Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 6 (361). История. Вып. 63. С. 106-111.
РЕЛИГИЯ. ОБЩЕСТВО. ВЛАСТЬ
УДК 94
ББК 63.3(2)6
Е. И. Малюков
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИ СНК СССР ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
На базе архивных материалов Государственного Архива Российской Федерации и Областного Государственного архива Челябинской области, впервые вводимых в научный оборот, рассмотрена деятельность уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик по Челябинской области в 1943-1945 гг.
Особое внимание уделено становлению института уполномоченного в Челябинской области, дан анализ основных направлений его деятельности. Рассматривается процесс открытия храмов и молитвенных домов в области, роль уполномоченного в возрождении религиозной жизни действующих приходов, взаимоотношения уполномоченного с верующими, с духовенством, с местными органами власти, показано значение деятельности уполномоченного в становлении новых взаимоотношений между Русской православной церковью и государством на региональном уровне. Анализируется патриотическая деятельность верующих и духовенства в Челябинской области в годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: уполномоченный Совета по делам РПЦ при СНК СССР; открытие храмов; патриотическая деятельность РПЦ; Челябинская область.
В 2015 г. отмечается семидесятилетний юбилей победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Именно в годы войны, в это трагическое для страны время, радикальным образом изменился характер взаимоотношений советской власти и Русской православной церкви.
В первый день войны патриарший местоблюститель Сергий (Страгородский) заявил о патриотической позиции Российской православной церк-ви1. Патриотическая деятельность архиереев, священников и миллионов верующих явилась фактом, на который власть вряд ли имела право рассчитывать, учитывая долгие годы гонений и декларировавшийся курс на полное уничтожение церкви.
Общая политическая обстановка в стране и положение на фронтах к осени 1943 г. побудили руководство Советского Союза к решительным шагам по нормализации государственно-церковных отношений2. Встреча главы советского правительства И. В. Сталина 4 сентября 1943 г. с иерархами Православной церкви3 положила на-
1 См.: Сергий (Страгородский). Пастырям и пасомым Православной Христовой церкви. С. 3.
2 Одинцов М. И., Чумаченко Т. А. Совет по делам Русской православной церкви... С. 3-5.
3 Одинцов М. И., Чумаченко Т. А. Совет по делам Русской
православной церкви. С. 4.
чало новому этапу государственно-церковных отношений.
Следствием данной встречи стало создание специального органа для связи с патриархом Московским и всея Руси при СНК СССР - Совета по делам русской православной церкви (далее Совет, СДРПЦ), во главе с полковником НКВД Г. Г. Карповым.
14 сентября 1943 г. за подписью И. В. Сталина СНК СССР принял постановление «Об организации Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР»4. 7 октября этого года правительство СССР своим постановлением за № 1095 утвердило «Положение о Совете по делам Русской православной церкви при СНК СССР». Отдельным пунктом в Положении прописывалось создание в краях и областях Советского Союза института уполномоченных Совета:
«[...] 4. Совет по делам РПЦ имеет при СНК союзных и автономных республик, обл(край) исполкомах и горисполкомах своих уполномоченных, действующих в соответствии с п. 3 "Положения" и инструкциями Совета»5.
4 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 1. Л. 2.
5 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 1. Л. 11.
Институт уполномоченных создавался для реализации новой церковной политики власти непосредственно на местах.
Обязанностями уполномоченного СДРПЦ являлись: информирование Центра о ситуации в регионе, рассмотрение заявлений об открытии церквей, в том числе их проверка; подготовка справок, решений облисполкома, ведение разъяснительной работы среди сотрудников органов власти, выезды на места с целью проверки поступающих данных и контроля законности в сфере государственно-церковных отношений, учет духовенства и храмов, выдача регистраций священнослужителям, проведение других решений в соответствии с инструктивными письмами Совета. Уполномоченные должны были ежеквартально составлять информационные отчеты о своей работе1.
По заработной плате и положению должность уполномоченного приравнивалась к должностям начальников Управлений СНК республик и заведующих отделом обл(край)исполкомов. Финансирование должно было осуществляться из местного бюджета.
В Челябинской области уполномоченный Совета был назначен уже в декабре 1943 г. Им стал бывший прокурор области Петр Васильевич Ефимов, 1898 г. р., член партии с 1920 г., имел высшее образование.
К началу работы уполномоченного СДРПЦ П. В. Ефимова на территории Челябинской области действовал лишь один православный приход - Симеоновская церковь. Приход находился под управлением Свердловского архиепископа Варлаама, которому Синодом РПЦ было поручено разрешать церковные дела при обращении к нему верующих Челябинской области.
Одним из приоритетных в деятельности уполномоченного был вопрос об открытии храмов и молитвенных домов. С начала Великой Отечественной войны храмы и молитвенные дома по всей стране открывались и действовали де-факто. Действовали такие молитвенные дома и на территории Челябинской области2.
Вопрос о легализации деятельности молитвенных домов был в числе первых, которые поднял митрополит Сергий в Кремле 4 сентября 1943 г. Идя навстречу просьбе главы РПЦ, СНК СССР 28 ноября 1943 г. принял постановление «О порядке открытия церквей». Решение об открытии церкви или отклонении ходатайства верующих принимали местные органы власти - СНК ре-
1 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 2. Л. 26.
2 Уполномоченный В. С. Кладов в 1947 г. писал в Совет: «Мною был обнаружен действующий с 1941 г. молитвенный дом...» // ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 212. Л. 13.
спублик и обл(край)исполкомы. Если заявление отклонялось, то копия принятого решения с мотивировкой отказа направлялась в СДРПЦ. Если же местные органы власти находили возможным удовлетворить ходатайство верующих, то все материалы высылались ими в СДРПЦ. Совет, в свою очередь, должен был, рассмотрев вопрос, вынести предварительное решение и представить материалы на одобрение в СНК СССР. После соответствующего решения правительства Совет сообщал местным органам власти окончательное решение «для последующей регистрации нового религиозного общества и оформления передачи верующим церковного здания». Кроме этого, СНК республик и облисполкомы должны были согласовывать вопрос с управляющим епархией3.
Проверка поступивших заявлений и ходатайств верующих проводилась уполномоченным по нескольким направлениям:
• имеются ли среди подписавших заявление лица, лишенные избирательных прав;
• количество верующих в населенном пункте, в состоянии ли они будут восстановить церковное здание и нести все расходы по содержанию церкви;
• состояние церковного здания и чем оно занято в настоящее время;
• где и на каком расстоянии находится функционирующая церковь.
Одной из основных причин отклонения ходатайств в первые годы было их неправильное оформление верующими. П. В. Ефимов отмечал в отчете за 1944 г., что ряд заявлений написан карандашом, на клочке бумаги, с неразборчивой подписью. Иногда заявления подписаны тремя-пятью людьми, вместо положенных двадцати4. Такие заявления уполномоченным к рассмотрению не принимались и отправлялись на доработку. Ситуация усугублялась тем обстоятельством, что уполномоченный не имел права давать указания верующим в письменном виде, приходилось все объяснять на словах (из соображений секретности), что вызывало ошибки в оформлении, на исправление которых требовалось время. Секретность являлась важной особенностью работы уполномоченного. Все или почти все инструкции и указания Совета шли под грифом «секретно», «только для служебного пользования», с запретом знакомить с ними духовенство и ве-рующих5.
3 См.: Одинцов М. И. Религиозные организации в СССР. С. 84.
4 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 11. Л. 71.
5 См.: Одинцов М. И., Чумаченко Т. А. Совет по делам Русской православной церкви. С. 48.
Уполномоченный П. В. Ефимов встречался с ходоками, объясняя им как надо оформлять заявления, и с представителями местных органов советской власти, - обычно с председателями или секретарями гор(рай)исполкомов, - разъясняя им принципы новой церковной политики государства1.
Именно отношение местных органов власти, по мнению многих исследователей, являлось сдерживающим фактором в процессе открытия церквей в целом по стране2. Не составила исключения и Челябинская область.
Так, например, заявления верующих из Златоуста и Троицка были отклонены решением облисполкома по той причине, что рядом в населенных пунктах уже открыты храмы и «функционирующие церкви <...> еще полностью не восстановлены и вполне могут обслужить верующих указанных городов»3.
Местные власти затягивали рассмотрение ходатайств верующих. Шло время, в течение которого люди, подписавшие ходатайство, могли уйти из жизни, уехать из деревни и пр. Верующие были вынуждены оформлять ходатайство заново. Большую помощь в ускорении сроков рассмотрения дел оказало постановление СНК СССР от 01 декабря 1944 г., которое обязало райисполкомы высылать справки в течение десяти дней с момента получения запроса. Данное постановление отмечается в докладе П. В. Ефимова: «В соответствии с постановлением СНК СССР от 1 декабря 1944 г. № 1643-486с облисполком послал указания всем гор(рай)исполкомам»4.
В результате к концу Великой Отечественной войны в Челябинской области из 57 ходатайств было удовлетворено 11, а к концу года функционировало уже 25 церквей и молитвенных домов5.
Год Подано заявлений Открыто храмов
1944 27 11
1945 30 13
Ограниченное число открытых храмов и молитвенных домов в условиях подъема религиозности среди населения приводило к тому, что официально открытые храмы не справлялись с обслуживанием религиозных потребностей верующих. Следствием явилась достаточно распространенная практика совершения религиоз-
1 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 40. Л. 78-79; Д. 48. Л. 163; Д. 84. Л. 108; Д. 90. Л. 313; Д. 212. Л. 10-11; Д. 212. Л. 28; Д. 212. Л. 33-34; Д. 212. Л. 67.
2 См., например: Горбатов А. В. К вопросу о статусе уполномоченных... С. 35-47; Гераськин Ю. В. Уполномоченный Совета по делам РПЦ... С. 48-59.
3 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 40. Л. 76.
4 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 11. Л. 69.
5 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 35. Л. 83.
ных обрядов на дому незарегистрированными священниками. В 1943-1944 гг. подобные случаи отмечались уполномоченным П. В. Ефимовым в Копейске, Нязе-Петровске, Агаповском, Варненском и Миасском районах, в 1945 г такие факты были зафиксированы в отдаленных районах области6.
И власть, и Церковь совместно боролись с деятельностью незарегистрированных священников. Уполномоченный по Челябинской области, например, предлагал, что для искоренения этого явления духовенству маломощных приходов можно было бы разрешать совершать отдельные требы на дому верующих в населенных пунктах, не входящих в состав прихода, при наличии у священника справки от уполномоченного. Сами священники таких приходов, писал П. В. Ефимов, «где они недостаточно загружены и имеют ограниченные доходы, охотно соглашаются на выезды с требами, так как это увеличивает их доходы»7.
Такая позиция уполномоченного
П. В. Ефимова проявила себя в конкретном случае. В 1945 г. в поселке Кременкуль возник конфликт между заведующим школой и священником местного храма Александром Филипповичем Тверитиным. Заведующий пытался запретить священнику исполнять требы на дому верующих по их приглашению. П. В. Ефимов написал письмо и в адрес председателя Сосновского райисполкома, и лично заведующему школой. В результате вопрос был урегулирован, и священник смог беспрепятственно служить на дому по приглашению верующих8.
В обязанности уполномоченного Совета входило и ведение учета духовенства и церковнослужителей. На каждого духовного служащего заводилось личное дело с фотокарточкой, также как и на членов церковных советов и ревизионных комиссий. Уполномоченный вел также отдельные книги регистрации крещений, отпеваний, венчаний, патриотической деятельности духовенства и верующих области.
В среднем в квартал уполномоченный принимал порядка сорока-пятидесяти посетителей. Например, во втором квартале 1945 г. уполномоченным было принято шестьдесят человек. Из них духовенства - шестнадцать человек, по вопросам регистрации и получения прихода. Тридцать посещений верующих с ходатайствами об открытии церквей, за консультациями о правах и обязанностях исполнительных органов, о
6 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 11. Л. 70; Д. 40. Л. 77.
7 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 84. Л. 110.
8 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 40. Л. 78.
взаимоотношениях с местными органами власти. Четырнадцать посещений работников местных органов власти за консультацией1.
Насколько значима была должность уполномоченного Совета, свидетельствует пример обращения верующих и духовенства Челябинска по вопросу организации свечного завода в городе, так как приходы вынуждены были приобретать свечи у частных лиц, по завышенной цене2.
Жалобы духовенства в адрес уполномоченного на переобложение налогами со стороны финансовых органов были также достаточно распространенным явлением в годы войны. Это вопрос был болезненным для Церкви по всей стране, поскольку не был обеспечен нормативными актами. В данный период уполномоченный, как правило, лишь просил облфинотдел «выяснить вопрос», «дать соответствующие указания горфинотделу.. .»3.
Работа уполномоченного не была чисто кабинетной. Обычным явлением были выезды на места с целью проверки поданных ходатайств или с инспекционными целями. П. В. Ефимов даже считал возможным и необходимым для себя как уполномоченного СДРПЦ решать собственно внутренние проблемы прихода. Так, весной 1945 г. уполномоченный прибыл в Коркино - по вопросу выяснения взаимоотношений настоятеля церкви с бывшим председателем церковно-приходского совета. В результате П. В. Ефимов отказал в регистрации бывшему председателю церковного совета Н. И. Стоцкой «за нетактичное поведение по отношению к верующим и священнику»4.
Обычным явлением были выезды уполномоченного на места с целью проверки поданных ходатайств. Например, во втором квартале 1945 г. уполномоченный выезжал в Златоуст (ходатайство по открытию второй церкви в городе), Троицк и село Полтавку по ходатайствам верующих об открытии церквей. В Златоусте на основании анализа ситуации на месте уполномоченным было принято решение, затем предоставленное в исполком, о том, что сейчас вторую церковь «открывать нецелесообразно». По двум вторым выездам уполномоченный принял решение о том, что в Троицке открывать несвоевременно, а в Полтавке невозможно, так как здание переоборудовано под кинотеатр5.
Еще одним направлением деятельности уполномоченных Совета по делам РПЦ было
1 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 40. Л. 78-79.
2 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 212. Л. 11.
3 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 35. Л. 83.
4 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 40. Л. 78.
5 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 40. Л. 78.
наблюдение за состоянием и уровнем религиозности. Согласно отчетам уполномоченного П. В. Ефимова за 1944-45 гг. большое число верующих собиралось в храмах в дни престольных православных праздников. Так, например, пасхальные богослужение 1945 г. «[...]были многолюдные. Ни одна из функционирующих церквей не могла вместить желающих посетить богослужение». Уполномоченный перед Пасхой (согласно указанию Совета) разослал письма председателям тех исполкомов, где были открыты церкви, с просьбой обеспечить порядок во время богослужений, «благодаря чему все богослужения прошли торжественно и спокойно»6.
В честь Дня Победы 13 мая 1945 г. власть разрешила крестные ходы вокруг церквей7.
Уровень религиозности населения Челябинской области в годы Великой Отечественной войны косвенным образом нашел свое отражение в патриотической деятельности православных приходов. Верующие несли в храм деньги, облигации, семейные драгоценности, теплые вещи.
До октября 1944 г. (до открытия других церквей) Симеоновский храм сдал в Фонд обороны СССР 80000 р., члены общины приобрели облигации денежно-вещевой лотереи на 100000 р. Всего за годы войны прихожане Симеоновского храма Челябинска собрали 696000 р. в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов на более чем 100000 р., сдали серебра в изделиях 6500 г, золота 269 г. Настоятель церкви протоиерей С. А. Ашихмин за свою патриотическую проповедническую и организаторскую работу получил две благодарности лично от И. В. Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»8.
Всеми приходами области в четвертом квартале 1944 г. было внесено 40000 р. на нужды обороны. За втором квартале 1945 г. было пожертвовано 991257 р. и 100 штук полотенец в Фонд помощи детям фронтовиков, более 676000 р. составила общая подписка всех храмов на Четвертый военный заем9.
Создание в годы войны СДРПЦ и института его уполномоченных на местах имело огромное значение для Церкви и верующих страны. Появился институт, конкретное должностное лицо в регионе, к которому не только можно было обратиться с какими-либо вопросами, но
6 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 40. Л. 79.
7 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 40. Л. 79.
8 См.: Чумаченко Т. А. Челябинская епархия. С. 2.
9 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 11. Л. 70; Д. 40. Л. 79.
которое - согласно своему правовому положению - обязано было решать вопросы, связанные с деятельностью Русской православной церкви. В годы Великой Отечественной войны уполномоченные Совета явились институтом, без которого невозможна была бы реализация политики государства, направленной на нормализацию государственно-церковных отношений в стране.
Г
П. В. Ефимов
Фото из личного дела, ОГАЧО Ф. 288-Р. Оп. 158. Д. 77. Л.3.
Список литературы
1. Гераськин, Ю. В. Уполномоченный Совета по делам РПЦ: исторический портрет (На материалах областей Центральной России) / Ю. В. Герськин // Государство и церковь в ХХ веке. М., 2011. 464 с.
2. Горбатов, А. В. К вопросу о статусе уполномоченных по делам религии в Сибири (19431969 гг.) / А. В. Горбатов // Государство и церковь в ХХ веке. М., 2011. 464 с.
3. Одинцов, М. И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы ВОВ 1941-1945 гг. / М. И. Одинцов. М.: РАГС, 1995. 222 с.
4. Одинцов, М. И. Совет по делам РПЦ при СНК (СМ) СССР и Московская патриархия: эпоха взаимодействия и противостояния. 1943-1965 гг.: монография / М. И. Одинцов, Т. А. Чумаченко. СПб.: РОИР, 2013. 372 с.
5. Сергий (Страгородский). Пастырям и пасомым Православной Христовой церкви / Сергий (Страгородский) // Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война: сб. цер-ков. док. М., 1943. С. 3-5.
6. Чумаченко, Т. А. Челябинская епархия во второй половине ХХ века / Т. А. Чумаченко // Урал в контексте российской модернизации. Челябинск: Камен. пояс, 2005. С. 427-443.
Сведения об авторе
Малюков Егор Игоревич - аспирант кафедры политических наук Челябинского государственного университета.
egor_malyukov@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 6 (361). History. Issue 63. P. 106-111.
ACTIVITY OF COMMISSIONER BY THE COUNCIL FOR RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN SNK OF USSR IN THE CHELYABINSK REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
E. I. Malyukov
Postgraduate student of Department of Political Science, CSU.
On the base of archival materials of the Russian Federation State Archive and the Regional State Archive of Chelyabinsk region, first introduced in the scientific revolution, examined the activities authorized by the Council for the Russian Orthodox Church at the SNK of the Union of Soviet Socialist Republics in the Chelyabinsk region in 1943-1945 years.
Particular attention is given to the establishment of the commissioner in the Chelyabinsk region, and given analyze of its core activities. Considered the process of opening churches and prayer houses in the area, the role of commissioner in the revival of religious life of this parish, authorized relationships with believers, clergy, local authorities, also shows the importance of the activities authorized in the establishment of new relations between the Russian Orthodox Church and the state at the regional level. Analyzes the patriotic activities of believers and clergy in the Chelyabinsk region in the Great Patriotic War.
Keywords: commissioner of the Council for the Russian Orthodox Church at the SHK of the USSR; the opening of the temples; the patriotic activities of the ROC; Chelyabinsk region.
References
1. Geras'kin Ju. V. Upolnomochennyj Soveta po delam RPC: istoricheskij portret (Na materialah oblastej Central'noj Rossii) [Commissioner of the Council for the ROC: historical portrait]. Gosudarstvo i cerkov'v XX veke [The state and the Church in the 20th century]. M., 2011, 464 p. (In Russ.).
2. Gorbatov A. V. K voprosu o statuse upolnomochennyh po delam religii v Sibiri (1943-1969 gg.) [On the question of the status of the Commissioner for Religions in Siberia (1943-1969)]. Gosudarstvo i cerkov' v XX veke [The state and the Church in the 20th century]. M., 2011, 464 p. (In Russ.).
3. Odincov M. I. Religioznye organizacii v SSSR nakanune i v gody VOV1941-1945 gg. [Religious organizations in the USSR before and during the Great Patriotic War 1941-1945]. M., RAGS, 1995, 222 p. (In Russ).
4. Odincov M. I. Sovetpo delam RPCpri SNK (SM) SSSR i Moskovskajapatriarhija: jepoha vzaimode-jstvija i protivostojanija. 1943-1965 gg. [Council of the Russian Orthodox Church at SNK (SM) of the USSR and the Moscow Patriarchate: the era of interaction and confrontation. 1943-1965]: monografija / M. I. Odincov, T. A. Chumachenko. Sankt-Peterburg, ROIR, 2013, 372 p. (In Russ.).
5. Sergij (Stragorodskij) Pastyrjam i pasomym Pravoslavnoj Hristovoj cerkvi [Pastors and the flock of Christ Orthodox Church]. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' i Velikaja Otechestvennaja vojna. Sbornik cerkovnyh dokumentov [The Russian Orthodox Church and the Great Patriotic war: a collection of Church documents]. M., 1943, pp. 3-5. (In Russ.).
6. Chumachenko T. A. Cheljabinskaja eparhija vo vtoroj polovine XX veka [Diocese of Chelyabinsk in the second half of the XX century]. Ural v kontekste rossijskoj modernizacii [Ural in the context of Russia's modernization]. Cheljabinsk, Kamennyj pojas, 2005, pp. 427-443. (In Russ.).