Научная статья на тему 'Несанкционированные молитвенные собрания православных в 1940-е гг. (на примере Новосибирской области)'

Несанкционированные молитвенные собрания православных в 1940-е гг. (на примере Новосибирской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Православие / Русская Православная Церковь / РПЦ / история РПЦ в ХХ веке / уполномоченный Совета по делам РПЦ / нелегальные собрания / репрессии против верующих / Orthodoxy / Russian Orthodox Church / history of the Russian Orthodox Church in the twentieth century / authorized representative of the Council for the Russian Orthodox Church / illegal meetings / repressions against believers

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симон Истюков

В настоящей работе анализируется явление, имевшее место во второй половине 40-х гг. XX века в Русской Православной Церкви, несанкционированные молитвенные собрания верующих. Объясняются их причины, рассматриваются разные виды таких собраний: с участием не зарегистрированных в законном порядке священнослужителей, с участием иных бывших служителей Церкви (псаломщиков, певцов, церковных старост), с участием одних мирян, выходы в поле с молитвами о дожде. Приводятся примеры таких собраний и примеры запретительных мер со стороны властей (исполкомов, милиции, финансовых органов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unauthorized Orthodox Prayer Meetings in the 1940s (on the example of the Novosibirsk region)

This paper analyzes the phenomenon that took place in the second half of the 1940-s of XX century in the Russian Orthodox Church unauthorized prayer meetings of believers. Their reasons are explained, various types of such meetings are considered: with the participation of clergymen who are not legally registered, with the participation of other former ministers of the Church (psalm-readers, singers, church elders), with the participation of laymen alone, going out into the field with prayers for rain. Examples of such meetings and examples of prohibitive measures of the authorities (executive committees, police, financial authorities) are given.

Текст научной работы на тему «Несанкционированные молитвенные собрания православных в 1940-е гг. (на примере Новосибирской области)»

удк 9.908

Иеромонах Симон (Истюков)

Новосибирская православная духовная семинария Кандидат богословия, доцент 633103, Новосибирская область, город Обь, ул. Военный городок, 127

несанкционированные молитвенные собрания православных В 1940-е ГГ. (на примере новосибирской области)

Аннотация: в настоящей работе анализируется явление, имевшее место во второй половине 40-х гг. XX века в русской православной Церкви, - несанкционированные молитвенные собрания верующих. объясняются их причины, рассматриваются разные виды таких собраний: с участием не зарегистрированных в законном порядке священнослужителей, с участием иных бывших служителей Церкви (псаломщиков, певцов, церковных старост), с участием одних мирян, выходы в поле с молитвами о дожде. приводятся примеры таких собраний и примеры запретительных мер со стороны властей (исполкомов, милиции, финансовых органов).

Ключевые слова: Православие, Русская Православная Церковь, РПЦ, история РПЦ в ХХ веке, уполномоченный Совета по делам РПЦ, нелегальные собрания, репрессии против верующих.

Hieromonk simon (Istyukov Vitaly Engelevich)

Novosibirsk orthodox theological seminary Candidate of theology, associate professor 633103, Novosibirsk oblast, Ob, Voyenny Gorodok str., 127

unauthorized orthodox prayer meetings in the 1940s (on the example of the Novosibirsk region)

Abstract: This paper analyzes the phenomenon that took place in the second half of the 1940-s of XX century in the Russian Orthodox Church - unauthorized prayer meetings of believers. Their reasons are explained, various types of such meetings are considered: with the participation of clergymen who are not legally registered, with the participation of other former ministers of the Church (psalm-readers, singers, church elders), with the participation of laymen alone, going out into the field with prayers for rain. Examples of such meetings and examples of prohibitive measures of the authorities (executive committees, police, financial authorities) are given.

Key words: Orthodoxy, Russian Orthodox Church, history of the Russian Orthodox Church in the twentieth century, authorized representative of the Council for the Russian Orthodox Church, illegal meetings, repressions against believers.

Несмотря на многочисленные ходатайства верующих, в 1944-1947 гг. в Новосибирской области было открыто только 6 храмов. Богослужения могли совершать только священники, зарегистрированные уполномоченным, причем только в определенном в справке о регистрации храме (и иногда в близлежащих населенных пунктах).

Отсутствие помещений для легального совершения богослужений толкало многих верующих на противоправные действия — несанкционированные молитвенные собрания. Такие тайные богослужения совершались в частных домах чаще всего под руководством бывших псаломщиков либо простыми верующими, умевшими пользоваться церковными книгами.

В настоящей статье приводятся сведения о несанкционированных молитвенных собраниях православных в 1940-е гг. (на основе отчетов уполномоченного Совета по делам РПЦ в Новосибирской области, хранящихся в Государственном архиве Новосибирской области).

НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ СВЯЩЕННИКИ

по сведениям, переданным уполномоченному председателем Бердского горисполкома, в г. Бердск (пригород Новосибирска) в 1944 г. изредка приезжали из Новосибирска священники для совершения треб. Кто именно из священников приезжал в г. Бердск — установлено не было1. Как уже говорилось, это являлось нарушением законодательства о культах того времени. В этом же 1944 г. проходили молитвенные собрания с участием незарегистрированного священника в г. Болотном2.

В отчетах уполномоченного приводятся фамилии незаконно совершавших богослужения и требы священников (сведения об их именах, как правило, в отчетах отсутствуют).

По сведениям уполномоченного, в 1944 г. в г. Купино Новосибирской области требы в домах верующих и богослужения на праздники пасхи, Вознесение и день св. троицы совершал незарегистрированный священник Саракуз С.И.3. Уполномоченный охарактеризовал его как «проходимца»4. Из того, что заявления об открытии церкви или молитвенного дома от верующих г. Купино не поступало, уполномоченный сделал вывод, что священник не был заинтересован в регистрации общины и его самого как служителя культа (чтобы избежать налогов) и под влиянием его вопрос о регистрации общины верующие не возбуждали5.

В г. Купино в 1-й половине 1946 г. несколько служб провел приехавший туда незарегистрированный священник Линев, запрещенный в священнослужении, поэтому не принятый на службу архиепископом Варфоломеем. Линев в г. Купино и в г. Татарске организовал подачу верующими ходатайства об открытии церквей, причем заявлял, что в этом вопросе он якобы действует по поручению архиепископа Варфоло-мея6. В это же время в г. Искитиме высланный на 5 лет за службу у немцев незарегистрированный быв. священник Беляев совершал иногда требы по просьбе верующих7.

Такие факты отмечены в г. Татарске, где требы и богослужения проводил один инвалид Отечественной войны (фамилия не выяснена) и быв. священник плотников, незадолго до этого вернувшийся из заключения (осужден был на 10 лет). Плотников выполнял требы также в райцентре — с. Усть-Тарке, где он проживал8.

Совершение треб и общие молитвы были отмечены в с. Петропавловке Венгеровского района, где руководил этим бывший священник Чернов, высланный в Сибирь как служивший у немцев9.

В г. Тогучине Тогучинского района 9 июня 1946, в день Святой Троицы, без ведома местных властей в одном из жилых домов, который верующие имели в виду взять в аренду под молитвенный дом, организовал праздничную службу священник Еременко. Еременко получил назначение архиепископа Варфоломея настоятелем в одну из церквей Тюменской области и, приехав в г. Тогучин, где он проживал, за вещами, организовал праздничное богослужение. На это богослужение приехали верующие из ближайших населенных пунктов. Заработав себе на дорогу, Еременко выехал к месту назначения, а у некоторых верующих

1 Информационный доклад о состоянии и деятельности РПЦ в г. Новосибирске и Новосибирской области за 3-й квартал 1944 г. // Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 11. Л. 8-21.

2 Там же.

3 Информационный доклад ... за 2-й квартал 1944 г. // ГАНО. ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 11. Л. 1-7.

4 Информационный доклад ... за 1-й квартал 1945 г. // ГАНО. ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 15. Л. 1-11.

5 Там же.

6 Информационный доклад ... за 1-й квартал 1946 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 19. Л. 3-10.

7 Там же.

8 Справка секретарю Новосибирского обкома ВКП (б) о состоянии и деятельности РПЦ от 15.12.1946 // ГАНО. ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 19. Л. 30-33.

9 Там же.

создалось впечатление, что молитвенный дом в г. Тогучине сначала открыли, а затем снова закрыли. Об этом факте был поставлен в известность архиепископ Варфоломей, который перед отъездом в Тюмень дал телеграмму уполномоченному Совета Тихомирову: до его приезда Еременко не регистрировать10.

Со стороны архиепископа Варфоломея были попытки урегулировать проблему с незаконными действиями священников: в 1944 г. Владыка поставил перед уполномоченным вопрос о необходимости выездов зарегистрированных священников Новосибирских церквей в ближайшие населенные пункты, где нет действующих церквей, для совершения треб по просьбам верующих. Уполномоченный сделал разъяснение, что священники должны совершать требы только в тех населенных пунктах, в которых они за-регистрированы11.

Однако в начале 1945 г. управляющему епархией было разрешено уполномоченным иметь при одной из новосибирских церквей одного священника для разъездов по просьбам верующих для выполнения треб12. Назначенный архиереем разъездной священник недолго исполнял возложенное на него послушание: 1 августа 1945 г. он был снят с регистрации (как было указано в отчете уполномоченного, по причине «пьянства и связи с проходимцами»13). При этом уполномоченный писал в отчете за 3-й квартал 1945 г.: «Считаю, что практиковать регистрацию разъездных священников в будущем не следует. Сам факт выездов разъездного священника в сельскую местность является искусственным побудителем ходатайств верующих об открытии церкви или молитвенного дома»14.

ДРУГИЕ СЛУЖИТЕЛИ ЦЕРКВИ (ПСАЛОМЩИКИ, ИПОДИАКОНЫ, ПЕВЧИЕ)

Как сообщал уполномоченный, в некоторых населенных пунктах области «...псаломщики, бывшие певчие в церковном хоре или просто люди знающие церковную службу и церковнославянский язык проводят богослужения, совершают требы, читают часослов, псалтырь, евангелие или читают по умершим и т.п.»15.

В 1944 г. бывший иподиакон новосибирского обновленческого архиерея Петр Захаров-Ткачев пытался получить назначение священником в церковь, но архиепископ Варфоломей в этом ему отказал, т.к. захаров-Ткачев, по словам уполномоченного, зарекомендовал себя «проходимцем, не брезгующим никакими средствами обмана верующих». В 1944 г. Захаров-Ткачев совершал требы в городе Новосибирске на частных квартирах, иногда выезжал с этой целью в районы на пригородных поездах. В конце лета Захаров-Ткачев был в с. Колывани, где совершил несколько треб крещение и исповедь, за что собрал с верующих деньги, яйца, масло и др. продукты; объяснял верующим, что он ходатайствует об открытии церкви в с. Колывани; пытался собирать деньги на ремонт церкви и т.п.16. Он же в июле 1945 г. совершал требы в с. Пензенке Тогучинского района17.

В 1946 г. верующие командировали на встречу с уполномоченным бывшего певчего Сапунова, 68 лет, из п. Низовки Тогучинского района. О нем уполномоченный писал, что он «. больше интересовался не порядком оформления ходатайства об открытии молитвенного дома, а как получить разрешение читать по покойникам, читать часы, петь молитвы и собираться на общую молитву. Сапунов откровенно сказал, что он живет на заработки от этого»18.

В 1947 г. в г. Черепанове совершал требы снятый с регистрации дьякон Скоропостижный, о чем уполномоченный сообщал в горисполком и архиепископу Варфоломею19.

О других случаях уполномоченный сообщал в справке от 1948 г.: «В р.п. Карасуке молитвенные собрания организовывал в 1945-1947 г.г. быв. церковный староста Бондаренко, молитвенные собрания проводились часто, сам Бондаренко организовал изготовление свечей и продажу их. В г. Купино религиозные обряды совершает быв. псаломщик Паршуков, там же в большие праздники проводились молитвенные собрания»20.

10 Там же.

11 Информационный доклад о состоянии и деятельности РПЦ в г. Новосибирске и Новосибирской области за 3-й квартал 1944 г. // Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 11. Л. 8-21.

12 Информационный доклад ... за 1-й квартал 1945 г. // ГАНО. ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 15. Л. 1-11.

13 Информационный доклад ... за 2-й и 3-й квартал 1945 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 15. Л. 13-28.

14 Там же.

15 Информационный доклад ... за 2-й квартал 1946 г. // ГАНО. ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 19. Л. 14-22.

16 Информационный доклад ... за 4-й квартал 1944 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 11. Л. 24-37.

17 Информационный доклад ... за 2-й и 3-й квартал 1945 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 15. Л. 13-28.

18 Информационный доклад ... за 2-й квартал 1946 г. // ГАНО. ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 19. Л. 14-22.

19 Информационный доклад ... за 2-й квартал 1947 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 23. Л. 66-83.

20 Справка в Новосибирский обком ВКП (б) о состоянии и деятельности РПЦ от 25.03.1948 // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 27. Л. 21-38.

мошенники под видом священников

Пользуясь нехваткой священников и потребностью в совершении таинств, некоторые мошенники обманывали доверчивых людей, зарабатывая на них деньги.

По сообщению уполномоченного, в 1945 г. в г. Новосибирске и в ближайших населенных пунктах в 1945г. совершал религиозные требы некто Васильев. После его ареста расследованием его действий было установлено: «Васильев 1896 г. рождения, из г. Сталинграда, после эвакуации населения города он приобрел облачение священника, крест, выдал себя за священника и по пути в Сибирь совершал религиозные требы, зарабатывая, с его слов, большие деньги. В Новосибирске, при помощи машинистки ОСМЧ-101 Морозовой сфабриковал грубо сделанную справку о том, что он посвящен в сан протоирея сталинградским архиепископом Арсением»21 [4]. Далее уполномоченный сообщал, что Васильев пытался в Успенской церкви украсть икону, совершал другие кражи и в итоге был осужден на 10 лет22 [4].

К мошенническим действиям следует отнести и совершение треб (крещение, исповедь) бывшими служителями Церкви, не имевшими священного сана, о чем упоминалось выше.

молитвенные собрания верующих в частных домах и выходы в поле с молебнами о дожде без разрешения и регистрации общины

и без служителей культа

16 июля 1944 г. в с. Козихе Верхне-Ирменского района днем до 20 женщин преклонного возраста собрались и ходили с иконами в поле, где молились о дожде. В с. Тихоново Верхне-Ирменского района 25 июня 1944 г. группа пожилых женщин в количестве 12 человек днем ходила с иконами в поле, где организовала молебен о дожде23.

В 1945 г., 12 июля (праздник свв. Петра и Павла), в с. Борцово Тогучинского района группа верующих, преимущественно женщин, устроила крестный ход в поле для молитвы о дожде24. В с. Убинском того же

25

района группа верующих в июле выходила в поле с иконами для молитвы о дожде25.

В 1949 г., 24 июня, в д. Алексеевке Ново-Майзасского сельсовета Кыштовского района группа верующих до 35 человек утром организовала крестный ход на речку Тарку с иконами, крестами и пением молитв: молились о дожде (длительное время не было дождей). В крестном ходе участвовали исключительно женщины преимущественно пожилого и среднего возраста, было несколько молодых. В связи с крестным ходом 16 колхозниц не вышли на работу, некоторые ушли с работы. В тот же день — 24 июня в с. Казаткуль Татарского района группа женщин до 30 человек с иконами вышла на берег озера, где молились в течение 1% — 2 часов и разошлись26.

Сведения о молитвенных собрания верующих без духовенства поступали уполномоченному в 1944 г. из с. Троицкого Кочковского района27, с. Нижнекаменки Ирменского района28, с. Каргата Каргатского района29, с. Дресвянки Маслянинского района30 и многих других населенных пунктов. Собрания обычно проходили по церковным праздникам в частных домах. Иногда в отчетах указывались фамилии хозяев домов, где проходили собрания, и численность собравшихся (например: «группа верующих в 12-15 человек»31, «количество присутствующих от 20 до 50 чел.»32 или «до 100 чел.»33.

В «Справке о деятельности группы верующих — православных в с. Никоново Маслянинского района», составленной уполномоченным 15.07.1948 г., рассказывается о деятельности жителя п. Репинского Гаврилова, который «.в марте месяце 1948 г. в п. Калиновке, Никоновского с/совета, в колхозе им. Парижской Коммуны окрестил 4 детей, в том числе 12-летнюю школьницу, а до этого он, по сведениям, в д. Киндереп, Легостаевского района окрестил до 30 детей. Гаврилов в п. Калиновке был задержан председа-

21 Информационный доклад ... за 1-й квартал 1946 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 19. Л. 3-10.

22 Там же.

23 Информационный доклад о состоянии и деятельности РПЦ в г. Новосибирске и Новосибирской области за 3-й квартал 1944 г. // Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 11. Л. 8-21.

24 Информационный доклад ... за 2-й и 3-й квартал 1945 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 15. Л. 13-28.

25 Там же.

26 Информационный доклад ... за 2-й квартал 1949 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 32. Л. 80-103.

27 Информационный доклад ... за 2-й квартал 1944 г. // ГАНО. ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 11. Л. 1-7.

28 Информационный доклад ... за 1-й квартал 1945 г. // ГАНО. ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 15. Л. 1-11.

29 Информационный доклад ... за 1-й квартал 1945 г. // ГАНО. ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 15. Л. 1-11.

30 Там же.

31 Там же.

32 Информационный доклад ... за 1-й квартал 1947 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 23. Л. 41-63.

33 Информационный доклад ... за 2-й квартал 1947 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 23. Л. 66-83.

телем Никоновского с/совета и под конвоем направлен в Маслянинское райотделение милиции, у него были отобраны церковные книги. Через 2-3 дня Гаврилов был освобожден. Гаврилов к церковным организациям в прошлом не принадлежал, материально живет плохо и начал совершать религиозные обряды, как он сам заявил, чтобы заработать: «надо же чем-нибудь жить» и поэтому был в большой претензии, что председатель с/совета его задержал и не дал ему «подзаработать» и обвинял председателя с/совета в том, что он нарушает конституцию, которой религиозные обряды не запрещаются»34.

Встречались активисты, наивно обращавшиеся к уполномоченному за разрешением читать молитвы и исполнять церковные песнопения во время собраний верующих в частных домах. В отчете за 3-й квартал 1949 г. уполномоченный писал: «Гр-н с. Ордынского Дементьев — 70 лет, сторож сельпо, инициатор ходатайства об открытии церкви, посетив меня 24/1Х — подал заявление и просил лично выдать ему справку, разрешающую ему читать псалтырь по умершим по просьбе родственников умершего, петь псалмы и молитвы, читать церковные книги на квартирах, куда его приглашают верующие. Гр-н Дементьев в заявлении и лично объяснил мне, что он с малых лет самоучкой научился и пристрастился к церковному пению и поет псалмы, молитвы и пр. постоянно и где бы он не был — в дороге, в лесу, на работе, днем и ночью. Поэтому верующие приглашают его, и он по их просьбе читает псалтырь, поет молитвы, читает церковные книги, за это ничего не получает от верующих, за исключением разве покормить его обедом. Мною в выдаче просимой справки Дементьеву отказано»35.

В некоторых случаях жалобы на несанкционированные моления подавали уполномоченному зарегистрированные священники. Например, в 1949 г. уполномоченному поступило «.заявление настоятеля церкви с. Ирмень Секова о том, что в дер. Темная Ирменского района гр-ка Мальцева совершает религиозные обряды в квартирах верующих — крестит детей (сообщено для принятия мер ОблфО и предрай-исполкома)36.

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫМ БОГОСЛУЖЕНИЯМ

СО СтОРОНы ВЛАСтЕй

О выявленных фактах совершения несанкционированных богослужений уполномоченный сообщал в райисполкомы соответствующих районов области, требовал «.запретить религиозные обряды и требы, а в случае повторения оштрафовать или привлечь к ответственности»37. Одной из мер пресечения было обложение «виновных» подоходным налогом.

В 1946 г. уполномоченный сетовал, что «.борьба с нарушениями советского законодательства на местах проводится слабо, зачастую эти случаи местные органы не знают, а когда устанавливают, то вместо разъяснений допускают иногда нетактичность, грубость»38.

Определенной вершиной работы уполномоченного по выявлению лиц, незаконно совершавших богослужения и требы, является составление в начале 1949 г. для Совета по делам РПЦ таблицы, где он перечислил всех известных ему лиц, нелегально проводивших богослужения и требы, названия населенных пунктов, фамилии домовладельцев, с какого времени совершаются молитвенные собрания39.

В отчетах уполномоченного за 1950-51 гг. о подобных фактах уже не сообщается. Видимо, благодаря энергичным действиям уполномоченного и местных органов власти (милиции, исполкомов, финорганов) люди, совершавшие несанкционированные богослужения, были запуганы и прекратили такие совместные молитвы либо стали их проводить очень скрытно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, во второй половине 40-х гг. XX века во многих населенных пунктах Новосибирской области имели место не санкционированные властями богослужебные собрания. Главной причиной этого явления были нехватка действующих храмов и легальных священников и стремление верующих к совместной молитве и участию в требах. Второй причиной было желание некоторых «проходимцев» воспользоваться сложившейся ситуацией с выгодой для себя. Молитвенные собрания верующих проходили

34 Справка о деятельности группы верующих - православных в с. Никоново Маслянинского района от 15.07.1948 // ГАНО. ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 27. Л. 61-65.

35 Информационный доклад ... за 3-й квартал 1949 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 32. Л. 114-132.

36 Информационный доклад ... за 1-й квартал 1949 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 32. Л. 55-77.

37 Информационный доклад ... за 2-й квартал 1944 г. // ГАНО. ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 11. Л. 1-7.

38 Справка секретарю Новосибирского обкома ВКП (б) о состоянии и деятельности РПЦ от 15.12.1946 // ГАНО. ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 19. Л. 30-33.

39 Справка в Совет по делам РПЦ №03/с от 27.01.1949 // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 32. Л.25-29.

либо с участием не зарегистрированного в официальном порядке духовенства, либо с участием бывших псаломщиков и певчих, либо просто проводились людьми, помнившими основные молитвы и порядок богослужения. Подобные действия пресекались местными органами власти и в самом конце 40-х гг. XX века стали редким явлением.

источники И ЛИТЕРАТУРА

1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД о состоянии и деятельности РПЦ в г. Новосибирске и Новосибирской области за 3-й квартал 1944 г. // Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 11. Л. 8-21.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ... за 2-й квартал 1944 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 11. Л. 1-7.

3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ... за 1-й квартал 1945 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 15. Л. 1-11.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ... за 1-й квартал 1946 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 19. Л. 3-10.

5. Справка секретарю Новосибирского обкома ВКП (б) о состоянии и деятельности РПЦ от 15.12.1946 // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 19. Л. 30-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ... за 2-й и 3-й квартал 1945 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 15. Л. 13-28.

7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ... за 2-й квартал 1946 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 19. Л. 14-22.

8. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ... за 4-й квартал 1944 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 11. Л. 24-37.

9. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ... за 2-й квартал 1947 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 23. Л. 66-83.

10. Справка в Новосибирский обком ВКП (б) о состоянии и деятельности РПЦ от 25.03.1948 // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 27. Л. 21-38.

11. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ... за 2-й квартал 1949 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 32. Л. 80-103.

12. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ... за 1-й квартал 1947 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 23. Л. 41-63.

13. Справка о деятельности группы верующих — православных в с. Никоново Маслянинского района от 15.07.1948 // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 27. Л. 61-65.

14. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ... за 3-й квартал 1949 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 32. Л. 114-132.

15. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ... за 1-й квартал 1949 г. // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 32. Л. 55-77.

16. Справка в Совет по делам РПЦ №03/с от 27.01.1949 // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 32. Л.25-29.

REFERENCES

1. INFORMATION REPORT on the state and activities of the Russian Orthodox Church in Novosibirsk and the Novosibirsk Region for the 3rd quarter of 1944. GANO - Gosudarstvennyi arkhiv Novosibirskoi oblasti [the State Archive of the Novosibirsk Region]. Stock R-1418, L. 1, Dos. 11, pp. 8-21.

2. INFORMATION REPORT ... for the 2nd quarter of 1944. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 11, pp. 1-7.

3. INFORMATION REPORT ... for the 1rd quarter of 1945. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 15, pp. 1-11.

4. INFORMATION REPORT ... for the 1rd quarter of 1946. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 19, pp. 3-10.

5. Certificate to the Secretary of the Novosibirsk Regional Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks on the status and activities of the Russian Orthodox Church dated 12/15/1946. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 19, pp. 30-33.

6. INFORMATION REPORT ... for the 2nd and 3rd quarter of 1946. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 15, pp. 13-28.

7. INFORMATION REPORT ... for the 2nd quarter of 1946. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 19, pp. 14-22.

8. INFORMATION REPORT ... for the 4th quarter of 1944. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 11, pp. 24-37.

9. INFORMATION REPORT ... for the 2nd quarter of 1947. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 23, pp. 66-83.

10. Certificate to the Novosibirsk Regional Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks on the status and activities of the Russian Orthodox Church dated 03/25/1948. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 27, pp. 21-38.

11. INFORMATION REPORT ... for the 2nd quarter of 1949. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 32, pp. 80-103.

12. INFORMATION REPORT ... for the 1st quarter of 1947. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 23, pp. 41-63.

13. Information about the activities of a group of Orthodox believers in the village Nikonovo Maslyaninsky district dated 07/15/1948. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 27, pp. 61-65.

14. INFORMATION REPORT ... for the 3rd quarter of 1949. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 32, pp. 114-132.

15. INFORMATION REPORT ... for the 1st quarter of 1949. GANO. Stock R-1418, L. 1, Dos. 32, pp. 55-77.

16. Certificate to the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church No. 03/s dated 01/27/1949. Stock R-1418, L. 1, Dos. 32, pp. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.