Научная статья на тему 'Несчастные случаи с участием транспортных средств, причины их возникновения и меры их профилактики и устранения'

Несчастные случаи с участием транспортных средств, причины их возникновения и меры их профилактики и устранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ВОДИТЕЛЬ / DRIVER / ACCIDENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронков О.Ю.

Сделан анализ причины несчастных случаев с участием транспортных средств. Предложены пути решения проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCIDENTS INVOLVING VEHICLES, THEIR CAUSES AND MEASURES FOR THEIR PREVENTION AND ELIMINATION

The analysis of causes of accidents involving vehicles. Proposed solutions to the problem

Текст научной работы на тему «Несчастные случаи с участием транспортных средств, причины их возникновения и меры их профилактики и устранения»

УДК 331.45

О.Ю. Воронков, O.Y. Voronkov, e-mail: voronkov_omsk@rambler.ru Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ С УЧАСТИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕРЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ И УСТРАНЕНИЯ

ACCIDENTS INVOLVING VEHICLES, THEIR CAUSES AND MEASURES FOR THEIR PREVENTION AND ELIMINATION

Сделан анализ причины несчастных случаев с участием транспортных средств. Предложены пути решения проблемы.

The analysis of causes of accidents involving vehicles. Proposed solutions to the problem Ключевые слова: несчастные случаи, обучение, водитель Keywords: accident, training, driver

На территории ХМАО-Югра происходит большое количество несчастных случаев (НС) на производстве с участием транспортных средств (ТС). С целью выявления причин аварий и дорожно-транспортных происшествий Омским государственным техническим университетом и Департаментом труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры были проведены исследования в четырехстах автотранспортных предприятиях округа.

Собранная в ХМАО-Югра информация систематизировалась и нашла отражение в представленных ниже диаграммах.

Количество несчастных случаев, связанных с ДТП на производстве с участием транспортных средств

Рис. 1. Количество НС, связанных с ДТП на производстве с участием транспортных средств за период 2000-2005 годы

На рис. 1 видна неравномерность распределения количества НС, связанных с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), по годам.

Рассматриваемые НС, связанные с ДТП по следующим причинам:

- нарушения правил ПДД (пострадавшим, виновником или третьим лицом);

- неблагоприятных метеоусловий (туман, плохая видимость и др.);

- наличия, не соответствующего требованиям, покрытия дороги (выбоины, гололед);

- недостаточной надежности транспортных средств;

- неудовлетворительной организации работ;

- помех на пути движения;

- управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения;

- невнимательности участников ДТП.

Среди рассматриваемых факторов, которые могли косвенно или прямо повлиять на возникновение причин данных НС можно отметить следующие:

- несоблюдение требований инструкций по охране труда (ОТ)

- некомпетентность персонала служб ОТ, БДД и работников предприятий по вопросам, касающимся знаний и выполнения требований ОТ и БДД;

- отсутствие профессионального опыта, базового образования и наличия специалистов по ОТ и БДД в организации;

- прерывание профессионального стажа водителя;

- неудовлетворительное физическое состояние участников дорожного движения в момент возникновения ДТП;

- несоответствие условий труда водителей требуемым нормативам.

Подтверждение данным выводам, можно найти, обратившись к аналогичным социологическим исследованиям.

Недостаточное количество работников соответствующих служб может отрицательно влиять на подготовку работников предприятия по вопросам ОТ и БДД. Вследствие загруженности специалиста, отвечающего за качество данной подготовки, появляется риск формального подхода к обучению или контролю работников из-за недостатка рабочего времени.

Необходимость в профессиональной подготовке работников служб ОТ и БДД, также является острой проблемой на автотранспортных предприятиях ХМАО. Более 60% работников служб ОТ и БДД не имеют соответствующего образования или не прошли переподготовку в установленные сроки. Несоблюдение требований безопасности работниками напрямую зависит от уровня подготовки, как самих работников, так и компетентности специалистов служб ОТ и БДД

Вероятность возникновения ДДП так же зависит от профессионального стажа работника, его психического и физического состояния [1]. Профессиональное мастерство подразумевает умение осознано и своевременно применять действия, доведенные до автоматизма. Уровень необходимых навыков поддерживается благодаря постоянным тренировкам. Если происходит длительный перерыв в тренировках (отпуск, болезнь и т.п.), происходит процесс разрушения навыков, которого водитель часто не замечает. Так же с годами происходит притупление бдительности и осторожности. Что в свою очередь может являться первопричиной ДТП. Физическая усталость, возникающая как правило к концу смены, стрессовое состояние в час пик на дорогах, монотонность обстановки при длительных ночных переездах и другие подобные состояния так же повышают риск возникновения НС.

Физические и химические вредные производственные факторы (повышенные уровни шума, вибрации, пониженная влажность, отклонение температуры воздуха от нормативных значений, превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны и т.п.) могут оказывать негативное влияние на самочувствие водителя и быть причиной в возникновения аварийной ситуации.

Для достижения значимого эффекта в борьбе с возникновением НС на производстве руководителям автотранспортных предприятий предлагается воспользоваться рекомендациями, разработанными после проведенного анализа ДТП, происшедших на территории ХМАО-Югра:

1. Проводить обучение по ОТ руководителей, ИТР и рабочих по соответствующим программам по ОТ непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами;

2. Обучение по ОТ в организации проводить по программам обучения по охране труда, разработанным на основе примерных учебных планов и утвержденных работодателем;

3. В процессе обучения по ОТ руководителей и специалистов необходимо проводить лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д. Могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по ОТ, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение;

4. Сотрудники организаций должны проходить регулярную проверку знаний требований ОТ работников, в том числе, руководителей организаций, с учётом профессиональных компетенций. Проверка знаний требований ОТ должна проводиться в соответствии с нормативными правовыми актами по ОТ, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их должностные обязанности, с учётом характера производственной деятельности;

5. Внедрять дистанционные образовательные технологии обучения и контроля знаний в образовательный процесс подготовки, повышения квалификации специалистов отделов ОТ и БДД;

6. Внедрять дистанционные образовательные технологии в образовательный процесс обучения персонала безопасным принципам трудовой деятельности;

7. Внедрять систему мониторинга уровня знаний персонала в области ОТ;

8. Создать службу БДД. Согласно результатам анкетирования она отсутствует на 1/3 предприятий. На данных предприятиях удельный вес ДТП существенно выше, чем на остальных;

9. Базовое образование специалиста по ОТ должно быть высшим техническим или профильным;

10. Организовать постоянное слежение, обучение и контроль знаний специалистов по ОТ (более 60 % специалистов за отчётные годы не повышали свою квалификацию на курсах переподготовки или повышения квалификации);

11. Проводить профпереподготовку (по данным анкетирования, в профпереподготовке нуждаются 37,8% специалистов по ОТ);

12. Проводить повышение квалификации (по данным анкетирования, в повышении квалификации нуждаются 30,4% специалистов по ОТ);

13. Проводить профпереподготовку по БДД (по данным анкетирования, в профпере-подготовке по БДД нуждаются 19,2% специалистов по ОТ, 65% специалистов по БДД за отчётный период не прошли специальные курсы подготовки по БДД);

14. Проводить мероприятия (с персоналом и оборудованием РМ) по снижению проф-заболеваемости;

15. Проводить обучение персонала по ОТ (безопасные принципы работы), проверку знаний, выдачу удостоверений о проверке знаний;

16. Следует организовать обучение водителей по методике ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта»;

17. Необходимо наличие на предприятии выделенного специалиста-аудитора по БДД;

18. Необходимо осуществлять контроль рисков, управление поведением персонала на рабочих местах. Разработать меры стимулирования персонала за использование только безопасных приёмов работы;

19. Стремиться к уменьшению показателя «количество единиц автотранспорта на 1-го специалиста службы БДД» за счёт увеличения количества сотрудников службы БДД на предприятии.

Направление кривой возникновения НС в автотранспортных предприятиях ХМАО-Югра, изображенной на диаграмме (рис. 1), в огромной степени зависит от рассмотренных выше первопричин и следования перечисленным рекомендациям. Целью каждого руководителя должно стать снижение показателей данной кривой до нулевого значения. Забота о жизни и здоровье работников должна стать приоритетным направлением в политике и в хозяйственной деятельности каждого предприятия. Для этого необходимо помимо точного и полного соблюдения норм и требований трудового законодательства, следить за нововведениями в области ОТ и перенимать передовой позитивный опыт отечественных и иностранных компаний в данном направлении (например, проведение аудитов безопасности, проведение добровольной сертификации работ по ОТ и т.п.).

Библиографический список

1. Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте: метод. пособие. Утв. Минтрансом РФ // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.