Научная статья на тему 'Нерыночные методы регулирования ускоренного развития народного хозяйства (на примере Советской России и Китая)'

Нерыночные методы регулирования ускоренного развития народного хозяйства (на примере Советской России и Китая) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ринчино Баир

To give a comprehensive and unprejudiced account on the market reforms in Russia and China we have to examine the state in which the economies were before the reform. The failure to restore the national economy and ensure its accelerated development by market-oriented methods results in the immediate intervention of the state into production management and to the plan-based mechanisms of resources allocation, and this leads to dramatic change in the economic system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nonmarket-oriented methods of regulating a national economy accelerated development (by the example of Soviet Russia and China)

To give a comprehensive and unprejudiced account on the market reforms in Russia and China we have to examine the state in which the economies were before the reform. The failure to restore the national economy and ensure its accelerated development by market-oriented methods results in the immediate intervention of the state into production management and to the plan-based mechanisms of resources allocation, and this leads to dramatic change in the economic system.

Текст научной работы на тему «Нерыночные методы регулирования ускоренного развития народного хозяйства (на примере Советской России и Китая)»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Б. РИНЧИНО'

Баир РИНЧИНО — аспирант кафедры ОЭТ СПбГУЭФ.

Окончил Восточно-Сибирский государственный технологический университет, Институт экономики и права в 2003 г.; Юго-Западный университет экономики и финансов (г. Чэнду, Китай), 2004-2005 гг.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации: планово-рыночные методы регулирования, сравнительный анализ России и Китая.

^ ^

НЕРЫНОЧНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ И КИТАЯ)"

В централизованной плановой экономике подавление цен было необходимым условием функционирования механизма распределения ресурсов. Основной целью правительств СССР и Китая на момент становления централизованной экономики было ускоренное развитие и индустриализация народного хозяйства. Цены и ценовая политика в обеих странах выполняли функцию обеспечения принятого курса «догоняющей модели» развития экономики страны: поддержание высокой нормы накопления в целях ускоренного развития отраслей тяжелой промышленности. В таких условиях перелив ограниченных ресурсов в приоритетные стратегические отрасли из других отраслей промышленности и сельского хозяйства, которые рассматриваются как источники финансирования, происходит благодаря жесткой ценовой политике, плановому распределению дефицитных ресурсов и системе обязательных единых закупок сельскохозяйственной продукции.

По мнению Я. Корнан, в процессе регулирования цен «деньги не играют действительно „серьезной" роли, активно не влияют на принятие решений, а лишь участвуют в пассивной регистрации процессов»1.

Предприятиям приоритетных отраслей с нежестким бюджетным ограничением гарантировано длительное функционирование, несмотря на разного типа дефициты, а продукция становится сверхрентабельной. При финансовых трудностях данных предприятий «спасение» осуществляется посредством безмерной внешней помощи: дополнительные кредиты, снижение налоговых ставок, предоставление дотации и повышение цены на выпускаемую продукцию2.

' О Б. Ринчнно, 2007

" Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора А. И. Попова.

В результате строгого государственного контроля в области ценообразования цены были деформированы, не отражали себестоимости и реальных затрат при транспортировке, хранении и продаже.

В таких условиях чрезмерно увеличивался разрыв «ножниц цен», даже несмотря на политику льготных цен на сельскохозяйственные средства производства, проводимую правительством Китая в течение 20 лет. В среднем цены на сельхозпродукцию, до начала экономических реформ КНР, были на 41,1 % ниже ее реальной стоимости и в большинстве случаев являлись фиксированными3. Цены на промышленные товары росли невысокими темпами, в среднем на 2-3 %. Цены на производственные материалы не учитывались, поскольку такая продукция не рассматривалась в качестве товара.

В Советской России в 1921 г. был создан комитет цен в качестве межотраслевого органа по установлению оптовых и розничных цен. И к 1925 г. появились плановые цены4, которые, по мнению Е. Г. Ясина, были заменителем рыночного регулирования5.

Несмотря на то, что государственные фиксированные цены по сравнению с рыночными уступают в чуткости, т. е. вовремя не реагируют на изменения предпочтений потребителя и на равновесие спроса и предложений, они в условиях кризиса и начальной стадии развития обладают колоссальным преимуществом — централизация ограниченных материальных, финансовых и людских ресурсов, осуществление важнейших объектов строительства, ускоренное создание начальной базы индустриализации, обеспечение жизненных потребностей народа.

Как отмечают китайские ученые6, при исследовании плановой экономики сердцевиной такой системы является среда, с искаженными ценами на продукцию и факторы производства. Деформация системы цен, необходимая для форсирования индустриализации, осуществляется путем привлечения административных мер, к которым можно отнести понижение процентных ставок и обменного курса, занижение цены капитальных вложений, цен на продукцию сельского хозяйства. Они отмечают, что данные административные меры являются необходимым и основным условием стратегии «догоняющего развития» или ускоренной индустриализации. Такие меры использовали все без исключения страны, с высокоцентрализованной плановой экономикой, в том числе СССР и КНР.

Искусственно искаженные цены в первую очередь направлены на ограничение или подавление рыночного механизма, поскольку в условиях рынка гораздо труднее или невозможно аккумулировать дефицитные ресурсы и направить данные ресурсы в приоритетные проекты.

Российские ученые7 также акцентируют внимание на том, что усиление ценовой политики и ужесточение налогового пресса в конце 20-х годов прошлого столетия в СССР являлись основным механизмом финансирования индустриализации. Главнейший источник финансирования легко находилось из следующего соотношения. Так, 1928 г. лишь 40% национального дохода приходилось на промышленность, строительство и транспорт, а 60 % — на долю сельского хозяйства. В предреволюционном Китае производственная продукция традиционного аграрного хозяйства и ремесленной промышленности занимала еще большую долю в национальном доходе и составляла 87,7 %, а на промышленное производство приходилось только 12,3 %. Стремясь увеличить поступления, правительство СССР и Китая провело коллективизацию сельского хозяйства, если в Советском Союзе она проведена насильственно и сопровождалась широкомасштабными репрессиями, то в Китае она прошла с минимальными разрушениями.

Для осуществления вышеуказанной стратегии, как указывают Линь Ифу, Цай Фан и Ли Чжоу, одних административных мер недостаточно, необходимы инструменты, с помощью которых искажаются цены®. К таким инструментам они относят:

В результате строгого государственного контроля в области ценообразования цены были деформированы, не отражали себестоимости и реальных затрат при транспортировке, хранении и продаже.

В таких условиях чрезмерно увеличивался разрыв «ножниц цен», даже несмотря на политику льготных цен на сельскохозяйственные средства производства, проводимую правительством Китая в течение 20 лет. В среднем цены на сельхозпродукцию, до начала экономических реформ КНР, были на 41,1 % ниже ее реальной стоимости и в большинстве случаев являлись фиксированными3. Цены на промышленные товары росли невысокими темпами, в среднем на 2-3 %. Цены на производственные материалы не учитывались, поскольку такая продукция не рассматривалась в качестве товара.

В Советской России в 1921 г. был создан комитет цен в качестве межотраслевого органа по установлению оптовых и розничных цен. И к 1925 г. появились плановые цены4, которые, по мнению Е. Г. Ясина, были заменителем рыночного регулирования5.

Несмотря на то, что государственные фиксированные цены по сравнению с рыночными уступают в чуткости, т. е. вовремя не реагируют на изменения предпочтений потребителя и на равновесие спроса и предложений, они в условиях кризиса и начальной стадии развития обладают колоссальным преимуществом — централизация ограниченных материальных, финансовых и людских ресурсов, осуществление важнейших объектов строительства, ускоренное создание начальной базы индустриализации, обеспечение жизненных потребностей народа.

Как отмечают китайские ученые6, при исследовании плановой экономики сердцевиной такой системы является среда, с искаженными ценами на продукцию и факторы производства. Деформация системы цен, необходимая для форсирования индустриализации, осуществляется путем привлечения административных мер, к которым можно отнести понижение процентных ставок и обменного курса, занижение цены капитальных вложений, цен на продукцию сельского хозяйства. Они отмечают, что данные административные меры являются необходимым и основным условием стратегии «догоняющего развития» или ускоренной индустриализации. Такие меры использовали все без исключения страны, с высокоцентрализованной плановой экономикой, в том числе СССР и КНР.

Искусственно искаженные цены в первую очередь направлены на ограничение или подавление рыночного механизма, поскольку в условиях рынка гораздо труднее или невозможно аккумулировать дефицитные ресурсы и направить данные ресурсы в приоритетные проекты.

Российские ученые7 также акцентируют внимание на том, что усиление ценовой политики и ужесточение налогового пресса в конце 20-х годов прошлого столетия в СССР являлись основным механизмом финансирования индустриализации. Главнейший источник финансирования легко находилось из следующего соотношения. Так, 1928 г. лишь 40% национального дохода приходилось на промышленность, строительство и транспорт, а 60 % — на долю сельского хозяйства. В предреволюционном Китае производственная продукция традиционного аграрного хозяйства и ремесленной промышленности занимала еше большую долю в национальном доходе и составляла 87,7 %, а на промышленное производство приходилось только 12,3 %. Стремясь увеличить поступления, правительство СССР и Китая провело коллективизацию сельского хозяйства, если в Советском Союзе она проведена насильственно и сопровождалась широкомасштабными репрессиями, то в Китае она прошла с минимальными разрушениями.

Для осуществления вышеуказанной стратегии, как указывают Линь Ифу, Цай Фан и Ли Чжоу, одних административных мер недостаточно, необходимы инструменты, с помощью которых искажаются цены8. К таким инструментам они относят:

1) национализацию или преобладание государственного сектора в народном хозяйстве;

2) контроль распределения дефицитных ресурсов, монополизацию торговли, систему протекционизма и ограничения импорта;

3) финансовое регулирование (регулирование процентной ставки и создание льготных условий для вложений в стратегически приоритетные отрасли производства);

4) осуществление политики социального благосостояния в пользу города для поощрения развития промышленности.

Данные инструменты в корне изменили всю экономическую систему царской России и гоминдановского Китая, а также являлись необходимыми элементами трансформации всего народного хозяйства.

В высокоцентрализованной плановой экономике, как отмечает А. Г. Фонотов9, перед государством возникают две основные задачи: установление контроля над ресурсами и устранение возможных конкурентных источников спроса на эти ресурсы. Поэтому, по нашему мнению, оно стремится полностью контролировать распределение национального дохода и посредством аккумулирования свободных ресурсов в государственном бюджете, путем установления низких цен, осуществляет директивное перераспределение в наиболее приоритетные проекты.

Процесс инвестиции в директивно-плановой экономике протекает кардинально иным способом и не имеет аналогов ни в одной из форм рыночного хозяйства.

Во-первых, центральная администрация в плановой экономике независимо от других учреждений самостоятельно принимает решение о капитальных вложениях по всей стране. Например, в Китае, как и в Советском Союзе, подобные решения об инвестициях принимались государственными чиновниками.

Во-вторых, при инвестировании не учитываются экономические расчеты по определению эффективности, срок амортизации и ссудный процент не являются решающими элементами.

В-третьих, центр может мобилизовать огромное количество финансовых, материальных, трудовых ресурсов, и моментально сосредоточить их в пионерном секторе10, причем перемещение осуществляется без соответствующего возмещения.

В таких условиях деформируются и искажаются основные функции экономических категорий, например, кредит стал выполнять исключительно бухгалтерские операции, месячная процентная ставка которого для государственной промышленности Китая ежегодно снижалась".

Роль банковской системы ограничивается лишь функцией осуществления расчетов при распределении средств между предприятиями и госбюджетом, роль последней в плановой системе резко возросла, в ее функции уже входят мобилизация финансовых ресурсов и трансформация их в инвестиции.

На начало экономических реформ плановой экономики Китая (1930 г.) 18,7 % активов государственных предприятий, профинансированных за счет привлечения заемных средств, отражают незначительную роль банковской системы в финансировании капитальных вложений. В период с 1953 по 1978 г. в КНР 71 % капитальных вложений предприятий госсектора был осуществлен за счет средств бюджета12.

По сравнению с Китаем, в Советском Союзе реформа кредита была проведена в более радикальной форме, несмотря на то, что основные учреждения банковско-кредитного сектора Китая тоже были национализированы13.

После национализации банковской сферы на основе постановления ЦИК и СНК от 30 января 1930 г. был ликвидирован кредит в общественном секторе'*. Центральные учреждения начали выдавать их под единые плановые задания и практически на безвоз-

вратной основе. Часто, чтобы не останавливать производство, предприятия брали креди-сверх установленного плана.

В итоге предприятиям становилось под силу браться за любой проект и заказ.

Как мы уже заметили, в плановой экономике предприятия оказываются в условиях мягких бюджетных ограничений, т. е. они могут функционировать при любых обстоятельствах, вне зависимости от финансовых результатов их деятельности, от них требуется только одно — непрерывное производство. А экономический центр интересует прежде всего «объем производства продукта в базовом секторе и объем его потребления в пионерном»11. Некоторые современные экономисты замечают, что такие предприятия с мягкими бюджетными ограничениями, при рыночных условиях, были бы неконкурентоспособными. Мы согласны с таким замечанием при условии, что данное предприятие функционирует в мирное время и в условиях совершенной конкуренции. Так, по мнению В. ОЙкена, в реальной экономике существует несколько форм рынка и их разнообразное смешение. В этом мы видим огромную заслугу немецкого ученого. Он выделяет 5 форм (типов) рынка: конкуренция, частичная олигополия, олигополия, частичная монополия, монополия, в зависимости от степени влияния того или иного плана на производство. Критикуя крайние формы, В. Ойкен придерживается политики «среднего пути».

В ходе форсированного индустриального развития в обеих странах низкий уровень зарплат в государственном секторе не только обеспечивал перераспределение сбережений в пользу бюджета, но и притормаживал инфляцию, простимулированную потоком неограниченных кредитов. В Китае, если в 1952 г. доля заработной платы в обшей стон-мост выпущенной продукции составляла 46,5 %, то в результате реформ через несколько лет доля оплаты труда равнялась 14,5 %16. В СССР, по данным Госкомстата, в 1989 г. доля зарплаты в национальном доходе оценивалась в 46,6 %'7.

В процессе ускоренного развития для удешевления импорта средств производства и по политическим соображениям была принята политика планомерного снижения курса иностранной валюты.

Так, в Китае с марта 1950 г. по май 1951 г. курс жэньминьби" корректировался 15 раз и существенно укрепился. До 1950 г. 100 долл. можно было приобрести за 420 юаней. После 1951 г. 100 долл. уже можно было купить всего за 223 юаня.

В целом, как в Китае, так и в Советской России система внешней торговли была одинакова: в обеих странах существовал единый центр управления — Министерство внешней торговли; аналогично осуществлялся жесткий контроль над операциями, связанными с иностранной валютой; аналогично практиковали систему высоких пошлин. При всем сходстве их отличало то, что в Китае сохранились особые связи с зарубежными общинами (хуацяо) и, прежде всего, с населением Гонконга19.

Из-за отсутствия свободного валютного рынка обменный курс денежных единиц двух стран устанавливался в принудительном порядке.

Проведенный нами сравнительный анализ показывает, что как в Советской России в период 30-50-х годов, так и в Китае 50-70-е годы, все материальные, финансовые и трудовые ресурсы, которые выделялись централизованно по устанавливаемым приоритетам, были направлены только для ускоренного развития народного хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

1 Корнай Я. Дефицит/Пер. с венг. — М: Наука, 1990.—С. 131. 3 Там же. — С. 54.

X ie Bai-San. China's Economic Policies, Theories and Reforms Since 1949. Fudan University Press, 1991, — P. 36.

4 Вайнштейн А. Л. Цены и ценообразование в СССР в восстановительный период. — М: Наука, 1972,—С. 146-148.

3 Ясин Е. Г. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. М., 2002. — С. 33.

6 Линь И ф у, Ц а Й Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо. Стратегия развития и экономическая реформа. М., 2001. — С. 85.

Глазьев С. Ю. .Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. — М.: Наука, 1992. — С. 101.

* Линь Ифу,Цай Фан,Ли Чжоу.Указ.соч. — С.85.

9 Ф о но то в А. Г. Россия от мобилизационного общества к инновационному. — М.: Наука, 1993, —С. 175.

10 МиропольскиЙД. Ю. Хозяйственная трансформация и структурные ограничители: опыт России // Известия СПбГУЭФ, 2002, № 4. — С. 12.

" Так, на июль 1951 г. процентная ставка была снижена до 2 %, в апреле 1952 г. понижена до 1,5-1,6%, в январе 1953 г. до 0,6-0,9 %, а в 1954 г. — до 0,456 %.

12 China Statistical Yearbook on Investment in Fixed Assets, 1950-1995. Beijing: National Bureau of Statistics, 1997.—P. 21-24.

" Дандай Чжунго дэ цзинцзи гуаньли (Управление экономикой в современном Китае} / Под ред. Чжу Жунцэи. Пекин, 1985.

14 Экономическая жизнь в СССР. — С. 209.

15 Миропольский Д. Ю. Указ. соч. — С. 12.

16 China Labor Statistical Yearbook. Beijing: National Bureau of Statistics, 1998. — P. 37-43.

17 Российский стат. ежегодник. Стяг. сб. / Госкомстат России. М., 1995. — С. 246.

11 Жэньминьби — денежная единица Китая, принятая в ходе денежной реформы, заменив старые юани в пропорции 10000 :1.

19 Подробнее см.: С ал и ц к и й А. И. КНР и Гонконг, внешнеэкономические связи в послевоенный период. — М.: Институт востоковедения РАН, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.