Научная статья на тему 'НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ФАКТОРЫ'

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ФАКТОРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
нерв / психика / дети / nerve / psyche / children

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Латипова Ф.Ж., Юлдашева М.Р.

В данной статье освещено нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы, его определяющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Латипова Ф.Ж., Юлдашева М.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHIATRIC DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN AND FACTORS

This article highlights the neuropsychiatric development of young children and the factors that determine it.

Текст научной работы на тему «НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ФАКТОРЫ»

UDK 61

Латипова Ф. Ж.

преподаватель Юлдашева М. Р. преподаватель Ферганский медицинский коллеж НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА И ФАКТОРЫ Аннотация: В данной статье освещено нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы, его определяющие. Ключевые слова: нерв, психика, дети.

Latipova F. J. teacher Yuldasheva M. R.

teacher

Ferghana medical college NEUROPSYCHIATRIC DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN

AND FACTORS

Abstract: this article highlights the neuropsychiatric development of young children and the factors that determine it.

Key words: nerve, psyche, children.

В последнее время отмечается негативная тенденция относительно нервно-психического развития, повышается частота и распространенность патологической неврологической симптоматики, наличие двигательного дефицита и задержки развития детей [4,5,8,11]. Даже в условиях современной патогенетической терапии до 69 % детей не достигают должного уровня нервно-психического развития, которое определяет интеллектуальные способности и реализацию личности, а именно дети-будущее нашей страны и в целом здоровье нашей нации.

Состояние нервно-психического здоровья - неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость, чем отклонения в соматическом статусе или физическом развитии. По мнению Баранова А.А.(2006) и Алексеева С.В.(2000), оценка состояния нервно- психического здоровья ребенка-это констатация наличия факторов и условий для последующего оптимального развития, гарантия достижения к взрослому периоду жизни биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, а также возможности длительной, безболезненной и социально плодотворной жизни. Нервно- психическое развитие обеспечивает интеллектуальные способности и реализацию личности, должный уровень и качество жизни, являясь значимым фактором, определяющим здоровье детей.

Нервно-психические нарушения обусловлены перинатальным

повреждением ЦНС, которое в дальнейшем вызывает психоневрологическую и соматическую патологию. Причинами перинатальных поражений нервной системы, а в дальнейшем и нарушения нервно-психического развития, являются не только патология беременности и родов, которые обуславливают как острую, так и хроническую гипоксию плода и новорожденного, но и развитие, и совершенствование новых репродуктивных технологий, достижения в области интенсивной терапии и выхаживании новорожденных группы высокого риска с сочетанной перинатальной патологией, снижение смертности среди недоношенных и новорожденных с низкой массой тела. Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни.

В раннем детском возрасте морфо-функциональные особенности ребенка продолжают определять высокую чувствительность расстройств организма к неблагоприятным факторам, на этом этапе жизни выражен риск проявления наследственно-детерминированной предрасположенности к развитию заболеваний, происходят значительные изменения в организме ребенка, связанные с приспособлением к окружающему миру. Отягощение этого периода жизни тяжелыми патологическими состояниями может оказать влияние на весь последующий онтогенез. Негативные значения могут иметь не только сами болезни ребенка, но и методы лечения, реанимация и интенсивная терапия, проводящиеся в связи с ними. В последнее десятилетие особое внимание уделяется изучению и разработке проблем управления здоровьем и реабилитации детей, испытавших отрицательное воздействие в антенатальном и раннем неонатальном периодах, которое повлияло на последующее становление нервной системы, что позволило совершенствовать методы реабилитации. Особо важно влияние вышеперечисленных факторов риска на ранний период детского возраста, когда закладываются основы будущего развития ребенка, адаптация, его образ мышления, способности, интеллект. В последнее время повышается частота и распространенность нервно-психических нарушений и отмечается негативная тенденция относительно нервно-психического развития.

Неотработанная система динамического наблюдения за детьми с перинатальной патологией в различные периоды детства, несвоевременная диагностика и, соответственно, позднее начало лечебно-коррекционных мероприятий, приводят к нарушению формирования высших психических функций, задержке когнитивного развития, значительным проблемам в процессе школьного обучения, затрудняют социальную адаптацию. Существует достаточно большое количество методик для оценки нервно-психического развития детей раннего возраста, вместе с тем их практическое использование не всегда дает желаемый результат, что диктует необходимость поиска методов, обеспечивающих объективную комплексную оценку состояния ребенка. Учитывая, что контроль за нервно-психическим

развитием основывается на изучении объективных закономерностей развития ребенка, следует отметить, что в каждом возрастном периоде выделяются ведущие виды деятельности, уровень развития которых оценивается согласно методическим рекомендациям.

Маркерами высокого риска задержки нервно-психического развития после первого года жизни являются низкие показатели физического развития и высокий уровень респираторной заболеваемости, что следует учитывать при проведении диспансеризации детей раннего возраста и выделении группы повышенного риска по задержке нервно-психического развития. В связи с этим, очевидна необходимость разработки новых технологий и дополнительных форм помощи матери и ребёнку. Перспективы психического развития, успешность обучения детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация зависят от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. В связи с этим в целях оптимизации данных программ представляется перспективным использование информационно-обучающих технологий, обеспечивающих участие семьи в системе профилактики нарушений психомоторного развития детей, анамнез которых отягощен перинатальной церебральной патологией.

В настоящее время поиск комплекса современных клинических и лабораторных критериев, позволяющих улучшить раннюю диагностику и прогноз нервно-психических повреждений у детей продолжается, что имеет огромное значение для построения адекватной диагностики, терапии психоневрологических расстройств и их профилактики. У оперированных в раннем возрасте детей выявлены изменения неврологического статуса и задержка нервно-психического развития, в результате чего необходим контроль нервно-психического развития в процессе реабилитации.

Использованные источники:

1. Антонов А.Г., Буркова А.С., Байбарина Е.Н. Профилактика гипоксических, ишемических и геморрагических повреждений мозга при критических состояниях у новорожденных. Материалы II съезда РАСПМ: Перинатальная неврология. 2007; 56.

2. Балаболкин И.И. Влияние перенесенной анте- и интранатальной гипоксии плода на развитие клинических проявлений атопии у детей. // Материалы VIII конгресса педиатров «Современные проблемы профилактической педиатрии» -М., 2003.-С. 22.

3. Шаходжаев, М. А., Бегматов, Э. М., Хамдамов, Н. Н., & Нумонжонов, Ш. Д. У. (2019). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ. Проблемы современной науки и образования, (12-2 (145)).

4. Farxodjonova, N. (2019). FEATURES OF MODERNIZATION AND INTEGRATION OF NATIONAL CULTURE. Scientific Bulletin of Namangan State University, 1(2), 167-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.