Научная статья на тему 'Нервно-психические особенности женщин, занимающихся фитнесом'

Нервно-психические особенности женщин, занимающихся фитнесом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1026
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИНЫ / ТЕЛЕСНОСТЬ / ФИТНЕС / ПСИХОСОМАТИКА / ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ ФУНКЦИЯМИ ОРГАНИЗМА ЖЕНЩИН / ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ / РАБОТА С ТЕЛОМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасьева Анна Егоровна, Лещук Оксана Федоровна

Занимаясь общим фитнесом, можно не только сохранить или улучшить здоровье, но и регулировать психическое (духовное) состояние, при этом динамика нервно-психических особенностей женщин, занимающихся фитнесом, является малоизученной, что и обуславливает актуальность ее исследования. Нами была сформулирована цель исследования: изучить взаимосвязь между физическими и психическими функциями организма женщин. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме влияние физкультуры и спорта на здоровье женщины, ее нервно-психическое состояние; рассмотреть понятие «образ тела» в психологии; раскрыть связь символики телесности и локализации психического; разработать программу исследования, позволяющую изучить взаимосвязь физических и психических функций организма женщин. Методы исследования: 1) теоретический анализ научной литературы по теме исследования; 2) эмпирические: опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т. А. Немчиным; -тест САРТ «Цветоуказания неудовлетворенности собственным телом», направленный на определение «проблемной» зоны в теле и причины этой неудовлетворенности; тест САТ Э. Шостром (шкалы блока самовосприятия); -беседа метод получения информации на основе словесной коммуникации экспериментатора с испытуемым. 3) методы статистической обработки результатов: оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака Т-критерий Вилкоксона, оценка различий между двумя выборками по уровню какоголибо признака, количественно измеренного Uкритерий Манна-Уинти. В качестве испытуемых выступили 79 женщин в возрасте от 22 до 55 лет. Из них: -29 женщин выполнили опросник нервно-психического напряжения, тест САРТ «Цветоуказания неудовлетворенности собственным телом»; 50 женщин выполнили тест САТ (шкалы блока самовосприятия). В ходе исследования показано, что занятия в фитнес-центре способствуют повышению качества и эффективности психической деятельности женщины, положительно влияют на ее нервно-психические особенности, принятие собственного тела и самовосприятие. Дальнейшие перспективы развития нашей исследовательской работы мы видим в изучении взаимосвязей между группами мышц, структурами характеров, возрастными периодами и эго-функциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Афанасьева Анна Егоровна, Лещук Оксана Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuropsychological Characteristics of Women Doing Fitness

By doing general fitness, you can not only maintain or improve health, but also regulate the mental (spiritual) state, while the dynamics of the neuropsychological characteristics of women doing fitness is poorly understood, which determines the relevance of its study. We formulated the research goal: to study the relationship between the physical and mental functions of the female body. In accordance with the purpose of the study, the following tasks were set: 1. Conduct a theoretical analysis of psychological literature on the problem of the impact of physical education and sports on the health of women, their neuropsychological state. Consider the concept of «body image» in psychology. To reveal the connection of the symbolism of corporeality and the localization of the psychic. Develop a research program that allows you to study the relationship between the physical and mental functions of the female body. Methods of research: Theoretical analysis of the scientific literature on the research topic; Empirical methods; Methods of statistical processing of results. 79 women aged 22 to 55 years old served as test subjects. The study showed that going to a fitness center contributes to the improvement of the quality and effectiveness of the woman’s mental activity, positively influences her neuro-psychological characteristics, her perception of her own body and self. Further perspectives for the development of our research work are seen in the study of the relationships between muscle groups, character structures, age periods and ego functions.

Текст научной работы на тему «Нервно-психические особенности женщин, занимающихся фитнесом»

- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 796.015.57-055-2 А. Е. Афанасьева, О. Ф. Лещук

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ

Занимаясь общим фитнесом, можно не только сохранить или улучшить здоровье, но и регулировать психическое (духовное) состояние, при этом динамика нервно-психических особенностей женщин, занимающихся фитнесом, является малоизученной, что и обуславливает актуальность ее исследования.

Нами была сформулирована цель исследования: изучить взаимосвязь между физическими и психическими функциями организма женщин. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме влияние физкультуры и спорта на здоровье женщины, ее нервно-психическое состояние; рассмотреть понятие «образ тела» в психологии; раскрыть связь символики телесности и локализации психического; разработать программу исследования, позволяющую изучить взаимосвязь физических и психических функций организма женщин.

Методы исследования:

1) теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

2) эмпирические:

- опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т. А. Немчиным;

- тест САРТ - «Цветоуказания неудовлетворенности собственным телом», направленный на определение «проблемной» зоны в теле и причины этой неудовлетворенности;

- тест САТ Э. Шостром (шкалы блока самовосприятия);

- беседа - метод получения информации на основе словесной коммуникации экспериментатора с испытуемым.

3) методы статистической обработки результатов: оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака - Т-критерий Вилкоксона, оценка различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного - U- критерий Манна-Уинти.

В качестве испытуемых выступили 79 женщин в возрасте от 22 до 55 лет. Из них:

- 29 женщин выполнили опросник нервно-психического напряжения, тест САРТ «Цветоуказания неудовлетворенности собственным телом»;

- 50 женщин выполнили тест САТ (шкалы блока самовосприятия).

АФАНАСЬЕВА Анна Егоровна - к. психол. н., ст. преп. Института психологии СВФУ им. М. К. Ам-мосова.

E-mail: a.e.afanasyeva@mail.ru

AFANASYEVA Anna Egorovna - candidate of psychological Sciences, Senior Lecturer, Institute of psychology North-Eastern federal university named after M. K. Ammosov.

E-mail: a.e.afanasyeva@mail.ru

ЛЕЩУК Оксана Федоровна - инструктор по пилатесу, многофункциональному тренингу и реабилитационным программам фитнес-центра Г. Романихиной.

E-mail: lady_vang@mail.ru

LESHCHUK Oksana Fedorovna - pilates instructor, multi-function training and rehabilitation programs fitness center Romanikhina's.

E-mail: lady_vang@mail.ru

В ходе исследования показано, что занятия в фитнес-центре способствуют повышению качества и эффективности психической деятельности женщины, положительно влияют на ее нервно-психические особенности, принятие собственного тела и самовосприятие.

Дальнейшие перспективы развития нашей исследовательской работы мы видим в изучении взаимосвязей между группами мышц, структурами характеров, возрастными периодами и эго-функциями.

Ключевые слова: нервно-психическое состояние женщины, телесность, фитнес, психосоматика, взаимосвязь между физическими и психическими функциями организма женщин, телесность, психология телесности, работа с телом.

A. E. Afanas'eva, O. F Leshchuk Neuropsychological Characteristics of Women Doing Fitness

By doing general fitness, you can not only maintain or improve health, but also regulate the mental (spiritual) state, while the dynamics of the neuropsychological characteristics of women doing fitness is poorly understood, which determines the relevance of its study.

We formulated the research goal: to study the relationship between the physical and mental functions of the female body. In accordance with the purpose of the study, the following tasks were set:

1. Conduct a theoretical analysis of psychological literature on the problem of the impact of physical education and sports on the health of women, their neuropsychological state.

2. Consider the concept of «body image» in psychology.

3. To reveal the connection of the symbolism of corporeality and the localization of the psychic.

4. Develop a research program that allows you to study the relationship between the physical and mental functions of the female body.

Methods of research:

1. Theoretical analysis of the scientific literature on the research topic;

2. Empirical methods;

3. Methods of statistical processing of results.

79 women aged 22 to 55 years old served as test subjects.

The study showed that going to a fitness center contributes to the improvement of the quality and effectiveness of the woman's mental activity, positively influences her neuro-psychological characteristics, her perception of her own body and self.

Further perspectives for the development of our research work are seen in the study of the relationships between muscle groups, character structures, age periods and ego functions.

Keywords: neuropsychological state of a woman, corporeality, fitness, psychosomatics, interrelation between physical and mental functions of the female body, psychology of corporeality, work with the body.

Введение

Впервые на огромную роль телесности в формировании психоматического симптома указали представители психоаналитического направления [1]. Они говорили о том, что через работу с телом можно управлять физиологическими процессами. Вместе с тем, психология телесности до сих пор остается неразработанной областью научной психологии. Теоретико-методологической основой для принципиально нового подхода к психосоматической проблеме может стать концепция Л. С. Выготского, в текстах которого мы находим мысль о том, что телесные процессы человека нуждаются в новом понимании. Так, в отрывках из его записных книжек мы читаем: «Нужна не физиологическая психология, а психологическая физиология... Это перевернет все точки зрения в психоневрологии. Надо от системы ясных понятий (психологии) идти к физиологии» [2, с. 94].

Работа с телом через движение помогает «оживить» нервные связи между различными участками тела и корой головного мозга. Грациозные, плавные, непрерывно повторяющиеся движения посылают в наш мозг различного рода импульсы, не характерные для его привычного состояния. Движения заставляют нервную систему функционировать ритмично, спокойно, в широком диапазоне.

Когда движения нашего тела закончены, пластичны и плавны, у нас появляется тенденция к завершенному действию, упорядоченному мировосприятию, плавному течению мыслей [3].

Обновление пластики тела расширяет набор реакций человека. Совершая необычные для нас движения, мы посылаем новые импульсы нервной системе, а это снимает внутренние ограничения. Вы ощущаете большую свободу, психологически раскрепощаетесь. Появляется чувство радости. Работая с телом, мы можем включить процесс внутренних изменений.

Современные тенденции в мировом оздоровительном движении сопровождаются появлением новых терминов и понятий в сфере этого социокультурного феномена. Одним из таких понятий является фитнес, получивший за последнее десятилетие широкое распространение, встречаясь в названиях клубов, оздоровительных программ и пр.

Слово «фитнес» (от англ. «fit») имеет весьма широкий спектр толкований - пригодный, бодрый, приспособленный, здоровый [4]. Наиболее близко по смысловому значению в русском языке ему соответствовало бы слово «подготовленный». Однако этому термину в большей степени соответствуют «readiness», «training».

По своему целевому назначению «фитнес» в большей степени соответствует общепринятому у нас в стране понятию «физическая культура». Однако это широкое понятие в значительной мере является декларативным, как бы утверждающим значимость лишь физической активности для жизни человека.

Концептуальная база «фитнеса» имеет более конкретное содержание и является важной составляющей философии успеха, которая предполагает необходимость определенного уровня готовности преодолевать жизненные трудности (физические, психологические, эмоциональные).

Таким образом, «фитнес» - понятие многомерное, включающее более широкий спектр признаков, нежели просто уровень физического состояния.

«Общий фитнес» можно определить, как степень сбалансированности физического, психического, социального состояний, располагающих необходимыми резервами для обеспечения текущей жизнедеятельности, без физического и психического напряжения, в состоянии гармонии с окружающей средой.

Идеология общего фитнеса реализуется в оздоровительных программах, в которых объединены методы и средства, сочетающие физические нагрузки (упражнения) и ментальные действия, ориентированные на регуляцию психического (духовного) состояния. Примером подобного подхода является программа типа «Mind - Body fitness» («Фитнес духа и тела») [5].

В литературе встречается еще одно понятие - «Wellness» («благополучие»), весьма близкое к понятию «Total fitness». Его можно определить как сбалансированное состояние физического и духовного бытия [6].

Психический и социальный компоненты общего фитнеса характеризуют уровень их состояния, обеспечивающий адекватную реакцию поведения, способность противостоять эмоциональным стрессам и находиться в состоянии гармонии с окружающим социумом.

Структура физического фитнеса выделяет основные физические (двигательные) качества, имеющие непосредственную связь со здоровьем и отражающие уровень функционального состояния отдельных жизненно важных органов и систем [7].

Таким образом, занимаясь общим фитнесом, можно не только сохранить или улучшить здоровье, но и регулировать психическое (духовное) состояние.

Нами была сформулирована цель исследования: изучить взаимосвязь между физическими и психическими функциями организма женщин. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме влияние физкультуры и спорта на здоровье женщины, ее нервно-психическое состояние; разработать программу исследования, позволяющую изучить взаимосвязь физических и психических функций организма женщин.

Методы исследования:

- теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

- эмпирические:

• опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т. А. Немчиным;

• беседа - метод получения информации на основе словесной коммуникации экспериментатора с испытуемым.

- методы статистической обработки результатов: оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака - Т-критерий Вилкоксона, оценка различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака.

В качестве испытуемых выступили 29 женщин в возрасте от 22 до 55 лет.

В ходе исследования показано, что занятия в фитнес-центре способствуют повышению качества и эффективности психической деятельности женщины, положительно влияют на ее нервно-психические особенности, принятие собственного тела и самовосприятие.

Дальнейшие перспективы развития нашей исследовательской работы мы видим в изучении взаимосвязей между группами мышц, структурами характеров, возрастными периодами и эго-функциями.

Влияние физкультуры и спорта на нервно-психическое состояние женщины

Значительная роль физических упражнений в сохранении и укреплении здоровья женщины, поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными исследованиями, проведенными в России (А. Н. Агаджанян, Н. М. Амосов, Р. Е. Мотылянская, В. П. Лукьяненко, В. В. Гневушев), которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным образом жизни является эффективной в преодолении, предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни [8].

Постоянные исследования о влияние физкультуры и спорта на здоровье женщины ведутся и за рубежом (Кайла Бейкер, доктор наук - Корнуоллский университет; Мартин Гибала, д. м. н. - Michigan State Univerciti; Кибин Ки, д. м. н. - American Heart Association). Так, например, исследователи Корнуоллского университета, утверждают, что лишний вес пагубно сказывается на репродуктивной функции женщин. «Ожирение изменяет функцию яичников и тем самым влечет за собой неспособность сформировать эмбрион. Выход в умеренном питании и физических нагрузках», - комментирует Кайла Бейкер, автор исследования [9, с. 99].

Физкультура и спорт являются очень важными факторами в регуляции нервно-психического состояния женщины. Процесс протекания приспособительной реакции личности на изменение внешних или внутренних условий заключается в функциональном взаимодействии уровней функционирования соматики и психики, функциональное взаимодействие которых и составляет структуру психического состояния. Нервно-психическое состояние - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый момент времени. Т. А. Немчин [10] в структуре психического состояния выделяет два блока - информационный и энергетический. Информация о диспозиции личности и параметрах ожидаемого (потребного) результата стимулирует структуры мозга, которые запускают активационные процессы соматической регуляции и обеспечивают энергетическую основу адаптации, приспособления к ситуации. По мнению В. Н. Мясищева, «Уровень активации центральной нервной системы, следствием которого является уровень активности пассивности нервно-психической деятельности, это объективная составляющая психического состояния. Вторая составляющая - это отношение субъекта, выражающееся в переживаниях человека, связанных с предметами и особенностями ситуации» [11, с. 126].

При оценке нервно-психического состояния женщины, кроме физиологических параметров, широко используются показатели деятельности. Особое внимание необходимо уделить характеру сдвигов в деятельности - ее улучшению или ухудшению, они являются основанием для выделения двух видов состояний: напряжения, оказывающего положительный, мобилизующий эффект на деятельность, и напряженности, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности. Так П. Б. Зильберман считает, что состояние напряженности «должно рассматриваться как помеха и ни в коем случае не должно смешиваться с состоянием напряжения, неизбежно сопутствующим любой сложной деятельности, тем более такой, которая выполняется на уровне близком к пределу данного индивиддума» [12]. То есть термин «напряжение» в этом значе-

нии не содержит указания на психологические особенности этого состояния и используется фактически традиционно - для обозначения деятельного состояния организма (в физиологии и медицине под «напряжением» понимают состояние повышенного функционирования организма и личности, напряжение сил).

Недостаточное мышечное напряжение (гиподинамия) отрицательно влияет на состояние здоровья (физиологические функции), особенно на сердечнососудистую систему.

При гиподинамии резко сокращается поток проприоцептивных раздражителей, что ведет к снижению лабильности нервной системы на всех ее уровнях, интенсивности протекания вегетативных процессов и тонуса мускулатуры. При ограничении двигательной деятельности происходит извращение нервно-соматических и вегетативных реакций. Кроме того, гиподинамия ведет к существенным изменениям гомеостаза, функциональным нарушениям эндокринной и кардиореспираторной систем, морфофункциональным изменениям тканей опорно-двигательного аппарата и т. д. [13].

Адекватная двигательная активность гармонично формирует организм женщины в ана-томно-функциональном отношении, во многом определяет устойчивость к неблагоприятным условиям окружающей среды, к инфекционным заболеваниям.

Наблюдение отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что оптимальный режим занятий физкультурой - не менее трех раз в неделю по 45-60 минут в день. Энергетические затраты должны составлять не менее 500 ккал, то есть больше суточного основного обмена [14].

Современная пропаганда здорового образа жизни создает все больше предпосылок для занятий спортом и фитнесом. В любом женском журнале можно увидеть несколько модных упражнений для поддержания отличной формы. Все это, несомненно, оказывает влияние на женщин и порождает стимулы для прихода в фитнес-клуб и начала занятий.

Опрос женщин, пришедших на занятия в фитнес-центре, дают основания утверждать, что первоначальными мотивами служат: желание изменить свою фигуру, поправить здоровье, получить разрядку от стрессов на работе и дома, расширить круг знакомств [15]. В отличие от профессионального спорта, где важен результат и ты ему полностью подчинен, фитнес дает совсем другие ощущения. Спортивный клуб - это сообщество, куда с удовольствием принимают, где ценят целеустремленность, настроение и взаимную поддержку. Кроме того, физические упражнения действуют тонизирующие, стимулируя моторно-висцеральные рефлексы, они способствуют ускорению процессов метаболизма в тканях, активации гормональных процессов. При соответствующем подборе упражнений можно избирательно воздействовать на моторно-сосудистые, моторно-кардиальные, моторно-желудочно-кишечные и другие рефлексы, что позволяет повышать преимущественно тонус нужных систем и органов.

Таким образом, оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным образом жизни является эффективной в преодолении, предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни, а также важными фактором регуляции нервно-психического состояния женщины, поддерживает деятельное состояние организма.

Особенности нервно-психического напряжения женщин, занимающихся фитнесом

Оценка нервно-психического напряжения проводилась по опроснику нервно-психического напряжения (НПН), предложенного Т. А. Немчиным. Исследование проводилось в группе женщин, занимающихся фитнесом, в два этапа: перед тренировкой и после тренировки.

Возраст женщин варьировался от 22 до 55 лет. Для выявления возрастных особенностей изучаемой связи подвыборка была поделена на 5 возрастных групп. В основе данного деления лежит периодизация жизни женщины Левинсона [16]: 22-27 лет (6 женщин), 28-33 года (6 женщин), 34-39 лет (6 женщин), 40-49 лет (6 женщин), 50-55 лет (5 женщин).

Были получены следующие средние показатели характеристик нервно-психического напряжения (табл. 1).

Таблица 1

Средние показатели характеристик нервно-психического напряжения, полученные

по методике Т. А. Немчина

Характеристики состояния «До» «После»

тренировки тренировки

1. Наличие физического дискомфорта 1,7 1,3

2. Наличие болевых ощущений 1,7 1,4

3. Температурные ощущения 1,3 1,6

4. Мышечный тонус 1,3 2,0

5. Координация движений 1,0 1,7

6. Двигательная активность 1,1 1,6

7. Сердечно-сосудистая деятельность 1,2 1,3

8. Желудочно-кишечный тракт 1,4 1,1

9. Органы дыхания 1,3 1,7

10. Выделительная система 1,2 1,2

11. Потоотделение 1,2 1,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Проявление со стороны слизистой оболочки полости рта 1,2 2,0

13. Кожные покровы (окраска). 1,1 1,5

14. Восприимчивость 1,2 1,1

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах 1,1 1,6

16. Настроение 1,3 1,9

17. Особенности сна 1,5 1,3

18. Особенности эмоционального состояния 1,5 1,1

19. Помехоустойчивость 1,4 1,3

20. Особенности речи 1,1 1,3

21. Общая оценка психического состояния 1,5 1,4

22. Особенности памяти 1,3 1,1

23. Особенности внимания 1,2 1,5

24. Сообразительность 1,1 1,2

25. Умственная работоспособность 1,2 1,3

26 Явления психического дискомфорта 1,3 1,2

27. Степень распространенности признаков напряжения 1.1 1,2

28. Частота возникновения состояния напряжения 1,9 1,6

29. Продолжительность состояния напряжения 1,4 1,3

30. Общая степень выраженности напряжения 1,9 2,0

Для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, мы применили Т-критерий Вилкоксона. Он позволил установить не только направленность движений, но и их выраженность. С помощью Т-критерия Вилкоксона мы определили, что сдвиг показателей более интенсивен в сторону увеличения признаков нервно-психического напряжения (табл. 2).

Таблица 2

Расчет Т-критерия Вилкоксона (по опроснику нервно-психического напряжения)

№ «До» «После» Сдвиг Абсолютное Ранговый

(' после - 'до) значение номер

сдвига сдвига

1 34 40 6 6 14

2 43 34 -9 9 21.5

3 42 38 -4 4 8.5

4 52 41 -11 11 27

5 33 43 10 10 24.5

6 37 44 7 7 17

7 37 43 6 6 14

8 36 38 2 2 3

9 30 37 7 7 17

10 46 50 4 4 8.5

11 37 49 12 12 29

12 37 48 11 11 27

13 36 45 9 9 21.5

14 34 36 2 2 3

15 39 49 10 10 24.5

16 47 51 4 4 8.5

17 42 37 -5 5 12

18 30 38 8 8 19

19 40 42 2 2 3

20 40 47 7 7 17

21 36 40 4 4 8.5

22 42 51 9 9 21.5

23 40 36 -4 4 8.5

24 46 50 4 4 8.5

25 39 48 9 9 21.5

26 45 47 2 2 3

27 51 45 -6 6 14

28 43 54 11 11 27

29 44 46 2 2 3

Сумма рангов нетипичных сдвигов: 91.5

Т=91.5 при критическом значении 110 (р<0,01) и 140 (р<0,05). Таким образом, полученное эмпирическое значение Тэмп находится в зоне значимости.

Анализируя полученные данные, мы определили, что «До» и «После» тренировки, средний показатель характеристик нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов и характеризуется как слабый или «детензивный». Результаты исследования показали, что средний показатель характеристик меняется от 40 «До», и до 44 «После». Из приведенной выше таблицы (табл. 1) видно, что значение среднего показателя нервно-психического напряжения меняется за счет изменения других характеристик, само напряжение не меняется и остается слабым.

Основные характеристики нервно-психического напряжения, которые ведут к изменению среднего показателя:

1. Наличие физического дискомфорта. Если «До» тренировки имели место незначительные неприятные ощущения, то «После», по данным исследования, у большинства женщин отсутствовали какие-либо неприятные ощущения.

2. Наличие болевых ощущений. Если «До» тренировки имели место болевые ощущения, которые периодически появлялись, то «После» тренировки болевые ощущения отсутствовали полностью.

3. Температурные ощущения. Повышение температуры тела «После» тренировки, ощущение тепла.

4. Мышечный тонус. Умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения «После» тренировки.

5. Координация движений. Повышение легкости, точности, координированности движений, «После» тренировки.

6. Двигательная активность. Повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений «После» тренировки.

7. Проявления со стороны органов дыхания. Увеличение глубины и учащения дыхания, не мешающие работе «После» тренировки.

8. Состояние потоотделения. Умеренное усиление потоотделения «После» тренировки.

9. Состояние слизистой оболочки рта. Умеренное увеличение слюноотделения «После» тренировки.

10. Окраска кожных покровов. Покраснение кожи лица, шеи, рук «После» тренировки.

11. Чувство уверенности в себе, в своих силах. Повышение чувства уверенности в себе, вера в успех «После» тренировки.

12. Настроение. Обычное настроение «До» тренировки меняется у большинства женщин на приподнятое, повышенное настроение «После». Наблюдается ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью.

13. Особенности эмоционального состояния в целом. «После» тренировки у большинства женщин прошло чувство озабоченности.

Средний показатель степени напряжения меняется: слабый ИН=40 до тренировки и умеренный ИН=44, (соответствующий «напряжению») после, - первая степень НПН меняется на вторую степень НПН. Степень напряжения до тренировки может быть названа напряжением лишь условно, так как при этом признаков напряжения либо не наблюдается совсем, либо их проявления настолько незначительны, что испытуемые не склонны считать свое состояние нервно-психическим напряжением. В данном случае у испытуемых как бы не происходит «включения» в экстремальную ситуацию, она не расценивается ими как сложная, требующая мобилизации усилий на ее преодоление и достижение поставленной цели. При таком положении отсутствуют не только мотивы для достижения цели, но и мотивы к деятельности. Испытуемые не испытывают необходимости в успешном преодолении затруднений, которыми характеризуется ситуация объективно, их не беспокоят возможные последствия. Они не отмечают каких-либо явлений соматического или психического дискомфорта или, напротив, комфорта и не расценивают ситуацию, в которой они оказались, как экстремальную. В связи с подобным отношением к обстоятельствам, к условиям деятельности, к задачам, которые должны решить испытуемые, они не обнаруживают заметных признаков реагирования на ситуацию, и поэтому при объективных исследованиях и субъективных отчетах о своем состоянии и ощущениях у них не выявляется существенных изменений, дающих право расценивать их состояние как состояние напряжения. В результате при исследовании испытуемых характеристики их состояния не отличаются от обычных, повседневных характеристик как соматических систем, так и психической сферы.

После тренировки средний показатель степени напряжения умеренный (соответствующий «напряжению»), составляет ИН=44, показатель соответствует второй степени НПН.

Самыми общими характеристиками второй степени нервно-психического напряжения выступает мобилизация нервно-психической деятельности, повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъема морально-психических, душевных и физических сил. Если при этом и наблюдаются отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем, то они маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться высоких результатов при достижении цели. Таким образом, при умеренно-выраженном нервно-психическом напряжении не только отчетливо проявляются мотивация к достижению цели, стремление к энергичным действиям, но и испы-тывается удовлетворение от самой деятельности. У испытуемых не возникает противоречие между отношением к желаемой цели и отношением к нередко нелегкому труду на пути к ее достижению, и поэтому эффективность и продуктивность их деятельности оказываются высокими. При умеренно выраженном психическом напряжении в психической деятельности наблюдаются существенные позитивные сдвиги:

- возрастает эффективность основных свойств внимания: увеличивается его объем, внимание становится более устойчивым, усиливается способность к концентрации на выполняемом задании, снижается отвлекаемость. Повышение продуктивности функций внимания связано

еще и с некоторым уменьшением переключаемости внимания, что обеспечивает сосредоточенность индивида на решении главных задач, стоящих перед ним в данной экстремальной ситуации;

- изменяется функция памяти, хотя модификация мнемической функции при напряжении не имеет столь отчетливого и целостного положительного характера, как функция внимания. Если объем кратковременного запоминания увеличивается, то способность индивида к долговременному вербальному сохранению либо практически остается прежней, либо обнаруживает тенденцию к снижению;

- увеличивается продуктивность логического мышления. Естественно полагать, что повышение продуктивности логического мышления как одно из важных психических функций надлежит связывать с активацией других, рассмотренных выше, психических процессов. Можно сказать, что при напряжении второй степени наблюдается повышение эффективности когнитивной деятельности в целом;

- увеличивается точность движений, уменьшается количество ошибок.

По результатам исследования можно сделать вывод, что занятие фитнесом приводит к увеличению нервно-психического напряжения, при этом степень распространенности признаков напряжения, продолжительность состояния напряжения, общая степень выраженности почти не изменяются. Увеличение признаков нервно-психического напряжения происходит за счет изменения температурных ощущений, повышения координации движений, повышения мышечного тонуса, увеличения скорости и энергичности движений, покраснения кожи лица, учащения дыхания, умеренного усиления потоотделения и т. п.

После тренировки, по результатам исследования, у большинства женщин проходит чувство озабоченности, настроение становится приподнятым, появляется ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью, приходит чувство уверенности в себе, вера в успех, проходят неприятные физические ощущения и болевые ощущения. Возрастает эффективность основных свойств внимания, изменяется функция памяти, увеличивается продуктивность логического мышления, можно сказать, наблюдается повышение эффективности когнитивной деятельности в целом.

Таким образом, умеренная степень нервно-психического напряжения характеризуется повышением качества и эффективности психической деятельности и представляет такую форму психического состояния индивида, при которой со всей полнотой раскрываются способности человека к достижению цели, к выполнению той или иной работы. При второй степени выраженности НПН наблюдаются изменения в динамических характеристиках нервной системы, которые можно квалифицировать как повышение уровня ее активированности.

Заключение

Сегодня интерес к телесности возрастает, ведь смещение акцента на интеллект и «изолированное» психическое не помогло человеку достичь гармонии и процветания. Более того, игнорирование тела, недооценка его сложнейших функций, не только не позволило эффективно «лечить» психологические конфликты, но во многих случаях усилили их негативное влияние.

Оценка телесности - это в первую очередь, оценка внешнего вида тела, его образа. Взгляд на самого себя - это взгляд на собственное тело, который является частью понимания себя. Непринятие чего-то в своем теле создает «дыры», которые нельзя заполнить. Результат - искаженный образ себя и тела.

В основе всех случаев непринятия собственного тела или его определенных зон, лежит конфликт реального и идеального образа тела. Изменяя тело и внешний образ, можно добиться и внутренних изменений.

Нами было доказано, что занятие фитнесом приводит к увеличению нервно-психического напряжения. Умеренная степень нервно-психического напряжения характеризуется повышением качества и эффективности психической деятельности, раскрываются способности человека к достижению цели, к выполнению той или иной работы. Повышается уровень активиро-ваннности нервной системы.

Литература

1. Боаделла Д. Выражение эмоций и тело // Баксаков В. Ю. Свободное тело: хрестоматия по телесно-ориентировочной психотерапии и психотехнике. - М.: Ин-т обще-гуманитарных исследований, 2001. - С. 65-79.

2. Выготский Л. С. Из записных книжек // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1977. - № 2. -С. 89-95.

3. Каппони В., Новак Т. Как говорить со своим телом // Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья: хрестоматия. - М.: АСТ; Харвест, 2005. - С. 258-286.

4. Тартаковский М. С. Нетрадиционная физкультура. - М.: Просвещение, 1986.

5. IDEA Health and Fitness Source. -1999. - Р. 65.

6. Travis J., Callander M. Wellness for helping professionals, creating compassionate cultures. MillValley. Ca.: Wellness Associations Publications, 1990.

7. Бьюзен Т. Интеллект-карты для фитнеса. Пер. с англ. Онацкая Д.Я. - Минск: Попурри, 2010.

8. Федорова Т., Бажурина В. Утраченное сокровище - наше тело // Психол. газета. - 1998. - № 6.

9. Яковлева Е. Гармония души и тела // Журнал SHAPE. - 2012. - № 11 ноябрь. - С. 98-100.

10. Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

11. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995.

12. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Баручков И. С. Назаров Ю. Физическая культура и физическая подготовка. - М., 2007.

14. Никитин В. Н. Энциклопедия тела: Психология, психотерапия, педагогика, театр, спорт, менеджмент. - М.: Алетейа, 2000.

15. Бордовских Ю. Фитнес с удовольствием. - М.: Эксмо, 2005.

16. Ижванова Е. М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте: автореферат на соиск. учен. степени канд. психол. наук. - М., 2004.

References

1. Boadella D. Vyrazhenie jemocij i telo // Baksakov V. Ju. Svobodnoe telo: hrestomatija po telesno-orientirovochnoj psihoterapii i psihotehnike. - M.: In-t obshhe-gumanitarnyh issledovanij, 2001. - S. 65-79.

2. Vygotskij L. S. Iz zapisnyh knizhek // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 14. Psihologija. - 1977. - № 2. - S. 89-95.

3. Kapponi V., Novak T. Kak govorit' so svoim telom // Psihosomatika: Vzaimosvjaz' psihiki i zdorov'ja: hrestomatija. - M.: AST; Harvest, 2005. - S. 258-286.

4. Tartakovskij M. S. Netradicionnaja fizkul'tura. - M.: Prosveshhenie, 1986.

5. IDEA Health and Fitness Source. -1999. - R. 65.

6. Travis J., Callander M. Wellness for helping professionals, creating compassionate cultures. MillValley. Ca.: Wellness Associations Publications, 1990.

7. B'juzen T. Intellekt-karty dlja fitnesa. Per. s angl. Onackaja D.Ja. - Minsk: Popurri, 2010.

8. Fedorova T., Bazhurina V. Utrachennoe sokrovishhe - nashe telo // Psihol. gazeta. - 1998. - № 6.

9. Jakovleva E. Garmonija dushi i tela // Zhurnal SHAPE. - 2012. - № 11 nojabr'. - S. 98-100.

10. Nemchin T. A. Sostojanie nervno-psihicheskogo naprjazhenija. - L.: Izd-vo LGU, 1983.

11. Mjasishhev V. N. Psihologija otnoshenij. - M.: In-t prakticheskoj psihologii; Voronezh: MODJeK, 1995.

12. Levitov N. D. O psihicheskih sostojanijah cheloveka. - M.: Prosveshhenie, 1964.

13. Baruchkov I. S. Nazarov Ju. Fizicheskaja kul'tura i fizicheskaja podgotovka. - M., 2007.

14. Nikitin V. N. Jenciklopedija tela: Psihologija, psihoterapija, pedagogika, teatr, sport, menedzhment. -M.: Aleteja, 2000.

15. Bordovskih Ju. Fitnes s udovol'stviem. - M.: Jeksmo, 2005.

16. Izhvanova E. M. Razvitie polorolevoj identichnosti v junosheskom i zrelom vozraste: avtoreferat na soisk. uchen. stepeni kand. psihol. nauk. - M., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.