совершеннолетия определяется по-разному — от 18 лет до 21 года. В Германии днем наступления совершеннолетия считается день окончания восемнадцатого года жизни. Японский законодатель еще выше поднимает возрастную планку наступления полной дееспособности, до 20-летнего возраста.

Разграничивая возрастные особенности несовершеннолетних, в криминологии обычно принято делить их на группы: 14-15 лет — подростково-малолетние; 16-17 лет — несовершеннолетние 7. Процесс социализации человека начинается с раннего возраста. В детстве начинается усвоение ролей, которые и формируют личностные качества. Тогда же человек складывается как общественное существо; у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления; способность предвидеть последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности.

Криминологи уже давно стали интересоваться, что общего в личности жертв преступлений, в частности, несовершеннолетних, — какие предпосылки, черты характера или фрагменты жизненного опыта нередко приводят их к подобным ситуациям. По оценкам сотрудников правоохранительных органов, судей, а также осужденных можно сделать вывод, что несовершеннолетние жертвы преступлений имели определенные особенности, прежде всего психологические, выражающиеся как в поведенческих, так и эмоциональных реакциях на посягательства в отношении них. Как известно, наиболее активно выраженными психофизиологическими особенностями возраста несовершеннолетия являются излишняя доверчивость, желание острых ощущений, мечтательность, неумение в силу своего небольшого жизненного опыта правильно оценить сложившуюся ситуацию, а в некоторых случаях — физическая неспособность противостоять взрослым.

Практика показывает, что в большей степени вик-тимными среди несовершеннолетних становятся подростки в возрасте 12-15 лет (иногда этот возраст называют периодом отрочества). Главной характеристикой этого этапа является переход от детства к взрослости. Это касается всех сфер общения подростка, в котором можно выделить общение подростка со сверстниками

и общение со взрослыми. Для указанного возраста характерна неуправляемость процессов возбуждения и торможения, что находит отражение в эмоциях несовершеннолетнего: легкая возбудимость, аффектив-ность, неадекватная реакция на ту или иную жизненную ситуацию. Подросток не принимает несправедливых замечаний и нередко отвечает на них дополнительной грубостью и негативизмом. В этот период несовершеннолетние начинают сомневаться в старых авторитетах, у них появляется желание противиться мнению старших и высказывать противоположные взгляды. Наряду с этим повышенная потребность общения ведет к возрастанию активности в поиске друзей. В круг друзей входят не только сверстники, но и более старшие по возрасту несовершеннолетние (иногда и взрослые), живущие в одном дворе, квартале, обучающиеся вместе в одном образовательном учреждении. В этом возрасте несовершеннолетние часто объединяются в различные неформальные группы для совместного проведения досуга. Направленность деятельности таких групп, как показывает практика, бывает разной: от социально полезной до преступной.

В свою очередь, для раннего юношеского возраста (16-17 лет) свойственны следующие особенности:

а) по физическому развитию подросток приближается к взрослому;

б) замедляются рост и развитие организма;

в) происходит половое созревание;

г) завершается формирование нервной системы;

д) уровень умственного развития достаточен для управления своими действиями и эмоциями.

Известно, что именно в период от 14 до 18 лет, особенно в возрасте от 16 до 18 лет, у подростков происходит бурная социализация, самоутверждение их как членов общества, становление как личности. В этот период наиболее активно формируется личность, создается нравственное лицо индивидуума. В то же время не следует ориентироваться исключительно на возраст, поскольку иногда подросток в силу своих индивидуальных особенностей способен справляться с возникшими проблемами гораздо лучше, чем взрослый. Здесь приходится ориентироваться не только на формальное совершеннолетие — достижение 18 лет — но и фактическое, так как иногда человек справляется с возникшими задачами в 16-17 лет, а в иных случаях не способен решить их и в 20.

Подросток данной возрастной категории освобождается от опеки взрослых, пытается быть независимым, вступает в новые для себя взаимоотношения с лицами противоположного пола. К сожалению, недостаток жизненного опыта, желание показаться старше при умелом психологическом воздействии позволяет манипулировать несовершеннолетними. Так происходит, например, в случаях, когда молодые девушки, считая себя взрослыми и способными постоять за себя, не отказывают себе в возможности прокатиться на красивой дорогой иномарке с более взрослыми парнями, нередко тем самым провоцируя их на сексуальные посягательства.

Повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их личностными особенностями, но и социальными ролями, с которыми они себя оппо-зиционируют в системе общественных отношений, в том числе с местом, которое они занимают в семье. Наше общество является свидетелем насилия в семье, когда отец или отчим при тех или иных условиях может изнасиловать ребенка, тем самым нанося тяжелую психологическую травму на всю жизнь. Существуют примеры таких шокирующих преступлений, как детоубийство, которое нередко совершается в состоянии алкогольного опьянения. Не найдя понимания в кругу семьи, подростки убегают из дома, оказываются на улице, где их быстро привлекают в криминальный мир, иногда заставляя работать практически круглосуточно за кусок хлеба. Улица преподает им свои уроки того, как нужно действовать, чтобы выжить в подобных условиях, тем самым нередко толкая их на воровство, проституцию и др.

Еще одной специфической особенностью является неустоявшаяся психика, что повышает уровень виктим-ности подростков. Отрицательное воздействие взрослых «товарищей» с одной стороны, может привести несовершеннолетнего сначала к аморальному поведению, а затем и к противоправным поступкам, которые нередко оборачиваются совершением преступлений. С другой стороны, несовершеннолетний сам становится жертвой, реализуя навязанную взрослыми антиобщественную установку и тем самым попадая в сложную жизненную ситуацию. Подросток является жертвой еще и потому, что при совершении преступления вместе со взрослыми зачастую именно его подставляют под удар, поручая наиболее опасные роли и мотивируя тем, что несовершеннолетний в силу своего возраста не понесет наказания. Также во многих случаях взрослые преступники манипулируют действиями подростков с помощью насилия и угроз, тем самым подавляя их волю. Так, в Омске несовершеннолетний 17 лет совместно со взрослыми совершил кражу и был вынужден взять всю вину на себя, испугавшись возможного насилия в отношении малолетней сестры.

На протяжении многих лет развития виктимологии исследователи предпринимали попытки классификации жертв преступлений. Существует несколько разработанных отечественными исследователями типологий жертв преступлений. Наряду с этим единой классификации, которая устраивала бы всех ученых-криминологов, пока не выработано. Данная ситуация является результатом того, что виктимология — сравнительно молодая отрасль знания, соответственно, устоявшихся и проверенных временем подходов к оценке тех или иных явлений еще очень мало. Разные исследователи в основу своей классификации не всегда закладывают одни и те же составляющие, в силу чего типологизация жертв преступлений может существенным образом различаться. Например, В. С. Минская, классифицируя формы поведения жертвы, отмечает, что в большинстве случаев насильственных преступлений поведение потерпевшего являлось

провокацией этих преступлений. В. Е. Христенко при исследовании убийств и причинения телесных повреждений вследствие отрицательного поведения потерпевших установил, что непосредственно перед совершением преступления между потерпевшим и преступником в большинстве случаев (95%) происходила ссора.

Результаты нашего исследования во многом подтверждают классификацию жертв преступлений, предложенную Д. В. Ривманом. В зависимости от характера поведения несовершеннолетних жертв преступления и их возрастных особенностей выделяются следующие типы:

1) агрессивные — их поведение связано с нападением на потенциального причинителя вреда или других лиц. К ним можно отнести людей с неуравновешенной нервной системой, болезненным состоянием психики, дебоширов, семейных деспотов. Для них характерно агрессивное поведение в виде оскорблений, клеветы, издевательств, тем самым они намеренно провоцируют конфликтную ситуацию, что в дальнейшем приводит к совершению преступления в отношении их самих. Например, в школе подросток 15 лет публично оскорблял, высмеивал и нелестно отзывался об умственных способностях своего одноклассника, тем самым спровоцировав его на совершение противоправных действий в отношении обидчика, в результате провокатору был причинен вред здоровью средней тяжести;

2) активные — их поведение хотя и не связано прямо с нападением или созданием конфликта, но активно способствует причинению им вреда. Типична ситуация, когда девушка, находясь в гостях у своего приятеля, после совместного распития алкогольных напитков становится раскованной, провоцирует внешним видом и поведением на половую связь. Когда дело доходит до действий сексуального характера, молодой человек применяет силу, а девушка начинает сопротивляться. Нередко это заканчивается изнасилованием;

3) инициативные — их поведение, с одной стороны, характеризуется положительной установкой личности, но в ситуации активного сопротивления посягающему приводит к причинению им вреда. Примером могут служить обстоятельства, при которых подросток со своей девушкой во дворе дома встретили свою знакомую, которая, при поддержке своего молодого человека, начала оскорблять подругу и провоцировать ее на конфликт. Во время словесной перепалки парень виновницы происшествия сам стал кричать на противницу своей девушки и даже попытался ее ударить, но за даму тут же вступился ее молодой человек. В этот момент хулиган неожиданно вытащил нож и ударил им в шею своего оппонента. Когда потерпевший упал, преступник, не обращая внимания на женские крики о помощи, нанес еще около десяти ударов лезвием, причинив потерпевшему тяжкий вред здоровью, а затем скрылся;

4) пассивные — не оказывают сопротивления посягавшему по объективным (несовершеннолетний или малолетний) или субъективным (страх) причинам. Подобная ситуация произошла с несовершеннолетней. Преступник пришел в дом будущей жертвы в качестве

гостя. Накануне совершения преступления он вместе с родителями девочки распивал спиртные напитки, затем остался в доме переночевать. Утром следующего дня родители и «друг семьи» ушли на работу, однако гость в дом вернулся уже с преступным умыслом. Насильник влез в дом через сени, во избежание быть узнанным завязал себе лицо полотенцем. Несовершеннолетняя узнала недавнего гостя. Преступник требовал не сопротивляться и не кричать, угрожал убийством в случае отказа от выполнения его требований. Испугавшись, она не смогла оказать сопротивления насильнику;

5) некритичные — неосмотрительные и не умеющие правильно оценить ситуацию жертвы. Поскольку несовершеннолетние в силу возрастных особенностей и недостатка жизненного опыта, как правило, не обладают дальновидностью и не в состоянии адекватно оценить ситуации, которые могут привести к причинению вреда, то они достаточно часто становятся жертвами преступлений. Так, в Самаре в период с декабря 2009 г по март 2010 г. совершались уличные грабежи сотовых телефонов. Установлено, что мужчина 34-х лет, пользуясь доверчивостью несовершеннолетних, выбирал подростка школьного возраста, останавливал его и начинал строгим голосом объяснять, что несколько минут назад похожий мальчишка вырвал сотовый телефон у его младшей сестры и требовал показать мобильник. Не виноватый в грабеже подросток доверчиво протягивал незнакомому мужчине свой телефон, чтобы тот убедился, что это его мобильник. Преступник забирал телефон и сообщал, что должен показать телефон сестре. Уходя, он просил «случайного» прохожего покараулить подростка до того момента, пока он не вернётся. По мнению правоохранителей, прохожий был не случайный человек, а подельник грабителя. Несколько минут он стоял рядом с жертвой, давая возможность напарнику уйти подальше, а потом тоже уходил. Потерпевший оставался среди улицы один. Сообразив, что стал жертвой мошенничества, подросток отправлялся домой, рассказывал о происшествии родителям, которые заявляли в милицию;

6) нейтральные — никоим образом не способствующие совершению посягательства. К данному типу относятся лица, поведение которых во всех отношениях безупречно: оно не было негативным и не провоцировало преступника на противоправные действия. Потерпевший до момента причинения вреда критически осознавал сложившуюся ситуацию, иными словами, он оказался «не в то время и не в том месте».

Представляется, что классификацию несовершеннолетних, потерпевших от преступления, необходимо дополнить еще одним типом — «непредсказуемые» жертвы, к которым относятся лица, в целом с нейтральным и даже положительным поведением, но в ситуации совершения против них преступления способные в целях самообороны к неожиданно активному сопротивлению, которое повлекло причинение вреда нападающему.

Так или иначе, несмотря на единичные случаи сопротивления нападающему, подросток не всегда может дать достойный отпор преступнику в силу физической слабости и психических особенностей возраста. При прочих равных обстоятельствах жертвой преступления становится ребенок, не достигший 18 лет, а не взрослый человек. Личностная уязвимость несовершеннолетних и конкретная ситуация образуют комплекс предпосылок к совершению в отношении них преступных деяний. В то же время виктимизация несовершеннолетних в плане их возможности стать жертвой преступления отнюдь зависит не только от их личностных психологических особенностей, но и от таких факторов, как неблагоприятное микросоциальное окружение, в котором они жили и воспитывались, что является отдельной темой изучения.

1 Состояние криминальной виктимизации в стране и тенденции ее развития на перспективу: аналитический обзор ВНИИ МВД России. М., 2008. С. 9.

2 http://www.rfdeti.ru/news/rubric-33.33 (дата обращения: 18.06.2011).

3 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ: в ред. федерального закона Российской Федерации от 3 нояб. 2011 г. № 378-ФЗ // Рос. газета 1999. 30 июня.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. федерального закона Российской Федерации от 30 нояб. 2011 г. № 363-ФЗ // Рос. газ., 1994. 8 дек.

5 Большая знциклопедія / подъ ред. С.Н. Южакова. Т. 14. СПб., 1904. С. 4.

6 Семейный кодекс Рос. Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: в ред. федерального закона Российской Федерации от 30 нояб. 2011 г. № 363-ФЗ // Рос. газ. 1996. 27 янв.

7 Марченко В. Ф., Попова Г. М. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления. М., 1986. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.