УДК 159.922.27
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ
М.А. НАБЕРЕЖНЕВА
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: Ved_2_phil@bsu.edu.ru
В данной статье рассмотрена проблема задержки внутриутробного развития плода с психологической точки зрения. Сделан акцент на недоношенных детях. Показана роль необходимости организации специальной социально-психологической реабилитации таких детей.
Ключевые слова: задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР), недоношенный ребенок, социально-психологическая реабилитация.
Проблема нарушения внутриутробного роста и развития плода (ЗВУР) остается одной из актуальных не только в современном акушерстве и перинатологии, но и в социологии и психологии. Последствия перенесенного длительного внутриутробного страдания плода обуславливают в постнатальном периоде нарушение адаптации, снижение сопротивляемости организма младенца, могут привести к отклонению физического, соматического и нервно-психического развития в последующем онтогенезе1. В этой связи проблема нарушения роста и развития плода должна привлекать пристальное внимание социологов и психологов.
Последнее время отмечен значительный рост числа новорожденных с задержкой внутриутробного развития ( ЗВУР ) с высокой частотой неврологических нарушений не только в перинатальном периоде, но и в последующие годы жизни 2 3.
В развивающихся странах число новорожденных с низкой массой тела достигает уже 40%, при этом почти 75% из них могут быть расценены как дети с ЗВУР. В нашей стране частота ЗВУР оценена лишь в немногих исследованиях, и из-за отсутствия единых подходов к диагностике данные, представленные в них, существенно различаются 4.
Как отмечают отечественные авторы: ЗВУР плода в России колеблется в широких пределах и составляет 3,5-17,5% 5.
В соответствии с данными всероссийской диспансеризации 2002 г., у 21 % новорожденных выявляется задержка внутриутробного развития6. По данным того же автора, частота ЗВУР коррелирует со степенью недоношенности новорожденного: чем меньше гестационный возраст ребенка, тем чаще встречается ЗВУР. Среди недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка, ЗВУР диагностируется более чем в 50 % случаев.
Согласно Г.М. Савельевой и Л. Г. Сичинава, ЗВУР плода занимает одно из ведущих мест в структуре перинатальной заболеваемости и смертности, достигая 24% и превышая данный показатель у детей с нормальной массой тела при рождении до 10 раз.
ЗВУР плода ассоциируется не только с повышенным риском нео-натальной заболеваемости и смертности, но и грубыми постнатальными нарушениями физического и
^адержка внутриутробного развития плода //
http://www.medport.info/index.php?option=com_content&view=artide&id=6288:20l0-o8-l0-09-43-07&catid=l60:2009-l2-23-2l-32-з8&Itemid=73
2Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. - М.: Триада-Х, 2001. - 640 с.
3 Дементьева Г.М.- Низкая масса тела при рождении. Гипоксия плода и новорожденного. - М ., 2003 . - 89 с.
4 Алиева А. А. Медико-социальные аспекты инвалидности и медицинской реабилитации детей с последствиями перинатальной ишемии мозга и задержкой внутриутробного развития: Автореферат дисс... к. мед.н. - М., 2008.
5 Малевич Ю.К., Шостак В.А. Фетоплацентарная недостаточность. - Беларусь, 2007. - 158 с.
6 Доскин В.А., Макарова З.С., Ямпольская Р.В. Реабилитация детей в домах ребенка. - ВЛАДОС, 2007. - 400 с.
нервно-психического развития, приводящими к тяжелой инвалидизации детей 7.
Частота аномалий у недоношенных детей по сравнению с детьми, рожденными в срок, превышает в 6-10 раз. Наследственная моногенная, полигенная и врожденная патология служит основанием для возникновения 90 % хронических заболеваний и является одной из главных причин детской инвалидности 8.
По данным Ю.И. Барашнева, при обнаружении у досрочно родившихся детей неврологических нарушений легкой и средней степени тяжести инвалидность наступает в 28,5 и 60,6 % случаев соответственно. Тяжелые повреждения, перенесенные в перинатальном и неонатальном периодах и потребовавшие применения методов интенсивной терапии и реанимации, способствуют возникновению инвалидности в 97 % случаев. Наиболее частые причины инвалидности: детский церебральный паралич, слепота, глухота, задержка умственного развития тяжелой степени, гидроцефалия, эпилепсия.
Несмотря на злободневность обозначенной проблемы на данный момент в научной литературе практически отсутствуют исследования, посвященные изучению особенностей психического развития детей с диагнозом задержка внутриутробного развития и динамики нарушений у них в различные возрастные периоды и как следствие не оказывается своевременная и актуальная социально-психологическая помощь таким детям. Между тем, наблюдаемое в последнее время повышение выживаемости преждевременно родившихся детей , особенно глубоко недоношенных, еще более обостряет обозначенную проблему и требует постоянного комплексного социально-психологического наблюдения за ними и проведения реабилитационных мероприятий на всех этапах их выживания.
К настоящему времени имеющиеся исследования относительно психоневрологических нарушений у детей с ЗУВР на различных этапах их возрастного развития позволяют прийти к следующим выводам.
Результаты исследования Х.М. Алиевой новорожденных детей с ЗУВР показывает вариант динамики их развития. При рождении у таких детей наблюдалась повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, синдром угнетения, быстрая истощаемость, низкие реакции на слух и зрительные стимулы; на первой неделе - нарушение соотношения сна и бодрствования как следствие снижения порога раздражимости и недостаточной тормо-зимости влияний со стороны ретикулярной формации; к концу первого месяца - синдром двигательных нарушений, гиперкинезы; к 4-му месяцу наблюдалось отставание локомоторных функций, что свидетельствует о дальнейших речевых нарушениях. К 9 месяцам эти дети догоняют по моторному развитию, но отстают по сенсорному восприятию.
По результатм исследований другого автора А.А. Алиевой в возрасте 1 года в структуре психоневрологических нарушений у детей с ЗВУР превалировала грубая задержка моторного развития, психического развития, задержка предречевого и речевого развития. Существенно, что практически у каждого пятого ребенка с ЗВУР с 6-ти месячного возраста диагностирован ДЦП. При этом, по данным того же автора, почти у чевтерти детей наблюдались грубые сочетанные расстройства.
В возрасте 3-4 лет у детей с ЗВУР к перечисленным А.А. Алиевой расстройствам добавились неврозы и психо-соматические нарушения.
В возрасте 6-7 лет у пациентов с ЗВУР наблюдалась задержка в формировании навыков опрятности, стойкий дневной и ночной энурез и энкопрез. Наряду с двигательными нарушениями практически постоянно отмечались выраженные вегетативные проявления (чрезмерная потливость, покраснение и побледнение кожных покровов, дрожание подбородка, рук, ознобоподобная дрожь всего тела при плаче и т. п. ), колебания настроения в течение суток с усилением двигательного беспокойства, непродуктивная деятельность в вечернее время с последующим нарушением сна, отмечались жалобы на неопределенные неприятные ощущения, в том числе и болеобразные в различных частях тела. Возникновение симптомов гиперкинетических расстройств поведения или их уси-
7 Алиева А. А. Медико-социальные аспекты инвалидности и медицинской реабилитации детей с последствиями перинатальной ишемии мозга и задержкой внутриутробного развития: Автореферат дисс... к. мед.н. - М., 2008.
8 Вельтищев Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России // Российский вестник перинатоло-гии и педиатрии. - 2000. - №1. - С.5-9.
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24
ление нередко наблюдалось к началу посещения школы, что можно объяснить морфо-функциональной неспособностью определенных структур головного мозга ребенка в этом возрасте справиться с новыми требованиями в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Значительные психологические трудности нередко приводили к разнообразным психосоматическим нарушениям, в частности тяжелой вегето-сосудистой дистонии.
Все эти негативные проявления еще больше усиливались в возрасте 9-10 лет. По данным исследования А.А. Алиевой грубые эмоциональные и волевые нарушения отмечались практически у 7 из 10 пациентов.
Эти исследования согласуются с данными профессора К. Л. Печоры: у детей, родившихся недоношенными, отмечается снижение уровня НПР. Особенно страдает речевое, сенсорное развитие, в дошкольном возрасте - мышление, внимание, память.
Так, более 40% дошкольников не готовы к обучению в условиях общеобразовательной школы в связи с умеренно выраженными нервно-психическими расстройствами; среди детей-сирот в домах ребенка и в детских домах этот показатель достигает 70-80% 9.
Таким образом, проведенные различными авторами исследования, показывают динамику психоневрологических нарушений у детей с синдромом задержки внутриутробного развития. Без учета специфики этих нарушений на каждом возрастном этапе невозможна адекватная психологическая и социальная помощь эти детям. И чем раньше будет оказана эта помощь, тем благоприятнее прогноз в развитии данной категории детей.
Чрезвычайно важным является тщательное динамическое наблюдение за ростом и развитием недоношенных детей. Это позволяет более результативно осуществлять профилактику формирования тяжелой инвалидности и раннюю реабилитацию детей, которым угрожает развитие инвалидности 10.
Профессором Г.В. Яцык были сформулированы основные принципы реабилитации детей (Доскин В.А.):
1. Раннее начало реабилитации: вторая-третья неделя жизни (включая крайне маловесных недоношенных детей).
2. Строго индивидуальный подход к больному ребенку (в зависимости от возраста, степени зрелости, тяжести основной патологии и т. п.).
3. Подход с позиций целостного организма (нельзя заниматься только коррекцией неврологических нарушений). У большинства детей раннего возраста нарушения носят нейросоматический характер.
4. Комплексное использование различных средств: медикаментозных, физических, психолого-педагогических.
5. Преемственность мер реабилитации на различных этапах оказания помощи. Этапность реабилитационных мероприятий предполагает последовательность в использовании различных приемов и способов коррекции, обеспечения процесса реабилитации в различных условиях.
К изложенным профессором Г.В. Яцык принципам хотелось бы добавить еще более ранне начало реабилитации детей с ЗУВР начиная с антенатального этапа их развития, что, на наш взгляд, позволит существенно снизить детскую инвалидность за счет повышения оказания социально-психологической помощи беременным женщинам, а также роженицам и новорожденным детям.
Заслуживает внимания другой вид регулирующей терапии - психологическое воздействие на мать с целью гармонизации психоэмоционального состояния беременной, которая может служить одним из механизмов нормализации физиологических, в частности, гестационных, функций 11.
Согласно результатам исследования Л.А. Бахмутовой "установлена целесообраз-
9 Алиева Х. М. Особенности нервно-психического развития детей , родившихся с перинатальным поражением ЦНС и задержкой внутриутробного развития . - Москва, 2005.
10 Доскин В.А., Макарова З.С., Ямпольская Р.В. Реабилитация детей в домах ребенка. - ВЛАДОС, 2007. - 400 с.
11 Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. Петрозаводск, 2004. 350с.
ность включения в комплекс реабилитационных мероприятий при ХВГ и ЗВУР плода программы медико-психологического сопровождения беременности, эффективность которой заключает в оптимизации клинико-лабораторных и инструментальных показателей течения беременности и состояния плода, улучшении исхода беременности и течения родов, более гладкого течения ранней адаптации и развития детей на 1-ом году жизни".
Когда речь заходит о детях с синдромом задержки внутриутробного развития на первый план выступает медицинский аспект реабилитации таких детей. Исходя из такой политики ребенок, рожденный с диагнозом ЗВУР приобретает статус «инвалида», оторванного от общества, идущего в разрез «с нормой» . Вследствие чего такие дети в нашем обществе уже априори изолированы от «нормального общества».
Следственно проблема детей с задержкой внутриутробного развития не ограничивается медицинским аспектом. Она является социальной проблемой. И здесь на первый план выходит социальная реабилитация таких детей, которая понимается нами как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений 12.
Но поскольку такие дети нуждаются в особом подходе и взаимодействие с ними предполагает глубокие знания закономерностей их психологического развития на различных возрастных этапах, то корректнее тогда было бы говорить о социально-психологической реабилитации детей с задержкой внутриутробного развития.
В основе социально-психологической реабилитации детей с ЗУВР лежит социально-психологическая помощь семьям, в которых рождаются такие дети. И цель такой помощи прежде всего, на наш взгляд, заключается в преодолении негативных стереотипов в соза-нии родителей относительно их ребенка и бесполезности его лечения.
Проблемы семьи ребенка с особенностями развития затрагиваются в работах многих авторов (Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, В.А. Вишневского, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, Р.Ф. Майрамяна, И.И. Мамайчук, А.И. Раку, М.М. Семаго, А.Р. Шарипова, В.В. Юртайкина, В.А. Доскина, Г.Г.Опарова и др.)13. Эти авторы видят решение проблемы в рамках социально-психологического подхода, в центре которого находится ребенок с ограниченными возможностями. Суть его заключается в оказании квалифицированной помощи родителям медиками, психологами, социальными работниками, педагогами по преодолению имеющихся у ребенка проблем.
Действительно, основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка-инвалида, является отношение родителей к его дефекту. Многие родители в такой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Между тем дети с ЗУВР нуждаются в особых эмоциональных отношениях с мамой или лицом ее заменяющим. На это указывают и результаты наблюдений А.А. Алиевой, указывающие на выраженную эмоциональную депривацию таких детей, обусловленную даже недолгой разлукой с матерью.
При реализации реабилитационных мероприятий необходимо привлечение не только медицинских работников, но и психологов и социальных работников в самой системе здравоохранения, выработку совместных усилий по приспособлению ребенка к социальной среде, поскольку необходимо предупреждать возникновение вторичных дефектов у детей с ЗУВР, возникающих в результате искаженных взаимодействий семьи с таким ребенком.
Программа социально-психологической реабилитации детей с ЗУВР должна разрабатываться командой специалистов совместно с родителями и проводиться на трех уровнях: на уровне "семейная пара", на уровне "ребенок" и на уровне "родители-ребенок".
12 Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
13 Володина О. А ., Петрова В . Г . Формирование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ - 2010» - март - апрель 2010 года. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. // http://www.pedlib.rU/Books/7/0068/7_0068-51.shtml
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24
Рождение ребенка с диагнозом задержка внутриутробного развития влечет за собой изменения, происходящие в отношениях семейной пары. И в первую очередь, это касается психологического настроя. Предупреждение и работа с психологическими проблемами и хроническим стрессом, возникающим у родителей в связи с заболеванием ребенка -основная цель работы специалистов на этом уровне.
Изменения, происходящие в семье в связи с рождением ребенка с подобным диагнозом могут привести к распаду семьи, сужению круга социальных контактов, потере трудовых навыков, так как матери таких детей чаще всего оставляют работу.
На этом уровне необходима психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановление сил и т.д.
Реабилитационная программа с семьей должна включать в себя такие направления как групповая психотерапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой.
Реабилитационные мероприятия на уровне «ребенок» направленны на на развитие общей или точной моторики, языка и речи ребенка, его умственных способностей, навыков самообслуживания и общения и т.д.
Реабилитационные мероприятия на уровне "родители- ребенок" включают в себя приобретение родителями специальных знаний в отношении тонкостей развития детей с ЗУВР, создание благоприятного микроклимата для ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне.
Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация - это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его окружение в первую очередь на его семью.
1. Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. Петрозаводск, 2004. 350с.
2. Алиева А.А. Медико-социальные аспекты инвалидности и медицинской реабилитации детей с последствиями перинатальной ишемии мозга и задержкой внутриутробного развития. Диссертация на соискание степени кандидата медицинских наук. - Москва, 2008. - 127 с.
3. Алиева А. А. Медико-социальные аспекты инвалидности и медицинской реабилитации детей с последствиями перинатальной ишемии мозга и задержкой внутриутробного развития: Автореферат дисс... к. мед.н. - М., 2008.
4. Алиева Х. М. Особенности нервно-психического развития детей , родившихся с перинатальным поражением ЦНС и задержкой внутриутробного развития . - Москва, 2005.
5. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. - М.: Триада-Х, 2001. - 640 с.
6. Бахмутова Л. А. Комплексный подход к диагностике и коррекции задержки внутриутробного развития у новорожденных детей: Автореферат дисс. д. мед.н. - Астрахань, 2009.
7. Вельтищев Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России // Российский вестник пери-натологии и педиатрии. - 2000. - №1. - С.5-9.
8. Володина О. А ., Петрова В . Г . Формирование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ - 2010» - март - апрель 2010 года. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. // http://www.pedlib.rU/B00ks/7/0068/7_0068-5i.shtml
9. Дементьева Г.М.- Низкая масса тела при рождении. Гипоксия плода и новорожденного. -М ., 2003 . - 89 с.
10. Доскин В.А., Макарова З.С., Ямпольская Р.В. Реабилитация детей в домах ребенка. -ВЛАДОС, 2007. - 400 с.
11. Задержка внутриутробного развития плода // http://www.medport.info/index.php?option=com_content&view=article&id=6288:20i0-08-l0-09-43-07&catid=l60:2009-l2-23-2l-32-38&Itemid=73
12. «Защищенное детство» -модель психолого педагогического сопровождения родителей, имеющих детей инвалидов // http://zrenielib.ru/docs/index-3l82.html
13. Малевич Ю.К., Шостак В.А. Фетоплацентарная недостаточность. - Беларусь, 2007. - 158 с.
14. Савельева Г.М., Сичинава Л.Г. — Гипоксические перинатальные повреждения центральной нервной системы у плода и новорожденного — Рос.вест. перинат. и педиатр., 1995, 3, 19—23.
15. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы пси-
Список литературы
368 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Щ\ Серия Философия. Социология. Право.
2013. №9(152). Выпуск 24
хосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH INTRAUTERINE GROWTH RETARDATION
M.A. NABEREZHNEVA In this article the problem of a delay of pre-natal development of
a fruit from the psychological point of view is considered. It is empha-Belgorod State National sized premature children. The role of need of the organization of spe-
Research University cial social and psychological rehabilitation of such children is shown.
e-maih Ved_2_phil@bsu.edu.ru Key words: Delay of pre-natal development of a fruit (ZVUR),
premature child, social psychological rehabilitation.